Порядок назначения на должности судей и работников аппарата суда и судебного департамента

Обновлено: 01.05.2024

Но решающий отбор происходит на уровне президента, в закрытом режиме. Производит его Комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должность федеральных судей при президенте (ККП). Решения этого с виду технического органа ставят в зависимость будущих судей от исполнительной власти, особенно представителей правоохранительных органов. По различным данным, ККП отсеивает от 25 до 35% кандидатов, как при первом назначении, так и при повторном. Для кандидата в судьи это значит, что противоречия или конфликты с представителями правоохранительных органов могут вызвать проблемы при прохождении ККП.

Президент и его администрация постепенно взяли на себя основную содержательную работу по отбору судейских кадров, во многом положившись на рекомендации правоохранительных органов. Судьи проходят этот отбор многократно: как при первом назначении, так и при любых перемещениях внутри судебной системы из одного суда в другой, в том числе при назначении на должность председателя суда. Ежегодно президент издает около 2500 указов о назначении судей, чуть более половины из которых – новые назначения, а остальные – повторные. На деле рассмотрение кандидатур делегировано ККП. Именно в ее составе и особенностях работы заключается основной механизм превентивного контроля за судебной системой.

ККП была создана указом президента Бориса Ельцина 7 февраля 1994 г. Поскольку право назначать судей на должность перешло от советов народных депутатов к президенту, то требовался технический орган, который бы давал предварительную рекомендацию. В первых составах ККП наибольший вес имела судебная власть. Из 10 человек первого состава четверо представляли судебную систему (председатели трех высших судов и председатель совета судей), а также министр юстиции. Кроме них в ККП входили также представитель администрации президента, уполномоченный по правам человека, зампредседателя Госдумы и два представителя региональной власти – глава Иркутской области и президент Кабардино-Балкарии. До 1999 г. численность и принципы комплектования практически не менялись, добавился только один представитель юридической науки.

Первое серьезное изменение в составе ККП случилось в 1999 г. на фоне общей политики укрепления исполнительной власти. Численность ККП выросла до 22 человек, прежде всего за счет включения шести новых сотрудников администрации президента. Тогда же в состав ККП впервые был включен представитель правоохранительных органов – заместитель генпрокурора. Но добавились также ученые-юристы и глава вновь образованного Судебного департамента.

Присутствие представителей силовых структур в ККП обосновывается борьбой с коррупцией среди судей и отслеживанием конфликтов интересов. Иными словами, нужно анализировать декларации о доходах и иметь оперативную информацию о членах их семей, а также о личном поведении. Ситуации, когда у потенциального судьи супруг – адвокат, или прокурор, или даже предприниматель, ведут к отказу в рекомендации, как и любые ошибки в декларациях. Но в действительности в ККП поступает вся оперативная информация на судей, которую собирают спецслужбы в регионах, а комиссия уже вольна учитывать ее по усмотрению – никакого конечного списка оснований для отказа в рекомендации нет.

18 лет работы этой системы отбора оставляет в судебной системе все меньше кадров, готовых занять независимую позицию или игнорирующих указания правоохранительных органов. Возможно, ККП действительно борется с коррупцией и опасными связями. Но основным результатом ее работы стало повышение карьерных рисков для судей, полагающих, что у них есть хоть какая-то независимость. Сегодня состав ККП уменьшился до 15 человек, но старое квотирование осталось. Начать изменения надо с того, чтобы вывести из ККП всех представителей правоохранительных органов.

Создание самостоятельной судебной системы, в которой независимость была бы востребована судьями, предполагает полное изменение системы отбора и подготовки. В новой системе место рекомендации ККП должны занять результаты экзаменов в специализированных центрах подготовки судей. Президенту достаточно наделять их высоким статусом федерального судьи лишь при первом назначении, а проверки на предмет недостойных биографических эпизодов можно вести в процессе обучения и работы. Это длинный путь, но его не избежать.

Авторы благодарят Руслана Кучакова за помощь в работе над статьей.

Авторы – ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге, научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге

Вопрос №2

Подлежит ли включению в стаж работы по юридической профессии, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, период работы в должности правового (главного правового) инспектора правовой инспекции, находившейся в ведении областного Совета профсоюзов?

В соответствии с постановлением Президиума ВЦСПС от 22 ноября 1976 года в республиканских, краевых, областных, Московском и Киевском городских советах и в центральных комитетах профсоюзов были созданы правовые инспекции труда, которые с ноября 1976 по декабрь 1994 года проводили свою работу под руководством президиумов соответствующих советов и центральных комитетов профсоюзов. Таким образом, правовые инспекции не являлись государственными организациями. Следовательно, период работы с ноября 1976 по декабрь 1994 года не может быть включен в стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания.

Исходя из изложенного, время работы в государственной инспекции труда на должностях, требующих наличия высшего юридического образования, после января 1995 года следует включать в стаж по юридической специальности.

Вопрос №3

Засчитывается ли в стаж работы для назначения ежемесячного пожизненного содержания время работы в должности юрисконсульта в политехническом институте?

Статья 9 федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" устанавливает, что политехнический институт является одним из видов высших учебных заведений, осуществляющим подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности. Его статус определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. Статус института включается в его наименование.

В соответствии со ст.10 федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" институты могут быть как государственными, там и муниципальными или негосударственными высшими учебными заведениями. Вопросы создания и реорганизации высшего учебного заведения регулируются Законом Российской Федерации "Об образовании".

Следовательно, в зависимости от вышеуказанных условий политехнический институт может являться государственной организацией и работа в нём в качестве юрисконсульта, по смыслу Закона, может быть включена в стаж работы для исчисления размера ежемесячного пожизненного содержания.

Вопрос №4

Подлежит ли включению в стаж работы по юридической профессии период исполнения обязанностей судьи в 1987-1988 годах?

Ответ: В соответствии с абзацем 4 подпункта 3.1 пункта 3 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировыми судьям, утвержденной Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2003 г., 09.07.2003 г., 03.07.2003 г. в стаж работы в качестве судьи РФ для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания включается время работы в аппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, арбитражных судов и органов государственного арбитража, в органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, в качестве стажера (кандидата) судьи или исполнявшего обязанности судьи, а также прокурора, следователя, адвоката, государственного нотариуса, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи.

Следовательно, период исполнения обязанностей судьи в период 1987-1988 годов включается в стаж работы в качестве судьи. Исполнение обязанностей судьи должно быть подтверждено соответствующими записями в трудовой книжке или иными документами.

Вопрос №5

Оплачивается ли судье в отставке и его (её) супругу проезд к месту отдыха и обратно?

Вопрос №6

В соответствии с абзацем 4 подпункта 3.1 пункта 3 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировыми судьям, утвержденной Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2003 г., 09.07.2003 г., 03.07.2003 г., в стаж работы в качестве судьи РФ для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания включается время работы в аппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, арбитражных судов и органов государственного арбитража, в органах юстиции (министерствах юстиции СССР и РФ, министерствах юстиции республик в составе РФ, управлениях (отделах) юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование), в качестве стажера (кандидата) судьи или исполняющего обязанности судьи, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, государственного нотариуса, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи.

Однако исполнение обязанностей судьи должно быть подтверждено соответствующими записями в трудовой книжке или иными документами.

Вопрос №7

Каков порядок оформления ежегодных оплачиваемых отпусков председателям районных судов?

Ответ: Порядок предоставления очередных оплачиваемых отпусков председателям районных судов нормативно не урегулирован.

В соответствии со статьями 122, 123 Трудового кодекса РФ ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться работнику в любое время рабочего года согласно графику предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ, а также его органы в субъектах РФ по отношению к председателям судов работодателями не являются. Следовательно, председатель районного суда вправе самостоятельно издать приказ об уходе в отпуск, о его продлении или переносе, а также об отзыве себя из отпуска без подачи соответствующего заявления на имя начальника управления (отдела) Судебного департамента в субъекте РФ.

Вместе с тем, копии данных приказов необходимо направлять в управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ для решения финансовых и иных вопросов. Рекомендуется также проекты приказов согласовывать с соответствующими председателями судов субъектов РФ.

Вопрос №8

Каков порядок оплаты судьям и работникам аппарата суда за обязательные дежурства в субботние и праздничные нерабочие дни?

Вопрос №9

Включается ли в состав заработной платы для исчисления ежемесячного пожизненного содержания доплата за работу со сведениями, составляющими государственную тайну?

Согласно п.4.1 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировыми судьям, утвержденной Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2003 г., 09.07.2003 г., 03.07.2003 г. при определении размера ежемесячного пожизненного содержания в заработную плату (денежное содержание) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну также не включена.

Полагаем, что при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, в состав заработной платы не должна включаться процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Вопрос №10

Возможно ли получение ежемесячного пожизненного содержания с 29 июля 1992 года с вычетом полученной пенсии по возрасту?

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета за каждый год стажа работы свыше 20 лет - один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

Право на получение ежемесячного пожизненного содержания у бывших судей, ушедших с должности судьи на пенсию по возрасту либо по истечении срока полномочий, при стаже работы в качестве судьи не менее 20 лет возникло с 29 июля 1992 года.

Согласно п.2.1 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировыми судьям, утвержденной Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2003 г., 09.07.2003 г., 03.07.2003 г. основанием для рассмотрения вопроса о назначении ежемесячного пожизненного содержания является заявление лица, имеющего на это право. Время его подачи, каким - либо сроком не ограничивается. Ежемесячное пожизненное содержание назначается с момента подачи заявления, а не со времени наступления права судьи на его получение.

Вопрос №11

Вправе ли судья пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет работать руководителем подразделения по обеспечению деятельности мировых судей субъекта РФ с одновременным сохранением права на получение ежемесячного пожизненного содержания судьи?

Поскольку органы по обеспечению деятельности мировых судей относятся к органам государственной власти, то при наличии 20- летнего стажа работы в должности судьи, лицо вправе работать в должности руководителя подразделения по обеспечению деятельности мировых судей субъекта Российской Федерации, одновременно сохраняя право на получение ежемесячного пожизненного содержания.

Вопрос №12

Каков порядок оплаты труда лицам, временно замещающим должности председателя или заместителя председателя суда?

Ответ: Вопросы, связанные с порядком оплаты труда судей в период временного исполнения ими обязанностей председателя или заместителя председателя суда не урегулированы специальными нормативными актами.

Следовательно, при отсутствии специальной правовой нормы, регулирующей правоотношения с судьями, возможно применение нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Действующее законодательство не предусматривают возможности возложения исполнения обязанностей заместителя председателя суда на другого заместителя председателя суда или судью в случае его временного отсутствия.

Поручение исполнения полномочий отсутствующего председателя или заместителя председателя суда возлагается на вышеуказанных лиц Законом и переводом не считается.

При оплате труда данных лиц подлежат применению нормы трудового законодательства, регулирующие оплату труда при увеличении объема работы (при замещении заместителя председателя суда другим заместителем) или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором (при замещении председателя суда).

Согласно ст. 151 Трудового кодекса РФ при увеличении объема работы или при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику по соглашению сторон с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы производится доплата.

Размер доплаты определяется размером должностного оклада временно отсутствующего председателя суда или заместителя председателя суда. При этом доплаты, связанные с личностью временно отсутствующего председателя суда или заместителя председателя суда, начисляться не должны.

Вопрос №13

Каков порядок выплат стимулирующего характера работникам аппаратов судов районного звена, в частности, ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы, премий за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи?

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и соответствующим законом о федеральном бюджете на конкретный календарный год Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета в части финансирования судов общей юрисдикции, в силу чего он наделен правом составлять бюджетную роспись, распределять лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств, исполняя соответствующую часть бюджета. Таким образом, бюджетное законодательство не определяет районные суды в качестве самостоятельных субъектов получателей бюджетных средств.

Учитывая, что получателем бюджетных средств в субъекте РФ на финансирование судов общей юрисдикции является орган Судебного департамента в субъекте РФ, следовательно, правом на использование бюджетных средств в соответствии с утвержденной бюджетной росписью (в том числе на материальное поощрение аппарата районного суда) наделён орган Судебного департамента в субъекте РФ в лице его начальника.

Издание, по представлению председателя районного суда, начальником органа Судебного департамента в субъекте РФ распоряжения о поощрении работников аппарата районного суда не является дублированием действий председателя суда, а является выполнением своих обязанностей по осуществлению финансирования районного суда в пределах бюджетных средств выделенных в целом на финансирование всех судов общей юрисдикции данного субъекта РФ.

Районные суды получают денежные средства на осуществление дополнительных выплат работникам аппарата, предусмотренных указанными выше нормами законодательства о государственной гражданской службе, в пределах бюджетных ассигнований с учетом установленных организационно - штатных нормативов по распоряжению получателя бюджетных средств, каковым является орган Судебного департамента в субъекте РФ.

Действующим законодательством не предусмотрены полномочия председателей районных судов в части самостоятельного и непосредственного получения денежных средств из федерального бюджета на осуществление указанных выплат без учета согласования с органом Судебного департамента в субъекте РФ, как уполномоченным законом распорядителем средств федерального бюджета.

Исходя из изложенного, председатели районных судов вправе, в пределах смет соответствующих расходов, назначать своими приказами федеральным гражданским служащим аппаратов судов ежемесячные надбавки за особые условия гражданской службы, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, а начальник Управления, как распорядитель средств федерального бюджета, издавать соответствующий приказ об их выплате.

Вопрос №14

Таким образом, периоды работы в должности следователя прокуратуры и старшего консультанта по судебной работе отдела юстиции, предшествующие назначению на должность судьи, включаются в стаж для назначения ежемесячного пожизненного содержания.

Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу.

Вопрос №15

Вправе ли судья быть членом инициативной группы по организации потребительского гаражного кооператива?

Вопрос №16

Может ли судья совмещать деятельность по отправлению правосудия с оплачиваемой преподавательской деятельностью в должности заведующего кафедрой высшего учебного заведения?

Исходя из системного толкования указанных норм, с учётом положения Европейской хартии о статусе судей от 10 июля 1998 года, следует сделать вывод о том, что такое совмещение допустимо при соблюдении судьей условия приоритетности судебной деятельности. Преподавательская деятельность не должна нанести ущерб выполнению полномочий судьи по отправлению правосудия.

Нанесение ущерба интересам правосудия следует оценивать с точки зрения качества исполнения судьей своих обязанностей (высокое качество принимаемых решений, отсутствие нарушений сроков рассмотрения дел, обоснованных жалоб лиц, участвующих в деле и т.п.).

Вопрос №17

Вопрос №18

Вправе ли судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж судебной работы 21 год, в том числе непосредственно в должности судьи 16 лет и 5 лет в должности следователя, заниматься адвокатской деятельностью?

Такое толкование указанной нормы дано в определении кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2007 года № КАС07-310 по делу М. об отмене решения квалификационной коллегии судей Омской области о прекращении отставки судьи.

Вопрос №19

Согласно п.2 ст.15 указанного Закона каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1,2,4,5,9 и 11 пункта 1 статьи 14 настоящего Закона. Время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере.

Вопрос №20

Абзац первый пункта 5 статьи 15 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации регулирует право пребывающего в отставке судьи и имеющего стаж работы в должности судьи 20 лет (и менее) на выплату по его выбору пенсии на общих основаниях или не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания в зависимости от стажа и возраста.

Таким образом, бывшие судьи, переведенные на работу в государственные организации до введения в действие базового закона, и ушедшие на пенсию с этой должности, при решении вопроса о назначении ежемесячного пожизненного содержания приравнены к судьям, пребывающим в отставке.

Такая позиция отражена в Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировыми судьям, утвержденной Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ 29.07.2003 г., 09.07.2003 г., 03.07.2003 года.

Судьей может быть гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юр. образование, стаж работы по юр. профессии не менее 5-и лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей, судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ — достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юр. профессии не менее 10-и лет. Также фед. законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам в судьи.

Порядок наделения полномочиями судей Конституционного Суда РФ устанавливается КРФ и федеральным конституционным законом.

Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. Любой гр-ин достигший нужного возраста и имеющий соотв. образование имеет право быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, который принимается состоящей при органе юстиции экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей. Она (коллегия) в пределах своей компетенции рассматривает заявление лица, претендующего на должность судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня сдачи заключения.

Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов.

Заместители председателей и другие судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и заключении квалификационных коллегий судей этих судов.

Судьи военных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов. Председатели военных судов и их заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов РФ. Председатели федеральных арбитражных судов округов и их заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ, с учетом предложений законодательных (представительных) органов государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Нужна помощь в написании доклада?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, а также судьи (в том числе председатели, заместители председателей) районных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ. Председатели и заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Судьи арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ. Председатели арбитражных судов субъектов РФ и их заместители назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.

Мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.)

В соответствии со ст. 11 Закона о судебной системе судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и указанным Законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
Все судьи в России обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ.
Порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей судов устанавливается законами о судебной системе, о статусе судей.
Согласно ст. 13 Закона о судебной системе председатели и заместители председателей судов, в том числе военных, назначаются на должность сроком на шесть лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.
Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе. При этом полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией РФ, законами о судебной системе, о статусе судей.
Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда (за исключением Конституционного Суда РФ) — 70 лет (ст. 14 Закона о судебной системе).
Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей (ст. 15 названного Закона).
Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом (ст. 16 названного Закона).
В ст. 35 Закона о военных судах изложены особенности комплектования военнослужащими военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента.
Согласно ст. 4 Закона о статусе судей судьей может быть гражданин России, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами.
При этом для вышестоящих судейских должностей устанавливается более высокий возрастной ценз и требуется больший стаж работы по юридической профессии.
Так, судьей суда субъекта РФ, окружного военного (и равного им) суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет; судьей районного, гарнизонного военного суда (и равных им судов) может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее, пяти лет.
В стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования:
— государственных должностях в федеральных органах государственной власти; органах государственной власти субъектов РФ; иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, а также в государственных органах, существовавших в России до принятия действующей Конституции РФ;
— муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления.
Кроме того, в стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования должностях в органах Судебного департамента, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в научно-исследовательских институтах и иных научно-исследовательских учреждениях, время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса.
Для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование.

Похожие работы:

В соответствии со ст. 11 Закона о судебной системе судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ и указанным Законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязан.

Согласно ст. 2 Закона о статусе судей судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. П.

Работники аппаратов федеральных судов являются государственными служащими. На основе норм Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федераци.

Финансирование судов общей юрисдикции, мировых судей и квалификационных коллегий судей осуществляется Судебным департаментом за счет средств федерального бюджета. Генеральный директор Судебного депар.

Читайте также: