Порядок использования воздушного пространства рф беспилотными воздушными судами

Обновлено: 13.05.2024

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено день назад

Ванинская транспортная прокуратура разъясняет, что воздушное пространство над территорией Российской Федерации классифицируется по ряду классов, отличающихся спецификой полетов воздушных судов и их обеспечения:

а) класс A. Разрешены полеты без ограничения по скорости, осуществляемые только по приборам. Обязательными являются диспетчерское обслуживание, их эшелонирование, наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом управления полетами;

б) класс C. Разрешены полеты двух видов - по приборам и по правилам визуальных полетов. Диспетчерское обслуживание, эшелонирование и наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом управления полетами являются обязательными. При полетах по правилам визуальных полетов на высотах ниже 3 050 м их скорость допускается не более 450 км/ч;

в) класс G. Допускаются полеты по приборам и по правилам визуальных полетов, однако эшелонирование воздушных судов не осуществляется, наличие постоянной радиосвязи с органом управления полетами требуется только при полетах по приборам, а на высоте ниже 3 050 м действует запрет на превышение скорости - не более 450 км/ч. Полетно-информационное обслуживание осуществляется только по запросу.

Под использованием воздушного пространства понимается два вида деятельности:

- при которой производится перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и т.п.);

- любая другая деятельность, при которой может возникнуть угроза безопасности воздушного движения (возведение высотных сооружений, проведения взрывных работ, производственных процессов, излучающих электромагнитные и иные волны или сопровождающихся выбросами в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, и т.д.).

Использование воздушного пространства осуществляется двумя способами - в разрешительном порядке и в уведомительном порядке (ст. 16 ВК РФ).

Разрешительным признается порядок, основанный на планах, расписаниях или графиках деятельности в воздушном пространстве при условии получения разрешения на его использование. При нем пользователю воздушного пространства предоставляются права действовать в соответствии с условиями, доведенными центром Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (п. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138). Выдается главным, зональным или районным центром Единой системы на основании представленных пользователями воздушного пространства планов (заявок, расписаний, графиков), а для международных полетов - на основании представленного плана полета и международного договора Российской Федерации или разрешения, выдаваемого Правительством Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации и некоторыми другими органами государства.

Разрешение на использование воздушного пространства необходимо получать если пользователи:

1) занимаются деятельностью, не связанной с выполнением полетов воздушных судов, на основании планов использования воздушного пространства (графиков). Это правило установлено в отношении всего воздушного пространства Российской Федерации;

2) выполняют полеты в пространстве двух классов - A и C, а для полетов беспилотных летательных аппаратов (воздушных судов) - в пространстве класса G.

Уведомительным признается порядок использования воздушного пространства только для полетов без получения диспетчерского разрешения. Он применяется в воздушном пространстве класса G и заключается в уведомлении о предстоящем полете (полетах) для получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения.

1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации;

план реализации Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в части развития технологий.

2. Минтрансу России и Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

обеспечить выполнение плана реализации Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в части развития технологий;

представить предложения по актуализации Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации и плана реализации Концепции интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации в части развития технологий до 1 июня 2022 г.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНАраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 5 октября 2021 г. № 2806-р

КОНЦЕПЦИЯинтеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации

I. Общие положения

Настоящая Концепция разработана в целях определения путей и способов достижения такого состояния авиатранспортной системы Российской Федерации, в том числе воздушного законодательства Российской Федерации, авиационной инфраструктуры и подготовки авиационного персонала, при котором выполнение полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации будет обеспечено на приемлемом уровне безопасности полетов.

Настоящая Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации, стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации, а также с учетом международного опыта в области интеграции беспилотной авиации в существующие системы организации воздушного движения.

Под интеграцией беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации следует понимать процесс совершенствования законодательства Российской Федерации, разработки и внедрения технологий обслуживания воздушного движения (управление полетами), успешное завершение которого обеспечит безопасное выполнение полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации.

Аспекты интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации включают в себя элементы структуры воздушного пространства и классификацию воздушного пространства, а также правила, процедуры и технологии организации и использования воздушного движения, позволяющие на приемлемом уровне обеспечить совместное выполнение в нем полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов.

Базовыми принципами интеграции беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство Российской Федерации являются:

интеграция беспилотных воздушных судов, не приводящая к снижению существующего уровня безопасности полетов, увеличению или созданию риска для жизни и здоровья граждан, а также риска причинения вреда наземной инфраструктуре и имуществу граждан;

наличие уровня требований в области подготовки, выполнения и обеспечения полетов беспилотных воздушных судов, пропорционального потенциальным рискам, - чем выше риск, тем выше требования;

наличие у беспилотной и пилотируемой авиации равного доступа к воздушному пространству Российской Федерации с учетом реализации требований в области безопасности полетов;

соответствие беспилотных и пилотируемых воздушных судов установленным техническим требованиям в области безопасности полетов;

соответствие внешних пилотов установленным требованиям в области подготовки авиационного персонала;

обеспечение информационной (кибер-) защищенности авиационной транспортной системы в целом и всех компонентов ее инфраструктуры;

формирование и введение в действие нормативно-технической и нормативно-правовой базы Российской Федерации в области использования беспилотной авиации, учитывающей стандарты и рекомендуемую практику Международной организации гражданской авиации;

преимущественное применение электронной компонентной базы, программно-аппаратных комплексов и программного обеспечения (цифровых платформ) российской разработки и производства при решении вопросов интеграции беспилотных авиационных систем в единое воздушное пространство Российской Федерации в целях защищенности авиационной транспортной системы.

II. Предпосылки разработки Концепции

Развитие сегмента беспилотной авиации, основанное на передовых технических решениях в области навигации, связи и телекоммуникации, открывает новые возможности для решения задач как в сфере обороны и безопасности государства, так и в сфере транспорта.

Беспилотная авиация широко применяется в указанных сферах.

Стремительное развитие беспилотных технологий в авиации, влекущее многократное увеличение количества полетов беспилотных воздушных судов, ставит перед государством задачу законодательного регулирования таких полетов, обеспечивающего без ограничений безопасное их выполнение.

В настоящее время особо актуальным является вопрос поиска и внедрения технических решений, обеспечивающих также без ограничений безопасное выполнение полетов беспилотных и пилотируемых воздушных судов, установление правил выполнения таких полетов.

Необходимо отметить, что в настоящее время воздушное законодательство Российской Федерации позволяет выполнять одновременные полеты пилотируемых и беспилотных воздушных судов, но только в специально выделенном воздушном пространстве.

При этом эшелонирование пилотируемых и беспилотных воздушных судов в специально выделенном воздушном пространстве возложено на орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователя воздушного пространства, организующего такие полеты.

Обеспечение полетов беспилотных воздушных судов путем установления запретов и ограничений для обеспечения безопасности полетов пилотируемой авиации многократно увеличило количество установленных в воздушном пространстве ограничений.

Несомненно, такой подход к обеспечению полетов беспилотных воздушных судов в современных условиях требует совершенствования.

Для достижения поставленной цели - безопасной интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации необходимо предпринимать дальнейшие совместные усилия разработчиков, производителей и эксплуатантов беспилотных воздушных судов, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих соответствующее государственное регулирование, направленные на совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы Российской Федерации в области использования беспилотной авиации.

Согласованные на международном уровне подходы к интеграции беспилотной и пилотируемой авиации в единое воздушное пространство Российской Федерации предусматривают поэтапный подход к развитию и внедрению новых технологий в сфере организации использования воздушного пространства, бортового оборудования беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов, наземной инфраструктуры и повышения уровня подготовки авиационного персонала, а также совершенствование нормативно-правовой и нормативно-технической базы Российской Федерации в области использования беспилотной авиации. Каждый переход гражданской авиации на следующий этап развития предусматривает проведение обязательной оценки рисков и необходимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также принятие решений о внедрении разработанных технологий и оборудования или издание нормативных правовых и нормативных технических актов Российской Федерации.

III. Основные направления выполнения мероприятий в целях интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации

Основными направлениями интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации являются:

прогнозирование и оценка рисков эксплуатации беспилотных воздушных судов и беспилотных авиационных систем с использованием инструктивных материалов, изложенных в документе Doc 9859 Международной организации гражданской авиации "Руководство по управлению безопасностью полетов". В целях минимизации негативного последствия факторов опасности, возникающих при совместных полетах беспилотных и пилотируемых воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации, необходимо проводить анализ таких факторов опасности и разрабатывать мероприятия по снижению рисков до приемлемого уровня, следует установить численные показатели безопасности полетов в контролируемом и неконтролируемом едином воздушном пространстве Российской Федерации с учетом современной международной практики;

установление критериев категорирования беспилотных воздушных судов и беспилотных авиационных систем;

установление дифференцированных требований к авиационному персоналу и подготовке специалистов авиационного персонала, летной годности беспилотных воздушных судов, к разработчикам и изготовителям беспилотных воздушных судов, беспилотных авиационных систем и их компонентов в соответствии с установленными критериями и классификацией воздушного движения;

подготовка и допуск внешних пилотов беспилотных воздушных судов к выполнению полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации по соответствующим программам подготовки, в том числе тренажерной подготовки;

разработка, внедрение и развитие технологий, необходимых для интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации;

организация информационного обеспечения полетов беспилотных воздушных судов, в том числе по принципу "единого окна";

совершенствование правил полетов в части выполнения совместных полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации;

совершенствование технологий обслуживания воздушного движения при выполнении совместных полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации;

совершенствование структуры и классификации воздушного пространства Российской Федерации в целях регулирования доступа беспилотных воздушных судов.

IV. Развитие технологий в целях интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации

Основными направлениями развития технологий интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации являются:

создание и сертификация систем, позволяющих предупредить столкновения в воздухе беспилотных воздушных судов между собой и с пилотируемыми воздушными судами, выполняющими полеты по приборам и по правилам визуальных полетов, а также движущимися по площади маневрирования аэродрома. В целях обеспечения безопасности полетов наземное и бортовое оборудование системы предупреждения столкновений должно подлежать обязательной сертификации. Предстоит разработать соответствующие сертификационные требования. При разработке таких систем должны учитываться международные требования и рекомендации в этой области;

разработка и сертификация цифровых радиолиний связи, контроля и управления в полосах частот, утвержденных регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи и таблицей распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации, утверждаемой постановлением Правительства Российской Федерации. Наземное и бортовое оборудование цифровых радиолиний связи, контроля и управления должно подлежать обязательной сертификации, в связи с чем необходима разработка соответствующих сертификационных требований;

организация процедур и каналов связи внешних пилотов беспилотных воздушных судов с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и экипажами других воздушных судов. При выполнении полетов беспилотных воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации с пилотируемыми воздушными судами необходимо наличие прямой двусторонней связи между органами организации воздушного движения (управления полетами) и внешними пилотами аналогично требованиям, применяемым в отношении пилотируемых воздушных судов;

создание новых и (или) модернизация существующих систем наблюдения обслуживания воздушного движения. Система наблюдения обслуживания воздушного движения должна обеспечивать обнаружение, идентификацию и определение параметров движения всех пилотируемых и беспилотных воздушных судов в едином воздушном пространстве Российской Федерации, необходимый уровень точности, разрешающей способности, целостности данных наблюдения, а также быть совместимой (интероперабельной) с используемыми в гражданской авиации стандартизованными системами наблюдения и бортовыми системами предупреждения столкновений. Для функционирования системы наблюдения обслуживания воздушного движения и предупреждения столкновений в воздухе будут установлены дифференцированные в соответствии с абзацем четвертым раздела III настоящей Концепции требования по оснащению всех пилотируемых и беспилотных воздушных судов, выполняющих полеты в едином воздушном пространстве, бортовыми ответчиками, обеспечивающими передачу идентификационного номера воздушного судна, его текущих координат и информации о параметрах движения воздушного судна;

формирование систем мониторинга инфраструктуры связи и систем наблюдения, предоставляющих информацию об их состоянии. Участники воздушного движения должны быть информированы о качестве передачи информации. Система должна выдавать предупреждения о текущем или прогнозируемом изменении качества передачи информации;

обеспечение навигации при полетах беспилотных воздушных судов. Основой навигационного поля для обеспечения полетов беспилотных воздушных судов в Российской Федерации будет являться глобальная навигационная спутниковая система, включающая спутниковые созвездия ГЛОНАСС и GPS, а в перспективе также Galileo и BeiDou с функциональным дополнением спутникового базирования (в частности, российской системой дифференциальной коррекции и мониторинга), сертифицированным в соответствии с требованиями стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации, а в районах аэродромов и вертодромов возможно будут использоваться локальные контрольно-корректирующие станции, являющиеся функциональным дополнением наземного базирования. В случае нарушения целостности поля глобальной навигационной спутниковой системы навигация будет обеспечиваться наземными радиотехническими средствами и альтернативными бортовыми навигационными устройствами. Применимость таких систем должна оцениваться с учетом достижения требуемой целостности и точности навигационных определений. Должна быть предусмотрена система мониторинга навигационной инфраструктуры, предоставляющая информацию о ее состоянии. Участники воздушного движения должны быть информированы о состоянии навигационной инфраструктуры. Система должна выдавать предупреждения о текущем или прогнозируемом изменении точности навигации;

широкое применение технологий, обеспечивающих возможность автоматического распознавания зон воздушного пространства, выделенного для полетов беспилотных воздушных судов и совместных полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов, запретных зон и зон ограничения полетов;

развитие метеорологического обслуживания полетов. Метеорологическое обслуживание полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации будет обеспечиваться с использованием единой базы данных авиационной метеорологической информации, включающей данные о наблюдаемых и ожидаемых метеорологических условиях в форматах, разрабатываемых в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации, установленными приложением 3 к Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной в г. Чикаго 7 декабря 1944 г.;

совершенствование системы предоставления аэронавигационной информации внешнему пилоту. Для обеспечения планирования полетов беспилотных воздушных судов в едином воздушном пространстве, в том числе в целях применения таких технологий, как геозонирование (геофенсинг), необходимо организовать оперативный доступ внешних пилотов беспилотных воздушных судов к единой базе данных аэронавигационной информации;

формирование требований к кибербезопасности. Для предотвращения незаконного вмешательства в деятельность авиации, беспилотных авиационных систем, а также систем предупреждения столкновений цифровые радиолинии связи, контроля и управления должны обеспечиваться средствами защиты информации в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

обеспечение общественной безопасности, противодействие незаконному использованию беспилотных воздушных судов, контроль ввоза и распространения беспилотных воздушных судов. В целях недопущения и пресечения противоправных действий с использованием беспилотных воздушных судов, защиты объектов критической инфраструктуры, аэропортов и других объектов, перечень которых определяется законодательством Российской Федерации с учетом требований Федерального закона "О федеральной службе безопасности", Федерального закона "О государственной охране", Федерального закона "О полиции" и Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", будут созданы и внедрены технологии пресечения несанкционированного нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве - "антидрон". Противодействию незаконному использованию беспилотных воздушных судов, контролю за их ввозом и распространением должны способствовать:

законодательное закрепление нормы, предусматривающей присвоение именных идентификационных номеров беспилотным воздушным судам на предприятиях Российской Федерации при их производстве, а также беспилотным воздушным судам иностранного производства при прохождении таможенных процедур;

создание и использование базы данных идентификационных номеров беспилотных воздушных судов российского производства и беспилотных воздушных судов иностранного производства, ввезенных на территорию Российской Федерации, а также ее наполнение данными о юридических и физических лицах, приобретших на территории Российской Федерации либо ввозивших из-за границы беспилотные воздушные суда применительно к их идентификационным номерам.

V. Апробация технологий

Основным механизмом для реализации настоящей Концепции в части разработки и внедрения технологий является использование экспериментальных правовых режимов, предусмотренных Федеральным законом "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации", в рамках выделенных закрытых зон интеграционного тестирования, верификации и валидации разрабатываемых технологий интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации, новых цифровых аэронавигацион

В соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 2 статьи 13 настоящего Кодекса, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения.

Комментарии к ст. 16 ВЗК РФ

Разрешением на использование воздушного пространства является предоставление пользователю воздушного пространства возможности действовать в соответствии с условиями, выданными центрами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.

В условиях на использование воздушного пространства указываются:

а) время начала и окончания деятельности;

б) район выполнения деятельности и диапазон высот (маршрут и профиль полета);

в) другие необходимые данные.

Для полетов воздушных судов дополнительно указываются:

- аэродромы посадки и запасные аэродромы;

- порядок входа (выхода) в воздушные трассы и местные воздушные линии;

- порядок обслуживания (управления) воздушного движения.

Разрешение на использование воздушного пространства Российской Федерации при выполнении международных полетов российским и иностранным пользователям воздушного пространства выдается на основании:

а) международных договоров Российской Федерации;

б) разрешений на выполнение разовых полетов, выдаваемых Правительством РФ;

в) разрешений (лицензий) на выполнение разовых полетов, выдаваемых Федеральной службой воздушного транспорта России;

г) разрешений на выполнение разовых полетов, выдаваемых Министерством иностранных дел РФ.

Разрешение на выполнение разовых международных полетов экспериментальных воздушных судов выдается Правительством РФ, а по экспериментальным воздушным судам, изготовленным для гражданской авиации, - специально уполномоченным органом, осуществляющим функции государственного регулирования деятельности в области экспериментальной авиации и оформляется через Министерство иностранных дел РФ.

Разрешение на выполнение государственными воздушными судами разовых международных полетов выдается Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ на основании решения Правительства РФ.

Разрешение на выполнение другой деятельности, связанной с использованием воздушного пространства Российской Федерации российскими и иностранными пользователями, выдается в порядке, установленном Правительством РФ, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с Правилами запроса и выдачи разрешений на использование воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1084, разрешение на использование воздушного пространства при выполнении полетов воздушных судов по воздушным трассам и местным воздушным линиям дают гражданские секторы центров ЕС ОрВД.

Такое разрешение органы ОВД гражданской и экспериментальной авиации получают от гражданских секторов центров ЕС ОрВД непосредственно, а государственной - через военные сектора центров ЕС ОрВД.

Разрешение на использование воздушного пространства вне воздушных трасс и местных воздушных линий дают военные секторы центров ЕС ОрВД:

а) ГЦ ЕС ОрВД - при использовании воздушного пространства трех и более зон ЕС ОрВД и при выполнении полетов, связанных с пересечением государственной границы Российской Федерации;

Главный центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации - оперативный орган Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением указанных Федеральных правил в пределах воздушного пространства Российской Федерации и районов, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию.

б) ЗЦ ЕС ОрВД - при использовании воздушного пространства двух смежных зон ЕС ОрВД или двух и более районов ЕС ОрВД одной зоны ЕС ОрВД;

Зональный (вспомогательный зональный) центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации - оперативный орган единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением указанных Федеральных правил в своей зоне ЕС ОрВД.

в) РЦ ЕС ОрВД - при использовании воздушного пространства одного района ЕС ОрВД или двух смежных районов ЕС ОрВД одной зоны ЕС ОрВД. Такое разрешение органы ОВД (управления полетами) государственной и экспериментальной авиации получают от военных секторов РЦ ЕС ОрВД непосредственно, а органы ОВД (управления полетами) гражданской авиации - через гражданские секторы РЦ ЕС ОрВД.

Районный центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации - оперативный орган Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, предназначенный для планирования и координирования использования воздушного пространства, организации воздушного движения, обеспечения разрешительного порядка использования воздушного пространства, контроля за соблюдением Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации в своем районе ЕС ОрВД.

Разрешения на использование воздушного пространства вне воздушных трасс и местных воздушных линий и условия такого использования центры ЕС ОрВД выдают пользователям воздушного пространства не позже чем за один час до запланированного времени начала деятельности.

При вынужденном изменении условий использования воздушного пространства, указанных в заявке, время начала деятельности устанавливается с учетом времени, необходимого для подготовки к ее осуществлению.

Разрешение на использование воздушного пространства вне воздушных трасс и местных воздушных линий при выполнении полетов воздушных судов с аэродромов промежуточной посадки и условия такого использования военные секторы центров ЕС ОрВД дают не позже чем через один час после поступления от органа ОВД (управления полетами) аэродрома промежуточной посадки запроса на использование воздушного пространства для продолжения выполнения полетного задания по маршруту.

Решение о запрещении использования воздушного пространства и аннулировании заявки могут принимать соответствующие центры ЕС ОрВД, которым предоставлено право выдавать разрешение на использование воздушного пространства, если иное решение не будет принято вышестоящим центром ЕС ОрВД.

Пользователи воздушного пространства обязаны начать свою деятельность в течение 20 минут от запланированного времени ее начала или от времени, указанного центрами ЕС ОрВД. Если в течение этого времени деятельность не начата и уведомление о ее переносе в органы ЕС ОрВД не поступило, данная деятельность запрещается и заявка аннулируется.

В случаях отражения воздушного нападения, предотвращения и прекращения нарушений Государственной границы Российской Федерации или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в случае запуска, посадки, поиска и эвакуации космических аппаратов и их экипажей, а также при предотвращении и прекращении нарушений Федеральных правил использования воздушного пространства разрешения на использование воздушного пространства не требуется.


В данном разделе вы найдёте всю исчерпывающую информацию о законодательстве РФ затрагивающем эксплуатацию беспилотных воздушных судов/беспилотных летательных аппаратов (далее как БВС (БГВС)/БЛА/БПЛА) с максимальной взлетной массой от 0.25 килограмма до 30 килограммов, а также о самом процессе регистрации, получении разрешения на полёты, и о наказании за игнорирование закона о регистрации и правил использования воздушного пространства РФ. Вся информация указанная в этом разделе будет периодически обновляться по мере формирования закона затрагивающего беспилотное хобби.

Аббревиатура

Используемая в разделе аббревиатура:

  • БВС — беспилотное воздушное судно (тоже, что и БГВС/БЛА/БПЛА).
  • БГВС — беспилотное гражданское воздушное судно.
  • БЛА (БПЛА) — беспилотный летательный аппарат.
  • ВС — воздушные суда (БВС, самолёты, вертолёты гражданской и военной авиации).
  • ВП — воздушное пространство.
  • ИВП — использование воздушного пространства.
  • ЕС ОрВД РФ — Единая система организации воздушного движения РФ.
  • ГЦ ЕС ОрВД — главный центр Единой системы организации воздушного движения.
  • ЗЦ ЕС ОрВД — зональные центры Единой системы организации воздушного движения.
  • РЦ ЕС ОрВД — районные центры Единой системы организации воздушного движения.
  • МР — местный режим.
  • ВР — временный режим.
  • ФАВТ — Федеральное агентство воздушного транспорта.


Воздушный кодекс РФ

Постановление Правительства РФ


Подытожим: Каждый владелец беспилотника с максимальной взлётной массой от 0.25 килограмма до 30 килограммов должен зарегистрировать его путём подачи заявления в Федеральное Агентство Воздушного Транспорта (далее как ФАВТ).

Сроки подачи заявления для постановки БВС на учёт

Цитата: «Пункт 12 Правил. Заявление о постановке беспилотного воздушного судна на учёт представляется в Федеральное агентство воздушного транспорта в следующие сроки:


Порядок учёта БВС

Цитата: «Пункт 8 Правил. Для постановки беспилотного воздушного судна на учёт владелец беспилотного воздушного судна представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о постановке беспилотного воздушного судна на учёт с приложением фотографии этого беспилотного воздушного судна, содержащее следующие сведения:

  • Тип беспилотного воздушного судна (наименование, присвоенное изготовителем)
  • Серийный (идентификационный) номер беспилотного воздушного судна (при наличии)
  • Количество установленных на беспилотном воздушном судне двигателей и их вид (электрический двигатель, газотурбинный двигатель, двигатель внутреннего сгорания)
  • Максимальная взлётная масса беспилотного воздушного судна
  • Наименование (для юридического лица)
  • Фамилия, Имя, Отчество (для индивидуального предпринимателя или физического лица, самостоятельно изготовившего беспилотное воздушное судно)


Предоставить заявление в ФАВТ можно несколькими способами:

  1. Самостоятельно или через курьерскую службу
  2. Почтовое отправление

По завершению процесса постановки на учёт, беспилотнику будет присвоен учётный номер.

Подытожим: После предоставления указанной выше информации о регистрируемом беспилотнике в Федеральное агентство воздушного транспорта, одним из доступных способов, устройству будет присвоен учётный номер, который должен будет находиться на борту БВС на время выполнения полётов.


Бланк заявления

Заявления о постановке БВС на учёт:

    (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем). (для юридического лица). (для индивидуального предпринимателя).

Рекомендательные требования к фото БВС.

Фотография БВС должна быть цветной на светлом однотонном фоне. Размер БВС, изображенного на фото, должен занимать не менее 70% от общего размера снимка и содержать изображение всех элементов конструкции БВС. Ракурс съёмки, должен обеспечивать отображение всей видимой площади БВС, позволяющий провести его идентификацию.

Правила использования ВП


Временный режим

Цитата: Пункт 137 ФП ИВП РФ: «Временный режим устанавливается главным центром Единой системы для обеспечения следующих видов деятельности:

Местный режим

Цитата: «Пункт 137 ФП ИВП РФ: Местный режим устанавливается зональным центром Единой системы в нижнем воздушном пространстве для обеспечения следующих видов деятельности:

Структура ЕС ОрВД РФ


Структура центров ЕС ОрВД РФ


Получение разрешения на ИВП

Временный режим

Краткий порядок действий по получению разрешения на ИВП — временный режим.

Для получения разрешения необходимо:


Местный режим

Краткий порядок действий по получению разрешения на ИВП — местный режим.

Для получения разрешения необходимо:

Если диспетчер РЦ ЕС ОрВД при доведении информации об условиях проведения полётов БВС сообщил, что полёты будут производиться на условиях установления местного режима, то согласовывать документ и координировать полёты с Главным Центром ЕС ОрВД не требуется.

Подытожим: Согласно действующим правилам использования воздушного пространства РФ, чтобы реализовать полёт любого воздушного судна (управляемого пилотом непосредственно из кабины или дистанционно с земли; с максимальной взлётной массой от 0.25 килограмм), необходимо провести ряд обязательных действий и согласований как с органами местной власти, так и с оперативными органами Единой системы организации воздушного движения. С одной стороны такой многоступенчатый подход гарантирует безопасное перемещение воздушных судов, с другой, серьёзно усложняет использование гражданских БПЛА в интересах беспилотного хобби, что вызвало массовое недовольство всего R/C сообщества РФ, и в целом повлияло на пересмотр чиновниками действующих правил ИВП и внесения в них послабляющих поправок (см. раздел ниже).


Полёт без согласования

Ответственность

Ответственность за предотвращение столкновений беспилотников с пилотируемыми воздушными судами и другими объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота.


Наказание

Наказание за нарушение правил использования воздушного пространства (КоАП РФ Статья 11.4.):

  1. Нарушение пользователем воздушного пространства федеральных правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  2. Нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Полномочия правоохранительных органов


В. Какие беспилотники подлежат учёту в Российской Федерации?
О. Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлётной массой от 0.25 килограмма до 30 килограммов, ввезённые в Российскую Федерацию или произведённые в Российской Федерации.

В. Как и в какие сроки необходимо регистрировать беспилотник с максимальной взлётной массой от 0.25 килограмма до 30 килограммов, ввезённый в Российскую Федерацию или произведённый в Российской Федерации?
О. Постановка на учёт БВС реализована посредством подачи владельцем заявления с необходимой информацией в Федеральное Агентство Воздушного Транспорта. Те кто уже имеет беспилотник должны подать заявление в течении 30 дней со дня вступления в силу настоящего постановления (27.09.2019г). Для тех кто станет владельцем беспилотника после этой даты, правила обязывают поставить его на учёт в течении 10 дней со дня приобретения/ввоза/изготовления.

В. Какую информацию необходимо указать в заявлении о постановке на учёт?
О. Заявление о постановки на учёт должно содержать:

В. Почему я обязан согласовывать и получать разрешение на полёт БВС у оперативных органов ЕС ОрВД РФ?
О. Потому что согласно действующим правилам использования воздушного пространства РФ для обеспечения безопасного перемещения воздушных судов необходима полная осведомлённость оперативных органов Единой системы управления полётом о их запуске и перемещении.

В. Почему я не могу запускать БВС где захочу?
О. Потому что на территории РФ, как и на территории любого другого государства, есть зоны в которых запрещается запуск/полёт БВС без разрешения владельца в распоряжении которого находится запретная зона.

В. В каких местах лучше всего осуществлять запуск моделей беспилотного хобби чтобы не нарушать действующее законодательство РФ?
О. Эксплуатацию таких БВС рекомендуется осуществлять в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности вне диспетчерских зон, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, мест проведения публичных мероприятий и официальных спортивных мероприятий, а также на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

В. Какое наказание грозит за нарушение правил использования воздушного пространства?
О. Наказание за нарушение правил пользователем наделенным в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния:

  • для граждан: штраф в размере от 20 — 50 тыс. руб
  • для должностных лиц: 100 — 150 тыс. руб
  • для юридических лиц: 250 — 300 тыс. руб или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Наказание за нарушение правил лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния:

  • для граждан: административный штраф в размере от 30 — 50 тыс. руб
  • для должностных лиц: 50 — 100 тыс. руб
  • для юридических лиц: 300 — 500 тыс. руб или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.


Одна из важных тем — закон о беспилотных летательных аппаратах в России. Что нам ожидать, где и как регистрировать и что нам грозит за нарушение?

На этой странице собрана максимально актуальная информация о законе и его поправках, а также, регулярно отправляются запросы в МинТранс для актуализации информации.

Весной 2019 года Д.А.Медведев подписал закон о необходимости регистрации дронов массой от 250 грамм до 30 кг, а также появилась информация (на оф.сайте, ссылка в статье) о поправке, по которой нам спокойно разрешат летать на высоте до 150 метров и вдали от людей — на расстоянии от 50 метров. И разрешили.

С 29 декабря 2020 владельцы беспилотных гражданских воздушных судов могут получить услугу по учету беспилотных воздушных судов в электронной форме с использованием Единого портала государственных услуг или Портала учета беспилотных воздушных судов. Подробнее читайте ниже.

Самая свежая информация о законе БПЛА обновлена 05 апреля 2021 года.

Поправки в закон о БПЛА от 3 февраля 2020 года — в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ

Наконец-то дождались поправку, которая по факту разрешает летать на квадрокоптерах и других авиамоделях без подачи плана на полеты, при этом на высотах не более 150 метров. За оперативную новость спасибо нашему читателю!

Текстовая выдержка

Кратко, что теперь можно:

  • Летать на высотах не более 150 метров;
  • Не надо подавать план полета и согласовывать полет, если ваша авиамодель весит менее 30 кг.

Регистрировать авиамодель с взлетной массой более 250 грамм и до 30 кг все также нужно!

Что нельзя:

  • Нельзя летать в диспетчерских зонах, в близи аэропортов и диспетчерских зон, охранных зонах;
  • Нельзя летать над массовыми мероприятиями (митинги, соревнования, демонстрации, концерты и прочие культурные мероприятия.

Получение разрешения на полеты БПЛА через МФЦ (обновление от 5.04.2021)

В регионах (в районах) уже начали подписывать соглашения с Администрациями муниципальных образований по услуге:

Это значит, что теперь можно будет получать разрешения на полеты через МФЦ, которые есть практически в каждом муниципальном образовании любого региона.

Срок предоставления услуги составляет 20 рабочих дней с даты поступления заявления в Администрацию района. Это значит, что вам нужно заранее подавать заявление, если хотите летать легально, но практика показывает, что заявления отрабатываются гораздо быстрее.

Вот так будет выглядеть (примерно) бланк заявления в МФЦ:

Бланк заявления через МФЦ

Бланк заявления через МФЦ

Обновление от 19.02.2021 — Пришел ответ от МинТранса!

Краткое и и на понятном языке объяснение:

Теперь наши беспилотники нужно не регистрировать, а ставить на учет, а самое главное, это делается через госуслуги или Портал учета беспилотных воздушных судов через интернет! Поэтому, удалили большой раздел с инструкцией по регистрации квадрокоптера за прошлые года, потому что власть очень сильно упростила эту процедуру.

Ссылки для постановки на учет

Интерфейс портала постановки на учет беспилотников

Вот так выглядит личный кабинет:

Личный кабинет

Во вкладке Производитель очень много наименований:

Вкладка Производитель

Страна производителя подставляется автоматически в зависимости от выбора бренда:

Закон о квадрокоптерах в РФ 2021. Нужно ли регистрировать квадрокоптер?

Также автоматически вставляется взлетная масса:

Взлетная масса

И самое главное, можно зарегистрировать самосборный квадрокоптер, выбрав вкладку Собственного производства и гоночный квадрокоптер. Там тоже множество наименований, можно выбрать более подходящий, если вы собираете другую авиамодель:

Самосборный дрон

Изменения в законах о БПЛА от 28 июля 2019

Закон о квадрокоптерах в РФ 2021. Нужно ли регистрировать квадрокоптер?

Кто еще не читал, предлагаю прочитать: Как летают в США? Опыт регистрации БПЛА в США через приложение UASidekick

Если у вас все же возникло желание поставить свой квадрокоптер или авиамодель на учет, то перейдите к главе Как получить разрешение на полеты для летательного аппарата или квадрокоптера

Ниже в спойлере уже устаревшая информация за 2020-2018 года, но удалять ее не будем, для хронологии и истории:

Были собраны ваши вопросы из комментариев к статье по новым поправкам и из группы VK, затем направлены в МинТранс. На скринах ответы, понятнее как обычно почти не стало и ощущение, будто чиновники сами ничего не знают:



Обновление от 16.10.2019 — Пришел ответ от МинТранса!

Продолжаю традиционную переписку с ведомством, чтобы знать все из первых уст по этому закону. Был задан вопрос, как и где проходить процедуру регистрации и что делать пилотам самосборных дронов и авиамоделей. Получил обычную отписку, почти ничем не отличающуюся от прошлого ответа. Такие дела.

Скан официального ответа ведомства:

Закон о квадрокоптерах в РФ 2021. Нужно ли регистрировать квадрокоптер?

Непонятно, кому больше нужно это все, нам или властям? Никто даже не чешется создать что-то вроде портала Госуслуг с возможностью подать заявление на полеты или зарегистрировать дрон или авиамодель.

Закон о квадрокоптерах в РФ 2021. Нужно ли регистрировать квадрокоптер?

Таким образом, в настоящий момент постановка на учет БВС с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов не производится.

Ну и ниже как обычно часть информации с прошлого раза:

Медведев подписал постановление о регистрации БПЛА массой от 250 грамм до 30 килограмм

Текст юридически сложный и запутанный, Но из текста понятно, что речь идет о полностью собранных и готовых дронах, таких как модельный ряд DJI и им подобных.

Читаем по этой ссылке:

С одной стороны — все, что легче 30 кг и летает на высоте менее 150 метров — законно, но нужна только регистрация самого беспилотника.

Закон о квадрокоптерах в РФ 2021. Нужно ли регистрировать квадрокоптер?

Чтобы посмотреть свой город, зайдите на ЭТОТ сайт.

P.S. Новый запрос в МинТранс направил, ждем ответ, не теряйте эту страницу, здесь всегда актуальная информация, а не просто статья прошлогодняя.

Но не все так плохо! Уже подготовлено послабление этого законопроекта, которое разрешит летать на высотах до 150 метров и минимум в 50 метрах от людей, а также все с тем же запретом летать у спец.объектов. Считаю, что это верное решение, лично я и мои знакомые всегда летаем в безлюдных местах и я осуждаю тех, кто летает во дворах многоквартирных домов и там, где скопления людей — это опасно и приводит как раз к созданию вот таких законов. Подробнее о поправке в этом видео:

:)

Пишите комментарии, что думаете об этом законе

ОБНОВЛЕНИЕ ОТ 1 МАРТА 2019 ГОДА — ПРИШЕЛ ОТВЕТ ОТ МИНТРАНСА!

Текст ответа Министерства транспорта России:

Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел обращение от 05.02.2019 No 43027 и сообщает.

В части учета беспилотных воздушных судов (далее — БВС) в соответствии с пунктом 3.2 ВК РФ беспилотное воздушное судно с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В настоящий момент действующим законодательством не предусмотрен порядок постановки на учет БВС с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов.

Проект приказа прошел соответствующие процедуры регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 5 сентября 2017 года и вступил в силу 16 сентября 2017 года.

Директор Департамента
государственной политики
в области гражданской авиации С.А. Петрова

Скан официального ответа Министерства Транспорта:

Ответ Минтранса о регистрации квадрокоптера 2019
Ответ Минтранса о регистрации квадрокоптера 2019

В настоящий момент действующим законодательством не предусмотрен порядок постановки на учет БВС с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов.

Департамент государственной политики в области гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение от 29.08.2018 № 38687 И сообщает.

Приказ предусматривает, что BBC с максимальной взлетной массой свыше 30 килограммов подлежат процедуре регистрации‚ установленной Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по государственной регистрации гражданских воздушных судов и ведению Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 Декабря 2013 г. № 457 (далее — Административный регламент).

Проект приказа прошел соответствующие процедуры регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации, был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 05 сентября 2017 года и вступил в силу 16 сентября 2017 года.

В части учета BBC в соответствии с пунктом 3.2 ВК РФ беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В настоящий момент проект постановления возвращен Правительством Российской Федерации на доработку, таким образом, действующим законодательством не предусмотрен порядок постановки на учет BBC с максимальной взлетной массой от 0.25 килограмма до 30 килограммов.

По вопросу выполнения полетов беспилотными воздушными судами сообщаем, что в соответствии с пунктом 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N9 138 (далее — Правила)‚ полёты беспилотных летательных аппаратов выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления.

Пунктом 52 Правил установлено, что использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов А, С и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, a также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полёты беспилотных летательных аппаратов.

Дополнительно, согласно пункту 49 Правил, в случае выполнения полетов BBC над населенными пунктами владельцам BBC предписывается получение разрешения соответствующего органа местного самоуправления, a в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов. Кроме того, согласно пункту 40 Правил, при необходимости использования воздушного пространства запретных зон и зон ограничения полетов, пользователи воздушного пространства обязаны получить разрешение лиц, в интересах которых установлены такие зоны.

Директор Департамента государственной политики

в области гражданской авиации С.А. Петрова

Во избежание недоразумений и при встрече с сотрудниками полиции рекомендуем распечатать сканы ниже и показывать их полицейским, если они будут спрашивать вас о регистрации и о прочей правовой информации. Лучше сразу подстраховаться. Но если вы летаете над головами людей, смотрите в окна администрации, то сомневаемся, что вам поможет этот ответ, летайте ответственно!

Если вы собрали квадрокоптер массой более 30кг, то необходимо пройти регистрацию и прочие согласования. Если у вас квадрокоптер менее 30кг, — регистрировать не надо, летайте и соблюдайте общие правила, описанные в тексте ответа выше.

Скан документа (официальный ответ):

Закон о беспилотниках в РФ. Нужно ли регистрировать беспилотник?
Закон о беспилотниках в РФ. Нужно ли регистрировать беспилотник?
Закон о беспилотниках в РФ. Нужно ли регистрировать беспилотник?

Официальный ответ кратко:

В настоящий момент проект постановления внесен в Правительство Российской Федерации, однако до настоящего момента не вступил в силу, таким образом, действующим законодательством не предусмотрен порядок постановки на учет ВВС с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов.

Читайте также: