Какие бывают архитектурные типы судов

Обновлено: 03.05.2024

Признаки архитектурно-конструктивного типа судна: наличие и протяжённость надстроек; количество палуб; расположение машинного отделения; раскрытие палуб; форма носа и кормы; минимальный или избыточный надводный борт; число корпусов.

Надстройкой называется прочная водонепроницаемая конструкция на верхней палубе, простирающаяся от борта до борта судна. Рубкой называется конструкция, которая не доходит до бортов (на верхней палубе) более 4% ширины судна.

Надстройки увеличивают объём надводной части судна – запас плавучести, уменьшают заливаемость палубы при ходе на волнении, в надстройках размещаются жилые, общественные, служебные и другие помещения. По количеству и расположению надстроек различают следующие архитектурные типы судов:

гладкопалубные суда, которые имеют только рубки;

трехостровные, имеющие три надстройки: носовую (бак), среднюю и кормовую (ют);

двухостровные, имеющие две надстройки: бак и ют, бак и среднюю надстройку, ют и среднюю надстройку;

одноостровные, имеющие одну из надстроек.

Если бак сливается со средней надстройкой, то говорят, что судно с удлиненным баком, если средняя надстройка сливается с ютом, то это судно с удлиненным ютом. Если надстройка простирается по всей длине, то это судно со сплошной надстройкой (т.н.шельтердечное).

Палубой судна называется горизонтальная конструкция, простирающаяся по всей длине судна (в отличие от палубы платформа располагается на части длины судна). В зависимости от назначения и размеров суда могут иметь одну, две … 10 и более палуб (однопалубное судно, двухпалубное судно …). Верхняя палуба замыкает водонепроницаемый контур судна, а палубы, расположенные ниже, служат для горизонтального разделения внутри корпусного объёма.

Архитектурно-конструктивный тип судна определяется также расположением машинного отделения (МО). Современные суда обычно имеют кормовое, смещенное в корму (промежуточное) или среднее расположение МО. В последние годы чаще встречаются суда с кормовым или промежуточным расположением МО, так как такое расположение МО позволяет выделить для груза наиболее удобные для грузовых операций судовые помещения.

К признакам, характеризующим архитектурно-конструктивный тип грузовых судов, относится также степень раскрытия палубы над грузовыми трюмами. Увеличение раскрытия ускоряет грузовые операции на судне. Суда, у которых раскрытие палубы более 60-70% площади над грузовым помещением (люки до 70-85% ширины судна), называются судами открытого типа.

Форма носа и кормы является также признаком, определяющим тип судна. Наиболее часто встречаются следующие формы носовой оконечности (рис.3): прямой наклонный форштевень (а), нос судна ледового плавания (б), нос ледокола (в), клиперский нос с бульбом пассажирских судов (г), бульбообразный нос (д), цилиндрический нос супертанкера (е), ложкообразный нос малого судна (ж). В последние годы чаще встречаются суда с бульбовой формой носа, которая уменьшает сопротивление воды движению судна, а также облегчает загрузку судна без дифферента на нос.


Рис. 3. Формы носовой оконечности судов

Наиболее древняя форма кормовой оконечности эллиптическая или обычная (рис.4.б). Она характеризуется обтекаемой (двоякой кривизны) подводной частью корпуса и конической надводной частью (образующая – прямая, на рисунке видна линия перехода). Крейсерская форма кормы (рис.4.а) характерна для судов довоенной постройки (пассажирские суда, крейсеры…). Эта форма улучшает внешний вид судна, но достаточно сложна в постройке (двоякая кривизна обшивки). Транцевая форма кормы характерна для судов послевоенной постройки (рис.4.в). Эта форма кормы упрощает технологию постройки, позволяет улучшить расположение швартовного оборудования и облегчить швартовку в кормовой части судна.


Рис.4. Формы кормовой оконечности

Минимальный надводный борт, который определяет минимальный запас плавучести, устанавливается в соответствии с Международной конвенцией о грузовой марке. Если судно перевозит легкий груз (с малым удельным объемом), то может оказаться недостаточно объёма грузовых помещений для загрузки судна по минимальный надводный борт. В этом случае назначается судну больший минимального - избыточный надводный борт (суда с избыточным надводным бортом: сухогрузы, ролкеры, пассажирские суда). Суда с минимальным надводным бортом: рудовозы, навалочники (балкеры), танкеры ….

В зависимости от числа корпусов различают: однокорпусные суда, двухкорпусные суда – катамараны, трехкорпусные суда – трисеки.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.



Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Признаки архитектурно-конструктивного типа судна: наличие и протяжённость надстроек; количество палуб; расположение машинного отделения; раскрытие палуб; форма носа и кормы; минимальный или избыточный надводный борт; число корпусов.

Надстройкой называется прочная водонепроницаемая конструкция на верхней палубе, простирающаяся от борта до борта судна. Рубкой называется конструкция, которая не доходит до бортов (на верхней палубе) более 4% ширины судна.

Надстройки увеличивают объём надводной части судна – запас плавучести, уменьшают заливаемость палубы при ходе на волнении, в надстройках размещаются жилые, общественные, служебные и другие помещения. По количеству и расположению надстроек различают следующие архитектурные типы судов (рис.1.14):

гладкопалубные суда, которые имеют только рубки;

трехостровные, имеющие три надстройки: носовую (бак), среднюю и кормовую (ют);

двухостровные, имеющие две надстройки: бак и ют, бак и среднюю надстройку, ют и среднюю надстройку;

одноостровные, имеющие одну из надстроек.

Если бак сливается со средней надстройкой, то говорят, что судно с удлиненным баком, если средняя надстройка сливается с ютом, то это судно с удлиненным ютом. Если надстройка простирается по всей длине, то это судно со сплошной надстройкой (т.н.шельтердечное).

Палубой судна называется горизонтальная конструкция , простирающаяся по всей длине судна (в отличие от палубы платформа располагается на части длины судна). В зависимости от назначения и размеров суда могут иметь одну, две … 10 и более палуб (однопалубное судно, двухпалубное судно …). Верхняя палуба замыкает водонепроницаемый контур судна, а палубы, расположенные ниже, служат для горизонтального разделения внутри корпусного объёма.

Архитектурно-конструктивный тип судна определяется также расположением машинного отделения (МО). Современные суда обычно имеют кормовое, смещенное в корму (промежуточное) или среднее расположение МО (рис.1.15). В последние годы чаще встречаются суда с кормовым или промежуточным расположением МО, так как такое расположение МО позволяет выделить для груза наиболее удобные для грузовых операций судовые помещения.


Рис. 1.14.Типы судов в зависимости от числа и расположения надстроек:

а- гладкопалубное судно, б-трёхостровное судно с баком, ютом и средней надстройкой,в – двухостровное,г– двухостровное с удлиненным баком,д-двух островное с удлиненным ютом,е– одноостровное с баком,ж– одноостровное с ютом,з– со сплошной надстройкой (шельтердек),и- квартердечное

К признакам, характеризующим архитектурно-конструктивный тип грузовых судов, относится также степень раскрытия палубы над грузовыми трюмами. Увеличение раскрытия ускоряет грузовые операции на судне. Суда, у которых раскрытие палубы более 60-70% площади над грузовым помещением (люки до 70-85% ширины судна), называются судами открытого типа.


Рис. 1.15. Варианты расположения машинного отделения по длине судна:

а– среднее расположение МО,

б– промежуточное расположение МО,в– кормовое расположение МО

Форма носа и кормы является также признаком, определяющим тип судна. Наиболее часто встречаются следующие формы носовой оконечности (рис.1.16): прямой наклонный форштевень (а), нос судна ледового плавания (б), нос ледокола (в), клиперский нос с бульбом пассажирских судов (г), бульбообразный нос (д), цилиндрический нос супертанкера (е), ложкообразный нос малого судна (ж). В последние годы чаще встречаются суда с бульбовой формой носа, которая уменьшает сопротивление воды движению судна, а также облегчает загрузку судна без дифферента на нос.


Рис. 1.16.Формы носовой оконечности судов

Наиболее древняя форма кормовой оконечности эллиптическая или обычная (рис.1.17.б). Она характеризуется обтекаемой (двоякой кривизны) подводной частью корпуса и конической надводной частью (образующая – прямая, на рисунке видна линия перехода). Крейсерская форма кормы (рис.1.17.а) характерна для судов довоенной постройки (пассажирские суда, крейсеры…). Эта форма улучшает внешний вид судна, но достаточно сложна в постройке (двоякая кривизна обшивки). Транцевая форма кормы характерна для судов послевоенной постройки (рис.1.17.в). Эта форма кормы упрощает технологию постройки, позволяет улучшить расположение швартовного оборудования и облегчить швартовку в кормовой части судна.


Рис.1.17.Формы кормовой оконечности

Минимальный надводный борт, который определяет минимальный запас плавучести, устанавливается в соответствии с Международной конвенцией о грузовой марке. Если судно перевозит легкий груз (с малым удельным объемом), то может оказаться недостаточно объёма грузовых помещений для загрузки судна по минимальный надводный борт. В этом случае назначается судну больший минимального - избыточный надводный борт (суда с избыточным надводным бортом: сухогрузы, ролкеры, пассажирские суда). Суда с минимальным надводным бортом: рудовозы, навалочники (балкеры), танкеры ….

В зависимости от числа корпусов различают: однокорпусные суда, двухкорпусные суда – катамараны, трехкорпусные суда – трисеки.

Для морского флота характерно большое разнообразие судов, кото­рые различают по размерам, конструкции корпуса, типу СЭУ и основным технико-экономическим характеристикам.

Чтобы лучше разобраться в боль­шом разнообразии морских судов, их классифицируют, делят на типы, классы, группы и т.п. Наиболее часто морские суда классифицируют по назначению и району плавания, роду двигателя и движителя, а так­же по некоторым другим особенно­стям и признакам.

По назначению, т.е. по роду вы­полняемой службы, суда можно раз­делить на следующие классы и группы.

Транспортные суда.

  • Общего назначения, для перевозки генеральных грузов в упаковке;
  • Специализированные су­да для перевозки одного определен­ного груза или двух и более видов грузов одной категории — лесовозы, пакетовозы, рефрижераторные суда, балкеры, контейнеровозы, ролкеры, лихтеровозы;
  • Многоцелевые, обеспе­чивающие перегрузку разными спо­собами, например крановым и доковым;
  • Универсальные для перевозки любых различных грузов, в том чис­ле опасных, рефрижераторных, кон­тейнеров;
  • Суда двойной специализа­ции для перевозки массовых грузов двух разных категорий — нефтерудовозы, хлопколесовозы.

Паромы — для перевозки транспортных средств и пассажиров, лихтеры — несамоход­ные грузовые суда.

  • Танкеры;
  • Газовозы;
  • Химовозы;
  • Виновозы.

Служебно-вспомогательные суда. К ним относятся буксиры, ледоколь лоцманские и разъездные катера.

Суда технического флота. Это дно углубительные снаряды, землечер палки, землесосы, грунтоотвозные шаланды.

Суда специального назначения. К этому типу судов относятся экспедиционные, гидрографические учебные, спасательные, пожарные нефтемусоросборщики, сборщию льяльных вод, плавучие маяки, плавучие краны, плавучие доки.

Промысловые суда. В состав эти судов входят траулеры, сейнерыПромысловые суда тунцеловы, краболовы, плавбазы транспортно-рефрижераторные и т.п.

По району плавания морские суда Регистр СССР делит на группы:

  • Суда неограниченного плавания суда ограниченного плавания;
  • I — свободное плавание в закрытых морях или в открытых с удалением от порта-убежища до 200 миль;
  • Суда ограниченного плавания II — плавание в открытых морях удалением от порта-убежища до 5 миль;
  • Суда ограниченного плавания СП — плавание на внутренних водных путях с выходом в море при волнении не более 6 баллов и с удалением от порта-убежища в от­крытых морях до 50 миль, а в закры­тых до 100 миль;
  • Суда ограниченного плавания III— прибрежное, рейдовое и портовое плавание.

По материалу корпуса суда клас­сифицируются на стальные, желе­зобетонные, пластмассовые, деревянные и из алюминиевых спла­вов.

По типу главных двигателей морские суда подразделяются на:

  • Пароходы с паровой машиной;
  • Турбоходы с турбиной (паровой на паротурбоходах, газовой на газотурбоходах);
  • Теплоходы с двигателем внутреннего сгорания;
  • Электроходы с главными электро­двигателями, ток к которым подается от генератора, вращаемого дизелем, дизель-электроходы или турбиной — турбоэлектроходы;
  • Атомоходы с атомной СЭУ.

По роду движителя, суда де­лятся на гребные, парусные, колес­ные, винтовые, с крыльчатым дви­жителем, с водометным движите­лем.



Рис. 1 Архитектурные типы судов

По глубине погружения суда бы­вают:

  • Водоизмещающие (обычного типа);
  • Глиссирующие;
  • На подводных крыльях (СПК);
  • На воздушной по­душке (СВП);
  • Экранопланы.

Архитектурные типы судов разли­чают в зависимости от количества и расположения надстроек:

  • Гладко­палубное судно (рис. 1, а) — на верхней палубе имеет только рубку;
  • Трехостровное судно (рис. 1, б) — носовую (бак), кормовую (ют) и среднюю надстройки;
  • Двух­островное судно (рис. 1, в) — не имеет средней надстройки;
  • Судно с удлиненным баком (рис. 1, г) — средняя надстройка сливается с ба­ком;
  • Судно с удлиненным ютом (рис. 1, д) — средняя надстройка сливается с ютом.

Конструктивные типы судов опре­деляются прочностью корпуса, в за­висимости от чего различают: полно­наборные суда, или суда с мини­мальным надводным бортом, имею­щие наименьший допустимый над­водный борт. Прочность таких судов соответствует максимальной осадке, которую устанавливают для него с учетом обеспечения безопасности плавания; не полнонаборные суда, или суда с избыточным надводным бортом, предназначенные для перевозки легких грузов и пассажиров. При полной загрузке такие суда име­ют осадку меньше предельной, а над­водный борт больше минимального. При меньшей осадке на судно будут действовать меньшие усилия, поэто­му размеры связей корпуса могут быть несколько уменьшены. В резуль­тате этого прочность судна не будет соответствовать его геометрическим размерам.

Рекомендуется к прочтению: Служебно-вспомогательные суда Транспортные суда












Классификация судов по Российскому речному регистру

Российский речной регистр — это специальное автономное учреждение (федеральное), которое было основано ещё в 1913 году. Деятельность данного регистра заключается в оказании всевозможных услуг:

  • Обеспечение полной безопасности при плавании судов любого типа;
  • Охрана жизни не только перевозимых пассажиров, но и всего квалификационного экипажа;
  • Ответственность за сохранность всех грузов;
  • Экологические основы безопасности на всех объектах.

Имеется несколько видов классификаций речных судов. Каждая классификация содержит свои особенности и нюансы. Классификация по классу речного судна
Подразделение всего речного транспорта на 5 специальных классов:

ХарактеристикаКласс речного судна
М-СП (лед)М (лед)О (лед)Р (лед)Л (лед)
Высота волны3,5 м3,0 м2,0 м1,2 м0,6 м
Сплоченность льда6 баллов6 баллов5 баллов4 балла3 балла
Толщина льда0,4 м0,3 м0,2 м0,1 м0,05 м

Выделяют 2 принципа — это гидродинамический и гидростатический. Если это гидродинамика, то водный транспорт подразделяется:

  • на воздушных подушках (скеговых);
  • на воздушных подушках (амфибиях);
  • на крыльях подводного типа;
  • глиссирующие (пассажирского назначения).

Если же это гидростатика, то здесь имеются следующие виды водных транспортных средств:

  • водоизмещающего типа (среди них выделяются двухкорпусные суда катамараны);
  • на каверной воздушке.

Классификация по принципу движения на водной глади
подразделяет на 3 группы:

  • самоходные речного типа;
  • несамоходные речного типа (перемещаются буксирами-толкачами);
  • стоечные (или просто плавучие дома, понтоны).

Самоходные — имеют специальный двигатель (установку для движения). Несамоходные — перемещаются с помощью буксиров. Стоечные — значит стоячие на воде, они никуда не передвигаются.
Классификация судов по району плавания

Здесь выделяют те суда, которые передвигаются исключительно в пределах:

  • внутреннее плавание;
  • смешанное плавание;
  • морское плавание.

Внутреннее плавание — означает лишь то, что данные суда не могут выходить в морские бассейны. Морское плавание, наоборот, говорит о том, что данный водный транспорт не может заходить в реки и каналы. А смешанное плавание — это универсальные суда, передвигающиеся по морям и рекам.
Классификация судов по типу двигателей

выделяет всего 2 группы:

  • речные теплоходы;
  • речные дизель-электроходы.

Здесь тоже все достаточно просто. Теплоходы оснащены двигателем, который работает от внутреннего сгорания топлива. А электроходы оснащены специальными винтами, приводящимися в движение двигателем, работающем на электричестве.
Классификация судов по роду движителя

  • на воздушной подушке;
  • винтовые;
  • колесные;
  • водометные;
  • с крыльчатыми движителями.

Классификация судов по материалу изготовления корпуса

  • металлические;
  • стеклопластиковые;
  • деревянные;
  • железобетонные.

Классификация судов по назначению
– основной отличительный признак

1. Транспортные речные. Служат для перевозки пассажиров и грузов. Подразделяются на:

  • Пассажирские (туристские, паромы, плавучие дома);
  • Грузовые (сухогрузные и наливные: самоходные и несамоходные);
  • Буксирные (толкачи-буксиры).

Пассажирские суда можно увидеть ежедневно в тех городах, где имеются реки. Так, выделяют круизный, прогулочный и экскурсионный водный транспорт. Все зависит лишь от того, какой вид услуги оказывается населению. Кроме этого, есть ещё и паромы, которые нужны для перевозки людей, грузов и автомобилей через водные препятствия. Выделяют плавучие дома, но на территории Российской Федерации они мало распространены.
Посмотрите наши проекты пассажирского речного транспорта:

  • Теплоход двухъярусный
  • Теплоход однопалубный

Второй тип назначения — это грузоперевозки. Здесь достаточно много разновидностей судов. Распространены суда либо открытого, либо закрытого типа. Контейнеровозы, рефрижераторы, автомобилевозы и др. Все зависит от того, какая категория груза будет перевозиться, все это самоходные грузовые суда. Также выделяют несамоходные грузовые суда. К ним относятся: сухогрузы открытого и закрытого типа, баржи различного назначения (тентовые, бункерные и площадки).
Посмотрите наш проект баржи-площадки несамоходной.

2. Суда технического флота. Служат для технического обслуживания транспортного флота, обеспечения судоходных условий, добывания строительных материалов.

  • Вспомогательные (портовые буксиры, бункеровщики топливом, служебно-разъездные катера и др.);
  • Обслуживающие (шаланды, плав-краны, плав-доки, кренователи, средства буксировки, мусоросборщики и др.);
  • Земснаряды;

Их значение заключается в том, чтобы разрабатывать различные грунты гравийного или песчаного состава. Видов таких судов достаточно много. Выделяют: снаряд для углубления дна, многочерпаковый снаряд для углубления дна, одночерпаковый штанговый снаряд для углубления дна, грейферный и скалодробильный снаряд, выправительный агрегат. Посмотрите наши проекты: земснаряд электрический, земснаряд дизель-электрический.

  • Обстановочные (катер бонопостановщик, буевница, промерное, тральное, экологическое, многофункциональное обстановочное судно);
  • Специальные суда (плавучая гостиница, дебаркадер, несамоходный понтон, брандвахты и др.).

Среди специальных судов можно встретить плавучие гостиницы. Они эксплуатируется исключительно у береговой линии, предназначены для использования в туристических целях.
Посмотрите наш проект плавучей гостиницы.

Обращайтесь, разработаем любой проект судна в соответствии с классификацией по Российскому речному регистру!

Архитектурно-конструктивный тип судов определяется его внешней формой, а также числом палуб основного корпуса. Внешняя форма судна зависит от формы основного корпуса, числа, расположения и формы надстроек и рубок, местоположением главных механизмов и формы дымовых труб, типа и расположения грузового устройства, мачт и т.п.

По числу расположения надстроек различают следующие архитектурные типы судов:

- трехостровное - имеющее три надстройки: бак, ют и среднюю надстройку;

- двухостровное - имеющее бак и ют. Эти суда также могут иметь удлинённый бак или ют;

- одноостровное - с одной надстройкой.

1-18. Судовые помещения и их расположение.Судновые помещения размещают в основном корпусе, надстройках, рубках. Основной корпус включает все помещения, образованные наружной обшивкой, верхней непрерывной палубой, а также палубами, платформами, главными поперечными и продольными переборками и выгородками, расположенными внутри корпуса. Надстройки расположены на верхней непрерывной палубе основного корпуса.

Рубки меньше надстроек по ширине. Их устанавливают
на верхней палубе основного корпуса или на надстройках.

В зависимости от назначения все судовые помещения подразделяют на специальные, служебные, жилые, общественные, бытового обслуживания, пищеблок, санитарные, медицинского назначения, мастерские, судовых запасов и снабжения, отсеки топлива, воды, масла и водяного балласта.

Специальные помещения в зависимости от назначения судна служат: для размещения груза, для специального технологического оборудования, для обработки рыбы, для лабораторий и т.п.

Служебные помещения предназначены для обеспечения нор­мальной эксплуатации судна как плавучего сооружения. В их число входят: помещения главных и вспомогательных механизмов, помещения для размещения палубных механизмов и механизмов судовых систем, рубки, навига­ционные помещения и посты, мастерские, административные помещения.

Жилые помещения (каюты) предназначены для постоянного проживания экипажа судна и размещения пассажиров.

К общественным помещениям экипажаотносят кают-компанию, салоны, столовые, спортзал, бассейн, комнату для занятий, библиотеку и т.п.

Помещения бытового обслуживания оборудуют на пассажирских­, экспедиционных судах, крупных промысловых базах, к ним относят: ателье
бытового обслуживания, парикмахерские, косметические салоны и т.п.

Помещения пищеблока служат для приготовления и раздачи пищи экипажу и пассажирам, а также для мытья и хранения столовой посуды.

Санитарные помещения подразделяют на санитарно-бытовые (прачечные, сушильные, гладильные, кладовые белья) и санитарно-гигиенические(умываль­ные, душевые туалеты и пр.).

Помещения медицинскогоназначения включают комплекс помещений медицинского обслуживания.

Помещения судовых запасов и снабженияслужат для хране­ния запасов провизии, шкиперского, навигационного и продето судового снабжения.

Отсеки ицистерны служат для размещения жидких грузов: нефти, воды, масла и водяного балласта. Кроме отсеков, образо­ванных конструкциями основного корпуса и предназначенных для размещения основного количества жидких грузов, на судах предусматривают также цистерны для хранения небольших рас­ходных запасов топлива, воды и масла (так называемые вкладныецистерны).

1-19. Расположение и наименование надстроек судна. Надстройки простираются по ширине судна или от борта до борта, или так, что их боковые стенки несколько отстоят от бортов, но не более чем на 0,04 ширины судна (в противном случае их называют рубками). Надстройки служат не только для размещения в них помещений, но и для улучшения
мореходных качеств судна.

Носовая надстройкабак — уменьшает заливаемость палубы; кормовая надстройкают — увеличивает надводный борт в корме, повышает запас плавучести и непотопляемости судна при повреждении кормовой оконечности и дифференте судна на корму, средняя надстройка увеличивает запас плавучести.


Рис. 8. Схема судовых помещении на сухогрузном судне:

/ — форпик; 2 — цепной ящик; 3 диптанк; 4 — грузовой трюм; 5 — грузовой твиндек; 6 — междудонное пространство (двойное дно); 7 - коф­фердам; 8 — диптанк; 9 — машинное отделение; 10 — коридор гребного вала; 11 — ахтерпик; 12 - ют (кормовая надстройка); 13 - средняя над­стройка; 14 — бак (носовая надстройка); 15 — рубки.

1-20. Судовые отсеки их расположение и наименование.Различают помещения, образованные основными переборками, палубами и платформами, — отсеки и прочие судовые помещения, образуемые выгородками и платформами в надстройках, рубках, а также в основном корпусе.

К числу наиболее важных отсеков основного корпуса относят:

форпик — крайний носовой отсек; ахтерпик — крайний кормовой отсек; междудонное пространство — пространство между наружной обшивкой и вторым дном; трюм — пространство между вторым дном и ближайшей палубой; твиндеки — пространства между соседними палубами основного корпуса; диптанки — глубокие цистерны, расположенные выше второго дна; коффердамы — узкие нефте- и газонепроницаемые сухие отсеки, расположенные между отсеками или цистернами для нефтепродуктов и соседними помещениями; отсеки главных и вспомогательных механизмов, туннель гребного вала.


Рис. 9. Схема расположения архитектурных элементов на сухогрузном судне.

1 — форштевень; 2 — форпик; 3 — цепной ящик; 4 — таранная (форпиковая) переборка; 5 — трюмы; 6 — днище; 7 — на­стил второго дна; 8 - междудонные цистерны; 9 — поперечные переборки; 10— коффердамы; 11—горловины лазов; 12 — фундамент под котел; 13 — главный паровой котел; 14 — платформы, 15—главная судовая силовая установка; 16—главный турбозубчатый агрегат; 17 — упорный подшипник; 18 - клинкетная дверь; 19 — туннель гребного вала; 20 - линия греб­ного вала; 21 - рецесс; 22 - ахтерпиковая переборка; 23 — дейдвудная труба; 24— ахтерпик; 25 — ахтерштевень; 26 — ле­довый шпор; 27— гельмпортовая: труба; 28 — ют; 29 — флаг-штою, 30 — леерное ограждение; 31 — твиндеки; 32 — лючины (крышки) грузовых люков; 33 — нижняя (вторая) палуба; 34 — комингсы грузовых люков; 35 — фалы; 36 — гафель; 37 — ванты; 38 — грот-мачта; 39 — фальшборт; 40 — планширь; 41 — верхняя палуба; 42 — наружные трапы; 43 — светлый люк; 44 — шахта светлого люка; 45 — кожух дымовой трубы; 46 — шлюпочная палуба; 47 — палуба надстройки; 48 — верхний мостик; 49 - нактоуз магнитного компаса; 50 — ходовой мостик; 51 — ходовая рубка; 52 — капитанская рубка; 53 — сред­няя надстройка; 54— дымовая труба; 55 - штаг-карнак; 56 — клотик; 57 — фок-мачта; 58 - фока-штаг; 59 — козырек; 60 — шкиперская кладовая; 61 — бак.

1-21. Дельные вещи. Иллюминаторы, двери, крышки, горловины, трапы их классификация.Дельные вещи - это металлические или пластмассовые части корпуса, а также отдельные конструкции, не входящие в состав набора корпуса, но прочно связанные с ним.

Иллюминаторы бывают глухие и створчатые т.е. открывающиеся, обеспечивающие доступ воздуха. Иллюминаторы устанавливают по бортам и на надстройке, их снабжают штормовыми крышками (глухарями), при повреждении стекла ими закрывают иллюминатор. Диаметр иллюминаторов 350-400 мм, с толщиной стекла от 10 до 20 мм. Выше главной палубы устанавливают квадратные иллюминаторы 400 х 560 мм 15 мм. Рис. 10.


Рис. 10. Иллюминатор бортовой: а — створчатый; 6 — глухой.

1 — щиток затемнения; 2 — корпус; 3 — стопор; 4 — стекло; 5 — штормовая крышка; 6 — откидной болт с барашковой гайкой; 7 — ручка стопора; 8 — створка; 9 — герметик

Конструкция дверей зависит от их назначения: лёгкие, водогазонепроницаемые, клинкетные, противопожарные и лацпорты. Лёгкие двери устанавливают в жилых, служебных, санитарно- бытовых помещениях, сделанных из лёгких сплавов, стали или дерева. Водогазонепроницаемые двери устанавливают на всех входах с открытых палуб в помещения основного корпуса надстроек. Такие двери обеспечиваются быстродействующими приспособлениями для задраивания, которыми можно оперировать с обеих сторон. Непроницаемость достигается уплотнением с помощью резинового жгута по периметру двери. Клинкетные двериставят в водонепроницаемых переборках ниже палубы переборок. Противопожарные (огнестойкие) предназначены для перекрытия проходов в противопожарных переборках, которые делят корпус и надстройки судна на вертикальные противопожарные отсеки (зоны). Рис. 11.


Рис. 11. Клинкетная дверь (горизонтальная).

1 — щит двери; 2 — ребра жесткости; 3 — вал привода; 4 — зуб­чатая шестерня; 5 — зубчатая рейка; б — рама двери; 7 — элек­тромотор; 8 — редуктор; 9 — вал дистанционного привода; 10 —. привод ручного открывания; 11— пускатель; 12 — водонепрони­цаемая переборка.

Горловины устанавливают в особенно редко посещаемых помещениях (цистерны, бункеры, коффердамы, танки двойного дна). Вместо люков делают горловины из сплошного листа металла, крепят при помощи шпилек

с гайками. Горловина имеет овальный вид размером 450 х 600 мм. Рис 12а.

Трапы – подразделяют на внутренние, наружные и забортные. Внутренние бывают вестибюльными, наклонными и вертикальными. Каждый трап состоит из тетевы, ступенек и поручней. Забортные трапы (парадные) находятся с двух бортов, их спускают при помощи трапбалок, наклон ступенек изменяется в зависимости от угла наклона трапа.Вертикальные трапы шириной 300-400 мм предназначены для подъёма на мачты, краны в цистерны, танки. Рис 12.


Рис.12.Забортный трап . 1 — трап-балка; 2 — верхняя площадка; 3 — тетива; 4 — траверза; 5 - поручень; 6 — нижняя площадка.

Читайте также: