А29 какой арбитражный суд

Обновлено: 17.05.2024

1. Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

1) утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2012 N 317-ФЗ;

1.1) об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

1.2) об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам;

2) об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;

3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;

5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.12.2012 N 317-ФЗ.

Комментарий к ст. 29 АПК РФ

1. Арбитражные суды разрешают дела в порядке не только гражданского, но и административного судопроизводства, что прямо следует из ст. 29 АПК. В этом плане в АПК получила поддержку концепция, связывающая административное судопроизводство с категорией дела, существом спора, а не только с наличием специальных административных судов. К ведению арбитражных судов отнесены различные экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (публично-правового характера).

2. Критерии компетенции в сфере административного судопроизводства заключаются в следующем. Во-первых, спор должен возникнуть из административных либо иных публично-правовых отношений (например, налоговых, таможенных).

Во-вторых, он отнесен прямо к компетенции арбитражного суда. В отличие от ст. 28 АПК, где компетенция арбитражных судов определена достаточно широко, в ст. 29 АПК использован принцип перечня дел.

В-третьих, содержание спора должно быть связано с предпринимательской либо иной экономической деятельностью, либо с доступом к ней, либо с оценкой законности ненормативного или нормативного акта в данной сфере.

В-четвертых, в отличие от дел гражданского судопроизводства в административном судопроизводстве другие требования к правовому статусу сторон. Здесь статус юридического лица либо гражданина-предпринимателя имеет, как правило, только истец. Кроме того, в качестве истца могут выступать прокурор и государственные органы, органы местного самоуправления. Что касается ответчика, то в этом качестве могут выступать федеральные органы исполнительной власти, другие государственные органы, муниципальные образования, должностные лица, включая судебных приставов-исполнителей. При этом соответствующие органы как субъекты публично-правовых отношений могут как иметь статус юридического лица, так и не быть наделенными им.

3. Осуществление нормоконтроля возможно только одним арбитражным специализированным судом - Судом по интеллектуальным правам (СИП) и только по делам, указанным в п. п. 1.1 и 1.2 ч. 1 настоящей статьи. Все остальные дела о нормоконтроле, связанные с оспариванием нормативных правовых актов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, относятся к ведению судов общей юрисдикции.

При толковании полномочий по нормоконтролю СИП следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 125 Конституции РФ дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам ведения органов государственной власти РФ либо по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов, отнесены к подведомственности КС РФ. По данному вопросу существует большая практика КС РФ, например, Постановления от 16.06.1998 N 19-П, от 11.04.2000 N 6-П и др. .

См. обстоятельный анализ развития подведомственности в сфере нормоконтроля: Жилин Г.А. Правосудие по гражданским делам. Актуальные вопросы. М., 2010. С. 431 - 452.

4. При характеристике компетенции по делам об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия), согласно п. 2 ч. 1, предметом рассмотрения являются в том числе акты иных органов, организаций, наделенных ФЗ отдельными государственными или иными публичными полномочиями. В частности, речь может идти о саморегулируемых организациях, которые могут быть наделены законом отдельными публичными полномочиями.

5. Перечень дел административного судопроизводства, отнесенных к ведению арбитражных судов, не является закрытым и может расширяться в соответствии с новыми законами. Подробнее о рассмотрении данных дел см. комментарий к разд. III АПК.

Под ред. В.В. Яркова "КОММЕНТАРИЙ К АРБИТРАЖНОМУ ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"

АБСАЛЯМОВ А.В., АБУШЕНКО Д.Б., БЕССОНОВА А.И., БУРАЧЕВСКИЙ Д.В., ГРЕБЕНЦОВ А.М., ДЕГТЯРЕВ С.Л., ДОЛГАНИЧЕВ В.В., ЗАГАЙНОВА С.К., КУЗНЕЦОВ Е.Н., ЛАЗАРЕВ С.В., ПЛЕШАНОВ А.Г., РАЗДЬКОНОВ Е.С., РЕНЦ И.Г., РЕШЕТНИКОВА И.В., СКУРАТОВСКИЙ М.Л., СОЛОМЕИНА Е.А., СПИЦИН И.Н., ТАРАСОВ И.Н., ТИМОФЕЕВ Ю.А., ХАЗАНОВ С.Д., ХАЛАТОВ С.А., ЧУДИНОВСКАЯ Н.А., ЯРКОВ В.В., 2020. Издательство "СТАТУТ"

Судебная практика по статье 29 АПК РФ:

Однако указанные выводы суда кассационной инстанции нельзя признать правомерными. В соответствии с частью 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды в порядке административного судопроизводства рассматривают экономические споры и иные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

На момент рассмотрения дела действовал пункт 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) в редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 126-ФЗ, вступившего в силу 07.06.2013, не содержащего каких-либо специальных правил о его действии во времени.

2-й ААС

Экономические суды в России имеют многовековую историю. Так, о существовании особых судов для торгового сословия в России говорится в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича, датированной 1135 годом.

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Первом. В 1699 году в Москве была учреждена Бурмистрская палата. В 1719 году создана Коммерц-Коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами, а в 1721 году появился Главный магистр, судивший торговые, налоговые, таможенные и другие дела.

Что касается сроков апелляции, то Указом Екатерины II в 1762 году было постановлено, что проситель должен был подать апелляционную жалобу в суд второй инстанции в течение годового срока, а если он находился за границей, то в течение двух лет. Сроки эти давали право только на пересмотр дела. Для приостановления исполнения решения низшего суда необходимо было подать апелляционную жалобу в течение одного месяца, если же проситель находился в другом городе, то срок увеличивался до четырех месяцев.

Указом 1801 года было введено понятие апелляционного свидетельства, которое необходимо было предоставлять вместе с апелляционной жалобой, причем апелляционная жалоба без апелляционного свидетельства не принималась. В апелляционном свидетельстве указывались сведения о том, в каком суде, когда выносилось решение по делу, когда объявлялось окончательное решение, когда объявлялось неудовольствие решением, против всего или против части решения и другие сведения. Данные правила были подтверждены более поздним Указом 1822 года.

Апелляционный суд, рассматривавший дело по апелляционной жалобе, должен был преследовать две цели: убедиться в правильности с формальной точки зрения произведенного низшим судом разбирательства дела и удостовериться в справедливом, основанном на законе решении этого дела.

По своему содержанию апелляционное производство в XVIII в. — середине XIX в. (до 1864 года) было ревизионным. Если дело рассматривалось судом первой инстанции настолько неправильно, что невозможно было провести его проверку, то высший суд выносил постановление о передаче дела в низший суд для нового рассмотрения.

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности. Начало их создания можно отнести к первой половине XIX века. В 1808 году учрежден коммерческий суд в Одессе, позднее такие суды образованы в Таганроге, Архангельске, Измаиле.

Указом императора Николая I от 14 мая 1832 года в России учреждены коммерческие суды, действовавшие на основе собственного Устава судопроизводства, включавшего в себя 16 глав, 470 статей, и Временных правил порядка производства дел о несостоятельности, состоявших из 28 статей. Границы компетентности коммерческих судов России, определенные Указом, по некоторым параметрам близки к предмету деятельности современных арбитражных судов.

Судебная реформа 1864 года, отраженная в четырех законодательных актах, принятых 20 ноября 1864 года (среди которых — Учреждение судебных установлений и Устав гражданского судопроизводства), значительно изменила судебную систему, упорядочив ее и установив принцип двух инстанций, что означало возможность рассмотрения дела по существу только в двух инстанциях.

Система коммерческих судов функционировала вплоть до 1917 года, пока Декретом о суде № 1 коммерческие суды, в том числе апелляционная инстанция, не были упразднены. Впоследствии все споры, возникавшие между казенными организациями, предприятиями и учреждениями, решались в административном порядке. В 1922 году утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями, согласно которому созданы арбитражные комиссии в центре — при Совете Труда и Обороны и на местах — при областных экономических советах.

Интересно отметить, что месторасположение апелляционного суда в городе Кирове сложилось исторически. В январе 1923 года здесь была организована Вятская районная арбитражная комиссия, в поле деятельности которой входили Вятская, Вологодская, Северо-Двинская губернии и области: Вотская и Коми. Согласно постановлению Совета Труда и Обороны от 02.06.1923 были созданы губернские арбитражные комиссии в Вологде, Великом Устюге и Ижевске, но Вятская районная арбитражная комиссия являлась для них вышестоящей инстанцией, направляла им инструктивные указания и разъяснения, рассылала руководящие материалы, поступавшие из Высшей Арбитражной Комиссии.

Положением об арбитраже, утвержденным Постановлением ЦИК СССР № 5 и СНК СССР № 298 от 03.05.1931, данные комиссии были реорганизованы в систему арбитражей.

Арбитражный процессуальный кодекс 2002 года закрепил выделение апелляции в качестве отдельной инстанции по обжалованию судебных актов суда первой инстанции, не вступивших в законную силу.

Образование арбитражных апелляционных судов как самостоятельных судов началось с 2004 года в связи с изменением законодательства об арбитражных судах. Отделение апелляционной инстанции от суда первой инстанции исключает положение, при котором в арбитражном суде субъекта Российской Федерации одновременно принимается решение и осуществляется его проверка. Это должно привести к повышению доверия участников процесса к отправлению правосудия.

- Первого арбитражного апелляционного суда,

- Второго арбитражного апелляционного суда, осуществляющего проверку судебных актов, принятых арбитражными судами Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Ярославской области.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением от 29.04.2004 № 7 определил месторасположение Второго арбитражного апелляционного суда в г. Кирове.

Указом Президента Российской Федерации от 31.08.2005 № 1001 назначен Председатель Второго арбитражного апелляционного суда Кокорев Вячеслав Степанович, судья высшего квалификационного класса, заслуженный юрист Российской Федерации, с 1982 года возглавлявший арбитражные органы в Кировской области.

Указом Президента Российской Федерации от 06.10.2005 № 1172 назначены 12 судей Второго арбитражного апелляционного суда. Это грамотные, высококвалифицированные юристы, имеющие большой стаж и опыт практической работы по юридической специальности. Большинство судей имеют стаж работы в должности судьи более 10 лет и первый квалификационный класс.

В максимально короткие сроки была проделана большая организационная и техническая работа по подготовке к открытию суда, и через два месяца — 8 декабря 2005 года — принято Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 38 о начале деятельности Второго арбитражного апелляционного суда, на основании которого суд 22 декабря 2005 года начал осуществлять судебную деятельность.

Место в судебной системе

Судебные инстанции арбитражного суда. Структура

Процесс рассмотрения дела у арбитражного суда представляет собой установленную законом систему прохождения дела через определенные стадии (инстанции). Арбитражный процесс включает в себя пять самостоятельных судебных инстанций с присущими каждой из них процессуальными особенностями.

Инстанции арбитражного суда предусматриваются следующие:

  1. первая инстанция;
  2. апелляционная инстанция;
  3. кассационная инстанция;
  4. кассационная инстанция в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
  5. надзорная инстанция.

Сколько инстанций в арбитражном суде, столько и особенностей, с которыми должен быть знаком любой арбитражный юрист. Ведь каждая из них выполняет свое особое предназначение в системе арбитражного процесса.

Первая инстанция арбитражного суда

Подавляющее большинство дел, относящихся к компетенции арбитражных судов, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (арбитражные суды субъектов РФ).

Помимо арбитражных судов субъектов РФ дела по первой инстанции рассматриваются также Судом по интеллектуальным правам в соответствии с подсудностью, установленной АПК РФ.

Еще одно исключение касается заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Такого рода заявления рассматриваются по первой инстанции арбитражным судом округа.

Арбитражные суды рассматривают дела в порядке гражданского и административного судопроизводств, которые также следует подразделить на следующие основные производства:

  1. исковое производство;
  2. производство из административных и иных публичных правоотношений;
  3. особое производство;
  4. производство по делам о несостоятельности (банкротстве).

Исковое производство

Основное количество дел рассматривается арбитражными судами в порядке искового производства, которое возбуждается судом на основании предъявленного ответчику иска. В исковом производстве рассматриваются самые различные дела, вытекающие из гражданских правоотношений.

Административное производство

В порядке административного производства рассматриваются дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актах, об административных правонарушениях, о взыскании обязательных платежей и санкций и другие дела, если законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Особое производство

В порядке особого производства разрешаются дела, в которых отсутствует спор о праве, а ставится на разрешение суда вопрос об установлении факта, имеющего юридическое значение. К юридическим фактам, которые устанавливаются арбитражным судом, относятся, например, факт:

  • владения и пользования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем недвижимым имуществом как своим собственным;
  • государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в определенное время и в определенном месте;
  • принадлежности правоустанавливающего документа, действующего в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, если наименование юридического лица либо имя, отчество или фамилия индивидуального предпринимателя, указанные в документе, не совпадают с наименованием юридического лица по его учредительному документу, именем, отчеством или фамилией индивидуального предпринимателя по его паспорту или свидетельству о рождении. В этих делах отсутствует ответчик.

Производство по делам несостоятельности (банкротство)

Особо следует также упомянуть такие распространенные на практике судебные производства, как упрощенное и приказное, которые позволяют в более простом процессуальном порядке (без вызова сторон, в сокращенные сроки) рассмотреть требования, подтверждаемые соответствующими документами, либо когда речь идет о взыскании относительно небольших денежных сумм.

Порядок разрешения спора

При разрешении спора по существу арбитражный суд первой инстанции принимает решение об удовлетворении требования истца (заявителя) полностью или в части, либо об отказе. В рамках приказного производства по завершении рассмотрения дела вместо решения судьей выносится приказ, который является одновременно и исполнительным документом, на основании которого возбуждается исполнительное производство (не требуется получение исполнительного листа).

Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, если судом апелляционной инстанции оно не отменено и не изменено.

Решения Суда по интеллектуальным правам вступают в законную силу немедленно после их принятия.

Для некоторых категорий дел установлены специальные сроки вступления в законную силу. Так, например, по ряду административных дел решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Лица, участвующие в деле (а не только истец или ответчик), а также иные лица, чьи права были затронуты вынесенным решением, вправе в установленные законом сроки подать апелляционную жалобу на принятое решение. В этом случае дело будет рассмотрено в апелляционной инстанции. Если апелляционная жалоба не будет подаваться, то решение по истечении срока на обжалование вступает в законную силу и обеспечивается принудительным исполнением.

Консультация юриста в Москве

Юридическое представительство в арбитражном суде любой инстанции

Воспользуйтесь бесплатной помощью опытного юриста по ссылке ниже. Консультация возможна онлайн или в нашем московском офисе.

Вторая инстанция арбитражного суда – апелляционная

Вторую инстанцию составляют арбитражные апелляционные суды, которые осуществляют проверку законности и обоснованности судебных актов, принятых в первой инстанции. Исходя из этой цели, в апелляционной жалобе основной акцент должен быть сосредоточен на тех моментах, которые, по вашему мнению, неправильно истолковал суд первой инстанции.

Порядок подачи апелляционной жалобы

Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд, который направляет ее вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. В апелляционной жалобе не могут быть заявлены новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции. При этом, дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции только в случаях, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по не зависящим от него причинам.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения, если иной срок не установлен АПК РФ. Арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу на решение арбитражного суда первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Результат рассмотрения жалобы

По результатам рассмотрения суд вправе вынести одно из следующих постановлений:

  1. оставить решение первой инстанции арбитражного суда без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения;
  2. отменить или изменить решение первой инстанции арбитражного суда полностью или в части и принять по делу новый судебный акт;
  3. отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.

Третья инстанция арбитражного суда – кассационная

Вступившие в законную силу судебные приказы, вынесенные арбитражным судом первой инстанции, решения арбитражного суда первой инстанции, если такие решения были предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, вступившие в законную силу решения Суда по интеллектуальным правам, принятые им в качестве суда первой инстанции, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части.

Порядок подачи кассационной жалобы

Кассационные жалобы рассматривают в порядке кассационного производства федеральные арбитражные суды округов, каждый из которых работает в качестве кассационной инстанции по отношению к арбитражным судам, составляющим один судебный округ. Суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции рассматривает:

1) дела, рассмотренные им в качестве суда первой инстанции;

2) дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, арбитражными апелляционными судами.

В кассационной инстанции обжалуемые судебные акты проверяются только с позиций правильности применения норм материального и процессуального права. Суд кассационной инстанции, как правило, не рассматривает вопросы правильности оценки фактов по делу. Поэтому в кассационной жалобе необходимо в обязательном порядке указывать на нарушение судами, вынесшими обжалуемый судебный акт, правовых норм. Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта, если иное не предусмотрено АПК РФ.

Результат рассмотрения жалобы

Суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений принятых первой и апелляционной инстанций арбитражных судов. По результатам рассмотрения кассационная инстанция вправе вынести одно из следующих постановлений:

Кассационная инстанция в Судебной коллегии Верховного Суда РФ

Судебные акты могут быть полностью или в части обжалованы в Судебную коллегию Верховного Суда РФ в порядке кассационного производства лицами, участвующими в деле, если в оспариваемых судебных актах содержатся существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявшие на исход судебного разбирательства и приведшие к нарушению их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда РФ

Кассационные жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда РФ подаются на вступившие в законную силу судебные акты, если они обжаловались в порядке кассационного производства в арбитражный суд округа или Суд по интеллектуальным правам, а также судебные акты, рассмотренные в апелляционном порядке, возможность обжалования которых в порядке кассационного производства в арбитражный суд округа не предусмотрена.

Кассационная жалоба подается, в отличие от ранее рассмотренных инстанций, непосредственно в Судебную коллегию Верховного Суда РФ (не через суд первой инстанции) в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, принятого по данному делу.

Результат рассмотрения жалобы

Кассационная жалоба изучается судьей Верховного Суда РФ. По результатам изучения судья выносит определение:

  1. об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда РФ, если изложенные в жалобе, доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке;
  2. о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда РФ.

Судебная коллегия Верховного Суда РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе:

Проект наших партнеров Андрея Шевченко и Михаила Кучин, где они разбирают самые резонансные события в стране и их последствия для всех нас.

Все о новых законах и громких делах в России и в мире максимально доступно и без занудства.

Четвертая инстанция арбитражного суда – надзорная

Судебные акты могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле.

Порядок подачи надзорной жалобы

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

  1. вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  2. определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
  3. определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Надзорная жалоба подается в Верховный Суд РФ в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления обжалуемых судебных актов в законную силу.

Результат рассмотрения жалобы

Надзорная жалоба изучается судьей Верховного Суда РФ. По результатам изучения судья выносит определение:

  1. об отказе в передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора;
  2. о передаче надзорной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Надзорная жалоба рассматривается в Верховном Суде РФ в срок, не превышающий двух месяцев, если дело не было истребовано, и в срок, не превышающий трех месяцев с момента поступления дела в Верховный Суд РФ, если оно было истребовано.

Арбитражные суды России – это сравнительно новая система судов, существующая около десяти лет и заменившая собой систему органов государственного и ведомственного арбитража страны.

В соответствии со ст. 127 Конституции РФ арбитражные суды представляют собой самостоятельную ветвь судебной власти, входящую в судебную систему РФ. Образование, полномочия и деятельность, а также порядок судопроизводства в арбитражных судах устанавливаются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, Арбитражным процессуальным кодексом (АПК) и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Система арбитражных судов состоит из трех звеньев и включает: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, т. е. арбитражные суды субъектов РФ.

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров между предпринимателями (гражданско-правовые споры) и споров между предпринимателями и государством (административные споры). Все три АПК, принятые в 1992, 1995 и 2002 гг., предусматривают административное судопроизводство, в котором осуществляется судебный контроль за деятельностью государственных органов. Своей деятельностью арбитражные суды выполняют важную правоохранительную функцию – содействуют укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере экономики.

Решаемые арбитражными судами задачи обеспечиваются путем реализации основных, общих для всех судов принципов правосудия: законности, независимости судей, равенства перед законом и судом, права на защиту, состязательности и равноправия сторон, гласности судебного разбирательства.

Особенности арбитражного судопроизводства:

– большая свобода сторон при применении принципа диспозитивности;

– область применения принципа состязательности значительно шире, чем в гражданском судопроизводстве;

– принцип арбитрирования при рассмотрении дел в арбитражных судах предполагает сближение позиций противоборствующих сторон экономического спора.

В силу диспозитивности арбитражного судопроизводства по соглашению сторон экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение иных арбитражных органов (третейский суд, международный коммерческий арбитраж).

Роль арбитражного суда подчеркивается обязательностью принятых им судебных актов. Вступившие в силу решения, определения и постановления арбитражного суда обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории России. Неисполнение судебных актов арбитражных судов влечет ответственность согласно действующему законодательству.

Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС) является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. ВАС осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия ВАС РФ включают вопросы, непосредственно связанные с осуществлением правосудия и с обеспечением организации деятельности системы арбитражных судов страны. В сфере правосудия ВАС РФ:

– рассматривает в первой инстанции дела о признании недействительными ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

– разрешает экономические споры между РФ и ее субъектами, а также между субъектами РФ;

– рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, решения по которым, принятые арбитражными судами любого уровня, вошли в законную силу;




– изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законодательства, регулирующего отношения в экономической сфере, и дает разъяснения в целях обеспечения единства судебной практики. Реализуя возложенную на него функцию по созданию условий деятельности арбитражных судов, ВАС принимает меры по кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения; разрабатывает предложения по совершенствованию законов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров России.

ВАС действует в составе: Пленума ВАС, Президиума, Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений.

Пленум ВАС решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов:

– рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

– решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой и об обращении в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности законов;

– утверждает по представлению Председателя членов судебных коллегий и председателей судебных составов ВАС, а по представлению председателей федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ – судей, входящих в состав президиумов соответствующих судов.

В полномочия Пленума ВАС не входит рассмотрение конкретных арбитражных дел. Эту функцию выполняет Президиум ВАС РФ.

Основная обязанность судебных коллегий ВАС – рассмотрение дел по первой инстанции, изучение и обобщение судебной практики, разработка предложений по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализ судебной статистики, осуществление иных полномочий, предусмотренных регламентом арбитражных судов.

При ВАС создан Совет председателей арбитражных судов, который является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов.

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов и разработки предложений по их совершенствованию, при ВАС действует Научно-консультативный совет.

Читайте также: