Ходатайство о внесении изменений в решение суда

Обновлено: 03.05.2024

1. Суд рассматривает дела о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, если органы записи актов гражданского состояния при отсутствии спора о праве отказались внести исправления или изменения в произведенные записи.

2. Заявление о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния подается в суд по месту жительства заявителя.

Комментарий к ст. 307 ГПК РФ

1. Комментируемая статья определяет порядок и условия подачи и рассмотрения заявления о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния.

В соответствии со ст. 3 ФЗ "Об актах гражданского состояния" под актами гражданского состояния понимаются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. При этом государственной регистрации подлежат такие акты гражданского состояния, как рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть. В соответствии со ст. 6 ФЗ "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация акта гражданского состояния производится посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Полномочия по регистрации актов гражданского состояния возложены законом на органы ЗАГС, образованные органами государственной власти субъектов РФ. В отдельных случаях указанные полномочия могут быть возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений, на территориях которых отсутствуют органы ЗАГС. Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан РФ, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями РФ.

Глава 9 ФЗ "Об актах гражданского состояния" регламентирует порядок внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния.

Названный Закон не разграничивает исправления и изменения, которые могут быть внесены в записи актов гражданского состояния, устанавливая для данных действий общие основания и порядок.

В научной литературе под изменением акта гражданского состояния понимается внесение в актовую запись новых сведений в связи с изменением правового состояния гражданина. Исправления же вносятся в случае наличия ошибок в акте записи гражданского состояния, допущенных по вине органов ЗАГС или третьих лиц .

См.: Гражданский процесс: Учебник / В.В. Аргунов, Е.А. Борисова, Н.С. Бочарова и др.; под ред. М.К. Треушникова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014.

Статья 69 ФЗ "Об актах гражданского состояния" к основаниям для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния относит:

- запись акта об усыновлении;

- запись акта об установлении отцовства;

- запись акта о перемене имени;

- решение органа опеки и попечительства об изменении фамилии и (или) собственно имени ребенка;

- заявление матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка либо об их изменении или исключении;

- заявление лица, достигшего совершеннолетия, об изменении сведений о родителе (родителях) в записи акта о рождении данного лица в случае перемены имени родителем (родителями);

- заключение органа ЗАГС о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния (ст. 70 ФЗ "Об актах гражданского состояния"), если:

- в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки;

- запись акта гражданского состояния произведена без учета правил, установленных законами субъектов РФ;

- представлен документ установленной формы об изменении пола, выданный медицинской организацией.

Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган ЗАГС по месту его жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений или исправлений в записи актов гражданского состояния.

Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния должно быть рассмотрено органом ЗАГС в месячный срок со дня поступления заявления. В случае если заявителю отказано во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, руководитель органа ЗАГС обязан сообщить причину отказа в письменной форме.

Отказ органов ЗАГС во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния может быть обжалован в суд в порядке главы 36 ГПК РФ (ч. 5 ст. 72 ФЗ "Об актах гражданского состояния"). Это правило распространяется и на обжалование отказа органов местного самоуправления, наделенных полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, во внесении исправления или изменения в произведенные записи (см. п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2).

Следует обратить внимание на то, что дела о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния отличаются от дел об установлении факта регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти (п. 3 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ). Отличие состоит в том, что в делах о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния имеется документ, подтверждающий соответствующий факт, но в этом документе зафиксированы неверные, неточные или ошибочные сведения.

Комментируемая статья называет два условия принятия судом к рассмотрению заявлений о внесении изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния:

1) отсутствие спора о праве;

2) состоявшийся отказ органов ЗАГС внести исправления или изменения в произведенные записи.

Отсутствие спора о праве - общее требование, предъявляемое положениями ГПК РФ ко всем делам особого производства (ст. 263 ГПК РФ). Если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об отказе в принятии заявления либо оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Для внесения изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния в судебном порядке должны быть исчерпаны возможности решения данного вопроса во внесудебном порядке. Это означает, что во всех случаях перед обращением в суд заявителю необходимо подать заявление непосредственно в органы ЗАГС о внесении соответствующих изменений и исправлений. Только в случае получения от указанных государственных органов отказа в осуществлении испрашиваемых действий (изменений или исправлений), дело может быть передано на рассмотрение суда. Таким образом, в данном случае законом установлена так называемая условная подведомственность дела суду общей юрисдикции.

2. Комментируемая статья устанавливает, что дела о внесении изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния подсудны суду по месту жительства заявителя. Учитывая положения ст. ст. 23 - 27 ГПК РФ, по родовому признаку дела данной категории подсудны районному суду.

Комментируемая статья не называет лиц, которые могут выступать в качестве заявителей по рассматриваемой категории дел. Из смысла положений ГПК РФ следует, что, безусловно, заявителем по делам о внесении изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния может выступать лицо, в отношении которого составлена изменяемая запись. Внесение исправлений и изменений в запись акта гражданского состояния, ранее составленную в отношении умершего, производится по заявлению родственника умершего или другого заинтересованного лица.

Перечень лиц, участвующих в данной категории дел, не ограничен законом. В литературе высказывается мнение, что в зависимости от обстоятельств дела к ним можно отнести лиц, указанных в спорном акте, а также лиц, на актовые записи с участием которых косвенно может повлиять требуемое исправление (изменение) (находящиеся с указанными заинтересованными лицами в материально-правовых отношениях граждане (или организации), например, наследники, кредиторы, должники, попечители). При этом отмечается, что участие второй категории лиц зависит от наличия предполагаемых спорных правоотношений, возникающих в случае внесения или невнесения изменений (исправлений) в акт гражданского состояния .

См.: Трефилов С.А. Обстоятельства, имеющие значение для внесения изменений (исправлений) в записи актов гражданского состояния // Российский судья. 2013. N 11. С. 19 - 24.

Я расскажу о последних новостях и публикациях.
Читайте меня, где угодно. Будьте всегда в курсе главного!

Очевидно, что от ошибок никто не застрахован и в судах работают обычные люди. Справедливости ради, надо отметить, что предпосылки, послужившие причиной ошибок и опечаток, зачастую создают и сами истцы-взыскатели, указывая неверную информацию в исковых заявлениях и иных процессуальных документах.

Допущенные в исполнительных документах опечатки, описки и арифметические ошибки неминуемо приведут к возврату исполнительных документов без исполнения и отказу в возбуждении исполнительного производства, ведь как судебные приставы-исполнители, так и другие исполняющие решение арбитражного суда органы и организации действуют исключительно формально, поскольку наличие опечаток и описок лишает документ статуса исполнительного и его исполнение не будет законным.

Получив на руки долгожданный исполнительный лист следует внимательно проверить содержит ли он все необходимые реквизиты и нет ли в нем каких-либо ошибок или опечаток.

Требования, предъявляемые к исполнительным документам, указаны в ст. 13 Федерального закона об исполнительном производстве. Дополнительные требования, предъявляемые к исполнительным листам, выдаваемым арбитражными судами указаны в ст. 320 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Поскольку задачей настоящей статьи не является перечисление всех требований, предъявляемых к исполнительным документам, то мы не будет останавливаться на этом моменте и отметим лишь, что отсутствие какого-либо обязательного реквизита приводит к невозможности исполнения судебного решения.

Если опечатки, описки и арифметические ошибки обнаружены во время получения исполнительного листа, то в данном случае необходимо просто указать на них сотруднику арбитражного суда, который выдает исполнительный лист. В этом случае все недочеты устранят и вы получите новый исполнительный лист.

Что же делать, если опечатки, описки и арифметические ошибки вы обнаружили уже после того как получили исполнительный лист, ведь в соответствии с ч. 4 ст. 319 АПК РФ по каждому судебному акту выдается один исполнительный лист, если указанной статьей не установлено иное[1].

В настоящее время сложилась устойчивая практика, в соответствии с которой со ссылкой на ч. 6 ст. 13 АПК РФ [2] применяется аналогия права. Суды исходят из того, что производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов, включено в раздел 7 АПК РФ и является одной из стадий арбитражного процесса. А поскольку нормы указанного раздела не содержат положений, позволяющих суду исправлять описки, опечатки или арифметические ошибки, суд по аналогии закона распространяет общие правила АПК РФ на исправление описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в исполнительном листе.

Таким образом, для исправления ошибок в исполнительном листе необходимо подать в арбитражный суд, выдавший соответствующий исполнительный лист заявление, в котором указать все допущенные описки и опечатки, после чего вы получите новый исполнительный лист.

Также, в качестве практического совета из собственного опыта, – для того, чтобы получить новый исполнительный лист к заявлению об исправлении ошибок необходимо приложить оригинал ранее выданного исполнительного листа.

Образец заявления об устранении опечаток в решении арбитражного суда.

Подписывайтесь на рассылку публикаций, будет много интересного:

[1] Речь идет о судебных актах принятых в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, либо если исполнение должно быть произведено в различных местах (ч. 5 ст. 319 АПК РФ), а также в случае взыскания денежных сумм с солидарных ответчиков (ч. 6 ст. 319 АПК РФ).

[2] В случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

1. Суд рассматривает дела о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, если органы записи актов гражданского состояния при отсутствии спора о праве отказались внести исправления или изменения в произведенные записи.

2. Заявление о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния подается в суд по месту жительства заявителя.

Комментарий к ст. 307 ГПК РФ

1. Комментируемая статья определяет порядок и условия подачи и рассмотрения заявления о внесении исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния.

В соответствии со ст. 3 ФЗ "Об актах гражданского состояния" под актами гражданского состояния понимаются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. При этом государственной регистрации подлежат такие акты гражданского состояния, как рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть. В соответствии со ст. 6 ФЗ "Об актах гражданского состояния" государственная регистрация акта гражданского состояния производится посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Полномочия по регистрации актов гражданского состояния возложены законом на органы ЗАГС, образованные органами государственной власти субъектов РФ. В отдельных случаях указанные полномочия могут быть возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских, сельских поселений, на территориях которых отсутствуют органы ЗАГС. Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан РФ, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями РФ.

Глава 9 ФЗ "Об актах гражданского состояния" регламентирует порядок внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния.

Названный Закон не разграничивает исправления и изменения, которые могут быть внесены в записи актов гражданского состояния, устанавливая для данных действий общие основания и порядок.

В научной литературе под изменением акта гражданского состояния понимается внесение в актовую запись новых сведений в связи с изменением правового состояния гражданина. Исправления же вносятся в случае наличия ошибок в акте записи гражданского состояния, допущенных по вине органов ЗАГС или третьих лиц .

См.: Гражданский процесс: Учебник / В.В. Аргунов, Е.А. Борисова, Н.С. Бочарова и др.; под ред. М.К. Треушникова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2014.

Статья 69 ФЗ "Об актах гражданского состояния" к основаниям для внесения исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния относит:

- запись акта об усыновлении;

- запись акта об установлении отцовства;

- запись акта о перемене имени;

- решение органа опеки и попечительства об изменении фамилии и (или) собственно имени ребенка;

- заявление матери, не состоящей в браке с отцом ребенка, о внесении в запись акта о рождении сведений об отце ребенка либо об их изменении или исключении;

- заявление лица, достигшего совершеннолетия, об изменении сведений о родителе (родителях) в записи акта о рождении данного лица в случае перемены имени родителем (родителями);

- заключение органа ЗАГС о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния (ст. 70 ФЗ "Об актах гражданского состояния"), если:

- в записи акта гражданского состояния указаны неправильные или неполные сведения, а также допущены орфографические ошибки;

- запись акта гражданского состояния произведена без учета правил, установленных законами субъектов РФ;

- представлен документ установленной формы об изменении пола, выданный медицинской организацией.

Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния подается заинтересованным лицом в орган ЗАГС по месту его жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений или исправлений в записи актов гражданского состояния.

Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния должно быть рассмотрено органом ЗАГС в месячный срок со дня поступления заявления. В случае если заявителю отказано во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, руководитель органа ЗАГС обязан сообщить причину отказа в письменной форме.

Отказ органов ЗАГС во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния может быть обжалован в суд в порядке главы 36 ГПК РФ (ч. 5 ст. 72 ФЗ "Об актах гражданского состояния"). Это правило распространяется и на обжалование отказа органов местного самоуправления, наделенных полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния, во внесении исправления или изменения в произведенные записи (см. п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2).

Следует обратить внимание на то, что дела о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния отличаются от дел об установлении факта регистрации рождения, усыновления, брака, развода и смерти (п. 3 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ). Отличие состоит в том, что в делах о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния имеется документ, подтверждающий соответствующий факт, но в этом документе зафиксированы неверные, неточные или ошибочные сведения.

Комментируемая статья называет два условия принятия судом к рассмотрению заявлений о внесении изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния:

1) отсутствие спора о праве;

2) состоявшийся отказ органов ЗАГС внести исправления или изменения в произведенные записи.

Отсутствие спора о праве - общее требование, предъявляемое положениями ГПК РФ ко всем делам особого производства (ст. 263 ГПК РФ). Если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об отказе в принятии заявления либо оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Для внесения изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния в судебном порядке должны быть исчерпаны возможности решения данного вопроса во внесудебном порядке. Это означает, что во всех случаях перед обращением в суд заявителю необходимо подать заявление непосредственно в органы ЗАГС о внесении соответствующих изменений и исправлений. Только в случае получения от указанных государственных органов отказа в осуществлении испрашиваемых действий (изменений или исправлений), дело может быть передано на рассмотрение суда. Таким образом, в данном случае законом установлена так называемая условная подведомственность дела суду общей юрисдикции.

2. Комментируемая статья устанавливает, что дела о внесении изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния подсудны суду по месту жительства заявителя. Учитывая положения ст. ст. 23 - 27 ГПК РФ, по родовому признаку дела данной категории подсудны районному суду.

Комментируемая статья не называет лиц, которые могут выступать в качестве заявителей по рассматриваемой категории дел. Из смысла положений ГПК РФ следует, что, безусловно, заявителем по делам о внесении изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния может выступать лицо, в отношении которого составлена изменяемая запись. Внесение исправлений и изменений в запись акта гражданского состояния, ранее составленную в отношении умершего, производится по заявлению родственника умершего или другого заинтересованного лица.

Перечень лиц, участвующих в данной категории дел, не ограничен законом. В литературе высказывается мнение, что в зависимости от обстоятельств дела к ним можно отнести лиц, указанных в спорном акте, а также лиц, на актовые записи с участием которых косвенно может повлиять требуемое исправление (изменение) (находящиеся с указанными заинтересованными лицами в материально-правовых отношениях граждане (или организации), например, наследники, кредиторы, должники, попечители). При этом отмечается, что участие второй категории лиц зависит от наличия предполагаемых спорных правоотношений, возникающих в случае внесения или невнесения изменений (исправлений) в акт гражданского состояния .

См.: Трефилов С.А. Обстоятельства, имеющие значение для внесения изменений (исправлений) в записи актов гражданского состояния // Российский судья. 2013. N 11. С. 19 - 24.

Колодежная Наталия

Когда разгорается корпоративный конфликт, важно в первую очередь сохранить ситуацию в том виде, в каком она сложилась к моменту инициирования судебного разбирательства. Причем в этом могут быть заинтересованы все стороны конфликта. Одним из ключевых стратегических действий является обращение в суд с ходатайством о принятии обеспечительных мер в виде запрета налоговому органу вносить изменения в ЕГРЮЛ.

Обеспечительные меры – это срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя, в том числе в случае отложения судебного разбирательства для урегулирования спора (ч. 1 ст. 90 АПК РФ). При этом они должны быть соразмерны заявленным требованиям (ч. 2 ст. 91 АПК).

Одним из видов обеспечительных мер является запрет определенных действий, касающихся предмета спора, а именно – внесения сведений в ЕГРЮЛ. Такой запрет сохраняет юридический и фактический статус предмета спора. Этот механизм часто применяется при корпоративном конфликте – для недопущения недобросовестных лиц к руководству компанией в случае неоднократных попыток смены единоличного исполнительного органа (ЕИО) или споре по утверждению конкретного лица на должность ЕИО, а также если сохраняется неопределенность в выборе ЕИО (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17 января 2014 г. по делу № А63-7855/2013). Наличие корпоративного конфликта должно быть дополнительным, а не основным доказательством необходимости обеспечительных мер.

Для принятия обеспечительных мер заявителю необходимо обратиться в арбитражный суд с ходатайством и представить доказательства, что данные меры позволят сохранить существующее положение сторон (состояние общества) до завершения судебного разбирательства. Ходатайство можно подать одновременно с исковым заявлением или в процессе производства по делу. Оно рассматривается судом не позднее дня, следующего за датой подачи, единолично, без извещения сторон (ч. 1.1 ст. 93 АПК). Закон позволяет подать ходатайство и до предъявления иска, но оно не будет удовлетворено, если касается рассмотрения спора по существу и необходимости получения правовой оценки суда (постановление АС Московского округа от 18 февраля 2015 г. по делу № А40-19889/2014).

Залогом успеха подачи ходатайства является сильная доказательная база, подтверждающая необходимость таких мер, причем бремя доказывания несет заявитель (ч. 1 ст. 65 АПК). Весомым доказательством являются, например, невыгодные для общества действия ЕИО, направленные на растрату имущества (в подтверждение следует приложить к ходатайству банковские выписки или представить сведения о невыгодных сделках). Ходатайство не будет удовлетворено, если его целью не является обеспечение иска, в рамках рассмотрения которого оно заявлено.

Кроме того, суд должен удостовериться, что заявитель является участником корпоративного конфликта, и, если обеспечительные меры не будут приняты, это причинит обществу ущерб (постановление АС Центрального округа от 15 апреля 2016 г. № Ф10-417/16 по делу № А84-542/2015). Для подтверждения статуса участника общества достаточно приобщить к делу выписку из реестра акционеров или из ЕГРЮЛ. Дополнительным доказательством необходимости обеспечительных мер может служить также наличие имущественных споров между участниками общества в судах общей юрисдикции (постановление АС Западно-Сибирского округа от 6 июля 2015 г. по делу № А46-1431/2015).

Обеспечительные меры действуют до момента вынесения судом решения по делу. В случае обжалования судебных актов в вышестоящих инстанциях обеспечительные меры действуют до вступления решения в законную силу.

Однако на практике подобное обеспечение иска зачастую не приводит к результату. Сложность в том, что истец просит суд применить обеспечительные меры широкого диапазона воздействия. В свою очередь суд, выявив их несоразмерность исковому требованию, несоответствие предмету спора или недоказанность оснований, предусмотренных ст. 90 АПК, вынужден отказать в обеспечении иска. Так, отказывая в удовлетворении ходатайства, суд пояснил, что приостановление действия записей в ЕГРЮЛ не предусмотрено законодательством и потому неисполнимо, а требование о запрете вносить будущие изменения в Реестр не связано с предметом заявленных требований об оспаривании уже внесенных записей (определение АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 ноября 2015 г. по делу № А56-81391/2015).

По делу об оспаривании решений общих собраний общества и решений ИФНС о регистрации изменений в ЕГРЮЛ суд счел, что запрет налогового органа вносить в Реестр будущие изменения можно признать связанным с предметом иска только тогда, когда изменения касаются оспариваемых решений общих собраний (определение АС Челябинской области от 29 января 2016 г. по делу № А76-21538/2015). В другом деле суд разъяснил, что запрет вносить в ЕГРЮЛ изменения, касающиеся сведений об участниках общества, предполагает запрет внесения любых сведений в отношении всех участников, а не только истца, и может нарушить их права и законные интересы. Суд посчитал требуемые меры несоразмерным исковым требованиям. Также, по мнению суда, истец не доказал причинно-следственную связь регистрации изменений в ЕГРЮЛ и затруднения исполнения решения суда либо причинения ущерба истцу (определение АС Оренбургской области от 29 февраля 2016 г. по делу № А47-1507/2016).

Для введения обеспечительных мер достаточно разумных подозрений о затруднениях с исполнением судебного акта

ВС подтвердил, что для применения обеспечительных мер не нужно ссылаться на уже существующие обстоятельства, перечисленные в ч. 2 ст. 90 АПК, истцу необходимо доказать лишь наличие разумных подозрений возникновения таких обстоятельств

В рамках данного спора к обществу были предъявлены два требования: от незаконно смещенного директора (первого учредителя) и от второго учредителя. Оспаривались два разных решения общего собрания о назначении ЕИО. В рамках рассмотрения одного из споров были приняты обеспечительные меры в виде запрета внесения изменений в ЕГРЮЛ. Когда по первому делу суд вынес решение в пользу бывшего директора и восстановил его в правах, возникла сложность: рассмотрение второго дела еще не было окончено, а обеспечительные меры продолжали действовать. В подобной ситуации исполнить решение суда (первое дело) и восстановить директора не представляется возможным. В таких случаях стороне, заинтересованной в скором снятии обеспечительных мер, целесообразно вступать в дело в качестве третьего лица и ходатайствовать об отмене обеспечительной меры, мотивируя тем, что вступившее в законную силу решение суда имеет приоритет над наложенными обеспечительными мерами в силу ст. 16 АПК (п. 2.1 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 2 (2015), направленного Письмом ФНС от 1 июля 2015 г. № СА-4-14/11453; постановление АС Московского округа от 27 марта 2015 г. по делу № А40-66637/14). В данных обстоятельствах налоговый орган вправе внести изменения в Реестр, несмотря на действующие в рамках другого спора обеспечительные меры.

В качестве альтернативы обеспечительным мерам могут быть использованы возражения заинтересованного лица относительно предстоящего внесения изменений в Реестр. Порядок представления таких возражений и их форма утверждены Приказом ФНС от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@. Отметка о возражении лишает контрагента возможности ссылаться на добросовестность, не препятствует залогам и незаконному отчуждению. В свою очередь, внесение отметки по заявлению недобросовестного лица может стать основанием для взыскания с заявителя убытков.

Таким образом, обеспечительные меры в виде запрета внесения сведений в ЕГРЮЛ являются как инструментом защиты в корпоративном конфликте, так и способом активного нападения. Чаще всего они применяются в рамках судебных споров о признании недействительными решений общих собраний участников общества или споров по отчуждению долей общества. Стороны корпоративного конфликта активно используют названный инструмент, и только суды вправе решать, применять его или нет.

Читайте также: