Понятие судебной деятельности ее отличие от правоохранительной деятельности

Обновлено: 14.05.2024

Амирбеков К.И., доктор юридических наук, заведующий отделом проблем организации прокурорской деятельности НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.

В статье на основе анализа законодательства, теоретических положений и правоприменительной практики дается обоснование понятий "правоохранительная деятельность" и "правоохранительный орган", критериев их разграничения с понятиями "правозащитная деятельность" и "субъект правозащитной деятельности".

Ключевые слова: юридическая, правообеспечительная, правоохранительная, правозащитная, судебная, прокурорская деятельность; орган, организация, субъект; принудительно-силовые полномочия; отстаивание прав и интересов.

Law enforcement and law enforcement agency: the concept and criteria of differentiation

Amirbekov K.I., doctor of law, head of department of problems of prosecutor's organization of the Research institute of the Academy of the prosecutor general of the Russian Federation.

This article, on the base of legislation analysis, theoretical statement existing in science and enforcement practice, explains the justification of concepts "law enforcement activity" and "law enforcement agency", the criterias for their distinguishing from the concepts "human rights activity" and "the subject of human rights activity".

Key words: legal, law-provising, law enforcement activity, human rights activity, judicial activity, prosecutorial activity; law enforcement agency, human rights organization, force powers, the authority to assert the rights.

Актуальность дальнейшей научной разработки понятий "правоохранительная деятельность" и "правоохранительный орган" обусловлена отсутствием в действующем законодательстве четкого их определения и наличием в науке различных подходов к их пониманию .

Законодатель в некоторых случаях в число правоохранительных органов включает Федеральную фельдъегерскую службу, в некоторых - правоохранительные органы отграничивает от органов спецслужб и контролирующих органов; суд относит к субъектам, осуществляющим правоохранительную деятельность, а прокуратуру, наоборот, не относит. Иногда в перечень правоохранительных органов законодатель не включает ФСБ России, традиционно относимую к таковым .

См. об этом подробно: Капинус О.С., Жубрин Р.В. Реализация правоохранительной функции Российского государства в деятельности государственных органов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 1. С. 6 - 7; Кобзарев Ф.М. Конституционно-правовое регулирование охранительной функции государства и форм ее реализации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2013. N 5. С. 33 - 34.

В литературе используются также смежные понятия - "защита прав" и "правозащитная деятельность", что, в свою очередь, актуализирует вопрос о критериях отграничения их от правоохранительной деятельности, а также правоохранительных и правозащитных институтов государства и общества.

Сторонники широкого подхода в понятие "правоохранительная деятельность" включают деятельность многих субъектов, имеющих отношение к охране или защите субъективных прав, начиная с полицейской, следственной, оперативно-разыскной, судебной, прокурорской и заканчивая адвокатской и нотариальной .

Кобзарев Ф.М. Указ. соч. С. 34. Да и в самой Конституции Российской Федерации термины "охрана" и "защита" чаще всего используются в одинаковом смысле. См.: ст. 2, ч. 2 ст. 7, ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации.

Сторонники узкого подхода в понятие "правоохранительная деятельность" включают деятельность только несудебных государственных органов по охране и защите прав, осуществляемую путем применения властных полномочий по отношению к лицам, не состоящим с ними в отношениях подчинения типа "работодатель - работник" .

Гулягин А.Ю. Правоохранительная деятельность в сфере административной юрисдикции: Монография. М., 2014. С. 25.

Существует мнение, согласно которому правоохранительная и правозащитная деятельность представляют собой, по сути, две разные категории, отличие друг от друга которых выражается во времени возникновения соответствующих правоотношений: правозащитные отношения возникают только лишь после того, как право уже нарушено, и, соответственно, направлены на его восстановление . Согласно другой точке зрения, правозащитная и правоохранительная деятельность - это подсистемы более масштабной системы "правового обеспечения жизнедеятельности общества, и поэтому в систему правозащитных субъектов входят, по определению, все правоохранительные органы" ; государственная правоохранительная система реализует правозащитную функцию государства .

Саакян Д.О. О правоохранительной деятельности и правоохранительных органах Российской Федерации // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Вып. 1. Т. 19. 2013. С. 218.
См. об этом: Цымбалюк Н.И. "Правоохрана" и "правозащита" - идентичности или антиподы в правовом государстве // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. N 2. С. 96, 98.
Мирзоев Г.Б. Правоохранительная деятельность государства и вопросы общественного контроля. М.: Юрлитинформ, 2007. С. 28 - 29.

Не дают ясного ответа на рассматриваемый вопрос и утвержденные Приказом Минобрнауки России действующие Номенклатура специальностей научных работников и Паспорт специальности 12.00.2011.

Правоприменительная практика сложилась таким образом, что в число правоохранительных включаются несудебные государственные органы, обладающие властными полномочиями в сфере уголовной юрисдикции. Примером тому является многолетняя практика осуществления прокуратурой Российской Федерации координации деятельности всех несудебных государственных органов, обладающих в сфере уголовной юрисдикции соответствующими властными полномочиями . Однако такая практика не дает ответа на вопрос о том, по какой причине в категорию правоохранительных не включаются органы административной юрисдикции, хотя они так же, как и органы уголовной юрисдикции, осуществляют профилактику преступности, во-первых, путем выявления, предупреждения и пресечения административных правонарушений, кратность которых законом приравнивается к преступлениям, и, во-вторых, путем оформления результатов своих действий в соответствующих юридических актах (протоколах, объяснениях, актах проверок, заключениях, справках и т.п.) с последующей передачей материалов о преступлении, совершенном в сфере их ведения, в правоохранительные органы уголовной юрисдикции. Многие выявляемые ими административные правонарушения по характеру объективной стороны почти тождественны с преступлениями, отличаясь лишь размером причиненного ущерба и кратностью совершения. Дела об административных правонарушениях после окончания досудебных проверочных действий органы административной юрисдикции (контролирующие органы) так же, как и органы уголовной юрисдикции (следственные органы и органы дознания), передают в суд для применения санкций, полномочия по применению по многим из которых, так же как и по преступлениям, отнесены законом к компетенции суда. Судопроизводство по административным правонарушениям осуществляется по аналогии с уголовным судопроизводством, а не с конституционным, гражданским или административным. Конституция Российской Федерации отдельного вида судопроизводства по административным правонарушениям не предусматривает .

К примеру, Регламент Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации является основной организационной формой координации деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы судебных приставов, Следственного комитета Российской Федерации по борьбе с преступностью; он подписан 14.02.2014 руководителями всех перечисленных государственных органов, общим для которых является обладание властными полномочиями в уголовно-правовой сфере (см. соответствующее номенклатурное дело НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014).
Предусмотренное ч. 2 ст. 118 Конституции Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется судами общей юрисдикции в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации 2015 г. и к судопроизводству по делам об административных правонарушениях не относится.

Если же обратиться к зарубежному опыту, то в большинстве государств считается, что эти два вида юридического процесса не должны противопоставляться, необходимо добиваться взаимодополняющего, синергетического действия мер административной и уголовной ответственности для наказания виновных и предотвращения правонарушений .

Такой широкий разнобой в применении рассматриваемых понятий в законодательстве и в практической деятельности объясняется, на наш взгляд, методологически ошибочным подходом при выделении правоохранительного вида в классификации юридической деятельности. При выделении судебного или прокурорского ее вида в качестве основания берется такой элемент ее структуры, как субъект (суд или прокуратура), а при выделении правоохранительной и правозащитной деятельности - иной элемент этой же структуры (либо объект, либо средства, либо предмет). Выделенные по разным основаниям виды юридической деятельности ставятся в один ряд, т.е. нарушаются правила научной классификации и не получается логически выверенного определения понятия.

При классификации видов юридической деятельности по такому основанию, как субъект, в одном ряду с судебной и прокурорской следует выделять не правозащитную и правоохранительную, а полицейскую, дознавательскую, следовательскую, адвокатскую деятельность, деятельность нотариусов, деятельность уполномоченных по правам человека, физических и юридических лиц, общественных формирований и т.п.

Правоохранительная и правозащитная деятельность выделяются при классификации видов юридической деятельности по такому основанию, как применяемые в процессе деятельности средства, в качестве которых выступают установленные законом полномочия субъекта, отличающиеся друг от друга по своей юридической силе.

В этом аспекте наиболее обоснованным является подход, примененный Н.И. Цымбалюк для разграничения указанных понятий друг с другом . Этот автор в качестве отличительных признаков выделила для правоохранительной деятельности использование законодательно регламентированных "мер принудительно-силового воздействия", а для правозащитной - использование "разрешенных законом средств" для отстаивания в соответствующих инстанциях личностных и коллективных интересов, защиты гражданских прав и свобод отдельных граждан и общественных объединений. На наш взгляд, именно в этих различиях юридической природы используемых "мер" (или "средств", "полномочий") заключается отличие правоохранительной от правозащитной деятельности, а других различий между ними, по сути, нет.

Цымбалюк Н.И. "Правоохрана" и "правозащита" - идентичности и антиподы в правовом государстве // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. N 2. С. 93 - 98.

Таким образом, правоохранительной является юридическая деятельность, выражающаяся в принудительно-силовом воздействии в установленном законом порядке с целью выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия, расследования правонарушений и для устранения их причин и условий. А правозащитной - юридическая деятельность, выражающаяся в отстаивании в компетентной инстанции с использованием разрешенных законом средств удовлетворения личностных и коллективных интересов, прав и свобод отдельных граждан и общественных объединений.

Отличия правоохранительной деятельности от правозащитной заключаются не в характеристике субъектов деятельности, а в применяемых субъектами в процессе своей деятельности средствах (мерах) воздействия. Из этого следует, что правоохранительную деятельность могут осуществлять только государственные органы, правозащитную - не только государственные, но и негосударственные институты, так как последние также вправе отстаивать интересы, права и свободы отдельных личностей и коллективов граждан перед соответствующими инстанциями, в полномочия которых входит принятие правового решения по возникшей правовой проблеме.

Принудительно-силовое воздействие, характерное для правоохранительной деятельности, осуществляют государственные органы в рамках не только уголовной, но и административной юрисдикции. Например, путем задержания лица, совершившего административное правонарушение, на месте, доставления его в отделение полиции для установления личности, опроса, составления протокола о правонарушении и т.п.

Это воздействие государственные органы осуществляют для выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия, расследования и профилактики как административных правонарушений, так и преступлений. Общим для правоохранительных органов, осуществляющих деятельность в обоих видах юрисдикции, является то, что указанное воздействие они осуществляют по отношению к лицам, не состоящим с ними в правоотношениях власти и подчинения типа "работодатель-работник", характерного для осуществления воздействия на правонарушителя, например, в сфере дисциплинарной юрисдикции. Для некоторых государственных органов такое воздействие является основным видом их функциональной деятельности (например, для подразделений ГИБДД органов внутренних дел, для органов службы лесного или ветеринарного надзора, органов дознания и органов предварительного следствия и т.д.), а для других в качестве основного вида их функциональной деятельности выступает осуществление внешнего надзора или контроля за законностью осуществления такой деятельности (прокуратура и суд) .

Из такого понимания вопроса не вытекает, что суд и прокуратура не осуществляют правоохранительную или правозащитную деятельность.

Следовательно, к правоохранительным относятся государственные органы, которые не состоят структурно в судебной и прокурорской системе, наделены полномочиями принудительно-силового воздействия как в сфере уголовной, так и в сфере административной юрисдикции по отношению к лицам, совершившим правонарушения, и применение этих полномочий для которых является основным видом внешней функциональной деятельности.

Такое определение понятия "правоохранительный орган" является более точным и более научно обоснованным. Поэтому в законодательных и других правовых актах, в которых используется понятие "правоохранительный орган", целесообразно внести уточнение, об уголовной или административной юрисдикции правоохранительного органа идет речь.

В законодательстве, в науке и в правоприменительной практике понятие "орган" к правозащитной деятельности, как правило, не применяется, хотя государство в лице его конкретных органов и осуществляет защиту прав и свобод. К примеру, институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учрежден специально для государственной защиты прав человека и обладает статусом государственного органа. Общим для понятий "орган", "организация", "институт", "правозащитник" и т.п. для данной деятельности является понятие "субъект правозащитной деятельности", основными видами внешней функциональной деятельности которого являются отстаивание законных интересов отдельных граждан, коллективов граждан и общественных организаций, удовлетворение, соблюдение и восстановление прав и свобод человека и гражданина, независимо от того, являются они государственными институтами или нет.

Разумеется, правоохранительную и правозащитную деятельность осуществляет и прокуратура Российской Федерации, не подменяя при этом иные государственные органы. Прокуроры наделены законом властно-принудительными полномочиями как в сфере уголовной, так и в сфере административной юрисдикции, с одной стороны, а с другой - по отстаиванию частных и коллективных интересов физических и юридических лиц в соответствующих компетентных инстанциях, включая судебные инстанции. Суд также осуществляет правоохранительную и правозащитную деятельность. Но, в отличие от аналогичной деятельности прокуратуры или правоохранительных органов уголовной и административной юрисдикции, суд свои властные правоохранительные полномочия всегда применяет только по ходатайству сторон судопроизводства, правозащитные решения принимает по поступившим в суд заявлениям.

Таким образом, прокурорская деятельность и судебная деятельность в правообеспечительной деятельности власти занимают особое место, дополняя отечественную правоохранительную и правозащитную системы элементами, гарантирующими противодействие ведомственности и местничеству, компенсирующими недостатки иных государственных органов в данной сфере государственной деятельности и обеспечивающими принятие правового решения по любой правовой проблеме. Осуществление правоохранительных или правозащитных полномочий не лишает суд и прокуратуру своей самостоятельности и независимости, а суд, кроме того, и статуса верховенства в системе субъектов правообеспечительной деятельности власти.

Список использованной литературы

  1. Капинус О.С., Жубрин Р.В. Реализация правоохранительной функции Российского государства в деятельности государственных органов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2014. N 1.
  2. Кобзарев Ф.М. Конституционно-правовое регулирование охранительной функции государства и форм ее реализации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. 2013. N 5.
  3. Саакян Д.О. О правоохранительной деятельности и правоохранительных органах Российской Федерации // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Вып. 1. Т. 19. Кострома, 2013.
  4. Гулягин А.Ю. Правоохранительная деятельность в сфере административной юрисдикции. М., 2014.
  5. Цымбалюк Н.И. "Правоохрана" и "правозащита" - идентичности или антиподы в правовом государстве // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. N 2.
  6. Мирзоев Г.Б. Правоохранительная деятельность государства и вопросы общественного контроля. М.: Юрлитинформ, 2007.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Понятие правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность — это один из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

В ст. 2 Конституции России права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.

Итак, правоохранительная деятельность в широком смысле — это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. А в узком смысле — это деятельность специально уполномоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы. Шпаргалки предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите также


Право социального обеспечения. Шпаргалки

Мария Кановская, 2010


Налоговое право. Краткий курс

Коллектив авторов, 2016


Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты

Анатолий Геннадьевич Маклаков, 2012


Бюджетная система России. Шпаргалки

П. Ю. Смирнов, 2011


Правоведение. Ответы на экзаменационные билеты

Михаил Белоусов, 2009


Экологическое право. Ответы на экзаменационные вопросы

Л. В. Дудкина, 2009


История государства и права России. Ответы на экзаменационные билеты

Л. Н. Терехова, 2009


Гражданский процесс. Ответы на экзаменационные билеты

Алексей Гатин, 2009


Правоведение. Учебно-методическое пособие в таблицах, схемах и определениях

Правоохранительная деятельность — это осуществляемая специально уполномоченными правоохранительными органами особая деятельность государства по охране, защите прав и интересов гражданина, общества, государства, объединений граждан. Правоохранительная деятельность направлена на борьбу с преступностью, любыми проявлениями правонарушений, на обеспечение доступа к правосудию, оказание квалифицированной юридической помощи.

Правоохранительная деятельность — это властно-организующая деятельность соответствующих компетентных органов, которая направлена на обеспечение в обществе законности и правопорядка. Данная деятельность реализуется в строгом соответствии с законодательством посредством использования юридических мер воздействия.

Особое место в правоохранительной деятельности занимает конституционный контроль, функцию которого осуществляет Конституционный суд. Основная задача Конституционного суда — защита конституционного строя государства, обеспечение прямого действия и верховенства Конституционного Суда на территории России.

Признаки правоохранительной деятельности

Правоохранительной деятельности характерны следующие признаки:

  • особая разновидность государственной деятельности, цель которой — охрана права и правопорядка;
  • реализуется специально уполномоченными органами, основным содержанием работы которых является правоохранительная функция;
  • осуществляется мерами государственного принуждения — уголовного преследования, задержания, привлечения к юридической ответственности;
  • действия и решения правоохранительных органов, соответствующих должностных лиц, принятые в соответствии с законом и в пределах их компетенции, обязательны для органов, граждан и организаций, которым они адресованы.

Правоохранительные функции — это основные направления профессиональной деятельности правоохранительных органов.

Готовые работы на аналогичную тему

Правоохранительная деятельность направлена на охрану государства, его суверенитета, государственной целостности, конституционного строя, на охрану общества, его духовных и материальных благ, на охрану гражданина, его прав и свобод. Эти задачи решаются правоохранительными органами в процессе реализации соответствующих функций.

Основные функции правоохранительных органов:

  • выявление правонарушений и преступлений, их расследование;
  • оказание юридической помощи;
  • организационное обеспечение функционирования и деятельности органов суда;
  • прокурорский надзор;
  • конституционный контроль;
  • отправление правосудия;
  • исполнение решений органов суда;
  • предупреждение правонарушений и преступлений;
  • обеспечение безопасности и правопорядка в РФ.

Судебные органы — это специально созданные государством органы, предназначенные для отправления правосудия. Суды рассматривают и разрешают разные категории дел (экономические споры, гражданские дела, административные, уголовные дела и др.), подсудные судам в пределах их компетенции и вынесению по ним обоснованных, законных и справедливых решений. Судебная система РФ включает федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды, суды в субъектах РФ.

Организационное обеспечение функционирования и деятельности судебных органов — это осуществление мероприятий финансового, кадрового, материально-технического характера, направленных на создание условий для независимого и полного осуществления правосудия, обеспечение нормального функционирования судебных органов. Организационное обеспечение включает обеспечение оплаты труда, предусмотренных федеральными законами социальных выплат, улучшение нуждающимся жилищных условий, создание единого информационного пространства. Эти функции возложены на Судебный департамент.

Прокурорский надзор осуществляется прокурорами — специально уполномоченными государством должностными лицами. Прокурорский надзор обеспечивает верховенство закона, единообразное применение и точное исполнение государственными службами и комитетами, федеральными министерствами, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами контроля и др.

К правоохранительной деятельности оперативных сотрудников, следователей и дознавателей относится выявление и расследование преступлений, их раскрытие, изобличение и привлечение виновных лиц к уголовной ответственности, установление обстоятельств совершенного преступления.

Правоохранительные органы исполнительной власти призваны обеспечить безопасность и правопорядок в государстве. К этим органам относятся: федеральная служба безопасности; органы внутренних дел; федеральная служба охраны; служба внешней разведки; войска национальной гвардии; налоговые и таможенные органы.

Органы Министерства юстиции осуществляют правоохранительную деятельность по исполнению судебных решений (Федеральной службы исполнения наказаний). Деятельность Федеральной службы судебных приставов направлена на обеспечение исполнения наказаний, исполнение судебных актов в принудительном порядке.

Правоохранительная деятельность включает деятельность по оказанию юридической помощи, которая направлена на обеспечение правовой защищенности человека в обществе. Эту деятельность осуществляют специально уполномоченные лица: адвокаты, оказывающие квалифицированную помощь юридическим и физическим лицам по защите их прав и интересов; нотариусы — посредством совершения от имени государства нотариальных действий, предусмотренных законодательными актами РФ; частные охранные и детективные службы в форме оказания возмездных услуг (на договорной основе) юридическим и физическим лицам для защиты их интересов и законных прав.

Функцию предупреждения правонарушений и преступлений реализуют все правоохранительные органы. Эта функция направлена на выявление нарушений прав и свобод граждан, на установление всех обстоятельств, которые способствовали и сопутствовали совершению преступлений, других нарушений закона, допущенных при производстве административного, уголовного дела (дознания, предварительного следствия, при рассмотрении дела судом), принятие мер по их устранению.

Цель освоения дисциплины

формирование у обучающихся системы знаний о деятельности, структуре, организации, управлении судебной системы и правоохранительных органов, а также государственных и негосударственных образований, призванных осуществлять судебную власть и правоохранительную деятельность

Планируемые результаты обучения

Знает понятия правоохранительного органа и правоохранительной деятельности. Понимает отличие правоохранительной деятельности от иных видов правоприменительной деятельности. Ориентируется в системе органов, осуществляющих правоохранительную деятельность. Понимает систему источников правового регулирования деятельности правоохранительных органов

Знает понятие судебной власти, определяет её признаки и функции. Знает понятие правосудия, выделяет его принципы. Понимает устройство судебной системы РФ. Понимает роль Конституционного суда РФ как органа конституционного контроля. Знает порядок обращения в Конституционный суд РФ. Понимает место ВС РФ в судебной системе. Различает Пленум и Президиум ВС РФ. Знает компетенцию арбитражных судов РФ. Знает место военных судов в судебной системе РФ

Понимает особенности статуса судьи. Имеет представление о правовом положении судьи в отставке. Знает требования, предъявляемые к судьям. Понимает порядок наделения судей полномочиями, порядок приостановления и прекращения полномочий. Знает процедуру привлечения судей к административной, дисциплинарной, уголовной ответственности. Имеет представление о правовом статусе присяжных и арбитражных заседателей. Знает понятие, понимает систему и различает компетенцию органов судейского сообщества

Имеет представление о системе органов предварительного расследования. Знает органы, осуществляющие предварительное следствие. Определяет понятие дознания. Понимает взаимоотношения органов предварительного расследования и органов прокуратуры. Знает органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Дате определение органам внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ. Знает понятие Федеральных органов государственной охраны

Знает понятие, понимает основные задачи органов юстиции РФ. Знает полномочия Министерства юстиции Российской Федерации. Понимает роль Министерства юстиции РФ при рассмотрении жалоб против РФ в ЕСПЧ. Знает понятие, ориентируется в правовом регулировании деятельности, определяет полномочия и знает структуру Федеральной службы исполнения наказаний. Знает понятие, ориентируется в правовом регулировании деятельности, определяет полномочия и знает структуру Федеральной службы судебных приставов

Дает определение адвокатуры. Имеет представление о правовом статусе адвоката. Знает понятие нотариата в РФ. Имеет представление о правах, обязанностях и ответственности нотариусов. Знает определение нотариального округа, нотариального действия, нотариального делопроизводства. Имеет представление об органах, осуществляющих контроль за деятельностью нотариусов. Знает понятие медиации. Даёт определение и понимает значение третейских судов

Содержание учебной дисциплины

Понятие судебной власти. Полномочия (функции) судебной власти. Признаки судебной власти. Суд как орган судебной власти. Понятие правосудия и его принципы. Общее понятие судебной системы Российской Федерации, ее единство. Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации. Понятие звена судебной системы. Понятие судебной инстанции. Конституционный Суд Российской Федерации. Понятие конституционного контроля. Верховный Суд Российской Федерации. Место Верховного Суда Российской Федерации в судебной системе Российской Федерации. Полномочия и структура Верховного Суда Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые судьи. Районные суды. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов. Военные суды. Система военных судов. Арбитражные суды и их система

Статус судей в Российской Федерации, его законодательное регулирование. Требования, предъявляемые к судьям. Порядок на-деления судей полномочиями и порядок приостановления и прекращения их полномочий. Срок полномочий судей, их несменяемость. Статус присяжных и арбитражных заседателей. Понятие и система органов судейского сообщества. Полномочия органов судейского сообщества

Понятие и система органов предварительного расследования. Органы, осуществляющие предварительное следствие, их компетенция. Органы и должностные лица, осуществляющие дознание. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Органы внутренних дел Российской Федерации, их структура и основные на-правления деятельности. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, понятие и система. Федеральные органы государственной охраны, понятие, задачи, состав

Понятие, задачи и основные направления деятельности прокуратуры. Прокурорский надзор. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Система и организационная структура органов прокуратуры Российской Федерации. Служба в органах прокуратуры.

Понятие, основные задачи и полномочия органов Министерства юстиции Российской Федерации. Федеральная служба исполнения наказаний. Федеральная служба судебных приставов

Понятие адвокатуры, ее роль в правоохранительной деятельности. Правовой статус адвоката. Понятие нотариата в Российской Федерации. Характер правоохранительной деятельности нотариата. Организация нотариальной деятельности в Российской Федерации. Иные организационные формы юридической помощи. Медиаторы, как стороны, оказывающие юридическую помощь в Российской Федерации. Третейские суды. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и его деятельность по обеспечению и защите прав и свобод человека. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Общественная палата Российской Федерации. Общественные наблюдательные комиссии

Элементы контроля

Посещение и активная работа на семинарах

Активная работа на семинарских занятиях состоит в правильном решении казусов, предлагаемых преподавателем для каждого семинарского занятия, выступление с устным докладом по рассматриваемой теме, подготовка эссе либо обзора судебной практики (по согласованию с преподавателем), участие в дискуссии.

Целью контрольной работы является проверка знаний студентов по пройденным темам учебной дисциплины, их умения грамотно применять юридическую терминологию. Перед выполнением контрольной работы для подготовки студентам заранее сообщаются темы дисциплины, в рамках которых будет проходить проверка знаний в аудитории. Студент должен грамотно и логично выполнить задание и аккуратно оформить ответы на поставленные вопросы. Контрольная работа состоит из десяти заданий в тестовом варианте (вопросы закрытого типа). Время написания контрольной работы составляет 40 минут. При выполнении контрольной работы не разрешается пользоваться любой литературой, учебниками, нормативно-правовыми актами, конспектами, а также иными материалами и вспомогательными средствами(в том числе, электронными).

Экзамен проводится с целью проверить теоретические знания по курсу, знание источников права и навыков их практического при-менения, знание основных исследований по вопросам курса и умения сослаться на них, владение специальной терминологией. Экзамен состоит из двух частей: теоретического задания и практического задания. Теоретическое задание может даваться по любой из тем, перечисленных в п.2. настоящей Программы и состоит в даче студентом де-финиции (классификации понятия, заполнения таблицы или схемы и т.д.). В ходе выполнения теоретического задания студент должен продемонстрировать: 1) способность определять нормы права, дающие толкование понятия, приведенного в задании; 2) способность проанализировать выявленные правовые нормы с точки зрения теоретических познаний, полученных при изучении дисциплины и применить их без логических и фактических ошибок; 3) способность ясно и четко излагать ответ на задание; 4) знание и навык применения специальной терминологии, использование корректного стиля. Практическое задание представлено двумя задачами, которые необходимо решить, ответив на сформулированные вопросы(по 3 во-проса на каждую задачу, всего – 6 вопросов). Задачи на экзамене формулируются по темам, по которым читались лекции. В ходе выполнения практического задания студент должен продемонстрировать: 1) способность выявить факты, имеющие юридическое значение; 2) способность определять нормы права, дающие правовую квалификацию фактов, приведенных в задании; 3) способность проанализировать выявленные правовые нормы с точки зрения теоретических познаний, полученных при изучении дисциплины и применить их к конкретным фактам без логических и фактических ошибок; 4) способность критически оценивать поведение участников правоотношений, приведенных в задании; 5) способность ясно и четко излагать решение задачи; 6) способность применять специальную терминологию. Продолжительность выполнения экзаменационной работы составляет 90 минут. При выполнении экзаменационной работы не разрешается пользоваться литературой, учебниками, нормативно-правовыми актами, конспектами, а также иными материалами и вспомогательными средствами(в том числе, электронными).

Промежуточная аттестация

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

Рекомендуемая дополнительная литература

Brown, N. J. . (DE-588)129380873, (DE-576)297631675. (1997). The rule of law in the Arab world : courts in Egypt and the Gulf / Nathan J. Brown. Cambridge Univ. Press.

Читайте также: