Понятие и виды судебных актов суда первой инстанции в административном судопроизводстве

Обновлено: 15.05.2024

от 27 сентября 2016 года N 36

(с изменениями на 17 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В целях обеспечения единства практики применения судами общей юрисдикции законодательства об административном судопроизводстве Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", постановляет дать следующие разъяснения.

Основные положения

1. Исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела):

о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ);

связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 КАС РФ).

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Например, не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.

Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом, экономические споры и другие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и отнесены законом к компетенции арбитражных судов (§ 1 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

2. Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном Кодексом, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.

Под иными государственными органами понимаются, в частности, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, другие избирательные комиссии, Счетная палата Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 1 КАС РФ в порядке, предусмотренном названным кодексом, суды рассматривают и разрешают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций субъектов профессиональной деятельности, если оспариваемые решения, действия (бездействие) являются результатом осуществления (неосуществления) указанных полномочий. В то же время не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ не связанные с реализацией публичных полномочий дела по внутрикорпоративным спорам, возникающим между адвокатами и адвокатскими палатами, нотариусами и нотариальными палатами, медиаторами и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации медиаторов, а также между членами и органами управления иных саморегулируемых организаций, которые подлежат разрешению в исковом порядке.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) саморегулируемых организаций субъектов предпринимательской деятельности рассматриваются в порядке, предусмотренном АПК РФ.

3. В силу части 4 статьи 11 КАС РФ каждый имеет право знакомиться в установленном порядке со вступившим в законную силу судебным решением по рассмотренному в открытом судебном заседании административному делу, за исключением случаев ограничения этого права в соответствии с законом.

Порядок реализации данного права лицами, не являющимися участниками административного судопроизводства, регулируется нормами Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". Так, согласно части 2 статьи 15 данного закона тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, за исключением текстов судебных актов, указанных в части 4 названной статьи, размещаются в сети "Интернет".

4. Решения суда, затрагивающие права и законные интересы несовершеннолетних, в полном объеме не объявляются (не оглашаются). Оглашению подлежит только резолютивная часть таких решений независимо от того, в закрытом или открытом судебном заседании рассматривалось дело (часть 10 статьи 11, часть 2 статьи 174 КАС РФ).

5. Согласно части 11 статьи 11 КАС РФ решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом. Такому опубликованию подлежат, в частности, решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (пункт 2 части 4 статьи 215 КАС РФ).

6. Ознакомление лиц, участвующих в деле, с записями, сделанными в ходе аудио- и (или) видеопротоколирования закрытого судебного заседания, их воспроизведение осуществляются в условиях, обеспечивающих невозможность их копирования и передачи другим лицам. Копии соответствующих записей лицам, участвующим в деле, не выдаются (статья 11, пункт 5 части 1 статьи 45, статьи 204, 205, 207 КАС РФ).

7. В ходе рассмотрения административного дела может быть объявлен перерыв в судебном заседании. В период объявленного перерыва не исключается возможность рассмотрения судом других дел (часть 4 статьи 2 КАС РФ, статья 163 АПК РФ).

Подсудность административных дел

8. В случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение (часть 2 статьи 22 КАС РФ).

Указанные положения применяются также при оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (за исключением судебных приставов-исполнителей), государственных и муниципальных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом, а в случаях, предусмотренных Кодексом, - по месту нахождения организации, являющейся административным истцом (часть 3 статьи 24 КАС РФ).

Состав суда

9. В соответствии с частью 2 статьи 28 КАС РФ административное дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда.

Замена судьи или нескольких судей, приступивших к рассмотрению административного дела, возможна в случаях, предусмотренных частью 3 указанной статьи КАС РФ, на основании определения председателя суда, его заместителя или председателя судебного состава, которое выносится в виде отдельного судебного акта без проведения судебного заседания.

Права и обязанности лиц, участвующих в деле

10. Административный истец вправе увеличить или уменьшить размер требований имущественного характера, поскольку такое увеличение или уменьшение является уточнением заявленных требований (часть 1 статьи 46, пункт 1 части 2 статьи 135 КАС РФ).

11. При применении частей 1, 2 статьи 44 КАС РФ следует иметь в виду, что рассмотрение дела осуществляется не только судом первой и апелляционной инстанции, но и судами кассационной, надзорной инстанций, при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, поэтому процессуальное правопреемство может осуществляться и на данных стадиях административного судопроизводства (статьи 308, 326, 340, 351 КАС РФ).

На стадии исполнения судебного акта по административному делу также возможна замена должника и (или) взыскателя его правопреемником (статья 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", статья 363 КАС РФ).

12. Общие положения об участии прокурора в административном деле закреплены в статье 39 КАС РФ, которая предусматривает обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов других лиц, а также вступление прокурора в процесс и дачу им заключения по административным делам, указанным в Кодексе и других федеральных законах (часть 1 статьи 2, части 1, 7 статьи 39 КАС РФ).

Административное исковое заявление прокурора и прилагаемые к нему документы должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к ним частями 6, 7 статьи 125, пунктом 1 части 1 статьи 126 КАС РФ. В частности, к административному исковому заявлению прокурора прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

13. По смыслу части 6 статьи 39, части 7 статьи 40 КАС РФ, в случаях, когда при отказе прокурора, органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, данный гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, заявляет о том, что он поддерживает административный иск, суду следует рассмотреть принятый к производству административный иск по существу.

Аналогичные изложенным выше правила применяются в случаях отказа от административного иска, предъявленного в соответствии с законом в интересах публично-правового образования либо иного лица (часть 4 статьи 2 КАС РФ).

При последующем отказе в удовлетворении такого административного иска судебные расходы подлежат взысканию с лица, в интересах которого подан административный иск (статьи 111, 112, часть 2 статьи 114 КАС РФ).

14. При обращении в суд с коллективным административным исковым заявлением должны соблюдаться общие требования к форме и содержанию административного искового заявления, документам, прилагаемым к административному исковому заявлению (статьи 125, 126 КАС РФ), а также требование об указании лица или нескольких лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц, и условие о том, что ко дню обращения в суд лица, выдвинувшего требование о защите прав и законных интересов группы лиц, к указанному требованию присоединилось не менее двадцати лиц (части 2, 3 статьи 42 КАС РФ).

В случае несоблюдения таких требований и названного выше условия коллективное административное исковое заявление может быть оставлено без движения (статья 130 КАС РФ), возвращено (статья 129 КАС РФ). В определении об оставлении коллективного административного искового заявления без движения в связи с несоблюдением условия о присоединении двадцати лиц к требованию должно быть разъяснено, что лица, подавшие данное заявление, имеют право на индивидуальное обращение в суд с административным исковым заявлением в случае, если в установленный судьей срок к коллективному административному иску не присоединится достаточное число лиц.

15. Основания для обращения в суд группы лиц с коллективным административным исковым заявлением, предусмотренные пунктами 1-4 части 1 статьи 42 КАС РФ, устанавливаются после принятия заявления к производству. Отсутствие этих оснований влечет оставление коллективного административного искового заявления без рассмотрения (часть 4 статьи 42 КАС РФ).

16. По смыслу части 3 статьи 42 КАС РФ, лицо, ведущее административное дело в интересах группы лиц, действует в судебном процессе без доверенности, пользуется всеми правами и несет процессуальные обязанности административного истца, в том числе пользуется правом отказаться от административного иска, заключить соглашение о примирении (статьи 45, 46, 295, 318, часть 1 статьи 332, часть 1 статьи 346, часть 3 статьи 353 КАС РФ). При этом, если такое лицо не является членом группы, оно должно отвечать требованиям части 1 статьи 55 КАС РФ.

Лица, являющиеся членами группы лиц, в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов которых подано коллективное административное исковое заявление, вправе знакомиться с материалами административного дела, делать из них выписки, снимать с них копии (часть 4 статьи 2 КАС РФ, часть 3 статьи 225_16 АПК РФ).

Поскольку нормы Кодекса не предполагают непосредственного участия указанных лиц в судебных заседаниях по административному делу, эти лица не извещаются о времени и месте проведения судебных заседаний.

17. Согласно части 5 статьи 42 КАС РФ в случае обращения в суд лица с административным исковым заявлением, содержащим требование, аналогичное требованию, указанному в коллективном административном исковом заявлении, находящемся в производстве суда, суд предлагает этому лицу присоединиться к указанному коллективному заявлению. Изложенное правило подлежит применению и в тех случаях, когда коллективное административное исковое заявление принято к производству позднее, чем данное административное исковое заявление.

Предложение о присоединении к коллективному административному исковому заявлению может содержаться в определении о принятии административного искового заявления к производству суда, ином определении. Согласие на присоединение к коллективному административному исковому заявлению должно быть выражено в письменном заявлении.

Если лицо, обратившееся в суд с административным иском, присоединилось к заявленному группой лиц требованию, суд соединяет предъявленные требования в одно производство. Если указанное лицо отказалось присоединиться к заявленному группой лиц требованию, суд приостанавливает производство по его административному исковому заявлению до принятия решения по административному делу о защите прав и законных интересов группы лиц.

После принятия соответствующего решения приостановленное производство подлежит возобновлению. Суд рассматривает и разрешает заявленное в рамках этого производства требование, учитывая обстоятельства, установленные в решении, принятом по коллективному административному исковому заявлению (часть 1 статьи 70, часть 2 статьи 190, статья 192 КАС РФ). Несогласие суда с обстоятельствами, установленными в решении суда по коллективному административному иску, должно быть мотивировано.

18. Апелляционная, кассационная жалоба, частная жалоба на судебный акт, принятый по административному делу, рассмотренному по правилам статьи 42 КАС РФ, подается лицом, которому было поручено ведение соответствующего дела в интересах группы лиц, лицом, которое не привлечено к участию в административном деле и вопрос о правах и обязанностях которого был разрешен судом (часть 3 статьи 42, часть 2 статьи 295, часть 1 статьи 318 КАС РФ).

Представительство в суде

19. Права и законные интересы недееспособных граждан, граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, по общему правилу защищают их законные представители (части 2, 3 статьи 54 КАС РФ). Права и законные интересы организации могут защищаться единоличным органом управления этой организации или уполномоченными ею лицами, действующими в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации (часть 5 статьи 54 КАС РФ). От имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде их руководители (часть 8 статьи 54 КАС РФ).

Следует иметь в виду, что основания участия в процессе и процессуально-правовой статус указанных выше лиц отличаются от оснований участия в процессе и статуса представителей. В частности, полномочия таких лиц не удостоверяются доверенностью (ордером) и могут быть ограничены различными правовыми актами (например, законом, уставом организации), к ним не предъявляются требования о наличии у них высшего юридического образования. Вместе с тем в случае, если данные лица не ведут административное дело в суде лично, а поручают ведение дела представителю, такое лицо должно отвечать требованию о наличии у него высшего юридического образования (часть 1 статьи 55 КАС РФ).

Акты суда, которые не разрешают дело по существу, называют определениями. С помощью них суд решает самые разнообразные вопросы, возникающие в различных стадиях процесса.

Суд выносит определение в случае:

  • если об этом прямо сказано в законе (к примеру, о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании, об отводе судьи, об отложении судебного разбирательства);
  • в других случаях, если какой-либо вопрос требует разрешения в ходе разбирательства (например, вопрос о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей, об объявлении перерыва, о вызове свидетеля).

Все определения в зависимости от порядка их оформления можно разделить на две группы:

  • определения, которые суд выносит в виде отдельного акта (документа);
  • определения, которые объявляют устно и заносят в протокол судебного заседания (протокольные определения).

Определения в виде отдельного судебного акта

Определения в виде отдельного акта выносят по наиболее важным вопросам.

Все определения, которые могут быть обжалованы отдельно от судебного решения (например, определения о наложении судебного штрафа, об обеспечении иска или об отказе в обеспечении иска), оформляют отдельным актом.

Для их подготовки суд должен удалиться в совещательную комнату.

После обсуждения вопросов, по которым выносится конкретное определение, оно излагается в письменной форме. Его подписывают все судьи, участвовавшие в рассмотрении дела.

Подписанное определение оглашают в судебном заседании.

Оно может быть обжаловано в течение месяца с момента вынесения (п. 3 ст. 188 АПК РФ).

С 1 июня 2016 года арбитражные суды могут выносить частные определения. Им посвящена статья 188.1 АПК РФ, введенная Федеральным законом от 2 марта 2016 года № 47-ФЗ. Такое полномочие до этого было только у судов общей юрисдикции (ст. 226 ГПК РФ, ст. 200 КАС РФ).

Частное определение арбитражный суд сможет вынести, если при рассмотрении дела выявит нарушения закона со стороны госоргана, органа местного самоуправления либо иного лица, обладающего публичными полномочиями, а также со стороны должностного лица, адвоката или субъекта профессиональной деятельности.

Вынесенное определение судья направляет в соответствующий орган, организацию или должностному лицу, которые в течение месяца со дня его получения обязаны устранить допущенные нарушения и сообщить суду о принятых мерах.

Если нарушитель не исполнит частное определение, его могут привлечь к ответственности. Размер штрафа предусмотрен статьей 17.4 КоАП РФ и составляет от 500 до 1000 рублей.

Протокольные определения

Протокольные определения (не оформляются отдельным актом) суд выносит только по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства (например о приобщении к делу дополнительных доказательств, о порядке ведения заседания суда и исследовании доказательств, о рассмотрении дела в отсутствие участников процесса).

Они могут быть вынесены судом в зале заседания.

Такие определения объявляют устно и заносят в протокол судебного заседания.

Протокольные определения обжалованию не подлежат.

Как же быть, если определение обжалованию не подлежит, но стороны по делу с ним не согласны?

На этот вопрос дан ответ в пункте 2 статьи 188 Арбитражного процессуального кодекса.

В нем сказано, что в отношении определения, обжалование которого не предусмотрено, а также в отношении протокольного определения могут быть заявлены возражения при обжаловании решения, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

Содержание определения

Общие требования, предъявляемые к содержанию определений суда, указаны в статье 185 Арбитражного процессуального кодекса.

Содержания протокольных определений и определений, выносимых в виде отдельного судебного акта, различны.

Содержание определения в виде отдельного судебного акта

Определение суда, которое выносят в виде отдельного судебного акта, состоит из четырех частей: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной.

В вводной части суд указывает:

  • дату (число, месяц, год) вынесения определения;
  • место вынесения определения;
  • наименование суда (например, Арбитражный суд г. Москвы);
  • состав суда: перечисляют фамилии и инициалы судей, если в деле участвуют арбитражные заседатели – их фамилии и инициалы, также указывают фамилию лица, которое вело протокол судебного заседания;
  • наименование и номер дела.

В описательной части определения:

  • указывают, кто обратился в суд с ходатайством;
  • описывают обстоятельства, по поводу которых выносится определение;
  • приводят мнения участников процесса по рассматриваемому вопросу.

В мотивировочной части указывают мотивы, на основании которых суд приходит к своим выводам. В этой части судья обосновывает, почему он принял или отклонил доводы участников спора. Свою позицию суд подкрепляет ссылкой на законы и другие правовые акты.

В резолютивной части определения суд указывает свои выводы по рассматриваемому вопросу. Здесь же устанавливают порядок и сроки обжалования определения.

Определение подписывается судьей (судьями), вынесшим(ми) его.

Определение, выносимое в виде отдельного судебного акта, выглядит так:

sud_5_02_5.jpg

sud_5_02_6.jpg

Содержание протокольного определения

В отличие от определений, выносимых в виде отдельного судебного акта, протокольные определения имеют усеченное содержание. В них отсутствует вводная часть, и указывается лишь:

  • вопрос, по которому выносится определение;
  • мотивы, по которым суд пришел к своим выводам;
  • вывод по рассматриваемому вопросу.

Направление определения заинтересованным лицам

Каждое определение, которое суд выносит в виде отдельного акта, должно быть изготовлено в нескольких копиях.

Суд, вынесший определение, обязан вручить их всем заинтересованным лицам.

К заинтересованным лицам можно отнести: истца, ответчика, третьих лиц, органы государственной власти и местного самоуправления, участвующие в рассмотрении дела, а также экспертов, переводчиков и других участников процесса.

Копии определений посылают этим лицам по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае, не терпящем отлагательства, определение может быть направлено по факсимильной связи или электронной почте.

Копия определения может быть также вручена самому адресату или его представителю в зале судебного заседания. В таком случае вручение осуществляют под расписку, которая приобщается к материалам дела.

Копии определений должны быть направлены заинтересованным лицам в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения (ч. 2 ст. 186 АПК РФ). Этот срок начинает течь на следующий день после вынесения определения.

В некоторых случаях законодательство устанавливает сокращенные сроки для направления определений. Например, на следующий день после вынесения должны быть направлены копии определений:

  • об отмене обеспечения иска;
  • об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока;
  • о принятии искового заявления к производству;
  • об оставлении искового заявления без движения;
  • о прекращении производства по апелляционной жалобе и другие.

В ряде случаев законом оговаривается, что определение должно быть направлено не позднее определенного срока, с которым связывают наступление какого то события. В частности, определение, которым участников спора извещают о времени и месте судебного заседания, направляют им не позднее чем за пятнадцать дней до начала заседания.

Исполнение определения

По общему правилу определения должны быть испол-нены немедленно.

Однако иногда суд сам устанавливает срок для исполнения определения.

Это возможно, например, в случае истребования доказательств у лиц, не участвующих в деле, при назначении экспертизы, при совершении отдельного процессуального действия и в других случаях.

Суд может на основании определения, которое подлежит немедленному исполнению, выдать исполнительный лист. В частности, исполнительный лист выдают на основании определения суда:

  • об обеспечении иска;
  • о наложении судебного штрафа.

Есть определения суда, которые не нуждаются в исполнении. К ним относят, например, определения об отказе в удовлетворении различных ходатайств, о рассмотрении дела в отсутствие участника процесса и другие.

Обратите внимание: за неисполнение определений суда возможно привлечение к уголовной ответственности (ст. 315 УК РФ).

Читайте также: