Полномочия помощника судьи в подготовке и организации судебного процесса

Обновлено: 05.05.2024

Полномочия, права и обязанности секретаря судебного заседания определяются Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Иные участники арбитражного процесса, помогающие суду в осуществлении возложенных на них полномочий

Под такими иными участниками процесса, помогающими суду осуществлять все возложенные на него законом полномочия, подразумеваются помощник судьи и секретарь судебного заседания. Секретарем заседания является должностное лицо, уполномоченное на ведение протокола в ходе рассмотрения дела.

При выполнении возложенных на него функций, он должен правильно и полно излагать в составляемом им документе действия, которые были совершены в ходе проведения разбирательства, а также все решения суда, принятые по результатам рассмотрения дела. Стоит отметить, что секретарь заседания – это не работник канцелярии. При проведении процесса он осуществляет также и удостоверительную функцию, ведь составляемый им протокол – разновидность доказательства. Помощник судьи – это участник судопроизводства, оказывающий помощь судье в осуществлении подготовки материалов дела к его рассмотрению, а также непосредственно в процессе заседания. Арбитражный процессуальный кодекс РФ отдельно акцентирует внимание на том, что такой субъект не имеет права выполнять функции, которые прямо или косвенно направлены на осуществление правосудия.

Помощник судьи. Его правовой статус и возложенные на него функции

Арбитражный процессуальный кодекс РФ, равно как и все принятые на его основании федеральные законы, рассматривают помощника судьи в качестве лица, которое принимает непосредственное участие в процессе. Соответственно, данные лица имеют определенный правовой статус и специальные функции. В соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, касающихся регулирования процесса судопроизводства, все специфические обязанности, направленные на ведение протокола судебного заседания и совершения определенных действий могут осуществляться судьей вплоть до того момента, как будет назначен помощник судьи.

В свою очередь, помощник судьи должен выполнять такие функции непосредственно до назначения секретаря заседания.

Выделяется еще ряд функций, которые могут быть возложены на помощника судьи:

  • по поручению судьи он может принимать участие в подготовке дела к предстоящему судебному разбирательству;
  • в функции помощника судьи входит помощь судье в организации процесса, его планировании, планировании предстоящего собеседования, предварительного заседания;
  • информирует судью о наличии определенных доказательств;
  • извещает судью о наличии заявлений и ходатайств, поданных лицами, принимающими участие в судопроизводстве по рассматриваемому делу;
  • информирует всех лиц, принимающих участие в деле, их законных представителей о реквизитах арбитражного суда, в котором будет проходить рассмотрение дела, об информационных ресурсах, где можно будет почерпнуть всю необходимую информацию.

Отдельно стоит отметить тот факт, что в соответствии с нормами, содержащимися в Арбитражном процессуальном кодексе РФ, помощник судьи не имеет права осуществлять выполнение функций:

  • направленных на осуществление правосудия;
  • направленных на совершение определенных действий, которое влекут за собой изменение прав и обязанностей лиц, принимающих участие в рассмотрении дела и прочих участников судопроизводства.

Несмотря на то, что помощник судьи не может оказать своими действиями никакого влияния на исход дела, равно как и на материально-правовые отношения между сторонами, ему также может быть заявлен отвод. Отвод может быть заявлен в случаях, когда у одного из участников арбитражного процесса появится доказательство того, что помощник судьи заинтересован в результатах рассмотрения дела. Помощник судьи, также как непосредственно сам судья и секретарь заседания, имеет право заявить самоотвод.

Полномочия, права и обязанности, которыми обладает секретарь судебного заседания

Несмотря на то, что фактически секретарь судебного заседания не занимается разрешением дела, он может повлиять на объективность, так как отражает в протоколе заседания ход арбитражного процесса. Составляя протокол заседания, секретарь, так или иначе, излагает свое видение процесса. Именно по этой причине в качестве секретаря должно выступать незаинтересованное лицо – это является основным требованием для участия секретаря в рассматриваемом процессе. При выявлении до судебного разбирательства или в его ходе обстоятельств, которые могут указывать на заинтересованность данного участника процесса в исходе дела, ему должен быть заявлен отвод. Сам секретарь также имеет право заявить самоотвод.

Полномочия, права и обязанности секретаря судебного заседания определяются Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Согласно данному нормативному акту секретарь судебного заседания обязан осуществлять следующие функции:

  • проверять явку в зал заседания всех лиц, принимающих участие в деле, после чего доложить об этом судье;
  • максимально полно и грамотно изложить в протоколе судебного заседания все действия и принятые решения суда, действия, совершенные каждым отдельным участником процесса;
  • в установленные на уровне законодательства сроки изготовить протокол заседания, подписать его вместе с председательствующим судьей.

Если между председательствующим судьей и секретарем возникли разногласия по поводу содержания протокола, последний имеет право приложить к составленному им протоколу свои замечания, которые впоследствии будут рассмотрены составом суда. Арбитражный процессуальный кодекс РФ отдельно выделяет перечень лиц, которые не могут осуществлять деятельность в качестве секретарей судебного заседания. К ним относятся:

  • лица, которые прямо или косвенно заинтересованы в исходе рассматриваемого дела;
  • лица, принимавшие участие в его рассмотрении, вне зависимости от того, в качестве кого они принимали такое участие. Исключение составляют только случаи, когда в предыдущем рассмотрении данного дела, это лицо принимало в нем участие в качестве секретаря;
  • лица, родственники которых принимают участие в рассмотрении дела.

При выявлении одного из вышеперечисленных обстоятельств секретарь заседания должен заявить о самоотводе. Если секретарь не выполняет такой обязанности, отвод ему может заявить любой из участников рассматриваемого дела.

Окончательное решение касательно отвода секретаря может быть принято только судьей, на основании рассмотрения им поданного ходатайства.

В отдельных случаях участникам судопроизводства требуется получить копию определения, вынесенного арбитражным судом по результатам судебного разбирательства. Подготовкой такой копии занимается секретарь заседания или помощник судьи. Стоит отметить, что все данные копии обязательно должны быть заверены подписями судьи, секретаря, а также на документе должна стоять печать арбитражного суда. Если копия определения состоит из нескольких листов, секретарь обязательно должен пронумеровать их, прошнуровать и скрепить печатью.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

5.2. Полномочия помощника судьи в гражданском и административном судопроизводстве


5.2. Полномочия помощника судьи в гражданском
и административном судопроизводстве

5.2.1. При рассмотрении судьей гражданского дела, административного дела по первой инстанции помощник судьи:

по поручению судьи изучает поступившее на рассмотрение по первой инстанции исковое заявление, административное исковое заявление и приложенные к нему документы с целью проверки соответствия представленных документов требованиям законодательства, их достоверности и полноты (судьей может быть составлен перечень вопросов, которые должен выяснить помощник судьи при изучении поступивших материалов);

осуществляет контроль за сроками устранения обстоятельств, препятствующих рассмотрению гражданского дела, административного дела и послуживших основанием для оставления заявления без движения, приостановления производства по делу, своевременно докладывая об этом судье;

по поручению судьи выполняет все необходимые действия для подготовки дела к судебному разбирательству, а также по поручению судьи принимает участие в разрешении вопросов, связанных с назначением дела к рассмотрению;

оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса, а также в подготовке проектов судебных актов;

по поручению председательствующего судьи ведет протокол судебного заседания, обеспечивает контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами, проверяет явку в суд лиц, которые должны участвовать в судебном заседании, совершает иные процессуальные действия в случаях и порядке, предусмотренных ГПК РФ, КАС РФ;

контролирует получение адресатами почтовых отправлений с судебными актами (судебными повестками), докладывает судье о возврате указанных почтовых отправлений без вручения адресату, по поручению судьи готовит проекты запросов в соответствующие органы для установления места нахождения лица, участвующего в деле;

проверяет поступившие заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок, на соответствие их формы и содержания требованиям статей 251, 252 КАС РФ.

5.2.2. При рассмотрении судьей гражданского, административного дела по апелляционной (частной) жалобе, (представлению) на решение мирового судьи помощник судьи:

проверяет надлежащее извещение лиц, участвующих в апелляционном рассмотрении дела, и докладывает об этом судье;

изучает ходатайства лиц, участвующих в деле, адресованные суду апелляционной инстанции, и вносит судье предложения о возможном способе их разрешения;

изучает доводы апелляционной жалобы (представления), готовит нормативное обоснование (с приложением нормативных правовых актов или извлечений из них) и докладывает судье заключение по делу;

оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса, а также в подготовке проектов апелляционных определений;

по поручению председательствующего судьи ведет протокол судебного заседания, обеспечивает контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами;

взаимодействует со структурными подразделениями суда относительно прохождения дела в суде апелляционной инстанции и своевременной его сдачи, возвращению в суд первой инстанции;

выполняет иные поручения судьи, связанные с подготовкой и рассмотрением дела в апелляционной инстанции.

5.2.3. При поступлении апелляционной (частной) жалобы, представления на решение, определение, постановление районного суда помощник судьи:

проверяет поступившие апелляционные (частные) жалобы (представления) на соответствие требованиям статей 321, 322 ГПК РФ, статей 298, 299 КАС РФ;

при вынесении судьей определения об оставлении без движения либо о возвращении апелляционной (частной) жалобы, представления направляет копию определения лицу, подавшему апелляционную (частную) жалобу, представление (ст. 323, 324 ГПК РФ, ст. 300, 301 КАС РФ);

при поступлении апелляционной (частной) жалобы, представления, соответствующих требованиям ст. 322 ГПК РФ, по указанию судьи направляет лицам, участвующим в деле копии апелляционной (частной) жалобы, представления и приложенных к ним документов;

при поступлении по административному делу жалобы лица, не обладающего государственными или иными публичными полномочиями, поданной в соответствии со ст. 298, 299 КАС РФ, по указанию судьи направляет лицам, участвующим в деле, копии жалобы и приложенных к ним документов;

при подаче апелляционной жалобы и документов в электронном виде по указанию судьи направляет копии апелляционной жалобы и приложенных к ней документов лицам, участвующим в деле (ст. 302 КАС РФ);

при подаче частной жалобы, представления прокурора на определение, которым не оканчивается производство по административному делу, вместе с описью всех имеющихся в деле документов формирует материал, состоящий из оригинала жалобы или представления и обжалуемого определения суда, а также из заверенных судом необходимых для их рассмотрения копий документов;

по указанию судьи направляет гражданское, административное дело вместе с апелляционной (частной) жалобой, представлением в суд апелляционной инстанции.

5.2.4. При поступлении кассационных жалобы, представления помощник судьи:

при подаче кассационной жалобы, представления на решение суда первой инстанции или апелляционное определение, которым заканчивается производство по административному делу, по указанию судьи незамедлительно направляет административное дело вместе с кассационными жалобами, представлениями в суд кассационной инстанции (ст. 319 КАС РФ);

при подаче кассационной жалобы, представления на определение, которым не оканчивается производство по административному делу, формирует материал, состоящий из оригинала жалобы или представления прокурора и обжалуемого определения суда, а также из заверенных судом необходимых для их рассмотрения копий документов (319 КАС РФ);

по указанию судьи незамедлительно направляет материал в суд кассационной инстанции;

при подаче кассационной жалобы, представления на судебный акт, принятый по гражданскому делу, по указанию судьи вместе с гражданским делом в трехдневный срок со дня поступления жалобы, представления направляет в суд кассационной инстанции (ст. 377 ГПК РФ);

выполняет иные поручения судьи, связанные с рассмотрением гражданского (административного) дела по первой, апелляционной, кассационной инстанций.

Архипенко Татьяна Владимировна, судья Арбитражного суда Забайкальского края.

В статье "Функции помощника судьи на стадии принятия искового заявления к производству" рассмотрены действия помощника судьи, выполняемые им при поступлении в арбитражный суд искового заявления для решения вопроса о возбуждении производства по делу. В качестве выводов автор предлагает алгоритм действий помощника судьи при решении вопроса о соответствии поступившего искового заявления действующему процессуальному законодательству.

Ключевые слова: арбитражный суд, помощник судьи, исковое заявление, принятие искового заявления к производству, обязанности помощника судьи, требования к исковому заявлению.

Participation of the judicial assistant in preparation and organization of judicial proceeding in the arbitrazh court of the first instance

The article "Functions of the judicial assistant at the stage of initiation of the legal claim for proceeding" considers the actions of the judicial assistant effectuated when the legal claim is submitted to the arbitrazh court and the question on initiation of proceeding is being decided. As a conclusion the author proposes the algorithm of actions for the judicial assistant for solution of the issue on conformity of the legal claim with the current procedural legislation.

Key words: arbitrazh court, judicial assistant, legal claim, initiation of legal claim for proceeding, duties of the judicial assistant, requirements to the legal claim.

Функции помощника судьи на стадии принятия искового заявления к производству

Согласно ст. 58 АПК РФ помощник судьи оказывает помощь судье в подготовке и организации судебного процесса. На стадии принятия искового заявления к производству в обязанности помощника судьи входит изучение поступивших исковых заявлений (заявлений), внесение предложений по их дальнейшему движению.

Так, при принятии искового заявления к производству помощником проводятся анализ соблюдения требований АПК РФ к форме и содержанию заявления, проверка наличия документов, которые прилагаются к заявлению, правильности уплаты государственной пошлины, а также проверка наличия либо отсутствия оснований для принятия заявления, оставления его без движения, возвращения.

При изучении поступившего заявления помощнику судьи следует сразу же обратить внимание на соблюдение правил подведомственности поданного искового заявления (заявления) арбитражному суду. В случае если заявление неподведомственно арбитражному суду, необходимо указать на данный факт судье, т.к. в соответствии с ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. При поступлении в арбитражный суд неподведомственного дела оно должно быть принято к производству по общим правилам с последующим прекращением производства по делу.

На данном этапе также подлежит рассмотрению и вопрос о соблюдении подсудности при подаче искового заявления (заявления). В случае нарушения правил подсудности заявление возвращается в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ.

При разрешении вопроса о принятии искового заявления (заявления) к производству помощник судьи проверяет его соответствие ст. ст. 125, 126 АПК РФ.

Проверку документов, прилагаемых к исковому заявлению, необходимо проводить с учетом как действующего законодательства, так и сложившейся арбитражной практики.

При проверке выполнения истцом (заявителем) положений ч. 3 ст. 125, п. 1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ помощник судьи должен учитывать правовую позицию ВАС РФ, изложенную в Постановлении Пленума от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ".

В п. 14 Постановления указано, что при отсутствии уведомления о вручении направление искового заявления и приложенных к нему документов подтверждается другими документами в соответствии с п. 1 ст. 126 Кодекса. Это может быть почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении копии искового заявления с уведомлением о вручении, а если копии искового заявления и приложенных к нему документов доставлены или вручены ответчику и другим лицам, участвующим в деле, непосредственно истцом или нарочным, - расписка соответствующего лица в получении направленных (врученных) ему документов, а также иные документы, подтверждающие направление искового заявления и приложенных к нему документов.

Уплата государственной пошлины является условием обращения в арбитражный суд. При проверке факта уплаты истцом (заявителем) государственной пошлины помощник судьи должен руководствоваться следующими нормами:

  • ст. ст. 102 - 105 АПК РФ;
  • часть вторая НК РФ (глава 25.3 "Государственная пошлина");
  • информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 N 118 "Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей";
  • информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации";
  • информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 мая 2005 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" в редакции информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 139;
  • Постановление Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине".

Факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении (ч. 3 ст. 333.18 НК РФ). Президиум ВАС РФ в связи с этим разъяснил, что доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены: в поле "Списано со счета плательщика" - дата списания денежных средств со счета плательщика; в поле "Отметки банка" - штамп банка и подпись ответственного исполнителя . Помощник судьи проверяет наличие указанных отметок банка на представленном платежном поручении.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25 мая 2005 г. N 91 // Вестник ВАС РФ. 2005. N 7.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме должен быть подтвержден квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата (ч. 3 ст. 333.18 НК РФ).

Государственная пошлина должна быть уплачена в порядке и размерах, которые установлены федеральным законодательством. В соответствии со ст. 50 БК РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет. При разрешении вопроса о принятии заявления к производству помощник проверяет правильность указания в платежных документах банковских реквизитов, в т.ч. кода бюджетной классификации.

Если государственная пошлина при подаче иска (заявления) не уплачена, помощнику судьи необходимо проверить, обладает ли истец (заявитель) правом на льготу по уплате госпошлины при обращении в арбитражные суды согласно ст. 333.37 НК РФ.

В соответствии со ст. 333.22 НК РФ арбитражные суды, исходя из имущественного положения заявителя, вправе уменьшить размер государственной пошлины либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ. Для предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты госпошлины, уменьшения ее размера истец должен обратиться в суд с соответствующим ходатайством. Помощник судьи осуществляет проверку документов, подтверждающих тяжелое материальное положение истца, которые должны быть приложены к ходатайству о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 марта 1997 г. N 6 к документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся:

  • подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица - заинтересованной стороны);
  • подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам. К ходатайству об уменьшении размера государственной пошлины прилагаются документы о находящихся на счете (счетах) денежных средствах.

В случае отказа в удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины исковое заявление возвращается в порядке ч. 1 ст. 129 АПК РФ.

При изучении поступившего искового заявления (заявления) помощнику судьи необходимо проверять полномочия лица, подписавшего исковое заявление. При этом следует обращать внимание на следующее.

Граждане вправе вести свои дела в арбитражном суде лично или через представителей. Дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

Часть 1 ст. 61 АПК РФ предусматривает, что полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Для того чтобы установить, правомочно ли конкретное лицо на подписание искового заявления, необходимо определить, является ли оно органом юридического лица с точки зрения материально-правового законодательства.

От имени ликвидируемой организации исковое заявление подписывает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии - председатель ликвидационной комиссии либо лицо, уполномоченное им. Данный вывод следует из общих положений ч. 4 ст. 59 АПК. В данном случае к исковому заявлению должно быть приложено решение о ликвидации юридического лица и о выборе председателя ликвидационной комиссии.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника , следовательно, вплоть до введения процедуры внешнего управления либо процедуры конкурсного производства лицо, являющееся органом юридического лица, вправе подписывать исковые заявления.

Пункт 1 ст. 64 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (ред. от 01.07.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 43. Ст. 4190.

Исковое заявление может быть подписано исполняющим обязанности единоличного исполнительного органа и в том случае, когда полномочия исполняющего обязанности в учредительных документах не определены. На это указал Президиум ВАС РФ, отметив, что "лицо, назначенное исполняющим обязанности полномочным органом, действует в пределах своей компетенции без доверенности" .

Постановление Президиума ВАС РФ от 30 марта 1999 г. N 488/99.

Полномочия других представителей на ведение дела в арбитражном суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом - ч. 4 ст. 61 АПК РФ.

Копия доверенности, заверенная самим представителем, не может служить надлежащим доказательством полномочий на подписание искового заявления .

См., напр.: Определение ВАС РФ от 21.06.2010 N ВАС-8560/10 и др.

Следует отметить, что по отдельным категориям споров АПК РФ предусмотрены специальные нормы, регламентирующие требования к форме и содержанию заявления, жалобы, подаваемых в арбитражный суд. Статьей 193 АПК РФ предусмотрены требования к заявлению о признании нормативного правового акта недействующим, статьей 199 АПК РФ - требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, статьей 260 АПК РФ - требования к содержанию и форме апелляционной жалобы. Специальные нормы также предусмотрены статьями 204, 209, 214, 220, 225.3, 225.13, 231, 242, 277, 313 АПК РФ и статьями 37 - 41 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Помощнику судьи на стадии принятия искового заявления (заявления) к производству необходимо определить категорию спора (или вид поданного заявления) и при проверке соблюдения формы и содержания заявления руководствоваться также и специальными нормами, установленными для соответствующей категории.

По результатам анализа поступившего заявления помощник излагает свои выводы в форме проекта судебного акта. Впоследствии судья, изучив материалы заявления, оценивает обоснованность выводов помощника и принимает решение о вынесении соответствующего определения.

Законодательством установлен пятидневный срок со дня поступления искового заявления в суд для решения вопроса о его принятии к производству (ч. 1 ст. 127 АПК РФ). Если исковое заявление составлено в соответствии с требованиями АПК РФ, то суд обязан принять такое заявление к производству, о чем выносится определение. При наличии нарушений в составлении заявления суд выносит определение об оставлении заявления без движения (ст. 128 АПК РФ), которое не может быть обжаловано .

Пункт 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения АПК РФ" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

В тексте такого определения суду необходимо не просто сослаться на несоблюдение истцом требований, установленных ст. ст. 125 и 126 АПК РФ, но и указать, в чем именно заключаются указанные нарушения.

Отсутствие в определении об оставлении искового заявления без движения указания на конкретные недостатки, допущенные истцом при подаче иска, может привести к неустранению допущенных нарушений, что влечет последующий возврат искового заявления. Кроме того, абстрактные формулировки, содержащиеся в определении об оставлении искового заявления без движения, противоречат принципу мотивированности определения, установленному п. 6 ч. 1 ст. 185 АПК РФ.

В определении об оставлении заявления без движения указывается срок, в течение которого заявитель должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.

Помощнику судьи следует помнить, что при определении продолжительности этого срока должно учитываться время, необходимое для устранения упомянутых обстоятельств, а также время на доставку почтовой корреспонденции .

Пункт 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ" // СПС "КонсультантПлюс".

На стадии принятия искового заявления к производству может встать вопрос о его возврате истцу (заявителю). Перечень оснований для возвращения искового заявления сформулирован ст. 129 АПК исчерпывающим образом и расширительному толкованию не подлежит. Арбитражный суд возвращает исковое заявление, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления установит, что:

  • дело неподсудно данному арбитражному суду;
  • до вынесения определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда от истца поступило ходатайство о возвращении заявления;
  • не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, в срок, установленный в определении суда.

Арбитражный суд также возвращает исковое заявление, если отклонено ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, об уменьшении ее размера.

В арбитражных судах возвращение искового заявления чаще всего имеет место в случаях, когда истец (заявитель) не устранил недостатки, указанные судом в определении об оставлении заявления без движения (п. 4 ч. 1 ст. 129 АПК РФ).

На практике нередко возникают случаи направления из суда общей юрисдикции или из административного органа в арбитражный суд материалов по делам об административных правонарушениях без заявления, оформленного в соответствии с требованиями АПК РФ.

В данном случае следует учитывать позицию, изложенную в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в соответствии с которой при получении протокола об административном правонарушении и иных документов без заявления суд возвращает их административному органу без вынесения определения в связи с отсутствием оснований для решения вопроса о возбуждении производства по делу в арбитражном суде.

При принятии искового заявления к производству также необходимо помнить, что одновременно с исковым заявлением истцом могут быть заявлены различные ходатайства: об обеспечении заявленных требований, об истребовании доказательств, о предоставлении отсрочки (рассрочки) уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера, о зачете ранее уплаченной госпошлины, об использовании систем видеоконференцсвязи и др. Помощник судьи при изучении поступивших документов определяет вид заявленного ходатайства, проверяет, выполнены ли истцом требования законодательства к форме и содержанию ходатайства, представлены ли в полном объеме документы, необходимые для его рассмотрения, есть ли основания для удовлетворения ходатайства. О поступивших на стадии принятия искового заявления ходатайствах помощник судьи своевременно информирует судью, вносит свои предложения по результатам их рассмотрения.

При изучении поступившего искового заявления к производству помощник судьи может осуществлять подбор законов и иных нормативных правовых актов, материалов судебной практики, необходимых как для разрешения вопросов, возникших при приеме искового заявления, так и для рассмотрения дела по существу.

Таким образом, на стадии принятия искового заявления помощнику судьи необходимо:

  1. проверить соблюдение истцом (заявителем) правил подведомственности и подсудности спора при подаче искового заявления;
  2. определить категорию спора или вид поданного заявления;
  3. проверить исковое заявление (заявление) на соответствие положениям, предусмотренным ст. ст. 125, 126 АПК РФ, а также специальным нормам по отдельным категориям споров и требованиям к форме и содержанию жалоб, заявлений (ст. ст. 193, 199, 204, 209, 214, 220, 225.3, 225.13, 231, 242, 260, 277, 313 АПК РФ);
  4. определить дату (предварительного) судебного заседания или срок, на который исковое заявление (заявление) будет оставлено без движения. Согласовать указанные сроки с судьей;
  5. проверить ходатайства, заявленные истцом (заявителем) при подаче искового заявления, доказательства, поступившие в обоснование ходатайства;
  6. определить, какие доказательства необходимо дополнительно представить в суд сторонам;
  7. подготовить проект определения о принятии искового заявления (заявления) к производству, об оставлении его без движения или о возврате; проект определения о результате рассмотрения заявленных ходатайств, поданных на стадии принятия искового заявления к производству.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Настоящая статья посвящена изучению статуса помощников председателей суда (судей). Автором подчеркнуто, что качественное осуществление обязанностей данными служащими в недостаточной мере обеспечено в материальном плане. Рост судебной нагрузки обусловливает поиск эффективных механизмов по совершенствованию основ правового статуса помощников судей.

Ключевые слова: помощники председателей суда (судей), правовой статус, материальное обеспечение, отправление правосудия

Как известно, в качестве одной из целей, которую предстоит достичь в ходе принятия Единого процессуального кодекса РФ (ЕПК РФ), выступает совершенствование правового положения субъектов, содействующих отправлению правосудия, среди которых — помощники судей.

Вопросы повышения эффективности организации и деятельности судей в судебных органах различной юрисдикции обладают большой значимостью, поскольку это напрямую связано с повышением качества отправления правосудия, соблюдением сроков рассмотрения и разрешения дел судами, техническим и информационным обеспечением судей в процессе подготовки и урегулирования судебных споров, а, в конечном счете, на своевременном и полном восстановлении нарушенных прав физических, юридических лиц, их объединений и самого государства.

В нашей стране с 2000 года для разрешения возникающих технических, а также информационных проблем в сфере обеспечения судейской деятельности арбитражных судов и судов общей юрисдикции были введены должности таких сотрудников аппаратов судов, как помощники судей.

В свое время включение в штаты судов рассматриваемых должностей, по мнению А. П. Фокова, стало следствием осознания необходимости оказать содействие председателям судов (и судьям) в осуществлении ими судейских обязанностей посредством переложения части технических функций на государственных служащих, чем освободив судьям служебное время для более качественного осуществления своих прямых обязанностей по отправлению правосудия [11]. По прошествии более чем полутора десятков лет, на сегодняшний день уже достаточно сложно представить процедуру отправления правосудия в отсутствие четко отлаженной и качественно скоординированной деятельности, в том числе, за счет работы помощников судей. Такой прорыв в вопросах судебной организации даже побудил отдельных специалистов предложить продолжение расширения функций рассматриваемых служащих, возложив на них осуществление функций по судебному примирению сторон [12].

Стоит согласиться с тем, что на современном этапе развития отечественной судебной системы, требуется постоянное движение к реформированию в данной сфере, повышая качество организации работы судей, для чего необходимо проанализировать основы правового статуса помощников судей и его особенности.

В соответствии с действующей организацией работы судов, помощники судей как государственные служащие являются подотчетными своим непосредственным руководителям — судьям, вышестоящим руководителям, которым является соответствующий председатель суда, их заместителям, в процессе исполнения своих служебных обязанностей.

Полномочия и функции, которыми наделяются помощники председателей арбитражных судов, помощники судей в федеральных судах общей юрисдикции регламентируются процессуальным законодательством РФ, а также должностными регламентами, которые утверждаются соответствующим председателем суда на основании типовых должностных регламентов, утвержденных Судебным департаментом при Верховном Суде России.

В настоящее время типовой должностной регламент помощника председателя суда (судьи) верховного суда республики, краевого и областного судов, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, окружного (флотского) военного суда, районного суда и гарнизонного военного суда, который утвердил Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 06.12.2010 года № 272 [5], выступает в качестве основного рабочего документа в вопросах определения нормативной модели деятельности каждого конкретного помощника председателя суда (судьи).

Обратим внимание на то, что названный документ составлен достаточно объемно, из его 12 разделов можно усмотреть, что на помощников возложено колоссальное количество обязанностей, касающихся службы в судебных органах, а также к ним применяются нормы значительного количества нормативно-правовых федеральных документов, в частности, российская Конституция, указы Президента России, Постановления Правительства РФ и пр., которые в своей совокупности должны ими неукоснительно исполняться и соблюдаться. Регламентом определяются квалификационные требования в отношении помощников, их должностные обязанности, а также служебные полномочия. Кроме того, здесь закрепляются критерии оценки профессиональной служебной деятельности помощников.

Нельзя, однако, не учитывать то, что если судьи, выступающие носителями судебной власти и отправителями правосудия, ощутимо защищены законом и могут отстаивать собственные права при их нарушении в различных инстанциях и властных структурах (ККС, ВККС, судах, в том числе, в Верховном Суде Российской Федерации (в том числе, в его Дисциплинарной коллегии, а ранее — даже в самостоятельном органе, которым до своего упразднения было Дисциплинарное судебное присутствие), Европейском суде по правам человека), то помощники судей такие привилегии не имеют, а потому их интересы защищаются аналогично с иными гражданами, организациями по положениям процессуального законодательства, его общегражданскими подведомственностью и подсудностью.

Тем не менее, изучение содержания полномочий помощников судей демонстрирует их прочную связь с полномочиями, выполняемыми председателем суда и судьей. Положение такого помощника находится в полной зависимости от статуса, а также положения соответствующего председателя суда и судьи, поскольку именно ими оценивается качество трудовой активности помощников.

Кроме того, нельзя не признать, что помощник в недостаточной мере законодательно обеспечен наличием прав, гарантирующих, что, при прекращении деятельности председателем (судьей), вновь назначенным председателем суда (судьей) будет дано согласие на продолжение трудовой деятельности такого помощника в ранее занимаемой им должности.

Таким образом, очевидно, что по законодательству РФ требования в отношении помощников председателя суда (судей) достаточно высоки, тогда как защищенность, если трудиться вплоть до достижения пенсионного возраста на данной должности, даже с позиций материального обеспечения является явно недостаточной.

Значительное число трудностей, особенно когда речь заходит о судебных органах в регионах страны, обнаруживается в вопросах, касающихся оплаты труда рассматриваемых сотрудников, организации их служебного времени (отсутствие собственных индивидуальных служебных помещений в судах, слабое материально-техническое обеспечение службы, постоянный рост служебной нагрузки, предоставление отпусков не по личному желанию помощника, непредоставление каких-либо сопоставимых с судьями по объему и количеству льгот и преимуществ) — перечисленные организационно-технические сложности приводят к постоянному некомплекту в штатах судом рассматриваемых служащих [8].

Хотя имеются перечисленные выше претензии, в целом значительное число исследователей все же признают важность и значимость рассматриваемого института, а также потребность его сохранения для обеспечения бесперебойного функционирования судебных органов по отправлению правосудия [6].

Очевидно, что данная процессуальная фигура способна качественно решать значительное число вопросов оптимизации отечественной системы судов. Как отмечает на этот счет Л. А. Прокудина, начиная стадией обращения в суд с заявлением, помощник в состоянии оказать содействие гражданам в правильном инициировании судопроизводства; причем эффективность данного аспекта деятельности помощника может существенно возрасти, если включить в российскую правовую практику, к примеру, отдельные наработки США, согласно сложившейся практике в которых судебные клерки (администраторы) оказывают повсеместную помощь для целей надлежащего возбуждения дела [9].

При этом поддержим мнение исследователей о том, что зарубежный опыт в вопросах передачи отдельных полномочий судей в процессе подготовки дела к судебному разбирательству на помощников вполне реален, однако, для этого требуется законодательная и материально-техническая подготовка [10].

Изучение материалов литературы показывает, что сами работники судебной системы считают, что для занятия должности помощника требуется прохождение основательной теоретической подготовки (от года до трех лет), наличие которой могло бы стать в последующем преимуществом в процессе отбора для занятия судейской должности. Помощники судей представляют собой реальную базу для конкурсного отбора на судейские должности. В случае правильного подхода помощники судей, обладая правовыми и нравственными ценностями, представляя всю тяжесть труда судей, будут наиболее реальными кандидатами на занятие судейской должности.

Сегодня можно встретить распространенное мнение о том, что судьи признают рост квалификации помощников с того момента, как их должности были введены в судах. Качественно организованные деловые отношения судей и их помощников выступают критерием надлежащей подготовки дел к судебному разбирательству. Распространенной практикой является введение шестимесячного испытательного срока для них, когда судья получает возможность оценить подготовку помощника для того, чтобы ему можно было поручить самостоятельную деятельность по должностным обязанностям.

Арбитражными судьями отметается, что рост количества обращений в суды и рост трудоемкости споров в результате усложнения общественных отношений влечет потребность в увеличении количества помощников судей, что особенно касается апелляционных, кассационных инстанций. Разрешение жалоб этими инстанциями по законодательству, как правило, проходит при коллегиальном составе, в результате чего помощники каждого из судей, в особенности, председательствующего судьи (судьи-докладчика), испытывают колоссальную нагрузку по подготовке рассмотрения соответствующего дела.

Поэтому есть основания для определения направлений по совершенствованию из деятельности, в том числе, на основании опыта, накопленного в зарубежных странах.

В то же время стоит признать, что статус помощника председателя суда (судьи) — представляет собой именно статус государственного служащего, а потому весь цивилизованный мир отказался от возложения на него функций по отправлению правосудия.

Основные термины (генерируются автоматически): помощник судей, судья, отправление правосудия, РФ, соответствующий председатель суда, суд, помощник, советник юстиции, государственная гражданская служба, Судебный департамент.

Читайте также: