Почему троекуров поехал к дубровскому после суда

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением А.С.Пушкина “Дубровский”.

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с небольшого литературного эксперимента.

Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:

  • “Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного” (К.П.Троекуров)
  • “С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)”. (А.Г.Дубровский)

Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента? Какова их роль в 1-й и 2-й главе?

Какова сюжетная линия 1-й и 2-й главы? Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).

К сегодняшнему уроку вы должны были еще раз перечитать эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Суд”.

3.Формулировка темы и цели урока

Исходя из домашнего задания и литературного эксперимента, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, цель урока.

4. Постановка проблемного вопроса

Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?

5. 1-й этап рефлексии

Я предлагаю вам сейчас подумать над проблемным вопросом урока и свое мнение, основанное на первоначальном прочтении глав, зафиксировать в тетради (учащиеся фиксируют свое первоначальное мнение по заданному проблемному вопросу “Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?” Затем работа с данными записям будет организована в конце урока, на 2-м этапе рефлексии).

Мы вернемся к данному проблемному вопросу в конце уроках, когда проанализируем эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Сцену суда”.

6. Словарная работа (опережающее домашнее задание)

Дома вам было предложено поработать со словарем и определить значения слов:

Честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня.

Что обозначают эти слова? В чем, на ваш взгляд, разница между словами “гордость”, “гордыня”? Приведите примеры употребления данных слов.

Слова, с которыми мы сейчас работали, будут ключевыми при анализе характеров героев, постарайтесь использовать их в своих ответах.

7. Актуализация ЗУНов.

Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1-й главы.

На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества:

пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости

Распределить данные качества в таблице:

Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера.

Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев?

Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского.

Работа в парах: Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях. Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания?

Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают? К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что-то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров. Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров - покровитель всей губернии).

Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского? (Кистенёвка – маленькое, незначительное).

Таким образом, случаен ли выбор названий поместий?

Говорящими являются и имена героев.

Запись на доске: Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель

Петр - скала, утес, камень.

Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость.

О чем говорят имена героев?

Таким образом, К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский занимают различное социальное положение.

Как вы думаете, а есть ли что-то, что сближает героев, они совершенно разные по характеру?

На чем основывается их дружба?

Что стало причиной ссоры героев?

8. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов.

Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское?

Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)

Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.

Прочитайте портретное описание Шабашкина.

Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.

Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)

Как ведет себя Шабашкин у Троекурова?

С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)

В чем особенность его речи?

Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”) Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)

Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)

Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)

Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение”

Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом?

Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова?

Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).

Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова?

Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.

Проведем исследовательскую работу (работа в парах)

Сравнить черновой и окончательный вариант произведения. Какие изменения были внесены писателем, чем они, на ваш взгляд, были вызваны?

По данному произведению школьники часто пишут сочинения на различные темы, потому необходимо тщательно вести читательский дневник, кратко помечая основные черты героев и выписывая понравившиеся цитаты.

Кирилл Троекуров – один из центральных персонажей романа. Богатый и грозный барин, владеющий несколькими огромными имениями.

Троекуров

Автор описывает его как пожилого зажиточного помещика, который наводит ужас на своих крепостных.

Вдовец имеет дочь Марию, которую оберегает, однако не считается с ее мнением и желаниями.

У Троекурова есть большие связи в высшем обществе, которыми он без зазрения совести пользуется, чтобы сделать подлость окружающим, неугодным ему людям.

Имя и происхождение

Сам Троекуров не посещает никого, так как высокомерен и привык, чтобы только ему угождали в обществе.

Возраст и описание внешности

Троекуров Кирила Петрович

Троекуров уже пожилой, его можно даже назвать стариком. У героя есть взрослая дочь, а жена умерла.

Образование, чин, положение в обществе

Несмотря на богатство семьи и знатное происхождение, Троекуров не имеет высоких достижений и успехов в карьере. У него наблюдается отсутствие нормального образования и воспитания, узкое мышление.

В обществе барина уважают, но недолюбливают. Однако делают это скрыто, так как побаиваются гнева грозного помещика.

Любимые занятия

В силу своего вспыльчивого и злобного характера, Троекуров любит жестокие занятия. Он часто поколачивает своих крепостных. В усадьбе старика содержатся медведи, которых он специально морит голодом, затем запирает вместе со своими крепостными.

Псарня Троекурова

Барин обожает увеселительные забавы, и, как уже было сказано, часто устраивает пиры и званые обеды, на которые приглашает уважаемых господ из благородных семейств.

Характер

Поведение барина можно описать такими словами, как властолюбивый, взрывной. Он часто бывает надменным, но способен уважать отдельных людей, как например своего соседа Дубровского-старшего.

Троекуров очень эмоционален, любая незначительная мелочь способна вывести его из себя. При этом он начинает громко кричать и оскорблять людей. Нередко такие ситуации доходят до рукоприкладства.

Характеристика Троекурова

Поступки Троекурова

Практически все поступки Кирилла Петровича причиняют кому-то большие проблемы и боль. Часто из-за недобросовестного отношения к окружающим герой ссорится с окружающими, так как привык говорить свое мнение прямо и открыто человеку.

Помещик подкупает судей и лишает своего соседа Андрея Гавриловича Дубровского единственного поместья. Вскоре Андрей Гаврилович заболевает на фоне переживаний от поступка барина и умирает.

Но ссоры и разногласия с соседями лишь безобидная часть поступков Троекурова. Бывали времена, когда по своему хотению он мог сжечь и оставить без дома целую деревню. Абсолютно неверующий, он притворялся, что верит в Бога.

Часто заставляет мужчин-крепостных воровать у соседей лес. Соседи знают, что троекуровские мужики их обворовывают, но считают бесполезным что-то предпринимать.

Самодурство Троекурова

Выходец из знатной старинной семьи, он не знает, что такое этикет и порядочность. Всеми его поступками и мотивами движут только собственные желание и потребности. Он мог запереть все двери в усадьбе и не выпускать никого несколько дней, а мог наоборот всех выгнать.

Троекуров

Отношение к окружающим людям

Для Троекурова люди из низшего сословия не существуют. Они не достойны посещать его и разговаривать с ним. Себя он ставил выше других, только князь Верейский мог составить ему конкуренцию.

Отношение к своим крепостным

Характеристика Дубровского и Троекурова

Часто девушки рожали от Троекурова детей, которые потом бегали оборванные по его двору и заглядывали в окна поместья. Всех девушек он держал в отдельном помещении.

Взаимоотношения с Дубровским

Андрей Гаврилович Дубровский был небогатым соседом Троекурова и не боялся его. В глубине души Кирилл Петрович уважал его за это. Их связывало одно горе – смерть любимых жен. Оба самостоятельно воспитывали своих детей.

Однако после того, как Троекуров нечестным способом в обход закона отбирает единственное поместье соседа, тот тяжело заболевает. Когда барин все же понимает свою подлость и решает вернуть усадьбу обратно, узнает что Дубровский-старший умер.

Наиболее полно отличие героев отражает сравнительная таблица:

Дубровский-старший

Хитрый, корыстный и подлый

Честный и добропорядочный

Ограничен в средствах, беден

Отставной поручик в гвардии

Во владении героя более одного поместья и более 3000 крестьян, на которых он вымещает всю свою злобу

Живет и владеет единственным поместьем и 70 крестьянами, с которым поддерживает хорошие отношения

Отношение к дочери Маше

Троекуров с дочерью

Заключение

Троекуров обладает маленькой долей возможности любить, уважать и сострадать. Однако в той среде, в которой он вырос и воспитывался, эти качества перекрываются надменностью, властолюбием и упрямостью.

Пушкин сделал из Троекурова собирательный образ пороков высшего общества своей эпохи, этим он осуждает и высмеивает дурные поступки и поведение представителей тех времен.


Читайте также: