Почему суда ходят под флагом либерии

Обновлено: 18.05.2024

Почему суда ходят под Панамским флагом?

Большинство торговых кораблей под флагом Панамы на самом деле принадлежат иностранцам, которые хотят избежать строгих требований к мореплавателям в своих странах. Панама позволяет плавать на условиях так называемой открытой регистрации. . Впервые иностранные суда вошли в реестр Панамы в 1922 году.

Почему суда ходят под флагом Либерии?

Белая звезда символизирует освобождение рабов, а синий квадрат — африканский континент. Флаг Либерии является самым распространённым флагом мирового торгового флота (около 1600 судов других стран ходят под этим флагом). Данный факт объясняется дешевизной пошлин за использование флага по сравнению с другими странами.

Что означает удобный флаг?

Что значит работать под флагом?

Государства, предоставляющие "удобный" флаг, обещают им самые льготные условия: быструю, упрощенную и дешевую регистрацию, низкие налоговые ставки, небольшие регистрационные сборы, минимум формальностей и крайне короткий срок регистрации и проведения любых операций по реестру.

Почему морские суда ходят под флагами других стран?

Практика стран удобного флага

Упрощенный процесс регистрации включал в себя, в том числе занижение налогообложения и стандартов охраны труда. Такая практика быстро обрела популярность и невиданный масштаб — в настоящий момент более половины всех судов в мире плавают под так называемыми удобными флагами.

Что означает флаг Панамы?

Флаг Пана́мы был официально утверждён 20 декабря 1903 года. . Синий и красный цвета представляют Консервативную и Либеральную партии Панамы. Кроме того, синий цвет символизирует Тихий океан и Карибское море, а красный — пролитую при защите страны кровь. Белый цвет олицетворяет мир.

Почему Либерия занимает 1 место?

Из-за низких налогов под флагом Либерии плавают суда других стран (9 процентов мирового торгового флота). Сегодня морской торговый флот Либерии формально занимает 1-е место в мире по тоннажу.

Что означает флаг Гватемалы?

Флаг состоит из трёх равновеликих вертикальных полос — голубой, белой и голубой. Белый цвет символизирует честность и чистоту, голубой — законность и справедливость. Цвета флага происходят от цветов флага Соединённых Провинций Центральной Америки.

Что такое флаг какие бывают флаги?

Флаг (от нидерл. vlag) — полотнище правильной геометрической (чаще всего прямоугольной) формы, имеющее какую-либо специальную расцветку. Знамя — это единичное изделие, тогда как флаг — массового производства. Государственный флаг является одним из государственных символов.

В каком случае судно может поменять свой флаг?

Как выглядит флаг Судана?

Государственный флаг Республики Судан (1969—1985 Демократическая республика Судан) — принят 20 мая 1970 года. Флаг состоит из трёх горизонтальных полос одинаковой ширины (красного, белого и чёрного цвета), поверх которых слева наложен зелёный треугольник. Все четыре цвета на флаге — стандартные панарабские цвета.

Как выглядит флаг Ливии?

Флаг Государства Ливия представляет собой красно-чёрно-зелёное полотнище с белым полумесяцем и звездой посередине. Этот же флаг использовался в 1951—1969 годах до прихода к власти Муаммара Каддафи и был восстановлен в 2011 году после его убийства в ходе гражданской войны.

Какой американский флаг?

Stars and Stripes), является официальным государственным символом США (наряду с Большой печатью и гимном). Представляет собой прямоугольное полотнище с горизонтальными равновеликими чередующимися семью красными и шестью белыми полосами. В крыже тёмно-синего цвета — 50 пятиконечных белых звёзд.

Какого цвета флаг?

В соответствии с законом, Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3.

Почему российские судовладельцы эксплуатируют свой флот не под российским флагом?


Невероятно, но факт: сегодня 9 из 10 судов, принадлежащих отечественным судовладельцам, ходят в морях-океанах под иностранными флагами. Если бы это отражалось только на российских моряках, которые плавают на таких судах, – они лишаются поддержки своего государства, поскольку по международным законам оказать помощь судну под иностранным флагом, попавшему в переплет, Россия не может (единственное, на что могут рассчитывать наши соотечественники, – на гуманитарную помощь).

Но это отражается и на доходах нашего государства: российский бюджет несет существенные потери в виде недополученных налогов от флота, которого у России, по сути, получается, нет, не говоря уже о разрушенной судостроительной отрасли (ставшей ненужной за отсутствием флота). Про патриотизм и репутационные издержки пока помолчим, хотя и они вызывают немало вопросов.

Почему же российские судовладельцы эксплуатируют свои суда под чужим флагом? И куда смотрит при этом правительство морской державы, потерявшей флот?


Сегодня в мире создана такая система, которая позволяет судовладельцам без ограничений выбирать законы (флаг) той страны, которые их больше устраивают в плане предоставления преференций и налоговых льгот.

Премьер пристыдил офшорами

Напомним, что в свое время Россия занимала пятое место в мире по количеству морских торговых судов. В 80-х годах в стране был флот из 9 тыс. судов общим дедвейтом 22 млн тонн. Сегодня насчитывается 1,7 тыс. судов суммарным тоннажем 18 млн тонн. При этом более 60% этих судов ходит под чужими флагами. Причина проста – в России судовладельцы платят в виде налогов до 80% своей прибыли, в европейских странах – 10-15%, а в офшоре – 5%. Вот и весь секрет.

К слову, в стране немного судоходных компаний, которые до сих пор, можно сказать, являются офшорами и, по сути, работают преимущественно на экономику других стран. При этом российские чиновники спокойно смотрят на то, как от этого страдает бюджет России и ее экономика. Следствием такой политики, очевидно, стало крушение судостроения и судоремонта, возникла угроза исчезновения системы подготовки морских кадров, а также снижения стандартов безопасности судоходства.

Нам поможет международный реестр?

Первой его ввела Норвегия в 1986 году. По уровню фискальной нагрузки международный реестр этой страны занимает промежуточное положение между офшорами и действующим традиционным реестром. Нововведение оказалось столь успешным, что и другие страны поспешили обзавестись такими же реестрами. Сегодня Норвегия вернула себе 90% флота, Дания – 97,5%, Турция – 84%, Португалия – 83%, Италия – 70%, Великобритания – 55%.

С 2006 года такой реестр есть и у России. Это так называемый Второй реестр, или Российский международный реестр судов (PMPC), который существенно упрощает юридические формальности регистрации и снижает налогооблагаемую базу. Но ощутимых результатов его создание пока не принесло.

Но есть и другое объяснение популярности офшорной регистрации. Большинство судов российские судовладельцы строят на иностранных верфях на заемные средства западных банков, которые в качестве ключевого условия выдвигают требование офшорной регистрации. Почему же тогда нужно обращаться к Западу? Потому что строить в России суда уже негде (утрачены мощности и технологии), а брать кредиты в российских банках все еще нельзя (проценты по кредитам запредельные, сроки короткие – банковская система все еще у нас формируется, поддерживается правительством и опять формируется).

Между тем сегодня зарегистрировавшиеся в РМРС суда не платят четыре налога – на имущество, на прибыль, транспортный налог и НДС. Таким образом, по сравнению с ранее существовавшими для судовладельцев условиями работы новый закон о Российском международном реестре судов значительно снижает затраты на эксплуатацию судов (налоговая нагрузка уменьшается в 2 раза). В то же время, в отличие от регистрации в офшорах, приписка к РМРС не освобождает судовладельца от уплаты единого социального налога (ЕСН). Это обстоятельство снижает привлекательность РМРС, зато, как считают разработчики закона, гарантирует социальную защиту моряков: пенсионное и медицинское обеспечение.

В ноябре 2011 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о государственной поддержке российского судостроения и судоходства, принятый Государственной Думой РФ месяцем ранее. Этот документ внес соответствующие изменения в ряд действующих законов, в том числе в Налоговый и Трудовой кодексы. При этом расширяется и сфера действия Российского международного реестра судов на все типы судов, построенных российскими судостроительными организациями после 1 января 2010 года.

Вместе с тем вводится запрет на регистрацию в РМРС судов возрастом более 15 лет, состоящих в иностранных реестрах судов, а также аналогичных по возрасту судов, используемых для буксировки в каботажах.

Как построить новые суда?

Разработчики закона уверены, что российский флот существенно увеличится, в том числе и за счет судов, вернувшихся под родной флаг, что за первый год функционирования РМРС в новых налоговых условиях возможно получить доход порядка $15 млн. Ожидается и мультипликативный эффект: заказы на строительство и ремонт судов на российских верфях составят около $500 млн в год. Дополнительно появится около 18 тыс. рабочих мест для плавсостава, 150 тыс. рабочих мест – в судостроении и судоремонте.


– Без бюджетных средств можно вернуть под флаг России около 700 судов, – считает И. Левитин. – Это фрахт на $2,5 млрд. Сегодня из 6 млрд российского фрахта мы транспортируем лишь 5%.


Безусловно, принятие закона о Российском международном реестре судов стало важным шагом в деле возвращения отечественного флота под российский триколор. Но для его массированного возвращения под российскую юрисдикцию одного этого закона недостаточно. Сейчас принят второй важный закон – о поддержке российского судостроения и судоходства, который активизировал изменение законодательства и улучшение условий регистрации во Втором реестре.

Закон закрепил (сроком на 15 лет) норму о нулевой ставке страховых взносов, вносимых судовладельцем за членов экипажей судов, с компенсацией этих взносов из государственного бюджета РФ (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования). Судовладельцы получают возможность оплачивать только тоннажный сбор, а члены экипажей судов – только НДФЛ (13%). Члены экипажей судов, которые находятся за рубежом свыше 183 суток в году, по новому закону будут облагаться налогом по той же ставке 13%, вместо 30%-ной ставки, действовавшей ранее, и др.

Эксперты расценивают новый закон как революционный для обеих отраслей – и для судостроения, и для судоходства.

Однако возвращение флота под российский флаг, наверное, все же будет нескорым. Легко ломать – трудно создавать: и судостроительные мощности, и банковскую систему, и налоговую, да и в целом условия для притока инвестиций в страну. Ведь большинство судоходных компаний являются частными, а частный бизнес весьма чувствителен к инвестиционному климату и состоянию политической системы.

Это в некотором смысле морской эквивалент принципа налоговой гавани (многие страны также осуществляют оба вида деятельности, такие как Панама , Вануату или Мальта ), позволяя судовладельцу избегать стандартов, правил, контроля и налогов стран, в которых он работает. , что делает некоторые флоты настоящими беззаконными территориями, являющимися причиной многих экологических и гуманитарных катастроф.

Резюме

Характеристики

В судовладельцы выбирают этот флаг для его без ограничительного характера, с точки зрения налогообложения, безопасности судна или трудового права на который экипаж подлежит, например. В 2001 году 63% мирового торгового флота (803 миллиона тонн) ходило под удобными флагами.

В 2015 году этот процент еще больше увеличился и на данный момент составляет 71% от общего тоннажа торгового флота, который тогда составляет 1,745 миллиарда тонн в тяжелом весе. Три из этих флагов - Панама , Либерия и Маршалловы Острова - важный удобный флаг с 2002 года - составляли 42,8% от общей вместимости; или 710 миллионов тонн (Мт) и 12 000 из приблизительно 50 000 судов, курсирующих по океанам. Маршалловы острова заняли второе место в мировом торговом флоте в 2017 году .

В период с 2002 по 2019 год доля европейских торговых судов, плавающих под удобным флагом, увеличилась с 46% до 96%; за тот же промежуток времени самые популярные павильоны переместились из Панамы и Либерии на Коморские острова и Палау.

Преимущества

  • финансовая выгода;
  • некоторая небрежность в отношении контрольных посещений.

Если все очевидно стремятся к финансовой выгоде, только менее щепетильные судовладельцы предоставляют себе свободу в отношении инспекционных посещений. [исх. нужно]

Нельзя сказать, что регистрация под удобным флагом является достаточным условием для классификации судна как некондиционного .

Компания, которая получает выгоду от удобного флага - она ​​часто представлена ​​в этой стране только почтовым ящиком - таким образом избегает налогов, которые ей пришлось бы платить в своей стране происхождения, и значительно упрощает процедуры регистрации; за это платится страна, предоставляющая услугу под удобным флагом.

Удобные флажки позволяют обойти многие правила, касающиеся безопасности и окружающей среды. Ежегодное освидетельствование судна властями флага является обязательным, но эти освидетельствования очень часто делегируются и проводятся сотрудниками сторонних компаний ( классификационных обществ ), похоже, что многие суда, тем не менее, брошены судовладельцами, по крайней мере, дорогостоящие, но необходимые работы отменяются или откладываются. Эти недобросовестные судовладельцы стараются, чтобы эти суда как можно реже заходили в европейские и американские порты; когда эти рейсы важны, портовые власти часто останавливают суда с обязательством ремонта (в соответствии с Парижским меморандумом о взаимопонимании по контролю со стороны государства порта ).

МФТ (Международная федерация транспортных рабочих) отмечает: «Риски выше на борту судов, плавающих под удобным флагом. В 2001 году 63% абсолютных потерь тоннажа были связаны с тринадцатью удобными флагами. Первая пятерка флагов по количеству потерянных лодок - это все удобства: Панама, Кипр, Сент-Винсент, Камбоджа и Мальта. "

Кораблекрушения, разливы нефти и катастрофы


Amoco Кадис , который в 1978 году вызвал самый большой разлив нефти всего времени, полетела под либерийским флагом.

Ужасный взрыв в порту Бейрута в 2020 году был вызван тем, что его владелец оставил судно MV Rhosus , загруженное 2750 тоннами аммиачной селитры, которое было особенно взрывоопасным, несмотря на все правила безопасности и плавающее под молдавским флагом. удобства, в Молдове даже нет набережной . В результате взрыва 207 человек погибли и более 6500 получили ранения, а вся ливанская столица была полностью разрушена.

Рабство на море

Очевидно, это имело место в случае с MV Rhosus , например , грузовым судном, стоявшим за взрывами в порту Бейрута в 2020 году , и чей экипаж без документов был брошен владельцами на произвол судьбы.

Рабство на самом деле является причиной для флагов удобства, так как эта система была разработана специально XIX - го века , с запрещением работорговли , которая мотивированные работорговцы просто изменить флаги (с португальского на бразилец, например) , чтобы продолжить свою деятельность безнаказанно .

Пиратская рыбалка

Рыбаки-пират особь незаконно действующих в водах исключительной экономической зоне вокруг французских южных островов ( Крозе , Кергелен , Сент - Пол и Амстердам острова ) использование удобных флагов.

Это, в порядке убывания важности и согласно Lloyd's : Белиз (22%), Гондурас (21%), Панама (11%) и Тайвань (9%).

Незаконный или ненормативный транспорт

Панама

Панама, небольшое государство с тремя миллионами граждан, имеет самый большой в мире флот - больше, чем у США и Китая вместе взятых. Алийя Сваби исследует, как эта крошечная центральноамериканская страна сделалась повелительницей волн.

Благодаря своему удачному расположению и вытянутой форме, Панаме повезло опекать один из важнейших морских торговых путей в мире: пролив, соединяющий Тихий и Атлантический океаны.

Прошло уже сто лет, как корабли, которые хотели избежать опасного маршрута через мыс Горн, получили альтернативу - Панамский канал.

Это 77-километровое инженерное сооружение, которое называют одним из семи чудес современного мира, ежегодно пропускает через сложную систему шлюзов 14 тыс. судов.

На многих из них развевается флаг Панамы, хотя у этой страны нет давней истории мореплавания.

Панаме принадлежит лишь одна небольшая судоходная линия и ряд компаний, предоставляющих коммуникационные услуги в портах и на канале.

Дешевая рабочая сила из-за рубежа

Большинство торговых кораблей под флагом Панамы на самом деле принадлежат иностранцам, которые хотят избежать строгих требований к мореплавателям в своих странах.

Панама позволяет плавать на условиях так называемой открытой регистрации. Ее флаг позволяет легко регистрировать суда (часто в режиме онлайн) и брать на работу дешевую рабочую силу из-за рубежа. Кроме того, иностранных владельцев не заставляют платить подоходный налог.

Возможность открытой регистрации, которую порой пренебрежительно называют "выбором удобного флага", изначально вызвала много споров.

Автор фото, Getty

Головна історія тижня, яку пояснюють наші журналісти

Впервые иностранные суда вошли в реестр Панамы в 1922 году. Это были два американских пассажирских корабля, которые хотели продавать пассажирам алкоголь во время сухого закона. За ними потянулись и другие, владельцы которых не хотели повышать зарплату и улучшать условия труда, как того требовало законодательство США.

После Второй мировой войны флот Панамы начал расти еще быстрее: американские судовладельцы стремились уменьшить расходы, а европейские - избежать высоких налогов.

Спрос на открытую регистрацию нарастал, и другие развивающиеся страны тоже открыли свой флот для всех желающих. Например, США, чтобы построить свой флот нейтральных кораблей во время холодной войны, воспользовались реестром Либерии.

Для Панамы реестр чрезвычайно выгоден - экономика страны получает полмиллиарда долларов с таможенных сборов, оплаты услуг и налогов.

Однако критики этой системы указывают на то, как легко при таких условиях скрыть информацию о настоящих владельцах кораблей и пренебречь требованиями и правилами.

Обвинения в коррумпированности

Луис Фруто, представитель Международной федерации работников транспорта (International Transport Workers 'Federation, ITF) в Панаме, говорит, что страна закрывает глаза на "выполнение своих обязанностей, которое необходимо для расширения реестра".

ITF активно выступает против "удобных флагов" с 1958. По мнению представителей федерации, панамская регистрация лучше, чем некоторые другие, "с точки зрения безопасности, но все еще имеет серьезные недостатки в таких сферах, как надзор и контроль, расследование аварий и помощь экипажу".

Два года назад Фруто расследовал инцидент, приведший к смерти 22-летней члена экипажа в ее первом же рейсе. Женщину затянуло в оборудование корабля, которое, как подозревают, было неисправным.

По данным ITF, вместо того, чтобы плыть к ближайшему порту, как предполагают правила, корабль еще более двух недель продолжал рейс с телом погибшей в холодильнике.

Другие расследования ITF позволяют предположить, что некоторые лицензии куплены нелегально.

Международные законы требуют, чтобы страны с открытыми реестрами проводили инспекцию судов, придерживались международных правил, расследовали аварии и случаи коррупции.

Но критики утверждают, что Панама пренебрегает всеми этими задачами, чем ставит под угрозу жизни работников флота.

Автор фото, Getty

Критики опасаются, что из-за недостаточного принуждения к выполнению правил, число аварий увеличивается

И действительно, аварии с панамскими судами происходят часто.

Впрочем, Карлос Гонсалес, бывший исполнительный секретарь Морского управления Панамы, объясняет этот факт численностью флота. У Панамы больше кораблей, следовательно, и аварий больше, говорит он.

С 2008 года Панаме удалось уменьшить число нарушений настолько, чтобы перейти из "черного" в "белый" список Парижского меморандума о взаимопонимании, отражающего выводы контроля со стороны 27 морских администраций стран Европы и Северной Америки.

Тем не менее, панамскую систему регистрации постоянно обвиняют в коррумпированности.

"Скандал"

В 2000 генеральному секретарю ITF Дэвиду Кокрофту за 4 тыс. долларов удалось приобрести лицензию первого помощника капитана, которая позволяет управлять судном - хотя он не имел для этого ни навыков, ни опыта.

Несмотря на постоянные заверения, что его страна исправляет свои ошибки, Роберто Линарес, председатель Морского управления Панамы, в июне подал в отставку, когда выяснилось, что управление выдает лицензии работникам без должной квалификации.

"Этот скандал возвращает нас во времена, когда Панама рассматривалась как "удобный флаг", - говорит Франклин Кастреллон, бывший пресс-секретарь Комиссии Панамского канала, независимого агентства, которое обслуживает этот водный путь после того, как он перешел от США к Панаме в 1999 году.

Хорхе Баракат, новый председатель Морского управления, заявил: "Флаг Панамы все еще крепок и надежен. Если есть какие-то нарушения, администрация их непременно рассмотрит".

"Удобный флаг" Панамы принес стране коммерческий успех. Впрочем, за это приходится расплачиваться другим, говорит ITF.

"Искривление рынка"

По мнению представителей федерации, мировой экономике хватило бы сил запретить "удобные флаги" и связанные с этим расходы.

Секретарь ITF Джон Уитлоу говорит: "Понадобились бы некоторые изменения. Но для мореплавателей, которые смогли бы снова выходить под родным флагом, так было бы лучше: это означало бы большую защиту и большие гарантии".

Цены на морские перевозки выросли бы, но нынешняя свободная конкуренция существенно исказила рынок, сетует Уитлоу.

Однако защитники существующей системы считают, что такой способ мышления устарел, и "удобные флаги" уже никто не отменит.

"Флот Панамы никуда не исчезнет, - говорит Хорхе Луис Санчес, преподаватель Международного морского университета Панамы. - Те, кому не нравится открытая регистрация, пусть регистрируют свои корабли, как пожелают".

Ясмина Рови, бывший директор Ассоциации морского права Панамы, считает, что профсоюзам лучше добиваться соблюдения стандартов, чем полной отмены открытого реестра.

С новым руководителем Морского управления, вступившим в должность только в прошлом месяце, остается ждать: сможет ли Панама преодолеть коррупцию и повысить безопасность, или и дальше будет жить с пятнами, которые до сих пор остаются на многих "удобных флагах".

Читайте также: