Почему принцип независимости является основным в деятельности адвоката

Обновлено: 20.05.2024

Короткова Полина Евгеньевна, преподаватель кафедры адвокатуры и нотариата Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.

Статья "К вопросу о независимости адвокатской деятельности" посвящена одному из основных принципов адвокатской деятельности - принципу независимости, который в настоящее время продолжает нарушаться принятием нормативных актов, ограничивающих независимость адвокатов, и действиями представителей государства.

Ключевые слова: независимость, гарантии независимости адвоката, нормативные акты, представители государственных органов, нарушения профессиональных прав, посягательство на независимость, квалифицированная юридическая помощь.

On the issue of independence of the advocate's activities

The article "About independence of a legal profession" is devoted to one of the main principles of legal profession, to the principle of independence. Nowadays this principle is constantly being violated by new regulations that limit lawyers' independence and by actions of state representatives.

Key words: independence, guarantees of independence of the lawyer, regulations, representatives of government bodies, violations of the professional rights, infringement on the independence, qualified legal assistance.

Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова дает следующую трактовку термина "независимость": это политическая самостоятельность, отсутствие подчиненности, суверенитета . Если же говорить о независимости адвокатуры, то она "определяется тем, что она является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления" . Независимость является основополагающим принципом, характеризующим правовую природу и статус адвокатуры. Этот принцип - гарантия защиты прав и свобод граждан нашего общества должен соблюдаться и в обществе и внутри структуры адвокатских образований.

Адвокатская деятельность должна быть независимой, это закреплено в законодательстве, а именно в п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре), устанавливающем, что в число принципов, на основе которых действует адвокатура, входит и принцип независимости. Государство, в лице органов власти, обязано обеспечивать гарантии независимости адвоката, поскольку надлежаще исполнять обязанности по оказанию юридической помощи адвокат может, только будучи полностью независимым от какого-либо вмешательства в свою деятельность. Именно поэтому п. 1 ст. 18 Закона об адвокатуре закрепляет, что "вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются". Такое положение действующего в России законодательства соответствует Основным положениям о роли адвокатов, принятым Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. .

Федеральный закон N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" (ред. от 21.11.2011) // СПС "КонсультантПлюс".
Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений, август 1990 г.) // Советская юстиция. 1991. N 20.

На практике эти положения Закона нарушаются, во-первых, принятием нормативных актов, ограничивающих независимость адвокатов, и, во-вторых, действиями представителей государства.

Принятие нормативных актов, ограничивающих независимость адвокатов

По нашему мнению, законодатели не уделяют достаточного внимания обеспечению независимости адвокатов и время от времени предпринимают попытки принять законы, прямо ущемляющие права адвокатов. К счастью, пока эти попытки проваливаются.

Приведем пример. В 2008 г. в Государственную Думу вносился ущемляющий независимость адвокатов законопроект, принятие которого дало бы чиновникам возможность самостоятельно обращаться в суд с заявлениями о прекращении адвокатского статуса, а также дало бы возможность допрашивать адвоката по любым вопросам, связанным с защитой интересов доверителей. Согласно законопроекту Росрегистрация была бы вправе требовать созыва внеочередного съезда адвокатов, а ее территориальные филиалы - обращаться в суд с заявлениями о прекращении статуса адвоката. Более того, Росрегистрация получила бы право запрашивать у адвокатов любые документы, связанные с защитой клиента, а также получать от него необходимые объяснения по интересующему делу. Данный законопроект Государственной Думой был одобрен лишь в первом чтении.

Приведем еще один пример. 9 июня 2010 г. Совет Федерации все же отклонил законопроект, принятый 20 июня 2010 г. Государственной Думой уже в третьем, окончательном чтении, касательно следующих дополнений и изменений в действующий Закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" , а именно:

  • защитнику запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, компьютеры, аппаратуру для фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи, множительную технику;
  • в случае попытки передачи защитником подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прерывается;
  • администрация мест содержания под стражей предоставляет защитнику по его требованию платные услуги по копированию материалов уголовного дела в порядке, устанавливаемом федеральным правительством.

Несмотря на то что данный законопроект был отклонен, со стороны государственных органов продолжало существовать "неприязненное, а скорее, даже ревностное отношение к использованию технических средств адвокатом-защитником в местах лишения свободы" , вопрос этот был решен в пользу адвокатов благодаря позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Рассмотрим ее.

Галяшин Н.В. Использование адвокатом технических средств в следственных изоляторах, колониях, судах // Адвокатская практика. 2012. N 6. С. 43.

Граждане Е.А. Анищенко, С.В. Сидоров, обвиняемые в совершении преступлений, и осуществляющие их защиту адвокаты И.В. Плотников и М.А. Хырхырьян обратились в Конституционный Суд РФ с просьбой признать противоречащей Конституции РФ ч. 1 ст. 18 "Свидания с защитником, родственниками и иными лицами" Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". По мнению заявителей, эта норма, запрещая защитнику проносить на территорию места содержания под стражей, включая следственные изоляторы, технические средства связи (мобильные телефоны), аудиозаписи (диктофоны) и портативные компьютеры, а также использовать их во время свидания с содержащимся под стражей обвиняемым для формирования позиции стороны защиты по уголовному делу, нарушала право обвиняемых на защиту и право защитников пользоваться своей собственностью. Конституционный Суд РФ не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению. Вместе с тем интересна позиция Конституционного Суда, которую он выразил в своем Определении от 25.01.2013 N 231-О-О , а именно: защитник вправе проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру только для снятия копий с материалов уголовного дела и пользоваться ими и компьютером в отсутствие подозреваемого в отдельном помещении, что не может расцениваться как ограничение прав, гарантируемых Конституцией РФ. И сам по себе запрет на пронос технических средств на территорию места содержания под стражей не предполагает их принудительного изъятия из законного владения либо их отчуждения в пользу третьих лиц.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2012 N 231-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Анищенко Евгения Александровича, Плотникова Игоря Валентиновича, Сидорова Сергея Викторовича и Хырхырьяна Максима Арсеновича на нарушение их конституционных прав частью первой статьи 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // СПС "КонсультантПлюс".

Интересна и позиция Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу.

Седьмого февраля 2012 г. Верховный Суд РФ рассмотрел в открытом заседании гражданское дело по заявлению М.С. о признании п. п. 76, 80 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205, п. 18 приложения к ним, недействующими в части, препятствующей использованию адвокатом (защитником) во время свидания с осужденным диктофона, фото- и видеоаппаратуры, не запрещенных законом и необходимых для оказания квалифицированной помощи. Согласно принятому решению Верховного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N ГКПИ11-2095 заявление М.С. было удовлетворено.

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N ГКПИ11-2095 // СПС "КонсультантПлюс".

Действия представителей государства, посягающие на независимость адвокатов

В настоящее время все еще велико количество нарушений со стороны представителей государственных органов, препятствующих осуществлению адвокатами их профессиональных обязанностей. Имеет место возбуждение уголовных дел в отношении адвокатов с процессуальными нарушениями: ". в минувшем году участились случаи совершения против адвокатов провокаций, в том числе связанных с "подбросом" им наркотиков в следственных изоляторах" , продолжаются попытки допросов адвокатов в качестве свидетелей по обстоятельствам, связанным с адвокатской деятельностью: ". за последний месяц органы следствия трижды предпринимали такие попытки. такая тенденция у органов следствия есть" , проводятся обыски по месту работы адвокатов и в их жилище в связи с адвокатской деятельностью: ". только за последний квартал 2011 г. пришлось участвовать в четырех процессах по обжалованию обысков в адвокатских офисах, причем один из них (адвокатский кабинет) находился в отдельном помещении жилой квартиры адвоката" .

О чрезвычайно высоком числе нарушений профессиональных прав адвокатов за 2011, 2012 г. свидетельствуют и данные Управления по адвокатуре и адвокатской деятельности ФПА . В частности, нарушения законодательства об обеспечении сохранности адвокатской тайны были зафиксированы: в 2011 г. - в 1113 случаях, в 2012 г. - в 807 случаях; вмешательство в адвокатскую деятельность либо воспрепятствование этой деятельности: в 2011 г. - в 634 случаях, в 2012 г. - в 482 случаях. Эти данные позволяют утверждать, что, хотя вмешательство в адвокатскую деятельность и воспрепятствование этой деятельности в 2012 г. уменьшилось по сравнению с 2011 г., оно продолжает оставаться на достаточно высоком уровне. И это тоже своего рода посягательство на независимость адвокатов. Хотя, безусловно, способы защиты адвоката от неправомерного вмешательства в его деятельность существуют. Так, в приложении 1 к Рекомендациям по обеспечению адвокатской тайны, утвержденным решением Совета ФПА РФ от 30 ноября 2009 г. (Протокол N 3) , приведен перечень действий, которые могут и должны предпринимать адвокаты в случае нарушения их профессиональных прав.

Таким образом, время от времени и законодатели, и представители государства пытаются создать препятствия для адвокатов в процессе оказания ими квалифицированной юридической помощи, хотя "право на квалифицированную юридическую помощь является конституционным, соответственно, с ним корреспондирует обязанность государства создать определенные условия по его реализации" . Рассмотренные примеры нормативных актов, ограничивающих независимость адвокатов, и неправомерные действия представителей государства свидетельствуют о том, что установленный на законодательном уровне принцип независимости соблюдается далеко не всегда, хотя это и необходимо, чтобы "надлежащим образом осуществлять защиту прав, свобод и интересов граждан и обеспечить им доступ к правосудию" . Подчеркнем, что стандарты качества юридической помощи установлены не только Законом об адвокатуре, но и основными международными правовыми актами, такими как Основные положения о роли адвокатов (принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке) и Основные принципы, касающиеся роли юристов (принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа, 7 сентября 1990 г. в Гаване) , именно поэтому должны гарантироваться и соблюдаться.

Плетень А.С. К вопросу о содержании понятия "Квалифицированная юридическая помощь" // Адвокатура, государство, общество: сборник материалов V ежегодной научно-практической конференции. М.: Информ-Право, 2008. С. 76.
Невский О.В. Что такое квалифицированная юридическая помощь? // Адвокат. 2004. N 11. С. 25.
Основные положения о роли адвокатов (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений, август 1990 г.) // Советская юстиция. 1991. N 20. С. 19.
Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа, 7 сентября 1990 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.

"Признание, соблюдение, и защита прав и свобод человека и гражданина признаются обязанностью государства, в котором немаловажное значение именно в защите нарушенных прав отводится институту адвокатуры" . Так почему же именно государство и правоприменительные органы периодически создают препятствия защитникам, советникам по правовым вопросам на пути к осуществлению защиты их доверителей?

Скопцова А.Е. К вопросу об оказании квалифицированной юридической помощи гражданам Российской Федерации в уголовном судопроизводстве // Адвокатура, государство, общество: сборник материалов V ежегодной научно-практической конференции. М.: Информ-Право, 2008. С. 83.

Литература

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Короткова Полина Евгеньевна, преподаватель кафедры адвокатуры и нотариата Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук.

Статья "К вопросу о независимости адвокатской деятельности" посвящена одному из основных принципов адвокатской деятельности - принципу независимости, который в настоящее время продолжает нарушаться принятием нормативных актов, ограничивающих независимость адвокатов, и действиями представителей государства.

Ключевые слова: независимость, гарантии независимости адвоката, нормативные акты, представители государственных органов, нарушения профессиональных прав, посягательство на независимость, квалифицированная юридическая помощь.

On the issue of independence of the advocate's activities

The article "About independence of a legal profession" is devoted to one of the main principles of legal profession, to the principle of independence. Nowadays this principle is constantly being violated by new regulations that limit lawyers' independence and by actions of state representatives.

Key words: independence, guarantees of independence of the lawyer, regulations, representatives of government bodies, violations of the professional rights, infringement on the independence, qualified legal assistance.

Толковый словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова дает следующую трактовку термина "независимость": это политическая самостоятельность, отсутствие подчиненности, суверенитета . Если же говорить о независимости адвокатуры, то она "определяется тем, что она является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления" . Независимость является основополагающим принципом, характеризующим правовую природу и статус адвокатуры. Этот принцип - гарантия защиты прав и свобод граждан нашего общества должен соблюдаться и в обществе и внутри структуры адвокатских образований.

Адвокатская деятельность должна быть независимой, это закреплено в законодательстве, а именно в п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре), устанавливающем, что в число принципов, на основе которых действует адвокатура, входит и принцип независимости. Государство, в лице органов власти, обязано обеспечивать гарантии независимости адвоката, поскольку надлежаще исполнять обязанности по оказанию юридической помощи адвокат может, только будучи полностью независимым от какого-либо вмешательства в свою деятельность. Именно поэтому п. 1 ст. 18 Закона об адвокатуре закрепляет, что "вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются". Такое положение действующего в России законодательства соответствует Основным положениям о роли адвокатов, принятым Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. .

Федеральный закон N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" (ред. от 21.11.2011) // СПС "КонсультантПлюс".
Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений, август 1990 г.) // Советская юстиция. 1991. N 20.

На практике эти положения Закона нарушаются, во-первых, принятием нормативных актов, ограничивающих независимость адвокатов, и, во-вторых, действиями представителей государства.

Принятие нормативных актов, ограничивающих независимость адвокатов

По нашему мнению, законодатели не уделяют достаточного внимания обеспечению независимости адвокатов и время от времени предпринимают попытки принять законы, прямо ущемляющие права адвокатов. К счастью, пока эти попытки проваливаются.

Приведем пример. В 2008 г. в Государственную Думу вносился ущемляющий независимость адвокатов законопроект, принятие которого дало бы чиновникам возможность самостоятельно обращаться в суд с заявлениями о прекращении адвокатского статуса, а также дало бы возможность допрашивать адвоката по любым вопросам, связанным с защитой интересов доверителей. Согласно законопроекту Росрегистрация была бы вправе требовать созыва внеочередного съезда адвокатов, а ее территориальные филиалы - обращаться в суд с заявлениями о прекращении статуса адвоката. Более того, Росрегистрация получила бы право запрашивать у адвокатов любые документы, связанные с защитой клиента, а также получать от него необходимые объяснения по интересующему делу. Данный законопроект Государственной Думой был одобрен лишь в первом чтении.

Приведем еще один пример. 9 июня 2010 г. Совет Федерации все же отклонил законопроект, принятый 20 июня 2010 г. Государственной Думой уже в третьем, окончательном чтении, касательно следующих дополнений и изменений в действующий Закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" , а именно:

  • защитнику запрещается проносить на территорию места содержания под стражей технические средства связи, компьютеры, аппаратуру для фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи, множительную технику;
  • в случае попытки передачи защитником подозреваемому или обвиняемому запрещенных к хранению и использованию предметов, веществ и продуктов питания свидание немедленно прерывается;
  • администрация мест содержания под стражей предоставляет защитнику по его требованию платные услуги по копированию материалов уголовного дела в порядке, устанавливаемом федеральным правительством.

Несмотря на то что данный законопроект был отклонен, со стороны государственных органов продолжало существовать "неприязненное, а скорее, даже ревностное отношение к использованию технических средств адвокатом-защитником в местах лишения свободы" , вопрос этот был решен в пользу адвокатов благодаря позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Рассмотрим ее.

Галяшин Н.В. Использование адвокатом технических средств в следственных изоляторах, колониях, судах // Адвокатская практика. 2012. N 6. С. 43.

Граждане Е.А. Анищенко, С.В. Сидоров, обвиняемые в совершении преступлений, и осуществляющие их защиту адвокаты И.В. Плотников и М.А. Хырхырьян обратились в Конституционный Суд РФ с просьбой признать противоречащей Конституции РФ ч. 1 ст. 18 "Свидания с защитником, родственниками и иными лицами" Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". По мнению заявителей, эта норма, запрещая защитнику проносить на территорию места содержания под стражей, включая следственные изоляторы, технические средства связи (мобильные телефоны), аудиозаписи (диктофоны) и портативные компьютеры, а также использовать их во время свидания с содержащимся под стражей обвиняемым для формирования позиции стороны защиты по уголовному делу, нарушала право обвиняемых на защиту и право защитников пользоваться своей собственностью. Конституционный Суд РФ не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению. Вместе с тем интересна позиция Конституционного Суда, которую он выразил в своем Определении от 25.01.2013 N 231-О-О , а именно: защитник вправе проносить копировально-множительную технику и фотоаппаратуру только для снятия копий с материалов уголовного дела и пользоваться ими и компьютером в отсутствие подозреваемого в отдельном помещении, что не может расцениваться как ограничение прав, гарантируемых Конституцией РФ. И сам по себе запрет на пронос технических средств на территорию места содержания под стражей не предполагает их принудительного изъятия из законного владения либо их отчуждения в пользу третьих лиц.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2012 N 231-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Анищенко Евгения Александровича, Плотникова Игоря Валентиновича, Сидорова Сергея Викторовича и Хырхырьяна Максима Арсеновича на нарушение их конституционных прав частью первой статьи 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // СПС "КонсультантПлюс".

Интересна и позиция Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу.

Седьмого февраля 2012 г. Верховный Суд РФ рассмотрел в открытом заседании гражданское дело по заявлению М.С. о признании п. п. 76, 80 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации от 3 ноября 2005 г. N 205, п. 18 приложения к ним, недействующими в части, препятствующей использованию адвокатом (защитником) во время свидания с осужденным диктофона, фото- и видеоаппаратуры, не запрещенных законом и необходимых для оказания квалифицированной помощи. Согласно принятому решению Верховного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N ГКПИ11-2095 заявление М.С. было удовлетворено.

Решение Верховного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N ГКПИ11-2095 // СПС "КонсультантПлюс".

Действия представителей государства, посягающие на независимость адвокатов

В настоящее время все еще велико количество нарушений со стороны представителей государственных органов, препятствующих осуществлению адвокатами их профессиональных обязанностей. Имеет место возбуждение уголовных дел в отношении адвокатов с процессуальными нарушениями: ". в минувшем году участились случаи совершения против адвокатов провокаций, в том числе связанных с "подбросом" им наркотиков в следственных изоляторах" , продолжаются попытки допросов адвокатов в качестве свидетелей по обстоятельствам, связанным с адвокатской деятельностью: ". за последний месяц органы следствия трижды предпринимали такие попытки. такая тенденция у органов следствия есть" , проводятся обыски по месту работы адвокатов и в их жилище в связи с адвокатской деятельностью: ". только за последний квартал 2011 г. пришлось участвовать в четырех процессах по обжалованию обысков в адвокатских офисах, причем один из них (адвокатский кабинет) находился в отдельном помещении жилой квартиры адвоката" .

О чрезвычайно высоком числе нарушений профессиональных прав адвокатов за 2011, 2012 г. свидетельствуют и данные Управления по адвокатуре и адвокатской деятельности ФПА . В частности, нарушения законодательства об обеспечении сохранности адвокатской тайны были зафиксированы: в 2011 г. - в 1113 случаях, в 2012 г. - в 807 случаях; вмешательство в адвокатскую деятельность либо воспрепятствование этой деятельности: в 2011 г. - в 634 случаях, в 2012 г. - в 482 случаях. Эти данные позволяют утверждать, что, хотя вмешательство в адвокатскую деятельность и воспрепятствование этой деятельности в 2012 г. уменьшилось по сравнению с 2011 г., оно продолжает оставаться на достаточно высоком уровне. И это тоже своего рода посягательство на независимость адвокатов. Хотя, безусловно, способы защиты адвоката от неправомерного вмешательства в его деятельность существуют. Так, в приложении 1 к Рекомендациям по обеспечению адвокатской тайны, утвержденным решением Совета ФПА РФ от 30 ноября 2009 г. (Протокол N 3) , приведен перечень действий, которые могут и должны предпринимать адвокаты в случае нарушения их профессиональных прав.

Таким образом, время от времени и законодатели, и представители государства пытаются создать препятствия для адвокатов в процессе оказания ими квалифицированной юридической помощи, хотя "право на квалифицированную юридическую помощь является конституционным, соответственно, с ним корреспондирует обязанность государства создать определенные условия по его реализации" . Рассмотренные примеры нормативных актов, ограничивающих независимость адвокатов, и неправомерные действия представителей государства свидетельствуют о том, что установленный на законодательном уровне принцип независимости соблюдается далеко не всегда, хотя это и необходимо, чтобы "надлежащим образом осуществлять защиту прав, свобод и интересов граждан и обеспечить им доступ к правосудию" . Подчеркнем, что стандарты качества юридической помощи установлены не только Законом об адвокатуре, но и основными международными правовыми актами, такими как Основные положения о роли адвокатов (принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке) и Основные принципы, касающиеся роли юристов (принятые восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа, 7 сентября 1990 г. в Гаване) , именно поэтому должны гарантироваться и соблюдаться.

Плетень А.С. К вопросу о содержании понятия "Квалифицированная юридическая помощь" // Адвокатура, государство, общество: сборник материалов V ежегодной научно-практической конференции. М.: Информ-Право, 2008. С. 76.
Невский О.В. Что такое квалифицированная юридическая помощь? // Адвокат. 2004. N 11. С. 25.
Основные положения о роли адвокатов (приняты VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступлений, август 1990 г.) // Советская юстиция. 1991. N 20. С. 19.
Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа, 7 сентября 1990 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. N 3.

"Признание, соблюдение, и защита прав и свобод человека и гражданина признаются обязанностью государства, в котором немаловажное значение именно в защите нарушенных прав отводится институту адвокатуры" . Так почему же именно государство и правоприменительные органы периодически создают препятствия защитникам, советникам по правовым вопросам на пути к осуществлению защиты их доверителей?

Скопцова А.Е. К вопросу об оказании квалифицированной юридической помощи гражданам Российской Федерации в уголовном судопроизводстве // Адвокатура, государство, общество: сборник материалов V ежегодной научно-практической конференции. М.: Информ-Право, 2008. С. 83.

Литература

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Для своего времени Закон об адвокатуре, безусловно, был необходим и принятие этого закона способствовало развитию и укреплению российской адвокатуры.

И если с независимостью адвокатуры как сообщества ситуация представляется более или менее ясной, то о соблюдении независимости адвоката можно сказать просто — её нет.

В доказательство вышеизложенного следует обратиться к тем механизмам обеспечения гарантий независимости адвокатов, которые в Законе об адвокатуре задекларированы, выясним существуют ли механизмы их реализации и защиты. И обратимся к примеру Адвокатской палаты Респулики Мордовия.

Для удобства изучения разделим гарантии независимости адвоката по группам:

1) корпоративные — независимость адвоката как конкретного субъекта, гарантии не вмешательства в его деятельность со стороны советов палат;

2) экономические — социально справедливое и экономически обоснованное вознаграждение за труд, обеспечение помещениями, информационно-коммуникационной техникой, справедливое распределение расходов на общие нужды, финансирование публичных полномочий по предоставлению помощи по назначению правоохранительных органов и суда;

3) социальные — меры социальной защиты адвокатов по аналогии с судейскими привилегиями;

5) политические — возможность адвокатов определять политическое отношение к событиям в субъекте федерации, как индивидуально, в том числе посредством участия в деятельности общественных организаций, так и посредством коллективных обращений.

Корпоративные гарантии независимости адвокатской деятельности.

Адвокатская палата Республики Мордовия прекрасный пример того, как президент палаты использует недостатки Закона об адвокатуре для безнаказанного вмешательства в деятельность адвоката. Даже не касаюсь связанной с персоной автора историей о том, как бандана лишила когнитивных способностей весь Президиум Верховного Суда Республики Мордовия, что привело к срыву судебного заседания и непоправимо подорвало авторитет всей мордовской адвокатуры.

Нормотворчество советов адвокатских палат опасно для всех адвокатов не являющихся членами совета палаты или квалификационной комиссии.

Таким образом, фактически совет адвокатской палаты республики Мордовия принял нормы устанавливающие дисциплинарную ответственность, что с точки зрения Закона об адвокатуре вообще недопустимо, нет таких полномочий у советов адвокатских палат (а перечень полномочий является закрытым и состоит из 19 пунктов части 3 статьи 31 Закона об адвокатуре). Даже собрания (конференции) адвокатских палат не могут устанавливать основания для мер дисциплинарной ответственности, только меры поощрения в силу п. 11 части 2 статьи 30 Закона об адвокатуре.

В нарушение принципа равноправия адвокатов, а также права свободно выбирать форму деятельности в Закон об адвокатуре были внесены поправки устанавливающие ценз по стажу адвокатской деятельности для работы в форме адвокатского кабинета или учреждении коллегии адвокатов или адвокатского бюро.

Вмешательство в деятельность адвокатов происходит не только на уровне лоббирования интересов председателей коллегий через ФПА путем внесения правок в Закон об адвокатуре затрудняющих выбор начинающими адвокатами формы деятельности в виде адвокатского кабинета. Это произошло без реального обсуждения всеми заинтересованными адвокатами. И даже очевидно почему явно дискриминационная норма была безнаказанно пролоббирована: адвокаты со стажем уже работали в адвокатских кабинетах.

Так, согласно сведениям ФПА РФ (прим. авт.- раздел на сайте ФПА "Адвокатура сегодня" проверен 07.12.2018 в 17.50) в России действует 21 823 адвокатских кабинета, это 30% от числа действующих адвокатов - 72508.

Естественно, выражаясь дипломатично, "озабоченность" адвокатского "генералитета" ростом числа адвокатских кабинетов выразилась в поиске форм подавления адвокатской независимости, и немаловажный фактор необходимостью компенсации выпадающих доходов "президентских" коллегий адвокатов: начинающий деятельность в форме адвокатского кабинета адвокат не будет платить взносов в коллегию, а если "наслушается" разговоров старших коллег, так и вообще уважение к органам самоуправления утратит (прим. авт. - справедливо бы написать самоуправных органов, что станет понятно, на нижеследующем примере нормативного "чудачества" мордвы)

Реальной проблемой злоупотребления "властью в советах" становится отсутствие судебного контроля за нормотворческими порывами советов палат ограничить возможность адвокатам влиять на повестку общего собрания (конференции) адвокатов и включать в неё вопросы, кроме тех которые необходимы только президенту палаты и одновременно председателю "доминантной" коллегии.

Конфликт интересов здесь проявляется в полной мере и Закон об адвокатуре никаких предохранительных механизмов защиты принципа демократизма (равноправия адвокатов) не предусматривает.

Так п. 3 части 3 статьи 31 Закона об адвокатуре к компетенции совета адвокатской палаты относит определение нормы представительства на конференцию и порядок избрания делегатов.

Отдельно следует остановиться на монопольном праве "казнить и миловать". Лицемерные уверения адвокатов в том, что решения о дисциплинарной ответственности принимаются коллегиально и только после тщательного "адвокатского" расследования не выдерживают элементарного фактологического анализа. Являются ли члены квалификационной комиссии адвокатов самостоятельными (прим.авт - даже не пишу слово "независимыми") от мнения президента палаты?

Четыре адвоката квалификационной комиссии Адвокатской палаты Республики Мордовия из семи обязательных (по Закону об адвокатуре) адвокатов являются членами также и "единственной" коллегии адвокатов.(Прим. авт. - президент АП РМ также возглавляет коллегию адвокатов №1 (официальное наименование), для социологического аспекта публикации автор считает уместным использовать термин "президентская" (для подчёркивания аффилированности) и "доминантная" (для подчёркивания контроля над дисциплинарной процедурой приёма в адвокатуру и увольнения (наказания прекращением статуса адвоката)).

Режим квазилегитимности ограничения прав адвокатов существующий в республики Мордовия практически всеми адвокатами был принят с покорностью. Сам же президент палаты имеющийся контроль дисциплинарной процедуры превратил в иммунитет от какой-либо ответственности для "своих" и, вероятно "откупающихся" от ответственности , адвокатов. А также проводит полноценные репрессии всех адвокатов, которые позволяют себе критику (как в частном порядке , так и публичном) сложившейся ситуации в адвокатской палате. Следует оставить бандану автора в покое, количество оправдательных приговоров в практике автора всяко больше чем у самого президента палаты, и не исключается всех "президентских" адвокатов весте взятых.

Совершенно возмутительной ситуацией в дисциплинарной практике адвокатской палаты республики Мордовия стало дело адвоката Демина Александра Викторовича. Вице-президент АП РМ Круглов Владимир Александрович был свидетелем обвинения по уголовному делу о якобы имевшейся со стороны адвоката Демина А.В. фальсификации ордера адвоката. Согласно решения суда апелляционной инстанции адвокат Демин А.В. был оправдан, однако, задолго до этого совет Адвокатской палаты Республики Мордовия (предполагаем в результате угрозы распространения компрометирующей президента палаты информации) прекратил статус адвоката Демину А.В. Обращение в суд с требованием о восстановлении статуса адвоката безрезультатно, суды отказались по существу рассматривать вопрос, ограничившись предложенной ещё ФПА отговоркой, что КПЭА (прим. авт - Кодекс профессиональной этики адвоката) устанавливает пресекательный срок обращения в один есяц с момента решения совета палаты. Конечно, это не коррупция, но по мнению автора, что то очень похожее.

Попытка публичной критика адвокатуры в Мордовии заканчилась тем, что президент палаты используя подконтрольный ему официальный сайт палаты публично сделал заявления о психической неадекватности автора. И очень печально, что ФПА абсолютно не желает разбираться в проблемах региональных палат, а озаботилась внешним видом адвокатов много более, чем отсутствием в законодательстве действующих гарантий независимости адвокатов.

В такой ситуации имеет смысл признать логичной позицию Марка Фейгина и хоть как-то заставить реагировать адвокатов на нарушение прав адвокатов это публичные нецензурные выражения. (прим. авт. — и пусть спасибо скажут что так, в недавние времена, а уж в Мордовии особенно были сильны традиции, и мордовские адвокаты об этом знают, когда за беспредел отвечали в прямом смысле уголовно).

Адвокатам как никакой другой юридической профессии в России необходимо прямо в Законе об адвокатуре прописать Экономические гарантии независимости адвокатской деятельности.

Отсутствие крепкого экономического базиса осуществления адвокатской деятельности превращает миссию адвокатуры (по обеспечению доступа к правосудию) в невыполнимую. Адвокатам есть чему поучиться у судебной ветви власти особенно, но к сожалению те юридические механизмы, которые гарантируют экономическую составляющую независимости судебной системы, не были восприняты Законом об адвокатуре. Экономическую основу российской судебной власти защищает Бюджетный кодекс РФ. Совершенно неясно по каким причинам авторы Закона об адвокатуре не использовали наработки учёных сферы бюджетного права.

Имущество адвокатской палаты есть не что то подобное тому что есть казна Российской Федерации. Обеспечение экономической безопасности существования социальных институтов (включая государство) поддерживается множеством способов и базовым правилом являлась жесточайшая ответственность казнокрадов.

Всё адвокатское "бюджетное законодательство" состоит из двух статей Закона об адвокатуре - статья 32 (Ревизионная комиссия) и статья 34 (Имущество адвокатской палаты). Следует существенно дополнить институт "адвокатского бюджетного права".

Совет адвокатской палаты Республики Мордовия не публикует никаких сведений о том, на какие именно нужды тратятся обязательные отчисления адвокатов (принудительные и вне зависимости от наличия у адвокатов гонорара). Любая попытка узнать эту информацию встречает искреннюю отговорку: "Законом об адвокатуре такого права адвокатам не предоставлено, а мы закон не нарушаем". Что в можно сказать на это? Не закона нет, а нет совести у президента палаты, если ему, иконе стиля и нерукотворному шедевру адвокатской этики и человеческой морали, требуется прямое строго определённое и императивное указание.

И в принципе, с этим надо согласиться, действительно не дресс-кодом адвокатов надо заниматься, а в первую очередь в Законе об адвокатуре прямо прописать обязательные нормы о бюджетном планировании расходов палаты, обязательной декларации зарплат членов органов адвокатского самоуправления и многое из того, что уже есть в антикоррупционном законодательстве.

Доверие адвокатов на занятие поста президента палаты надо заслужить, и много сложнее его не утратить. И нет ничего более опасного для утраты доверия это все свои действия списывать на необходимость сохранения корпоративной тайны.

Пусть меня проклинают коллеги адвокаты, но автор предлагает для таких случаев ввести специальную норму уголовной ответственности в отношении адвокатов, пусть будет мошенничество, но квалифицированное, с повышенной, вплоть до пожизненного лишения свободы, ответственностью. Именно для адвокатов. Для врачей же есть желание принять специальную норму, а почему адвокаты такой чести не заслужили?

Хотя предвижу единственный случай единодушия всех адвокатов, именно против такой инициативы автора. Коллеги автор переживет ваше единодушное порицание, но я считаю, что эта идея с лихвой компенсирует правосудию страдания из за моей банданы.

В заключение и . продолжение следует.

Данная публикация была подготовлена специально к Общероссийскому гражданскому форуму - 2018 года. Автор не успел сделать всё из того, что первоначально было задумано и не успевает сделать всё что постоянно возникает по мере работы.

Все самые последние новинки антикоррупционного законодательства, законодательства о закупках для публичных нужд, бюджетного законодательства всё это должно быть прежде всех законов должно быть проверено в Законе об адвокатуре. Но ничего этого нет.

Адвокатура как институт профессионалов должна быть драйвером юридических инноваций. Развитие информационно-коммуникационных технологий должно моментально подхватываться и осваиваться как адвокатами единолично, так и находить применение в коллективных формах работы (адвокатских коллегиях и бюро).

Особенности гарантий независимости адвокатской деятельности

Адвокатская деятельность — это квалифицированная юридическая помощь, которая оказывается на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в установленном Федеральным законом порядке, юридическим и физическим лицам с целью защиты их интересов, прав и свобод, обеспечения доступа к правосудию.

Деятельность адвокатов — одна из основ соблюдения принципа верховенства закона на практике, обеспечения эффективной защиты прав человека. Такая деятельность невозможна без гарантий независимости.

Гарантия независимости адвокатуры в настоящее время обеспечивается не в полной мере, о чем свидетельствуют:

  • низкий уровень практической реализации и правовой регламентации профессиональных прав адвоката;
  • вмешательство в адвокатскую деятельность правоохранительных органов.

Правовой иммунитет не ограждает адвокатов от злоупотребления и произвола со стороны правоохранительных органов. Часто наблюдается давление, оказываемое на адвокатов, трансформирующееся в опасную тенденцию, которая имеет политический подтекст. Некоторые структуры власти попирают нормы и принципы российского и международного права. Данные обстоятельства снижают возможность реализации конституционного права на защиту, на профессиональную и качественную юридическую помощь, которая гарантируется Конституцией (ст. 48), Международным пактом о политических и гражданских правах (ст. 14), Конвенцией о защите прав и основных свобод.

Основной и наиболее характерной стороной адвокатской деятельности является независимость, так как адвокат должен быть свободен от давления извне, в частности, со стороны правоохранительных органов и государства. Независимость профессии юриста — основополагающий принцип, характеризующий статус и правовую природу адвокатуры. Это основа принципа верховенства закона, главная гарантия защиты прав человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Выполняемые в процессе профессиональной деятельности адвоката задачи требуют его абсолютной независимости, отсутствия любого влияния, связанного с его личной заинтересованностью, давлением извне. Независимость адвокатской деятельности способствует укреплению в социуме доверия к правосудию. Адвокату необходимо избегать ущемления собственной независимости, не поступаться профессиональными принципами ради интересов суда, клиента, иных лиц.

Адвокатура функционирует на основе принципов независимости, законности, корпоративности, самоуправления, равноправия адвокатов. Органы государственной власти с целью обеспечения доступности юридической помощи населению и содействия адвокатской деятельности обеспечивают гарантии независимости адвокатуры.

Нормы национального и международного законодательства, обеспечивающие независимость адвокатской деятельности

Основу гарантий независимости адвокатуры представляют привилегии и иммунитеты, которые действуют в отношении адвокатов и содержаться в нормах национального и международного законодательства.

В РФ Закон об адвокатуре провозглашает, что адвокат — это независимый профессиональный советник по правовым вопросам. Гарантии независимости адвокатуры в национальном законодательстве закреплены в Конституции, федеральном законодательстве, определениях Конституционного суда, нормативно-правовых актах и постановлениях и др. Одной из гарантий независимости адвокатов являются особенности оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, которые допускаются исключительно на основании судебного решения.

Запрещено вмешиваться в адвокатскую деятельность, которая осуществляется согласно законодательству, препятствовать такой деятельность любым способом. Под защитой государства находится не только адвокат, но и члены его семьи, и имущество. Уголовное преследование адвоката возможно только с соблюдением гарантий адвокату, которые предусмотрены УПК (ст.18). Кодекс профессиональной этики адвоката предусматривает, что необходимым условием доверия адвокату является его профессиональная независимость (п. 1 ст.5).

Гарантии независимости деятельности адвоката отражены в процессуальном законодательстве:

  • адвоката нельзя допрашивать в качестве свидетеля по обвинению обвиняемого, подозреваемого, защитником которых он является;
  • адвокат не может быть допрошен об обстоятельствах дела, ставших ему известными в связи с оказанием юридической помощи обвиняемому или подозреваемому.

Международные гарантии независимой адвокатской деятельности:

Власти РФ приняли обязательство по соблюдению положений Документа, отмечая, что только лишь использование возможностей защиты, которую осуществляют независимые адвокаты, позволяет стороне процесса реализовать возможности законной защиты интересов, прав и свобод.

В соответствии с Рекомендациями Комитета министров СЕ о свободе реализации профессии адвоката (2000 г.) государство обязано принять все возможные меры для того, чтобы поощрялась, защищалась, уважалась свобода профессии адвоката без неправомерного вмешательства общественности, органов власти, без дискриминации. Адвокаты не должны бояться, что в отношении них или в отношении членов их семей будут применены санкции, будет оказано давление, когда они действуют в соответствии со своими обязанностями.

Когда речь заходит о профессионализме подобного сообщества, то ожидается наличие у его членов полного юридического образования, а также непосредственного осуществления ими деятельности адвокатского характера. Последняя направлена на оказание абсолютно квалифицированной юридической помощи юридическим либо физическим лицам. Именно такой момент отличает саму адвокатуру от иных общественных объединений, которые по статье 13, 30 Конституции РФ были созданы для протекции личных интересов. Адвокатура вовсе не является политической организацией, поскольку она определяет права, свободы и интересы лиц, вне зависимости от их идеологии юридическими средствами и определенными способами защиты.

Деятельность адвокатов имеет прямое публичное начало, так как она направлена на защиту интересов социума. Но, при этом адвокатура не входит в базовую систему органов государственной власти и органов муниципального самоуправления. Также, подобная деятельность является институтом гражданского общества. Призвание ее кроется в обеспечении реализации конституционного права абсолютно каждого гражданина на оказание юридической помощи. По этому, адвокатура, как вид правозащитного института являет собой негосударственный орган правоохранительного характера.

К слову, если сравнивать государственные органы и адвокатуру, то первые оказывают полноценную правовую помощь гражданам в рамках осуществления своих основных функций, а вторая была специально создана с целью протекции прав и законных интересов физических и юридических лиц. То, что существует необходимость профессионального адвокатского общества было отмечено Конституционным Судом РФ.

Адвокатура не имеет никакого отношения к некоммерческим образованиям, потому что деятельность адвокатов не может быть предпринимательствой. За предоставление профессиональной помощи адвокаты не получают абсолютно никакой прибыли, они получают вознаграждение, что и является их оплатой труда.

Адвокатура представляет собой институт гражданского общества. Она являет собой профессиональное адвокатское сообщество, которое обеспечивает предоставление квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, с целью защиты их прямых прав, личных свобод и интересов, а также в целях протекции возможности доступа к правосудию.

Правовая основа деятельности адвокатуры

Правовую базу процесса организации и деятельности адвокатуры составляют Конституция и Закон о деятельности адвокатов. Базовый закон адвокатуры создает понятие и содержание следующих моментов:

  • адвокатская деятельность;
  • базовые права и обязанности адвоката;
  • порядок и условия получения адвокатского статуса;
  • организационную и правовую структуру организации адвокатуры.

Когда речь идет о законах и нормативных актах права, которые регламентируют отношения в сфере деятельности адвокатов, стоит выделить два пункта:

  1. отраслевое процессуальное законодательство, которое устанавливает права процессуального характера;
  2. обязанности определенных участников процесса, в качестве которых могут выступать сами адвокаты.

Кодекс профессиональной этики адвоката регламентирует обязательные для абсолютно каждого адвоката базовые правила поведения. Согласно статьи 1 вышеуказанного Кодекса, к деятельности адвокатуры правового характера относится Общий кодекс правил для адвокатов. Последний был принят на заседании в городе Страсбург в октябре 1998 году.

Основные задачи, которые возложены на адвокатуру, строго обусловлены положениями Конституции об обеспечении каждому гражданину полного права на квалифицированную помощь юридического характера. Разнообразие правовых проблем, которые появляются у физических и юридических лиц, порождают постановку перед адвокатурой задач на оказание разных видов юридической помощи.

Непосредственные задачи адвоката

Посредством выполнения задач, которые возложены на адвоката, он обязан:

  • предоставлять консультации и справки по правовым вопросам, как в форме устного изложения, так и в письменной;
  • составлять различные правовые документы, такие как: жалобы, заявления, ходатайства;
  • представлять прямые интересы доверителя в судопроизводстве Конституции;
  • участвовать в качестве представителя доверителя в судопроизводстве гражданского и административного судопроизводства;
  • выступать в роли представителя или защитника доверителя в судопроизводстве уголовного характера, относительно дел административных правонарушений;
  • выступать в роли представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, коммерческом суде международного характера и других органах решения конфликтных моментов;
  • представлять интересы от лица доверителя в органах власти государственного вида, органах местного управления, общественных объединениях и иных организациях;
  • выступать в качестве представителя доверителя в органах государственной власти, судах и органах правоохранительного характера иностранных государств, судебных органах международного характера;
  • играть роль представителя доверителя в исполнительном производстве, и при прямом исполнении уголовного наказания;
  • выступать, как представитель доверителя в правоотношениях налогового характера.

Вышеуказанные виды помощи юридического характера не являются исчерпывающими. Закон дает адвокату прямое право оказывать иную юридическую помощь, которая не запрещена федеральным законом. В осуществлении адвокатом прямой юридической деятельности есть строгие ограничения. Адвокат не имеет никакого права воплощать полномочия государственных правоохранительных органов. Он не будет заниматься детективной деятельностью частного характера или предоставлять нотариальные услуги, которые также имеют юридические особенности.

Принципы адвокатской деятельности

Организация и деятельность адвокатуры исходят из определенных принципов, которые содержат нормативный характер и обеспечивают нужное выполнение стоящих перед самим адвокатами заданий. К подобным заданиям относятся:

  • абсолютная законность;
  • полная независимость;
  • строгое самоуправление;
  • слаженная корпоративность;
  • прямое равноправие адвокатов.

Стоит заметить, что Кодекс этики профессионализма адвоката говорит о том, что сотрудничество с органами, осуществляющими деятельность оперативно-розыскного характера, в ходе осуществления самой адвокатской деятельности, категорически несовместимо с адвокатским статусом.

Вне рамок адвокатской деятельности может осуществлять деятельность по урегулированию спорных моментов. Сюда входят также третейские судьи, в качестве медиатора, а также участие их в благотворительных проектах других институтов гражданского общества, которые прямо предусматривают оказание юридической помощи на абсолютно безвозмездной основе.

Действия со стороны законности, как базового общеправового принципа подразумевает точнейшее и строгое исполнение законов, а также иных нормативных и правовых актов адвокатами.

Адвокат представляет собой независимого профессионального советника по вопросам права. Он может принимать поручение на оказание юридической помощи, если оно имеет заведомо противозаконный характер. Для оказания помощи юридического характера адвокат вправе действовать различными методами, если они не противоречат закону. Однако, участвуя в самом процессе судопроизводстве в роли представителя либо защитника, адвокат ограничен в своих возможностях и может использовать исключительно те полномочия, которые прямо предусмотрены законом процессуального характера. Закон требует, чтобы, в обязательном порядке, адвокатская деятельность осуществлялась на базе появившегося между адвокатом и доверителем соглашения об юридической помощи. Лишь в случаях, перечисленных в законодательных документах, адвокатские услуги могут оказываться абсолютно бесплатно без заключения соответствующего договора.

Для адвокатуры одним из критериев законности является полнейший профессионализм ее деятельности, который означает строгую обязанность адвоката честно, добросовестно, квалифицированно, и активно выступать с протекцией прав, свобод и законных интересов доверителей, опираясь на Конституцию, законы и Кодексы профессиональной этики адвокатов.

Абсолютная независимость представителей адвокатуры подразумевает запрет любого вмешательства или препятствия процессам законной адвокатской деятельности. Подобный принцип имеет как международное, так и правовое начало. В своей профессиональной деятельности адвокату нужно действовать в интересах своего доверителя, и в этом смысле он зависим от его волеизъявления. Но, зависимость подобного рода не является категорически безусловной. Закон и профессиональная нравственность адвоката гораздо выше воли доверителя. Никакие пожелания, требования или указания доверителя, направленные на несоблюдение закона или правил профессиональной этики, не могут быть воплощены адвокатом. Хотя, адвокат и вовсе не может занимать позицию и действовать вопреки воле доверителя, он может отступить от этого пункта. Такой принцип может иметь место исключительно если он убежден в наличии самооговора своего подзащитного. Кодекс профессиональной адвокатской этики рассматривает независимость относительно профессионализма адвоката как абсолютно необходимое условие доверия к нему, а также убежденность доверителя в порядочности, честности и добросовестности адвоката, как необходимые условия доверия к нему.

Независимость деятельности адвокатуры

Независимость адвокатуры проявляется посредством достаточно обширного круга базовых и полномочий самого адвоката в делах процессуального характера, а также гарантиями независимости каждого адвоката, которые были строго предусмотрены законом:

  • абсолютной невозможностью привлечения адвокатского лица к каким-либо ответственным действиям за выраженное мнение, которое прозвучало при осуществлении адвокатской деятельности;
  • недопущение требования от адвокатов прямых сведений, которые имеют связь с оказанием юридической помощи по каждому конкретному делу (адвокатская тайна);
  • пребывание адвоката, членов его семьи и личного имущества под протекцией государства.

В ходе своей профессиональной деятельности адвокат обязан проводить свои действия в прямых интересах своего доверителя. Именно в подобном смысле он полностью является зависимым от волеизъявления последнего.Такая зависимость вовсе не является безусловной. Закон и понятие нравственности в адвокатской профессии выше воли самого доверителя. Ни одни пожелания, требования либо указания доверителя, которые направлены на грубое несоблюдение закона или правил профессиональной этики, не могут быть приведены в исполнение адвокатом. Но, адвокатское лицо не имеет права занимать позицию и выполнять действия против воли доверителя. Юрист вполне вправе отступить от вышеуказанного правила, в том случае, если он убежден в наличии самооговора для своего подзащитного. Кодекс профессиональной адвокатской этики рассматривает независимость в профессиональном плане, как необходимое условие доверия к нему.

Независимость в адвокатской системе связана со следующими ключевыми моментами:

  • несуществующая возможность привлечения адвокатского лица к какому-либо виду ответственности (кроме гражданско-правовой перед доверителем) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение;
  • попытки недопущения требования от адвокатов сведений, которые связанные с оказанием юридической помощи по специфическим делам (иными словами-адвокатская тайна);
  • случаи, когда адвокат, члены его семьи и имущества пребывают под защитой государства;
  • иммунитетом процессуального характера, при условии уголовного преследования.

Самоуправление адвокатуры

Процесс самоуправления адвокатуры проявляет себя в существовании и деятельности специально созданных для этого органов регулирования управленческих моментов адвокатурой, которые, зачастую, образуются из уже давно действующих юристов. Данные органы в абсолютно индивидуальном порядке вправе принимать решения относительно закрытых вопросов адвокатского сообщества, а также имеют связь с делами адвокатуры. Полноценное участие органов власти государственного характера в процессе управлении юридическими моментами ограничивается выполнением регистрационной функции (ведение реестра адвокатов, выдача удостоверения адвоката, регистрация адвокатских образований и т.п.).

Понятие корпоративности как базовый принцип организации и деятельности адвокатуры определяет ее как специфический вид профессионального общества, обладающего особой внутренней организацией, которая строго объединяет адвокатов.

Для всех адвокатов общим фактором представляется строгая преданность интересам профессионального характера. Последняя подразумевает квалифицированное оказание правовой помощи в целях сохранения прав, свобод и интересов физических и юридических лиц. Сама же корпоративность адвокатского сообщества обеспечивается полнейшей добровольностью приобретения и прекращения адвокатского статуса, дисциплиной в коллективах и профессиональной этикой.

Корпоративность адвокатуры

Одна из базовых задач адвокатуры, как отдельной корпорации кроется в протекции общих интересов и полной целостности сообщества адвокатского характера. Для обязательного обеспечения приведения в действие задачи такого рода, органы непосредственного управления адвокатурой наделены функцией представления и протекции адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях. От них зависит контроль за адвокатской подготовкой профессионального характера и, при необходимости, ведение дисциплинарного производства.

Для поддержания единой сплоченности корпоративного характера Кодекс профессиональной этики адвокатов предполагает, что адвокаты обязательно должны выстраивать свои отношения в коллективе на базе уважения друг к другу и соблюдения всех профессиональных прав. Адвокат должен упускать употребление выражений, которые не описывают честь, достоинство или репутацию другого адвокатского лица, а также нужно отходить от критики того, насколько правильными являются действия и консультации коллег.

Базовые положения принципа адвокатского равноправия, в первую очередь, распространяются на их деятельность, как профессионалов.

К примеру, сегодня законодательство устанавливает абсолютное единообразие правового статуса адвоката относительно правового объема и сферы его применения. Это происходит на всей территории Российской Федерации, абсолютно вне зависимости от места регистрации адвоката.

Принято считать, что практически все адвокаты имеют специализацию на предоставлении юридических услуг в каких-либо отраслях права или на ведении специфических категорий дел, таких как: дтп, преступления экономического или общеуголовного характера, дел, которые касаются семейных разбирательств или наследства, арбитражных судов. Вне зависимости от специализации, общего стажа работы, иных признаков, которые являются отличительными, все адвокаты имеют равные процессуальные права.

Принципы адвокатского равноправия

Внутри адвокатского социума существует равноправие адвокатов. Проявляется последнее на различных конференциях, где абсолютно каждый адвокат имеет равные возможности в отношении обсуждения и решения вопросов разного рода. Все адвокаты, которые занимают должности в структуре управления адвокатурой, наделены дополнительным набором полномочий, которые необходимы для функций управления.

Стоит заметить, что исключение из правил составляет положение о том, что только адвокат, имеющий стаж более пяти лет, может обладать правом привлечения стажера для выполнения конкретных поручений. Последние происходит исключительно на договорной основе.

Читайте также: