Правопонимания обусловливает признание за судами право нормотворчества

Обновлено: 20.05.2024

Сущность и назначение права. Основные типы правопонимания: нормативизм, социологический позитивизм, естественно-правовой и психологический подход. Возникновение отечественной интегративной теории. "Интегративное правопонимание" в западной традиции права.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 21.04.2009
Размер файла 42,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

* социологическая теория права

* психологическая теория права

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

Нормативизм

Особенно полезно в нормативизме то, что он обращает внимание на такие качества права, как нормативность, формальная определенность, что способствует совершенствованию права как системы, его формализации, необходимой для использования в праве ЭВМ, данных кибернетики. С идеями нормативизма связанно широкое распространение в современном мире институтов конституционного контроля, создание специального органа для которого было впервые предусмотрено в Конституции Австрии 1920 года. Лейст О. Э.. Три концепции права // Советское государство и право. 1991 год. № 12. С. 27. В целом нормативизм доминирует в практическом мышлении юристов. Нормативизм заложил основы теории права как строго юридической науки, которая отличается от философии права.

Естественно-правовое правопонимание

Концепции естественного права довольно разнообразны, но всех их объединяет взгляд на право не как на акт государственной воли, предполагающий законное принуждение в случае неподчинения, а как воплощение справедливости и разума.

Современные естественно-правовые теории, опираясь на классические учения XVII-XVIII вв., признают существование наряду с позитивным правом идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом. Согласно таким взглядам законы государства являются действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному праву. Современное понимание естественного права существенно отличается от вышеизложенных трактовок. По сравнению с эпохой антифеодальных революций коренным образом изменились прежде всего взгляды на человека как носителя естественных прав. В противоположность доктринам прошлого, основанных на представлении об изолированном, обособленном индивиде, философия и правоведение XX в. рассматривают человека с точки зрения его социальных определений как участника многообразных общественных связей. В перечень естественных прав соответственно включают не только неотъемлемые права личности, но и социально-экономические права человека, свободу объединения в политические партии и общественные союзы, права социальных общностей (например, право наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию государства и т.п.) Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права: М., 2004. С.166. Новейшие естественно-правовые учения смыкаются с теориями социально государства и плюралистической демократии. В современном понимании естественное право не рассматривается как совокупность незыблемых, раз и навсегда установленных разумом предписаний. Метафизическим доктринам эпохи Просвещения противопоставляют идеи естественного права с изменяющимся содержанием, принципы исторически развивающегося правосознания, нравственные и духовные ценности конкретного общества или народа. Иначе говоря, естественно-правовые воззрения в современной юриспруденции сочетаются с историческим и социологическим изучением правовых идеалов. Современные теории естественного права получили наибольшее распространение в середине XX столетия. Интерес к ним во многом был обусловлен стремлением демократических кругов покончить с практикой авторитарных режимов на европейском континенте. Естественно-правовые концепции того времени сыграли видную роль в дискредитации фашизма, в утверждении общечеловеческих ценностей и норм международного права как основы современной демократии. С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966г. И других конвенций, имеющих обязательную силу для присоединившихся к ним государств, влияние естественно-правовых учений пошло на убыль.

Социологическая теория права

На развитее социологической юриспруденции значительное влияние оказал американский юрист Роско Паунд. Мировоззренческой основой учения Паунда послужили идеи прагматизма - ведущего направления в философии США начала

Психологическая теория права

И. Петражицкий (1867-1931) был одним из самых выдающихся теоретиков права в России. Он явился создателем оригинальной психологической теории права, идеи которой получили признание не только на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, где ученый долгие годы преподавал, но и за рубежом, продолжая и сегодня оказывать влияние на мировую юриспруденцию.

Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как систематизации и классификации юридических норм. Он исследует применение и функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей, способность общества к правовой саморегуляции. Исследования Петражицкого привлекли особое внимание ученых к проблемам нормативной природы и структуры правосознания и стали стимулом исследований в области юридической психологии

Инегративное правопонимание.

Возникновение отечественной интегративной теории

Американский социолог русского происхождения П.А. Сорокин (1889-1968) внес свой вклад в историю развития интегративного правопонимания. Анализируя понятие права, Сорокин критикует традиционные типы правопонимания. Он считал единственным выходом из кризиса права замену позитивистских конструкций системами морали и права. Кризис позитивистского правопонимания ученый видел в отсутствии в нем сдерживающих моментов, способных предотвратить прагматизацию права. Согласно Сорокину в новом мировоззрении найдут свое выражение и эмпирические начала и метафизические истины, которые до сих пор плохо уживались вместе. Но речь идет не о простом синтезе этих начал, но об их единстве на базе глубокого взаимопроникновения и взаимного обогащения. П.А. Сорокин. Социальная и культурная динамика. СПб. 2000 год. С.32.

Также к сторонникам интегративной юриспруденции на западе можно отнести К. Коссио, М. Реалс, Ст. Йоргенсон, Легаз-и-Лакамбра и др.

Рассмотрев краткую историю возникновения и развития интегративного типа правопонимания, можно сделать вывод, что западной наукой было сделаны довольно успешные шаги в разработке проблемы интегративного правопонимания, но среди сторонников этого правопонимания так и не сложилось единого, непротиворечивого определения права. Не смотря на синтез типов правопонимания, у ученых интегративный тип все же имеет базис либо естественно-правовой, либо социологический.

Современные отечественные интегративные теории

Постсоветский этап развития научной мысли дал новый толчок для развития интегративных концепций понимания права российскими учеными. Можно условно выделить ряд наиболее заметных авторов, разрабатывающих концепции правопонимания: В.С Нерсесянц, А.В. Поляков, И.Л Честнов, Р.З Лившиц, В.Л. Лазарев В.К. Бабаев, Л.И. Спиридов, Г.В. Мальцев и др. Чтобы разобраться в общей системе отечественного интегративного правопонимания в отечественной правовой мысли, рассмотрим основные положения данных авторов.

Итак, В.С. Нерсесянц в разработанном им либертарно-юридическом подходе, который в сущности можно относить к интегративному, исходит из различения права и закона (позитивного права). И под правом имеет в виду не естественное право, а бытие и нормативное выражение принципа формального равенства, как сущности и отличительного принципа права. При этом принцип формального равенства трактуется и раскрывается в рамках либертарно-юридического подхода как единство трех основных компонентов правовой формы (права как формы отношений): 1 - Абстрактно-формальной всеобщности нормы и меры равенства (равной для всех нормы и меры; 2 - Свободы; 3 - Справедливости. Либертарный подход предполагает все возможные формы различения и соотношения права и закона - от разрыва и противостояния между ними (в случае антиправового, правонарушающего закона) до их совпадения (в случаях правового закона). Этот подход отвергает как крайности легистское сведение права к закону и разделение права на естественное и позитивное. В свою очередь он признает и учитывает наиболее значимые положения и позитивистских, и естественно-правовых учений. Эти положения синтезируются в либертарном подходе, с целью выработать адекватное понимание смысла и соотношения закона и права. Это соотношение в конечном итоге должно выразиться в понятии (концепции) правового закона (т.е. позитивного права, соответствующего объективному смыслу и принципу права) Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 2003. .

Интегративному правопониманию уделено немалое внимание в работах И.Л.Честнова. Рассматривая интегративные концепции правопонимания Бержеля, Бермана и Графского, он приходит к выводу, что, во-первых, соединение существующих школ вряд ли может привести к появлению правопонимания, обладающего новыми характеристиками, так как все эти школы детище индустриального общества. И социокультурный контекст последнего не позволяет возникнуть в нем чего-то принципиально нового. Во-вторых, в рассмотренных им подходах не видно как эту интеграцию можно осуществить: соединить все лучшее, что есть у позитивизма, юснатурализма, и исторической школы права (Г. Дж. Берман) или снять и разрешить традиционные вопросы и темы между ними (В.Г. Графский). По мнению Честнова для создания интеграции концепций права в эпоху не индустриального общества, а в эпоху постмодерна, нужно рассматривать право как диалогическое (полифоническое) явление, которое распадается на противоположные моменты (должное и сущее, материальное и идеальное, общее и особенное и т.д.). И эти моменты обуславливают друг друга, переходят в друг друга и обеспечивают его перманентное становление, которое никогда не будет завершенным. Честнов И.Л. Принцип диалога в современной теории права// Проблемы правопонимания: Дис. Д-ра юрид. наук. 2003г. Таким образом, автор ставит особый акцент не на статику, а на динамику права с его вечно изменяющимся содержанием.

Право как феномен не существует вне социального субъекта, вне социального взаимодействия.

Такое интерсубъективное взаимодействие, опосредованное легитимными правовыми текстами, всегда является специфическим коммуникативным поведением, субъекты которого обладают взаимнообусловленными правомочиями и обязанностями

Право представляет собой синергийную коммуникативную систему. Там же. С. 115.

Причину невозможности такого объединения ученый видит в особенностях методологий, которые применяются при выработке соответствующих определений Там же. С. 11. .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В юридической науке сложилось несколько подходов к пониманию права. Все они берут за основу различные аспекты права. Каждый из типов правопонимания делает акцент на отдельной грани права. Так в самом общем виде можно говорить, что нормативистская школа разрабатывает особенности права в области государственных велений, естественно-правовая школа - в области довольно абстрактных, исторически изменчивых общечеловеческих ценностей, таких как справедливость и разум. Социологическая школа пытается сконцентрировать внимание не на формально установленной в законе норме, а на тех нормах, которые используются в реальной жизни. Психологическая школа считает важнейшим аспектом права психику индивида. Зачастую в истории развития концепций правопонимания различные школы вступали в острую конфронтацию друг с другом, но, на мой взгляд, в целом это было полезно для науки, поскольку данный факт позволял глубже познавать отдельные стороны права в условиях острой критики. Но поскольку право является динамичным многогранным явлением, которое исторически изменчиво, то попытку преодолеть разногласия между различными школами права делает интегративная школа. Но и в самой интегративной школе, к сожалению, нет единства в понимании принципов интеграции: на основании какого критерия и как конкретно синтезировать. Интегративная школа, вероятнее всего, является одной из необходимых исторических ступеней в познании понятия права. Важность глубоко изучения понятия права не вызывает сомнений, поскольку это имеет не только теоретическую, но и практическую значимость.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бержель Ж-Л. Общая теория права. М.2000 год.

Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Соч. в 2 т. М 1991. Т.2.

Графский В. Г. Интегральная (синтезированная) юриспруденция: актуальный и все еще незавершенный проект// Правоведение. 2000. №3.

Гроций Г. О праве войны и мира: три книги в которых объясняется естественное право и право народов, а также принципы публичного права. М., 1957.

Лейст О. Э.. Три концепции права // Советское государство и право. 1991 год. № 12.

Лившиц Р.З. Теория права. Учебник - М. Издательство БЕК. 1994 г.

Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999.

Мартышин О. В. Теория государства и права. М.2007.

Марченко М.Н. Теория государства и права. М. 2005.

Марченко М.Н. Хрестоматия. 2004 г.

Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права: М., 2004.

Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 2003.

Поляков А.В. Общая теория права: проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. Курс лекций. СПб. Издательский дом СПб. Гос. Ун-та. 2004 г.

Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб. 2000 год.

Холл. Дж. Интегративная юриспруденция // Антология мировой мысли в 5-ти томах. Т.3. 1999 год.

Честнов И.Л. Принцип диалога в современной теории права// Проблемы правопонимания: Дис. Д-ра юрид. наук. 2003г.

Подобные документы

Правопонимание: понятие, объект, субъект, значение. Основные теории правопонимания, их плюсы и минусы. Представление о типах права, которое связано с различными концепциями правопонимания. Развитие правопонимания в отечественной юридической науке.

курсовая работа [65,1 K], добавлен 20.04.2017

Многообразие подходов понимания сущности права. Позитивистское правопонимание. Легистское понятие права. Социологическое правопонимание. Непозитивистский подход к праву. Правовое государство через призму соотношения закона и права.

курсовая работа [28,1 K], добавлен 25.02.2006

Понятие, признаки, сущность права. Основные теории права: теория естественного права, теория юридического позитивизма и теория нормативизма. Основные подходы в понимании права. Актуально- правовой аспект правопонимания. Субъектом правопонимания.

курсовая работа [42,4 K], добавлен 05.03.2009

Основные концепции права. Социологическая концепция права по Лейсту. Типология правопонимания по Нерсесянцу. Юридический тип правопонимания. Право как особая разновидность социальных норм. Специфика правовых норм. Социальные и технические нормы.

контрольная работа [15,8 K], добавлен 03.02.2010

Современные концепции правопонимания, виды норм права, понятие административного правоотношения. Основные теории государства, понятие правового государства, его основные признаки и функции. Конституционное, гражданское, финансовое, экологическое право.

курс лекций [135,2 K], добавлен 09.10.2009

Определение понятия и сущности правопонимания. Рассмотрение основных концептуальных направлений философии права ХХ столетия. Изучение особенностей легистского, естественного и либертарно-юридического типов, основных учений их известных представителей.

презентация [368,1 K], добавлен 08.08.2015

Основные типы правопонимания и правовой обычай. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Понятия правомерного поведения и правонарушения. Понятие и признаки юридической ответственности. Закон как вид нормативно-правового акта.

\u0421\u043e\u0446\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0430\u044f \u043a\u043e\u043d\u0446\u0435\u043f\u0446\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430, \u043f\u043e \u043c\u043d\u0435\u043d\u0438\u044e \u041b\u0435\u0439\u0441\u0442\u0430, \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d\u0430 \u043d\u0430 \u043f\u043e\u043d\u0438\u00ad\u043c\u0430\u043d\u0438\u0438 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u043a\u0430\u043a \u00ab\u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043a\u0430 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0439 \u0432 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f\u0445 \u0438 \u043f\u043e\u0432\u0435\u0434\u0435\u00ad\u043d\u0438\u0438 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439\u00bb. \u0422\u043e \u0435\u0441\u0442\u044c \u0432 \u0441\u043e\u0446\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043a\u043e\u043d\u0446\u0435\u043f\u0446\u0438\u0438 \u0430\u043a\u0446\u0435\u043d\u0442 \u043f\u0435\u0440\u0435\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0441\u044f \u0441 \u0441\u043e\u00ad\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d\u0438\u044f \u044e\u0440\u0438\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0445 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0438\u043b \u043d\u0430 \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u043a\u0443 \u0438\u0445 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f, \u0438\u0445 \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0443\u044e \u0440\u0435\u0430\u043b\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044e.

\u0421 \u043f\u043e\u0437\u0438\u0446\u0438\u0439 \u043d\u0440\u0430\u0432\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0448\u043a\u043e\u043b\u044b \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e \u0440\u0430\u0441\u0441\u043c\u0430\u0442\u0440\u0438\u0432\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u043a\u0430\u043a \u0444\u043e\u0440\u043c\u0430 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u00ad\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0433\u043e \u0441\u043e\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u044f. \u0421\u043b\u043e\u0432\u0430 \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0430 \u043e\u0441\u0442\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u043d\u0430 \u0431\u0443\u043c\u0430\u0433\u0435, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043e\u043d\u0438 \u043d\u0435 \u0432\u043e\u0448\u043b\u0438 \u0432 \u0441\u043e\u00ad\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0438 \u043d\u0435 \u0443\u0441\u0432\u043e\u0435\u043d\u044b \u0438\u043c. \u0417\u0430\u043a\u043e\u043d \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u0432\u043e\u0437\u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0438\u043d\u0430\u0447\u0435 \u043a\u0430\u043a \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437 \u0441\u043e\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u0435 (\u043c\u0430\u0441\u0441\u043e\u0432\u043e\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043e\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u0435, \u043e\u0444\u0438\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043e\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u0435). \u041f\u043e\u00ad\u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e (\u0432 \u0441\u043e\u043e\u0442\u0432\u0435\u0442\u0441\u0442\u0432\u0438\u0438 \u0441 \u0434\u0430\u043d\u043d\u043e\u0439 \u043a\u043e\u043d\u0446\u0435\u043f\u0446\u0438\u0435\u0439) - \u043d\u0435 \u0442\u0435\u043a\u0441\u0442\u044b \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0430, \u0430 \u0441\u043e\u00ad\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u0449\u0430\u044f\u0441\u044f \u0432 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u043c \u0441\u043e\u0437\u043d\u0430\u043d\u0438\u0438 \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u0430 \u043f\u043e\u043d\u044f\u0442\u0438\u0439 \u043e\u0431 \u043e\u0431\u0449\u0435\u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u043d\u043e\u0440\u043c\u0430\u0445, \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430\u0445, \u043e\u0431\u044f\u0437\u0430\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044f\u0445, \u0437\u0430\u043f\u0440\u0435\u0442\u0430\u0445, \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u044f\u0445 \u0438\u0445 \u0432\u043e\u0437\u043d\u0438\u043a\u043d\u043e\u0432\u0435\u043d\u0438\u044f \u0438 \u0440\u0435\u0430\u043b\u0438\u00ad\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438, \u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043a\u0435 \u0438 \u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0445 \u0437\u0430\u0449\u0438\u0442\u044b.

\u041d\u0430\u0434\u043e \u0437\u0430\u043c\u0435\u0442\u0438\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e \u043a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0435 \u0438\u0437 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u043d\u0438\u0439 \u0438\u043c\u0435\u0435\u0442 \u0441\u0432\u043e\u0438 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f, \u0432\u044b\u00ad\u0440\u0430\u0436\u0430\u044f \u0442\u0443 \u0438\u043b\u0438 \u0438\u043d\u0443\u044e \u0440\u0435\u0430\u043b\u044c\u043d\u0443\u044e \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d\u0443 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430, \u0438 \u043f\u043e\u044d\u0442\u043e\u043c\u0443 \u043e\u043d\u0438 \u0438\u043c\u0435\u044e\u0442 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435.

\u0422\u0430\u043a, \u043d\u0440\u0430\u0432\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0432\u0438\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u0432\u0430\u0436\u043d\u043e \u0438 \u0434\u043b\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u043e\u0433\u043e \u0432\u043e\u0441\u043f\u0438\u0442\u0430\u043d\u0438\u044f, \u0438 \u0434\u043b\u044f \u0440\u0430\u0437\u0432\u0438\u0442\u0438\u044f \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430.

\u0411\u0435\u0437 \u043d\u043e\u0440\u043c\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u043d\u0438\u044f \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430 \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438 \u043d\u0435\u0434\u043e\u0441\u0442\u0438\u0436\u0438\u043c\u044b \u043e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0438 \u0441\u0442\u0430\u0431\u0438\u043b\u044c\u00ad\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0432\u044b\u0445 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0438, \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0432 \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0440\u00ad\u0433\u0430\u043d\u043e\u0432 \u0438 \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u043d\u044b\u0445 \u043b\u0438\u0446.

\u041d\u0430\u043a\u043e\u043d\u0435\u0446, \u043b\u0438\u0448\u044c \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437 \u0441\u043e\u0446\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e \u043e\u0431\u0440\u0435\u0442\u0430\u0435\u0442 \u043a\u043e\u043d\u043a\u0440\u0435\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0438 \u043f\u0440\u0430\u043a\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435, \u0431\u0435\u0437 \u043d\u0435\u0433\u043e \u043e\u043d\u043e \u043e\u0441\u00ad\u0442\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0434\u0435\u043a\u043b\u0430\u0440\u0430\u0446\u0438\u0435\u0439, \u0441\u0438\u0441\u0442\u0435\u043c\u043e\u0439 \u0442\u0435\u043a\u0441\u0442\u043e\u0432 \u0438\u043b\u0438 \u043c\u043e\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u043f\u043e\u0436\u0435\u043b\u0430\u043d\u0438\u0439. \u041f\u0440\u0438 \u044d\u0442\u043e\u043c \u043a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0435 \u0438\u0437 \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u043f\u043e\u043d\u0438\u043c\u0430\u043d\u0438\u0439 \u0432\u044b\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430\u0435\u0442 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0435\u043e\u0431\u0445\u043e\u0434\u0438\u043c\u044b\u0439 \u043f\u0440\u043e\u0442\u0438\u0432\u043e\u0432\u0435\u0441 \u0434\u0440\u0443\u0433\u043e\u043c\u0443. \u041f\u0440\u043e\u0444. \u041e.\u042d. \u041b\u0435\u0439\u0441\u0442 \u0437\u0430\u043c\u0435\u0447\u0430\u0435\u0442, \u0447\u0442\u043e \u00ab\u0431\u044b\u0442\u044c \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442, \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0430 \u0438 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u043d\u0430\u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u00ad\u043d\u0438\u0435 \u043a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0439 \u0438\u0437 \u043a\u043e\u043d\u0446\u0435\u043f\u0446\u0438\u0439 \u0432 \u0442\u043e\u043c \u0438 \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u0438\u0442, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u0447\u0435\u0440\u0435\u0437 \u043a\u0440\u0438\u0442\u0438\u043a\u0443 \u0443\u044f\u0437\u0432\u0438\u043c\u044b\u0445 \u0441\u0442\u043e\u0440\u043e\u043d \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u0445 \u043a\u043e\u043d\u0446\u0435\u043f\u0446\u0438\u0439 \u0432\u044b\u0441\u0432\u0435\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0435\u0433\u0430\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0441\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0438 \u043e\u043f\u0430\u0441\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0435\u043d\u0434\u0435\u043d\u00ad\u0446\u0438\u0438 \u0441\u0430\u043c\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u0430\u0432\u0430\u00bb.">]" data-test="answer-box-list">

Комплексный подход к изучению таких понятий, как сущность права, суда и правового регулирования в современных цивилизациях и учениях о праве и государстве с функциями судов, методами и приемами судебного толкования норм права,последствия судебного правоприменения: значения судебного решения, пределами и формами судебного правотворчества, развития судами правовых систем и юридических доктрин.

Цель освоения дисциплины

ознакомлении студентов магистратуры с тем теоретико-правовым, историко-правовым, сравнительно-правовым, экономическим и социокультурным контекстом, в котором проистекает правоприменительный процесс правосудия

Магистрант должен научиться применять основные теоретические и методологические подходы к исследованиям судебного правоприменения, его отдельных стадий (этапов), использовать нормативные и индивидуальные правовые акты, научную и учебную литературу о суде, правосудии, конкретных институтах материального или процессуального права в целях систематического, телеологического, историко-правового толкования норм права, а также понимать на уровне основных детерминирующих закономерностей правила и процедуры судебного правоприменения в национальных судах.

Планируемые результаты обучения

Знать понятие судебного правоприменения, его сущность в контексте различных типов правоприменения; структуру, стадии, используемые приемы толкования правовых норм, а также функции судов в правом регулировании общественных отношений и связанные с данными функциями доктринальные проблемы;

Умеет толковать нормы права различной отраслевой принадлежности; строить и прогнозировать аргументацию судебных решений;

Владеет навыками толкования и экспертной оценки правовых актов исходя из принципов и основных черт правового государства, судебной власти, правосудия, а также навыками публичных выступлений, обоснования своих позиций и оппонирования в ходе научной дискуссии и полемики судебного процесса

Содержание учебной дисциплины

Сущность права, суда и правового регулирования в современных цивилизациях и учениях о праве и государстве

Право как центральная категория юридической науки. Различные типы правопонимания и основания их дифференциации. Влияние типа цивилизации на тип правопонимания. Государство- и человеко-центричные теории права. Сущность права и предназначение правосудия в рамках теории естественного права, исторической школы права, психологической теории права, социологической школа права, позитивной теории, нормативизма (неопозитивизма), материалистической теории права, интегративных теорий права. Конституционализм и концепции верховенства права и правового государства как синтетические типы правопонимания. Понятие и структура правового регулирования общественных отношений. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование общественных отношений. Правоустановление (нормотворчество), позитивное и юрисдикционное правоприменение, правосудие. Проблема выделения и разграничения в механизме правоприменения правоохранительной и правозащитной деятельности.

Суд как объект и субъект правового регулирования общественных отношений. Суд как объект правового регулирования. Уровни правового регулирования правосудия, организации и деятельности судебной власти. Современные источники правового регулирования в судебном праве. Международное, конституционное, законодательное и подзаконное регулирование судопроизводства: предмет и соотношение. Участие судов в правовом регулировании судебно-властных отношений: задачи и основные формы. Суд как субъект правового регулирования. Задачи правосудия в нормативном и индивидуальном правовом регулировании общественных отношений. Участие судов в правотворчестве. Проблема права законодательной инициативы судов. Резолютивное и консультативное участие судов в правотворчестве. Участие судов в толковании права. Абстрактное и казуальное толкование права. Правовая природа судебных актов абстрактного толкования права. Участие судов в применении права. Операциональное понятие применения права. Законоприменение и поиск судом применимого права. Судебное правоприменение как творческий процесс. Влияние типа правопонимания на принципиальные характеристики судебного правоприменительного процесса. Иные функции суда в механизме правового регулирования общественных отношений: развитие судами юридической доктрины, распространение юридического знания.

Поиск судом применимого права как юридическая составляющая правосудия, его взаимосвязь с установлением фактических обстоятельств дела, как социальной (реальной) составляющей правосудия. Проблема конкуренции в правосудии и сознании судьи судейского поиска применимого права и фактоустановительной деятельности, детерминирующее влияние друг на друга. Выбор применимого права и его применение в конкретном деле – исключительная компетенция суда. Влияние на выбор применимого права позиций сторон и третьих лиц по делу. Значение в российском, зарубежном и международном правосудии amicus curiae. Влияние фактических обстоятельств на выбор применимого права. Логические закономерности в выборе применимого права. Оценка судом собственных выводов о применимом праве с позиций социальной справедливости. Судейское усмотрение в выборе применимого права. Подходы судов к толкованию правовых оценочных понятий. Юридические факторы, влияющие на выбор применимого права. Значение общих принципов права. Объективная возможность наличия пробелов законодательства и презумпция беспробельности права. Иерархичность системы права и правила разрешения судами коллизий норм права (виды юридических коллизий и способы их разрешения). Неюридические факторы, влияющие на выбор судьями применимого права. Социальная, культурная, экономическая производность права от сложившихся общественных отношений. Влияние национальных и культурных традиций и экономических укладов общества, социальных установок и психологических особенностей конкретных судей и прочих носителей судебной власти на существо принимаемых ими решений. Юридическая оценка влияния данных неюридических факторов. Особенности поиска применимого права в конституционном и международном правосудии.

Понятие и структура толкования права. Толкование права как существо (смысловое направление) правосудия. Грамматический (филологический), систематический, историко-политический (историко-целевой) и специально-юридический способы толкования права. Толкование судом права по объему: проблемы буквального, ограничительного и расширительного толкования права. Метод толкования как стиль (образ, способ) мышления суда по конкретному вопросу. Оригиналистское (натуралистическое) и эволютивное толкование права, поиск баланса интересов, тест на пропорциональность как конкретно-отраслевые приемы (стили) судебного толкования права. Взаимосвязь метода судебного толкования и стандарта доказывания.

Социальное и юридическое значение судебного решения. Законная сила судебного решения и её элементы. Исполнимость судебного решения как комплексная проблема процессуального и материального права. Значение решения конституционного, административного суда для нормы права, проверенной в порядке судебного нормоконтроля. Соотношение и характерные особенности прямого и косвенного, абстрактного и конкретного нормоконтроля в российской и зарубежной практике конституционного и административного судопроизводства. Значение судебных решений, принятых в т.н. традиционных видах судопроизводства. Влияние судебного решения на спорное материальное правоотношение, на субъективное право (свободу, охраняемый законом интерес), основания и пределы юридической ответственности.

Судебное правотворчество и судейский активизм как объективная реальность положения судов в демократических правовых режимах. Объективные и субъективные предпосылки возникновения судейского активизма. Понятие судебного правотворчества и его характерные особенности (отличия). Процессуальные и организационные формы судебного правотворчества. Развитие правовых систем и юридических доктрин как объективное следствие и приветствуемое свойство судебной деятельности. Совершенствование процессуальных форм кассационного и надзорного производств, возобновления производства по делу ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств в направлении развития механизмов развития правовых систем. Развитие судами юридических доктрин. Понятие судебной доктрины. Условия и механизмы формирования и развития судебных доктрин. Особенности судебных доктрин конституционных и верховных (общих) судов. Понятие судебной политики, её теоретические и нормативные основания формирования. Судебная политика как направление правовой политики. Основные направления российской судебной политики. Проблемы соотношения в правосудии законности и целесообразности (на примере дел о нормоконтроле, о проверке законности ненормативных правовых актов). Юридизация политической сферы без политизации правосудия.

Право представляет собой одно из сложнейших явлений человеческой цивилизации. Ровесником общества является поиск смысла права, его сущности и места в системе ценностей общества.

Правопонимание представляет собой отражение и оценку права в соответствии с конкретными социально-политическими и культурно-историческими явлениями и ценностями. Правопонимание является отношением субъекта познания к правовой действительности и одновременно научным направлением, теорией.

Истории человечества известно множество теорий права, типов правопонимания. Их центральной проблемой является понятие права, его основных категорий и принципов.

Каждая эпоха человеческой цивилизации предлагает свое понимание права. За историческими, географическими и иными границами возникновения соответствующее определение права теряло свое значение. Отечественный законодатель никогда не формулировал легальных определений права, оставляя это поле для ученых упражнений, научных дискуссий. Впрочем, официальное определение закона также отсутствует.

Выработанные наукой определения права достаточно четко разделяются в зависимости от того, на какие традиции опирались их авторы – естественного права или юридического позитивизма.

Основные типы понимания права разделяются на три вида: естественно-правовые, позитивистские и социологические.

Сторонники естественно-правовой теории именуют право естественным постольку, поскольку оно вытекает из природы человека, всеобщего, универсального порядка. Естественное право – результат развития общества – существует независимо от того, закреплено оно в каких-либо источниках или нет. В некоторой степени эти права обусловлены экономическими, духовными и иными условиями, но по сути своей они являются прирожденными, отсюда следует их непоколебимость, неизменность, абсолютность. Естественные права возникают независимо от того, выражены ли они в юридических нормах или нет.

Такие права выступают в виде идей, представлений, они выражаются в морали, нравственности, обычаях и в юридических нормах. Право на жизнь, безопасное существование, свободное передвижение – примеры закрепления естественных прав в юридических нормах.

Теория естественного права представляет собой совокупность концепций, основывающихся на следующем определении права: право – это возведенная в закон справедливость.

Таким образом, естественно-правовая традиция несет в себе мысль о единстве, тождестве справедливости и права. Учение о справедливости занимает центральное место в теориях естественного права, как древних, так и современных. Справедливое право действует в противоборстве добра и зла, света и тьмы как активный творец и защитник добра. Основатель естественно-правового подхода Гуго Гроций полагал, что одновременно с позитивным правом действует неизменное вечное естественное право, которое согласно с природой общества разумных существ. Это право не связано ни с временем, ни с местом, оно неизменно. Естественное право представляет собой идеальное право, обусловленное природой человека.

И. Кант (1724–1804) развивал положение теории естественного права на основании теории практического разума. Согласно Канту, нравственный принцип естественного права состоит в том, чтобы человек поступал так, чтобы его свобода совмещалась со свободой каждого и всех.

Шершеневич Габриэль Феликсович (1863–1912), профессор; в 1901–1911 гг. преподавал на юридическом факультете Московского университета курс торгового права и судопроизводства. В 1906 году преподавал историю политических учений. Ушел в отставку в 1911 г. вместе с большой группой преподавателей университета в знак протеста против правительственной политики в области просвещения.

Социологический подход к праву выражается в том, что законодатель не создает право, а лишь открывает его. Такой подход оправдан, особенно в той мере, в какой отрицает волюнтаризм законодателя. Данная теория исходит из того, что право создается в общественной жизни. Его источником выступают противоборствующие интересы отдельных людей. Право создается применительно к конкретным случаям путем прецедентов. Суд ближе к жизни и сталкивающимся интересам. Оценивая их, он создает право. Законодатель этому праву может придать свою силу. Таким образом, законодатель не придумывает право, он только дает форму закона тому праву, которое сложилось в обществе и выявлено судом. Социологическая юриспруденция формировалась в трудах Е. Эрлиха, Т. Жени, К. Певеллина, Д. Фрэнка, О. Холмса и других. Сторонники этого подхода полагали, что закон, изданный государством, автоматически правом не становится. Он может стать правом, только воплотившись в конкретные правоотношения, реальные социальные действия. Нередко в данной теории преувеличивалась роль судов, т. е. только акты судов оценивались как реализация, как применение права. Среди всех форм права выделяется судебный (административный) прецедент. Сами же законы существуют только тогда, когда они воплощены в судебных решениях.

Достоинством данного подхода к пониманию права является соединение права с социальной средой.

Путь России к праву большей частью позитивистский. До Октябрьской революции Россия входила в романо-германскую правовую семью. Основные черты русской юриспруденции второй половины XIX в. сформировались в позитивистском русле. Именно этатический позитивизм преподавался в университетах, им руководствовались судьи и чиновники. В начале XX в. юридический позитивизм раскололся на ряд течений, оставивших существенный след в отечественной и мировой юридической мысли.

Ковалевский Максим Максимович (1851–1916), социолог. Он выступил одним из идеологов Партии демократических реформ (1905–1907), позднее был членом ЦК Партии прогрессистов (1912–1917). В 1906 году – член 1-й Госдумы, с 1907 г. – член Госсовета по выборам от Академии наук и университетов.

После революции 1917 г. правовые учения в России пережили упадок ввиду победы нигилистических позиций в отношении как права, так и государства. Октябрьскую социалистическую революцию рассматривали как первый шаг на пути к мировой революции, которая приведет к прекращению всех государственно-правовых институтов. Однако этим ожиданиям не было суждено осуществиться. Окончание Гражданской войны и военного коммунизма привело к развитию права. Ведущим моментом в правопонимании стал классовый подход, точнее, интересы господствующего класса, порождающие систему (порядок) общественных отношений.

Сегодня человечеству необходимо совершенно новое ценностное мировоззрение, которое может представлять собой осмысленное, синтезированное начало положительного опыта различных концепций. Его основу может составить учение о естественной справедливости.

Читайте также: