Пленум верховного суда по увольнению военнослужащих по льготным основаниям

Обновлено: 16.05.2024

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях обеспечения единства практики применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, а также учитывая возникающие у судов при рассмотрении данной категории дел вопросы, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 9, 14 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года №1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", постановляет дать следующие разъяснения:

Подсудность военным судам административных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях и материалов о грубых дисциплинарных проступках

(Наименование заголовка изложено в новой редакции в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2016 г. №27)

1. В силу статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года №1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", статьи 18 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), статьи 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) и статьи 4 Федерального закона от 1 декабря 2006 года №199-ФЗ "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста" дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, подсудны военным судам.

Лица, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, граждане, пребывавшие в мобилизационном людском резерве, вправе оспаривать в военных судах действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных лиц в период прохождения военной службы, военных сборов, пребывания в мобилизационном людском резерве (например, дела по административным исковым заявлениям лиц, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе и т.п.).

Дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

Судьям военных судов подсудны также дела о совершенных военнослужащими административных правонарушениях, которые рассматриваются в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ. В таких случаях подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ.

Дела по искам к военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, о возмещении ущерба, причиненного ими при исполнении обязанностей военной службы по основаниям, установленным статьями 8, 9 Федерального закона от 12 июля 1999 года №161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих", подсудны военным судам.

Судьи гарнизонных военных судов осуществляют судопроизводство по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста.

В силу части 4 статьи 7 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации" военным судам, дислоцированным за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2016 г. №27)

2. При принятии административных исковых заявлений и исковых заявлений к производству суда необходимо иметь в виду, что в качестве административных истцов (истцов) могут выступать военнослужащие, граждане, проходящие или прошедшие военные сборы, граждане, пребывающие или пребывавшие в мобилизационном людском резерве, и лица, уволенные с военной службы, органы военного управления и воинские должностные лица, а в качестве административных ответчиков (ответчиков) - органы военного управления и воинские должностные лица, а также военнослужащие, граждане, проходящие или прошедшие военные сборы, граждане, пребывающие или пребывавшие в мобилизационном людском резерве, и лица, уволенные с военной службы (например, по основаниям, установленным Федеральным законом "О материальной ответственности военнослужащих").

Военнослужащими являются граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства (подданства) иностранного государства, которые проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также граждане, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранные граждане, которые проходят военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

В случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, военнослужащие могут проходить военную службу не на воинских должностях в организациях, осуществляющих деятельность в интересах обороны страны и безопасности государства, и федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, определяемых Президентом Российской Федерации. В силу статьи 19 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года №1237, в качестве ответчиков (заинтересованных лиц) по искам и заявлениям военнослужащих, проходящих военную службу не на воинских должностях, могут выступать как руководители соответствующих организаций (например, по вопросам освобождения от должности), так и органы военного управления, воинские должностные лица (например, по вопросам увольнения с военной службы).

В статье проанализирована судебная практика по применению законодательства о воинской обязанности, воинской службе и статусе военнослужащих. Представленный материал будет полезен для бухгалтерских служб и руководителей учреждений силовых министерств и ведомств.

Пленум Верховного Суда в целях единообразия применения судами законодательства РФ о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих привел свои разъяснения в Постановлении от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - Постановление N 8). В данном документе все вопросы объединены в тематические подборки, в которых рассмотрены:
- подсудность военными судами гражданских дел, дел об административных правонарушениях и материалов о грубых дисциплинарных проступках;
- заключение контракта о прохождении военной службы;
- назначение на воинские должности, зачисление военнослужащих в распоряжение командиров (начальников);
- выплата денежного довольствия и иные выплаты;
- реализация права на отдых;
- реализация права на жилище;
- предоставление социальных гарантий и компенсаций при исполнении обязанностей военной службы;
- материальная и иные виды ответственности военнослужащих;
- порядок увольнения с военной службы.
Более подробно мы остановимся только на некоторых разделах, которые касаются выплаты денежного довольствия и предоставления социальных гарантий и компенсаций при исполнении обязанностей военной службы.

Выплата денежного довольствия

В соответствии с ч. 1, 2 и 28 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ и п. п. 10 и 11 ст. 38 Федерального закона N 53-ФЗ денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы. Оно подлежит выплате начиная с момента начала военной службы и по день исключения из списков личного состава воинской части в связи с окончанием военной службы.
--------------------------------
Федеральный закон от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Пленум Верховного Суда в п. 17 Постановления N 8 обращает внимание на то, что денежное довольствие и другие выплаты считаются выданными военнослужащему в день их получения в финансовой службе воинской части (уполномоченном финансовом органе) либо в день поступления (зачисления) денежных средств на банковский (карточный) счет военнослужащего. Таким образом, ссылки на тот факт, что платежные поручения о перечислении денежных средств представлены в ОФК или отделения банка, не являются основанием того, что денежное довольствие выплачено.
Далее при рассмотрении вопросов, связанных с выплатой денежного довольствия военнослужащим, Пленум Верховного Суда обращает внимание на ч. 24 и 28 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ. В соответствии с нормами, приведенными в данной статье, в период нахождения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в распоряжении командира (начальника) ему выплачиваются оклад по воинскому званию, оклад по последней занимаемой воинской должности и ежемесячная надбавка за выслугу лет в установленном порядке.
В случае прохождения военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов и процентных надбавок.

Обратите внимание! Истечение срока нахождения военнослужащего в распоряжении командира (начальника), предусмотренного п. 4 ст. 42 Федерального закона N 53-ФЗ и ст. 13 Положения о порядке прохождения военной службы , не может являться основанием для прекращения выплаты военнослужащему денежного довольствия (п. 18 Постановления N 8).
--------------------------------
Утверждено Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237.

В п. 19 Постановления N 8 рассматривается вопрос выплаты денежного довольствия в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями на воинские должности с меньшими месячными окладами. В частности, отмечается: необходимо учитывать, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 305 военнослужащим, переведенным с их согласия на должности с меньшим окладом, производится выплата сохраненного оклада по прежней воинской должности при прохождении военной службы на той воинской должности, на которую они были назначены с сохранением указанного оклада. Назначение впоследствии на иную воинскую должность не влечет выплату военнослужащему ранее сохраненного оклада по прежней воинской должности.
--------------------------------
Постановление Правительства РФ от 17.03.1999 N 305 "О сохранении за военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, месячных окладов по ранее занимаемым воинским должностям при переводе их на воинские должности с меньшими месячными окладами в связи с реформированием Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба".

Выплата компенсации за дни отдыха

В п. 21 раздела "Право на отдых" Постановления N 8 Пленум Верховного Суда обратил внимание на п. 3 ст. 11 Федерального закона N 76-ФЗ . В силу норм данного пункта военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Таким образом, отказ в предоставлении компенсации при условии, что военнослужащий изъявил желание в ее получении, является необоснованным и нарушает права военнослужащего.
--------------------------------
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Напомним, что порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. В настоящее время для военнослужащих Вооруженных Сил, проходящих военную службу по контракту, денежная компенсация вместо предоставления дополнительных суток выплачивается на основании Приказа Министра обороны РФ от 14.02.2010 N 80. Эта компенсация предоставляется по просьбе указанных военнослужащих. Основаниями для выплаты являются:
- приказы должностных лиц от командира соединения (ему равного) и выше о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий;
- приказы командиров воинских частей (руководителей организаций) о выплате военнослужащим денежной компенсации с указанием количества дополнительных суток отдыха, за которые выплачивается денежная компенсация, и ее суммы, издаваемые на основании рапортов военнослужащих.
Данная денежная компенсация выплачивается за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, одновременно с выплатой денежного довольствия за месяц, следующий за месяцем окончания мероприятий. Кроме этого, ее необходимо отражать в расчетно-платежной (платежной) ведомости в отдельной графе.
В учете в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы на выплату такой компенсации относятся на подстатью 212 "Прочие выплаты" КОСГУ.

Социальные гарантии и компенсации

Исходя из п. 5 ст. 2 Федерального закона N 76-ФЗ право на социальные гарантии и компенсации имеют военнослужащие и члены их семей. При этом к членам семьи военнослужащего относятся:
- супруга (супруг);
- несовершеннолетние дети;
- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
- лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В п. 30 Постановления N 8 обращается внимание на то, что право на предоставление социальных гарантий и компенсаций членам семей военнослужащих непосредственно вытекает из факта исполнения военнослужащими обязанностей военной службы. Например, предоставление отпуска без сохранения заработной платы до 14 календарных дней в году регламентировано ст. 128 ТК РФ, социальных гарантий в области образования - п. 5 ч. 7 ст. 71 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Некоторые гарантии предоставляются при наступлении определенных условий, например в случае смерти военнослужащего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, в том числе при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом. Так, в частности, в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2010 N 10 дополнительные гарантии и компенсации назначаются военнослужащим специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского региона РФ. Согласно п. 2 названного Приказа военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и включенные в состав специальных сил и (или) сил Объединенной группировки, имеют право на ежемесячную надбавку к денежному довольствию в размере двух месячных окладов в соответствии с занимаемой воинской должностью. Таким образом, чтобы предоставить данную компенсацию, необходимо, чтобы наступили определенные условия.
Далее в п. 31 Постановления N 8 Пленум Верховного Суда обращает внимание на п. п. 8 и 9 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ. На основании обозначенных пунктов в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, членам его семьи выплачиваются установленные этим Законом пособия и компенсации. Так, исходя из п. 13 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ при установлении инвалидности вследствие военной травмы выплата ежемесячной компенсации производится в следующих размерах: 14 000 руб. - инвалиду I группы; 7000 руб. - инвалиду II группы; 2800 руб. - инвалиду III группы.
Выплата ежемесячной денежной компенсации в случае гибели (смерти) военнослужащего производится каждому члену семьи. При этом ее сумма рассчитывается путем деления суммы ежемесячной денежной компенсации, установленной для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы) (п. 9 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ). Например, семья погибшего военнослужащего, имеющего инвалидность I группы (включая его), состоит из четырех человек. Значит, каждому члену семьи будут ежемесячно выплачивать компенсацию в размере 3500 руб. (14 000 руб. / 4 чел.).
Однако нужно учитывать причину гибели военнослужащего. Чтобы выплатить указанные пособия и компенсации, необходимо проверить, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы. Следует помнить, что при обстоятельствах, перечисленных в п. 2 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ (например, в случае совершения военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным), названные лица не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы. Значит, если судом будет признано, что смерть наступила по основаниям, приведенным в п. 2 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ, в выплате пособия будет отказано.
Далее Пленум Верховного Суда в п. 33 Постановления N 8 обращает внимание судов на предоставление гарантий и компенсаций военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии с разъяснениями, приведенными в данном пункте, нужно учитывать, что Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон N 4520-1) распространяется на определенный круг лиц, непосредственно указанных в ст. 1 этого Закона. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Законе N 4520-1 не поименованы, в связи с чем на них действие ст. 33 "Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно" Закона N 4520-1 не распространяется.
В отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, действует специальная норма, предусмотренная п. 1.1 ст. 20 Федерального закона N 53-ФЗ. Согласно названной норме военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов РФ, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории РФ к месту использования основного (каникулярного) отпуска и обратно.
При этом военнослужащие, проходящие военную службу по контракту за пределами территории РФ, имеют право на проезд на безвозмездной основе к месту использования основного (каникулярного) отпуска на территории РФ и обратно.

Материальная ответственность военнослужащих

Споры о материальной ответственности в судебной практике встречаются довольно часто. Поэтому Пленум Верховного Суда выделил их в отдельную подборку.
В силу п. п. 1 и 4 ст. 8 Федерального закона N 161-ФЗ возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части. Приказ о привлечении к материальной ответственности может быть оспорен военнослужащим в соответствующий военный суд в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ.
--------------------------------
Федеральный закон от 12.07.1999 N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих".

Обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.
Исходя из разъяснений, приведенных в п. п. 34 и 35 Постановления N 8, вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части.

Обратите внимание! Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа (п. 7 ст. 8 Федерального закона N 161-ФЗ).

Финансовым службам необходимо иметь в виду, что согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона N 161-ФЗ военнослужащие могут быть привлечены к материальной ответственности в течение трех лет со дня обнаружения ущерба. Днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командиру воинской части (а в соответствующих случаях - вышестоящим в порядке подчиненности органам военного управления и воинским должностным лицам) стало известно о наличии материального ущерба, причиненного военнослужащим.
Возмещение ущерба, причиненного имуществу военнослужащими не при исполнении обязанностей военной службы или при исполнении таких обязанностей, но имуществу, не находящемуся в федеральной собственности и не закрепленному за воинскими частями, либо ущерба, причиненного физическим лицам, осуществляется в порядке, предусмотренном ГК РФ.
При этом следует помнить, что приведение военнослужащим себя в состояние опьянения, а также другие обстоятельства, перечисленные в п. 2 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ, не освобождают его от ответственности, в том числе материальной, за нарушение обязанностей военной службы.

В заключение отметим, что представленный материал по рассмотрению судебных споров позволит финансовым органам разрешать спорные ситуации на месте, не доводя дело до разбирательств в суде.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Я военнослужащий, служу в Москве. Выслуга более 10 лет. Военную ипотеку не брал. Есть желание уволиться по собственному желанию.

Какие действия необходимо сделать, чтобы все было грамотно ? Как долго по времени вся эта процедура занимает?

Какие выплаты мне положены и могу ли я использовать средства НИС?

Есть служебная квартира и прописка в Москве, имеют ли они право выселить меня из квартиры и выписать? (квартира и прописка в разных местах)

Какие действия необходимо сделать, чтобы все было грамотно? Как долго по времени вся эта процедура занимает?

Павел

Необходимо подать рапорт, а отказ (а будет обязательно отказ) — обжаловать в гарнизонном суде

Но надо понимать, что

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. N 8

Сделать это как показывает практика не всегда просто.

Указывайте в рапорте те обстоятельства, которые по Вашему мнению могут служить уважительными причинами.

Тут дело в том, что норма это не раскрывает ничего и все отдается на откуп начальникам — как они посчитают нужным так и сделают

Какие выплаты мне положены и могу ли я использовать средства НИС?

Павел

Если будете увольняться по собственному, то положены все текущие выплаты и два ОДС (если нет 20 лет)

3. Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которого составляет менее 20 лет, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, а военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания.

Выплаты по НИС не будут положены

Статья 10. Возникновение права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника

Основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, в соответствии с настоящим Федеральным законом является:


1) общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более;

2) увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более:


а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;

в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;

г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе;

3) исключение участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;

4) увольнение военнослужащего по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.

Есть служебная квартира и прописка в Москве, имеют ли они право выселить меня из квартиры и выписать?

Павел

Тут да, могут в судебном порядке выселить, так как право на служебное жилье Вы утратите

По основаниям понял, стало быть это не так просто и быстро. Как ваша практика показывает какие основания являются серьезными?

А насчет выписки? Могут ли выписать? Ведь у меня нет недвижимости в собственности, у супруги тоже. Не могут же выписать в никуда?

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Т.е., во-первых, вы должны подать рапорт, в котором указать причины увольнения и приложить документы, подтверждающие их.

Во-вторых, аттестационная комиссия может признать данные причины уважительными, а может отказать.

В-третьих, даже в случае признания комиссией указанных причин уважительными, как выше отметил Олег, командир части, в том числе должностное лицо, имеющее право вас увольнять, может принять решение об отказе в увольнении. Сроков в данном случае не установлено.

Также, как было уже отмечено, при увольнении по собственному желанию, при отсутствии 20 лет общей продолжительности военной службы, в том числе в льготном исчислении, вы не приобретаете право на накопления и увольняетесь без права на жилищное обеспечение, а также на сохранение служебного жилья.

Если вы желаете воспользоваться накоплениями, то вам необходимо на дату исключения из списков части иметь не менее 20 лет общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.

В противном случае при увольнении по собственному желанию получите два оклада денежного содержания.

Но, если у вас будут основания для увольнения по ошм, состоянию здоровья, возрасту или семейным обстоятельствам, то вы в соответствии с ст.ст. 4,10

Если у вас нет данных оснований увольнения и у вас получится уволиться по собственному желанию или по основаниям, указанным в части 7.1 статьи 5 указанного Федерального закона, то в случае, если решить вновь поступить на военную службу в другой части, в том числе в другом ведомстве, то ваши накопления будут восстановлены и вы сможете ими воспользоваться на общих основаниях:

ГК РФ ст. 674: "Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме"
ПП ВС 14 ст. 41: "Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42."

Увольнение со служебным жильем

[ref]VESKAIMA[/ref], Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации"

Увольнение со служебным жильем

Увольнение со служебным жильем

Увольнение со служебным жильем

ГК РФ Статья 162. Последствия несоблюдения простой письменной формы сделки
1. Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

Т.е. не соблюдение простой письменной формы не влечет недействительность договора.
Вот если бы Вы сказали, что не вселялись в квартиру, то КЧ был бы лишен права доказывать Ваше вселение с помощью свидетелей.
А раз спора о Вашем вселении не было, то в случае согласия РУЖО договор найма считается заключенным с даты Вашего вселения.
Как то так.

Суд при рассмотрении вопроса законности Вашего увольнения не рассматривает порядок предоставления жилья, а лишь факт Вашего проживания и как обязательное условие - согласие РУЖО не выселять Вас из занимаемого жилого помещения до обеспечения постоянным жильем.
А в случае Вашего уклонения от заключения письменного договора найма уже в другом судебном заседании обязал бы Вас заключить такой договор.
Я еще раз повторю - проблема была в Вашем подтверждении в судебном заседании факта вселения. Отказались бы, командиру пришлось бы предоставлять какие то письменные доказательства, например, акт составленный участковым.
Прочитайте комментарий к ст. 162 ГК РФ

Увольнение со служебным жильем

Поскольку между военнослужащим и уполномоченным органом фактически сложились жилищные правоотношения по пользованию жилым помещением на условиях найма служебного жилого помещения, отсутствие самого договора не дает права на предоставление другого служебного жилого помещения.

Согласившись с доводами истца, Псковский гарнизонный военный суд удовлетворил заявление полностью.

Ленинградский окружной военный суд отменил решение по следующим основаниям.

Как следует из административного искового заявления, З. усмотрел нарушение своих прав в том, что с ним не был заключен договор найма служебного жилого помещения.

Однако это обстоятельство не является основанием для предоставления ему иного жилого помещения взамен того, в котором он и члены его семьи проживают на условиях договора о пользовании.

Данный вывод следует из положений статьи 10 ЖК РФ, в соответствии с которой жилищные права и обязанности возникают не только из федеральных законов и иных нормативных правовых актов, но также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

Таким образом, между истцом и ответчиком фактически сложились жилищные правоотношения по пользованию жилым помещением применительно к условиям найма служебного жилого помещения, несмотря на отсутствие самого договора. В рамках этих правоотношений З. до настоящего времени использует жилое помещение для проживания своей семьи, оплачивает коммунальные услуги и выполняет иные обязательства, предусмотренные договором о пользовании.

Приведенные обстоятельства опровергают суждение истца о том, что он не обеспечен надлежащим жилым помещением и имеет право на включение в список на получение служебного жилого помещения.

При таких данных окружной военный суд признал несостоятельным вывод суда первой инстанции о нарушении прав и свобод истца в сфере жилищного обеспечения.

У меня выслуга 21 год в льготном исчислении, хочу уволиться из армии, контракт ещё на 3 года. Уволиться хочу открыв ИП. Буду ли я иметь право на пенсию?

Ответы на вопрос:

Основания увольнения военнослужащего указаны в ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 18.03.2019) "О воинской обязанности и военной службе"

Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:

а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;

в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;

г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;

При увольнении вас по льготным основаниям то будете иметь право на пенсию.

принимая во внимание Вашу продолжительность военной службы, которая превышает 20 лет в льготном исчислении, Вы в настоящее время вправе претендовать на пенсию за выслугу лет в размере не менее 50 процентов от оклада денежного содержания по ранее занимаемой должности и воинскому званию.

Вместе с тем, следует иметь ввиду, что в ближайшее время в рамках реформирования пенсионного обеспечения военнослужащих, законодатель планирует увеличить продолжительность военной службы, дающую право на пенсию за выслугу лет с 20 до 25 лет.

Основание увольния Вас с военной службы для назначения пенсии за выслугу лет не имеет значения.

Иван Петрович значит открыв ИП мне не откажут в пенсии по выслуги лет? Даже уволившись по статье утрата доверия.

Ответы на уточнение:

Вам сначало надо уволиться, а потом открывать ИП.

Здравствуйте, как я писал ранее, основанием для назначения пенсии за выслугу лет военнослужащему является установленная законом продолжительность военной службы, а не основание его увольнения с военной службы.

Статей 18 того же Закона определено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; в войсках национальной гвардии Российской Федерации; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.

Читайте также: