Первый в мире конституционный суд появился где

Обновлено: 07.05.2024

30 октября 1991 года считается днем рождения Конституционного суда РФ. Родители его известны - это второй съезд народных депутатов РСФСР, заменивший Комитет конституционного надзора - Конституционным судом РФ.

Первым председателем КС стал Валерий Зорькин, затем - Владимир Туманов, потом - Марат Баглай, и вновь Конституционный суд возглавляет Зорькин. А первым делом КС, причем решения тогда оглашались сразу, не надо было ждать три-четыре недели, стало признание несоответствующим Основному закону президентского указа о создании Министерства безопасности и внутренних дел.

Трагической страницей в истории суда стали события 1993 года, когда президент Борис Ельцин своим указом № 1400 "О поэтапной конституционной реформе" приостановил деятельность Верховного совета. Согласно этому указу, Конституционному суду рекомендовалось подождать, пока не будет сформировано новое двухпалатное Федеральное собрание и не созывать заседания. Однако уже вечером 21 сентября состоялось экстренное заседание КС, по итогам которого девятью голосами против четырех судьи признали указ № 1400 неконституционным. В конце концов, Зорькин сложил с себя полномочия председателя, а президент Ельцин указом о КС установил, что заседания не будут созываться до принятия новой Конституции, и работать суд начал лишь в 1995 году. Теперь судьи должны ждать поступления жалобы от заявителя, чтобы начать судопроизводство.

С тех пор внутреннюю жизнь КС поколебали лишь два события: начатый в 2000-х Владимиром Путиным второй этап судебно-правовой реформы, в ходе которого неоднократно менялись сроки их полномочий и регламент работы вплоть до прошлого года, а также переезд в Санкт-Петербург в 2008 году.

О государстве

Как бы ни хотелось судьям Конституционного суда избежать политики и решать чисто правовые проблемы, им не удалось этого достичь.

Одним из первых и остающимся до сих пор самых громким дел КС было так называемое "дело КПСС". Напомним, что деятельность Компартии РСФСР была приостановлена указом президента Бориса Ельцина после противостояния в августе 1991 года. Конституционный суд почти полгода рассматривал сперва запросы бывших членов КПСС о признании этих указов не соответствующими Основному закону, а затем запросы народных депутатов, требующих признать указы конституционными. В своем постановлении № 9-П от 30 ноября 1992 года судьи КС признали большую часть пунктов указов президента соответствующими Конституции. При этом именно в этом документе был официально закреплен раздел собственности КПСС на партийное имущество и госсобственность, определены территориальные принципы построения политических партий (на основе которых теперь формируются все остальные партии).

А в июле 1995 года в суде оказалось так называемое "чеченское дело" по запросам Совета Федерации и группы думцев, оспаривавших конституционность четырех президентских указов и одного постановления правительства, положивших начало контртеррористической операции в Чечне. Кроме двух пунктов постановления правительства (о депортации из республики не проживающих там граждан и о лишении аккредитации журналистов без суда), все нормы были признаны конституционными. Правда, особые мнения изложили восемь из 19 судей.

Иногда необычные последствия имели и определения КС. Так, в определении № 134-О от 5 ноября 1998 года судьи Конституционного суда выяснили, что Борис Ельцин не может баллотироваться на третий срок подряд. Тогда же юристы из КС в устных комментариях предположили гипотетическую конструкцию, не противоречащую Основному закону, при которой Ельцин мог бы баллотироваться на третий срок, пропустив четыре года - в 2004 году. Но первый президент РФ на это не пошел.

В течение 90-х годов также неоднократно выносились решения КС, препятствующие "параду суверенитетов": в суд постоянно поступали запросы о несоответствии законов субъектов федераций федеральному законодательству, но региональные ошибки исправлялись медленно и неохотно. В 2000-е годы часто стали появляться запросы, сопровождающие политические реформы. Так, например, реформа партийного пространства (введение минимального порога численности для партий в стране и в каждом регионе) сопровождалась исками в КС, были также и регулярные запросы о нарушениях избирательного законодательства на выборах, но уже случившееся волеизъявление людей на избирательных участках уважалось КС больше, чем требования кандидатов-неудачников. А в октябре 2003 года судьи КС буквально спасли предвыборную кампанию в Госдуму, когда даже ускорили рассмотрение так называемого "дела о подпункте "ж". Тогда были разделены понятия "агитации" и "информирования" в предвыборный период, от чего только выиграли сами же думцы, зачем-то придумавшие сложные правила явления себя народу через СМИ. Громким ажиотажем сопровождалось оглашение в ноябре 2005 года постановления КС, не поддержавшего жалобу тогда живой еще партии "Союз правых сил" о новом порядке избрания губернаторов по представлению президента.

Кто бы из политиков что бы ни говорил о КС, для многих из них пределом мечтаний является создание в Думе фракции из 90 человек - именно столько нужно, чтобы подавать запросы в Конституционный суд без проволочек.

О собственности

Дайте слово либералу и первое, что он скажет: частная собственность в России не защищена. Однако правоприменительная практика Конституционного суда зачастую говорит об обратном, особенно учитывая то, как часто здесь рассматриваются жалобы совершенно обыкновенных людей, хотя обращаются и юридические лица. Как это случилось в 1999 году, когда в КС написали такие разные обиженные, вроде фабрики "Большевик", или ОАО "Сыктывкарский лесопромышленный комплекс", или КАБ "Банк Сосьете Женераль Восток". Они настаивали на неконституционности норм, которые позволяли налоговой полиции взыскивать сумму сокрытого или заниженного дохода (прибыли) или сумму налога за сокрытый или неучтенный объект налогообложения, а также еще наказать налогоплательщика штрафом в размере этой суммы. В своем постановлении №11-П от 15 июля 1999 года судьи КС пришли к выводу, что принудительное взыскание этих сумм в совокупности превышали размер налоговых обязательств, а кроме того, наказывать следует только за виновное деяние, учитывая дифференциацию ответственности. Стоит заметить, что оспариваемые нормы закона "Об основах налоговой системы" применялись с 1992 года, но только заявителям в КС по этому делу удалось добиться для себя справедливости. На остальных вердикт не был распространен.

Зато огромное количество читателей "РГ" звонили в газету после вынесенного КС определения № 167-О от 12 мая 2006 года. Впрочем, это понятно - автовладельцев у нас гораздо больше, чем бизнесменов. Владимир Кириллов из Нижнего Новгорода только при перепродаже подержанного "Ниссан-Патрола" обнаружил, что и паспорт транспортного средства был выписан на "Москвич", и нет никаких следов прохождения машиной таможенного контроля. Кириллов никак не мог поставить машину на регистрационный учет - до появления определения КС. Так КС подтвердил права автовладельцев как "добросовестных приобретателей".

Этот же статус в свое время получили и покупатели квартир, честно купившие жилье и уже после оформления сделки и дорогостоящего ремонта обнаружившие, что кого-то из экс-владельцев вовремя не сняли с регистрационного учета (подозрительно часто это оказывались либо младенцы, либо старики). Только после постановления КС (№ 6 от 21 апреля 2003 года) законодатели наконец-то обеспечили честным покупателям возможность приобретать на "вторичном" рынке квартиры без угрозы реституции их собственности.

Не менее ценным для каждого россиянина, решившего слетать за рубеж, оказались и постановления, вынесенные в мае 2008 года (по жалобе Марии Асламазян), а также № 13-П от 13 июля 2010 года, уточнившие момент, когда валюта в вашем кармане (или покупки в вашем чемодане) превращалась из накопленного непосильным тяжким трудом в контрабанду. Оспариваемые нормы были признаны неконституционными в обоих случаях и шопоголики, а также забывчивые любители "нала", смогли вздохнуть с облегчением, потому что до этого таможня была вправе пересчитать купленную на распродаже шмотку по своему каталогу - и цена возрастала на 80 %. Не говоря уж о том, что вся сумма вашей наличной валюты, пересчитанная по курсу в рубли, легко могла превратить вас в "крупного" контрабандиста.

И, конечно, все время вставал вопрос о правах собственников, стоило судьям КС коснуться болезненного квартирного вопроса, как в постановлении от 4 апреля 1996 года № 9-П. Тогда Конституционный суд снял ограничения на регистрацию в собственном жилье для Москвы и Московской области (оспариваемые нормы требовали уплатить сбор), а также признал не соответствующими Основному закону нормы, мешавшие регистрации в Кавказских Минеральных Водах и Воронежской области. Так был сделан первый шаг к изменению института прописки.

Впрочем, к этой проблеме Конституционному суду пришлось возвращаться неоднократно: после постановления от 14 апреля 2008 года две семьи из Краснодарского края получили возможность зарегистрироваться на даче, построенной на садовом участке, относящимся к землям населенных пунктов. Если учесть, что к дачам у нас относятся так же, как к внукам - денег не жалеют и балуют сверх меры, то неудивительно, что дома там бывают много больше, чем квартиры. А 30 июня 2011 года было оглашено постановление по жалобе Анатолия Воробьева из Ленинградской области, который хотел зарегистрироваться в доме, построенном на участке, отнесенном к землям сельхозначения. Он тоже добился своего, но в ходе рассмотрения его дела выяснилось, что необходимые по решению 2008 года поправки не были внесены в законодательство.

О правах для жизни

А предтечей бурной дискуссии прошлого года об орфанных лекарствах можно считать определение КС №676-О-П от 3 июля 2008 года. Хотя норму, препятствующую ввозу лекарства от редкой болезни - герпетиформного дерматита Дюринга - не признали неконституционной, в документе была дана рекомендация обеспечить доступ гражданам, страдающим редкими заболеваниями, к таким лекарствам.

Свою лепту в равенство полов КС внес двумя решениями. Так, в постановлении № 3-П от 6 февраля 2009 года он признал за инженером-электроником ОАО "АвтоВАЗа" Михаилом Ермоловым право на получение пособия по временной нетрудоспособности (он присматривал за годовалой дочкой, пока жена была в больнице две недели). А в апреле 2007 года Татьяна Баныкина из Сарова сумела доказать в КС свое право на получение так называемых "декретных" (пособия по беременности и родам). И постановление от 22 марта 2007 года №4-П сняло ограничения максимального размера пособия для работающих высокооплачиваемых мам.

Но совсем уравнять мужчин и женщин судьи КС все же не позволили: в определении № 276-О от 21 декабря 2000 года было решено, что Основному закону не противоречит право женщин раньше уходить на пенсию, из-за физиологических отличий, а также "исходя из особой социальной роли женщины в обществе, связанной с материнством".

О судебно-правовой системе

Хотя КС по мере возможностей вложил немало труда, создавая баланс между арбитражем и судами общей юрисдикции, очевидно, что его миротворческая деятельность по урегулированию компетенции тех и других по достоинству может быть оценена лишь специалистами (постановления от 16 июня 1998 г. №19-П, от 11 апреля 2000 г. №6-П, от 18 июля 2003 г. № 13-П).

Зато введение института суда присяжных и усилия КС по отмене смертной казни неизменно оказывались в центре общественного внимания. Первое постановление КС появилось 2 февраля1999 года № 3-П, но окончательная точка в вопросе о смертной казни была поставлена определением от 19 ноября 2009 года №1344-О-Р, в котором судьи КС отвечали на запрос Верховного суда. Отменить смертную казнь, надо признать, россиян побудили не репрессивное прошлое или судебные ошибки, а тяга к Европе. Если Конвенция о защите прав человека и основных свобод фактически проросла внутрь российского законодательства, то, сколько бы ни вносился в Думу приложенный к ней протокол № 6, регламентирующий отмену смертной казни, столько же раз этот законопроект не мог пережить там столкновения с национальным самосознанием народных избранников.

Протокол был подписан Россией 16 апреля 1997 года, но так и остается нератифицированным. Ситуацию спасало то самое первое постановление КС: согласно части 2 статьи 20 Конституции, смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться в качестве исключительной меры наказания при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

К моменту рассмотрения дела в КС суды присяжных работали лишь в девяти регионах, вот почему в своем постановлении 1999 года люди в мантиях предложили не выносить решение о назначении смертной казни до тех пор, пока суд присяжных не начнет действовать на всей территории России. После состоявшихся осенью 2009 года выборов органов местного самоуправления в Чечне (а это был последний субъект федерации без таких судов), в КС появился запрос Верховного суда. И судьи КС фактически легитимизировали действующий комплексный мораторий на смертную казнь, несмотря на нератификацию шестого протокола.

Ну и конечно, особые отношения связывают судей КС с Европейским судом по правам человека. С одной стороны, около 50 постановлений нашего суда основаны на решениях ЕСПЧ, а с другой - вердикты Страсбургского правосудия, осудившего ныне покойного партизана Василия Кононова и потребовавшие для военнослужащего Константина Маркина признания права отца-одиночки получить отпуск по уходу за ребенком и пособие. Оба вердикта вызывали в КС искреннее удивление, постепенно переросшее в возмущение.

О разном, но важном

Конечно, бывают в Конституционном суде и экзотические случаи. Таким можно считать запрос властей одной из северокавказских республик о возможности введения института многоженства. Выносить решения тогда не понадобилось, просто в заседании, проходившем весной 2000 года, сделали перерыв, и за это время до заявителя дошло, что такая норма в Основном законе отсутствует (или, может быть, кое-кто вспомнил, что женщины - более дисциплинированные избиратели). Производство по делу просто прекратили.

Или вот в определении № 287-О от 10 июля 2003 года судьи КС изучили претензии заявителей, жаловавшихся на то, что ИНН содержит антирелигиозную символику, может заменить имя, а также используется для сбора информации о частной жизни. Жалобу не удовлетворили, потому что число в ИНН никак не может заменить имя. А волгоградец Борис Кононов был уверен, что в паспорт следует вернуть графу "национальность". Определением № 326-О-О от 23 марта 2010 года ему объяснили, что на его статус гражданина РФ это никак не влияет, тем более, что он может свободно указывать свою национальность.

Наконец, весьма громко обсуждалось определение № 931-О-О от 15 июля 2010 года, определявшее порядок проведения публичных слушаний по "Охта-центру". Напомним, что к моменту вынесения решения, этот вопрос о строительстве газпромовского небоскреба взбудоражил не только петербуржцев, но даже и ЮНЕСКО. Хотя определение было отказным, судьи КС по косточкам разобрали деятельность и функции Комиссии по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга, объяснили, как правильно проводить слушания, а также потребовали охраны всех "ценных градоформирующих объектов", учитывая "ответственность перед будущими поколениями". Эта фраза ясно показала, что переехавший в здания Сената и Синода в Санкт-Петербурге КС уже окончательно там прижился.

Кстати

С текстами постановлений КС можно ознакомиться на сайте "РГ" в разделе "Конституционный суд".

Конституционный суд Российской Федерации (краткое обозначение – КС РФ) – основной судебный орган Российской Федерации, осуществляющий контроль соблюдения Конституции страны. Его особенность – независимое и самостоятельное осуществление судебной власти через организацию конституционного производства в судебной сфере.

определение КС РФ

Конституционный суд Российской Федерации: краткая история появления

Идея создания КС РФ принадлежит Михаилу Горбачеву. Ему пришла идея сформировать особый государственный орган, задачей которого был бы реальный контроль соблюдения и выполнения всех законов страны., а также их конституционности. При этом Горбачев настаивал на создании специального Комитета конституционного надзора СССР (ныне – КС РФ).

Реализовать идею получилось лишь в начале декабря 1988 года. В первый день зимы в статье 125 Конституции Советского Союза появились первые изменения и дополнения, касающиеся нового контролирующего органа. В документе было прописано, что в Комитете конституционного надзора будет работать целая группа политологов и юристов в количестве 23 человек. Кроме этого, в составе ККН СССР входили представители каждой союзной республики. Все 23 члена Комитета избирались Съездом народных депутатов Советского союза.

В конце 1989 года прошел 2-ой Съезд народных депутатов. Именно на нем был принят соответствующий закон, согласного которого создавался Конституционный надзор СССР. Сразу же были выбраны председатель и его заместитель. Ими стали Алексеев Сергей и Лазарев Борис соответственно. Другие члены ККН должны были быть избраны Верховным Советом.

В задачи ККН СССР входила проверка на конституционность всех актов Генпрокурора Советского Союза, законопроектов и законов. Кроме этого, Комитет имел возможность проверить акты Главного государственного арбитра и прочие нормативные акты, принимаемые в стране.

В конце 1991 года ККН СССР перестал существовать в качестве образования. При этом завершение деятельности было оформлено по собственной инициативе участников.

За период работы с весны 1990 года по конец 1991 года Комитет по конституционному надзору принял более двух десятков решений, среди которых наиболее популярное – о порядке применения неопубликованных актов и порядка прописки.

15 декабря 1990 года появились первые упоминания о структуре с новым названием – Конституционный Суд. В это же время был внесена поправка об особенностях формирования КС РФ, которая сразу была одобрена на втором съезде депутатов РСФСР. Собственно, с этого дня члены конституционного суда избирались непосредственно представителями съезда РФ, а деятельность структуры прописывалась в отдельном законопроекте.

Фасад здания Конституционного суда

12 июля 1991 года удалось утвердить новый закон о КС РФ на пятом съезде народных депутатов, и уже в конце октября этого же года было проведено первое совещание членов вновь образованной структуры. А еще через несколько месяцев (14 января) – первое заседание. Сразу же КС РФ рассмотрел конституционность указа Президента в отношении образования Министерств внутренних дел и безопасности. При этом планировалось объединить два органа в один. В свою очередь, КС РФ признал это решение таким, которое противоречит Конституции страны.

Уже в начале1993 года КС РФ был распущен.

12 декабря 1993 году - день создания новой Конституции РФ.

Летом 1994 года принят обновленный закон о КС РФ, а в 1995 году полностью закончилась комплектация суда.

Конституционный суд Российской Федерации: нюансы структуры, решение, полномочия

В период ведения своей деятельности КС РФ целиком и полностью ориентируется на защиту основных свобод и прав гражданина РФ. При этом к полномочиям органа относится :

1. Принятие решений по вопросам, касающимся соответствия Конституции страны:

- конституций каждой отдельно взятой республики, нормативных актов, законов, органов государственной власти и так далее;

- международных договоров РФ, которые еще не успели вступить в силу;

- ФЗ и нормативных актов Президента страны. Кроме этого, поддаются проверке акты Государственной думы, СФ РФ, Правительства страны.

2. Нюансы толкования Конституции Российской Федерации.

3. Рассмотрение жалоб в отношении конституционных свобод и прав каждого отдельно взятого гражданина или группы лиц. Кроме этого, по запросам суда может проверяться соответствие Конституции того или иного закона, на который будут ссылаться участники в определенном процессе.

4. Передача законодательных инициатив в сфере своих полномочий и ведения.

5. Предоставление заключений о выполнении порядка выдвижения Президенту страны обвинений в госизмене или совершении тяжелого преступления.

6. Осуществление других задач, которые возложены на него Конституцией РФ.

Особенности структуры и работы КС РФ заключается в следующем :

1. В сфере компетенции Конституционного суда находятся исключительно вопросы правовой деятельности.

2. В составе Конституционного суда работает 19 судей. Каждого из них назначает на должность СФ РФ. Право предоставления кандидатуры находится в руках Президента.

3. Как и судьи КС РФ назначение Председателя осуществляет Совет Федерации (также, как и в прошлом случае, по предоставлению главы государства). Срок, на который избирается должностное лицо – шесть лет. В качестве кандидатуры выбирается один из представителей Конституционного Суда.

4. Разрешение всех дел КС РФ производится в пределах пленарных заседаний или собраний палат структуры.

5. В составе Конституционного суда есть две палаты, в каждой их которых десять и девять судей. Формирование каждой из палат производится посредством обычной жеребьевки. При этом порядок проведения последней и особенности выбора судей прописаны в регламенте Конституционного суда.

6. Участие в пленарных заседаниях должны принимать все члены КС РФ. В случае проведения заседания одной палаты обязательные участники – судьи, которые входят в ее состав.

8. Полномочия председательства на заседания КС РФ передается по очереди между всеми судьями. При этом порядок такого перехода может быть определен исключительно на заседании палаты.

1. Принимаются при условии проведения открытого голосования. В процессе голосования производится поименный опрос каждого из судей КС. В случае голосования по любому вопросов судья, который является председателем, всегда отдает свой голос последним.

2. Решение КС РФ считается, как принятое, когда за него было проголосовано большинство судей, принимавших участие в процессе. Возможна и другая процедура, если она прописана в Федеральном конституционном законе.

3. Решение о толковании КС РФ должно приниматься большей долей голосов. В частности, обязательное условие - не менее 2/3 голосов голосов судей при исполнении на момент голосования.

5. В ситуации, когда мнение судей разделились поровну, решение принимается в пользу рассматриваемого Акта. Если же речь идет о компетенции, то для принятия решения необходимо исключительно большинство голосов.

Основные требования к решению КС РФ:

1. Они должны основываться на данных, обработанных и проверенных КС Российской Федерации.

2. КС может выдавать решение по конкретному делу, основываясь на буквальном смысле документа или же с учетом официального толкования.

3. Все заключения и постановления КС РФ должны быть изложены в виде специальных документов, которые указывают мотивы принятия тех или иных законов.

4. КС РФ имеет право давать постановления и заключения исключительно по предмету, который упомянут в обращении. При этом решение должно приниматься с учетом компетенции органа, то есть в отношении акта, касающегося конституционной части. При этом итоговый результат никогда не связывается с доводами и основаниями, которые были изложены в обращении.


В решении КС РФ содержится:

1. Наименование решения. Указывается дата и место, где оно было принято.
2. Состав КС РФ, который участвовал в принятии решения.
3. Данные о сторонах спора.
4. Рассматриваемый вопрос, поводы к его изучению.
5. Нормы Конституции России, по которым КС РФ может рассматривать вопрос и принимать по нему решение.
6. Требование, которое имело место в обращении.
7. Обстоятельства, установленные судом.
8. Позиции конституционного закона, а также Конституции РФ, на которые опирался КС РФ.
9. Пояснения к принятому решению. Если это необходимо, то могут приводиться пояснения, опровергающие позицию сторон.
10. Решение.

В РФ существует несколько судебных органов, отличающихся особенностями работы, имеющимися привилегиями и полномочиями. Конституционный суд РФ — это орган конституционного контроля, поэтому рассматривает дела, имеющие отношение к соблюдению требований Конституции.

История появления

В сентябре 1993 года представители КС приняли решение отрешить Ельцина от должности, но президент приостановил деятельность судебного органа. В 1994 году принят новый нормативный акт, регулирующий деятельность суда.

Теперь этот орган не может самостоятельно оценивать или рассматривать дела, касающиеся конституционности действий должностных лиц или политических партий. После этого было назначено 6 новых судей. За этот период было рассмотрено около 200 дел, касающихся конституционности принятых законов. Примерно 30 исков было удовлетворено, поэтому неконституционными признавались статьи УПК.

Где находится КС РФ и официальный сайт

Конституционный суд РФ находится в городе Санкт-Петербурге по адресу Сенатская площадь, дом 1. В Москве есть представительство регулирующего органа, расположено ул. Ильинка, дом 21, подъезд № 3.

Актуальную информацию о деятельности Конституционного суда в настоящее время можно получить на официальном сайте.

Функции КС РФ

Деятельность КС направлена на защиту конституционного строя, поэтому представители данного органа наделены определенными полномочиями, а также должны выполнять некоторые обязательные действия.

К основным функциям КС относится:

  • Рассмотрение дел, касающихся конституционного строя или нарушения конституционных прав граждан. При этом учитываются не только положения Конституции, но и других нормативных актов, представленных федеральными законами, письмами и постановлениями Президента, Госдумы, Правительства или Совета Федерации. Дополнительно при рассмотрении каждого дела берется в расчет информация из конституций республик или нормативных актов регионов, международных договоров и контрактов, подписанных между разными органами власти.
  • Разрешение споров, которые относятся к определению компетенции тех или иных государственных органов. Обычно такие разногласия возникают между федеральными органами власти, а также между высшими органами субъектов. Нередко приходится решать споры, образующиеся между федеральными и региональными органами власти.
  • Изучение жалоб, в которых приводится информация о нарушении конституционных прав или свобод россиян. Проверка конституционности разных нормативных актах на основании запросов других судов.
  • Толкование разных статей Конституции.
  • Формирование заключения, в котором приводится информация о том, был ли соблюден правильный порядок выдвижения обвинения Президента страны в госизмене или совершения тяжелого преступления.
  • Направление различных инициатив в области законодательства.


Справка! Иные полномочия суду предоставляются Конституцией, причем все вопросы, решаемые судьями, касаются исключительно права.

Состав КС Российской Федерации

До 2020 года в состав суда входило 19 судей, у каждого из которых имелось право принимать решение по разным вопросам, но для этого требовалось присутствие не меньше 2/3 судей. Но с начала 2020 года внесены существенные изменения, поэтому КС состоял из 15 судей.

После всенародного голосования, которое проходило 1 июля 202 года, в состав КС входит только 11 судей, к которым относится и председатель судебного органа. Но еще 4 судьи продолжают осуществлять полномочия, поскольку они прекращают деятельность исключительно при наличии законных оснований. Не будет происходить назначение новых судей до того момента, пока в составе не останется 11 человек. Уже с 1 ноября осталось только 12 судей.

Принципы деятельности

Работа КС осуществляется только с учетом некоторых важнейших принципов, которые нельзя нарушать по каким-либо причинам. К этим принципам относится:

  • Независимость. Во время принятия решения судьи КС должны учитывать исключительно собственные полномочиями, которыми они наделены соответствующими нормативными актами. Они не имеют право представлять интересы государственных органов, общественных объединений, партий, движений, а также государственных, общественных или частных предприятий. Судьи не могут представлять интересы граждан или компаний, социальных групп или наций. Каждое решение выражает правовую позицию судей на основании требований Конституции, поэтому они не имеют право учитывать собственное мнение, политические пристрастии или вероисповедание. Не допускается какое-либо воздействие на свободу волеизъявления. Судьи не могут пользоваться чужими указаниями, а также вмешательство в их деятельность приводит к привлечению к уголовной ответственности.
  • Коллегиальность. Решение по любому делу, которое рассматривается судьями КС, принимается исключительно коллегиально. Для этого привлекается несколько судей, участвующих в изучении и рассмотрении материалов дела во время проведения судебных заседаний. Для принятия решения требуется не меньше 2/3 судей от общего количества, если осуществляется пленарное заседание. Если же проводится заседание палаты, то требуется присутствие как минимум ¾ от общего состава. Во время расчета кворума не учитываются судьи, которые были отстранены от рассмотрения материалов дела или судьи, у которых по разным причинам приостановлены полномочия.
  • Гласность. Все дела, рассматриваемые КС, рассматриваются исключительно открыто. Поэтому любой человек имеет право присутствовать на заседании. Исключением выступают ситуации, предусмотренные законодательством. Все решения оглашаются публично, причем даже при условии, если они приняты на закрытом заседании.
  • Устность. Все разбирательства, которые проводятся судьями КС, осуществляются в устном виде. Судьи запрашивают от сторон объяснения, прослушивают показания экспертов или свидетелей, а также вслух читают информацию из полученных документов. Оглашению подлежат исключительно документы, которые были представлены суду заранее и касаются рассматриваемого дела.
  • Использование русского языка. Конституционное судопроизводство осуществляется только на русском языке. Если среди участников имеется иностранец, не понимающий по русскому, то он может давать объяснения на родном языке, а также привлекать к разбирательству переводчика.
  • Непрерывность заседаний. По каждому делу проводится непрерывное судебное заседание, поэтому оно может занимать много времени. В качестве исключения выступает время, которое предназначено для отдыха участников заседания или для подготовки к дальнейшей дискуссии. Иногда требуется перерыв для устранения обстоятельств, которые выступают в качестве препятствия для нормального проведения разбирательства.
  • Состязательность и равноправие участников. У каждого участника заседания имеются равные права и привилегии для отстаивания собственных прав и свобод.


Внимание! Одновременно в КС рассматривается только одно дело, поэтому до принятия решения невозможно изучать материалы по другим делам.

Слухи об упразднении

Регулярно на различных новостных порталах появляется информация об упразднении КС, но она не подтверждается официально. 18 ноября в Госдуме прошло третье чтение относительно закона, на основании которого планируется упразднение Конституционных и уставных судов в регионах РФ.

Закон вступает в силу 28 ноября, а именно через 10 дней после опубликования в открытых источниках. Поэтому с 28 ноября 2020 региональные КС перестают принимать к рассмотрению и производству новые дела. Они обязаны завершить текущие дела. Региональные власти имеют право немного корректировать точную дату упразднения, поскольку учитывается количество оставшихся дел. До упразднения судьи работают в судах, а также сохраняют все гарантии и обеспечение, которое им полагается по закону.

Региональные КС функционируют примерно в 15 регионах страны, к которым относится Санкт-Петербург, Башкирия и Татарстан. Правительство Ингушетии еще ранее планировало упразднить КС, так как деятельность данного судебного органа считалась малоэффективной.

Это обусловлено тем, что суд признал закон о границе с Чечней нарушающим положения Конституции, после чего на всей территории проходили протесты. Люди высказали свое недовольство по поводу того, что с ними не обсуждался данный вопрос.

Полезное видео

Об особенностях производства в Конституционном суде:

Заключение

КС РФ занимается рассмотрением дел, имеющих отношение к конституционным правам и свободам россиян. Законом ограничивается количество судей, которые во время проведения заседаний обязаны придерживаться определенных принципов, а также реализовать обязательные функции. С 28 ноября 2020 года прекращается функционирование региональных КС.


Актуальность данной темы очевидна, поскольку Конституционный суд является одним из важнейших элементов судебной системы Российской Федерации.

В любом государстве, которое называет себя демократическим, в основе правопорядка всегда стоит конституция, которая имеет правовую форму и как закон обладает верховной юридической силой. Но в силу сложного и постоянно меняющегося правового регулирования современных общественных отношений необходим постоянный контроль в области соблюдения Конституции. Отсюда следует, что само обилие правовых норм и значительное число правоустанавливающих органов публичной власти таят в себе возможность её нарушения. Функция такого контроля возлагается обычно на суды, причем во многих странах — на специальные конституционные суды.

Формирование правового государства в России требует соединения двух противоположных тенденций: укрепления властной вертикали и развития элементов самоуправления, прежде всего, повышения самостоятельности и независимости судебной власти, как одного из важнейших элементов политической системы современного общества. Судебный конституционный контроль — один из важных элементов системы разделения властей, благодаря которому работает механизм, обеспечивающий верховенство Конституции и единство правотворческой и правоприменительной практики на всей территории России.

Конституционный Суд Российской Федерации — это высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. [1] Его основной задачей является охрана Конституции РФ, несмотря на то, что она осуществляется в той или иной мере всеми государственными органами и включает в себя контроль за ее соблюдением и обеспечение соответствия ей законов и нормативно-правовых актов. Конституционный Суд призван защищать основы конституционного строя, а также основные права и свободы человека и гражданина. В его компетенцию также входит обеспечение и утверждение верховенства Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ является федеральным органом государственной власти и имеет следующие характеристики:

– создается и действует от имени государства;

– порядок его создания и деятельности определяется Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательным актом;

– — обладает собственной компетенцией; характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью;

– является составной частью государственной структуры, единой системы органов государственной власти Российской Федерации;

– принимает обязательные к исполнению решения, которые при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из одиннадцати судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей.[ 2 ]

Решение любой из палат является решением Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, при этом состав палат не является неизменным — он должен изменяться не реже чем каждые три года. Для руководства деятельностью Конституционного Суда сами судьи из своего состава на заседании избирают Председателя, заместителя Председателя и судью — секретаря Конституционного Суда сроком на три года. Полномочия этих должностных лиц Конституционного Суда РФ можно обозначить как организационно-управленческие: в заседаниях Суда при рассмотрении конкретных дел они обладают теми же процессуальными правами, что и другие судьи. В палатах Конституционного Суда РФ постоянных председателей нет — обязанности председательствующего на заседаниях палаты исполняют судьи, входящие в состав соответствующей палаты, поочередно. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной палаты.

В компетенцию КС РФ входит рассмотрение следующих категории дел:

  1. Дела о соответствии Конституционных нормативных актов Конституции Российской Федерации

а) Федеральные Законы, нормативные акты Президента, Правительства, Государственной Думы и Совета Федерации

б) Конституция, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов РФ

  1. Дела о соответствии Конституционных международных договоров, не вступившим в законную силу
  2. Дела о соответствии Конституционных договоров:

а) РФ и её субъектов

б) отдельных субъектов РФ

  1. КФ РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, а также между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, и, конечно, между органами государственной власти субъектов РФ
  2. В юрисдикцию КФ РФ входит толкование Конституции.
  3. Конституционный Суд даёт заключение о конституционности законов, применяемых или подлежащих применению по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан
  4. Он регулирует право законодательной инициативы
  5. Конституционный Суд даёт заключение о законности порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в совершении государственной измены и иного тяжкого преступления

Важной особенностью компетенции Конституционного Суда Российской Федерации является то обстоятельство, что этот орган решает только вопросы права, т. е. рассматривая вопрос о соответствии закона или иного акта Конституции. Суд определяет его соответствие по форме и содержанию, по субъекту и процедуре принятия, по компетенции органа, принявшего акт. Суд не исследует фактических обстоятельств и не рассматривает, как часто думают, политических вопросов, хотя многие его решения имеют не только юридическое, но и политическое значение.

Место Конституционного Суда в судебной системе страны в значительной степени определяется обязанностью остальных судов обратиться с запросом о проверке конституционности закона в том случае, если судьи приходят к выводу о несоответствии закона Конституции РФ, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом ими деле. Таким полномочием суды обладают при рассмотрении любых дел — гражданских, уголовных и отнесенных к компетенции судов дел об административных правонарушениях, а также при производстве в любой судебной инстанции, и тогда, когда выносится судебное решение по делу в первой инстанции, и при пересмотре судебных решений в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. Хотя в отличие от контроля по жалобам граждан, по запросам судов проверяется конституционность закона, подлежащего применению в деле, а не уже примененного.

Правовая природа решений Конституционного Суда РФ предопределяется их общеобязательным и прецедентным характером. Решения Конституционного Суда РФ обязательны не только для заявителей и органа, издавшего акт, признанный неконституционным, но и для всех государственных органов, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц; они окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после провозглашения. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Как одна из ветвей судебной власти, Конституционный Суд — единственный орган, наделенный правом осуществлять судебный контроль за соответствием нормативных актов органов законодательной и исполнительной власти Конституции РФ.

Основные термины (генерируются автоматически): Конституционный Суд, Российская Федерация, Конституционный Суд РФ, государственная власть, орган, РФ, судебная власть, судья, конституционный контроль, конституционный строй.

Его численность снизилась до установленных Основным законом 11 судей

С 1 декабря в составе Конституционного суда (КС) останутся 11 членов. 7 ноября судье Юрию Рудкину исполнилось 70 лет, и он достиг предельного для этой должности возраста, а по закону полномочия судьи КС прекращаются в последний день месяца, когда это произошло. Таким образом, спустя полтора года после конституционной реформы состав КС пришел в полное соответствие с обновленным Основным законом. При этом ни одним из новых полномочий, полученных в результате реформы, Конституционный суд пока не воспользовался.

Юрий Рудкин начал карьеру конституционного судьи еще до принятия действующей Конституции России

Юрий Рудкин начал карьеру конституционного судьи еще до принятия действующей Конституции России

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Юрий Рудкин начал карьеру конституционного судьи еще до принятия действующей Конституции России

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Списочное число судей КС было уменьшено с 19 до 11 в соответствии с одобренными летом 2020 года изменениями в Основной закон. На тот момент в составе суда заседали 15 человек, но в п. 7 ст. 3 закона о поправке к Конституции оговаривалось, что действующие судьи продолжат исполнять свои полномочия до достижения предельного возраста либо до отставки по иным установленным законом основаниям. Именно в связи с достижением судьями 70-летнего возраста еще в прошлом году состав КС сократился на три человека.

Юрий Рудкин вошел в первый состав КС, сформированный в октябре 1991 года Съездом народных депутатов РСФСР, а на первом заседании суда был избран его секретарем и занимал эту должность до 1998 года. В отличие от некоторых своих коллег судья Рудкин не был рекордсменом по количеству особых мнений, но иногда занимал оригинальную позицию. Например, в 2009 году он голосовал против постановления КС о невозможности применения смертной казни после введения в РФ судов присяжных. По мнению Юрия Рудкина, КС не должен был своим решением подменять законодательный акт, в то время как вопрос об отмене в России смертной казни так и остается в подвешенном состоянии.

В нынешнем составе КС предстоит проработать всего несколько месяцев: уже в марте 2022 года предельного для судьи возраста достигнет Владимир Ярославцев.

Новых судей в КС не назначали более десяти лет, последние кадровые решения состоялись еще в 2010 году по инициативе тогдашнего президента Дмитрия Медведева. Впрочем, с внесением в Совет федерации кандидатуры нового судьи вместо господина Ярославцева глава государства может и не торопиться: согласно тем же поправкам, свою правомочность КС сохранит, имея в составе не менее восьми судей, и только при достижении такой численности президент обязан озаботиться заполнением вакансий.

Отметим, что помимо новой численности КС в результате конституционной реформы приобрел и ряд новых полномочий. В частности, он получил право оценивать на предмет соответствия Основному закону находящиеся на рассмотрении федерального парламента законопроекты и еще не подписанные губернаторами законы субъектов РФ, а также разрешать вопросы об исполнимости в России решений межгосударственных органов и иностранных или международных судов. Но до сих пор этими полномочиями КС ни разу не воспользовался.

Вопрос о том, почему это произошло, нельзя адресовать самому суду, ведь КС не вправе применять новые полномочия по собственной инициативе, поясняет доцент кафедры конституционного права Российского государственного университета правосудия Ольга Кряжкова. Можно только сделать вывод, что президент, который получил больше всего новых возможностей для обращения в КС, пока не счел необходимым воспользоваться такой прерогативой. Кроме того, рассуждает эксперт, многие новые полномочия КС рассчитаны на оппозиционную Думу и ситуации, когда региональные заксобрания окажутся не очень лояльны федеральным властям, что явно не соответствует нынешним обстоятельствам. «Пока мы видим, что с точки зрения практики КС изменений практически не произошло: жалобы граждан и организаций продолжают превалировать в общей массе,— добавляет госпожа Кряжкова.— А, например, полученное в 2015 году право выносить постановления об исполнимости решений ЕСПЧ КС использовал с тех пор всего дважды.

Читайте также: