Перечислите особенности коммуникативной психологии деятельности судьи в судебном заседании

Обновлено: 16.05.2024

Деятельности судьи присущи следующие психологические компоненты: а) познавательный — получение доказательного материала для вынесения приговора. Материалы предварительного следствия дают суду готовую модель исследуемого события, однако она должна восприниматься только как вероятная истина, каждый отдельный элемент которой подлежит проверке и исследованию.

ность судьи должна быть направлена на изучение не только доказательных фактов, но и источников их происхождения, что заставляет углубленно изучать личностные и поведенческо-психологические особенности подсудимых, свидетелей, потерпевших и др. лиц. Эта деятельность постоянно усложняется из-за необходимости принятия частных решений по той или иной совокупности фактов. Краткость времени восприятия информации в суде приводит к необходимости особой дисциплины мыслительной деятельности; б) поисковый — истребование новых документов, вызов свидетелей, не допрошенных на предварительном следствии и т.д. Только подвергнув сомнению версию предварительного следствия, испытав ее на прочность и достоверность, суд может установить истину. Наличие исходной модели события в материалах предварительного расследования создает возможность осуществления поисковой деятельности суда по четкому, заранее определенному плану. В результате изучения уже собранных данных вновь планируется порядок анализа и синтеза отдельных элементов фактов, выдвигаются и разрабатываются возможные версии, другие возможные модели того же события, действия. Обязательно построение версий о личности подсудимых, об их участии в событии, о причинах определенного поведения, об условиях поведения, действий и т.д.; в) коммуникативный — построение правильных взаимоотношений с участниками судебного разбирательства, аудиторией, которые необходимо строго регулировать, направлять в единое русло, в целях установления истины.

Судье необходимо внушать к себе уважение, создавать убеждение в своей правоте, решать сложные дела и судьбы людей. Главное в его коммуникативной деятельности — умение своим видом показать желание досконально разобраться во всех обстоятельствах дела. Именно это внушает уважение к правосудию в целом, является стимулом для всех участников процесса тщательно, подробно излагать факты, свою оценку, свое понимание тех или иных фактов; г) воспитательный — исправление, перевоспитание преступников, воспитание граждан в духе уважения к самому процессу осуществления правосудия, соблюдения законов и нравственных норм поведения. Основой эффективного воспитательного воздействия норм уголовного закона и конкретных актов его применения является справедливость; д) конструктивный — принятие решений по возникающим спорным вопросам, вынесение приговора, определение меры наказания виновному, решение вопросов, связанных с порядком отбывания наказания. Особенность данной деятельности заключается в том, что суд может принять окончательное решение с учетом фактов, обстоятельств, не закрепляемых удостоверительной деятельностью (принятие во внимание поведения подсудимого в судебном зале, глубины и искренности раскаяния в содеянном). Для успешного осуществления конструктивной деятельности судом создаются специальные условия: коллегиальное принятие решения, обеспечение невмешательства в принятие решения, законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, требование непрерывности рассмотрения дела; е) удостоверительный — приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: приговор, протокол, определение, решение и др. Преодолению субъективизма судейского убеждения при вынесении приговора и исследовании материалов дела способствуют такие факторы, как участие народных заседателей в отправлении правосудия, коллегиальное вынесение приговора, принцип состязательности.

Успешное выполнение перечисленных видов деятельности зависит от личностных качеств судьи.

Лит.: Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Избр. произведения: В 2-х т. — М., 1959. — Т. I; Еникеев М.И. Основы обшей и юридической психологии. М., 1996; Романов В.В. Юридическая психология. — М., 1998; Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 1998.

Эффективное осуществление всех видов судебной деятельности, качественное развитие стадий судебного процесса зависит от профессиональной направленности личности судьи.

Профессиональная направленность судьи обусловлена идейной убежденностью, которая соблюдается в строгом соблюдении закона при разрешении уголовных и гражданских дел, непримеримом отношении к нарушителям законности.

Важнейшим элементом профессиональной направленности судьи является профессиональный долг, который связан с профессиональной честью, постоянным повышением мастерства судьи, стремлением личным примером воспитать у людей уважение к закону, правосудию, суду.

Профессиональный долг судьи сочетается с высокими этическими требованиями, которые существенно влияют на отправление правосудия.

Существуют элементарные требования использования этических норм и даже просто этикета. Среди таких нравственных категорий особое место занимает судейская совесть, которая выражает самооценку деятельности и самоконтроль убеждения с точки зрения не только норм морали, но и тех правовых требований, которые предъявляются к принимаемому по делу решению. Судейская совесть заставляет судью соотносить свои решения с правовыми предписаниями и нормами нравственности, а также действовать в соответствии со сложившимися убеждениями, противостоять внешним отрицательным влияниям.[271]

Необходимо всегда помнить, что каждый судья является воспитателем большого количества людей, которые внимательно следят за поведением судьи, анализируют и обсуждают его действия и поступки. Все его замечания и предложения, жесты, мимику и др. находятся под пристальным контролем всех участников судебного заседания. Поэтому судья должен быть с достаточно сильной волей, беспристрастным, решительным, внимательным, объективным и в меру строгим. Вдумчивое отношение к каждому свидетелю, потерпевшему, подсудимому вызывает у них желание отвечать тем же: подробно излагать обстоятельства события, объективно оценить информацию и т.д. Основным методом психологического воздействия в суде является убеждение. Сила убеждения возрастает благодаря атмосфере судебного разбирательства, что создает специфический тон его восприятия.

Деятельность судьи требует больших временных и энергетических затрат. Деятельность судьи следует определить как высокоутомительную, требующую значительной концентрации и отдачи сил. Судья всегда должен находится в хорошей физической и психологической форме, поскольку иное подрывает способность судьи быть беспристрастным и правильно принимать решения.[273]

Психологические особенности судьи заключаются в интеллектуальности, которая требует высокой подготовки и обучения, а также овладение профессиональными навыками и умениями. Судья должен ориентироваться на соблюдение правовых и строгих этических норм в самой профессии и вне ее. Судья взвешивает свои возможности и должен быть готовым к некоторым самоограничениям.

Существенным структурным элементом профессиональной направленности судьи является его правосознание, которое является своеобразным индикатором соотношения собственных выводов и правосознания.

Определяется личная правовая оценка обстоятельств дела, выносимого решения требованием закона.

Профессиональными качествами судьи является честность, справедливость, принципиальность и объективность.

В процессе своей деятельности по осуществлению правосудия судьи руководствуется наряду с Конституцией, другими законодательными актами, действующими на территории Российской Федерации, Кодексом чести, принятым Советом судей и одобренным вторым Всероссийским съездом судей.

Нравственно-психологические качества судьи способствуют всестороннему и объективному рассмотрению дел, спокойному, беспристрастному отношению к людям, предупреждают появлению отрицательных качеств судьи-предвзятости, негативности, жестокости и т.д.

«Предвзятость отношений судьи к личности подсудимого, его показаниям, к совокупности собранных по делу доказательств влечет за собой односторонность их оценки. Предубежденность судьи предполагает включение в орбиту внимания только тех фактов, которые в той или иной мере соответствуют заранее сложившемуся мнению. Предубежденность влечет за собой судебные ошибки не только в исследовании фактических обстоятельств дела, но и в правовой квалификации содеянного в избрании меры наказания.[274]

Судья обязан критически относится к делу (уголовному, гражданскому).

Судья обязан быть беспристрастным; не допускать давления на свою профессиональную деятельность кого бы то ни было (родственников, друзей, знакомых); общеизвестного мнения, поддерживать свою квалификацию на высоком уровне; проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства; с пониманием относится к стремлению средств информации освещать деятельность суда; принимать необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов и т.д.

Судья обязан критически относится к делу (уголовному, гражданскому), внимательно изучить поступившие материалы, несмотря на авторитет лиц, их подготовивших.

Особое внимание уделяется таким качествам судьи, как терпеливость, уважение к закону, эрудиции, скромности, рассудительности, знанию жизни, высокому уровню культуры, человечности, порядоочности и др. Они способствуют формированию судейского убеждения, свободного от посторонних действий.

Облик судьи должен воспитывать у людей уважительное отношение к судебным органам, вырабатывать уверенность в справедливости решения судом всех вопросов.

Судья как профессионал должен уметь регулировать свои эмоции, особенно отрицательные и внешне не показывать своего истинного психологического отношения к преступлению и преступнику. Несмотря на свое негодование совершенным преступником действия, в своем внешнем поведении обязан оставаться беспристрастным.

Костный стереотип и в деятельности судьи проявляется в формировании мнения в безусловной правильности только его оценок и нежелание соотносить свое решение с конкретной ситуацией, возникшей по уголовному делу.[276]

Важнейшей особенностью деятельности судьи считается допрос подсудимого. Допрос подсудимого является одним из средств установления судом обстоятельств рассматриваемого дела. Допрос подсудимого считается важным средством защиты им своих интересов. Специфика допроса подсудимого обусловлена психологией состояния допрашиваемого (например, стрессовым, фрустрацией и др.)

Поведение подсудимого в суде характеризуется более основательной продуманностью своей позиции. Определенную успокоенность в психологическом состоянии подсудимого придает участие в деле адвоката, который оказывает своему подзащитному помощь в исследовании доказательств по делу, в занятии определенной позиции на суде.

Суд стремится получить от подсудимого правдивые показания. Получить признательные показания от подсудимого возможно лишь при установлении психологического контакта между судом (председательствующим) и допрашиваемым. В условиях открытого и гласного процесса судебного разбирательства установить контакт с допрашиваемым очень трудно. Поэтому всегда нужно помнить об индивидуальном подходе к подсудимому. С этой целью используются психологические сведения о подсудимом: черты характера, привычках, склонностях, темпераменте, эмоциональной сфере, роли в преступлении, связях, взаимоотношениях с близкими, друзьями, соучастниками преступных действий и т.д. Важно учитывать положительные свойства подсудимого (награды, поощрения, состав семьи, отношения к детям, родителям и т.д.).

Судья (председательствующий) руководит допросом подсудимого, призывает прокурора, защитника ставить вопросы перед подсудимым в четких, кратких и понятных формулировках, в спокойном тоне, без намеков и наводящих подсказок ответа. Подобные вопросы суд обязан немедленно отвести.

Допрос в суде подсудимого ведется в форме перекрестного допроса. В ходе подобного допроса психика подсудимого напряжена, обострена, личность подозрительно настроена на участников судебного процесса.

С целью установления истины в показания подсудимого необходимо внимательно изучить новые показания подсудимого, детализировать их, сопоставить с ранее данными показаниями, провести очные ставки между подсудимым и другими подсудимыми, потерпевшими, свидетелями. Тщательно сопоставляются показания подсудимого с вещественными и письменными доказательствами, заключениями судебных экспертиз; криминалистическими, психологическими, биологическими и др. Целесообразно исследовать доказательства, зафиксированные киносъемкой, магнитофонной записью, фото и видео аппаратурой и др.

Судья является ведущим лицом, формальным руководителем судебного процесса. Его действия жестко регламентируются, он подчиняется только закону и должен быть независим от всех посторонних влияний. Деятельность судьи сложна, ответственна и многогранна в связи с разнообразием выполняемых им функций и решением комплекса правоприменительных задач.

Исследование материалов предварительного следствия и всех относящихся к нему документов. Все познавательные процессы судьи (память, мышление, воображение) должны быть направлены на выделение юридически значимой информации. В результате у судьи формируется собственная концептуальная модель изучаемого явления, связанная с пониманием позиций конфликтующих сторон в гражданском процессе и сущностью криминогенной ситуации. Следует отметить, что следственное заключение может оказывать сильное внушающее воздействие на оценку данной ситуации судьей. Поэтому так важно, чтобы судья обладал такими личностными качествами, как принципиальность, независимость и самостоятельность.

Осуществление дисциплинарно-регулирующей функции в управлении процессом судебного следствия — сдерживание эмоций и конфликтных, агрессивных проявлений сторон. Для выполнения своей регулирующей роли судья должен обладать такими качествами, как самоконтроль, эмоциональная сдержанность, умение сохранять спокойствие в напряженных ситуациях, требовательность к форме поведения и высказываниям участвующих лиц, и в то же время проявлять терпимость, тактичность, способность к релаксации, снижению чрезмерной эмоциональной возбужденности отдельных участников заседания. Оптимальный стиль поведения судьи — демократический. Выступая в роли формального руководителя, судья должен быть также лидером, которого коллеги уважают за высокий профессионализм. Поэтому он не должен подавлять самостоятельного мнения других членов суда, нарушать их равноправность.

Деятельность судьи имеет высокоинтеллектуальный и творческий характер, поэтому параллельно с выполнением своих служебных функций в суде судья должен систематически повышать свой профессиональный уровень, профессиональное мастерство. Судья не должен замыкаться только в рамках непосредственного судопроизводства. Он должен поддерживать связи с общественными и учебными организациями с целью формирования правовых знаний у населения, привлечения общественности к борьбе с преступностью, оказания помощи правосудию. Судья должен получать информацию о результатах поведения и воспитания лиц, осужденных к лишению свободы.

Что касается собственно психограммы судьи, т.е. характеристики тех психических процессов, посредством которых он осуществляет решение теоретических и практических задач в своей деятельности, то к особо важным профессиональным свойствам можно отнести следующие.

В когнитивной (познавательной) сфере особую роль играют такие качества мышления, как аналитичность, критичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные, выделять главное и наиболее существенное.

Среди свойств памяти особую роль играют оперативность в переработке информации, отбор ценной информации и ее передача в долговременную память, точное и полное знание законодательства и процессуальных норм юридической деятельности.

Особо важными для судьи являются такие свойства внимания, как устойчивость при изучении и составлении важной для суда документации, концентрация внимания, распределение и переключение внимания в сложных и динамичных ситуациях судебного процесса.

Среди свойств восприятия особо важными являются объективность, наблюдательность, умение по мимике и пантомимике участвующих в суде лиц определить их состояние, искренность поведения или наносную эмоциональность, камуфляж.

Речь судьи должна отличаться высокой культурой, лаконичностью, четкостью, внятностью, строгостью в формулировке суждений.

В коммуникативной сфере деятельности судьи, посредством которой он реализует социально психологические аспекты своей деятельности, можно выделить такие свойства, как способность к передаче и приему вербальной информации. Среди интерактивных свойств следует выделить экстравертивность, т.е. направленность действий вовне, на других людей, общительность, адекватное использование мимики и пантомимики.

Читайте также: