Педагог что делает в суде

Обновлено: 17.05.2024

Педагоги – отдельная категория работников. Их труд в дополнение к общеобязательным нормам и правилам регулируется целым рядом нормативных актов – постановлениями Правительства РФ, приказами Минобрнауки и пр. И кроме общих оснований увольнения, к педагогическим работникам могут применяться специальные. Как правило, такие увольнения достаточно конфликтные, поэтому работодателю необходимо четко и безошибочно соблюдать процедуру увольнения по выбранному основанию. Расскажем о нюансах расторжения трудового договора с работниками образовательных организаций по отдельным основаниям.

Среди специальных оснований увольнения педагогических работников можно выделить:

  • п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы);
  • п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (возникновение установленных ТК РФ, иным федеральным законом и исключающих возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности);
  • п. 2 ч. 1 ст. 336 ТК РФ (применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника).

Увольнение за аморальный поступок

Первым делом четко определим, какой проступок можно считать аморальным и любого ли работника образовательной организации можно уволить по данному основанию.

Трудовой кодекс не дает определения аморального проступка, работодатель самостоятельно определяет, является ли тот или иной проступок таковым, на основе собственных понятий о морали. Однако в любом случае аморальными будут признаны:

  • распитие спиртных напитков;
  • драки;
  • оскорбления и нецензурные выражения;
  • развратные или иные действия, негативно влияющие на окружающих.

Отметим, что понуждение ко лжи воспитанников также может быть расценено как аморальный проступок и в такой ситуации увольнение работника образовательной организации, выполняющего воспитательные функции, будет законно (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.06.2014 по делу № 33‑22169).

Таким образом, аморальным проступком может считаться любое нарушение моральных устоев и принятых в обществе норм поведения.

Конечно же, воспитательную функцию, кроме учителей и преподавателей, осуществляют и тренеры спортивных секций, руководители творческих кружков, секций и студий, а также сотрудники, которые занимаются воспитательной работой помимо своих должностных обязанностей, например заместители по воспитательной работе. Так, Алтайским краевым судом отказано в восстановлении на работе директору МКОУ СОШ. Директор полагал, что он не относится к работникам, выполняющим воспитательные функции, так как он осуществляет руководство и не ведет уроки. Однако суд указал, что тот факт, что истец не ведет уроки, то есть не является непосредственным участником образовательного процесса, не свидетельствует о неисполнении им воспитательных функций. Директор школы непосредственно контактирует с учениками, применяет меры воспитательного характера, следовательно, он выполняет воспитательные функции (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 27.08.2014 по делу № 33‑6014/14).

Итак, кого можно уволить за совершение аморального поступка и что считать таковым, мы разобрались. Теперь о том, как осуществить само увольнение. Помните, что увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ будет законным, если имеют место одновременно три обстоятельства:

  • выполнение работником воспитательных функций;
  • совершение им аморального проступка;
  • несовместимость совершенного проступка с продолжением работы, связанной с выполнением воспитательных функций.

Если аморальный поступок совершен по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей, то такой работник может быть уволен при условии соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий, установленного ст. 192, 193 ТК РФ. Если же аморальный проступок совершен вне места работы или по месту работы, но не в связи с исполнением трудовых обязанностей, трудовой договор по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ также может быть расторгнут, но не позднее года со дня обнаружения проступка (п. 47 Постановления № 2).

Процедура расторжения трудового договора по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ следующая:


  1. Фиксируется факт совершения аморального поступка – составляется докладная записка или акт в присутствии свидетелей. В этих документах нужно как можно подробнее описать обстоятельства, при которых совершался проступок, и сами действия работника.
  2. Требуем от нарушителя правил морали объяснительную, лучше в письменном виде. Помните, что на объяснения у работника есть два рабочих дня. Если по истечении этого времени объяснения не поступят, составляется соответствующий акт.
  3. Создаем комиссию по расследованию факта совершения аморального поступка. Именно эта комиссия в акте полностью укажет все обстоятельства, объяснения, показания свидетелей и придет к выводу, совершил работник проступок или нет.
  4. Принимаем решение о применении к работнику дисциплинарного взыскания. Напомним, что если проступок незначительный, а работник ценный, не обязательно его увольнять – можно ограничиться, например, выговором.
  5. Издаем приказ: если принято решение об увольнении работника – по форме Т-8 [2] . Помните, что издать приказ можно, если со дня обнаружения проступка прошло не более одного месяца (ч. 3 ст. 193 ТК РФ). В указанный срок не включается время болезни работника, пребывания его в отпуске и отсутствия по иным законным основаниям (пример см. на стр. ).
  6. Оформляем увольнение – вносятся записи в личную карточку, трудовую книжку, выплачиваются все суммы работнику, выдаются копии документов.

Возникновение ограничений на занятие определенными видами трудовой деятельности

Законом № 387‑ФЗ [3] в Трудовой кодекс была введена новая ст. 351.1, устанавливающая ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления. Кроме этого, была скорректирована ст. 331 ТК РФ. Согласно данным нормам к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления.

При увольнении по данному основанию следует учитывать, что увольнение по данному основанию может быть произведено только после получения официальной справки из МВД.

К сведению

Административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования утвержден Приказом МВД РФ от 07.11.2011 № 1121.

Между тем суд установил, что в 2005 году П. был осужден по ч. 1 ст. 111 УК РФ и судимость погашена. С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении КС РФ от 18.07.2013 № 19‑П,суд отметил, что положения названных статей Трудового кодекса пре­дусматривают бессрочный и безусловный запрет на занятие профессиональной деятельностью в указанных в этих положениях сферах для лиц, которые имеют судимость либо судимость которых снята или погашена, признанных виновными. Поэтому увольнение признано законным и обоснованным (Апелляционное определение ВС Республики Мордовия от 22.07.2014 по делу № 33‑1253/2014).

Однако просто уволить педагога не получится. Как и при увольнении за совершение аморального проступка, необходимо соблюсти определенную процедуру. В частности, прекращение трудового договора по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Работодатель обязан предлагать все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это пре­дусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Применение методов воспитания, связанных с насилием над личностью

Какие методы воспитания считать физическим или психическим насилием? Полагаем, что к первым можно отнести побои и любые другие действия, причиняющие боль, принудительное лишение свободы, пищи, питья и т. д. Ко вторым – угрозы, преднамеренная изоляция, оскорбления и унижение достоинства, предъявление чрезмерных требований, систематическая и необоснованная критика, демонстративное негативное отношение к обучающемуся и пр.

Данное основание увольнения не относится к дисциплинарным взысканиям, однако провести внутреннее расследование все же придется.

Приведем пример записи в трудовую книжку об увольнении по рассматриваемому основанию.

записи

Сведения о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, квалификации, увольнении (с указанием причин и ссылкой на статью, пункт закона)

Наименование, дата и номер документа, на основании которого внесена запись


Возрастные и нравственно-этические и психологические особенности современных подростков-правонарушителей, а также сложная криминогенная обстановка в России обусловливают необходимость совершенствования судебной деятельности по делам несовершеннолетних. Одной из задач судебного рассмотрения дел несовершеннолетних является предупреждение совершения подростками новых правонарушений.

Суд является субъектом, функционально специализированным для борьбы с преступлениями и иными правонарушениями, проведения профилактической работы с населением, в том числе и несовершеннолетнего населения региона. Суд, рассматривая конкретные уголовные дела и проводя профилактические мероприятия, выполняет существенную работу по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних. Профилактическая роль суда наглядно проявляется в судебном разбирательстве уголовных дел, воспитательное воздействие которого усиливается особым ритуалом судебного разбирательства, его торжественностью, которая не присуща другим процедурам уголовного процесса. Применяя меры уголовного наказания по отношению к несовершеннолетнему, суд не только восстанавливает справедливость и предупреждает повторные преступления.

По итогам работы судов Свердловской области в 2014–2015 годах число осужденных несовершеннолетних снизилось на треть. Однако уровень рецидива среди них по-прежнему остается высоким. За второе полугодие 2015 года количество преступлений, совершённых несовершеннолетними выше уровня сопоставимого периода 2014 года на +30,4 %. Каждый пятый, ранее имевший проблемы с законом, вновь попал на скамью подсудимых, причем несовершеннолетние подсудимые осознанно и преднамеренно совершают преступления, иногда с особым цинизмом и дерзостью (рис.1)


Рис. 1. Причины совершения преступлений несовершеннолетними [11]

При этом судебная система имеет в качестве своей приоритетной задачи судебную защиту прав и интересов несовершеннолетних, чем обусловлена особая процедура судебного разбирательства дел о преступлениях несовершеннолетних.

Главная цель наказания несовершеннолетних — исправление и ресоциализация.

Включение в УПК РФ главы 50 об особенностях производства по делам несовершеннолетних соответствует международно-правовым обязательствам России.

Несовершенный подсудимый не настроен на контакт с судьей (изначально не ждет от него ничего хорошего, т. к. знает, что именно судья назначит ему наказание), не заинтересован (или не всегда заинтересован) в даче показаний, но заинтересован в допросе в период судебного разбирательства, так как это на судебном допросе он дает показания, которые являются как средством защиты от предъявленного обвинения; выражающие оценку содеянного, так и средством установления с помощью их показаний достоверных фактов по делу (даже независимо от их желания помочь следствию) [6, С.19].

Эффективность заслушивания и исследования показаний несовершеннолетнего подсудимого во многом зависит от тщательной подготовки суда к данному судебному действию. По материалам дела суд должен подробно и внимательно ознакомиться с личностью несовершеннолетнего, его взаимоотношениями с другими подсудимыми и иными участвующими в деле лицами, условиями жизни и воспитания подростка.

Правильное использование показаний несовершеннолетнего в ходе судебного допроса возможно лишь при условии, если судья имеет более или менее четкое представление о психологических основах их формированиях [7, С.92]. Этими основами выступают свойства и особенности психики несовершеннолетних подсудимых и несовершеннолетних потерпевших [10, С.40].

В целях предупреждения ошибок при производстве по делам о преступлениях несовершеннолетних и разъяснения спорных вопросов, возникших в судебной практике для несовершеннолетних предоставляется их законный представитель, который обладает теми же правами, что и несовершеннолетний, которого он представляет.

Педагог или психолог, как правило, привлекается для допроса несовершеннолетнего, подсудимого, потерпевшего и даже свидетеля [8,С.24]. В присутствии педагога несовершеннолетний чувствует себя более защищенным. Педагог в какой-то мере гарант того, что к несовершеннолетнему не будут применены недозволенные методы следствия или судебных действий, а также того, что показания несовершеннолетнего будут достоверно зафиксированы в протоколах следственных действий.

Роль социального педагога/психолога в том, чтобы обеспечить несовершеннолетнему более комфортные условия осуществления того или иного следственного действия, обеспечить контакт между несовершеннолетним и лицом, которое проводит следственное действие [5.С.78].

Трудность в участии социальных педагогов и педагогов-психологов в судебном разбирательстве в том, что участие специалистов в суде — это процедура платная, органы суда не всегда имеют возможность пригласить специалиста, знающего психологические особенности несовершеннолетнего, да еще и такого, которому бы доверял и несовершеннолетний подсудимый и несовершеннолетний потерпевши, их законные представители в суде и их же семьи.

Социальный педагог и/или педагог-психолог в современном судопроизводстве, прежде всего, педагог и специалист по детской психологии, т. е. он обладает такими знаниями и навыками, которые, как правило, отсутствуют и у судей, и у сотрудников МВД и прокуратуры. В то же время от социального педагога, в отличие от адвоката, не требуется вступать в правовое единоборство с судом и стороной обвинения.

Вызвать чувство доверия, повысить чувство психологической защищенности у несовершеннолетнего и активизировать психологические контакты с судьей лучше всего смогут социальные педагоги и/или педагоги-психологи из того образовательного учреждения, в котором учился несовершеннолетний.

Спонтанность в совершении преступлений несовершеннолетним маловероятна [6, С.64]. Несовершеннолетний, как правило, и ранее находился в трудной жизненной ситуации, возможно, состоял на учете в ОДН УВД, и поэтому, и социальный педагог (педагог-психолог), входящий в школьную социально-психолого-педагогическую службу, в рамках своих компетенций, знает психологические особенности и социальную среду проживания несовершеннолетнего подсудимого лучше, чем приглашенные в суд специалисты — психологи из сторонних организаций, не видевших и не знавших несовершеннолетнего ранее.

Анализ дел, рассматриваемых судьями Свердловского областного суда, в том числе дел, рассматриваемых в Новоуральске, проходивших с участием школьных социальных педагогов и педагогов-психологов образовательного учреждения, в котором учился подсудимый, указывает на то, что, им несовершеннолетний доверяет больше, становится спокойным, не проявляет агрессию, правдиво отвечает на вопросы судьи.

Доброжелательность социального педагога, его выраженное стремление помочь несовершеннолетнему подсудимому облегчают процесс установления коммуникативных связей между подсудимым и судьей. Установление психологического контакта с подсудимым во многом определяется поведением судей.

Таким образом, социальный педагог или педагог-психолог школьной СППС могут оказывать более эффективно моральную, социальную и психологическую поддержку подростку, попавшему в сферу деятельности как уголовного так и гражданского правосудия.

Активная составляющая функций социального педагога, педагога-психолога заключается в организации процесса перевоспитания несовершеннолетнего правонарушителя уже на стадии следствия и суда, поскольку лучшим способом защиты прав несовершеннолетнего является помощь ему в социальной адаптации, разрешение конфликтов в быту и семье и, как результат, исправление преступного поведения.

В функции школьной социально-психолого-педагогической службы на стадии досудебного разбирательства могут также входить выезды в момент задержания несовершеннолетнего, а также помощь в реабилитации после прекращения уголовного преследования; профилактические встречи с несовершеннолетними в школе.

Реализацию индивидуальной программы профилактики после суда в отношении несовершеннолетнего осуществляют, как правило, педагоги школьной социально-психолого-педагогической службы вместе с инспекторами ОДН и специалистами ТКДН и ЗП.

Представляется, что более тщательный учет в законодательстве и на практике возрастных особенностей несовершеннолетних свидетелей и использование для этого специальных познаний социального педагога и/или педагога-психолога школьной социально-психолого-педагогической службы будут способствовать повышению эффективности совершения процессуальных действий с участием несовершеннолетних при одновременной защите их прав и законных интересов.

Основные термины (генерируются автоматически): социальный педагог, школьная социально-психолого-педагогическая служба, суд, несовершеннолетний подсудимый, педагог, судебный допрос, дело, подсудимый, Российская Федерация, судебное разбирательство.

Похожие статьи

Проблемы судопроизводства по преступлениям.

РФ, заочное производство, отсутствие подсудимого, рассмотрение дела, судебное разбирательство, суд, дело, Российская Федерация, уголовное дело, заочный приговор.

Проблемы, возникающие при задержании и допросе.

– для участия в допросе приглашается педагог, который не заинтересован в результатах расследования и рассмотрения дела в суде. Как правило, следователи (дознаватели) для участия в допросе несовершеннолетнего приглашают педагогов из учебного заведения.

Особенности поддержания государственного обвинения по делам.

РФ, заочное производство, отсутствие подсудимого, рассмотрение дела, судебное разбирательство, суд, дело, Российская Федерация, уголовное дело, заочный приговор. Подпишитесь на нашу рассылку

Педагогические задачи уголовного судопроизводства по делам.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации подчёркивает: судам следует повышать воспитательное значение судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних.

Особенности производства допроса с участием.

Так, при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого предусмотрено участие законного представителя.

В допросе лиц от 14 до 18 лет педагог участвует по усмотрению суда. Участие педагога в допросе несовершеннолетнего лица.

Международные стандарты правосудия по делам о преступлениях.

судебное разбирательство, РФ, законный представитель, дело, Российская Федерация, особый порядок, судебное заседание, категория дел, уголовная ответственность, уголовное дело.

Производство по уголовным делам в отношении.

РФ, заочное производство, отсутствие подсудимого, рассмотрение дела, судебное разбирательство, суд, дело, Российская Федерация, уголовное дело, заочный приговор. Доказательственное значение материалов одного уголовного.

Поддержание государственного обвинения по уголовным делам.

Судебное разбирательство в отношении данной категории лиц осуществляется в общем

Стоит отметить, что Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1

Важной составляющей данного этапа является исследование показаний подсудимого, при.

Особенности допроса несовершеннолетнего | Статья в журнале.

Особенности производства судебно-психологической экспертизы.

законный представитель, допрос, следователь, следственное действие, уголовное судопроизводство, педагог, психолог, обвиняемый, несовершеннолетнее лицо, подозреваемый.

Похожие статьи

Проблемы судопроизводства по преступлениям.

РФ, заочное производство, отсутствие подсудимого, рассмотрение дела, судебное разбирательство, суд, дело, Российская Федерация, уголовное дело, заочный приговор.

Проблемы, возникающие при задержании и допросе.

– для участия в допросе приглашается педагог, который не заинтересован в результатах расследования и рассмотрения дела в суде. Как правило, следователи (дознаватели) для участия в допросе несовершеннолетнего приглашают педагогов из учебного заведения.

Особенности поддержания государственного обвинения по делам.

РФ, заочное производство, отсутствие подсудимого, рассмотрение дела, судебное разбирательство, суд, дело, Российская Федерация, уголовное дело, заочный приговор. Подпишитесь на нашу рассылку

Педагогические задачи уголовного судопроизводства по делам.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации подчёркивает: судам следует повышать воспитательное значение судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних.

Особенности производства допроса с участием.

Так, при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, подсудимого предусмотрено участие законного представителя.

В допросе лиц от 14 до 18 лет педагог участвует по усмотрению суда. Участие педагога в допросе несовершеннолетнего лица.

Международные стандарты правосудия по делам о преступлениях.

судебное разбирательство, РФ, законный представитель, дело, Российская Федерация, особый порядок, судебное заседание, категория дел, уголовная ответственность, уголовное дело.

Производство по уголовным делам в отношении.

РФ, заочное производство, отсутствие подсудимого, рассмотрение дела, судебное разбирательство, суд, дело, Российская Федерация, уголовное дело, заочный приговор. Доказательственное значение материалов одного уголовного.

Поддержание государственного обвинения по уголовным делам.

Судебное разбирательство в отношении данной категории лиц осуществляется в общем

Стоит отметить, что Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1

Важной составляющей данного этапа является исследование показаний подсудимого, при.

Особенности допроса несовершеннолетнего | Статья в журнале.

Особенности производства судебно-психологической экспертизы.

законный представитель, допрос, следователь, следственное действие, уголовное судопроизводство, педагог, психолог, обвиняемый, несовершеннолетнее лицо, подозреваемый.

Главная картинка статьи Что делать, если учитель оскорбляет ученика?

Оказывается, может. И такие случаи совсем не редки, особенно в последнее время. Что же делать? Не обращать внимания? Возможно, это такой педагогический метод, и педагог не нарушает никаких правил?

Педагог не имеет права оскорблять ученика

И это не только нравственная, но и законодательная норма.

Статья 48 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ об обязанности и ответственности педагогических работников очень четко определяет, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

То есть, если вы уверены, что ребенка на самом деле оскорбили или унизили, с этой проблемой нужно разбираться. И в случае, если это будет доказано, педагога ждет наказание, вплоть до увольнения.

А, может, оскорбления и не было?

Так тоже бывает. Дети обидчивы. И безобидное замечание учителя может показаться настоящей трагедией маленькому человеку с большим чувством собственного достоинства.

Оскорблением считается прилюдное унижение достоинства. Где провести грань между безобидной шуткой и унижением – решать в первую очередь вам. А позже, возможно, и юристам.

учитель оскорбила

Источник фото stockking/freepik

Куда обратиться, если вам кажется, что ребенка унижает учитель?

Если хамское поведение вообще характерно для данного педагога, нелишним будет собрать подписи с других родителей. Это уже не субъективное мнение одного человека, а коллективная жалоба. Она, безусловно, имеет больший вес.

Но и в том случае, если оскорблениям подвергается только ваш ребенок, это нельзя оставлять безнаказанным.

Есть два мнения о том, что должен делать родитель, который считает, что его ребенка оскорбляет учитель. Разница состоит в том, есть смысл беседовать с педагогом-хамом или нужно обращаться сразу к директору.

Ни в коем случае не начинайте разговор на повышенных тонах. Если имело место недоразумение, ваша агрессивность будет совершенно неуместна. А если вы имеете дело с профессиональным хамом – не стоит играть на его поле.

Думается, с учителем пообщаться все же стоит. В любом случае полезно будет услышать и его позицию – хотя бы для того, чтобы подготовить контраргументы. Для беседы на другом, более высоком уровне.

Встреча с директором

В произвольной форме. Просто опишите, какие поступки педагога вам кажутся недопустимыми. Очень хорошо, если у вас будет доказательство - например, запись на телефон.

Еще лучше, если ваша жалоба будет поддержана другими родителями.

На рассмотрение директору дается 30 дней со дня подачи заявления (обязательно обратите внимание: на заявлении должны быть проставлены дата и регистрационный номер). Один экземпляр остается у вас.

На такое письмо вам обязательно ответят. Причем 30 дней –это официальный срок ответа на подобные заявления. Вы вправе потребовать разбирательства в более короткий срок – 15 и даже 10 дней. Но это должно быть отражено в заявлении.

Жалоба директору

Источник фото Racool_studio/freepik

Вышестоящие инстанции

Нередки случаи, когда ответ директора не удовлетворяет родителей ребенка.

Самое эффективное средство против учителя-хама и руководства школы, закрывающего глаза на происходящее — жалоба в департамент образования. Он есть на местном уровне (муниципалитет) и более высоком – региональном (субъект федерации).

Чем ниже уровень, тем быстрее пройдет рассмотрение. К каждому заявлению необходимо приложить копию ответа от нижестоящей инстанции.

Обращение в официальные организации в обязательном порядке повлечет за собой проверку. Если факты, изложенные в вашей жалобе подтвердятся, будет наказан не только учитель, но и директор. Как правило, на педагога налагается дисциплинарная ответственность, а на руководство — административная.

В Москву, в Москву…

Не опускайте руки, если вам кажется, что на местном уровне не проявили должного внимания к вашей проблеме.

После того, как вы получили ответ из департамента образования региона и он вас не удовлетворил, вы можете обратиться в Министерство просвещения России.

Но не раньше. Естественно, законом не запрещено обращаться с жалобой сразу в самую высокую инстанцию, хоть в Администрацию Президента – но нужно понимать, что, если обращению в правительственный орган не предшествует жалоба на более низкий уровень, Минпросвещения просто перенаправит его на рассмотрение в муниципальный орган.

Также на сайте Министерства просвещения есть специальный ресурс для сбора жалоб и обращений – открытая приемная .

Обращение в суд

В таком случае можно вообще не тратить время на административные органы, а сразу обращаться в правоохранительные: полицию, прокуратуру. Также можно обратиться в суд.

Но тут нужно понимать, что обращение в суд целесообразно, когда имеет место вред, который можно оценить с материальной точки зрения. В этом случае вы можете рассчитывать на компенсацию имущественного и морального вреда, выраженного в денежном эквиваленте.

Родители отправляют детей в школу в первую очередь за знаниями и очень часто смиренно принимают все правила, которые им навязывают, и все претензии учителей. Правильно ли это? И законно ли то, что зачастую позволяют себе учителя в адрес подопечных?

Что делать, если учитель кричит и занижает оценки? Права учеников

Кого могут взять на работу в школу?

В школу берут, естественно, не каждого. Однако наши представления о том, что детей может учить только человек, получивший педагогическое образование, неверны. Учителем может быть и специалист с образованием по той специальности, которую хочет преподавать.

Перед тем, как устроиться на работу, желающий работать учителем предстает перед комиссией, которая состоит из завучей и учителей. С ним проводят собеседование, могут попросить провести тестовый урок, определяют испытательный срок.

Возьмут ли учителем того, у кого есть судимость? Да, но только того, кто был осужден за мелкие преступления и правонарушения. На практике же даже им путь в школу закрыт, поэтому чаще всего те, кто учит наших детей, чисты перед законом.

Человек с нетрадиционной сексуальной ориентацией по закону может работать учителем, но опять же, на практике администрация старается не допускать, чтобы в коллективе были подобные педагоги.

Имеет ли право учитель кричать на учеников, оскорблять и подвергать любому виду насилия?

Мы привыкли к тому, что учитель достаточно волен в проявлении своих эмоций: он может наорать на ученика, стукнуть кулаком по столу, вывести шалуна за ухо из класса. Так было во времена нашего детства, так регулярно случается и в современной школе.

Но на самом деле учитель не имеет на это никакого права! Закон стоит на страже человеческого достоинства учеников, защищает их от оскорблений и любого вида насилия (физического и морального).

Что делать, если учитель не соблюдает эти требования? Жаловаться! За нарушение норм обращения с учениками к педагогу могут быть применены разные формы дисциплинарных мер, вплоть до увольнения. А если учитель оскорбил ученика в неприличной форме, то на него может быть наложен штраф (ст. 5.61 КоАП РФ).

Как поступить родителям, если ребенок жалуется на то, как ведет себя с ним учитель?

  • Сначала есть смысл попробовать решить проблему миром. Поговорите с учителем, постарайтесь понять, по какой причине он ведет себя подобным образом (и действительно ли все так плохо, как описывает ребенок).
  • Если с учителем договориться не получилось, идите на прием к директору. С собой берите заявление в двух экземплярах (один останется у вас). Директор обязан в течение 30 дней ответить в письменном виде на ваше заявление.
  • Если обращение к директору не возымело действия, обращайтесь в РОНО или УНО (в разных регионах эти организации носят различные названия).

Если же будет доказано обратное — что ученик оскорбляет учителя — нарушителя ждет дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, исключение из школы). Подростка (14-16) лет могут привлечь к гражданско-правовой ответственности (ст. 1074 ГК РФ).

Как выбрать частную школу и не ошибиться

Кто решает, по каким критериям выставляются оценки, и можно ли оспорить несправедливые отметки?

  • итоговые оценки по итогам ОГЭ;
  • итоговые оценки за 11 класс.

Во всех остальных случаях выставление оценок — на совести учителей. Но они не могут действовать на свое усмотрение, все критерии оценки знаний и прилежания учеников зафиксированы в локальных актах школы.

Если вам кажется, что отметки вашего ребенка несправедливо занижают, нужно действовать следующим образом:

  • Первый шаг — разговор с учителем. Необходимо выслушать и другую сторону, чтобы понять, по какой причине выставляются те или иные отметки.
  • Если разговор не возымел результата или объяснениями вы недовольны — идите в администрацию школы. Перед этим ознакомьтесь с локальными актами, чтобы знать, по каким объективным критериям выставляются отметки. Если вам по-прежнему кажется, что учитель несправедлив, напишите жалобу на имя директора (в двух экземплярах, один отдадите, второй останется у вас с датой принятия к рассмотрению и подписью). Вам должны дать письменные разъяснения, почему оценка именно такова.
  • Параллельно вы можете обратиться в комиссию о урегулированию споров между участниками образовательных отношений (ее должна создать школа).
  • Если директор не дал удовлетворяющих вас объяснений, можете обращаться в УНО или РОНО, другие органы управления образованием. Если ситуация не разрешается, можете обращаться в суд.

Сбор денег, дресс-код и дежурство: как нарушают права учеников

Имеет ли учитель право забирать личные вещи учеников?

Нередко для поддержания дисциплины учитель изымает на время у учеников различные вещи — сотовые телефоны, игрушки, и так далее. По закону он не имеет права делать это, так как частная собственность неприкосновенна. Учитель должен действовать другими методами: сделать замечание, оставить на разъяснительную беседу, обратиться к родителям, и так далее.

Часто во избежание таких ситуаций школы вводят внутренние правила, например, в принципе запрещают пользоваться мобильными телефонами на уроках. На это они имеют право, и этим правилам придется подчиняться. Если ученик нарушит их, его может ждать дисциплинарное взыскание.

Остается только пожелать, чтобы вас не коснулись описанные в статье проблемы. Но если неприятный инцидент все же случился, помните о своих правах и правах вашего ребенка, отстаивайте их, но, естественно, тоже в рамках закона!

Читайте также: