Ответственность судьи конституционного суда доклад

Обновлено: 12.06.2024

Статус судей Конституционного Суда в целом не отличается от статуса судей других высших судов России. Конституция РФ в ст. 128 устанавливает также идентичный порядок назначения судей трех высших судов. Отличия в квалификации имеют частный характер.

Сточки зрения С.А. Авакьяна, требование обладать признанной высокой квалификацией в области права является самым неопределенным. По существу, степень квалификации определяют работники Администрации Президента РФ, подбирающие кандидатуры, и сам Президент.

Судья Конституционного Суда Российской Федерации не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей, не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом, до принятия решения по этому вопросу. Надо сказать что это положение трудновыполнимо, так как предметом рассмотрения в Конституционном Суде может стать любой из весьма широкого круга вопросов.

Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок двенадцать лет, с предельным возрастом пребывания в должности судьи Конституционного Суда семьдесят лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством РФ для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда РФ предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

Судья Конституционного Суда пользуется неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован или подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Судья Конституционного Суда, личность которого не могла быть известна в момент задержания, по выяснении его личности подлежит немедленному освобождению.

Судья Конституционного Суда РФ не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе и по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им в заседании Конституционного Суда РФ, а также за принятое Конституционным Судом РФ решение.

Все судьи Конституционного Суда РФ пользуются равными правами. Все они имеют право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях Конституционного Суда или в заседаниях его палаты, в состав которой он входит.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если:

1) было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

2) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.

Приостановление полномочий судьи осуществляется по решению Конституционного Суда, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению. Судья Конституционного Суда РФ, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Суда, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию.

Закон предусматривает 12 случаев прекращения полномочий судьи Конституционного Суда:

2) истечения срока полномочий судьи или достижения судьей предельного возраста пребывания в должности;

3) личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности;

4) утраты судьей гражданства Российской Федерации;

5) вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

6) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;

7) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью;

8) неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;

9) признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

10) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

11) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;

12) смерти судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению Конституционного Суда, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии.

Авакьян отмечает, что законом предусмотрена отставка судьи Конституционного Суда, причем добровольная (уход в отставку) и недобровольная (удаление в отставку). Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены в случае истечения их срока, личного письменного заявления об отставке до истечения срока полномочий, признания судьи недееспособным решением суда[17].

Пребывающему в отставке судье Конституционного Суда, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 15 лет, независимо от возраста выплачивается по его выбору пенсия или необлагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда. При этом в стаж работы, дающий право на получение ежемесячного пожизненного содержания, засчитывается время предшествующей работы по юридической профессии.

Конституционный Суд является важным органом конституционного контроля, созданным в целях обеспечения законности в стране. Конституционный Суд сумел утвердить свое положение в государстве и стал очень важным, эффективным фактором развития права, государства и всего российского общества. И добился этого в очень сложных, трудных и далеко не стабильных, часто противоречивых жизненных обстоятельствах. Несмотря на то, что многие вопросы, по которым обращаются в Конституционный суд имеют политическую подоплеку, Конституционный суд решает исключительно вопросы права, т.е. он стоит вне политики, не является и не может быть ни участником политических процессов, ни арбитром в политических спорах. В каждом деле Конституционный Суд выделяет только правовую составляющую, дает оценку лишь нормам права.

Конституционный Суд РФ обеспечивает конституционную законность в стране, заботится, чтобы все принимаемые законы полностью соответствовали Основному закону российского государства, чтобы Конституция могла толковаться только одним органом и на основании судебных процедур. И чтобы граждане РФ имели прямой доступ к Конституционному Суду Российской Федерации, который им гарантирован Конституцией Российской Федерации 1993 года. Одним из важнейших моментов, связанных с деятельностью Конституционного Суда РФ, является то обстоятельство, что решения Конституционного Суда в последнее время являются значимыми для развития конституционного права, причем не только как отрасли права, но и для науки. Несмотря на то, что некоторые ученые-юристы отрицают роль постановлений суда в качестве источника права, заявляя о том, что судебный прецедент в России источником права не является, отрицать значимость таких судебных решений было бы нецелесообразным: так как данные решения должны вытекать из смысла самой Конституции и являются своеобразным её толкованием.

Конечно, на данном этапе своего развития Конституционный суд сталкивается с некоторыми проблемами и противоречиями, однако они не являются неразрешимыми и можно надеяться, что такой важный орган судебной власти в Российской Федерации, как Конституционный Суд РФ, будет беспрепятственно осуществлять свою деятельность в качестве гаранта стабильности и конституционности в нашей стране.

Список использованных источников и литературы

3. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е издание. т. 2. – М.: Юристъ, 2006.

4. Анишина В. Правовые позиции Конституционного Суда России. // Российская юстиция. 2000. №7.

5. Баглай М.В. Конституционное правосудие в России: становление и развитие. // Журнал Российского права.

6. Баглай М.В. Конституционное правосудие в России состоялось. // Российская юстиия. 2001. №10.

7. Витрук Н. Правовые позиции Конституционного Суда РФ: понятие, природа, юридическая сила и значение. // Конституционное право. 1999. №3.

8. Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ. // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 1999. №3.

9. Ершова Е.А. Юридическая природа правовых позиций Конституционного Суда РФ. // Российский судья. 2005. №2.

10. Зорькин В.Д. Верховенство права и конституционное правосознание. // Журнал российского права. 2005. №12.

11. Зыкова Н. Структура Конституционного Суда: актуальные проблемы. // Конституционное и муниципальное право. 2006. №2.

12. Иванов В. Конституционный Суд в системе органов государственной власти. // Закон и право. 2006. №2

13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-ва Проспект, 2006. – 608 с.

14. Лазарев Л.В. Институт конституционного правосудия введен своевременно. // Российская юстиция. 2001. №10.

16. Николаев Е.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ. // Право и политика. 2002. №3.

17. Топорнин Б. Конституционный Суд РФ – эффективный фактор развития права. // Российская юстиция. 2001. №10.

[2] В.Д. Зорькин Верховенство права и конституционное правосудие //Журнал российского права. 2005. №12. С. 36.

[3] Статья 125 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) / "Российская Газета". №237, 25.12.1999

[4] Баглай М.В. Конституционное правосудие в России: становление и развитие.//Журнал Рос. Права – 2001, №10, с. 3.

[5] Топорнин Б. Конституционный Суд РФ – эффективный фактор развития права // Российская юстиция. 2001.№ 10. с.3 5.

[6] Статья 20 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) / "Собрание законодательства Российской Федерации", 25.07.1994, № 13 ст. 1447

[7] Зыкова Н. Структура КС РФ: актуальные проблемы.// конституционное и муниципальное право.- 2006.№4, С. 41.

[8] Статья 73 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) / "Собрание законодательства Российской Федерации", 25.07.1994, № 13 чт. 1447

[9] Гаджиев Г.А. Правовые позиции Конституционного Суда РФ как источник конституционного права // Конституционное право: восточно-европейское обозрение. 1999. №3. С. 82.

[10] Лазарев Л.В. Конституционный Суд и развитие конституционного права // Журнал российского права. 1997. №11. С. 4.

[11] Анишина В.И. Правовые позиции Конституционного Суда России // Российская юстиция. 2000. .№ 7. С. 11.

[12] Витрук Н. //Конституционное Право: Восточноевропейское обозрение. 1999. №3. С. 96.

[14] Витрук Н. //Конституционное Право: Восточноевропейское обозрение. 1999. №3. С. 96.

[15] Статья 4 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) / "Собрание законодательства Российской Федерации", 25.07.1994, № 13 чт. 1447

[16] Статья 8 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) / "Собрание законодательства Российской Федерации", 25.07.1994, № 13 чт. 1447

[17] Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – 2-е издание. т. 2. – М.: Юристъ, 2006. С. 646.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 62040
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Исследование нюансов судейской этики сопряжено с вопросами общетеоретического и даже философского порядка. Может ли квалифицироваться в качестве правонарушения акт (действие, бездействие, решение), который по своей природе является не правовым, а этическим (моральным, нравственным)? Допустимо ли в этой связи привлечение к юридической (дисциплинарной) ответственности за неюридические, по сути, нарушения? Двойная (моральная и юридическая) ответственность[2] вряд ли может считаться соответствующей принципам справедливости и соразмерности наказания (юридический аспект).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 28 Конституционного закона "О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан" (далее – Конституционный закон) на судью возлагаются обязанности двух типов: (1) конституционный долг по надлежащему отправлению правосудия и (2) необходимость следовать во внеслужебных отношениях требованиям судейской этики. За совершение порочащего проступка, противоречащего судейской этике, судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (пп. 2 ч. 3 п. 1 ст. 39 Конституционного закона).

Стремление законодателя регламентировать не только профессиональную, но и частную жизнь судьи нельзя считать самобытным нюансом (apies iures) казахстанского права. Это положение известно многим иностранным юридическим системам, в том числе правопорядкам экономически более развитых стран. Что особенно важно, это общая глобальная тенденция. Механизмы, предусматривающие всестороннюю регламентацию статуса судьи в профессиональной, социальной и личной жизни, реципируются национальными доктринами из международного законодательства и международной правоприменительной практики.

Укрепление идеи независимого, объективного и справедливого правосудия через призму морально-нравственных ценностей, обязательных для соблюдения каждым судьей, поддерживается Европейским судом по правам человека (далее – ЕСПЧ). Данная инстанция фактически аккумулирует общеевропейскую судебную доктрину, предопределяет в своих позициях по конкретным спорам вектор ее развития на региональном уровне, олицетворяет собой передовой рубеж судебного правотворчества. Близкими представляются и традиции континентального права, в рамках которых ЕСПЧ рассматривает подавляющее большинство споров. Поэтому опыт ЕСПЧ может учитываться по данному вопросу.

В рассмотренных выше и многих других итоговых решениях Европейский суд прямо подтвердил важное правовое значение требований судейской этики и применил к конкретным государствам-ответчикам юридические санкции по жалобам граждан-заявителей за отклонение отдельных судей, судебных инстанций и судебной системы в целом от высоких нравственных стандартов.

В силу принципиальной позиции политического суверена, отвечающей отмеченным глобальным тенденциям правотворчества и правоприменения в анализируемой социальной сфере, этическая норма, предписывающая определенное поведение судьи в профессии и повседневной жизни, становится устойчивым юридическим правилом, имплементированным в Конституционном законе (пп. 2 п. 1 ст. 28, пп. 2 ч. 3 п. 1 ст. 39). В итоге обеспечивается прямая взаимосвязь (нормативное единство) положений Кодекса судейской этики (далее – Кодекс) с установлениями законодательства, раскрывающими механизм дисциплинарной ответственности судьи. Этические составы последовательно трансформируются в составы юридические. Следовательно, привлечение судьи к дисциплинарной ответственности за те или иные этические проступки, является фактически обоснованной, логически оправданной и правомерной реакцией на этическое, по сути, нарушение.

Кодекс устанавливает базовые, обязательные для каждого судьи правила поведения при отправлении правосудия, в юридическом обиходе (например, в процессе общения с коллегами, публичных выступлениях, преподавательской деятельности) и в быту. Идеологическими и духовными основаниями этих правил являются нравственные постулаты как исходные начала любой юридической нормы (идеи добросовестности, разумности, справедливости, незлоупотребления правами и т.д.), а также международные стандарты в сфере правосудия и поведения судей.

В свою очередь с учетом этических предписаний Кодекса формулируются юридические нормы, закрепляющие требования к поведению судей в профессиональной и повседневной жизни: профильные установления законодательства Республики Казахстан (нормы прямого действия и презумпции) о судебной системе и статусе судей, о государственной службе, о борьбе с коррупцией и другие специальные нормы, а также положения систематизированной судебной доктрины[9]

Нормы Кодекса активно применяются в практике Судебного Жюри Высшего Судебного Совета Республики Казахстан (далее – Судебное жюри).

За внепроцессуальные контакты со следователем в здании следственного суда г. Астаны, повлекшие нарушение ст. 1 и ст. 4 Кодекса судейской этики, судья этого суда С. отстранен от должности. К аналогичной дисциплинарной ответственности по схожему юридическому составу привлечена судья Жанаозенского городского суда С., в действиях которой Судебное жюри также усмотрело провокацию условий, посягающих на принцип независимости судьи, умаляющих авторитет судебной власти.

Председатель суда № 2 района им. Г. Мусрепова Х. уличен в необоснованном получении социальных выплат по потере дохода в связи с уходом за ребёнком. При проверке выяснилось, что Х. не терял доход, продолжал оплачиваемую трудовую деятельность в должности судьи. Судебное жюри, кроме прочего (корысть, необоснованное обогащение и т.д.), усмотрело в указанных действиях судьи элементы злоупотребления служебным положением и приняло решение об отстранении судьи от должности.

За неэтичные реплики в ходе судебного разбирательства, личностные оценки, высказанные в адрес участников процесса, изложение мнения о виновности подсудимых до ухода в совещательную комнату Судебное жюри привлекло судью суда № 2 г. Павлодара Ш. к дисциплинарной ответственности в форме замечания.

Рассмотреть коллизию, возникающую при наложении данных правил (ч. 1 и ч. 2 ст. 14 Кодекса), можно на примере привлечения судьи к ответственности за прогулы по службе. По этой категории дел сложилась устойчивая практика Судебного Жюри Высшего Судебного Совета Республики Казахстан (далее – Судебное жюри). Как правило, в зависимости от тяжести ущерба, причиненного авторитету судебной власти, такие действия (бездействие) судьи квалифицируются в значении этического нарушения, влекущего дисциплинарную ответственность. Однако, в данном случае дисциплинарная санкция должна наступать именно за урон, причиненный авторитету судебной власти, репутации судебной системы. И только за это, но не за сам факт прогула. Если в результате прогула судьи, который, например, работает дома, не страдают частные лица (не назначены слушания, не проводится прием заявителей по графику, не поданы жалобы об отсутствии судьи на работе и т.д.) и, как следствие, не умаляется авторитет судебной власти, говорить о дисциплинарном поступке, по всей видимости, преждевременно. По логике, если учитывается факт прогула, следует (как это принято в отдельных европейских странах), учитывать и коэффициент полезных действий судьи по служебным делам за рамками трудового распорядка. Иначе страдает принцип справедливости.

Поучительны примеры, приведенные М.И. Клеандровым в своей фундаментальной работе "Ответственность судьи"[10].

Вопрос о качестве правосудия в рассмотренных эпизодах остается риторическим. Затронутый аспект касается, в действительности, не рабочего графика. Проблема не в том, где и почему судья находится в тот или иной момент времени, а какой урон наносится судебной системе, авторитету суда действиями (бездействием) судьи и в соразмерности ответственности – этической или юридической.

Так, судья Сарыаркинского районного суда г. Астаны К. в течение нескольких часов отсутствовал на работе два дня подряд, а на третий день на работе не появился. Допущенные прогулы объяснил нахождением на приеме у врача частной клиники, временным отъездом членов семьи в г. Алматы и необходимостью в это время ухаживать за тещей в отсутствие няньки-сиделки. Однако, данная информация не подтвердилась достоверными документами и фактическими обстоятельствами. Такое поведение судьи К. Судебное жюри обоснованно расценило в качестве посягательства на авторитет судебной власти, принижающего доверие общества к судебной системе (ложные утверждения вышестоящему должностному лицу, изложение заведомо необоснованных аргументов, непродуктивное использование рабочего времени, оплачиваемого из средств государственного бюджета дискредитируют моральный облик судьи в глазах коллег и прочих лиц, унижают высокий статус судебной системы), и привлекло судью К. к дисциплинарной ответственности в форме выговора.

(а) отзыв дел у судьи;

(b) перевод судьи на другую работу в суде;

(с) материальные санкции, например, временное снижение оклада;

(d) временное отстранение от должности.

Не всякая из этих мер воздействия может оказаться реально применимой в условиях текущей нагрузки в том или ином суде. Однако, соответствующие замечания (результаты наблюдения за соблюдением судьей трудового графика) могут отражаться в общей оценке деятельности судьи за соответствующий период и в комплексе прочей информации, характеризующей личность, учитываться органом дисциплинарного производства при совершении судьей того или иного дисциплинарного правонарушения. Такой подход будет справедливым и адекватным, отвечающим рекомендациям международных структур.

Выводы:

Рекомендуется продолжать работу по выявлению и нивелированию в ходе рассмотрения дисциплинарных дел попыток руководителей различных судебных органов оказывать давление на независимость судей, находящихся в их подчинении.

[1] Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе (Общие черты судебной этики) // Он же. Изб. труды и речи. Сост. И.В. Потапчук. Тулап: Автограф, 2000. С. 80.

[2] Напр., ч. 2 ст. 14 Кодекса судейской этики допускает привлечение судьи и к дисциплинарной (юридической), и к моральной ответственности за один и тот же проступок.

[3] Обзор и обоснование: Клеандров М.И. Ответственность судьи: монография. М.: Норма-Инфра-М, 2011. С. 518–519.

[4] См. доп.: Zimmerman Ι. Isolation in the Judicial Career // Judges Journal. 2000. Vol. № 2. P. 4–6.

[5] Современному праву известны права (требования), не подлежащие исковой защите: карточный долг (ст. 914 ГК), задавненные требования (п. 3 ст. 179 ГК), неподлежащее возврату неосновательное обогащение (ст. 960 ГК) и т.д.

[6] Скловский К.И. Гражданское право и государство: цивилисты и государственники // Он же. Гражданский спор: Практическая цивилистика. 2-е изд., испр. и доп. М.: Дело, 2003. С. 42–54.

[8] См. об этом: Де Сальвиа М. Европейская конвенция по правам человека. СПб.: Юридический Центр Пресс, 2004. С. 22.

[10] Клеандров М.И. Указ. соч. С. 457, 524–525.

[12] Цит. по: Васьковский Е.В. Курс гражданского процесса: Субъекты и объекты процесса, процессуальные отношения и действия. М.: Статут, 2016. С. 181, сн. 2. См. доп.: Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. С. 93.

Правовой статус судьи Конституционного Суда РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный Суд РФ подробнее – это юридические обязанности и права, принципы и социальные гарантии, запреты и ограничения, связанные с осуществлением полномочий судьи Конституционного Суда По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд (полномочия) подробнее . Правовой статус судьи является специальным, особым, вытекающим из юридической природы, особенностей задач и целей, предназначения Конституционного Суда, места, которое он занимает в судебной системе России.

На судей Суда распространяются только общие требования законодательства 1992 года о статусе судей РФ и в той степени, в какой соответствуют специфическим особенностям правового статуса судей Конституционного Суда. Отдельно выделяется правовой статус судей Суда, находящегося в отставке и действующего судьи.

Первоначально в Российском законодательстве предельный срок нахождения в должности судьи Конституционного Суда равен 12 лет, позже он был продлен до 15 лет. В 2001 году было введено правило о предельном возрасте – он был увеличен с 65 лет до 70 лет. Предельный возраст не распространяется на председателя Конституционного Суда. Он может переназначаться на свою должность по представлению Президента. По общему правилу полномочия судьи прекращается в последний день того месяца, когда судья достиг предельного возраста, в котором он может находиться в своей должности. Если судья участвует в рассмотрении начатого дела, он продолжает исполнять возложенные обязанности до вынесения решения Суда по этому делу.

Готовые работы на аналогичную тему

Права и обязанности судьи Конституционного Суда предполагают его обязательное участие в судебных процессах Конституционного Суда, участие в принятии решений по итогам рассмотрения дел, которые находятся в производстве данного Суда, выполнение других, установленных Конституцией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее , законом о Конституционном Суде По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Особенности ведения дел в Конституционном Суде РФ. подробнее , должностных обязанностей.

Запреты, действующие для судей Суда:

  • запрет о повторном назначении на должность судьи;
  • запрет на совмещение обязанностей члена парламента и другого законодательного органа субъекта Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее , муниципального органа управления;
  • запрет являться членом правительства, исполнительного органа государственной власти;
  • запрет на занятие предпринимательской, другой коммерческой деятельностью;
  • запрет на участие в партийной или другой политической деятельности;
  • запрет заниматься общественной деятельностью (исключение составляют занятия научной, преподавательской, другими видами творческой деятельности.

Судьям Конституционного Суда, согласно с законом о Конституционных Судах, запрещено высказывать собственное публичное мнение по конституционно-правовым вопросам в средствах массовой информации, выступают предметом рассмотрения дела в Конституционном Суде По данной теме мы уже выполнили реферат Организация суд. деят. подробнее , не давать публичных оценок до вынесения решения по юридическому делу.

Гарантии независимости и неприкосновенности судьи Конституционного Суда

Закон о Конституционном Суде (ст. 13, 15) предусматривает гарантии независимости и неприкосновенность судьи Конституционного Суда. Независимость судьи обеспечивается его неприкосновенностью, несменяемостью, равенством прав судей, определенные Федеральным конституционным законом правом на отставку, порядком прекращения и приостановления полномочий, обязательностью процедуры конституционного производства, гарантией безопасности, предоставлением судье социального и материального обеспечения, недопущения вмешательства в судебную деятельность.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда: достойная оплата труда; социальное обеспечение; предоставление обязательного ежегодного отпуска; обеспечение социально-бытовом обслуживанием, жильем, обязательным государственным страхованием здоровья и жизни судей, страхование собственности, принадлежащей судье или членам его семьи (ст. 13). Согласно ст. 15 судья Конституционного Суда обладает неприкосновенностью. Гарантии неприкосновенности устанавливаются Федеральным конституционным законом, федеральным законом о статусе судей.

Судья не может привлекаться к ответственности (включая прекращение его полномочий) за мнение, которое он выразил при рассмотрении дела в Суде, если приговором суда не установлена виновность этого судьи в злоупотреблении полномочиями. Судье за нарушение норм Федерального конституционного закона По данной теме мы уже выполнили реферат О полиции подробнее , положения кодекса судейской этики, федерального закона, то есть совершение дисциплинарного проступка, может быть наложено дисциплинарное взыскание, имеющее вид предупреждения или прекращения полномочий судьи.

Особенности правового регулирования статуса судей Конституционного суда субъектов РФ

Необходимо, чтобы нормы федерального законодательства в вопросах правового положения судей согласовывались с нормами уставов, конституций юстиции субъектов Федерации. Органы конституционной юстиции субъектов РФ входят в судебную систему Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее , на них распространяются положения о статусе судей в РФ, Конституционным Судом. Суды в субъектах Федерации действуют на основе Конституции РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и федеральных законов, они не могут рассматриваться, как самостоятельная система судебной власти субъекта РФ, не входящей в судебную систему РФ.

Предоставлять большую свободу в правовом регулировании, отдавать приоритеты субъектам федерации неверно. Это ставит под сомнение единство статуса судей и единство судебной системы во всей стране. На федеральном уровне важно предусмотреть четкие границы законодательной свободы в регулировании вопросов статуса судей Конституционных Судей.

Уровень и характер правовой защиты статуса судьи определяется объемом предоставляемых прав, местом актов, обеспечивающих правовое регулирование статуса судей, закрепление статусных гарантий в Конституции РФ, во взаимосвязанных нормах Федерального конституционного закона и законов РФ о судебной системе и статусе судей РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1 ПРАВОВАЯ ОСНОВА СТАТУСА СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ…………………………………………………………………………………..…. 7
1.1 Понятие статуса Судьи РФ…………………….………………………………. 7
1.2 Положения Конституции РФ и других, нормативно правовых актах, о статусе судей Конституционного Суда РФ………………………………………..………. 11
2 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ………………………………………………………………………………………16
2.1 Требование к судье Конституционного суда РФ………………………………..16
2.2 Права и обязанности судей Конституционного Суда РФ………………………19
2.3 Гарантии судьям Конституционного Суда РФ ………….……………………. 21
2.4 Приостановление и прекращение полномочий Судьи Конституционного Суда РФ……………..………………………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….…31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..…33

Работа содержит 1 файл

Курсовая Статус Судьи КС.docx

  • Постановлением от 2 июля 1998 г. по делу о проверке

конституционности отдельных положений ст. ст.331 и 464 УПК РСФСР признаны неконституционными нормы, исключающие возможность обжалования и пересмотра в кассационном порядке определения судов первой инстанции о назначении, переносе срока судебного заседания или о направлении дела на дополнительное расследование до постановления приговора по существу.

1.2 Положения Конституции РФ и других, нормативно правовых актах о статусе судей Конституционного Суда РФ.

Нормативную базу правового статуса судьи конституционного суда можно разделить на уровни.

Отталкиваясь от положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, в базу первого уровня правового компонента статуса судьи Конституционного Суда РФ следует включить соответствующие нормы и акты международного права.

Вторым уровнем, определяющим статусные характеристики судьи Конституционного Суда РФ, где учитываются или могут (должны) учитываться эти дополнительные требования к судье, являются федеральные конституционные законы.

Третьим уровнем правового компонента статуса судьи Конституционного Суда РФ, оттеняющим особенности его правового положения, являются федеральные законы: Закон о статусе судей, Закон об органах судейского сообщества и др. Поскольку в ФКЗ о Конституционном Суде РФ положения статусного характера о судьях, занимают незначительную долю, регулирование многих вопросов, важных для судей Конституционного Суда РФ, содержится в упомянутых федеральных законах. В частности, ч. 3 и 4 ст. 16 Закона о статусе судей РФ регулируют вопросы привлечения судьи Конституционного Суда РФ к уголовной и к административной ответственности; другие части этой статьи регулируют вопросы о порядке принятия решения об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу, об осуществлении в отношении него оперативно–розыскных мероприятий и пр. 10

Поскольку судьи Конституционного Суда РФ, как и все иные судьи федеральных судов и судов субъектов РФ, являются членами судейского сообщества страны с момента принесения ими присяги и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий, для выявления особенностей правового положения судьи Конституционного Суда весьма значимым является анализ соответствующих положений ФЗ об органах судейского сообщества.

Те или иные статусные особенности правового положения судьи Конституционного Суда РФ (или грани этих особенностей) определяются указами Президента РФ.

Наконец, свою - определенную роль, в рассматриваемой проблеме играют и акты федерального правительства, например Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда РФ, пребывающим в отставке, и порядке его выплаты членам семьи умершего (погибшего) судьи, находящихся на его иждивении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. № 425 12 .

Моральный и этическо-нравственный компонент статуса любого российского судьи, включая судью Конституционного Суда РФ, базируется как на соответствующих нормативно–правовых предписаниях, так и на корпоративных актах судейского сообщества.

Немаловажным компонентом правового статуса судьи служит Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей в 2004 г. Главное требование российского Кодекса судейской этики заключается в том, что судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществления правосудия. Важно, что закрепленные в этом Кодексе этические правила поведения судьи дифференцированы и относятся как к осуществлению им профессиональной деятельности, так и к поведению судьи во внеслужебной сфере. 13

2 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

2.1 Требование к кандидатам на должность судьи Конституционного суда РФ

Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. 14

Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Каждый судья назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием членов Совета Федерации. Назначенным на должность считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации приводит к присяге кандидата, назначенного на должность судьи Конституционного Суда.

В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии. 15

Срок полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – семьдесят лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором ему исполняется семьдесят лет.

Можно указать следующие ограничения, которые предъявляются как кандидатам на должность судьи так и действующим судьям Конституционного Суда.

Судья Конституционного Суда не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда не вправе осуществлять защиту или представительства, кроме законного представительства, в суде, в арбитражном суде или иных органах, оказывать, кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

Судья Конституционного Суда не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях партий и движений, заниматься иной политической деятельность. Он не может также входить в руководящий состав каких–либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

Судья Конституционного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом РФ, до принятия решения по этому вопросу. 16

2.2 Права и обязанности судьи Конституционного Суда РФ

Права и обязанности судьи Конституционного суда – это есть составная часть правового статуса судьи Конституционного суда РФ. В соответствии с принципом равенства прав судей Конституционного суда РФ, они при рассмотрении дел выступают в личном качестве, обладают равными правами в исследовании доказательств и их оценке. Это означает, что при рассмотрении вопросов и голосовании в Конституционном суде все судьи Конституционного суда РФ имеют равные права.

Привлечение судьи к ответственности
неприкосновенность и иные особенности

Порядок привлечения судей к ответственности законом усложнен, поскольку государство предоставляет судье как носителю судебной власти иммунитет. В чем состоят судейская неприкосновенность и иные особенности ответственности судей?

Судьи являются одной из категорий государственных служащих, требующих повышенных гарантий защиты прав для поддержания авторитета судебной власти.
Основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности, одним из видов которой может быть досрочное прекращение полномочий судьи, должны отвечать конституционно-правовым гарантиям несменяемости и независимости судьи, а также самостоятельности судебной власти.

Уголовная ответственность - один из наиболее суровых видов наказания, к которым может быть привлечено то или иное лицо, так как ее последствия могут быть необратимыми. Необоснованное привлечение к уголовной ответственности может явиться попыткой воздействия на судью. В связи с этим федеральными законами предусматривается определенный порядок привлечения к уголовной ответственности судей.

Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается: в отношении судьи Конституционного Суда РФ — Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ; в отношении судьи Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей; в отношении судьи иного суда — Генеральным прокурором РФ на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Схожий порядок установлен для привлечения судьи к административной ответственности.

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей.

Российский закон содержит императивный запрет на привлечение судьи к какой-либо ответственности за принятое им решение до вступления в силу приговора, устанавливающего виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного решения (ч. 2 ст. 16 Закона о статусе судей в РФ).

Существующее нормативно-правовое регулирование позволяет под понятием "дисциплинарный проступок судьи" понимать широкий спектр действий (бездействия) и проступков судьи как в ходе осуществления им правосудия (включая принятое по делу судебное решение), так и в служебной сфере, не связанной непосредственно с осуществлением правосудия, а также во внеслужебной деятельности (из постановления КС РФ от 20 июля 2011 года № 19-П).

При этом судебный акт, не признанный незаконным и необоснованным судом вышестоящей инстанции, по общему правилу не может являться основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Иные нарушения, не связанные с проверкой законности и обоснованности судебного акта (например, несоблюдение процессуальных сроков рассмотрения дела, очевидная небрежность при оформлении судебного акта и т.п.), также могут также свидетельствовать о факте совершения судьей дисциплинарного проступка.
Судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного судебного акта в результате судебной ошибки, явившейся следствием неверной оценки доказательств по делу либо неправильного применения норм материального или процессуального права. *(1)

Невыполнение судьями любого из обязательств, ясно обозначенного в статусе, может вести к применению в отношении него санкции (наказания) только по решению (предложению, рекомендации) или с согласия судебной инстанции в рамках состязательной процедуры, при которой судья, чье дело рассматривается.*(2)

*(1) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 2016 г. № 13 "О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей"
*(2) Европейская хартия о статусе судей, ноябрь 1998 г.


Неприкосновенность (судейский иммунитет)

В ст. 122 Конституции РФ закреплен один из основных элементов статуса судьи, важнейшая правовая гарантия его деятельности, - неприкосновенность судей.
По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности. Она не является личной привилегией, а имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности судьи в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности судебной власти, их самостоятельности и независимости. Положение о неприкосновенности распространяется на всех судей независимо от должности и на все сферы деятельности судьи при отправлении им правосудия независимо от вида, категории рассматриваемых дел (уголовных, гражданских и т. д.), а также касается и его внеслужебной деятельности на время нахождения его в этой должности.

Неприкосновенность - необходимое условие предотвращения какого-либо воздействия на судей, а также недопущения ущемления их прав при отправлении ими правосудия. Данное требование соответствует международно-правовым документам, которые предусматривают запрет ненадлежащего воздействия на судей.

Однако неприкосновенность судей не должна вести к нарушению принципов равенства всех перед законом и судом, неотвратимости ответственности за правонарушение и не может являться препятствием для привлечения судьи к ответственности.

Судьи, как и любые лица за совершение проступков несут установленную законом ответственность. Но закон установил особый порядок их привлечения к ответственности

Уже на стадии принятия решения о привлечении судьи к ответственности предусматривается определенная процедура, которая должна служить дополнительным "фильтром" для возможных ошибок и злоупотреблений в отношении данного судьи. По сути коллеги судьи решают давать согласие (разрешение) на его привлечение к ответственности либо отказать, тем самым освобождая судью от расследования и возможности установить истину.

"Судейская неприкосновенность является определенным исключением из принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции РФ) и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности (статья 22 Конституции РФ). Это обусловлено тем, что общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления функции отправления правосудия. Усложненный по сравнению с обычным порядок возбуждения уголовного дела в отношении судей и привлечения их в качестве обвиняемых по уголовному делу выступает, однако, лишь в качестве одного из элементов процедурного механизма осуществления уголовного преследования в отношении судей и способа обеспечения их неприкосновенности и независимости. Он не предполагает ограждение судьи от ответственности в случае совершения им преступления. Иное приводило бы к искажению конституционного смысла судейского иммунитета, а также к нарушению конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью" (из Определения КС от 16 декабря 2004 г. № 394-О).

Речь идет об исключении из правила о равенстве всех перед законом и судом. Конечно, конституционное исключение о неприкосновенности судьи направлено на охрану основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти. Судейская неприкосновенность не является личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия.

Только реализация института неприкосновенности предоставлена не независимому органу, а судейскому корпусу. Рассматривая неприкосновенность как неотъемлемую часть статуса судей, виден определенный дисбаланс в уравновешивании ветвей государственной власти:
судебная власть призвана осуществлять не только правосудие, но и исправлять ошибки исполнительной и законодательной властей, а ошибки судебной власти исправляються ею самостоятельно. Отчасти этим и объясняется, что институт ответственности судей работает не эффективно, что закон не стимулирует создание в судейском сообществе правовых условий, способствующих самоочищению от недостойных лиц.

Информация к размышлению

5.3. Любое лицо должно иметь возможность обратиться без соблюдения особых формальностей с жалобой на нарушения в системе осуществления правосудия, при этом дело должно рассматриваться в независимом учреждении. Это учреждение может, в случае если тщательное и внимательное рассмотрение дела бесспорно указывает на совершение судьей нарушения, упомянутого в пункте 5.1, обратиться в дисциплинарную инстанцию или, по меньшей мере, рекомендовать такое обращение тому органу власти, который обычно имеет, в соответствии со статусом, право на подобные обращения
// Европейская хартия о статусе судей, ноябрь 1998 г.

Материальная ответственность государства
возмещение вреда, причиненного при осуществлении правосудия

2. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу. статья 1070 Гражданского кодекса РФ

Применяя эту норму, суды полагают, что при отсутствии вступившего в законную силу приговора в отношении судьи иски к государству о возмещении вреда не подлежат удовлетворению.


Однако Конституционный Суд в своем постановлении от 25 января 2001 г. N 1-П по делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобами граждан (еще 15 лет назад) указал на необходимость изменить редакцию данной статьи.

Конституционный Суд признал не противоречащим Конституции РФ положение, содержащееся в пункте 2 статьи 1070 ГК РФ, согласно которому вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу, поскольку на основании этого положения подлежит возмещению вред, причиненный в результате принятия незаконных судебных актов, разрешающих спор по существу.

Но данное положение, содержащееся в пункте 2 статьи 1070 ГК РФ, во взаимосвязи со статьями 6 и 41 Конвенции по защите прав человека и основных свобод, не может служить основанием для отказа в возмещении государством вреда, причиненного при осуществлении гражданского судопроизводства в иных случаях (а именно когда спор не разрешается по существу) в результате незаконных действий (или бездействия) суда (судьи), в том числе при нарушении разумных сроков судебного разбирательства, - если вина судьи установлена не приговором суда, а иным соответствующим судебным решением.
Таким образом, по вопросам, определяющим не материально-правовое (решение спора по существу), а процессуально-правовое положение сторон возмещение ущерба должно производиться, только правила до настоящего времени не определены, поскольку рекомендация Конституционного суда в законодательном порядке урегулировать основания и порядок возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) суда (судьи), а также определить подведомственность и подсудность дел применительно к вышеуказанным случаям, не выполнены.

Уголовно ненаказуемые, но незаконные виновные действия (или бездействие) судьи в гражданском судопроизводстве (в том числе незаконное наложение судом ареста на имущество, нарушение разумных сроков судебного разбирательства, несвоевременное вручение лицу процессуальных документов, приведшее к пропуску сроков обжалования, неправомерная задержка исполнения) должны, исходя из положения пункта 2 статьи 1070 ГК РФ и во взаимосвязи с положениями статей 6 и 41 Конвенции по защите прав человека и основных свобод, рассматриваться как нарушение права на справедливое судебное разбирательство, что предполагает необходимость справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.

Правоприменитель (судья), реализуя свои полномочия, не может придавать положению пункта 2 статьи 1070 ГК РФ какое-либо иное значение, расходящееся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ в указанном постановлении от 25 января 2001 г. N 1-П.

Читайте также: