Ответственность органов местного самоуправления перед населением судебная практика

Обновлено: 04.05.2024

Ответственность в муниципальном праве представляет собой наступление неблагопри­ятных последствий, которые применяются к субъектам муниципальных правоотношений, не исполняющим или ненадлежащим образом исполняющим свои обязанности по отноше­нию к другом участникам правоотношений.

1. Ответственность перед населением. Пе­ред населением органы местного самоуправле­ния несут ответственность в результате утраты доверия.

В случае, если представительный орган ме­стного самоуправления утратил доверие, его депутаты могут быть отозваны в соответствии с законами субъектов Российской Федерации об отзыве депутатов. Согласно действующим законам субъектов Российской Федерации об отзыве депутатов инициативой отзыва облада­ют граждане, проживающие в границах соот­ветствующего избирательного округа.

Мерой ответственности перед населением выборных должностных лиц местного самоуправления является также отзыв. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы об отзыве выборных должност­ных лиц местного самоуправления. Как уже ранее отмечалось, в ряде му­ниципальных образований по инициативе граждан был проведен отзыв выборных должностных лиц.

Порядок и условия ответственности органов местного самоуправле­ния и должностных лиц перед населением определены также уставами муниципальных образований. В основном, ответственность за утрату до­верия измеряется отзывом депутатов и выборных должностных лиц. Других мер ответственности перед населением законодательство не пре­дусматривает.

Для органа местного самоуправления существует в данном случае один вид ответственности - прекращение его деятельности.

Должностное лицо местного самоуправления может быть привлечено к уголовной, административной и дисциплинарной ответственности в зависимости от совершенного деяния. Отраслевые законы предусматри­вают составы должностных преступлений и меру их пресечения.

Федеральный закон, во избежание необоснованных претензий в адрес органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, устанавливает, что для определения вины органа местно­го самоуправления или должностного выборного лица законодательный орган субъекта Российской Федерации может обратиться в соответствующий суд.

3. Ответственность перед физическими и юридическими лицами. на­ступает в результате их неправомерных действий или бездействия, причиняющих имущественный или иной ущерб другим субъектам пра­воотношений.

При этом следует заметить, что должностное лицо местного самоуправ­ления несет лишь уголовную, административную или дисциплинарную от­ветственность. Гражданско-правовую ответственность должностное лицо не несет, поскольку оно не является субъектом гражданского права. В слу­чае незаконных действий должностного лица местного самоуправления в сфере гражданского законодательства за причиненные им убытки несет ответственность орган местного самоуправления. Должно­стное лицо может быть привлечено к матери­альной ответственности.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами. Это оз­начает, что они самостоятельно выступают в гражданском обороте и несут ответственность за совершаемые ими действия. На них в полном объеме распространяются нормы гражданского и арбитражного законо­дательства.

Ущерб, нанесенный органами местного самоуправления юридичес­ким и физическим лицам, возмещается за счет местного бюджета или иного имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Возмещение ущерба может быть осуществлено как добровольно, так и по решению суда.




29. Полномочия местного самоуправления по планированию градостроительства и застройки иных видов поселении.

Глава 3, ст. 23 Градостроительного кодекса РФ.

1. В ведении муниципальных образований в области градостроительства находятся:

- принятие и изменение правил застройки, иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства; -утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке, за исключением утверждения градостроительной документации, предусмотренной абзацем четвертым настоящего пункта, схем и проектов развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и благоустройства указанных территорий; -разработка проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований и внесение в соответствующий орган государственной власти предложений об их утверждении; -организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости городских и сельских поселений, других муниципальных образований; -принятие решений об обеспечении потребностей населения в земельных участках из земель, находящихся в муниципальной собственности или переданных в ведение органов местного самоуправления, для осуществления градостроительной деятельности; -организация ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в случае наделения органов местного самоуправления соответствующими полномочиями;

-выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости; -разрешение споров в области градостроительной деятельности в пределах своей компетенции; -финансирование разработки и реализации градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке, программ, проведения научно - исследовательских работ, а также разработки проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства; -осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области градостроительства; -осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве; -утверждение положений об органах архитектуры и градостроительства городских и сельских поселений, других муниципальных образований; -информирование населения о принимаемых и принятых решениях в области градостроительства, организация и проведение референдумов по вопросам в области градостроительства; -выполнение функций заказчиков разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их застройке.

2. Полномочия выборных и других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в области градостроительства устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.

3. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге - в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований в области градостроительства определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга.

4. Полномочия выборных и других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления городских поселений, входящих в состав субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга, определяются в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи на основе законов субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга.


В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации все более отчетливо становится неотъемлемой частью публичной власти. На протяжении последних лет наблюдается сложный, многоэтапный процесс становления организационных, правовых, территориальных и финансово-экономических основ местного самоуправления. В то же время актуальным является вопрос об установлении и регулировании ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Правовое регулирование установления юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе его отдельных видов, процедуры и последствий возложения такой ответственности, указывает как на схожесть проявляемых основных черт юридической ответственности различных субъектов права, так и на своеобразие юридической ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления [13, с. 4].

- ответственность перед населением муниципального образования;

- ответственность перед государством;

- ответственность перед физическими и юридическими лицами.

Ответственность должностных лиц местного самоуправления и органов местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий [6].

Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством наступает в случае, если соответствующим судом установлено, что данным органом принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования, но он в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт. В этом случае, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования. Полномочия такого органа прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта РФ о его роспуске.

Закон субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу.

Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством реализуется посредством издания высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) правового акта об отрешении его от должности в случае:

- издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта РФ, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

- совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, ее национальной безопасности и обороноспособности, единству правового и экономического пространства России, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда [6]. Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

Положения удаления главы муниципального образования в отставку, закреплены в ст. 74.1. Федерального закона № 131-ФЗ, наряду с отдельными полномочиями органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 75 Федерального закона № 131-ФЗ, которые могут временно осуществляться органами государственной власти субъектов РФ.

Наиболее часто встречающимся видом ответственности можно считать случаи принятия органами и должностными лицами местного самоуправления незаконных правовых актов, нарушающих права и свободы граждан (физических лиц). Вред, причиненный незаконными актами органов местного самоуправления или их должностными лицами, подлежит возмещению лишь при наличии вины лиц, принявших подобные акты либо, наоборот, нарушивших права граждан или юридических лиц своим бездействием. При этом виновными должны считаться любые действия муниципальных органов и их должностных лиц, если они являются незаконными. Это следует из того, что вред причиняется не фактическим, а юридическим действием, незаконность которого обычно уже сама по себе свидетельствует о наличии вины того лица, которое его совершило. Для возникновения ответственности местного самоуправления за издание нормативных и ненормативных актов, причинивших ущерб физическим и юридическим лицам, являющихся субъектами гражданско-правовых отношений, важна только юридически значимая деятельность органа власти, проявляющаяся через деятельность должностных лиц органов местного самоуправления. Должностное лицо отвечает не только за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, но и за дачу подчиненным указаний о совершении неправомерных действий, а также непринятие мер по обеспечению правовых норм, контроль за соблюдением которых входит в их служебные обязанности. Несмотря на то, что издание любого акта органом местного самоуправления рассматривается как легитимное, дозволенное действие, ст. 13 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность признания судом данных актов недействительными, вследствие несоответствия закону или иным правовым актам, если ими нарушены гражданские права и законные интересы физических или юридических лиц. Эта же статья предусматривает и применение последствий признания недействительными данных актов: в этом случае нарушенное право подлежит восстановлению либо защите [9, с. 3].

Как правило, вред возмещается в полном объеме за счет казны муниципального образования, по правилам специальных норм (ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса РФ), изданных во исполнение требований ст. 53 Конституции РФ. В данном контексте в основу ответственности органов местного самоуправления положен общий конституционный принцип обжалования любых властных решений. Данная норма выделяет деликтные отношения, возникающие по вине специального субъекта — публично-правового образования. Это выражается, во-первых, в юридически обязательном, одностороннем характере противоправных действий органов местного самоуправления, а также их должностных лиц. Во-вторых, возмещение вреда производится не за счет средств самих должностных лиц, чьи действия или бездействие и вызвали причинение ущерба, а за счет имущества муниципального образования.

Ст. 1069 Гражданского кодекса РФ предусматривает ответственность за незаконные действия (бездействие), понимая под ними деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Ответственность органов местного самоуправления по ст. 1069 Гражданского кодекса РФ наступает при нанесении вреда как гражданину, так и юридическому лицу. Физическое лицо может требовать за причинение ему ущерба компенсации также и морального вреда (ст. 151 Гражданского кодекса РФ). Если же вред причиняется, а в результате хозяйственной и технической деятельности, ответственность наступает на общих (ст. 1064 Гражданского кодекса РФ) либо на специальных основаниях (ст. 1079 Гражданского кодекса РФ).

Законодатель разделяет причинителей вреда на органы местного самоуправления и должностных лиц, которые следует представить состоящими из двух групп субъектов: индивидуальные и коллективные. К индивидуальным субъектам следует отнести: депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, руководители или члены выборного органа территориального общественного самоуправления. К коллективным субъектам можно отнести: выборный орган местного самоуправления, орган территориального общественного самоуправления. В итоге, противоправные действия (бездействие) совершают конкретные физические лица. Однако к гражданско-правовой ответственности могут быть привлечены только органы местного самоуправления, вследствие того, что должностные лица не являются субъектами гражданского права и к ним не применимы гражданско-правовые санкции. Тем не менее, санкция, являясь элементом правовой нормы, указывает на меры государственного принуждения, применяемые к нарушителю данной нормы [9, с. 5].

Дисциплинарная ответственность муниципальных служащих — разновидность юридической ответственности, применяемая к муниципальным служащим в порядке подчиненности уполномоченными органами (должностными лицами). Основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный (должностной) проступок.

За его совершение — неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей — представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор или увольнение с муниципальной службы. Муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится муниципальным правовым актом. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

Административной ответственности согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ) подлежит должностное лицо в случае совершения им административных правонарушений, установленных КоАП РФ и соответствующими Административными кодексами субъектов РФ, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей. Из установленных видов административных наказаний к должностным лицам могут применяться предупреждение, штраф и дисквалификация.

В законодательстве указывается, в каких случаях ответственность муниципальных служащих за проступки является дисциплинарной, а в каких — административной.

Уголовная ответственность муниципальных служащих наступает за деяния, совершенными ими как должностными лицами, если нарушение ими служебных обязанностей является уголовно наказуемым, т. е. предусмотрено соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. При этом, речь может идти, как о деяниях, которые могут совершать и недолжностные лица, но должностные лица за те же самые деяния подлежат более строгому уголовному наказанию, также и о составах преступлений, субъектами которых могут быть только должностные лица [8, с. 116].

К первой группе деяний могут быть отнесены, например, преступления против свободы, чести и достоинства личности на службе, которые достаточно часто фигурируют в судебной статистике. Ст. 136 Уголовного кодекса РФ регулирует такой состав уголовного преступления, как дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.

Вторая группа деяний — это установленные Уголовным кодексом РФ составы преступлений, которые могут быть совершены только должностным лицом:

неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан (ст. 140 Уголовного кодекса РФ); вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий и др. (ст. 141 Уголовного кодекса РФ); расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере (ст. 285 Уголовного кодекса РФ); получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (ст. 290 Уголовного кодекса РФ); служебный подлог (ст. 292 Уголовного кодекса РФ); халатность (ст. 293 Уголовного кодекса РФ) и пр.

В заключении необходимо отметить, юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления выступают важным элементом их правового статуса, гарантией качественной работы и добросовестного осуществления своих полномочий. Предназначение такой ответственности заключается в охране конституционного строя, основных прав и свобод граждан, в обеспечении нормального порядка осуществления публичной власти, в следовании органов и должностных лиц местного самоуправления предписаниям действующего законодательства, в предупреждении (превенции) посягательств на порядок осуществления публичной власти.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301 (ч.1).

3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 января 1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410 (ч.2).

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. — 2002. — № 1. — Ст. 1.

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. — 1996. — № 25.

8. Бодров Е. В. Ответственность должностных лиц местного самоуправления, органов местного самоуправления // Пробелы в российском законодательстве. — 2009. — № 2.

9. Глинка В. И. Особенности гражданско-правовой ответственности должностных лиц органов местного самоуправления // Юридический мир. — 2009. — № 2.

10. Давыдова Н. Ю. Юридическая природа ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед гражданами // Юридические записки. — 2014. — № 2.

11. Кутафин О. Е., Фадеев И. В. Муниципальное право РФ: Учебник, 3-е изд. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект. 2008. — 672 с.

12. Овчинников И. И., Писарев А. И. Муниципальное право России. — М., 2007.

13. Пономарева В. О. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством: теоретические и правовые аспекты: Дис…канд. юрид. наук. — Челябинск, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, муниципальное образование, лицо, выборный орган, гражданский кодекс РФ, субъект РФ, Уголовный кодекс РФ, должностное лицо, Российская Федерация, выборное должностное лицо.

Похожие статьи

К вопросу об участии субъектов Российской Федерации.

местное самоуправление, Российская Федерация, субъект РФ, Конституция РФ, совместное ведение, выборное должностное лицо, государственная власть субъектов РФ, государственная власть, выборный орган, трудовое.

К вопросу о целесообразности применения муниципальных.

субъект РФ, высшее должностное лицо, муниципальный фильтр, местное самоуправление, публичная власть, москва, государственная власть, орган, регистрация кандидатов, взаимодействие органов.

К вопросу о роли суда в реализации конституционно-правовой.

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе распустить региональный парламент при наличии двух юридических фактов, действующих в совокупности: а) вступившего в законную силу судебного решения, подтверждающего такое противоречие, и б).

Основные принципы местного самоуправления в рамках.

местное самоуправление, Российская Федерация, орган, Конституция РФ, принцип, государственная власть, муниципальное образование, полномочие, местный бюджет, общий принцип организации.

К вопросу об административной ответственности государственных.

административная ответственность, административное взыскание, Ростовская область, служащий, должностное лицо, дисциплинарное взыскание, лицо, Российская Федерация, РФ, местное самоуправление.

Российская публично-властная система народного.

На муниципальном уровне — выборные главы муниципальных образований, представительные органы муниципальных образований, другие выборные должностные лица местного самоуправления.

Распространенные основания признания положений уставов.

№ 131-ФЗ) в части установления гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

Особенности трудовой деятельности работников органов.

- быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного органа субъекта РФ, депутатом представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Петько CA. на решение Оренбургского областного суда от 16 июля 2007 г.

Харланова A.B., Соловьева В.Н.

установила:

С аналогичным заявлением обратился в суд Петько С. А. Определением судьи от 16 июля 2007 года заявления Бондарева И.В. и Петько С.А. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Бондарев И.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представители Законодательного Собрания и Правительства Оренбургской области Ефремова О.Ю. и Никифорова Н.Е. с доводами заявителей не согласились, полагая, что оспариваемый Закон принят в пределах полномочий законодателя и в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ.

Решением Оренбургского областного суда от 16 июля 2007 г. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Петько С.А. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2, 5).

В соответствии с положениями статей 12, 130, 132, 133 Конституции РФ в Российской Федерации действительно признается и гарантируется местное самоуправление, которое самостоятельно в пределах своих полномочий; местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления; органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, решают иные вопросы местного значения; местное самоуправление гарантируется запретом на ограничение его прав, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

В силу ст.З данного Федерального закона граждане Российской Федерации действительно имеют право на осуществление местного самоуправления. Вместе с тем, права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся вопросы правового регулирования организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, в том числе - вопросы правового регулирования прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Конкретные меры ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятель-

ностью установлены в главе 10 Федерального закона № 131 -ФЗ и в главе IV Федерального закона № 154-ФЗ.

Так, согласно ст.70 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 72 данного Федерального закона ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Согласно ст.73 Федерального закона № 131-ФЗ в случае, если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение 3-х месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.

Полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о его роспуске.

Закон субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования может быть обжалован в судебном порядке в течение 10 дней со дня вступления в силу. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее, чем через 10 дней со дня ее подачи.

В соответствии со ст.1 данного Закона со ссылкой на вступившее в законную силу решение Пономаревского районного суда Оренбургской области

от 20 апреля 2007 года распущен представительный орган муниципального образования Пономаревский район - Совет депутатов муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области.

Данный Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, т.е. - 10 июля 2007 года и на момент рассмотрения дела является действующим (ст.2 Закона).

Бондарев И.В. и Петько С.А. являются жителями села

Оренбургской области и были депутатами распущенного Совета депутатов По-номаревского района Оренбургской области.

Данное решение суда вступило в законную силу 4 мая 2007 г.

Также судом установлено, что Пономаревский район Оренбургской области не является вновь образованным в соответствии с Федеральным законом № 131 -ФЗ муниципальным образованием, в соответствии с указанным Федеральным законом ему был лишь присвоен статус муниципального района.

16 октября 2005 года на территории Пономаревского района состоялись муниципальные выборы, в том числе был избран представительный орган - Совет депутатов муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области. После указанных выборов Устав муниципального образования Пономаревский район не принимался, а действовал старый Устав, принятый решением собрания представителей муниципальных образований 31 мая 2000 года, который в последующем решением суда был признан недействующим.

В нарушение требований федерального законодательства с момента избрания до настоящего времени Совет депутатов Пономаревского района также не принимал бюджет района.

При принятии оспариваемого Закона Оренбургской области, как правильно указал суд, требования федерального законодательства не нарушены, т.к. Закон принят уполномоченным органом и в соответствии со ст. 73 Федерального закона № 131-ФЗ, поскольку в течение 3-х месяцев (с 19 сентября 2006 года по 19 декабря 2006 года) после вступления в законную силу решения Пономаревского районного суда Оренбургской области от 4 августа 2006 года Совет депутатов Пономаревского района не принял новый Устав муниципального образования, и в течение этого же 3-х месячного срока (с 29 августа 2006 года по 29 ноября 2006 года) после вступления в законную силу решения Пономаревского районного суда Оренбургской области от 11 июля 2006 года не отменил решения Совета депутатов:

При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый Закон Оренбургской области принят в соответствии с требова-

ниями федерального законодательства и не имеется оснований для признания его недействующим.

С доводами заявителей о том, что в силу ст.83 Федерального закона № 131-ФЗ до 1 января 2009 года статья 73 данного Федерального закона не действует суд правильно не согласился, т.к. согласно ст.83 Федерального закона № 131-ФЗ со дня официального опубликования настоящего Федерального закона до 1 января 2009 года действительно устанавливается переходный период (часть 1.1); в переходный период законом субъекта Российской Федерации определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений. Принятие указанных законов субъектов Российской Федерации осуществляется до 1 января 2006 года. С 1 января 2006 года до окончания переходного периода указанные законы субъектов Российской Федерации принимаются не позднее чем за три месяца до начала очередного финансового года и не могут быть изменены в течение финансового года (часть 1.2); в переходный период указанными законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений органами местного самоуправления муниципальных районов (часть 1.3); настоящая глава вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона (часть 2); положения настоящего Федерального закона, в том числе установленные абзацем первым части 3 настоящей статьи, применяются с 1 января 2006 года до окончания переходного периода в части, не противоречащей положениям частей 1.2 и 1.3 настоящей статьи.

Поскольку в установленный трехмесячный срок после вступления в законную силу решений Пономаревского районного суда Оренбургской области от 11 июля 2006 года и 4 августа 2006 года Совет депутатов Пономаревского района не привел свои нормативные акты в соответствие с действующим законодательством, не принял устав и бюджет муниципального образования, и решением этого же суда от 20 апреля 2007 года признано бездействие Совета депутатов Пономаревского района, то, как правильно указал суд, имелись основания для роспуска данного представительного органа.

В обоснование своих доводов Бондарев И.В. и его представитель Дорошенко В.И. указали на то, что оспариваемый Закон Оренбургской области принят с нарушением положений частей 1, 2 ст.26, частей 1, 4 ст.27 Закона Оренбургской области от 14 марта 2002 года № 455\380-П-О3 «О правовых актах ор-

В соответствии с вышеуказанными нормами необходимым условием внесения в Законодательное Собрание Оренбургской области в порядке законодательной инициативы законопроекта является представление, в том числе, прогноза социально-экономического и иных последствий принятия закона; проект закона со всеми необходимыми приложениями вносится субъектом права законодательной инициативы в Законодательное Собрание Оренбургской области не позднее 40 дней до дня его рассмотрения в Законодательном Собрании. Датой внесения проекта закона считается дата его регистрации в Законодательном Собрании Оренбургской области.

Внесение проекта Закона на рассмотрение Законодательного Собрания Оренбургской области не за 40 дней до его рассмотрения, как правильно указал суд, также не является основанием для признания Закона недействующим, поскольку в силу абзаца 11 пункта 9 ст.25 Регламента Законодательного Собрания Оренбургской области законопроекты, требующие безотлагательного рассмотрения Законодательным Собранием области, вносятся не позднее чем за 3 дня до заседания Законодательного Собрания по инициативе председателя Законодательного Собрания, а в его отсутствие - заместителя председателя; Губернатора Оренбургской области, по письменному предложению не менее 1\3 от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.

т.к. на протяжении длительного периода на территории муниципального образования Пономаревский район Оренбургской области Совет депутатов бездействовал, не принимался бюджет муниципального образования, не было устава муниципального образования, не отменялись не соответствующие закону правовые акты, т.е. все население муниципального образования было лишено конституционных прав на осуществление местного самоуправления.

При таких обстоятельствах является правильным вывод суда о том, что законопроект был внесен на рассмотрение без нарушения процедуры прохождения документов.

Кроме того, Судебная коллегия исходит из того, что в соответствии со ст.ст. 251, 253 ГПК РФ суд оспариваемый нормативный акт проверяет на соответствие другому нормативному акту, имеющему большую юридическую силу.

Суд обоснованно не согласился с возражениями заявителей против решений Пономаревского районного суда Оренбургской области от 11 июля 2006 года, 4 августа 2006 года и от 20 апреля 2007 года, поскольку все они вступили в законную силу и согласно ст. 13 ГПК Российской Федерации стали обязательными.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявлений Бондарева И.В. и Петько С.А. отказано правильно.

Вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к нарушению и неправильному применению судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по указанным в решении суда основаниям.

Не допущено судом нарушений и норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила :

решение Оренбургского областного суда от 16 июля 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Петько С.А. - без удовлетворения.

Понятие и виды ответственности органов местного самоуправления

Ответственность органов местного самоуправления – это применение в отношении органа или должностного лица системы публичного управления местного уровня мер государственного принуждения за нарушение законодательства.

Федеральным законодательством предусмотрены несколько видов юридической ответственности, к которой могут быть привлечены органы публичного управления местного уровня, если исполнение ими своих функций не соответствует требованиям закона или напрямую противоречит ему.

При этом необходимо отметить, что сам статус органов публичного управления и местного уровня определяют специфику института юридической ответственности в их отношении. Так, федеральным законодательством, устанавливающим общие принципы организации местных органов публичного управления, предусматривается, что органы местного самоуправления могут нести юридическую ответственность разных видов. В зависимости от пострадавшей от деятельности органов местного самоуправления стороны органы публичного управления местного уровня могут нести ответственность:

  • перед всем населением, проживающим на территории муниципалитета;
  • перед государством;
  • перед отдельными гражданами и их объединениями в форме юридического лица.

Ответственность органов местного самоуправления перед населением

Ответственность органов публичного управления местного уровня опосредует применение юридической ответственности выборного должностного системы местного самоуправления, которая носит характер политических санкций, следующих за прямое нарушение законодательства. Так, примером рассматриваемого вида ответственности органов местного самоуправления может быть применение к виновному института отзыва со службы в соответствии с процедурой, которая регламентируется уставом муниципалитета на основе положений федерального законодательства.

Процедура отзыва выборного должностного лица системы публичного управления местного уровня базируется на порядке, предусмотренном в федеральном законодательстве и принятых на его основе законах регионов, для организации и проведения референдума с некоторыми специфическими правилами. Так, отзыв должностного лица системы публичного управления местного уровня инициируется населением муниципалитета. Голосование по вопросу отзыва должностного лица системы публичного управления местного уровня проводится с учетом следующих основных норм и процедур:

Готовые работы на аналогичную тему

Ответственность органов местного самоуправления перед государством

Должностное лицо или орган системы публичного управления местного уровня могут быть привлечены к юридической ответственности перед государством в том случае, если суд установит, что орган или должностное лиц приняли нормативно-правовой акт, который противоречит положениям конституции, нормам федерального конституционного законодательства, региональным конституциям или региональному законодательству, а также основным правовым документам муниципалитета, и если в срок, установленный законом для исполнения решения суда, орган не предпринимал попыток в рамках предоставленной компетенции отменить незаконный нормативно-правовой акт или иным образом восстановить нарушенные актом права.

Для привлечения к ответственности высшее должностное лицо региона (либо руководитель высшего исполнительного регионального органа) при обнаружении факта неисполнения соответствующего судебного решения обращается в региональный парламент с предложением законопроекта, предусматривающего роспуск парламента местного уровня. С момента вступления в силу нового закона прекращается компетенция органа местного управления, допустившего рассматриваемое нарушение. Закон, предусматривающий роспуск парламента местного уровня, может быть обжалован в суд.

Ответственность органов местного самоуправления перед гражданами и их объединениями

Юридическая ответственность должностного лица или органа системы публичного управления местного уровня регламентируется гражданским законодательством и другими актами федерального законодательства. Противоправная деятельность органа или должностного лица системы публичного управления местного уровня, которая может предполагать, в частности, издание незаконного акта нормотворчества, может повлечь убытки для граждан и юридических лиц. Гражданское законодательство специально предусматривает институт возмещения органами публичного управления вреда, который причинен физическому или юридическому лицу.

Гражданским законодательством органы публичного управления трактуются как обычные субъекты гражданского оборота, что предполагает и привлечение их к имущественной ответственности на общих основаниях: вред причиненный деятельностью органов и должностных лиц системы управления местного уровня подлежит возмещению в полном объеме.

Читайте также: