Отрасль права регулирующая деятельность суда прокуратуры следствия и дознания это

Обновлено: 14.05.2024

См. также Указание Генпрокуратуры России N 387/49, МВД России N 1/7985, СК России N 1/218, ФСБ России N 23, ФТС России N 266-р от 23.07.2020 "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности"

Предмет надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

П рокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия - это урегулированная нормами права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.

Ст. 29 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" определяет, что предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является соблюдение:

Сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудеб­ном производстве по уголовным делам:

  • прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дозна­ния и органов предварительного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушений - немедленно принимались меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.

Рассматривая сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголов­ным делам следует также отметить, что прокурор не может произвольно вмешиваться в предварительное расследова­ние .

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

Предварительное рассле­дование существенно затрагивает права и интересы участ­ников уголовного судопроизводства , поскольку оно связанно с ограничением конституционных прав и свобод граждан. В процессе расследования могут применяться меры процессуального принуждения (задержание подозре­ваемого, заключение под стражу, привод, временное отстра­нение от должности, наложение ареста на имущество и т.д.). Поэтому при осуществлении досудебного производства по уголов­ным делам необходимо соблюдать основания и процедуры ограничения прав и свобод человека и гражданина, предус­мотренные уголовно-процессуальным законодательством.

Кроме того, в УПК РФ установлены дополни­тельные ограничения по осуществлению досудебного про­изводства в отношении отдельных категорий лиц. Так, член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной па­латы РФ, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на мес­те преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.

Установленный порядок разрешения заявлений и со­общений о совершенных и готовящихся преступлениях

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования

Прокурорский надзор за соблюдением порядка предва­рительного расследования как в форме дознания, так и предварительного следствия служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участников уголов­ного судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, об­виняемых, свидетелей и т.д.), неотвратимости ответственно­сти за совершенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств.

Соблюдение предписанных законом процедур расследования способ­ствует обеспечению достижения истины, объективности оценки полученной информации, соблюдению конституци­онного принципа презумпции невиновности.

Порядок предварительного расследования преступлений подробно регламентирован уголовно-процессуальным зако­ном.

При осуществлении надзора прокурор должен ориентироваться на следующие конституцион­ные нормы:

  • решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд ( ст. 46 );
  • каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента со­ответствующего задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения ( ст. 48 );
  • обвиняемый не обязан до­казывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого ( ст. 49 );
  • при осуществлении правосудия не допускается использова­ние доказательств, полученных с нарушением закона ( ст. 50 );
  • никто не обязан свидетельствовать против себя само­го, своего супруга и близких родственников, круг которых оп­ределяется федеральным законом ( ст. 51 );
  • права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняют­ся законом; государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба ( ст. 52 ).

Указанные конституционные нормы реализу­ются в уголовно-процессуальном законодательстве путем регламентации не только общих требований, относящихся к стадии предвари­тельного расследования (неприкосновенность личности; не­прикосновенность жилища; охрана личной жизни и тайны переписки и т.д.), но и путем установления четкого порядка производства каждого следственного действия. При этом прокурору следует обращать внимание на следую­щие обстоятельства:

  1. компетенцию лица , осуществляющего процессуаль­ные действия (например, согласно ч. 2 ст. 41 УПК РФ не до­пускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия; в со­ответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ орган дознания по уго­ловным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, может выполнить лишь неотлож­ные следственные действия);
  2. соответствие следственного и иного процессуального действия тому наименованию , который предусмотрен УПК РФ (осмотр, проверка показаний на месте, обыск, выемка и т.д.);
  3. наличие оснований для проведения следственного и иного процессуального действия (например, основанием производства обыска является наличие достаточных осно­ваний полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, до­кументы и ценности, которые могут иметь значение для уго­ловного дела);
  4. наличие условий для проведения следственного и ино­го процессуального действия (например, контроль телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц допускается лишь при производстве по уголов­ным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях);
  5. соблюдение правил собирания доказательств (напри­мер, производство следственного действия в ночное время не допустимо, за исключением случаев, не терпящих отлага­тельства; в ходе следственного действия или непосредствен­но после его окончания должен быть составлен протокол следственного действия и т.д.).

Законность решений, принимаемых в досудебном производстве

Особого внимания прокурора заслуживают решения, влияющие на движение уголовного дела. Это относится, прежде всего, к законности и обоснованности решений

  1. о возбуждении уго­ловного дела,
  2. об отказе в возбуждении дела,
  3. о передаче сооб­щения по подследственности.

К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предварительного расследования и подлежащим тщательной проверке прокурором, относятся следующие (в основном, ограничивающие права и свободы человека и гражданина) :

  • о задержании подозреваемого;
  • об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения;
  • о привлечении в качестве обви­няемого;
  • о приводе подозреваемого, обвиняемого, потерпев­шего, свидетеля;
  • о временном отстранении обвиняемого от должности;
  • о розыске обвиняемого;
  • о производстве выемки;
  • о производстве обыска;
  • о наложении ареста на имущество;
  • о на­значении экспертизы;
  • о приобщении к уголовному делу веще­ственных доказательств; о продлении срока следствия, содер­жания под стражей; о выделении уголовных дел и другие.

Прокурорской проверке подлежат и такие важные реше­ния, принимаемые на завершающем этапе предварительно­го расследования, как о приостановлении предварительного расследования, о прекращении уголовного преследования и уголовного дела.

Надзор за законностью решений, принимаемых в досудеб­ном производстве, включает исполнение требований закона при принятии всех следственных и иных процессуальных ре­шений, независимо о того, принимает ли следователь, орган дознания или дознаватель такие решения самостоятельно либо требуется получение судебного решения и (или) санк­ции прокурора.

Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия

Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве в общем случае решает две задачи:

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

2. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 499-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с настоящим Кодексом;

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

5.2) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

(п. 5.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 322-ФЗ)

6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса;

8.1) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, а также ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае, предусмотренном частью первой.1 статьи 214 настоящего Кодекса;

(в ред. Федеральных законов от 18.04.2018 N 72-ФЗ, от 12.11.2018 N 411-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;

10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса;

11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

(п. 12 в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;

(п. 14 в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;

(в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

16) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору настоящим Кодексом.

2.1. По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

(часть вторая.1 введена Федеральным законом от 02.12.2008 N 226-ФЗ)

3. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

4. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения.

5. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

6. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.


Надзор за законностью деятельности органов предварительного расследования осуществляется независимо от их ведомственной принадлежности. Прокурорский надзор имеет процессуальную форму и выражается в контроле за точным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

Надзор за предварительным следствием по отношению к дознанию имеет ограниченный характер. Если при производстве дознания прокурор вправе выявлять и отменять любые незаконные решения органа дознания и дознавателя, то при производстве предварительного следствия у него таких полномочий нет. Осуществляя надзор за предварительным следствием, прокурор не вправе давать следователю указания, направлять ход следствия, отменять незаконные решения следователя, давать согласие на прекращение уголовного дела.

Полномочия прокурора (ст. 37 УПК) при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования реализуются в формах:
а) указания дознавателю о направлении расследования, об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий, розыске лиц, совершивших преступления, иных процессуальных действий;
б) дачи согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
в) отмены незаконных и необоснованных постановлений дознавателя, нижестоящего прокурора;
г) отстранения дознавателя от производства предварительного расследования, если им допущены существенные нарушения закона;
д) разрешения отводов, самоотвода дознавателя;
е) направления уголовного дела по подследственности от одного органа расследования другому;
ж) изъятия уголовного дела у любого органа предварительного расследования и передачи его следователю Следственного комитета России;
з) утверждения постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу, обвинительного акта, обвинительного заключения;
и) возвращения уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения, квалификации действий обвиняемых, пересоставлении обвинительного заключения или обвинительного акта;
к) требования от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия.

Осуществляя надзор за законностью досудебного производства, прокурор особо сосредоточивает внимание на решениях дознавателя о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные нрава граждан, применении мер пресечения, связанных с изоляцией подозреваемого от общества, об окончании предварительного расследования.

После окончания предварительного следствия и поступления уголовного дела в прокуратуру для утверждения обвинительного заключения (акта) основное внимание прокурор сосредоточивает на полноте, всесторонности, объективности проведенного расследования. При несогласии с полнотой предварительного расследования, объемом обвинения, квалификацией действий обвиняемых прокурор вправе со своими письменными указаниями вернуть уголовное дело для производства дополнительного расследования. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела может быть обжаловано вышестоящему прокурору.

Для реализации надзорных полномочий прокурора в досудебном производстве законодательством предусмотрены акты, которые являются формой выражения этих полномочий.

Акты прокурорского реагирования в уголовном судопроизводстве по существу реализуемых полномочий предполагают письменное их выражение. Они всегда индивидуальны, обращены к должностным лицам органов дознания или предварительного следствия. Важнейшее требование, предъявляемое к содержанию актов прокурорского надзора, состоит в юридическом обосновании и точной, соответствующей полномочиям прокурора, формулировке его предложений.

Прокурорский надзор за досудебным производством и руководство уголовным преследованием лиц, подозреваемых в совершении преступлений, при производстве предварительного расследования объединены общим назначением. Прокурор, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов органами следствия и дознания, одновременно реализует свои полномочия по руководству уголовным преследованием.

Подготовлено управлением по надзору за процессуальной и
оперативно-розыскной
деятельностью прокуратуры области


Современный этап развития России характеризуется интенсивными преобразованиями системы уголовной юстиции. Серьезные изменения происходят и в сфере регулирования уголовного судопроизводства, в том числе в части регламентации досудебного производства. Взаимоотношения между государством и обществом при расследовании и раскрытии преступлений затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, которые, в свою очередь, являются необходимыми звеньями сильного правового государства и гражданского общества. Деятельность органов предварительного следствия и дознания имеет к этому прямое отношение. Прокурор как особый субъект уголовного производства выступает тем самым гарантом, обеспечивающим в силу своих полномочий: законность следствия, а также соблюдение прав и законного круга интересов участников уголовного процесса.

Таким образом, в рамках данного исследования представляется актуальным проанализировать деятельность прокурора по осуществлению уголовного преследования через призму обеспечения законности в Российской Федерации.

Ключевые слова: прокурор, прокурорский надзор, дознание, предварительное следствие, законность, права и свободы человека.

Прежде чем перейти непосредственно к вопросу понятия и сущности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, представляется возможным отметить следующее.

Формы предварительного расследования нашли свое закрепление в положениях ст. 150 УПК РФ. Так, предварительное расследование на территории России может производиться в двух уголовно-процессуальных формах:

1) предварительное следствие;

Следует отметить, что обе формы предварительного расследования — предварительное следствие и дознание, по своей сути имеют характерны правовые различия. При этом указанные отличия, прежде всего, основываются на формальных признаках, в свою очередь, не оказывающих влияние на внутреннее содержание самого осуществления следствия как такового, а также дознания. В рамках данного исследования представляется целесообразным проанализировать такого рода отличия, что поможет лучшему уяснению сущности института предварительного следствия [9, c. 145].

Первое отличие состоит в том, что уголовно-процессуальное положение лица, которым было совершено уголовно-наказуемое деяния. В данном случае следует отметить, что при производстве, непосредственно, дознания, в отличие от производства предварительного следствия, то лицо, которым было совершенно преступление, наделяется статусом подозреваемого по делу.

Второе отличие заключается в перечне составов преступлений, за которые ответственность предусмотрена УК РФ. Так, дознание производится дознавателем лишь в отношении уголовно-наказуемых деяний, отнесенных к группе средней тяжести, а также небольшой тяжести [10, c. 105].

В свою очередь, предварительное следствие как таковое может производиться только по тяжкими, а также особо тяжким и прочим составам уголовно-наказуемых деяний, перечень которых нашел свое отражение в ч. 2 ст. 151 УПК РФ в действующей редакции.

Третье отличие, установленное законом, — это сроки осуществления предварительного расследования. Что касается института предварительного следствия, которое проводится по уголовному делу, то его следует закончить в срок, который впоследствии не может превышать 2 месяца со дня, когда было, собственно, возбуждено уголовное дело (ч. 1 ст. 162 УПК РФ). Следует отметить, что указанный в законе срок может быть продлен до 3 и до 12 месяцев. В свою очередь, если будут иметь место исключительные случаи, тогда такой срок может быть продлен и свыше установленного ранее срока, о чем свидетельствует и ч. ч. 4, 5 ст. 162 УПК РФ.

В свою очередь, срок производства дознания равен 30 суткам с того дня, когда дознавателем было возбуждено уголовное дело в связи с совершенным преступлением. Если имеется установленная законом необходимость, то прокурором такой срок продлевается до 30 суток еще (ч. 3 ст. 223 УПК РФ). Вместе с тем в отдельно взятых либо же исключительных случаях установленный уголовно-процессуальным законом срок производства дознания может быть также продлен до 6 и до 12 месяцев (ч.ч. 4, 5 ст. 223 УПК РФ).

Четвертое отличие указывает на непосредственного субъекта, который законом уполномочен осуществлять предварительное расследование. К примеру, предварительное следствие строго проводится следователями из числа таких структур, как СК РФ, МВД России, ФСБ Российской Федерации (ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Что касается дознания, то оно может быть проведено лишь дознавателями из числа МВД России, ФСБ Российской Федерации, ФССП Российской Федерации, ГПН ФПС, ФТС России. Вместе с тем к субъектам, которые управомочены проводить дознание, следует также отнести следователей СК РФ (ч. 3 ст. 151 УПК РФ) [11, c. 170].

Пятое отличие — это прокурорский надзор, а также ведомственный контроль, которые осуществляются за производством предварительного расследования. Следует отметить, что отмеченные формы осуществления контроля представляют собой установленные законом уголовно-процессуальные механизмы, действие которых, согласно закону, направлено на обеспечение законной деятельности как дознания, также и предварительного следствия, в целом [6, c. 87–88].

В аспекте отмеченного следует указать, что обязанность обеспечения соблюдения положений уголовно-процессуального закона, а также объективности, всесторонности и, в целом, полноты производимого по уголовному делу расследования и, собственно, недопущения нарушения не только прав, но и свобод человека и граждан на сегодняшний день призваны в обязательном порядке соблюдать такие процессуальные фигуры, которые также являются участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения, а именно:

— руководитель следственного органа;

Так, указанные участники строго в рамках полномочий, которые урегулированы и предоставлены им законом в соответствии с положениями УПК РФ, осуществляют контроль, а также надзор за уголовно-процессуальной деятельностью, выполняемой следователем в пределах своей компетенции.

Под ведомственным контролем, осуществляемым руководителем следственного органа следует понимать такой контроль, который осуществляется в отношении деятельности следователя, осуществляющего полномочия по расследованию уголовного дела, а также принятия в соответствии с этим процессуальных решений, предоставляемых ему положениями уголовно-процессуального закона.

В свою очередь, прокурорский надзор подразумевает осуществление прокурором специфической деятельности, которая должна осуществляться от имени Российской Федерации как правового государства и направлена, прежде всего, на проверку точности, а также условий соблюдения и последующего исполнения законов Российской Федерации с целью обеспечения верховенства права в соответствующей деятельности; единства, а также укрепления законности в соответствующей сфере; защиты прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации и, собственно, охраняемых законом интересов всего российского общества и государства в целом.

При этом функция прокурорского надзора заканчивается после того, как происходит утверждение прокурором обвинительного заключения по уголовному делу. Иными словами, утвердив итоговое процессуальное решение, а также направив соответствующее уголовное дело в суд, рассматриваемый субъект уголовного процесса становится единственным должностным лицом, который уполномочен осуществлять от имени государства — Российской Федерации уголовное преследование.

Вместе с тем некоторые исследователи, анализируя функции, предоставляемые законом прокурору, отдельно выделяют функцию процессуального руководства действующими в России органами дознания. По их мнению, данная функция находит свое выражение в предоставляемом прокурору полномочии:

— продления сроков дознания;

— решения вопроса о необходимости отстранения дознавателя от последующего производства расследования по уголовному делу и др. [8, c. 121–122].

По нашему мнению, функция процессуального руководства органами дознания носит сугубо производный характер от рассмотренной ранее функции прокурорского надзора. Данное обстоятельство объясняется тем, что реализация функции процессуального руководства подчинена достижению единой цели, а именно — соблюдению законности как основного принципа досудебного производства, реализующегося по уголовным делам.

Таким образом, деятельность прокурора предусматривает реализацию главных задач, которые в отношении него предопределил законодатель:

— поддержание обвинения от имени государства — Российской Федерации по уголовным делам;

— является главным гарантом прав, а также законных интересов каждого отдельного гражданина, который так или иначе вовлечён в сферу правосудия, реализующегося по уголовным делам.

Следует отметить, что именно сочетание наиболее разнообразных форм контроля, а также прокурорского и судебного надзора впоследствии может гарантировать не только успешное производство расследования по факту совершенного преступления, то также и изобличение лиц, которые его совершили и представляют угрозу для общества. Также посредством применения таких механизмов, как контроль и надзор за процессуальной деятельностью следователя, прежде всего, обеспечивается защита прав граждан, которые, в свою очередь, вовлечены в процесс производства по уголовным делам по факту совершенного преступления.

Все обозначенные нами признаки не оказывают никакого влияния на само существо производства предварительного расследования, если рассматривать в целом, которое проводится в Российской Федерации [7, c. 87–188].

— соблюдение прав, а также свобод каждого отдельного человека и гражданина Российской Федерации;

— выполнение оперативно-розыскных мероприятий, а также установленное законом проведение расследования по уголовным делам;

— законность решений, которые уполномочены принимать органы, на которые возложена оперативно-розыскная деятельность, а также дознание и органы, осуществляющие предварительное следствие.

— надзор со стороны прокурора, который реализуется на досудебном этапе уголовного судопроизводства Российской Федерации;

— надзор, который направлен на анализ законности процессуальных действий и решений, осуществляемых и принимаемых органами дознания, а также органами предварительного следствия [12, c. 100].

Справедливости ради следует отметить, что в современных условиях прокурору как единственному субъекту надзора не всегда удавалось полноценно осуществлять свои функции. Данное обстоятельство вызвано несколькими причинами.

Вторая существенная причина заключается в создании на территории Российской Федерации нового правоохранительного органа — Следственного комитета Российской Федерации. Отмеченная реформа стала причиной того, что были расширены полномочия руководителя следственного органа и, соответственно, сокращены прокурора. В частности, последний лишился следующих, наиболее важных, по нашему мнению, полномочий:

— право на возбуждение уголовного дела;

— право на дачу следователю указаний, которые касаются необходимости направления расследования, а также производства процессуальных действий. Такие указания носили обязательный характер для последнего;

— право, которое предусматривало необходимость согласования следователем вопроса о последующем возбуждении установленных законом мер пресечения, а также их последующем изменении или отмене;

— право, которое предусматривало необходимость согласования следователем вопроса о производстве иного процессуального действия, в свою очередь, реализации которого возможна на основании получения от суда соответствующего решения;

— право на продление срока предварительного расследования и пр.

Для прокурорского надзора за исполнением законов органами, уполномоченными осуществлять предварительное следствие, характерна некоторая особенность, которая заключается в следующем: только действующая система органов прокуратуры Российской Федерации может обеспечить укрепление, а также единство законности, на которых должно строится все уголовно-процессуальное и уголовное законодательство России.

Вместе с тем специфика данной деятельности прокурора предопределяется еще тем, что в отношении органов дознания прокурор наделен только обязанностями властно-распорядительного характера, а в отношении органов предварительного расследования полномочиями по осуществлению надзора, которые, по своей сути, гораздо уже первых. Кроме того, надзор в отношении органов предварительного следствия, как было отмечено ранее, в некотором смысле утратил характерную для него императивность.

Таким образом, прокурор — это особый участник уголовного судопроизводства, который наделен полномочиями по осуществлению надзора в данной области. Для таких полномочий свойственен наступательный характер. Кроме того, они могут быть реализованы даже в том случае, если отсутствуют признаки, свидетельствующие о нарушениях действующего законодательства Российской Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): предварительное следствие, Российская Федерация, предварительное расследование, прокурорский надзор, РФ, дознание, прокурор, уголовное дело, уголовное судопроизводство, процессуальное руководство.

Читайте также: