Отопление по ипу если одпу на поверке судебная практика

Обновлено: 19.05.2024

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, утвержденных органами госвласти субъектов РФ (часть 1 статьи 157 ЖК РФ). И если порядок расчета объема потребленной в жилом помещении коммунальной услуги в случае наличия прибора учета (исходя из его показаний) и в случае отсутствия прибора учета (исходя из норматива потребления и количества постоянно и временно проживающих потребителей), в общем-то, понятен, то расчет объема потребления коммунальной услуги в случаях, если прибор учета вышел из строя или истек срок поверки такого прибора, часто вызывает вопросы. Ранее на сайте АКАТО была опубликована статья с разъяснениями указанных вопросов, однако в связи с принятием ПП РФ от 26.12.2016 N1498 представленные ранее разъяснения с 01.01.2017 утратили актуальность. В настоящей статье разъяснен вопрос расчета стоимости коммунальных услуг, потребленных на индивидуальные нужды в случае выхода из строя ИПУ, с учетом поправок, вступивших в силу с 01.01.2017.

Что считается неисправностью прибора учета?

Объем коммунальных услуг на индивидуальные нужды

«59. Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, — начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;

Из приведенной нормы следует:

1. Среднемесячные показания индивидуального прибора учета в расчетах стоимости коммунальных услуг применяются в случае, если прибор учета коммунального ресурса до момента выхода из строя эксплуатировался не менее 3 месяцев (для отопления: не менее 3 месяцев в течение отопительного периода и исключительно в случае, предусмотренном пунктом 42(1) Правил 354 — то есть, если многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета и все 100% помещения дома оборудованы ИПУ, в других случаях показания ИПУ отопления к учету не принимаются и в расчетах не используются).

2. Среднемесячные показания ИПУ применяются в расчетах с момента выхода прибора из строя (если такой момент определить невозможно, то с начала расчетного периода, в котором неисправность обнаружена) и до момента введения прибора учета в эксплуатацию, либо до момента истечения 3 расчетных периодов для жилых помещений (2 расчетных периодов для нежилых помещений), в течение которых среднемесячные показания ИПУ применялись в расчетах.

Необходимо обратить внимание, что из буквального прочтения пункта 59 Правил 354 следует, что количество расчетных периодов, в течение которых в расчетах применяется среднемесячный объем потребления услуги, не зависит от момента начала применения такого объема в первый расчетный период.

Пример: ИПУ, эксплуатируемый в жилом помещении, вышел из строя 21 сентября. В этом случае среднемесячный объем потребления применяется в расчетах платы за коммунальную услугу в течение трех расчетных периодов — сентябрь, октябрь и ноябрь. Расчеты за октябрь и за ноябрь, разумеется, будут идентичны — среднемесячный объем потребления, определенный по ИПУ, умноженный на тариф. Расчет за сентябрь зависит от конкретной даты возникновения неисправности ИПУ. В нашем примере в расчете с 1 по 20 сентября (период исправной работы ИПУ) используется объем, определенный по показаниям ИПУ, с 21 по 30 сентября (период выхода ИПУ из строя) используется среднемесячный объем с учетом доли количества дней, в течение которых прибор был неисправен, от общего количества дней месяца. Всего в сентябре 30 дней, прибор был неисправен в течение 10 дней (с 21 по 30), следовательно, подлежащий оплате объем потребления услуги с 21 по 30 сентября рассчитывается как среднемесячный объем, определенный по показаниям ИПУ, умноженный на 10/30 (1/3 среднемесячного объема). Важно понимать, что при выходе ИПУ из строя 21 сентября использование среднемесячного объема потребления до 21 декабря не предусмотрено, поскольку декабрь будет уже четвертым расчетным периодом, в течение которого используются этот объем, а Правила 354 не предусматривают применение среднемесячного объема более 3 расчетных периодов подряд, при этом не указывается, что такое применение должно быть именно в течение полных расчетных периодов.

Окончание применения среднемесячных показаний

В случае, если прибор учета не был введен в эксплуатацию и предельное количество расчетных периодов, в течение которых применяются среднемесячные показания прибора учета, истекло, то в последующие расчетные периоды расчет в соответствии с пунктом 60 Правил 354 ведется исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Исходя из ранее данных пояснений, такой расчет должен вестись исключительно с начала расчетного периода, следующего за последним из предельного количества расчетных периодов, в течение которых применялись среднемесячные показания прибора.

Дополнительно стоит отметить, что ряд исполнителей коммунальных услуг в вопросе определения даты начала расчета по нормативу в случаях выхода из строя приборов учета ссылаются на пункт 81.13 Правил 354:

Порядок оплаты отопления в МКД, оборудованных ИПУ и ОПУ тепла.

В нашу компанию обратилась УК, в управлении которой находятся новые дома, где все помещения оборудованы ИПУ тепла. Ключевая проблема – правильный расчет платы. По каким формулам производить расчет с потребителями, не сдающими показания ИПУ и принципиально не допускающими представителей УК для проверки счетчиков? Как осуществлять расчет для потребителей, сдавших нулевые показания ИПУ (близкие к нулю) в связи с тем, что они перекрыли арматуру и обогреваются за счет других квартир или электрических радиаторов? Каким образом можно воздействовать на таких собственников?

В настоящей статье попытаемся дать УК практические рекомендации о том, как поступать в таких ситуациях, исходя из действующего законодательства и судебной практики.

Какие формулы применяют при расчете платы за отопление?

В пункте 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг описывается, в каких случаях (при наличии (отсутствии) ОПУ и (или) ИПУ) и по какой формуле исчисляется плата за коммунальные услуги. Согласно данной норме оплата коммунальной услуги по отоплению в МКД осуществляется одним из двух способов: в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

При отсутствии в доме ОПУ размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) из приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Если МКД оборудован ОПУ, но не во всех жилых или нежилых помещениях в нем установлены ИПУ, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(1) и 3(2) из приложения 2 исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенного по показаниям ОПУ.

Если МКД оборудован ОПУ и во всех жилых и нежилых помещениях в нем установлены ИПУ, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) из приложения 2 исходя из показаний таких счетчиков.

В введенном в эксплуатацию новом МКД, оснащенном ОПУ, все помещения оборудованы ИПУ, поэтому следует применять формулу 3(3) и корректировать размер платы один раз в год по формуле 3(4), если органами исполнительной власти соответствующего субъекта РФ установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение календарного года.


Как рассчитывать плату, если показания ИПУ отсутствуют?

Напомним, что согласно п. 36 Правил предоставления коммунальных услуг УК обязана производить расчет только в соответствии с данными правилами. Другими словами, если все помещения в МКД оборудованы ИПУ тепла, расчет все равно следует осуществлять по формулам 3(3) и 3(4), даже если не все потребители передают показания счетчиков.

– о сроках и порядке снятия потребителями показаний ИПУ и передачи соответствующих сведений исполнителю или уполномоченному им лицу;
– о применении в случае непредставления потребителями сведений о показаниях приборов учета информации, указанной в п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг.

Согласно данному пункту плата за коммунальную услугу по отоплению(когда в соответствии с п. 42(1) правил при определении размера платы используются показания ИПУ) определяется исходя из среднемесячного (за отопительный период) объема потребления в следующих случаях:

Во всех перечисленных случаях расчет производится для такого потребителя исходя из среднемесячного объема, но не более трех расчетных периодов подряд. Как определять плату по истечении указанных трех месяцев?

Показания ИПУ не переданы: прошло три месяца.

Как следует из п. 84 Правил предоставления коммунальных услуг, при непредставлении потребителем исполнителю показаний ИПУ в течение шести месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного шестимесячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в МКД, обязан провести проверку и снять показания прибора учета. Значит, в случае непредставления ежемесячных показаний ИПУ самим потребителем в течение шести месяцев исполнитель не только вправе, но и обязан провести проверку показаний ИПУ потребителя.

Однако имеется некоторая нестыковка в этой норме, так как по среднемесячному объему в случае непредставления показаний ИПУ можно производить расчет только три расчетных периода подряд [1], а проверку показаний ИПУ исполнитель обязан провести лишь спустя шесть месяцев.

Возникает вполне справедливый вопрос: каким образом производить расчет в четвертом, пятом и шестом расчетных периодах?В такой ситуации считаем необходимым УК не дожидаться шести месяцев и провести проверку ИПУ спустя три месяца, поскольку данное право у исполнителя есть согласно п. 82 Правил предоставления коммунальных услуг.

Порядок проведения такой проверки изложен в п. 84 правил. Согласно п. 85(3) данного документа в случае составления предусмотренного п. 85 настоящих правил акта об отказе в допуске к прибору учета по истечении трех расчетных периодов с даты составления такого акта исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, а также с учетом повышающего коэффициента начиная с 1 го числа месяца, в котором такой акт составлен. Величина повышающего коэффициента принимается равной 1,5.

Казалось бы, все просто. Если потребитель не представил показания ИПУ:

– первые три месяца УК считает плату по среднемесячному объему потребления (по данным ИПУ за прошедшие периоды);– затем она проводит проверку и, если составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, по истечении трех месяцев рассчитывает плату по нормативу потребления с повышающим коэффициентом (Pi = Six N T х 1,5 x T T ). Данный порядок должен стимулировать потребителя к представлению показаний ИПУ.

Однако п. 85(3) Правил предоставления коммунальных услуг введен в действие только с 01.01.2017, и мы видим, что законодатель не продумал возможность его применения, поскольку не внес изменения в формулу 3(3) из приложения 2 к правилам. Приведем ее для наглядности.

расчет платы за отопление

Vi n – объем (количество) потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении в МКД тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода по показаниям ИПУ в i-м жилом или нежилом помещении, а при оплате равномерно в течение календарного года – исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в i-м жилом или нежилом помещении по показаниям ИПУ за предыдущий год;

Vi одн – объем (количество) тепловой энергии, предоставленной за расчетный период в МКД, оборудованный ОПУ тепловой энергии, за исключением объема (количества) тепловой энергии, потребленной во всех жилых или нежилых помещениях в МКД, который определяется по формуле:

порядок оплаты отопления

V д – объем (количество) потребленной за расчетный период в МКД тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного сезона по показаниям ОПУ, а при оплате равномерно в течение календарного года – исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в МКД по показаниям ОПУ за предыдущий год;

Si – общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в МКД;

Sоб – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД;

T T – тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством РФ.

Получается, что при применении исполнителем норматива потребления для расчета платы за отопление для недобросовестного, не сдающего показания ИПУ потребителя в течение трех расчетных периодов подряд исполнитель будет недополучать плату за отопление в части объема на ОДН.

Дело в том, что в норматив коммунальной услуги по отоплению (N T ) включен расход тепловой энергии не только в помещении, но и на ОДН. Выходит, что в условиях применения норматива при расчете платы для не сдающих показания ИПУ потребителей при расчете платы для потребителей, передающих показания счетчиков, по формуле 3(3) показатель Vi одн уже уменьшен на объем потребления, приходящийся на ОДН, содержащийся в нормативе для потребителя, не сдавшего показания.

Значит, в формуле 3(3) из приложения 2 вместо общей площади (Sоб) было бы логичнее применять общую площадь помещений только тех потребителей, которые сдают показания ИПУ тепла.

При применении формул в имеющемся виде исполнитель будет вынужден за свой счет оплачивать разницу по ОДН, однако с учетом того, что согласно п. 85(3) Правил предоставления коммунальных услуг для недобросовестного потребителя применяется повышающий коэффициент 1,5, расходы исполнителя, вероятнее всего, будут компенсированы.

ИПУ вышел из строя, утрачен: прошло три месяца.

порядок оплаты отопления в МКД

В пункте 81 Правил предоставления коммунальных услуг также сказано, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных счетчиков в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Однако на сегодняшний день нигде не установлена ответственность собственников за невыполнение указанных требований, как, впрочем, нет и механизмов принуждения (см., например, Определение ВС РФ от 19.07.2016 № 1587 О).

Согласно п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг по истечении более трех расчетных периодов подряд плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, рассчитывается в соответствии с п. 42 правил в случае выхода из строя, утраты либо истечения срока эксплуатации ИПУ исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5. Однако п. 42 правил не регулирует порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению. Следовательно, в законодательстве имеется пробел: не предусмотрено, каким образом нужно производить расчет платы за отопление в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию ИПУ тепловой энергии либо истечения срока его эксплуатации по окончании трех расчетных периодов подряд.

В данном случае по аналогии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг было бы логично и для отопления применять расчет платы исходя из нормативов потребления с применением повышающего коэффициента 1,5. Таким способом можно было бы экономическим методом воздействовать на недобросовестных потребителей с целью исполнения ими своих обязанностей по замене и надлежащей эксплуатации ИПУ. Однако с учетом имеющихся норм Роспотребнадзор и органы прокуратуры вряд ли разделят мнение автора. Примеров судебных решений по данной проблеме в нашем распоряжении на сегодняшний день нет.

Обратимся к судебной практике по подобным спорам. В Определении ВС РФ от 14.02.2017 № 309 ЭС16-20560 по делу № А60-58381/2015 по иску РСО о взыскании с абонента задолженности за поставленную тепловую энергию суд не согласился с доводами РСО о необходимости расчетов по тепловым нагрузкам в связи с нахождением в спорный период приборов учета абонента в нерабочем состоянии. Свое решение суд мотивировал необоснованностью заявленных требований исходя из неподтвержденности факта выхода узла учета из строя.

Таким образом, следуя логике суда, до того момента, пока нет документа, подтверждающего выход ИПУ из строя (его утрату, истечение срока эксплуатации), расчет платы за отопление следует производить исходя из наличия ИПУ по формуле 3(3) из приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.

Подобным документом может стать акт проверки состояния ИПУ, составленный исполнителем (напомним, проверка счетчика может проводиться не чаще одного раза в три месяца). Если же потребитель в порядке, предусмотренном п. 81(13) правил, письменно известил исполнителя о неисправности ИПУ, первые три месяца плата исчисляется исходя из среднемесячного объема потребления по формуле 3(3). А затем будет обоснованным применение для расчета платы за отопление для всех потребителей в доме формулы 3(1) с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенного по показаниям ОПУ.


Как производить расчет платы при поступлении нулевых показаний ИПУ (близких к нулю)?

Согласно п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель не вправе:

Отключая внутренние системы отопления жилого помещения от центральных систем отопления, то есть перекрывая арматуру трубы теплоснабжения на вводе в квартиру (в результате чего ИПУ и может зафиксировать нулевое или близкое к нулю потребление тепловой энергии), потребитель нарушает указанные запреты.

Суды приходят к выводу, что если потребитель поставил заглушку на трубу, то он все равно обязан вносить плату за отопление.

Например, в Апелляционном определении Пермского краевого суда от 13.04.2016 по делу № 33 4564/2016 было установлено: ссылка потребителя на тот факт, что услугами РСО потребитель не пользуется, поскольку им поставлена заглушка на трубы теплоснабжения в жилом доме, не может быть признана законной и обоснованной, так как собственник не вправе без разрешительных документов самостоятельно отключать жилой дом от обслуживающих его инженерных систем.

В Апелляционном определении Верховного суда Республики Башкортостан от 07.09.2016 по делу № 33 17739/2016 суд указал, что самовольное отключение квартиры потребителя от центральной системы отопления МКД не свидетельствует о прекращении правоотношений между поставщиком и потребителем коммунальной услуги по отоплению и не освобождает потребителя от исполнения обязанности по ее оплате.

Как видим, в Правилах предоставления коммунальных услуг на сегодняшний день имеются некоторые пробелы. Применять имеющиеся нормы УК следует очень внимательно, чтобы не навлечь выставление штрафов контролирующими органами.

Мы рекомендуем действовать так: если потребитель не подает показания ИПУ, сдает нулевые показания, прибор учета вышел из строя или истек срок его эксплуатации, в течение трех месяцев следует рассчитывать плату за отопление исходя из среднемесячного объема потребления. Спустя три месяца, если потребитель отказал в допуске к ИПУ и это зафиксировано в установленном порядке, возможно начисление платы исходя из норматива потребления с учетом повышающего коэффициента (для остальных потребителей в доме сохраняется расчет по формуле 3(3)). Если же спустя три месяца имеются достоверные сведения, подтвержденные документами, о том, что ИПУ тепла вышел из строя, утрачен либо истек срок его эксплуатации, плата за отопление для всех потребителей в МКД исчисляется по формуле 3(1) (показания ИПУ тепла в ней не учитываются).

[1] До 01.01.2017 данный период также составлял шесть месяцев, однако Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 он был сокращен вдвое, тогда как положение п. 84 Правил предоставления коммунальных услуг осталось неизменным.

Порядок оснащения жилого помещения приборами учета коммунальных ресурсов, ввода их в эксплуатацию, замены, обеспечения надлежащего содержания и своевременной поверки регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета). В соответствии с п. 81(4) Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета. Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию. По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, который составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию. Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета. Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы. Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. При этом необходимость очередной поверки приборов учета, в том числе зависит от истечения межповерочного интервала, определенного паспортом на прибор, которым потребителям необходимо руководствоваться при принятии соответствующего решения. Согласно п. 81 (12) Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. Следовательно, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, начисление платы за коммунальные услуги производится исходя из норм п.59-60 Правил, т.е. в течение 3 месяцев начисления производятся исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев, а затем исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению с применением повышающего коэффициента.Осуществление регионального государственного жилищного надзора за предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определением размера и внесением платы за коммунальные услуги, обеспечением энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащением приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатацией таких приборов, входит в компетенцию государственного органа жилищного надзора.

Прокуратура
Ненецкого автономного округа

Прокуратура Ненецкого автономного округа

23 октября 2018, 16:34

О порядке оснащения жилого помещения приборами учета коммунальных ресурсов, ввода их в эксплуатацию, замены, обеспечения надлежащего содержания и своевременной поверки

Порядок оснащения жилого помещения приборами учета коммунальных ресурсов, ввода их в эксплуатацию, замены, обеспечения надлежащего содержания и своевременной поверки регламентируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета). В соответствии с п. 81(4) Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета. Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию. По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию, который составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию. Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета. Ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы. Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. При этом необходимость очередной поверки приборов учета, в том числе зависит от истечения межповерочного интервала, определенного паспортом на прибор, которым потребителям необходимо руководствоваться при принятии соответствующего решения. Согласно п. 81 (12) Правил прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета. Следовательно, потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, начисление платы за коммунальные услуги производится исходя из норм п.59-60 Правил, т.е. в течение 3 месяцев начисления производятся исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев, а затем исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению с применением повышающего коэффициента.Осуществление регионального государственного жилищного надзора за предоставлением коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, определением размера и внесением платы за коммунальные услуги, обеспечением энергетической эффективности многоквартирных домов и жилых домов, их оснащением приборами учета используемых энергетических ресурсов и эксплуатацией таких приборов, входит в компетенцию государственного органа жилищного надзора.


6 ноября 2019 года Верховный суд РФ рассматривал дело АКПИ19-699 о признании частично недействующими п.59(1), 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в части, допускающей для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года.

Все началось с того, что жители одного из многоквартирных домов в летний (неотопительный) период продолжали получать счета за отопление, хотя фактически данная услуга им не предоставлялась.

В ходе судебного разбирательства установлено, что административные истцы, они являются собственниками квартир в многоквартирном доме, пользуются коммунальной услугой отопления. Поставка коммунального ресурса осуществляется на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением общего собрания собственников; обслуживание общего имущества осуществляет ТСЖ.

Дом, в котором проживают истцы, оборудован коллективным узлом учета потребляемой теплоэнергии. С момента установки узла учета собственники квартир оплачивали фактически потребленное количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона.

Согласно ответу Поставщика от 24 июля 2019 г. основанием для начисления платы за отопление в летний период является несоответствие общедомового прибора учета тепловой энергии требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, а именно истечение в марте 2019 г. межповерочного интервала на элемент ОДНУ.

По состоянию на 11 июня 2019 г. все элементы ОДНУ прошли поверку и технически исправны. Однако составить акт о допуске прибора учета в эксплуатацию невозможно, т.к. коммунальный ресурс с 24 апреля 2019 г. не поставлялся, вина потребителей в невозможности ввода ОДПУ в эксплуатацию отсутствует.

На запрос Поставщик указал, что восстановление работоспособности ОДПУ в их жилом доме путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период, но оплата отопления на основании пунктов 59, 60(1) Правил должна производиться потребителями именно до восстановления работоспособности ОДПУ, вне зависимости от того, завершен отопительный сезон или нет.

Представители административного ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, 5 федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. № 897 (постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. № 344 Правила дополнены пунктами 59(1) , 60(1).

Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59(1) Правил предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.

По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, пункт 60(1) Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления.

Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют нормам жилищного и гражданского законодательства. Так, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (часть 1 статьи 157). Регулируя отношения по энергоснабжению, по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544, статья 548).

Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Оспариваемые положения пунктов 59(1), 60(1) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующими пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, отказать.

Читайте также: