Отличие автостоянки от парковки судебная практика

Обновлено: 16.05.2024

Давайте обсудим отличие парковки от стоянки, поскольку многие водители не хотят понимать разницы между терминами.

На деле, стоянка осуществляется только в строго отведенных для этого местах, а кратковременная остановка транспорта не требует специальных мест.

При работающем двигателе, если водитель находится внутри автомобиля, недолгую остановку можно сделать почти в любом месте.

Парковка может осуществляться бесплатно на непродолжительное количество времени, желательно, чтобы водитель не упускал из поля зрения свой автомобиль и в любое время к нему мог вернуться.

Стоянка может осуществляться только в отведенных для этого местах. За нарушение правила стоянки грозит штраф.

В настоящее время вносятся изменения в правила стоянки. Особенно акцентируется внимание на соблюдение правил стоянки машин в зоне жилой застройки у частных и многоквартирных домов.

Определение

Парковка

— это место, где любое транспортное средство можно перевести в нерабочее состояние и оставить на непродолжительное время. Особенностью является возможность бесплатной остановки автомобиля.

Стоянка

— это место, где автовладелец может оставить свой транспорт на длительное время и за определенную плату переложить ответственность за сохранность автомобиля сотруднику стоянки. Также это понятие относится к гаражам и закрытым сооружениям.

Что говорит закон

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ предусмотрено, что нарушение остановки и стоянки транспортных средств, за исключением некоторых случаев, влечет административную ответственность по статье 12.19 КоАП РФ.

Норма права предусматривает следующее:

Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере 2000 рублей.

Указанные нарушения, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влекут наложение административного штрафа в размере 3000 рублей.

Жалоба на неправильную парковку

. Такая потребность имеется в городах и на автомобильных дорогах. Особенно она велика в административных центрах, зоне торговых, культурно-просветительных учреждений, а также возле транспортных узлов и крупных жилых зданий. На автомобильных дорогах возникает необходимость во временных стоянках, независящая от расположения перечисленных объектов тяготения, а связанная с необходимостью отдыха водителей, осмотра транспортных средств и т. д.

Классификация временных стоянок

. Временные стоянки в городах подразделяют на уличные, т. е. когда стоянка разрешена непосредственно на проезжей части, и внеуличные, т. е. удаленные от проезжей части. Уличные стоянки иногда называют также околотротуарными, так как стоящие автомобили согласно Правилам дорожного движения в основном должны располагаться непосредственно около бордюра тротуара (в определенных случаях разрешается размещать легковые автомобили и по краю тротуара). Способ постановки автомобилей на стоянках может определяться линиями разметки и дополнительными табличками 7.6.1–7.6.9 к знаку 5.15.

Внеуличные стоянки могут быть устроены на открытых площадках, на крышах зданий, в специальных гаражах-стоянках одно- или многоэтажного типа. Сооружают гаражи-стоянки надземного и подземного типов. Многоэтажные гаражи-стоянки в зависимости от способа перемещения в них автомобилей подразделяют на рамповые и механизированные. В рамповых гаражах автомобили передвигаются своим ходом, а в механизированных – при помощи специальных лифтов или конвейеров. Необходимость в многоэтажных гаражах-стоянках возникает, в первую очередь, в тех местах, где невозможно выделить достаточную площадь для устройства стоянки-площадки, что характерно для центральных деловых районов крупных городов.

Зарубежные данные показывают, что в крупных городах с высоким уровнем автомобилизации подавляющее число мест для временной стоянки обеспечивается за счет внеуличных стоянок. Все временные стоянки могут быть платными и бесплатными. Взимание платы, размер которой обычно определяется продолжительностью пребывания автомобиля на стоянке, не только позволяет возместить строительные и эксплуатационные расходы, но и, как показывает опыт, обеспечивает более рациональное использование стоянки владельцами автомобилей. Значительное распространение в связи с этим в наиболее стесненных центральных кварталах многих зарубежных городов получили стоянки, на которых каждое место оборудовано специальным счетчиком-паркометром индивидуального или коллективного пользования.

Временные стоянки около автомобильных дорог организуют, как правило, на открытых площадках, так как в этих условиях обычно нет необходимости размещать в одном месте большое число автомобилей. Вместе с тем важно обеспечить достаточную частоту расположения мест стоянки.

Режим стоянок 3-го типа вводят на отдельных улицах, пропускная способность которых в пиковое время при наличии стоящих автомобилей недостаточна. Он может быть введен также в определенные часы в связи с необходимостью выполнения специальных погрузочно-разгрузочных работ, уборкой улиц или самих площадок для стоянки. Такой же режим может применяться и на внеуличных стоянках-площадках (например, расположенных около административных и культурных центров), чтобы предотвратить превращение их в место постоянного хранения личных автомобилей. Схема, отображающая основные классификационные признаки временных стоянок, предназначенных для паркирования автомобилей, приведена на рис. 9.8

Определение размеров стоянок

. При определении необходимой площади для стоянки автомобилей следует исходить из уровня автомобилизации в регионе преобладающего типа автомобилей, для которых она рассчитывается, мощности обслуживаемого объекта притяжения и ожидаемой средней длительности пребывания автомобилей на стоянке в период интенсивного спроса. Площадь одного места принимается обычно 20–25 м 2 для легковых автомобилей и 40–85 м 2 для грузовых и автобусов.

Продолжительность пребывания легковых автомобилей зависит прежде всего от характера обслуживаемого объекта и цели поездки. Можно назвать следующие характерные цели поездок: на работу (учебу); служебно-деловые (в рабочее время); культурно-бытовые, экскурсионно-туристские и др. Наименьшая продолжительность единовременной стоянки наблюдается при служебно-деловых поездках и посещении торговых и бытовых предприятий. Длительность нахождения автомобиля на таких стоянках не превышает 1 – 1,5 ч. Время нахождения на стоянке у зрелищных предприятий определяется продолжительностью представления. Наибольшее время нахождения автомобилей на стоянках при поездках на работу определяется длительностью рабочего дня. Как показывают исследования, на продолжительность пребывания автомобиля на стоянках почти всех видов существенно влияют размеры города. В крупнейших городах по сравнению с малыми время стоянки увеличивается примерно вдвое.

СНиП 2.07.01–89* содержит нормативы, которые предназначены для градостроительного проектирования и могут быть использованы для обоснования оперативных мер по организации временных стоянок. Нормы рассчитаны на уровень автомобилизации до 250 авт./1000 чел., а при больших значениях должны быть увеличены.

Отдельные площадки или околотротуарные зоны должны быть выделены для автомобилей-такси в местах, где имеются резервы пропускной способности.

Парковка — болезненная тема для жителей больших городов, особенно столичных: Москвы, Киева, Санкт-Петербурга. В данной статье попробуем разобраться с правилами парковки, чтобы однажды вам не довелось видеть, как на эвакуаторе увозят ваш автомобиль.

Данные вопросы детально расписаны в разделе 12 Правил Дорожного Движения.

Оставлять авто дольше, чем на пять минут разрешено:

  • не ближе 5-ти метров от зебры или перекрестка;
  • в 15-ти метрах, но не ближе, от остановок маршрутных транспортных средств;
  • 50 метров от ж/д переездов.

Также в данном разделе ПДД перечисляются различные дорожные знаки, в зоне действия которых парковка и остановка разрешены. Так, в условиях городских тесных улиц автомобили можно ставить параллельно тротуару. Иногда под знаком 6.4 вывешивается табличка 8.6.1-8.6.9, на ней изображено, как именно можно в данном месте припарковать машину — параллельно или перпендикулярно бордюру, на тротуаре и так далее.

По умолчанию, — если нет никаких запрещающих знаков, сплошной, прерывистой (зигзагообразной) желтой разметки, — автомобиль паркуйте:

  • параллельно краю проезжей части;
  • по правому краю (если дорога односторонняя, то разрешается и по левому);
  • на обочине.

Если вы находитесь в длительном путешествии и вынуждены заночевать в пути, то нужно на автомагистрали искать знаки сервиса — Кемпинг, Место отдыха.

Останавливаться же на обочине для длительной стоянки, особенно в темное время суток, запрещается.

Где чаще всего возникают нарушения

Часто бывает так, что припаркованные машины на проезжей части придомовой территории, затрудняют работу коммунальных служб, мешают работе спецтранспорта для обслуживания МКД или просто проезду транспорта.

Примерами неправильной парковки во дворе, являются случаи долгосрочной остановки и оставления транспортного средства непосредственно:

  • у мусорных контейнеров, которые должны иметь постоянный доступ со стороны жителей и коммунальных служб;
  • у подъезда;
  • у прохода на детскую площадку и т.п.

Если такой случай возник или имеет место факт систематического нарушения правил парковки во дворе жилого многквартирного дома и Вас это беспокоит, то можно обратиться в органы ГИБДД и сообщить известные Вам данные, зафиксированные на фото или видео. Водителю в таком случае грозит штраф, а возможно, и эвакуация ТС на штрафстоянку.




Виды парковок для автомобилей по назначению.

Характеристики, связанные со специализированным использованием автомобилей, для которых предназначается тот или иной вид стоянки, согласно Правилам ДД РФ, обозначаются дорожным знаком 6.4 (приведен выше) с установленными с ним информационными табличками или разметкой. Для наглядного ознакомления с данными видами приведены следующие картинки:

Незаконное заграждение парковочного места, в России является достаточно популярным. В большей степени за такими участками осуществляется контроль с помощью систем видеонаблюдения и сразу после того как ТС начнёт парковаться к нему подходит человек, интересующийся о цели его прибытия. Со стороны закона, сделать они ничего не могут поэтому любой автовладелец имеет право поставить сюда свою машину. Однако, поступив аналогичным образом, есть вероятность обнаружения машины на парковке задетой острым предметом, оставившим глубокий след на лако-красочном покрытии.

Чем отличается автостоянка от парковки и как владельцу добиться компенсации за поврежденную..

Владельцы платных автостоянок зачастую отказываются нести ответственность за сохранность машин, мотивируя тем, что предоставляют всего лишь услуги парковки

Киевлянин Александр Бондарь приехал на курорт подлечиться, а вместо отдыха вынужден был заниматься ремонтом своей иномарки: оставив на платной стоянке возле санатория свою машину, обнаружил ее с разбитым лобовым стеклом. Владельцы охраняемой стоянки отказались оплачивать установку нового стекла, ссылаясь на то, что они предоставляют только услуги парковки, а значит, не несут ответственность за сохранность авто.

Я подозвал охранника и показал ему разбитое стекло, но тот заявил, что не имеет к этой проблеме никакого отношения. Пришлось вызывать его начальника. Часа три продолжалось разбирательство, в результате которого мне заявили, что… я сам разбил лобовое стекло своей машины и решил обвинить в этом охранников, чтобы получить плату за замену стекла.

В чем принципиальная разница этих двух понятий и на какие нормативные документы необходимо сослаться.

Парковочное место у здания жилого дома не предназначено для хранения автотранспорта (ночная стоянка), только для временного хранения (посадки/высадки поссажиров).
Стоянка же предназначена для хранения автотранспорта (поставил и ушел (в армию хы-хы)). Стоянка есть организованная зона для хранения автотранспорта и на ней надо всякие вещи организовывать типо противопожарных проездов и планов эвакуации.
а различия по габаритам особо никаких.
есть СНиП 21-02-99 "Стоянки автомобилей" - занятный документ

А кокое минимальное расстояние должно быть до стен жилого дома если устраивать парковку -? , но не стоянку.

Парковочное место у здания жилого дома не предназначено для хранения автотранспорта (ночная стоянка), только для временного хранения (посадки/высадки поссажиров).
Стоянка же предназначена для хранения автотранспорта (поставил и ушел (в армию хы-хы)). Стоянка есть организованная зона для хранения автотранспорта и на ней надо всякие вещи организовывать типо противопожарных проездов и планов эвакуации.

Ересь. Открытая стоянка = парковка, разницы никакой, название "парковка" просто импортное.
Расстояния определяются по СП 42.13330.2011 "Градостроительство. ", п. 11.25 и менее 10 м. от окон быть не может.

Поддерживаю мнение arch.
Парковочное место - это место под один автомобиль на любой стоянке/парковке (открытой/закрытой, временной/постоянной и т.д. и т.п.)
Нормативы по расстояниям - таблица в п.11.25 СНиП "Градостроительство" или таблица 7.1.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03* - они практически повторяют друг друга. Есть, правда, отступления в санитарных нормах (примечание 11 к таблице 7.1.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03*) по части гостевых стоянок жилых домов.

Offtop: Хотя на Багамских островах, возможно, всё по другому. И трава зеленее.

Автомобиль, если их набирается менее 10 шт., не может стоять ближе 10 м от здания, если больше, не менее 15 м, технический регламент РК по пожарной безопасности, такие же требования, надеюсь, в России, поэтому меня несколько удивил сюжет по ТВ из СПб, где на машину, стоящую у дома, свалилась сосулька, с вопросом кто виноват? сам виноват, и кто будет компенсировать ущерб? никто. Не стой под грузом и стрелой, а машину ставь подальше от сосулек, на расстоянии не ближе 10 м от здания!

ну так все же на каком расстоянии возможно устраивать ну пусть не стоянку (круглосуточную с ней все понятно), а парковку, ведь норм как то про это нет и ничего не написано про эти сосульки.

какое расстояние для парковки от стен здания.

а как же мне быть с мудил. которые в метре от моих окон ставять свои авто, значить я на них могу смело ну там пепел стряхивать, мусор кидать, а в ночное время и покакать на крышу. Да и мне ничего не будет Да arch.

А если кто что предъявит смело сказать: Ой бабаньки само вывалилось

Швыряние мусора из окон подпадает под административную/уголовную ответственность и к строительным нормативам отношения не имеет.
И пепел стряхивать тоже небезопасно.

нет дружище если лицо нарушает закон то последвие т.е. к примеру каканье на крышу его авто это уже не противозаконно в отношении порчи имущества (авто), а лишь всего нарушение морально-этического порядка (аморалка), ну может штрафу как за пописал где попало дадут в 250 р. и все.

Так что всяким автолюбителям нужно дасно начать срать на голову, т.е. на крышу что бы к порядку приучить этих трутней.

а лишь всего нарушение морально-этического порядка (аморалка), ну может штрафу как за пописал где попало дадут в 250 р. и все.

Э нет. Демонстрация гениталий прилюдно - это хулиганство как минимум. А при желании и на развратные действия можно переквалифицировать.

Разъясните пожалуйста: как принимать расстояние от автомобилей до общественного здания, по СП 4.13130.2013 п. 6.11.2 или по СП 42.13330.2011, п. 11.25, табл. 10?
СП 4.13130.2009 вроде как не действует?
У меня стоянка на 300 а/м. Рядом - общественное здание.

Разъясните пожалуйста: как принимать расстояние от автомобилей до общественного здания, по СП 4.13130.2013 п. 6.11.2 или по СП 42.13330.2011, п. 11.25, табл. 10?
СП 4.13130.2009 вроде как не действует?
У меня стоянка на 300 а/м. Рядом - общественное здание.

СП 4.13130.2013 определяет расстояние без учёта количества автомобилей, только по параметрам пож. безопасности, не менее 15 м.
А СП 42.13330.2011 учитывает санитарные нормы, в зависимости от количества машин. (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)
В вашем случае расстояние от окон здания будет 25 м.

Хочу еще раз поднять эту тему.
В СП 42.13330.2011 есть определение как стоянки так и парковки, значит это не одно и тоже.
В СП 42 таблица 10 "11.25 Расстояния от . открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей" и ни слова о парковке.
В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Разрыв от автостоянок и гаражей-стоянок до зданий различного назначения следует применять по таблице 7.1.1." тоже ни слова о парковке. Правда есть "паркинг", но что они имеют ввиду (определение) нигде не нашел, может не по глазам.
Так все таки есть разница между стоянкой и парковкой или нет? Может есть какое разъяснение?
PS. Кстати, расстояние от стоянки на 20 машин до территории детского сада по СП - 25 метров, по СанПиН для того же - 50 метров. Где "сермяжная" правда?
И попробуйте отыскать свободное место внутри микрорайона для парковки на расстоянии 50 метров.

Хочу еще раз поднять эту тему.
В СП 42.13330.2011 есть определение как стоянки так и парковки, значит это не одно и тоже.
В СП 42 таблица 10 "11.25 Расстояния от . открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей" и ни слова о парковке.
В СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Разрыв от автостоянок и гаражей-стоянок до зданий различного назначения следует применять по таблице 7.1.1." тоже ни слова о парковке. Правда есть "паркинг", но что они имеют ввиду (определение) нигде не нашел, может не по глазам.
Так все таки есть разница между стоянкой и парковкой или нет? Может есть какое разъяснение?

Её нет.
Могу поделиться опытом:
В прошлом году протащили через экспертизу парковочный карман на 7 машиномест, который располагался в уширении проезжей части существующей улицы. Карман этот был намечен ещё в проекте планировки и межевания квартала, но располагался у нас в проекте в 6 метрах от жилого многоквартирного здания с встроенно-пристроенными общественными помещениями, что не соответствует нормам для стоянок. Обосновали экспертизе такое решение тем, что это не стоянка, а открытая гостевая парковка, предназначенная для временной остановки автомобилей посетителей здания и необходимая для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства. В проектируемом здании была запроектирована нами встроенно-пристроенная стоянка, предназначенная для хранения автомашин вледельцев помещений в здании.

Вопрос житейский, но тем не менее, для автолюбителей крайне важный. Речь пойдет о соотношении договоров хранения и аренды при использовании парковочного места.

Представим ситуацию: Вы заключили Договор на предоставление услуг по организации парковки автотранспорта. В Договоре прописаны следующие условия:

Как будете действовать в данной ситуации и на что давить?

Специалист в области процессуального права

Правовые аспекты электронной коммерции

Правовые аспекты электронной коммерции

Гражданское право: основные проблемы

Гражданское право: основные проблемы

Комментарии (12)

На мой взгляд, исходя из позиции ВС ранее озвученной, это автостоянка, т.к охрана территории, организация контрольно-пропускного пункта и т. д следовательно исполнитель несёт ответственность за сохранность! Если исполнитель по п.3 заключил договор с организацией на охрану автостоянки, то в последующем он может предъявит ему регрессные требования.

Буду в суде пытаться доказать, что оставил автомобиль на "автостоянке" в том смысле, как это понимает ВС.
Но думаю, что будет тяжело добиться компенсации, так как на стороне Ответчика будут условия Договора в котором, сказано, что ООО "__" должно было заключить Договор об охране автостоянке. При этом из представленной части Договора не сказано, что ООО "__" обязано обеспечить охрану транспортного средства. В Договоре речь идет об охране стоянке, то есть фактически куска асфальта, шлагбаума и забора, а охранять автомобили никто не обязан. Поэтому такой Договор для видимости от честных людей, реально интересы владельца авто не защищает.

Дмитрий,
но с другой стороны, у меня в договоре есть пункт, предусматривающий право на парковку только автомобиля, прямо указанного в договоре. Похоже на хранение.
Если же мы будем говорить только об аренде машиноместа, то получается, что на это место я могу поставить хоть грузовик с самосвалом (лишь бы только поместились).

Маргарита думаю, что в суде спор о том, на что была на самом деле направлена воля сторон. Собственник автомобиля будет доказывать, что целью заключение Договора было обеспечить сохранность автомобиля, так как в противном случаи он мог бы поставить автомобиль бесплатно, где-то рядом. Представители автостоянки будут доказывать, что целью заключения Договора было представить кусок асфальта без обязательства сохранить автомобиль.

Охранять - не означает любой ценой обеспечить сохранность.

При хранении риск повреждения или гибели имущества принимает на себя хранитель, причем независимо от своей вины.

Обязаться оказать услуги по охране - не значит принять на себя такой риск.
В таком случае, на мой взгляд, не исключено взыскание убытков, но лишь когда доказано, что ненадлежащее оказание услуг по охране (а не особая хитрость и искусность злоумышленников) повлекло причинение ущерба.

Заодно надо условия договора просмотреть через призму п. 1 ст. 16 ЗоЗПП. То есть сравнить условия с правилами закона. Что лучше для потребителя, то и применяется к отношениям

Т.е. ответчик пострадал, по сути, в связи с его пренебрежительным отношением к оформлению документов между сторонами.
Особенно, если учесть "исполнитель обязан возместить убытки, причиненные потребителю, если иное не предусмотрено договором" в п. 32 Правил оказания услуг автостоянок.

А сам по себе вопрос "аренда/хранение" был известен и до позиции ВС РФ.
Например, Постановление ФАС МО от 10 апреля 2013 г. по делу N А41-25266/12:

В Вашем случае - смешанный договор: аренда + ВОУ, в том числе оказание охранных услуг.
Учитывая:

следует признать наличие возложения исполнения в части охранных услуг на третье лицо.
Ответственность за действия третьих лиц - на должнике (ст. 403 ГК РФ).

Можно вспомнить Определение ВС РФ от 22 января 2015 г. по делу N 306-ЭС14-1977:

И пытаться взыскать с должника (ООО) убытки, связанные с ненадлежащим исполнением последним своих обязанностей. Не помешает предварительно исследовать весь текст договора :)

А с лицензированной организацией уже сам должник будет спор разрешать, если таковой будет.

Различия понятий остановка и стоянка. Правила выполнения остановки и стоянки.

В этой статье речь пойдет о различиях понятий остановка и стоянка, а также о правилах дорожного движения, относящихся к выполнению остановки и стоянки. Кроме того, будут рассмотрены и возможные штрафы за неправильную парковку транспортных средств.

Различия понятий остановка и стоянка

В первую очередь давайте разберем разницу между понятиями остановка и стоянка. Это позволит в дальнейшем рассматривать правила для каждого из маневров по отдельности.

Если говорить максимально просто, то эти понятия различаются по своей длительности. Остановка - короткий маневр, а стоянка - маневр длинный. Однако это не все их различия, поэтому обратимся к пункту 1.2 правил дорожного движения:

"Остановка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

"Стоянка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

В первую очередь и остановка, и стоянка являются преднамеренным прекращением движения, то есть они осуществляются по желанию водителя. Не нужно путать их с прекращением движения в соответствии с ПДД (например, чтобы пропустить пешеходов на переходе) и с вынужденной остановкой:

Преднамеренное прекращение движения транспортного средства является остановкой в двух случаях:

  • Если автомобиль не двигался менее 5 минут. При этом не имеет никакого значения, чем занимались в это время водитель и пассажиры.
  • Если транспортное средство остановилось для посадки или высадки пассажиров либо для погрузки или разгрузки грузов. При этом не имеет значения длительность маневра.

Все остальные преднамеренные прекращения движения (длительностью 5 минут и более и не связанные с посадкой пассажиров и выгрузкой грузов) являются стоянкой.

Длительность менее 5 минутДлительность более 5 минут
Происходит посадка/высадка пассажиров или загрузка/разгрузка грузовостановкаостановка
Отсутствует посадка/высадка пассажиров или загрузка/разгрузка грузовостановкастоянка

Еще раз про длительность маневра. 4 минуты 59 секунд - остановка. 5 минут 0 секунд - стоянка.

Еще раз про загрузку/разгрузку грузов. Если водитель вышел покурить на 10 минут, то имеет место стоянка. Если водитель вышел покурить на 10 минут и достал для удобства из багажника табуретку (груз), то имеет место остановка.

Правила выполнения остановки и стоянки в 2021 году

Правила дорожного движения, относящиеся к выполнению остановки и стоянки, располагаются в главе 12:

Где можно ставить транспортное средство?

На правой стороне дороги

Рассмотрим пункт 12.1 ПДД:

12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.


1. Если справа от проезжей части есть обочина, то автомобили разрешается ставить только на обочине. Если обочина занята другими автомобилями или чем-то еще, то ставить автомобили на проезжей части не разрешается.

2. Ставить автомобили на проезжей части можно только в случае отсутствия обочины. При этом машина должна стоять у края проезжей части, то есть у бордюра.

В населенных пунктах паркуется огромное количество автомобилей и чтобы встать рядом с бордюром придется выполнить парковку задним ходом. Водитель, который не умеет выполнять параллельную парковку и оставляет машину в метре от края проезжей части, является нарушителем.

3. В исключительных случаях можно ставить автомобили и на тротуаре. Ниже данная ситуация будет рассмотрена более подробно.

На левой стороне дороги

Рассмотрим вторую часть пункта 12.1:

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

На левой стороне дороги можно останавливаться только в населенных пунктах и только в следующих случаях:

1. На двухполосных дорогах (по одной полосе в каждом направлении) без трамвайных путей посередине. Если трамвайные пути расположены слева или справа, то они не запрещают остановку на левой стороне дороги.


Примечание. На практике на дороге может быть нанесена сплошная линия разметки, которая не позволит выполнить остановку или стоянку на левой стороне дороги.

2. На дорогах с односторонним движением также разрешена стоянка на левой стороне. В данном случае наличие или отсутствие трамвайных путей не играет абсолютно никакого значения.


Грузовые автомобили тяжелее 3,5 тонн (категория С) могут останавливаться на левой стороне дорог с односторонним движением только для загрузки или разгрузки. Т.е. на дороге с односторонним движением грузовик не может на левой стороне дороги:

  • выполнить стоянку;
  • остановиться на время менее 5 минут (без погрузки);
  • остановиться для посадки или высадки пассажиров.

Однако водитель грузовика может встать на стоянку на правой стороне дороги с односторонним движением.

Как ставить транспортное средство?

Параллельно краю проезжей части

Ответ на вопрос как ставить транспортное средство дается в пункте 12.2 правил дорожного движения:

12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Таким образом транспортные средства должны стоять параллельно краю проезжей части и при этом как можно ближе к этому самому краю.

Если водитель не умеет выполнять параллельную парковку и попытается припарковаться передом на небольшом расстоянии, то с большой долей вероятности он поставит автомобиль под углом. Такая парковка является нарушением правил дорожного движения, и за нее предусмотрен штраф, речь о котором пойдет ниже.


Отдельно стоит рассмотреть правила парковки двухколесных транспортных средств (мотоциклов, скутеров, мопедов, велосипедов). Их разрешается ставить в 2 ряда, т.е. один из мотоциклов может стоять и не у края проезжей части.

Под углом к краю проезжей части

Отдельный абзац пункта 12.2 регламентирует постановку транспортных средств под углом:

Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 - 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Ставить транспортные средства под углом к проезжей части разрешается только в тех местах, где имеется местное уширение проезжей части, и только в том случае, если на это указывают одновременно дорожные знаки и дорожная разметка.


На тротуаре

Последний абзац пункта 12.2 посвящен остановке и стоянке транспортных средств на тротуарах:

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 - 8.6.9.

Речь идет о следующих знаке и табличках:

6.4 "Место стоянки".

8.4.1 - 8.4.8 "Вид транспортного средства". Указывают вид транспортного средства, на который распространяется действие знака.

8.6.1 - 8.6.9 "Способ постановки транспортного средства на стоянку". 8.6.1 указывает, что все транспортные средства должны быть поставлены на стоянку на проезжей части вдоль тротуара; 8.6.2 - 8.6.9 указывают способ постановки легковых автомобилей и мотоциклов на околотротуарной стоянке.

Обратите внимание на то, что на тротуаре могут стоять только легковые автомобили, мотоциклы, мопеды и велосипеды. Причем только при наличии соответствующих знаков.

Кроме того, транспортные средства должны стоять именно так, как это изображено на табличке:


Обратите внимание, только на 6 из 9 табличек изображена постановка автомобиля на тротуаре. 3 таблички предусматривают остановку около тротуара. Однако на все транспортные средства распространяется только первая табличка.

Запрещается ставить на тротуар любые грузовые автомобили, причем не только категории C, но и категории B. При этом все грузовые автомобили должны останавливаться только параллельно краю проезжей части, а при наличии на дороге одной из табличек 8.6.2 - 8.6.9 не могут останавливаться вообще.

Также нарушением правил является и остановка легкового автомобиля или мотоцикла на тротуаре при отсутствии соответствующей таблички.

Перейдем к штрафам за нарушение правил остановки и стоянки.

Штрафы за неправильную парковку в 2022 году

Штрафы за нарушения правил парковки, рассмотренные в этой статье, могут быть наложены по статье 12.19 кодекса об административных правонарушениях:

Остановка или стоянкаВ Москве или Санкт-ПетербургеВ других регионах
на железнодорожном переезде1 000 рублей или
лишение прав на 3-6 месяцев
на месте для инвалидов5 000 рублей
на пешеходном переходе3 000 рублей1 000 рублей
на тротуаре3 000 рублей1 000 рублей
на остановке общественного транспорта или такси3 000 рублей1 000 рублей
на трамвайных путях3 000 рублей1 500 рублей
далее первого ряда3 000 рублей1 500 рублей
в тоннеле3 000 рублей2 000 рублей
с созданием препятствий
для других ТС
3 000 рублей2 000 рублей
в зоне действия
запрещающих знаков
3 000 рублей1 500 рублей
в других случаях2 500 рублейпредупреждение или 500 рублей

В 2021 году наказания за неправильную остановку и стоянку являются не слишком высокими, поэтому многих водителей они не останавливают. Даже на "самых дорогих" местах для инвалидов нередко стоят автомобили нарушителей.

Также следует сказать и о том, что существует дополнилеьный перечень мест, в которых запрещаются остановка и стоянка. Они рассмотрены в отдельной статье:

Читайте также: