Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка судебная практика

Обновлено: 05.05.2024

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1199/17 по административному иску Фролова В.П. к департаменту градостроительства г.о. Самара, министерству строительства Самарской области о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, возложении обязанности возобновить рассмотрение заявления,

Фролов В.П. обратился в суд с административным иском к департаменту градостроительства г.о. Самара, министерству строительства Самарской области о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, возложении обязанности возобновить рассмотрение заявления.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Фролов В.П. просил признать отказ департамента градостроительства г.о. Самара в форме распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, незаконным и не подлежащим применению, обязать уполномоченный орган государственной власти Самарской области возобновить рассмотрение заявления № от ДД.ММ.ГГГГ. о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Административный истец Фролов В.П. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца по доверенности Павлова Т.В. в судебном заседании требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Административный ответчик - департамент градостроительства г.о. Самара, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил возражения на иск.

Административный ответчик - министерство строительства Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заинтересованные лица - департамент городского хозяйства и экологии администрации г.о. Самара, администрация Кировского внутригородского г.о. Самара, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Согласно ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Установлено, что Фролов В.П. является ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ. Фролов В.П. обратился к административному ответчику с заявлением о предварительным согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов.

Распоряжением департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № Фролову В.П. отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, имеющего следующие характеристики: площадь - 762кв.м, адрес (местоположение): , кадастровый квартал №, территориальная зона малоэтажной смешанной жилой застройки (Ж-2), категория земель - земли населенных пунктов; основанием отказа является: земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ (подп.2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ). Предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ). Рассматриваемый земельный участок согласно заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка испрашивается Фроловым В.П. в собственность бесплатно. Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, и представленным документам испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования.

Из выписки из ИСОГД г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. департамента градостроительства г.о. Самара следует, что часть испрашиваемого земельного участка расположена в зоне малоэтажной смешанной жилой застройки (Ж-2), на часть земельного участка установлены ст. 30 Правил застройки и землепользования в , утвержденных постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ. №, часть объекта расположена на территории общего пользования, имеются ограничения - охранная зона высоковольтного электрического кабеля. Также указано, что часть земельного участка расположена на территории занятой зелеными насаждениями, п. 12 ст. 85 ЗК РФ дает определение понятию земельные участки общего пользования - зеленые участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами и могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Действующими правилами благоустройства территории г.о. Самара, утвержденными Постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. №, установлен запрет на уничтожение и повреждение деревьев, кустарников и газонов на земельных участках, на которых расположены зеленые насаждения, и обязанность землепользователей, землевладельцев и арендаторов указанных земельных участков при их использовании обеспечивать сохранность зеленых насаждений.

Граница испрашиваемого земельного участка находится на расстоянии 3 м от забора, ограждающего земельный участок №, проход шириной 3м необходим для обеспечения данного земельного участка доступом к землям общего пользования.

Из заключения ООО ГП « от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что указанный земельный участок расположен вдоль улицы, вблизи от границы лесов, расположенных на землях иных категорий (городские леса) квартала № лесничества.

Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится, в частности, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использование, охрана, защита, воспроизводство городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.

Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. N 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1.1 названных Правил, зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.

По смыслу данных норм ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда.

Из представленных ответчиком - департаментом градостроительства г.о. Самара выкипировки из ИСОГД г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 100,101), схемы расположения земельного участка (л.д. 102) не следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в местах общего пользования, относится к территории зеленого фонда.

В силу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков и резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 главы 24 Правил, данные предписания распространяются на зеленые насаждения, находящиеся на земельных участках, расположенных на территории городского округа: зеленые насаждения на территории общего пользования - территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, парки, бульвары, детские, спортивные и спортивно-игровые площадки и площадки для выгула собак; зеленые насаждения на территории ограниченного пользования; зеленые насаждения специального назначения.

Доказательств, свидетельствующих о том, что на испрашиваемом Фроловым В.П. земельном участке имеются зеленые насаждения, суду не представлено.

При таких обстоятельствах распоряжение департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, нельзя признать законным и обоснованным, и потому административные исковые требования к департаменту градостроительства г.о. Самара следует удовлетворить.

Административный иск Фролова В.П. к министерству строительства Самарской области следует оставить без удовлетворения, поскольку надлежащим ответчиком по данному делу является департамент градостроительства г.о. Самара, который уполномочен разрешать вопросы о предварительном согласовании предоставления испрашиваемых земельных участков, из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Административный иск Фролова В.П. к департаменту градостроительства г.о. Самара, министерству строительства Самарской области о признании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка незаконным, возложении обязанности возобновить рассмотрение заявления удовлетворить частично.

Признать распоряжение департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе Фролову В.П. в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, незаконным.

Обязать департамент градостроительства г.о. Самара возобновить рассмотрение заявления Фролова В.П. № от ДД.ММ.ГГГГ. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца через Кировский районный суд г. Самара.

Председательствующий Н.В. Гутрова

Мотивированное решение изготовлено 06.03.2017г.

РЕШЕНИЯ СУДОВ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ:

Решение суда о взыскании суммы вреда

Истец обратился в суд с иском к Колбешину В.А. о взыскании суммы вреда.В обоснование своих требований истец указал, что дд.мм.гггг в адрес администрации г.о.Самара из управления Росприроднадзора по Самарской области поступило обращение №. от дд.мм.

Читайте также: