Отказ в перераспределении земельного участка судебная практика

Обновлено: 18.05.2024

Исключение это было придумано для того, чтобы ввести в хозяйственный оборот неиспользуемые участки, которые настолько малы или имеют такую конфигурацию, что не представляют собой самостоятельной хозяйственной ценности.

Кто может настаивать на перераспределении участка

Претендовать на увеличение своего участка за счет пустых соседних земель может вовсе не любой правообладатель.

Законом (а именно, статьей 39.28 ЗК РФ) предусмотрено четыре основания для перераспределения, но в реальной жизни используются только два из них.

  • для граждан – владельцев участков, предоставленных под индивидуальные жилые дома, садоводство, огородничество или личное подсобное хозяйство;
  • для других лиц (в том числе, организаций), если в результате перераспределения границы их участка будут приведены в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.

Процедура перераспределения земельного участка, относящегося к частной собственности, с государственными или муниципальными землями описана в ст. 39.29 ЗК РФ. Она предполагает такие этапы:

1) Подача заявления о перераспределении (чаще всего такое заявление подается в администрацию городского округа или муниципального района, на территории которого расположен участок). К заявлению прикладывается схема участка, который планируется образовать в результате перераспределения. Если перераспределение выполняется на основании проекта межевания территории, то схему прикладывать не нужно, а нужно указать реквизиты проекта межевания.

2) В течение 30 дней администрация должна:

перераспределение

  • - утвердить приложенную схему (если нет проекта межевания); или
  • - выдать согласие на перераспределение (если есть проект межевания); или
  • - отказать в перераспределении при наличии оснований.

3) Если заявителю утверждена схема или направлено согласие о перераспределении, он за свой счет заказывает межевание нужного участка на основании утвержденной схемы или проекта межевания и ставит необходимый участок на кадастровый учет, получает кадастровый паспорт (п.11 ст. 39.29 ЗК РФ)

4) Заявитель снова обращается с заявлением о заключении соглашении о перераспределении с приложением полученного кадастрового паспорта.

5) Заявитель заключает соглашение о перераспределении и оплачивает приобретенный кусочек.

6) На основании подписанного соглашения заявитель регистрирует право собственности на свой увеличенный участок.

Сколько стоит перераспределение? Бывает ли перераспределение бесплатным?

В соответствии с п. 5 ст. 39.28 увеличение площади участка в частной собственности за счет государственных или муниципальных земель является платным. Размер платы зависит от региона и от того, в чьей собственности находится перераспределяемый участок.

В других регионах эта стоимость определяется иначе.

Бесплатное перераспределение противоречит закону, но региональными органами власти может быть установлена символическая плата за перераспределение. Например, в Челябинской области для религиозных и благотворительных организаций плата за перераспределение составляет 1% кадастровой стоимости.

Как определить кадастровую стоимость кусочка земли, присоединяемого в порядке перераспределения?

Присоединяемый кусочек земли скорее всего попадает в тот же кадастровый квартал и имеет тот же вид разрешенного использования, что и ваш собственный участок. Поэтому кадастровая стоимость квадратного метра присоединяемого участка обычно совпадает с кадастровой стоимостью квадратного метра вашего участка.

Кадастровая стоимость присоединяемого участка = кадастровая стоимость вашего участка / площадь вашего участка * площадь присоединяемого участка.

В перераспределении должны отказать, если:

Что если два соседа претендуют на перераспределение?

Если "ничейный" кусочек земли находится между двумя участками, то любой из соседей может претендовать на увеличение своего участка за счет перераспределения. Естественно, возникает вопрос: у кого из них преимущество.

Теоретически земельное право стремится к максимально конкурентным процедурам. Т.е. обычно при поступлении двух заявлений на один участок проводятся торги. Но если речь идет о маленьком клочке земли, из которого нельзя образовать самостоятельный участок, то провести по нему торги невозможно. Поэтому преимущество имеет тот, кто первым подал заявление.

схема

Сосед А подал заявление о перераспределении. Сосед Б подал такое же заявление на следующий день. Соседу Б должны отказать в перераспределении на основании пп.7 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ (в связи с тем, что ранее было подано заявление о предварительном согласовании предоставления данного участка и по нему не принято решение об отказе). Только если соседу А откажут, то должны будут по существу рассмотреть заявление соседа Б.

Тем не менее, несмотря на кажущуюся очевидность, применение данной нормы имеет свои сложности. Дело в том, что названный подпункт 7 п.9 ст. 39.29. говорит не о конкуренции двух заявлений о перераспределении, а лишь о конкуренции заявления о перераспределении с ранее поданным заявлением о предварительном согласовании. При этом заявление о перераспределении, хоть и является по сути крайне близким к заявлению о предварительном согласовании, все-таки в законе называется иначе.

Поэтому теоретически возможно и иное развитие событий. Например, администрация утвердит схему для соседа Б, несмотря на то, что сосед А обратился раньше. Я все-таки полагаю, что такой подход администрации будет неправомерным, и ее действия можно будет обжаловать в суде.

Перераспределение для организаций на основании проекта межевания

Некоторое время перераспределение на основании проекта межевания считалось среди организаций отличным способом обойти процедуру торгов. Они сами разрабатывали проект межевания для своей территории (это дорого, но часто стоит того), предусматривали там значительное увеличение собственного участка, а затем приобретали землю "по дешевке" в порядке перераспределения.

Записаться на консультацию к автору статьи можно по телефону

Варианты помощи, если Вы не из Челябинска:

  • Письменный разбор ситуации со ссылками на закон и судебную практику. Разработка пошагового плана действий с учетом рисков. Ответ направляется на электронную почту. - от 4000 руб. (отличается от правового заключения отсутствием "красивого оформления" и более низкой ценой)
  • Подготовка иска, жалобы, отзыв или другого судебного документа по земельному спору, разработка позиции по делу - от 12 000 руб.;
  • Разработка сложного договора с земельной спецификой - от 10 000 руб.;

Об авторе подробнее здесь

ВАЖНО! На этой странице представлены цены на работу конкретного исполнителя. Аналогичные услуги других наших исполнителей могут стоить дешевле. Чтобы уточнить стоимость работы, звоните



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


В каких случаях проводится перераспределение земельных участков?

В каких случаях проводится перераспределение земельных участков?

Об этом рассказала заместитель начальника отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Омской области Юлия Швецова.

Перераспределение земельных участков – это один из установленных Земельным кодексом РФ способов образования земельных участков. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование исходных земельных участков прекращается, а при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

Самые распространенные случаи, когда требуется перераспределение земельных участков:

– при проведении кадастровых работ либо если в рамках осуществления мероприятий муниципального или государственного земельного надзора установлено, что здание частично расположено за границами принадлежащего собственнику земельного участка;

– границы смежных земельных участков не соответствуют их фактическому использованию. Например, на земельном участке полностью или частично расположена хозяйственная постройка соседей, а собственник занятого чужой постройкой земельного участка ежегодно уплачивает земельный налог за фактически неиспользуемую и не нужную ему площадь земельного участка;

– площади земельного участка недостаточно для соблюдения его собственником требований градостроительных норм и правил, необходимых при уведомительном порядке строительства жилого или садового дома (например, для соблюдения 3-метрового разрыва между постройкой и забором), а у собственника смежного земельного участка есть желание увеличить свой земельный участок в другом месте смежной границы;

– в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы.

находящихся в частной собственности

В зависимости от вида собственности земельных участков установлены различные подходы к их перераспределению. Так, при перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, право собственности на соответствующие образуемые земельные участки возникает у собственников на основании заключенных между ними соглашений. Таким образом, если оба смежных земельных участка находятся в частной собственности и у собственников таких земельных участков возникла необходимость изменить их границы, то основным условием такого перераспределения является добрая воля собственников смежных земельных участков, которые в целях начала процедуры перераспределения должны достигнуть соглашение об условиях такого перераспределения и обратиться к кадастровому инженеру для осуществления кадастровых работ по образованию новых земельных участков, образуемых в результате перераспределения исходных, и подготовки межевого плана земельных участков в измененных границах.

После заключения соглашения о перераспределении земельных участков и подготовки кадастровым инженером межевого плана все собственники земельных участков должны одновременно обратиться с заявлениями о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на вновь образованные путем перераспределения земельные участки, приложив к ним межевой план и соглашение о перераспределении. Процедура перераспределения земельных участков завершается осуществлением государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на вновь образованные путем перераспределения земельные участки, прекращением прав и снятием с кадастрового учета исходных земельных участков и выдачей органом регистрации прав выписок из Единого государственного реестра недвижимости на вновь образованные путем перераспределения земельные участки.

Перераспределение участков, находящихся в государственной

или муниципальной собственности

Обратим внимание, что процедура перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности, существенно отличается от процедуры перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности и земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности между собой.

К примеру, до вступления в силу закона № 283-ФЗ перераспределение земельного участка, предоставленного в аренду, с земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленным этому же лицу в аренду, было невозможным. Указанный барьер делал невозможным приведение границ арендованного земельного участка в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения недостатков его землепользования, в том числе для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы. После вступления в силу закона № 283-ФЗ такое перераспределение стало возможным, но при условии, что площадь арендованного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в результате этого перераспределения увеличится не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, также не может увеличиваться в результате перераспределения более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Представляется, что барьер, установленный законодательством для значительного увеличения площадей земельных участков, находящихся в частной собственности или предоставленных на ином праве, при их перераспределении с землями или с земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, обусловлен тем, что значительное увеличение площади земельного участка при его перераспределении с государственными или муниципальными земельными участками не согласуется с процедурой предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которая осуществляется исключительно на торгах, проводимых в форме аукциона. Указанные процедуры (предоставление и перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности) отличаются между собой и регламентированы разными главами Земельного кодекса.

Таким образом, значительное увеличение площади земельного участка не может являться целью перераспределения земельных участков, оно, перераспределение, призвано устранить недостатки землепользования.

Как получить услугу по перераспределению участков

в Омской области?

В целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, собственники земельных участков должны обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган. На территории Омска органом, уполномоченным на заключение соглашений о перераспределении земельных участков, а также на выдачу согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, является департамент имущественных отношений городской администрации. Органом, уполномоченным на утверждение схемы расположения земельного участка, является департамент архитектуры и градостроительства Администрации Омска. Заявления о перераспределении земельных участков собственниками земельных участков либо лицами, которым предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, при наличии утвержденного проекта межевания территории представляются в службу одного окна Администрации.

В случае если земельный участок, с которым планируется перераспределение, находится в собственности Омской области, заявление о перераспределении представляется в Министерство имущественных отношений Омской области. В случае если земельный участок, с которым планируется перераспределение, находится в собственности Российской Федерации, заявление о перераспределении представляется в территориальное управление Росимущества в Омской области.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в том числе перечень необходимых документов, регламентирован ст. 39.29 ЗК РФ. Возможность перераспределения с землями или земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, имеется не у всех собственников земельных участков. Случаи и основания перераспределения земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, установлены ст. 39.28 ЗК РФ.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску ХХХ к Администрации Корниловского сельского поселения о признании незаконным решения Администрации Корниловского сельского поселения ХХХ об отказе в перераспределении земельного участка, взыскании судебных расходов,

ХХХ обратилась в суд с административным иском к Администрации Корниловского сельского поселения, в котором просила признать незаконным решение Администрации Корниловского сельского поселения об отказе в перераспределении земельного участка с кадастровым номером /__/, обязать Администрацию Корниловского сельского поселения заключить с ней соглашение о перераспределении земель и (или) земельных участков за плату площадью /__/ кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, цель использования - личное подсобное хозяйство, местонахождение земельного участка - /__/, согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории номер /__/, взыскать судебные расходы по оформлению нотариально удостоверенной копии свидетельства о браке в размере /__/ рублей, по оформлению нотариально удостоверенной копии свидетельства о государственной регистрации права в размере /__/ рублей, по оформлению нотариально удостоверенной копии кадастрового плана земельного участка в размере /__/ рублей, по уплате государственной пошлины в размере 600 рублей.

В ходе рассмотрения дела ХХХ отказалась от административного иска в части требований о понуждении к заключению соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков за плату площадью /__/ кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, цель использования - личное подсобное хозяйство, местонахождение земельного участка - /__/, согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории номер /__/.

Определением Томского районного суда Томской области от 08.04.2016 отказ от данной части административных исковых требований принят судом, и производство по делу в данной части административных исковых требований прекращено.

Административный истец ХХХ и ее представитель Карышев М.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования с учетом отказа от части требований по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель заинтересованного лица ХХХ в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований.

Обжалуемым решением суд на основании положений ст. 39.27, 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 111, 175-180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный иск ХХХ удовлетворил. Постановил признать незаконным отказ Администрации Корниловского сельского поселения в перераспределении земельного участка с кадастровым номером /__/, обязать Администрацию Корниловского сельского поселения в течении 15 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть по существу заявление ХХХ о перераспределении земель и (или) земельных участков; взыскать с Администрации Корниловского сельского поселения в пользу ХХХ в счет возмещения судебных расходов по оформлению документов /__/ рублей.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Корниловского сельского поселения просит решение отменить, принять новое, которым отказать в удовлетворении административного иска.

Указывает, что судом при рассмотрении дела было установлено, что у ХХХ в настоящий момент есть спор по границе земельного участка с соседкой ХХХ. После установления данного факта суд был обязан на основании п. 4 ст. 190 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приостановить разбирательство по делу до момента вынесения решения суда по спору о границах. После вступления в силу решения суда по настоящему делу Администрация Корниловского сельского поселения будет обязана, по сути, осуществить перераспределение земельных участков, согласовав границы, которые на сегодняшний день оспариваются в деле ХХХ (истец) - ХХХ (ответчик). Таким образом, если Администрация утвердит перераспределение и новые границы земельного участка, то вынесение решения суда по иску ХХХ будет невозможным.

Судебная коллегия на основании ч. 1 ст. 307, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и представителя административного ответчика, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом первой инстанции ХХХ обратилась к Главе Корниловского сельского поселения с заявлением о перераспределении земельных участков за плату площадью /__/ кв.м по адресу: /__/. Вместе с заявлением предоставила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории /__/, свидетельство о государственной регистрации права, копию паспорта, копию свидетельства о заключении брака и копию кадастрового паспорта.

Данные обстоятельства подтверждаются предоставленными истцом и ответчиком заявлением с приложенными к нему документами в копиях и не оспаривались административным ответчиком в суде первой инстанции.

В то же время статья 39.27 ЗК РФ регулирует случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой.

Из свидетельства о государственной регистрации права от 30.03.2005 серии 70-АА №018226 и схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории номер /__/ следует, что ХХХ в заявлении ставился вопрос перераспределение земельного участка с кадастровым номером /__/, находящегося в собственности ХХХ, из земель, не находящихся в частной собственности.

Случаи, основания и порядок перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности регулируются ст.ст.39.28., 39.29. Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводы о незаконности оспариваемого ответа, поскольку он содержит ссылку на норму права, которой не регулируются правоотношения возникшие между ХХХ и административным ответчиком. Иных мотивов принятого решения оспариваемый ответ не содержит.

Доводы административного ответчика о том, что суд должен был приостановить рассмотрение данного дела до разрешения спора о границах земельного участка, а также о том, что после вступления решения суда в законную силу ответчик будет обязан осуществить переопределение земельных участков являются несостоятельными, поскольку требование ХХХ о перераспределении земельных участков судом не рассматривалось в связи с отказом от указанных требований административного истца.

Согласно же резолютивной части решения на администрации Корниловского сельского поселения возложена обязанность не перераспределить земельные участки, а рассмотреть по существу заявление ХХХ в соответствии с законом.

Таким образом, каких-либо доводов, которые могли бы повлиять на результат рассмотрения дела, апелляционная жалоба не содержит. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется, решение суда надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

решение Томского районного суда Томской области от ХХХ оставить без изменения, апелляционную жалобу жалобе представителя Администрации Корниловского сельского поселения ХХХ– без удовлетворения.

на мое обращение о перераспределении нераспределенных муниципальных земель я получил отказ. Основание - наличие незаконных строений. Действительно, часть дома после реконструкции находится на перераспределяемом участке ( 0, 25 сот). также на участке находится бассейн. В исчерпывающем перечне причин, являющихся основанием для отказа нет пункта о наличии незаконных строений заявителя, а речь там идет только о наличии муниципальных объектов и объектов третьих лиц. т.е. имеется в виду, что именно наличие незаконных объектов заявителя дает право такому лицу привести в соответствие документы на свою недвижимость. Более того, я заявил о готовности выкупить участок, в том числе по полной кадастровой стоимости ( не за 13%). На приеме в МБУ "ЦГТ" - директор не смог аргументировать свой отказ и сказал, что "позиция правового управления города Сочи - не перераспределять земли ни при каких обстоятельствах для целей увеличения земельного участка, признав тем самым, что регламент используется только в тех случаях, когда это нужно городу. Для жителей города - регламент не работает. Вынужден оспорить отказ в суде. Есть ли перспектива и кто из адвокатов (юристов) мог бы грамотно решить судебные проблемы. Заранее благодарю. P.S. Все документы у меня в порядке, земля в пользовании 31 год, участок огорожен. Каков алгоритм действий, Аркадий

Для ответа на Ваш вопрос необходимо ознакомится с документацией.

В статье 39.28 ЗК РФ описаны ситуации, в рамках которых производится перераспределение государственных или муниципальных участков и частных земель.

Добрый вечер!
Перспектива обращения в суд с целью оспорить отказ администрации города обращения по распределению земель имеет положительный характер, в случае, если все документы в порядке. По алгоритму действий стоит обратиться к юристу, составить правовой анализ дела и выявить перспективы дела. Далее необходимо составить исковое заявление по предмету спора, приложить все необходимые документы с мотивированным пояснением позиции.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо — собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее — заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
При написании искового заявления следует руководствоваться на ст. 39.27, 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации

Читайте также: