Отказ в личном приеме граждан судебная практика

Обновлено: 16.06.2024

Законодательством о труде предусмотрен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора некоторым категориям граждан . Исходя из буквального прочтения указанного положения можно сделать вывод о том, что речь идет не о запрете отказа в принятии на работу как таковом, а лишь о запрете именно необоснованного отказа.

Какой отказ – необоснованный?

Необоснованным является отказ в случае, когда:

– основания, ставшие причиной отказа, не относятся к деловым и профессиональным качествам работника;

– основания отказа прямо запрещены или не предусмотрены законодательством;

– наниматель отказывается мотивировать свое решение или не может обосновать правомерность отказа в приеме на работу конкретному лицу.

Пример 1
Наниматель отказал гражданке в приеме на работу по причине наличия у нее двух малолетних детей со ссылкой на то, что маленькие дети часто болеют, а следовательно, она будет часто брать больничный
Пример 2
Гражданину отказано в приеме на работу в связи с тем, что его родной брат отбывает наказание за хищение имущества

Кому нельзя отказать в приеме на работу без обоснования?

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с лицами :

– направленными на работу комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее – органы по труду) в счет брони ;

– обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленными органами по труду в организации, включенные в перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства таких лиц, определяемый в установленном законодательством порядке ;

– письменно приглашенными на работу в порядке перевода от одного нанимателя к другому по согласованию между ними, в течение одного месяца со дня выдачи письменного приглашения, если стороны не договорились об ином . Если стороны согласовали иной срок, например два месяца, то новый наниматель не может необоснованно отказать работнику в приеме на работу в течение двух месяцев;

– прибывшими по направлению на работу после завершения обучения в государственном учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования ;

– имеющими право на заключение трудового договора на основании коллективного договора, соглашения . Законодатель позволяет расширить существующий перечень лиц, в отношении которых не допускается необоснованный отказ в приеме на работу. Так, в коллективном договоре могут быть предусмотрены иные категории лиц, которым запрещено отказывать в приеме на работу без указания мотивов;

– прибывшими на работу по распределению после завершения обучения в государственном учреждении образования ;

– женщинами по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до трех лет, а одинокими матерями – с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до восемнадцати лет) . Указанным категориям граждан в принципе запрещено отказывать в заключении трудового договора по названным причинам ;

– военнослужащими срочной военной службы, уволенными из Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь и направленными на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места ;

– уволенными с альтернативной службы и направленными на работу в счет брони для предоставления первого рабочего места .

Обратите внимание!
Если перечисленные выше лица не согласны с условиями контракта, предложенного им к заключению, то это может являться основанием для отказа им в приеме на работу

Кого и как наниматель обязан известить о мотивах отказа?

В предусмотренных выше случаях по требованию гражданина или специально уполномоченного государственного органа наниматель обязан сообщить им о причинах отказа в приеме на работу. Форма выражения требования законодательством не определена. Поэтому, на наш взгляд, она может быть и письменной, и устной.

Извещение о мотивах отказа в приеме на работу может быть составлено в произвольном виде. Основное условие – в нем должны быть указаны мотивы отказа в заключении трудового договора.

Пример формулировки извещения:

«Уведомляем Вас о причинах отказа в приеме на работу на должность специалиста по кадрам по следующим причинам:

резюме, предоставленное 26.04.2017, свидетельствует об отсутствии у Вас необходимого уровня образования: у Вас имеется среднее специальное образование, а на открытую вакансию требуется специалист с высшим профессиональным образованием;

Обратите внимание!
Отказ в приеме на работу всегда должен быть вызван причинами, связанными с компетенцией и деловыми качествами кандидата

Каковы последствия необоснованного отказа для нанимателя?

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд .

В суд об оспаривании отказа нанимателя в заключении трудового договора вправе обращаться :

– граждане, которым запрещается отказывать в приеме на работу без обоснования причин отказа;

– другие лица, которые считают отказ в приеме на работу необоснованным.

В случае признания отказа в приеме на работу необоснованным суд выносит решение, которое обязывает нанимателя заключить трудовой договор, а также устанавливает срок исполнения своего решения .

На заметку
Решение суда о возложении на нанимателя обязанности заключить трудовой договор не может затрагивать содержание и условия трудового договора, которые определяются соглашением сторон с соблюдением требований, предусмотренных законодательством о труде

В результате отказа или несвоевременного заключения трудового договора работник может совершить вынужденный прогул. В этом случае оплата прогула производится исходя из ставки (должностного оклада) работника на работу (должность), в принятии на которую истцу отказано .

Какая ответственность наступает за необоснованный отказ в приеме на работу?

Законодательство Республики Беларусь предусматривает административную и уголовную ответственность должностного лица нанимателя за отказ (необоснованный отказ) в приеме на работу.

Так, за необоснованный отказ в приеме на работу гражданина, направленного органами по труду в счет брони, может наступить административная ответственность в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин .

Административную ответственность в таком же размере может повлечь отказ в приеме на работу :

выпускнику государственного учреждения профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, направленному на работу в соответствии с заявкой этого нанимателя или договором о взаимодействии, заключенным между учреждением образования и этим нанимателем;

лицу, заключение трудового договора с которым является обязательным.

Вместе с тем за необоснованный отказ в приеме на работу женщины по мотивам ее беременности может наступить уголовная ответственность в виде лишения права занимать определенные должности или лишения права заниматься определенной деятельностью, или исправительных работ на срок до 2 лет, или лишения свободы на срок до 3 лет .

Таким образом, чтобы избежать негативных последствий и судебных разбирательств, отказ нанимателя гражданину в приеме на работу должен быть вызван только такими причинами, которые связаны с компетенцией, деловыми и профессиональными качествами претендента.


Главное, что важно понимать работодателю:

  1. Сам по себе отказ на отклик кандидата на сайте по поиску работы, если он не содержит какого-либо обоснования отказа, не может быть оспорен в суде.
  2. Закон не запрещает работодателям отказывать в заключении трудового договора.
  3. Но важно, чтобы отказ был обоснованным.
  4. Иногда отказывать не просто можно, а даже нужно, т.к. самим законом установлены ограничения в приеме на работу для определенных категорий соискателей и для ряда работ.

Вот несколько тонкостей, которые стоит знать, чтобы избежать неприятных последствий отказов и не бояться отказывать там, где это обосновано.

Отказывать на отклик на сайте по поиску работу ㅡ безопасно

Если соискатель отправил свой отклик в ответ на размещенную на сайте вакансию ㅡ это еще ни к чему не обязывает работодателя. Обоснованность отказа в приеме на работу судами принимается во внимание, когда такой отказ сделан после получения работодателем заявления о приеме на работу от соискателя либо после того, как соискатель запросил письменное обоснование к отказу и его работодатель предоставил ему. Отправка резюме и отклик на сайте по поиску работы таким заявлением о приеме на работу не являются, даже если описанный в резюме опыт соискателя полностью соответствует требованиям вакансии.

Бывали случаи, когда соискатели обращались в суд с требованием обязать работодателя обосновать отказ в приеме на работу только по отправленному соискателем резюме, в том числе через работный сайт, однако в этих делах суды вставали на сторону компании-работодателя.

Судебная практика:

  • Апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 04.07.19 по делу № 33-3764/2019;
  • Апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 10.06.19 по делу № 33-3175/2019;
  • Апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 29.05.19 по делу № 33-2846/2019;
  • Апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 10.04.19 по делу № 33-1991/2019).

Вы имеете полное право отказывать кандидатам на этапе отклика на вакансию. На основании только отклика соискателя на вакансию обязанности объяснять причины отказа каждому конкретному кандидату нет. Если все-таки решили обосновать отказ, убедитесь, что ваши формулировки не идут вразрез с правилами, установленными Трудовым кодексом.

Когда работодатель не имеет права отказывать кандидатам

Итак, на каком основании отказать нельзя?

Начнем с того, что любое требование к кандидатам, указанное в вакансии, должно быть действительно необходимым для выполнения работы. Можно указывать определенные деловые качества, обусловленных спецификой работы. Кандидатам, которые не обладают необходимыми для данной работы деловыми качествами, можно смело отказывать.

Примеры деловых качеств можно увидеть, в частности, в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 или в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Требование, которое не связано с деловыми качествами (например, о том, что нужен кандидат определенного пола, возраста, национальности, внешности и так далее) может быть расценено как дискриминация. И отказ на этом основании ㅡ тоже.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (абз. 2 ст. 3 ТК РФ).

Под деловыми качествами работникаследует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

Кроме того, работодатель вправепредъявить к лицу, претендующему на вакантную должность или работу, и иные требования, обязательные для заключения трудового договора в силу прямого предписания федерального закона, либо которые необходимы в дополнение к типовым или типичным профессионально-квалификационным требованиям в силу специфики той или иной работы (например, владение одним или несколькими иностранными языками, способность работать на компьютере).

Отсутствие у кандидата определенного опыта ㅡ обоснованная причина отказа, это подтверждает и судебная практика. Например, в вакансии указано требование ㅡ опыт работы 3-5 лет, а кандидат считает, что это необоснованно, и на самом деле он, имея опыт в один год, тоже подходит. В судебной практике был такой пример, и суд встал на сторону работодателя.

Законом запрещена и дискриминация по имущественному признаку, ведь работодатель обязан обеспечить сотрудников всем, что им необходимо для выполнения рабочих задач (если, конечно, речь идет именно о трудовых отношениях).

Вы не можете отказать в приеме на работу, например, водителю на основании того, что у него нет личного автомобиля, или сборщику мебели, потому что у него нет своих инструментов.

А вот наличие определенного опыта, образования, квалификацииㅡ это деловые качества, необходимые для эффективного выполнения работы. Их отсутствие ㅡ основание для отказа.

Можно отказывать из-за отсутствия Нельзя отказывать на основании
Определенной профессии, специальности, квалификации Пола, возраста, внешности, цвета кожи
Определенного опыта Места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации в определенном городе)
Определенного образования Отсутствия определенного имущества (автомобиля, инструментов, оборудования)
Навыков работы на компьютере (если должность это подразумевает) и иных навыков, необходимых для выполнения рабочих задач Наличия или отсутствие детей
Владения одним или несколькими иностранными языками (если должность это подразумевает) Отношения к религии
Водительского удостоверения определенной категории, если характер работы подразумевает управление транспортным средством Личных убеждений
Состояния здоровья, если это важно для работы на конкретной должности Принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам

Всё это ㅡ не закрытый перечень обстоятельств. Решение о том, является ли требование работодателя правомерным основанием для отказа в конкретном случае, может приниматься в каждом конкретном деле.

Отказ на основании отсутствия деловых качеств будет считаться обоснованным, только если они действительно соотносятся с характером работы. Например, наличие водительских прав определенной категории может быть ключевым требованием для вакансии водителя, но требовать того же от бухгалтера незаконно.

Кому еще нельзя отказывать:

Когда допустимо отказывать кандидатам

Прием на работу ㅡ не обязанность, а право. Соискатели иногда полагают, что раз в компании открылась вакансия, значит, работодатель обязан принять на эту должность первого же кандидата, который формально соответствует всем требованиям. Но на самом деле трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности немедленно по мере их возникновения.

Если на вакансию программиста поступило, например, 10 откликов, вы имеете полное право выбрать одного наиболее подходящего по всем параметрам кандидата, а остальным отказать просто на основании того, что эта позиция ㅡ одна, и подбор у вас уже закрыт.

Судебной практике (Апелляционное определение Приморского краевого суда от 11.09.2018 по делу № 33-8553/2018) известно дело, когда воспитательница детского сада попыталась оспорить официальный отказ при приеме на работу, потому что на работу приняли не ее, а другого человека с чуть меньшим опытом работы. Суд не признал этот отказ необоснованным, так как у работодателя есть полное право выбирать между кандидатами, учитывая разные критерии и обстоятельства.

Сам факт размещения вакансии на сайте по поиску персонала ни к чему не обязывает. Он не всегда означает, что в компании открыта вакантная должность прямо сейчас: иногда вакансию размещают для исследования рынка ㅡ например, когда вы начинаете работу в новом регионе и хотите лучше понять уровень кандидатов и их зарплатные ожидания.

Еще одно довольно распространенное убеждение соискателей — что работодатели обязаны обосновать каждый отказ. Нет, в большинстве случаев отказ обосновывать не нужно.

Когда вы обязаны обосновать свой отказ:
только если кандидат направил вам об этом письменное требование. Причем речь о требовании на бумаге, с подписью, а не о письме по электронной почте или звонке по телефону. Причину отказа нужно будет сообщить также письменно в течение 7 рабочих дней с момента получения такого письма.

Что грозит за необоснованный отказ

За необоснованный отказ работодателю может грозить два вида ответственности ㅡ административная или (в особых случаях) уголовная.

Ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу

Как отказать кандидату без юридических рисков

Соискатели также могут обжаловать отказ в суде. На практике чаще всего бывает так: соискатель обращается в суд, требуя у работодателя заключить с ним трудовой договор, выплатить заработную плату за период с того момента, как состоялось собеседование (но его не приняли на работу), а также выплатить компенсацию морального вреда и каких-либо связанных с отказом расходов (например, на проезд к месту проведения собеседования, если человек из другого города).

Если суд признает отказ необоснованным, он обяжет компенсировать соискателю понесенные расходы. Практика по присуждению компенсации за моральные страдания у нас в стране очень неоднородная ㅡ здесь всё зависит от конкретной ситуации и даже от региона. Но в любом случае о крупных суммах речи не идет.

А вот требование заключить трудовой договор суды практически всегда отклоняют, мотивируя тем, что можно обжаловать сам факт необоснованного отказа, но не факт незаключения трудового договора.

Когда работодатель не только может, но обязан отказать

Есть случаи, когда работодатель не просто может, но и должен отказать кандидату, потому что определенный вид деятельности запрещен законом для определенных лиц или законодательством предусмотрены иные ограничения.

Когда отказать не только можно, но и нужно

АКЦИЯ ГОДА

Столкнулся с отказом прокурора области записи меня к нему на личный прием на основании того, что он не усматривает оснований для личного приема. Сообщите пожалуйста, правомерен ли отказ прокурора от личного приема и в соответствии с какими нормативными правовыми актами. Правомерен ли отказ других должностных лиц (мэра, губернатора) от личного приема, в течение какого периода должен быть произведен личный прием после моего обращения о записи на личный прием к этим должностным лицам и в соответствии с какими нормативными правовыми актами. Спасибо.

Ответы на вопрос:

Олег,обратитесь с жалобой в ген прокуратуру сразу все примут.

Отказ в личном приеме прокурором неправомерен и незаконен.

Олег, ну зачем Вам этот личный приём , если Вам заведомо помогать не хочет это должностное лицо? Ну что Вы там к нему, в ноги собрались бросаться?

Смысла в этом не вижу для решения какой бы то ни было проблемы.

Надо решать проблемы теми путями, которыми они могут быть решены, а не теми, которыми они НЕ могут быть решены.

А что у Вас за проблема. Скорее всего, можно решить иным путем.

Похожие вопросы

Из-за бездействия городской прокуратуры наше уголовное дело откровенно тормозилось. Мы неоднократно обращались с жалобами к их руководителям. Мы жаловались и руководителям отделов областной прокуратуры, однако ситуация к лучшему не изменилась. Нам надо попасть на прием к заместителю прокурора области, но нас упорно не записывают на прием. Нашу жалобу направляют снова в городскую прокуратуру, на которую мы жалуемся. Как и куда пожаловаться? Леонид.

Правомерен ли неоднократный отказ прокурора города в личном приёме?

Нарушает ли мои права (какие?) бездействие прокурора само по себе (вне привязки к нарушенным правам, по поводу которых я обращался в прокуратуру)

Можно ли на приеме у прокурора производить аудиозапись в 2020 г в России.

Вправе ли органы государственной власти и организации отказать в приёме обращения в письменном виде (в любой адекватной форме)? Обязан ли орган принять обращение в письменном виде и поставить отметку о принятии?

В 2011 г. на организацию конкурентами написано полее 25 заявлений и жалоб в различные инстанции, ни одно не подтвердилось.

13.12.2011 г. прокуратурой города на основании жалобы не известного нам лица инициирована проверка соблюдения трудового законодательства.

30.12.2011 г. как руководитель по телефону был вызван к помошнику прокурора, при явке был опрошен. На мои требования ознакомить меня с жалобой, либо разъяснить её суть помошник прокурора отказала, пояснив, что я не имею права ознакамливаться с жалобой на меня и мою организацию. От знакомых удалось узнать, что жалоба написана якобы по факту выплаты черной зарплаты, неуплату НДС и уклонение от уплаты налогов и ведение черной бухгалтерии. И под роспиьс предоставила запрос в порядке ст.22 ФЗ О прокуратуре, без указания номера проверки с указанием основания прокуратурой города проводится проверка трудового законодательства. Данным запросом к 11.01.2011 г. у меня истребовали первичную бухгалтерскую документацию: 1) кассу за 2011 г. 2) карточку сч.70. 3) карточку сч.71. 4) движение по расчетному счету, а также просили явиться 11.01.2012 г. меня и гл.бухгалтера для дачи объяснения.

Организация не является платильщиком НДС. Режим налогообложения упрощенный - доходы минус расходы. Налоговая в декабре по поручению прокуратуры провела проверку - вызывала гл. бухгалтера, истербовала документы не найдя нарушений.

Ознакомления конкурентов с исстребованной первичной документацией означает фактически поражение.

Вопрос: Могу ли я ознакомиться (сам прочитать) в прокуратуре с жалобой на меня и мою организацию на законных основаниях? Если не могу, то каким образом мне подать заявление на клевету?

Сотрудник полиции избил допрашиваемого. Гражданин пришел в прокуратуру с заявлением о совершении в отношении него преступлению Прокурор возбудил угол. Дело в отношении сотрудника полиции и приступил к его предварительному расследованию. Правомерно ли поступил прокурор? Какие решения вправе принять прокурор по поступившему к нему заявлению о преступлении?

Генеральной прокуратурой Российской Федерации обобщено состояние работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации в 2020 году.

В органы прокуратуры поступило почти 5 млн обращений. Из них непосредственно прокурорами разрешено порядка 2 млн обращений. Свыше 40% от числа поступивших обращений направлено на разрешение в другие ведомства.

Высокий уровень активности по обращениям отмечен в Южном и Дальневосточном федеральных округах, где в расчете на 100 тыс. населения число обращений значительно превысило среднероссийский показатель.

Поводами для обращения в органы прокуратуры являются, как правило, нарушения трудовых, жилищных прав, права на благоприятную окружающую среду, земельного законодательства, законов о несовершеннолетних, исполнительном производстве, в сфере жилищно-коммунального хозяйства и законодательства об административных правонарушениях. Чаще других находили подтверждение доводы заявителей о нарушении трудовых прав (40,3 %), в сфере безопасности дорожного движения (39,8 %), прав несовершеннолетних (32 %), предпринимателей (26,3 %), бюджетного законодательства (28,4 %), по пенсионным вопросам (23,7 %), на действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей (25,4 %), жилищного законодательства (24,1 %) и в сфере ЖКХ (23,9 %).

Особое внимание в работе с обращениями уделено социально незащищенным категориям населения (ветеранам, инвалидам, несовершеннолетним, многодетным семьям, малоимущим гражданам). Прокуроры на постоянной основе проводят выездные приемы в социальных учреждениях, консультируют по правовым вопросам, принимают меры для защиты их прав.

Прокурорами выявлялись нарушения прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и инвалидов, на обеспечение жильем, жизненно необходимыми лекарственными препаратами, средствами реабилитации.

Например, к прокурору Тамбовской области на личный прием обратилась заявительница, имеющая статус ребенка, оставшегося в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей. И з-за ошибки органа местного самоуправления гражданка своевременно не была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. В ходе прокурорской проверки нарушения устранены, права заявительницы восстановлены, ей вручены ключи от благоустроенной квартиры в г. Уварово.

Благодаря вмешательству прокуратуры Астраханской области средства регионального бюджета на реализацию жилищных прав детей-сирот увеличены с 118 млн рублей до 261 млн рублей. По требованию прокуроров обеспечен жильем 21 гражданин из числа детей-сирот в Амурской области.

По требованию прокуратур Чеченской Республики, Республики Хакасия, Калужской, Курской, Тамбовской, Ярославской областей восстановлено право детей-инвалидов на льготное обеспечение лекарствами. Прокуратурой Кемеровской области – Кузбасса внесено представление в министерство здравоохранения области, во исполнение требований которого ребенок-инвалид обеспечен дорогостоящим лекарственным препаратом.

Прокуратуры Республики Коми, Красноярского края, Кемеровской области – Кузбасса добились обеспечения детей-инвалидов средствами реабилитации.

Прокурорами выявлялись факты ущемления прав субъектов малого и среднего предпринимательства, создания административных барьеров предпринимательской деятельности со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необоснованного отказа в предоставлении государственных услуг, нарушения требований федерального законодательства при проведении проверок, инициировалось привлечение виновных к административной и уголовной ответственности.

Значительная часть обращений предпринимателей обусловлена нарушением прав на получение мер государственной поддержки в связи с пандемией коронавируса, неисполнением обязательств по государственным и муниципальным контрактам. Прокуратурами практически всех регионов сообщено о подтверждении фактов несвоевременного исполнения государственными и муниципальными заказчиками обязательств по исполненным контрактам.

Так, в результате прокурорского вмешательства перед 4 предпринимателями Мантуровского района Костромской области погашена задолженность по исполненным государственным и муниципальным контрактам на сумму более 40 млн рублей.

Восстановлены права предпринимателей на получение мер государственной поддержки в виде субсидии в республиках Башкортостан, Дагестан, Кировской, Липецкой, Нижегородской, Ульяновской областях и других субъектах Российской Федерации.

Повсеместно прокурорами выявлялись нарушения порядка осуществления государственного и муниципального контроля. Например, прокуратурой Ростовской области в связи с допущенными нарушениями при организации и проведении контрольно-надзорных мероприятий к административной и дисциплинарной ответственности привлечены 148 должностных лиц Межрегионального управления Росприроднадзора, территориальных подразделений Роспотребнадзора, Государственной жилищной инспекции, Государственной инспекции труда, Ростовоблгостехнадзора, департамента потребительского рынка области, регионального министерства природных ресурсов и экологии, органов муниципального контроля.

Значительная часть обращений в сфере противодействия коррупции связана с жалобами заявителей по вопросам применения норм законодательства о государственной и муниципальной службе, в том числе в части соблюдения установленных запретов и ограничений, предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о конфликте интересов и непринятия мер по его предотвращению, наличия коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах.

Так, прокуратурой Саратовской области установлен факт неуказания чиновником сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, по результатам рассмотрения внесенного прокуратурой представления полномочия указанного лица прекращены.

При проверке обращений граждан подтвердились доводы о нарушении порядка принятия на муниципальную службу и назначения на должность заместителя главы администрации Гилевского сельского совета Искитимского района Новосибирской области. В результате принятых прокуратурой мер заместитель главы освобожден от занимаемой должности.

Особое внимание уделяется обеспечению реализации конституционного права на обращение граждан с ограниченными возможностями, а также лиц пожилого возраста и инвалидов. Доказал свою эффективность личный прием, организованный в специализированных социальных учреждениях.

Уделено особое внимание восстановлению нарушенных прав инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны. Меры реагирования принимались прокурорами в Республике Крым, Краснодарском, Приморском краях, г. Москве, Вологодской, Ивановской, Московской, Новгородской, Челябинской областях и других.

После личного приема у Московского городского военного прокурора в судебном порядке восстановлены права вдовы ветерана Великой Отечественной войны на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца.

По итогам проверки поступившей на личном приеме прокурора Ивановской области жалобы участника Великой Отечественной войны на отказ в денежной выплате ко Дню Победыф в интересах ветерана направлено исковое заявление в суд. Требования прокурора полностью удовлетворены.

На выездном приеме Красногорским городским прокурором Московской области получено заявление бывшей узницы фашистских лагерей о нарушении жилищных прав. По требованию прокуратуры заявительница обеспечена однокомнатной квартирой.

Несмотря на сложную ситуацию в условиях распространения коронавирусной инфекции, прокурорами приняты меры к обеспечению прав граждан на личное обращение в органы прокуратуры. Вместе с тем введение в Российской Федерации мероприятий по ограничению передвижения населения привело к снижению количества обращений граждан на личный прием. В 2020 году на личный прием обратилось 925 885 человек, что на 25,4% меньше показателя 2019 года (1 213 683). Сокращение количества принятых граждан отмечается повсеместно. Рост числа обратившихся на прием граждан отмечен только в отдельных прокуратурах (Республики Марий Эл, Ульяновской области, Чукотского автономного округа, Восточно-Сибирской и Южной транспортных прокуратурах, Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуре). Традиционно наибольшее число граждан обратилось на личный прием в прокуратуры Краснодарского края – 49 335, Московской области – 52 799 и города Москвы – 58 789.

В 2020 году доля принятых прокурорами и их заместителями граждан увеличилась до 41,2 % (в 2019 году – 34,9 %).

В органах военной прокуратуры на личном приеме принято 13 834 гражданина (11 625, + 19 %).

Прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными к ним прокурорами военных и других специализированных прокуратур принято 16 557 человек, их заместителями – 20 562 гражданина.

Генеральный прокурор Российской Федерации в ходе выездных приемов в 5 регионах страны принял 116 граждан и представителей бизнес-сообщества, его заместители – почти 1,5 тыс. человек.

Прокурорами активно использовались различные эффективные формы организации личного приема граждан. В целях оперативного принятия мер прокурорского реагирования при осуществлении правозащитных функций практически во всех регионах страны созданы и успешно функционируют мобильные и временные приемные руководителей прокуратур субъектов Российской Федерации.

Активная работа по приему граждан в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах ведется руководителями прокуратур Алтайского, Забайкальского, Пермского краев, Чувашской Республики, Архангельской, Волгоградской, Иркутской, Новгородской, Свердловской, Тамбовской, Тюменской областей, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Чукотского автономного округа.

Вошло в практику проведение военными прокурорами личных приемов военнослужащих, членов их семей и других граждан в труднодоступных населенных пунктах, закрытых военных городках.

Повсеместно прокурорами осуществлялись выезды к пострадавшим от последствий стихийных бедствий гражданам.

Практикуется организация приема граждан с выездом на поднадзорные предприятия.

Получила распространение практика приема инициативных групп граждан – участников долевого строительства жилья.

В соответствии с распоряжением Генерального прокурора Российской Федерации прокурорами каждый первый вторник месяца осуществляется прием хозяйствующих субъектов. С 12 января 2021 года прием представителей бизнес-сообщества дополнительно проводится и в режиме видео-конференц-связи.

Показал свою результативность прием граждан на объектах транспортной инфраструктуры – железнодорожных и морских вокзалах, в аэропортах, пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, непосредственно в местах таможенного оформления и других местах, связанных с массовым пребыванием людей.

Прокурорами республик Башкортостан, Бурятия, Татарстан, Забайкальского, Пермского краев, Вологодской, Ивановской, Кировской, Свердловской, Тюменской областей, г. Москвы и других регионов организовано общение с населением по выделенным номерам телефона доверия, горячим линиям.

В целях обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка прокуроры ориентированы на своевременное и качественное рассмотрение обращений граждан, совершенствование практики применения новых способов и методов реализации прав граждан на подачу обращений в органы прокуратуры и личное обращение.

Введите то, что Вы ищете



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Государстве нной регистрации подлежит право собственности, сделки с имуществом и многое другое. В некоторых случаях органы государственной регистрации могут принять решение об отказе регистрации того или иного акта. Обжаловать отказ в государственной регистрации можно в досудебном и судебном порядке.

Основными задачами судебной защиты Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление) является представление интересов Управления в органах судебной власти.

Территориальные отделы Управления обеспечивают судебную защиту в судах общей юрисдикции первой инстанции (по месту нахождения территориальных отделов) принятых этими отделами решений, произведенных действий (бездействий) а также участвуют в спорах, относящихся к ним по территориальности. Судебные дела с привлечением Управления в арбитражных судах ведет, а также участвует в исполнительном производстве, отдел правового обеспечения.

Так как Управление не владеет, не пользуется, не распоряжается и никаким образом не претендует на спорное имущество, это обуславливает его незаинтересованность в спорном материально-правовом отношении.

Согласно ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.1997 года №122-ФЗ (далее - Закон о регистрации) Управление является участником отношений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с одной стороны, а собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, с другой стороны.

Пунктом 5 ст. 2 Закона о регистрации предусмотрено, что заинтересованным лицом в судебном порядке может быть обжалован отказ либо уклонение регистрирующего органа от государственной регистрации.

Досудебное обжалование отказа в государственной регистрации предполагает обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу, либо в вышестоящий орган регистрационного учета. В судебном порядке обжаловать отказ в государственной регистрации можно обжаловать после отрицательного ответа на жалобу из вышестоящих инстанций.

Жалоба, которая подается вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган государственного регистрационного учета, должна содержать следующую информацию: фамилию, имя, отчество, должность лица, которому подается жалоба, или наименование вышестоящего органа, сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, место жительства), сведения о должностном лице, действия которого подлежат обжалованию (фамилия, имя, отчество, должность, наименование организации).

В жалобе должны быть подробно изложены обстоятельства дела. Необходимо указать дату обращения в орган государственной регистрации, причину отказа, а также мотивы, по которым заявитель обжалует отказ. Неправомерность действий должностного лица должна быть подкреплена ссылками на соответствующие законодательные акты.

Также необходимо указать свои требования. Это может быть совершение акта государственной регистрации, восстановление в правах, наложение взыскания на должностное лицо, чьи действия или бездействие привели к нарушению прав заявителя, либо помешали ему реализовать свои права и свободы. Также жалоба должна содержать перечень прилагаемых документов, подтверждающих необоснованность отказа в государственной регистрации.

Исковое заявление подается в суд по месту жительства лица, которому было отказано в государственной регистрации. Сроки судебного обжалования отказа в государственной регистрации составляет три месяца с того момента, как заявителю стало известно о нарушении его прав. Обычно этот срок считается с того дня, когда заявитель получил письменный отказ в государственной регистрации.

Если заинтересованное лицо обращается в суд после отказа вышестоящих органов государственного учета в удовлетворении жалобы, то срок подачи иска составляет один месяц со дня получения соответствующего уведомления. Если ответ на жалобу получен не был, срок подачи судебного иска составляет один месяц со дня подачи жалобы в вышестоящий орган регистрационного учета.

При этом сроки подачи жалобы в вышестоящие органы государственного учета законом не ограничены. При наличии уважительных причин пропущенный срок судебного обжалования может быть восстановлен. Для этого в течение шести месяцев необходимо подать ходатайство в суд.

В суде истец должен доказать, что отказ в совершении акта государственной регистрации неправомерен и привел к нарушению его прав и свобод, либо явился препятствием для реализации своих прав и свобод. При этом истец может требовать восстановления в правах, компенсации морального и материального вреда.

А.В. Евланова, ведущий специалист-эксперт Шатурского отдела Управления Федеральной регистрационной службы, государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области.

Читайте также: