Отказ минюста в регистрации нко судебная практика

Обновлено: 25.05.2024

30 августа 2013 года Уполномоченный по правам в РФ человека Владимир Лукин направил жалобу в Конституционный суд РФ с просьбой рассмотреть на соответствие Конституции отдельных положений закона "О некоммерческих организациях" — в частности, положений документа, в которых даются определения "иностранный агент" и "политическая деятельность". Конституционный суд РФ должен в течение трех месяцев принять решение по данной жалобе.

Поводом для обращения Владимира Лукина в Конституционный суд стали решения судов, признавших иностранными агентами четыре российские НКО и оштрафовавшие их, - это Костромской центр общественных инициатив, Ассоциация в поддержку избирателей "Голос", Экологический клуб "Улукиткан" в Благовещенске и международный ЛГБТ- фестиваль "Бок о бок" в Санкт-Петербурге.

4 сентября на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ планируется рассмотреть вопрос развития законодательства о НКО с учетом мирового опыта.

В России деятельность некоммерческих организаций регламентируется Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 года. 20 июля 2012 года президентом РФ был подписан закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" /вступил в силу 21 ноября 2012 г./, которым было введено понятие НКО - иностранного агента. Согласно документу, НКО, занимающиеся "политической деятельностью" на территории России, могут получать финансирование из иностранных источников только в том случае, если они зарегистрируются в Минюсте в качестве "иностранного агента". За несоблюдение закона предусматривается административное наказание с максимальным штрафом до 1 млн рублей и уголовная ответственность - до 4 лет лишения свободы.

Генпрокуратура России проводит плановые проверки НКО с марта 2013 года. 22 августа на заседании Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека /СПЧ/ представитель Генпрокуратуры сообщил, что в ходе проверки около одной тысячи НКО было зафиксировано более 500 нарушений законодательства, две НКО признаны террористическими, одна - экстремистской, по этим фактам возбуждено шесть уголовных дел. Из-за рубежа финансируются более 2,2 тысяч НКО, действующих на территории России. 22 из них признаны иностранными агентами, 193-м были вынесены предостережения.

9 апреля 2013 года Минюст возбудил административное дело в отношении Ассоциации "Голос", посчитав присужденную ей премию Сахарова зарубежным финансированием, и потребовал регистрации НКО в качестве иностранного агента. 25 апреля мировой суд в Москве оштрафовал "Голос" на 300 тысяч рублей, а руководителя НКО на 100 тысяч рублей. Ассоциация "Голос" отказалась регистрироваться в качестве иностранного агента, заявив, что занимается общественной, а не политической, деятельностью и не финансируется из-за рубежа. 26 июня Главное управление Министерства юстиции РФ по Москве приняло решение о приостановлении деятельности ассоциации "Голос" сроком на шесть месяцев - до 25 декабря.

21 мая 2013 года прокуратура Пермского края потребовала от четырех некоммерческих организаций - Пермской гражданской палаты, Пермского регионального правозащитного центра, молодежного "Мемориала" и пермского фонда "Центр гражданского анализа и независимых исследований "ГРАНИ" - зарегистрироваться в качестве иностранных агентов. В отношении центра "ГРАНИ" было возбуждено административное дело. Мировой судья Ленинского района Перми 17 июля 2013 года отказал в удовлетворении иска краевой прокуратуры к этой НКО, 14 августа Ленинский районный суд Перми признал законным решение мирового суда. НКО "ГРАНИ", а также Пермской гражданской палате удалось отстоять свое право не регистрироваться в качестве иностранных агентов.

29 мая 2013 года мировой суд Костромы оштрафовал на 300 тысяч рублей НКО "Костромской центр поддержки общественных инициатив". Его руководитель был оштрафован на 100 тысяч рублей. Поводом стало проведение центром, который, по данным прокуратуры, "систематически получает финансирование из иностранных источников", круглого стола с участием дипломатов из США. 13 августа Костромской центр поддержки общественных инициатив первый из НКО подал иск в Конституционный суд РФ. Правозащитники считают, что закон об иностранных агентах нарушает ряд статей Конституции, и рассчитывают, что КС разъяснит термин "политическая деятельность".

4 июня 2013 года суд оштрафовал на 300 тысяч рублей Региональное подразделение ассоциации "Голос". Организация признана виновной в нарушении закона об НКО - иностранных агентах. Представители организации заявили, что регистрироваться не будут и готовы только заплатить штрафы за счет собранных пожертвований.

19 июня 2013 года мировой суд в Санкт-Петербурге вынес решение по общественной организации "Выход", защищающей права секс-меньшинств, признав ее иностранным агентом. Общая сумма штрафа - 500 тыс рублей. 25 июля Василеостровский райсуд Петербурга отменил решение мирового суда и направил дело на пересмотр.

В июне 2013 года восемь некоммерческих организаций - "Гражданское содействие", "Голос", "Общественный вердикт", "За права человека", "Мемориал", Transparency International Russia, "Горячая линия", "В защиту прав заключенных" обжаловали в Замоскворецком суде Москвы прокурорские проверки и предостережения о необходимости регистрации в качестве иностранного агента. 10 июля суд признал законным проведение прокурорской проверки в отношении НКО "Голос", а 9 августа такое же решение принял в отношении Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Transparency International Russia".

9 июля 2013 года Басманный суд Москвы оштрафовал Фонд в поддержку демократии "Голос" за отказ предоставить прокуратуре документы в рамках проверки некоммерческих организаций на соответствие закону об НКО - иностранных агентах. Фонд является партнером Ассоциации в защиту прав избирателей "Голос".

16 июля 2013 года городской суд Санкт-Петербурга отклонил иск надзорного ведомства к местному филиалу "Мемориала", сотрудников которого обвиняли в нарушении закона об НКО. Суд отклонил претензии прокуратуры по формальным признакам: в составленных сотрудниками ведомства протоколах были обнаружены "неустранимые процессуальные нарушения".

В конце июля 2013 года Куйбышевский районный суд Санкт- Петербурга признал иностранным агентом международный ЛГБТ- фестиваль "Бок о бок". Его организатор оштрафован на 100 тысяч рублей, а сама организация — на 300 тысяч рублей.

В августе 2013 года Экологический клуб "Улукиткан" из Благовещенска признали иностранным агентом и оштрафовали на 300 тысяч рублей.

Департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации, рассмотрев в рамках компетенции обращение о разъяснении порядка заполнения заявления по форме Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческих организаций, сообщает следующее.

Минюст России действует в рамках полномочий, определенных действующим законодательством. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, разъяснение законодательства, практики его применения, включая оказание иной консультативной помощи по запросам граждан и организаций (за исключением вопросов исполнения Минюстом России государственных функций) к компетенции Минюста России не отнесено.

Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.

Порядок государственной регистрации некоммерческих организаций строго регламентирован действующим законодательством Российской Федерации.

Специальное правовое регулирование порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, предусмотренное пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) и иными федеральными законами, в частности Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) и Федеральным законом от 19.09.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях), предполагает особенности такой регистрации.

Следовательно, положения Закона о государственной регистрации и изданных в соответствии с ним нормативных актов, в том числе приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - приказ ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), предусматривающего универсальные формы заявлений, используемых при государственной регистрации всех юридических лиц при государственной регистрации некоммерческих организаций применяются с учетом особенностей специального порядка их регистрации.

Так, перечень документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и порядок их представления в Минюст России и его территориальные органы предусмотрены статьей 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьей 21 Закона об общественных организациях, а также пунктами 28 и 29 Административного регламента предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455.

Указанными нормами закреплено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций необходимо представление сведений об учредителях, которые указываются в соответствующих приложениях к заявлению, то есть в листах А, Б, В, Г и (или) Д заявления по форме Р11001, утвержденного от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Согласно статье 5 Закона о государственной регистрации данные сведения подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

Согласно статье 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статье 13 Закона о некоммерческих организациях учредителем некоммерческой организации является лицо, принявшие решение о ее создании.

Изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения) не возможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом - статьей 15 Закона о некоммерческих организациях.

При этом положения пункта 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации также подлежат применению с учетом порядка и случаев изменения учредителей некоммерческих организаций, предусмотренных статьей 15 Закона о некоммерческих организациях и статьей 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежат применению ко всем без исключения некоммерческим организациям.

Так, статьей 15 Закона о некоммерческих организациях предусмотрена возможность изменения состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Изменение данных сведений возможно в двух случаях: добровольный выход лица из состава учредителей и принятие в состав учредителей новых лиц с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава их учредителей в любое время без согласия остальных учредителей, направив в соответствии с Законом о государственной регистрации сведения о своем выходе в регистрирующий орган.

Перечисленные положения закона позволяют сделать вывод, что добровольный выход из состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций по отношению к остающимся их учредителям данных организаций носит уведомительный характер.

Порядок оформления решения учредителя о своем выходе из состава учредителей законом не определен. Такое решение может быть оформлено в соответствии с порядком, установленным уставом при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса. В случае если уставом указанный порядок не предусмотрен, решение оформляется при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса.

В случае выхода из состава учредителей последнего либо единственного учредителя он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом.

Порядок оформления передачи прав учредителя от одного лица другому законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей.

Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о выходе учредителей, лицо, выходящее из состава учредителей, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации).

Под регистрирующим органом, согласно статье 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статье 2 Закона о государственной регистрации и постановлению Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей", понимается Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы).

Принятие решений по данному вопросу к компетенции территориальных органов Минюста России вышеперечисленными нормами закона не отнесено.

Следовательно, заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, в части изменения сведений об учредителях в связи с их выходом, подлежит представлению в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения некоммерческой корпорации, фонда или автономной некоммерческой организации. Заявителем в данном случае выступает лицо, выходящее из состава учредителей (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации, абзац первый пункта 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях). В пункте 1 листа Р заявления заявитель может быть обозначен как лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом (числовое значение "03").

В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации обязаны информировать об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, к которым в том числе относятся сведения об учредителях юридического лица, в течение трех дней со дня наступления таких изменений.

Следует отметить, что пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях и пунктом 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации предусмотрено изменение сведений об учредителях некоммерческой организации, содержащихся в ЕГРЮЛ, только в случае выхода лица из состава учредителей.

При этом указанный порядок распространяется только на случаи выхода из перечисленных выше некоммерческих организаций лиц, сведения о которых как об их учредителях содержатся в ЕГРЮЛ.

Учредители некоммерческих корпораций после их государственной регистрации в качестве юридического лица, а общественных организаций после принятия решения об их создании автоматически становятся их членами (участниками), приобретая соответствующие права и обязанности.

Выход участников (членов) некоммерческих корпораций осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами (статьи 123.5, 123.9 Гражданского кодекса, статья 20 Закона об общественных объединениях, статья 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

Внесение в ЕГРЮЛ сведений о новых или выходящих участниках (членах) некоммерческих корпораций не требуется и не осуществляется. В силу законодательной конструкции корпораций прием в их состав новых учредителей не представляется возможным.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица также вправе войти в состав учредителей фонда или автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями фонда.

С учетом приведенной формулировки, в ЕГРЮЛ могут быть изменены сведения об учредителях только в случае их добровольного выхода.

Механизм внесения в ЕГРЮЛ сведений о новых учредителях фонда действующим законодательством не предусмотрен (для подтверждения изменения сведений об учредителях фонда сведения об его учредителях могут быть внесены в устав фонда).

Исключение составляют автономные некоммерческие организации. Согласно пункту 6 статьи 123.24 Гражданского кодекса по решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

Учитывая, что возможность изменения состава учредителей предусмотрена специальными нормами Гражданского кодекса, сведения о новом учредителе автономной некоммерческой организации могут быть внесены в ЕГРЮЛ.

Ввиду отсутствия в законе прямого указания на иной порядок, для внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений в отношении автономных некоммерческих организаций в территориальный орган Минюста России по месту нахождения автономной некоммерческой организации подлежат представлению заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@ и единогласное решение учредителей организации о приеме в состав ее учредителей нового лица.

Порядок принятия решения о приеме в состав учредителей нового лица законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей. Решение принимается единогласно действующими учредителями.

При наличии сведений об учредителях в уставе изменение их состава влечет необходимость внесения в устав изменений с последующим представлением в соответствующий территориальный орган Минюста России заявления по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, с приложением необходимого комплекта документов.

Необходимости подтверждения внесения новым учредителем фонда или автономной некоммерческой организации с учетом пункта 1 статьи 123.17 и пункта 1 статьи 123.24 Гражданского кодекса имущественного взноса при приеме в состав учредителей данных некоммерческих организаций действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает.

Верховный Суд Российской Федерации в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко ЮГ.

установил:

Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 14 октября 2002 г. под основным государственным регистрационным номером 1027739364762.

Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Организации. В обоснование своего требования указало, что Организация в своей деятельности допускает грубые и неоднократные нарушения законодательства Российской Федерации, выразившиеся в фальсификации данных Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) путём подделки представленных на государственную регистрацию документов, в воспрепятствовании (уклонении) от проверки Минюстом России её деятельности, а также в том, что в течение длительного времени Организация не находится по адресу, внесённому в ЕГРЮЛ.

В судебном заседании представитель Минюста России Филимонова О.В. поддержала заявленное требование по мотивам, изложенным в административном исковом заявлении.

Организация, извещённая о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, не направила в суд своего полномочного представителя, возражений по существу административного иска не представила.

Выслушав объяснения представителя административного истца Филимоновой О.В., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 г.

Ликвидация религиозной организации является одним из видов ответственности юридических лиц, порядок и основания её применения предусмотрены статьёй 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г.

№ 125-ФЗ, согласно которой религиозная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, данного федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей целям её создания (уставным целям). При этом правом на внесение в суд представления о ликвидации религиозной организации обладают органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления (абзац третий пункта 1, пункт 3).

Аналогичные положения о ликвидации юридических лиц закреплены в подпунктах 3 и 4 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Распоряжением первого заместителя Министра юстиции Российской Федерации Герасимова С.А. от 11 июня 2015 г. № 817-р было назначено проведение плановой выездной проверки Организации в период с 13 июля по 7 августа 2015 г., предметом которой являлось соблюдение ею устава относительно цели и порядка деятельности, а также соответствие её деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, цели, предусмотренной её уставом, и законодательству Российской Федерации.

Уведомление о проведении проверки от 17 июня 2015 г. № 11-69453/15, содержащее требование о предоставлении запрашиваемых документов к 13 июля 2015 г., и копия распоряжения о проведении проверки получены Организацией 26 июня 2015 г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчёт о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Перечисленные документы не были представлены Организацией ни в установленный в уведомлении о проведении проверки срок, ни ко дню окончания проверки - 7 августа 2015 г.

При выезде 13 июля 2015 г. сотрудников Минюста России по адресу Организации, указанному в ЕГРЮЛ в качестве её места нахождения - Москва, Малый Татарский переулок, д. 5, стр. 1, установлено, что по этому адресу она не находится с 2011 г. Данные обстоятельства подтверждены справкой отдела по делам религиозных организаций от 13 июля 2015 г. и письмом Центра по противодействию экстремизму Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве от 16 июля 2015 г. № 84/2976.

31 августа 2015 г. заместителем директора Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России в отношении Организации был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Уведомления о составлении протокола об административном правонарушении от 10 августа 2015 г. № 11-93907/15 и от 10 августа 2015 г.

№ 11-93913/15 соответственно были направлены и получены Организацией - 18 августа 2015 г., председателем Организации Авясовым Ш.У. - 17 августа 2015 г.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 397 района Замоскворечье г. Москвы от 16 сентября 2015 г. Организация была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

28 сентября 2010 г. в Минюст России заявителем Авясовым Ш.У. был представлен пакет документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Организации, в том числе протокол внеочередного съезда от 22 сентября 2010 г., на котором были приняты решения о выходе Организации из структуры Централизованной религиозной организации Духовное Управление мусульман Азиатской части России, об изменении наименования Организации, утверждении её устава в новой редакции, избрании руководящих органов Организации, в том числе председателем Организации Авясова Ш.У., о смене адреса (места нахождения) Организации.

По результатам рассмотрения указанных документов Минюстом России было принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы религиозной организации, и внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о религиозной организации, о чём 20 октября 2010 г.

издано соответствующее распоряжение № 8752-р.

Решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы религиозной организации, и внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о религиозной организации было также принято распоряжением Минюста России от 27 апреля 2012 г. № 803-р по итогам рассмотрения пакета документов, включая протокол внеочередного съезда Организации от 25 февраля 2012 г., на котором были приняты решения о подтверждении всех решений внеочередного съезда Организации от 22 сентября 2010 г., об утверждении нового наименования Организации, о внесении изменений в Устав Организации, об избрании председателем Организации Авясова Ш.У. При проведении Генеральной прокуратурой Российской Федерации с привлечением прокуратуры г. Москвы проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о религиозных организациях было выявлено, что в отношении Авясова Ш.У. имеется уголовное дело по обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 170 Уголовного кодекса Российской Федерации.

По материалам досудебного производства по уголовному делу установлено, что Авясов Ш.У. представил в Минюст России на государственную регистрацию документы, содержащие заведомо ложные данные в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об Организации.

Так, согласно постановлению старшего следователя Замоскворецкого межрайонного следственного отдела следственного управления по Центральному административному округу Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Москве от 6 февраля 2014 г., которым Авясов Ш.У. привлечён в качестве обвиняемого, путём подделки протокола внеочередного съезда Организации от 22 сентября 2010 г. и списка участников данного съезда он внёс изменения в Устав Организации, в том числе в её наименование, наделил себя полномочиями председателя Организации, изменил адрес (место нахождения) Организации. В протоколе допроса обвиняемого от 6 февраля 2014 г.

Авясов Ш.У. вину признал.

Постановлением старшего следователя Замоскворецкого межрайонного следственного отдела следственного управления по Центральному административному округу Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по г. Москве от 28 августа 2014 г. уголовное дело в отношении Авясова Ш.У. было прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.

Централизованной религиозной организацией признаётся религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трёх местных религиозных организаций (пункты 2 и 4 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ).

Поскольку запрашиваемые документы Организацией не представлены и достоверная информация о местных религиозных организациях, входящих в структуру Организации, отсутствует, Минюст России в ходе проверки не смог проверить соблюдение ею обязательного требования для признания религиозной организации централизованной.

Согласно материалам учётного дела Организации, а именно списку мусульманских религиозных организаций, входящих в состав (члены) Организации, по состоянию на 28 сентября 2010 г. членами Организации являлись 28 местных религиозных организаций, 26 из которых находились на территории Оренбургской области, а 2 - на территории Челябинской области.

Из документов, представленных Организацией в 2012 г. следует, что в состав Организации вошли 2 местные исламские религиозные организации, находящиеся на территории г. Москвы, и 1 -на территории Курской области.

Вместе с тем в настоящее время ряд местных религиозных организаций, входящих в структуру Организации, либо ликвидированы и исключены из ЕГРЮЛ или находятся в стадии ликвидации либо вошли в состав иных централизованных организаций, что подтверждается письмами Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Курской области от 10 марта 2016 г. № 46/03-22-786, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Челябинской области от 14 марта 2016 г.

№ 74/02-1412, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Оренбургской области от 15 марта 2016 г. № 56/03-1041 и Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве от 15 марта 2016 г.

Непредставление Организацией запрашиваемых документов и отсутствие её по адресу (месту нахождения) привели к невозможности осуществления Минюстом России надлежащим образом проверки соблюдения Организацией Устава относительно цели и порядка деятельности, а также соответствия её деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, цели, предусмотренной её уставом, и законодательству Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах Организацией грубо и неоднократно нарушены приведённые выше нормы федеральных законов, что в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 26 сентября 1997 г.

№ 125-ФЗ является основанием для её ликвидации по решению суда.

Ликвидация централизованной религиозной организации не влечёт прекращение деятельности местных религиозных организаций, входящих в её структуру.

Таким образом, административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учётом того, что требование о ликвидации Организации предъявлено в суд уполномоченным федеральным органом государственной регистрации.

Руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

административный иск Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации ЮГ. Иваненко

Статьи законов по Делу № АКПИ16-321

Производство по делу

Договор-Юрист
— это юристы, кодексы и бланки

Команда Договор-Юрист.Ру предлагает вашему вниманию набор актуальных юридических документов и договоров для работы с физическими и юридическими лицами.

Кодексы РФ
Кодексы РФ

Типовые договоры
Типовые договоры


Юристы Барнаула

Чтобы попасть в список юристов Барнаула, пройдите бесплатную регистрацию и укажите в анкете свой город.

30 августа 2013 года Уполномоченный по правам в РФ человека Владимир Лукин направил жалобу в Конституционный суд РФ с просьбой рассмотреть на соответствие Конституции отдельных положений закона "О некоммерческих организациях" — в частности, положений документа, в которых даются определения "иностранный агент" и "политическая деятельность". Конституционный суд РФ должен в течение трех месяцев принять решение по данной жалобе.

Поводом для обращения Владимира Лукина в Конституционный суд стали решения судов, признавших иностранными агентами четыре российские НКО и оштрафовавшие их, - это Костромской центр общественных инициатив, Ассоциация в поддержку избирателей "Голос", Экологический клуб "Улукиткан" в Благовещенске и международный ЛГБТ- фестиваль "Бок о бок" в Санкт-Петербурге.

4 сентября на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ планируется рассмотреть вопрос развития законодательства о НКО с учетом мирового опыта.

В России деятельность некоммерческих организаций регламентируется Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 года. 20 июля 2012 года президентом РФ был подписан закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента" /вступил в силу 21 ноября 2012 г./, которым было введено понятие НКО - иностранного агента. Согласно документу, НКО, занимающиеся "политической деятельностью" на территории России, могут получать финансирование из иностранных источников только в том случае, если они зарегистрируются в Минюсте в качестве "иностранного агента". За несоблюдение закона предусматривается административное наказание с максимальным штрафом до 1 млн рублей и уголовная ответственность - до 4 лет лишения свободы.

Генпрокуратура России проводит плановые проверки НКО с марта 2013 года. 22 августа на заседании Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека /СПЧ/ представитель Генпрокуратуры сообщил, что в ходе проверки около одной тысячи НКО было зафиксировано более 500 нарушений законодательства, две НКО признаны террористическими, одна - экстремистской, по этим фактам возбуждено шесть уголовных дел. Из-за рубежа финансируются более 2,2 тысяч НКО, действующих на территории России. 22 из них признаны иностранными агентами, 193-м были вынесены предостережения.

9 апреля 2013 года Минюст возбудил административное дело в отношении Ассоциации "Голос", посчитав присужденную ей премию Сахарова зарубежным финансированием, и потребовал регистрации НКО в качестве иностранного агента. 25 апреля мировой суд в Москве оштрафовал "Голос" на 300 тысяч рублей, а руководителя НКО на 100 тысяч рублей. Ассоциация "Голос" отказалась регистрироваться в качестве иностранного агента, заявив, что занимается общественной, а не политической, деятельностью и не финансируется из-за рубежа. 26 июня Главное управление Министерства юстиции РФ по Москве приняло решение о приостановлении деятельности ассоциации "Голос" сроком на шесть месяцев - до 25 декабря.

21 мая 2013 года прокуратура Пермского края потребовала от четырех некоммерческих организаций - Пермской гражданской палаты, Пермского регионального правозащитного центра, молодежного "Мемориала" и пермского фонда "Центр гражданского анализа и независимых исследований "ГРАНИ" - зарегистрироваться в качестве иностранных агентов. В отношении центра "ГРАНИ" было возбуждено административное дело. Мировой судья Ленинского района Перми 17 июля 2013 года отказал в удовлетворении иска краевой прокуратуры к этой НКО, 14 августа Ленинский районный суд Перми признал законным решение мирового суда. НКО "ГРАНИ", а также Пермской гражданской палате удалось отстоять свое право не регистрироваться в качестве иностранных агентов.

29 мая 2013 года мировой суд Костромы оштрафовал на 300 тысяч рублей НКО "Костромской центр поддержки общественных инициатив". Его руководитель был оштрафован на 100 тысяч рублей. Поводом стало проведение центром, который, по данным прокуратуры, "систематически получает финансирование из иностранных источников", круглого стола с участием дипломатов из США. 13 августа Костромской центр поддержки общественных инициатив первый из НКО подал иск в Конституционный суд РФ. Правозащитники считают, что закон об иностранных агентах нарушает ряд статей Конституции, и рассчитывают, что КС разъяснит термин "политическая деятельность".

4 июня 2013 года суд оштрафовал на 300 тысяч рублей Региональное подразделение ассоциации "Голос". Организация признана виновной в нарушении закона об НКО - иностранных агентах. Представители организации заявили, что регистрироваться не будут и готовы только заплатить штрафы за счет собранных пожертвований.

19 июня 2013 года мировой суд в Санкт-Петербурге вынес решение по общественной организации "Выход", защищающей права секс-меньшинств, признав ее иностранным агентом. Общая сумма штрафа - 500 тыс рублей. 25 июля Василеостровский райсуд Петербурга отменил решение мирового суда и направил дело на пересмотр.

В июне 2013 года восемь некоммерческих организаций - "Гражданское содействие", "Голос", "Общественный вердикт", "За права человека", "Мемориал", Transparency International Russia, "Горячая линия", "В защиту прав заключенных" обжаловали в Замоскворецком суде Москвы прокурорские проверки и предостережения о необходимости регистрации в качестве иностранного агента. 10 июля суд признал законным проведение прокурорской проверки в отношении НКО "Голос", а 9 августа такое же решение принял в отношении Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Transparency International Russia".

9 июля 2013 года Басманный суд Москвы оштрафовал Фонд в поддержку демократии "Голос" за отказ предоставить прокуратуре документы в рамках проверки некоммерческих организаций на соответствие закону об НКО - иностранных агентах. Фонд является партнером Ассоциации в защиту прав избирателей "Голос".

16 июля 2013 года городской суд Санкт-Петербурга отклонил иск надзорного ведомства к местному филиалу "Мемориала", сотрудников которого обвиняли в нарушении закона об НКО. Суд отклонил претензии прокуратуры по формальным признакам: в составленных сотрудниками ведомства протоколах были обнаружены "неустранимые процессуальные нарушения".

В конце июля 2013 года Куйбышевский районный суд Санкт- Петербурга признал иностранным агентом международный ЛГБТ- фестиваль "Бок о бок". Его организатор оштрафован на 100 тысяч рублей, а сама организация — на 300 тысяч рублей.

В августе 2013 года Экологический клуб "Улукиткан" из Благовещенска признали иностранным агентом и оштрафовали на 300 тысяч рублей.

С 1 января 2021 года вступили в силу поправки к законам, которые повлияли на работу НКО. А с 3 октября 2021 года законы вновь меняются. Разбираем все последние изменения: сначала расскажем, что ждет НКО осенью, а после вспомним январские обновления.

Как было. Иностранными агентами признавались НКО, которые занимались политической деятельностью и получали деньги от иностранных компаний или от российских компаний с иностранными источниками финансирования.

НКО в реестре иностранных агентов

Чтобы узнать, есть ли НКО в реестре, нужно воспользоваться поиском

По новым правилам к иностранным агентам также относятся НКО, которые получают помощь от российских компаний, в которых бенефициары — иностранцы.

Бенефициар — это физическое лицо, которое:

  • владеет компанией или 25% и более ее капитала;
  • имеет право контролировать ее действия.

При этом владеть компанией можно прямо или косвенно — через третьих лиц.

Получается, что с 3 октября 2021 года иностранными агентами будут признаны НКО, которые:

  1. Участвуют в политической деятельности в России и получают помощь от иностранных организаций или граждан.
  2. Участвуют в политической деятельности в России и получают помощь от российских компаний, в которых бенефициары — иностранцы.

Такие НКО обязаны подать в Минюст уведомление о включении их в реестр иностранных агентов. А затем дважды в год нужно будет подавать отчет о своей работе и о тратах зарубежных денег.

Если этого не делать, можно получить штраф.

Штрафы по новому закону об НКО в 2021 году

С 3 октября: появляется еще один повод, которого Минюст может провести внеплановую проверку НКО — иностранного агента

Как было. Раньше основания для внеплановой проверки были такими:

  1. Минюст проверил НКО, выявил нарушения, дал время на их устранение. Этот срок истек, а НКО ничего не исправила.
  2. В Минюст поступила информация, что организация нарушила российские законы или в ее деятельности есть признаки экстремизма.
  3. НКО участвует в выборах как наблюдатель. Избирательная комиссия нашла нарушения в финансировании выборов и сообщила об этом в Минюст.
  4. Президент, правительство или прокурор поручили Минюсту проверить НКО.

Как стало. С 3 октября к уже существующим добавляется еще одно основание. Теперь внеплановую проверку могут провести, если НКО участвует в мероприятиях неправительственных организаций, чья деятельность признана нежелательной на территории РФ.

С 3 октября: добавляется еще одно основание для ликвидации НКО — иностранных агентов

Как было. НКО можно было ликвидировать, если:

  • организация несколько раз нарушала закон. Например, несколько раз не сдавала отчет о своей деятельности;
  • нарушения НКО нельзя было устранить;
  • деятельность НКО не соответствовала целям и задачам, описанным в ее уставе;
  • организацию заподозрили в экстремизме.

Как стало. Вдобавок к существующим, появилось еще одно основание. С 3 октября 2021 Минюст может ликвидировать НКО — иностранного агента, если она нарушит запрет Минюста на проведение мероприятий.

Это работает так. НКО обязана отправлять в Минюст информацию обо всех программах и мероприятиях, которые планирует проводить. Минюст может полностью запретить мероприятие или его часть. Если организация проигнорирует этот запрет, Минюст может обратиться в суд и потребовать ликвидировать НКО.

Дальше рассмотрим изменения, которые уже вступили в силу с 1 января 2021 года. Проверьте, обо всех ли нововведениях вам известно.

С января 2021 года: некоторые фонды могут не проводить обязательный аудит

Как было. До 2021 года все НКО-фонды были обязаны проводить аудит, независимо от их годового оборота и состояния баланса. А для небольших фондов расходы на аудит — существенная трата.

Как стало. С 1 января 2021 изменили критерии проведения обязательного аудита. Теперь НКО-фондам станет чуть проще работать.

По новым правилам, аудит не обязаны проводить фонды с небольшими доходами. Еще в отдельную категорию выделили специализированные фонды управления целевым капиталом.

Каким фондам не нужен аудит по закону об НКО в 2021 году

Если же фонд до 1 января уже заключил договор на обязательный аудит отчетности за 2020 год, проводить его придется в любом случае, даже с доходами до 3 млн рублей.

С января 2021 года: можно заключать с сотрудниками срочные трудовые договоры

Как было. НКО привлекали дополнительных специалистов на свои проекты и заключали с ними договоры ГПХ — гражданско-правового характера. Для работодателя это удобно, потому что по таким договорам он может не предоставлять отпуска, не оплачивать больничные, не сохранять рабочее место во время декрета.

Но для НКО договор ГПХ — это риск, что трудовая инспекция переквалифицирует его в трудовой договор и оштрафует организацию. К тому же сотрудники не всегда согласны на отсутствие отпуска, больничного и фиксированного рабочего времени.

Как стало. Теперь НКО может заключить с любым сотрудником срочный трудовой договор без привязки ко времени выполнения проекта.

Когда срочный договор закончится, сотрудника можно уволить, даже если он отлично справлялся с работой. Для сотрудника выгода в том, что на время работы он получает все социальные гарантии, как по бессрочному трудовому договору: отпуска, больничные, фиксированное рабочее время.

Заключать срочные договоры могут только организации, у которых не более 35 сотрудников. Это упростило работу многих компаний и снизило риск штрафов за нарушение трудового законодательства.

С января 2021 года: не нужно платить налоги за арендуемое помещение

Как было. компания бесплатно предоставила НКО нежилое помещение, например для офиса организации. Такая экономия на плате за аренду аналогичного имущества считалась внереализационным доходом НКО и облагалась налогом на прибыль.

Как стало. Теперь, если компания предоставила помещение некоммерческой организации, НКО не должна платить за него налоги. Главное, чтобы помещение использовалось для уставной деятельности: например, там может находиться офис НКО.

С апреля 2021 года: небольшие НКО могут не составлять локальные нормативные акты по кадрам

Как было. Все НКО должны были составлять локальные нормативные акты по кадрам, как и коммерческие компании: например, правила внутреннего трудового распорядка.

Как стало. Теперь НКО может не составлять эти документы, если она соответствует таким критериям:

  • среднесписочная численность сотрудников не больше 15 человек за предыдущий год;
  • доходы НКО не больше 120 млн рублей за предыдущий год.

Но тогда организация обязана включить в трудовые договоры с сотрудниками условия, которые регулируются локальными актами.

Трудовой договор небольшой НКО

Порядок выплаты премий прописали в договоре. Значит, можно не составлять положение о премировании

Это удобно, если у НКО, например, до пяти сотрудников. Если их больше, проще вести правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты, чем каждый раз менять и заново подписывать договор при обновлении его условий.

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Читайте также: