Освоение этого океана связано с великими подвигами и проверкой стойкости людей и их судов

Обновлено: 04.05.2024

Мировой океан — основная часть гидросферы, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава.

2. Какие существуют виды природных ресурсов?

Классификация природных ресурсов:

Ресурсы природных компонентов (минеральные, климатические, водные, растительные, почвенные, земельные, животного мира).

Ресурсы природно-территориальных комплексов (горнопромышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные).

По видам хозяйственного использования:

Ресурсы промышленного производства.

Энергетические ресурсы (горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биотопливо, ядерное сырье).

Неэнергетические ресурсы (минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы).

Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические, земельно-почвенные, растительные ресурсы — кормовая база, воды орошения, водопоя и содержания)

По виду исчерпаемости:

Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы);

Возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира);

Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы);

Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические).

По степени заменимости:

По критерию использования:

Производственные (промышленные, сельскохозяйственные);

Рекреационные (природные комплексы и их компоненты, культурно-исторические достопримечательности, экономический потенциал территории).

Как вы думаете

Почему человечество начало осваивать ресурсы Мирового океана?

Предпосылки ускоренного освоения ресурсов океана, расширение его полезной роли, а также модификации традиционных направлений его освоения обусловлены: во-первых, постепенным истощением, снижением эффективности добычи и удорожанием ряда важнейших запасов, природных ресурсов на суше; во-вторых, спецификой ресурсов, свойственных исключительно океану; в-третьих, возможностью конкурировать с добываемыми на суше объемами полезных ископаемых; в-четвертых, достижениями научно-технического прогресса, которые позволили создать технические средства, открывшие новые возможности освоения океана, удешевляющие их разведку, добычу и переработку; в-пятых, перестройкой международных отношений и развитием сотрудничества в области освоения ресурсов океана; и последнее, приближением к критическим (допустимым) точкам добычи некоторых биоресурсов океана, требующих перехода к культурному разведению живых организмов в его мелководьях, бухтах, заливах.

1. Источником каких природных ресурсов является Мировой океан?

Мировой океан является источником биологических и минеральных природных ресурсов.

2. Что такое шельф?

Шельф (англ. shelf — отмель) — выровненная область подводной окраины материка, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геологическим строением.

3. Какие океаны и их части наиболее обеспечены биологическими ресурсами?

Биологически наиболее продуктивны Атлантический и Тихий океаны. Они дают более 90% мирового улова рыбы. Важнейшим районом рыболовства, имеющим мировое значение, является Северная Атлантика. Возле берегов острова Ньюфаундленд, где тёплое течение Гольфстрим встречается с холодным Лабрадорским течением, по некоторым оценкам, добывается до 25% мирового улова рыбы. В Тихом океане богаты рыбой воды у берегов Южной Америки. Исключительно велики рыбные ресурсы Берингова, Охотского и Японского морей. Наименее продуктивен Индийский океан (из-за малой площади шельфа) и большая часть Северного Ледовитого океана.

4. Что такое марикультура?

Марикультура — это искусственное разведение морских организмов. Фактически это особый вид сельского хозяйства — сельского хозяйства в океане. Дальнейшее использование биологических ресурсов океана объективно связано с развитием марикультуры.

5. Какие полезные ископаемые добывают со дна Мирового океана?

Минеральные ресурсы океана можно разделить на две большие группы: вещества, растворённые в морской воде, и минеральные ресурсы дна океана. Полезные ископаемые дна Мирового океана: нефть, газ, железо, марганец, медь, титан, никель, кобальт, фосфориты, алмазы, золото, бокситы.

А теперь более сложные вопросы

1. С чем связана высокая биологическая продуктивность умеренных широт Атлантического и Тихого океанов?

Высокая биологическая продуктивность умеренных широт Атлантического и Тихого океанов связана с большой площадью шельфов и благоприятными климатическими условиями.

2. Почему марикультура является единственно возможным вариантом безопасного использования биологических ресурсов Мирового океана?

Нерациональное использование животного мира Мирового океана может привести к исчезновению некоторых видов. Одной из задач марикультуры является восстановление, пополнение и увеличение численности природных популяций ценных промысловых гидробионтов.

Таким образом, марикультура не только обеспечивает получение дополнительной ценной продукции. Но и становится мощным преобразователем природных экосистем, что нужно учитывать в прибрежной хозяйственной деятельности.

3. Почему лидерами в развитии марикультуры являются страны Дальнего Востока?

В странах Дальнего Востока очень развиты рыночные отношения. Имеется сбалансированная рыболовная политика, направленная на оптимальное использование природных ресурсов и насыщение внутреннего рынка рыбной продукцией собственного производства.

Лидерами на Дальнем Востоке являются такие страны как: Китай, Япония и США.

Так, Япония уже в течение почти десятилетия устойчиво выращивает ежегодно в морских прибрежных водах 780- 830 тыс. т высококачественной рыбы и ракообразных, да и добывает в морях еще 6-7 млн. т.

США ежегодно выращивают в морской и пресной воде до 400-420 тыс. т, а в морских водах вылавливают дополнительно еще 4,5 млн. т.

Не менее впечатляющие результаты достигнуты Китаем, который за счет выращивания рыбы и других водных объектов в пресной и морской водах ежегодно получает 17-23 млн. т. Кроме того, в естественных морских водах Китай добывает еще 15-17 млн. т.

4. Разработки каких минеральных ресурсов особенно перспективны в океане?

5. Какой вид морской энергетики развивается особенно активно?

Активно развивается использование энергии морских волн, приливов и отливов.

От теории к практике

1. Используя рисунок 41, определите, какой океан играет наибольшую роль в мировом рыболовстве. В каких его районах ведётся промысел?

Тихий океан играет наибольшую роль в мировом рыболовстве (56% улова рыбы по океанам). Промысел ведется в районе Дальнего Востока, Индонезии, Австралии.

2. Используя тематические карты атласа, определите страны, на шельфе которых ведётся добыча нефти.

Страны, на шельфе которых ведётся добыча нефти: Мексика, Иран, Саудовская Аравия, Россия, США, Венесуэла, Канада, Индонезия.

Вилльям Баренц


Трижды в Северный ледовитый океан совершал походы голландский мореплаватель Вилльям Баренц (в 1594—1596 года). Его корабли безрезультатно пытались пройти далее на Восток, огибая Новую Землю с севера и юга. В третьем плавании Баренц обошел мыс Желания, но вынужден был зазимовать в Ледяной гавани.



Семен Дежнев

В конце XVI в. русские мореплаватели стали совершать регулярные плаванья к устью Оби, откуда позднее проникли в бассейн Енисея. Вскоре после похода Ермака в низовьях Оби были построены Березовский городок и Обдорск (Салехард), а затем на реке Таз — Мангазейский острог. Долгое время они служили портами для отправки пушнины в Архангельск. В начале XVII в. русские мореплаватели нередко доходили до устья Енисея и до реки Пясины.
Открытие последнего участка Северо-Восточного прохода в Тихий океан связано с именами Семена Дежнева и Федота Попова. Отправившись в 1648 году в промысловое путешествие на небольших кочах они первыми в мире доказали существование пролива между Азией и Америкой, подробно описали Чукотку, основали Анадырский острог.



В. Я. Чичагов



М. В. Ломоносов

Таким образом, русские первопроходцы обследовали все северное побережье Евразии и омывающие его моря. Вклад, внесенный ими в летопись великих географических открытий, фактически разрешил проблему Северо-Восточного прохода в страны Востока.
Плавание Дежнева и открытие им пролива между Азией и Америкой не случайно сравнивается с подвигом Христофора Колумба.
В XVIII столетии наиболее весомый вклад в научные исследование отдельных участков Северного морского пути внесла Вторая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга. За десять лет она прошла отдельными участками почти весь Северный морской путь, от Архангельска на западе до мыса Большой Баранов на востоке.



Семен Челюскин

В 1742 году Семен Челюскин достиг северной оконечности азиатского материка — мыса, которому впоследствии было присвоено его имя.
Харитон Лаптев обследовал побережье от реки Лена до реки Хатанга и Таймырский полуостров, нанес на карту Хатангский залив, pеки Пясина и Хатанга, открыл острова Большой и Малый Бегичевы и центральную часть гор Быранга. Отряд, направлявшийся из Якутска в сторону Берингова пролива исследовал побережье Северного Ледовитого океана между рекой Лена и мысом Большой Баранов, провел съемку рек Яна, Индигирка, Хрома, Колыма, Большой Анюй и Анадырь. Отряд, возглавляемый Мартыном Шпанбергом, исследовал Курильские острова и открыл морской путь в Японию.


Харитон Лаптев


Выдающийся след в истории освоения восточных рубежей российского государства оставил экспедиционный отряд, возглавляемый Витусом Берингом. Им был открыт получивший его имя пролив между Северной Азией и Америкой, описаны северные берега Камчатки, северо-западное побережье Америки, открыто множество островов.

Витус Беринг

Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Ф.П. Врангель и Ф.Ф. Матюшкин. В 1820—1824 годах они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы (совершив при этом четыре не имевших ранее аналогов похода по дрейфующим льдам).



Ф. Ф. Матюшкин



Ф. П. Врангель


Начиная с 1877 года периодически осуществлялись Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и минеральных богатств.
(До 1919 из 122 карских рейсов только 75 прошли успешно. Ими перевезено всего 55 тысяч тонн различных грузов. Неудачи Карских экспедиций объясняются отсутствием в северных морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов).

Нильс Норденшельд



С. О. Макаров



В. И. Ленин


Необходимость развития северных морских путей хорошо осознавали и большевики. 2 июля 1918 года председателем Совета народных комиссаров РСФСР В. И. Лениным было подписано постановление Совнаркома об ассигновании одного миллиона рублей на экспедицию по исследованию Северного Ледовитого океана. 10 марта 1921 года им же был подписан декрет о создании Плавучего морского научно-исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР. Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций. В это время в научном и повседневном обиходе прежнее название "Северо-восточный проход" полностью вытесняется понятием "Северный морской путь".

Умберто Нобиле


Р. Л. Самойлович




О. Ю. Шмидт


В 1934 году ледорез "Литке", под управлением капитана Н.М. Николаева и научного руководителя В.Ю. Визе без аварий прошел одну навигацию Северным морским путем из Владивостока в Мурманск.
Уже в следующем, 1935 году Северным морским путем прошли за одну навигацию четыре грузовых теплохода.

В 1936 году была успешно осуществлена проводка военных кораблей Балтийского флота на Дальний Восток (1936).
В 1939 году ледокол "И. Сталин" совершил двойное сквозное плаванье за одну навигацию.



В. Визе

Советский Союз стал первой и единственной страной, активно использовавшей дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляла собой установленный на дрейфующей льдине комплекс станционных домиков, в которых жили участники экспедиций и необходимого оборудования. Впервые такой недорогой и эффективный способ исследования Арктики предложил в 1929 году Владимир Визе, исследователь, работавший в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте. Благодаря существованию дрейфующих станций отечественные ученые получили возможность исследовать Арктику круглый год.


Весной 1937 года самолеты доставили на льдину в районе Северного полюса начальника первой дрейфующей станции И.Д. Папанина, радиста Э.Т. Кренкеля, геофизика Е.К. Федорова и океанографа П.П. Ширшова. За 274 дня дрейфа папанинская станция "Северный полюс" прошла по генеральному направлению 2050 км. и была эвакуирована ледокольными пароходами "Таймыр" и "Мурман" в феврале 1938 года.

И. Д. Папанин


К началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе уже был накоплен значительный опыт плавания транспортных судов в Арктике, велось обустройство таких портов по всему протяжению Северного морского пути, как Диксон, Игарка, Дудинка, Тикси, Певек и Провидения. Помимо существовавших в 1930-е годы задач по снабжению арктических строек и полярных станций, в годы войны возникла необходимость снабжения развернутых в Арктике гарнизонов и боевых кораблей, а также доставки грузов из США и Канады.

XX век вошел в историю как век выдающихся географических открытий и исследований Арктики. Он как бы увенчал собой многолетние стремления первооткрывателей в высокие широты к самой северной точке земного шара — Северному полюсу, этому веку принадлежат первые сквозные плавания по Северному Морскому пути вдоль побережья России от Белого моря до Берингова пролива и далее — до Владивостока в направлении как с запада на восток, так и с востока на запад. В военно-морской истории России к этому веку относится создание двух могущественных флотов — Северного и Тихоокеанского, сыгравших большую роль во второй мировой войне и навсегда вошедших в историю российского военного флота в послевоенные годы, когда особая роль стала принадлежать подводным лодкам с ракетным вооружением, а позже — атомным подводным крейсерам.

Челюскин

В настоящей публикации учтены также аварии и катастрофы на Тихоокеанском флоте и у российского побережья Тихого океана. Это оправдывается по крайней мере тремя причинами. Первая причина — недостаточная изученность материала, вторая причина — неразрывная связь истории плаваний вдоль Тихоокеанского побережья к Северу и плаваний в морях Восточной Арктики. Третья причина — то, что в широком понимании трасса Северного морского пути охватывает все расстояние от Мурманска до Владивостока.

Вполне понятно, что такие разные предметы, как история Северного и Тихоокеанского флотов, арктическое мореплавание в XX веке, научные исследования Северного Ледовитого океана, история гражданского судоходства в морях Российского Дальнего Востока представляют собой самостоятельные сюжеты, достойные многих монографических исследований. Многое в этих областях уже сделано, но многое еще предстоит сделать. Составляя настоящую хронику, автор преследовал две цели — во-первых, представлялось необходимым показать, что трагические страницы истории российского мореплавания и арктических исследований имеют объемную временную перспективу, и аварии и катастрофы последних лет не привязываются ни к рубежу веков, ни к политическим переменам в новой России. Во вторых, и это, пожалуй, более важно — исследования истории открытий и исследований Северного морского пути, истории арктического мореплавания имеют своей неотъемлемой составной частью почитание памяти всех тех, кто погиб в морях, во льдах и на островах Арктики, а также сбережение памяти кораблей российского флота, навсегда вошедших в историю.

1901

1904

4 июля. На японской минной банке возле острова Скрыплева подорвался и затонул миноносец № 208 Сибирской флотилии. [11]

1905

1906

1911

1912

1913

1913–1914

1914

1916

1917

1918

1921

1922

1929

1930

1931

1932

1933

1934

1936

1938

1939

1940

1941

1942

1943

31 августа. Подводная лодка Щ-130 Тихоокеанского флота затонула после столкновения с подводной лодкой Щ-128. Погибли 2 человека. [51]

1944

1945

25 апреля. В бухте Ракушка после взрыва подрывных патронов затонула у причала подводная лодка Тихоокеанского флота Щ-139. Погибло 7 человек. Причиной гибели лодки считается диверсия, осуществленная командиром БЧ-3. [54]

1946

1946

1947

1949

1952

15 декабря. В Татарском проливе исчезла подводная лодка С-117. Погибли 52 человека. [62]

1961

27 января. В Баренцевом море затонула подводная лодка С-80, шедшая во время шторма под РДП. Погибли 68 человек. Лодка была поднята в 1968 г. [63]

1962

11 января. В Баренцевом море в результате взрыва погибла стоявшая у пирса подводная лодка Б-39. Взрывом на этой лодке повреждена стоявшая рядом с ней подводная лодка С-350. Погибло 122 человека. [64]

1965

1968

8 марта. В Тихом океане затонула подводная лодка К-129. Погибли 98 человек. Носовая часть лодки поднята американцами в 1974 г. [65]

1969

1970

12 апреля. Подводная лодка Северного флота К-8 затонула в Бискайском заливе. Погибли 52 человека. [67]

1973

14 июня. Подводная лодка К-56 столкнулась с надводным кораблем. Погибло 27 человек. [68]

1975

1 марта. В Баренцевом море столкнулись две советские подводные лодки — атомная подводная лодка 3-й флотилии и дизельная подводная лодка 4-й эскадры. [69]

1976

28 августа. Подводная лодка К-22 столкнулась в Средиземном море с американским фрегатом. [71]

1977

17 февраля. В Баренцевом море в районе полуострова Рыбачий атомная подводная лодка К-462 столкнулась с рыболовным судном. [72]

1978

13 апреля. В Кольском заливе столкнулись две атомные подводные лодки К-308 и К-490. [73]

28 июня. Подводная лодка Тихоокеанского флота К-42 столкнулась с танкером. [74]

19 декабря. На выходе из базы Западная Лица атомная подводная лодка К-313 столкнулась со сторожевым малым противолодочным кораблем (МПК). [75]

1979

Подводная лодка Тихоокеанского флота К-436 столкнулась с кораблем СКР-59. [76]

1980

10 июля. На Тихоокеанском флоте столкнулись две дизельные подводные лодки — Б-88 и Б-833. [77]

1981

20 марта. Столкнулись две атомные подводные лодки — К-43 и К-184. [78]

23 мая. Атомная подводная лодка К-211 столкнулась с иностранной подводной лодкой. [79]

10 сентября. В Тихом океане после столкновения с траулером погибла подводная лодка К-45. [80]

1983

24 июня. В бухте Крашенинникова затонула подводная лодка К-429. Погибли 16 человек. [82]

1986

3 октября. В Атлантическом океане потерпела аварию и затонула атомная подводная лодка К-219. Погибли 4 человека.

1989

2000

Васильева Елена Александровна

В этой презентации рассказывается о том, кто такой Нептун. Представлены очень интересные истории о к ораблях, потонувших из-за течений.

ВложениеРазмер
osovskaya._potonuvshie_korabli.ppt 1.98 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Потонувшие корабли. Презентация-доклад По географии Ученицы 7 А класса Осовской Александры Преподаватель — Васильева Елена Александровна

Содержание Кто такой Нептун? Корабли, потонувшие из-за течений. Другие интересные и неизведанные крушения. Использованные мной материалы и сайты.

Кто же такой Нептун? Непту́н (лат. Neptunus) — в древнеримской мифологии бог морей и потоков. Один из древнейших римских богов. Позднее был отождествлён с греческим богом Посейдоном. Сын Сатурна и Опы. Брат Юпитера, Плутона, Цереры, Юноны и Весты. Женой Нептуна считалась богиня Салация (Фетида, Амфитрита).

С Нептуном связан праздник нептуналий, который отмечался 23 июля. Праздник справлялся с целью предотвращения засухи. Во время этого праздника строились хижины из листьев. Морской Нептун почитался людьми, связанными с морем или отправлявшимися в морское путешествие. В честь бога Нептуна названа восьмая и самая дальняя планета Солнечной системы Нептун. Первоначально у римлян поклонение ему было малым, т. к. они мало имели дело с морем. Когда впоследствии на него были перенесены греческие представления с Посейдона, то особенно выдавалось с него отношение к коню и к конскому ристанию, — отмечается в словаре Любкера.

SS Hewitt Этот сухогруз совершал рейсы вдоль побережья США. 20 января 1921 года полностью гружёный корабль вышел из Техасского города Сабин. Корабль находился под командованием капитана Ханса Джейкоба Хенсена. Последний сигнал от этого судна поступил 25 января, радио-звонок не сообщал ни о чём необычном. Затем корабль был замечен в 250 милях к северу от расположенного во Флориде Юпитер Инлет. Далее нить обрывается, и SS Hewitt, как и прочие исчезнувшие корабли, стал частью истории. Вдоль всего маршрута, которым следовало судно, была проведена тщательная проверка, но она не дала результатов - тайна исчезновения корабля SS Hewitt не разгадана до сих пор. Об этом происшествии ходило множество слухов и домыслов. Высказывали даже предположение, что экипаж корабля стал жертвой редкого природного явления, столь же любопытного, как и водоворот Мальстрем - голоса моря.

USS Wasp – пропавший конвоир На самом деле было несколько кораблей, которые назывались USS Wasp , но, самым странным был Wasp , который исчез в 1814 году. Построенный в 1813 году для войны с Англией, Wasp был скоростным шлюпом с квадратным парусом, 22 орудиями и командой в 170 человек. Wasp участвовал в 13 успешных операциях. 22 сентября 1814 года судно захватило британский торговый бриг Аталанта. Как правило, экипаж Wasp просто сжигал вражеские корабли, но Аталанта была признана слишком ценной, чтобы уничтожать ее. В итоге поступил приказ проводить Аталанту в союзную гавань, и Wasp отправился в сторону Карибского моря. Больше его никогда не видели.

USS Conestoga – пропавший тральщик USS Conestoga был построен в 1917 году и выполнял функции тральщика. После окончания Первой мировой войны его переделали в буксир. В 1921 году перевели в Американское Самоа, где оно должно было стать плавучей станцией. 25 марта 1921 корабль отправился в плавание, и больше о нём ничего не известно.

Witchcraft – прогулочный катер, пропавший в Рождество В декабре 1967 года владелец отеля из Майами Дэн Бурак решил полюбоваться рождественскими огнями города со своего личного роскошного катера Witchcraft. В сопровождении отца Патрика Хогана, он ушёл в море примерно на 1,5 км. Известно, что катер был в полном порядке. Около 9 вечера, Бурак по рации запросил буксировку обратно к пристани, сообщив, что его катер ударил неизвестный объект. Он подтвердил свои координаты береговой охране и уточнил, что запустит сигнальную ракету. До места происшествия спасатели добрались за 20 минут, но Witchcraft исчез. Береговая охрана прочесала более 3100 квадратных километров океана, но ни Дэна Бурака, ни Патрика Хогана, ни Witchcraft так никогда и не нашли.

SS Baychimo – арктический корабль-призрак Некоторые называют его кораблем-призраком, но на самом деле Baychimo был реальным судном. Построенный в 1911, Baychimo был огромным паровым грузовым кораблем, принадлежащим Hudson’s Bay Company. В основном оно использовалось для транспортировки меха из северной части Канады, а первые девять рейсов Baychimo были относительно спокойными. Но во время последнего рейса корабля в 1931 году, зима наступила очень рано. Совершенно не готовый к плохой погоде, корабль оказался пойманным в ловушку во льдах. Большая часть экипажа была спасена на самолете, но капитан и несколько членов экипажа Baychimo решили переждать непогоду, разбив лагерь на судне. Началась жестокая метель, которая полностью скрыла из виду корабль. Когда буря утихла, Baychimo исчез. Однако в течение нескольких десятилетий Baychimo якобы не раз видели бесцельно дрейфующим в арктических водах.

Читайте также: