Особенности земской и судебной контрреформы

Обновлено: 24.05.2024

По мнению Александра III реформы его отца, Александра II, лишь наносили вред действующему государственному укладу. Принятые новым императором реформы носили противоположный характер, отсюда и происходит их обобщенное название — контрреформы.

Убийство Александра II террористами сильно повлияло на взгляды Александра III и предопределило характер его политики, направленной на возврат к консервативным методам. Новый император сразу же обозначил, что является противником либерализма. Главной целью его контрреформ стало укрепление самодержавия, усиление армии, борьба с инакомыслием, сплочение русского народа и русской идеи. Попытки своего отца расширить права народа Александр III находил опасными и, напротив, принял меры по их ограничению.

Так, вскоре после убийства Александра II был уволен министр внутренних дел Лорис-Меликов — один из ярких сторонников либеральных реформ и разработчик Конституции, которую действующий император отказался принимать. На его место был назначен Игнатьев Н. — приверженец традиционализма и сторонник идей славянофилов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Главными идеологами нововведений в законодательстве при Александре III стали Победоносцев К.П. и Катков М.Н.

Что включал в себя комплекс контрреформ Александра III

Изменения для крестьян

Направление новой политики способствовало усилению авторитета дворянского сословия. В 1885 г. создается Дворянский банк, субсидирующий помещиков. В отношении крестьян отменяется подушная подать и общинное земледелие, при этом выкупные платежи для них снизились. В 1882 г. учреждается Крестьянский банк, выдававший ссуды крестьянам для приобретения земель.

Судебная реформа

Реформа, принятая в 1864 г., также претерпевает изменения при Александре III. Система судоустройства становится более бюрократизированной и усложненной. Сокращается компетенция судов присяжных, а в селах мировые суды фактически заменил произвол чиновников. Поместные дворяне возглавили административную и судебную власть с правом отменять решения сельских судей сходов. Ими мог руководить лишь представитель дворянства.

Изменения в системе образования

В 1884 году утверждается новый университетский устав. С момента его принятия университеты переставали быть автономными: отныне их руководители назначались из министерства, а не из сотрудников учебного заведения, как было ранее. Теперь студенты теряли покровительство со стороны ректоров. Так, ранее, если студент был задержан полицейскими, ректор мог за него заступиться, однако при новой политике такие меры запрещались.

Также были приняты следующие изменения:

  • закрытие всех женских курсов, кроме Бестужевских;
  • отказ принимать в школы детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников, поваров;
  • запрет для евреев на получение образования.

Таким образом, политика Александра III в сфере образования ставила крест на просвещении всех слоев населения, и количество грамотных становилось еще меньше.

Земская реформа

Новые меры по Земской реформе были направлены на усиление контроля над земствами. Для горожан повысился имущественный ценз, в то время как для помещиков он снизился. В итоге представители мелкой торговли и ремесленники были лишены избирательного права.

В 1889 г. император подписывает указ, которым утверждает должность земского начальника. Им мог стать только представитель дворянства. Круг его полномочий был достаточно широк: они были вправе проводить судебные процессы и принимать указы об арестах в районах.

Пресса и издательство

Принятие закона для рабочих

Впервые в истории страны принимается отдельный закон для рабочего класса, имевший важное значение. Нововведения носили следующий характер:

Полиция

Религия

Александр III за основу религиозной и национальной политики взял принципы, провозглашенные еще в период правления Николая I: православие, самодержавие, народность. Правитель уделял особое внимание укреплению национального духа русского народа. Александр III, как и его отец, проводил мероприятия по русификации по всем окраинам империи через культуру и образование.

Православие стало основным оплотом самодержавия. Гимназии увеличили часы на преподавание религиозных предметов; была объявлена борьба с сектантством, а буддистам (калмыкам и бурятам) запретили строить храмы.

Итоги контрреформ и последствия в отдалённой перспективе

С одной стороны, проведение контрреформ, проводимых Александром III, сдерживало развитие революционных движений и оппозиционных настроений. С другой стороны, предпринятые меры подействовали лишь на время: программа Александра III не смогла реализоваться полностью, т.к. во второй половине 90-х гг. XIX столетия начинается подъем революционных движений, среди которых одно из главенствующих положений займет пролетариат.

Заработок в интернете без вложений

Контрреформы — ряд мероприятий императо­ра Александра 3, которые были проведены в 1889-1894 гг. с целью укрепления само­державия за счет пересмотра умеренно-буржуазных реформ 1860-1870 гг.

Александр 3

Причины контрреформ

Александр 3 и его контрреформы (1)

Контрреформы (кратко)

Земская контрреформа

1889 год — были введены земские начальники. Их назначал министр внутренних дел только из местных дворян, они осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами. Земские начальники следили за порядком, сбором податей и в случае провинностей имели право сажать крестьян под арест, подвергать телесным наказаниям. Власть земских начальников по сути восстановила права помещиков над крестьянами, утраченную ими в ходе Земской реформы Александра 2.

1890 год — был в значительной степени увеличен имущественный ценз для крестьян, а для помещиков — понижен. Как результат лишались избирательных прав ремесленники и мелкие торговцы. Список гласных от крестьян теперь утверждался губернатором.

Городская контрреформа

Городская контрреформа в значительной мере повысила имущественный ценз, что привело к уменьшению представителей бедных слоев в городской думе и росту числа богатых в думах приблизительно в 3 раза. Новое Городовое положение (1892) значительно поднимало планку имущественного ценза для городских избирателей. Благодаря чему от выборов в городские органы местного самоуправления были отстранены как представители малого бизнеса, так и часть средней буржуазии.

И земская, и городская контрреформы проводились с целью ограничения полномочий либеральных органов местного самоуправления, усиления в них влияния консервативного дворянства, ужесточения контроля со стороны губернских и правительственных чиновников.

Александр 3 и его контрреформы (2)

Судебная контрреформа

После убийства народниками-террористами генерала Мезенцева, который возглавлял жандармское управление, приняли закон, изменивший подсудность дел о государственных преступлениях. Их передавали под юрисдикцию военных судов. Дела о вооруженных сопротивлениях властям, нападениях на полицейских чинов и других должностных лиц при исполнении ими своих обязанностей передавались в военно-окружные суды.

Указом императора от 20 мая 1885 года вводилось Высшее дисциплинарное присутствие Сената, получившее право смещать или перемещать судей на нижестоящую должность. Предложения о такого рода мерах воздействия на судей готовило министерство юстиции.

1887 год, февраль — появился указ, который давал возможность любое дело по усмотрению начальства объявлять секретным, и судебное заседание должно было проходить в закрытом режиме.

1889 год — были ограничены правомочия присяжных заседателей, а в 1891 году – открытость гражданского суда.

Александр 3 и его контрреформы (3)

Контрреформы в образовании и печати

Был ужесточен контроль над вузами. Университетский устав 1884 года по сути упразднил автономию университетов. Ректора и профессоров назначало правительство. Плату за обучение увеличили в 2 раза. Создали особую инспекцию, осуществлявшую надзор за студентами.

Ужесточилась цензура. Все радикальные и ряд либеральных изданий закрыли.

Судебная реформа 1864
Земская реформа 1864
Военная реформа Александра 2

Итоги

Ряд “контрреформ” в значительной степени исказил результаты преобразований, осуществленных Александром 2 в 1860—1870-х годах. Усилилась роль полиции, местной и центральной администрации, был установлен жесткий надзор за органами земского и городского самоуправления, были стеснены права университетов, усилилась цензура.

Таким образом, в рассматриваемый период наблюдался отход от основных целей и принципов реформ 60-70-х годов. Проведенные контрреформы Александра 3 только на время стабилизировали социально-политическую обстановку в государстве. Власти не смогли выполнить программу контрреформ в полном объеме. В обществе все больше нарастало недовольство политикой императора. Уже с середины 1890-х гг. начался подъем революционного движения.

Неудача в Крымской войне и падение международного авторитета России, растущее недовольство крестьянства и убыточность большинства помещичьих хозяйств, замедленная индустриализация страны вынудили императора Александра ІІ, взошедшего на престол в 1855 г., инициировать проведение ряда реформ:

  • аграрной (1861);
  • финансовой (1863);
  • земской (1864);
  • судебной системы (1864);
  • городской (1870);
  • военной (1874);
  • системы образования (1863).

Аграрная реформа

К середине ХІХ в. стало очевидным, что поступательное развитие России напрямую зависит от решения крестьянского вопроса. В 1850‑х гг. Россия оставалась единственной страной Европы, в которой продолжало действовать крепостное право. Представители передовых кругов общественности — М. Погодин, К. Кавелин, А. Герцен, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов требовали незамедлительного проведения преобразований в аграрном секторе и освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Предложенный государством механизм наделения землёй за выкуп оказался неприемлем для большей части русского крестьянства. Цена земли была искусственно завышена в 1,5 раза. Таким образом, получалось, что крестьяне платили не только за землю, но и за личное освобождение. С целью облегчения перехода надельной земли в крестьянскую собственность властью была разработана выкупная операция. Не имея наличных денег, крестьяне получали ссуду от государства, на 80 % покрывавшую стоимость наделов. Оставшаяся часть ложилась на плечи крестьянской общины. Погасить ссуду крестьяне были обязаны в течение 49 лет под 6 % годовых. До полного выкупа крестьяне, получив личную свободу, продолжали расплачиваться за пользование помещичьими наделами посредством отработки барщины и уплаты оброка. Эти крестьяне получили статус временнообязанных. Он был ликвидирован только в 1881 г.

Несмотря на свою половинчатость и непоследовательность сохранения общины и крупного помещичьего землепользования, на тот момент аграрная реформа 1861 г. имела прогрессивное значение, открыв путь капиталистическим отношениям в деревне и создав предпосылки для последующей экономической модернизации страны.

Влияние аграрной реформы ощущалось не только в сфере экономики. Произошли структурные изменения в обществе. Ранее бесправная часть населения получила гражданские, а частично и политические права (выборы в органы крестьянского самоуправления). Начались преобразования в местных административных аппаратах, они так же коснулись армии, налоговой системы.

Либеральные реформы 60–70‑х гг. ХІХ в

Финансовая реформа предусматривала составление государственного годового бюджета. Возросло значение контроля над финансами со стороны Государственного банка.

Земская реформа

Создавала новую эффективную систему органов местного самоуправления (земские собрания и управы), формировавшуюся из представителей всех сословий на выборных началах и занимавшуюся решением разнообразных хозяйственных вопросов местного значения (транспорт, образование, здравоохранение, торговля). Высокий имущественный ценз при выборах в земства обеспечивал преимущество помещикам. Господствующее место в земских собраниях принадлежало дворянам. На должность председателей уездных собраний, как правило, назначали уездных предводителей дворянства, а губернские собрания возглавляли губернские предводители. Земства действовали в 34 губерниях, находившихся в европейской части России. Из-за отсутствия помещиков земское самоуправление отсутствовало в Сибири и Архангельской губернии. В Области Войска Донского, Астраханской и Оренбургской губерниях земства не создавались по другой причине — из-за существования казачьего самоуправления.

Никакими политическими полномочиями они наделены не были. Губернские земства даже не имели прав на координацию своей деятельности даже в вопросах, касавшихся борьбы с голодом, эпидемиями, падежом скота. Тем не менее, само появление сети земств стало своеобразным вызовом старой бюрократической системе управления, господствовавшей в России многие десятилетия. То, что земства были выборными и располагали относительной независимостью от иных государственных структур, сохраняло надежду на то, что они, даже с учётом всех недостатков, в своей деятельности будут руководствоваться интересами местного населения, облегчая его повседневную жизнь. К примеру, этой цели должны были служить земские школы и больницы. Вокруг земств стали со временем объединяться либерально мыслящие представители буржуазии и дворянства.

Судебная реформа привела к коренным изменениям в системе судоустройства. Среди главных новшеств — всесословность судов (хотя дела крестьян рассматривались отдельными судами), их независимость от царской администрации, несменяемость судей. Были созданы две судебные ветви — мировые суды и общие суды. Рассмотрением дел государственной важности занималась судебная палата. За Сенатом была закреплена роль высшей судебной инстанции. В случае подтвердившихся нарушений, допущенных при рассмотрении того или иного дела в судах нижних инстанций, он мог передать дело без дополнительного рассмотрения другому суду, либо возвращал в тот же, но после изменения состава судей.

Ряд важных изменений коснулся порядка судопроизводства. Для суда становились обязательными принципы гласности, открытости и устности. В судопроизводстве было выделено две стадии: стадия следствия и стадия судебного разбирательства. Следствие, как и ранее, было письменным, тогда как судебное разбирательство проводилось в устной форме. В судебном процессе устанавливалась состязательность с одновременным участием как стороны обвинения (прокурора), так и стороны защиты (адвоката). Они должны были заниматься установлением всех обстоятельств дела, производить допрос свидетелей, анализировать представленные суду вещественные доказательства. Ещё одним нововведением стало создание судебного института присяжных заседателей, которые могли решать вопрос о виновности подозреваемых лиц.

Городская реформа позволила создать в городах выборные органы местного самоуправления — думы и управы. Они занимались решением разнообразных вопросов хозяйственного характера и благоустройства городов. Высокий имущественный ценз позволял избираться в думы преимущественно представителям крупной буржуазии. Городским думам предоставлялась относительная независимость и самостоятельность в рамках работы по развитию инфраструктуры городов, но, в отличие от земств, они были менее заметны в общественном движении. Это можно объяснить отсутствием у купечества и зарождавшегося класса предпринимателей сформировавшейся политической позиции.

Военная реформа, катализатором которой стало поражение в Крымской войне, проводилась поэтапно и предусматривала целый комплекс преобразований, главными из которых были отмена рекрутских наборов, введение всеобщей воинской повинности (1874) со сроком службы — шесть лет в сухопутных войсках и семь лет на флоте. Если страна не вела войн, действительную службу проходили только 25–30 % от общего числа призывников. Многие призывники освобождались от несения службы по семейным обстоятельствам, из-за физических недостатков, по роду занятий (не призывали врачей, ветеринаров, фармацевтов, воспитателей и преподавателей); остальным полагалось тянуть жребий.

В результате мер по перевооружению и модернизации армии, с 1860-х гг. происходил массовый переход от гладкоствольного оружия к нарезному, началось внедрение более совершенных артиллерийских систем и кораблей, оснащённых паровыми двигателями. Больше внимания стали придавать профессиональной подготовке офицерских кадров: открывались юнкерские училища, военные гимназии и академии. Функции центрального органа управления войсками были возложены на Главный штаб, учреждённый в 1865 г. Своему успеху эта реформа во многом обязана тогдашнему главе военного министерства Д. Милютину.

Реформы 60–70‑х гг. ХІХ в

Способствовали формированию основ гражданского общества и правового государства в Российской империи, приведению государственного строя и административного управления в соответствие с новой социальной структурой, хотя и не затрагивали основ самодержавия.

Политика контрреформ

Контрреформы — обобщающее название ряда мер, предпринятых правительством убеждённого консерватора и русофила императора Александра III (1881–1894) с целью пересмотра результатов реформ 1860–1870‑х гг.

Изменения коснулись судебной системы. Со второй половины 1880‑х гг. ограничены полномочия суда присяжных, пересмотрен принцип несменяемости судей, ограничена судебная гласность.

Одним из инициаторов и идеологов политики контрреформ был Константин Петрович Победоносцев (1827–1907) — видный государственный деятель, правовед, писатель, переводчик, историк Церкви; действительный тайный советник; занимал пост обер-прокурора Святейшего синода (1880–1905) и члена Государственного совета (с 1872). Также среди ведущих представителей консервативного курса следует отметить тогдашнего министра внутренних дел графа Д. Толстого и публициста М. Каткова.

Но у политики Александра III была и более привлекательная сторона: существенно снижены выкупные платежи, получила законные основания обязательность выкупа наделов крестьян, был основан крестьянский поземельный банк, который выдавал крестьянам ссуды на приобретение земельных наделов. С 1886 г. отменили подушную подать, ввели налог на получение наследства и ценные бумаги. В 1882 г. были введены ограничения на использование на фабриках труда малолетних, а также работы женщин и детей в ночное время.

Политика Александра III с одной стороны обеспечила России длительный период стабилизации без крупных войн и социальных потрясений внутри страны, но, с другой стороны, законсервировала многие проблемы во внешней и внутренней политике, которые уже пришлось решать его сыну Николаю II.

Контрреформы Александра 3 проводились в 1881-1894 годах. На политические взгляды императора остро повлияли смерть его отца от рук террористов-народовольцев и несколько неудачных покушений до этого.

Контрреформы александра 3

Считая либеральные реформы Александра II неэффективными, опасными и вредными для России, Александр III направил усилия на укрепление царской власти и предотвращение подобных ситуаций.

Биография монарха

Император Александр III Александрович Романов родился 10 марта 1845 года. Он был сыном Александра II Освободителя и внуком Николая I. Александр III являлся вторым сыном и должен был пойти на военную службу, однако смерть старшего брата Николая сделала его наследником.

В середине 1866 года Александр объявил помолвку с датской принцессой Дагмарой (в крещении Марией Федоровной), невестой умершего Николая. Свадьба состоялась в ноябре 1866 года.

Александр 3 с семьей

У супругов родилось несколько детей:

  1. Сыновья Николай, Александр (умер в младенчестве), Георгий и Михаил.
  2. Дочери Ксения и Ольга.

Сыновья не пережили революцию, две дочери же умерли в 1960 году с разницей в несколько месяцев в эмиграции. Перед этим в 1887 году на императора собирались совершить покушение, но оно провалилось из-за непродуманности, а участники были арестованы, после казнены или сосланы.

Александр III умер 1 ноября 1894 года после 13 лет царствования из-за воспаления почек с последующим поражением сердца и сосудов, инфаркта и воспаления левого легкого. После на трон взошел старший сын Николай II.

Внутренняя политика

Александр 3 в молодости

Причиной контрреформ Александра 3 стало сопротивление политике отца, которую импператор считал неэффективной и даже вредной.

По свидетельствам историков и современников император стремился сохранить незыблемость самодержавия, чистую веру и развивать русскую народность.

Изменения в правительстве

Причины контрреформ александра 3

Сразу после подписания документа либеральные министры вынуждены были подать в отставку.

Среди ушедших были:

Финансовыми министрами были назначены Витте, Бунге и Вышнеградский. Одним из главных вдохновителей и проводников идеологии стал Катков, призывавший проводить реформы без революций.

Крестьянский вопрос

Одной из главных великих реформ Александра II стал крестьянский вопрос и отмена крепостного права. Но, несмотря на необходимость этого закона, он принес не только пользу. На момент воцарения императора Александра Александровича имелись следующие проблемы:

Итоги контрреформ александра 3

Министром финансов стал Бунге. В его обязанности входило решение крестьянского вопроса и исправление последствий.

Во время правления Александра Александровича были приняты следующие законы, касающиеся крестьянства:

  1. Отмена временнообязанных отношений с 1883 года. После получения личной свободы не все крестьяне смогли выкупить у помещиков земли, а потому вынуждены были платить им оброк за пользование буржуазными территориями. К указанному году выкупить земли смогли только 1,4% крестьян.
  2. Создан Крестьянский банк (1882), который выдавал кредит под 6,5% годовых. Благодаря этим ссудам люди могли выкупить землю.
  3. С 1882 года была ограничена, затем отменена подушная подать. Против этого закона выступали многие дворяне, поскольку казна теряла миллионы.
  4. В 1893 году были введены ограничения на право выхода из общины. Передел общинной земли стал возможен только через 12 лет после прошлого и только, если за него проголосуют более 2/3 общины.

Но после принятия законов, направленных на улучшение положения крестьян, были приняты меры, направленные на укрепление помещичьего хозяйства. В основном они должны были препятствовать уходу крестьян из деревень и общин, переделу земель. Также усилился надзор за ними.

Положение рабочих

Рабочий класс также волновал правительство. Александр 3 стал первым правителем-инициатором законодательства для рабочих, число которых стремительно увеличивалось.

Были приняты следующие меры:

Политика контрреформ александра 3

  1. Запрет на труд детей младше 12 лет, ограничения на труд детей 12−15 лет (не более 8 часов).
  2. Запрет на труд в ночное время женщинам и несовершеннолетним детям.
  3. Ограничен размер штрафа, который наниматель мог стребовать с рабочего. Сами деньги должны были поступать в специальный государственный фонд, а не в карман владельца.
  4. Увеличена ответственность пролетария за участие в стачке.
  5. Создана расчетная книжка, в которой прописывались все условия найма гражданина.

Также была создана комиссия, которая проверяла выполнение законов. Таким образом, Россия стала одной из первых стран, в которых осуществлялся контроль за соблюдением условий труда рабочих.

Земские законы

При Александре II была проведена земская реформа, которая заключалась в создании земств — органов самоуправления. Самоуправление осуществлялось на нескольких уровнях: губернии, уезды и волости. Александр 3 не считал эти земства бесполезными, но опасался революционных идей, которые могли там зародиться. Таким образом, требовалось не убрать самоуправление полностью, но изменить его.

Контрреформы александра 3 таблица

В середине июля 1892 года был подписан закон об утверждении должности земского начальника. Последний имел широкие полномочия — от проведения судебных мероприятий до подписания указов об аресте. Но стать начальником мог стать только дворянин.

Число представителей городской курии, напротив, уменьшилось, а избранные представители крестьян должны были проверяться и утверждаться губернатором.

Образование и издательства

Боязнь императора революции и вольнодумства особенно ярко выразилась в контрреформах, касающихся системы образования.

Были приняты и другие меры, к которым относятся:

Александр 3

  1. 1886 — закрытие все женских курсов, кроме Бестужевских.
  2. 1887 — необходимость при поступлении в ВУЗ предоставить справку из полиции о благонадежности.

Кроме того, проводилась русификация окраин страны, которую начал еще Александр Второй. Православие оставалось доминирующей религией и опорой самодержавия: в школах увеличилось количество часов на религиозные предметы, буддистам и евреям запрещалось строить свои церкви.

Католики-поляки не допускались к управленческим должностям в Польше и в западных областях государства.

Борьба с терроризмом

Александр 3 внутренняя политика

Результаты правления

Результаты внутренней политики правления императора для России оказались неоднозначны. Итоги контрреформ Александра имеют свои плюсы и минусы. Таблица контрреформ Александра III поможет увидеть результат наглядно и кратко:

Плюсы Минусы
Экономический рост Рост налогов
Усиление промышленности и увеличение выпуска продукции Усиление цензуры
Открытие Крестьянского и Дворянского банков Ограничение прав крестьян
Принятие мер по защите рабочих Ограничение прав на получение образования для ряда граждан
Спокойствие во внешней политике

Читайте также: