Особенности верховного суда рб

Обновлено: 06.05.2024

Содержание работы

Введение . ……………………………5
1. Генезис судебной власти…………………………………….…..…………….7
2. Особенность функционирования Верховного Суда Республики Беларусь. 19
2.1. Порядок формирования Верховного Суда Республики Беларусь……….19
2.2. Состав Верховного Суда Республики Беларусь….……………………….20
3. Правовой статус Верховного Суда Республики Беларусь…………………30
3.1. Задачи Верховного Суда Республики Беларусь………………..…………30
3.2. Полномочия Верховного Суда Республики Беларусь……………………32
4. Проблемы совершенствования законодательства, регулирующего
деятельность общих судов в Республике Беларусь……………………………34
Заключение . ……………………….……36
Список использованных источников …………………………………………..37

Содержимое работы - 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

2. Особенность функционирования Верховного Суда Республики Беларусь. . . . . 19

2.1. Порядок формирования Верховного Суда Республики Беларусь……….19

2.2. Состав Верховного Суда Республики Беларусь….………… …………….20

3. Правовой статус Верховного Суда Республики Беларусь…………………30

3.1. Задачи Верховного Суда Республики Беларусь……………… ..…………30

3.2. Полномочия Верховного Суда Республики Беларусь……………………32

4. Проблемы совершенствования законодательства, регулирующего

деятельность общих судов в Республике Беларусь……………………………34

Список использованных источников …………………………………………..37

Конституционные положения о судебной власти регулируют наиболее значимые вопросы о том, что:

  1. государственная власть осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6);
  2. каждому гарантируется защита его прав и свобод независимым и беспристрастным судом (ст.60);
  3. судебная власть принадлежит судам (ст.109);
  4. образование чрезвычайных судов запрещается (ст.109);
  5. судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону (ст.110);
  6. правосудие осуществляется на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов (ст.112);
  7. дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями (ст.113);
  8. разбирательство дел во всех судах открытое (ст.114);
  9. правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе (ст.114);
  10. обязательность судебных постановлений для всех граждан и должностных лиц (ст.115);
  11. право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений (ст.115);
  12. возможность граждан обжаловать в судебном порядке решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие их права, свободы и законные интересы (ст.122).

1.Генезис судебной власти

Историко-правовые курсы знакомят нас с происхождением и развитием суда в Беларуси, начиная с древних времен и оканчивая его новейшей историей. В этом разделе прослеживаются основные этапы развития суда в Беларуси в последние десятилетия, в советский и постсоветский периоды с тем, чтобы более глубоко и осмысленно изучить действующую судебную систему, ее реформирование в современных условиях общественного развития.

Судебная система Беларуси в указанные годы прошла сложный, противоречивый путь развития, тесно связанный с историей государства, частью которого она являлась и является. Можно выделить несколько этапов в истории судебной системы, первый из которых охватывает 1917-1921 г. г. Это были годы революционного слома, упразднения старой судебной системы и создания нового советского суда.

Нужно отметить, что в дореволюционной России действовала в то время достаточно прогрессивная судебная система, введенная судебными уставами 1864 г. Они декларировали такие демократические принципы и институты как несменяемость судей, их независимость от администрации, выборность мирового суда, учредили суд присяжных заседателей, институт адвокатуры и др. Действовали местные и общие суды. К первым относились волостные суды, мировые суды и съезды мировых судей, ко вторым - окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат с его многочисленными департаментами. Функционировали также специализированные суды (коммерческие, детские суды, церковные, военные и т.д.).

Новая власть считала необходимым полностью упразднить старую судебную систему как составную часть аппарата угнетения и подавления трудящихся.

В Белоруссии, как и в центре России, на Украине и в других местах, процесс революционного слома существовавшей судебной системы начался с первых дней Октябрьской революции. На местах по инициативе трудящихся под руководством большевиков стали создаваться новые суды, которые и были первым шагом в организации советской судебной системы на новых пролетарских основах.

Исходным правовым документом Советской власти в области судебного строительства явился Декрет Совнаркома РСФСР о суде от 24 ноября (7 декабря) 1917 г., который в последующих нормативных актах именовался Декретом о суде № 1. Его значение заключалось в том, что, законодательно закрепив упразднение старой судебной системы, он предусмотрел организацию новых советских судов на таких демократических началах как выборность судей, участие в судебном разбирательстве заседателей, коллегиальность, гласность процесса и др.

Сразу же после обнародования Декрета началось создание местных судов и революционных трибуналов, предусмотренных указанным Декретом. Первые учреждались для рассмотрения отнесенных к их подсудности гражданских дел и дел об общеуголовных преступлениях, вторые - для рассмотрения дел о контрреволюционных и иных особо опасных для Советского государства преступлениях и являлись чрезвычайными (исключительными) судами.

Позднее, в соответствии с Декретом о суде № 2, изданным 7 марта 1918 г. были образованы окружные народные суды, рассматривавшие дела, превышавшие подсудность местного народного суда. Предусмотренные этим декретом областные народные суды и Верховный судебный контроль созданы не были.

В Беларуси, входившей до января 1919 г. в состав Российской Федерации, были проведены в жизнь и другие декреты ВЦИК и СНК об организации общих судов и революционных трибуналов.

Большую роль в истории советского суда сыграл Декрет (Положение) о народном суде РСФСР от 30 ноября 1918 г., повсеместно учредивший единый народный суд в трех составах: народный судья, народный судья и два народных заседателя и народный судья и шесть народных заседателей. В каждом из судебных округов для рассмотрения кассационных жалоб на решения и приговоры народных судов создавался Совет народных судей, выполнявший одновременно функции судебного контроля.

Образование Белорусской ССР в области судебного строительства было отмечено опубликованием в середине января 1919 г. постановления Народного комиссариата юстиции республики об организации народного суда. Оно подтвердило упразднение в БССР старых судебно-следственных учреждений и объявило о создании органов пролетарского правосудия.

В годы гражданской войны и иностранной военной интервенции получают широкое распространение революционные трибуналы различных видов и наименований. Неслучайно эти годы иногда называют годами “трибунальной юстиции”. Действовали следующие основные виды этой юстиции:

1) губернские революционные трибуналы во главе с Кассационным трибуналом при ВЦИК и Верховный революционный трибунал при ВЦИК;

2) революционные военные трибуналы во главе с Революционным военным трибуналом при Революционном военном совете республики;

После образования БССР в январе 1919 г. в республике наряду с народными судами функционировали Минский, Витебский и Могилевский революционные трибуналы. В Литовско-Белорусской республике, созданной в феврале 1919 г. действовали Революционные военные трибуналы Беллитармии и Западного фронта. В декабре 1920 г. был учрежден Революционный трибунал Беларуси и Кассационный трибунал при ЦИК БССР. Осенью 1922 г. они были упразднены и на их основе образованы Высший и Высший кассационный суды республики.

Назначение революционных трибуналов заключалось в защите завоеваний Октября, борьбе с контрреволюционерами, спекулянтами, дезертирами. Это были чрезвычайные, исключительные суды, органы “классовой борьбы”, “классовой расправы” с политическими противниками. Их появление было вызвано конкретными историческими условиями, которые привели к гражданской братоубийственной войне с ее неисчислимыми бедами и человеческими жертвами. Изучение истории, организации и деятельности революционных трибуналов в Беларуси еще ждет своего исследователя.

Таким образом, для первого периода истории советского суда характерна организационная раздвоенность судебной системы, которая включала наряду с общими и чрезвычайные (исключительные) суды.

Второй период истории советского суда в Беларуси - это 1922-1935 г. г. В связи с переходом к новой экономической политике после окончания гражданской войны республика приступила к восстановлению народного хозяйства. В целях укрепления законности и развития советской демократии в БССР были осуществлены меры, имевшие общественно-политическое значение.

1922 год был знаменательным годом в истории советской юстиции. Была осуществлена первая кодификация права, учреждены прокуратура и адвокатура. Осенью того же года в республике была проведена частичная реформа суда, в результате которой система судов стала трехзвенной: народные суды, Высший суд и Высший кассационный суд.

30 марта 1923 г. вторая сессия ЦИК БССР принял Положение о судоустройстве, в котором обобщался опыт судебного строительства в республике с момента ее образования. Оно восприняло основные принципы Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. и вместе с тем учитывало местные условия и особенности административно- территориального деления.

В БССР создается судебная система, которая в основных своих чертах действовала затем многие десятилетия, а именно: народный суд, Высший суд (в последствие реорганизованный в окружные, а затем областные суды) и Верховный Суд. Наряду с системой общих судов предусматривалось действие: военных трибуналов - по делам о преступлениях, совершенных в армии; особых сессий народного суда - по трудовым делам; земельных комиссий - по земельным делам; арбитражная комиссия - по спорам между социалистическими предприятиями (организациями).

Основным законом судебной системы был народный суд. Народный судья единолично или с участием двух народных заседателей осуществлял свою деятельность по отправлению правосудия в пределах уезда или городского района. Кассационной инстанцией для народных судов являлся Высший суд, действовавший также в качестве суда первой инстанции по отнесенным к его ведению делам и выполнявший функции судебного контроля.

Верховный Суд являлся высшим судебным органом республики: осуществлял надзор за судебной деятельностью всех нижестоящих судов, кроме военных трибуналов.

Содержание

Введение ………………………………………………………… 3
Глава I Общая характеристика судебной власти ……….…………… 6
Глава II Верховный Суд Республики Беларусь и место в системе
общих судов…………………………………………………… 8
2.1. Порядок формирования, структура …………………………..11
2.2. Компетенция ………………………………………………….. 13
Заключение ………………………………………………………………..27
Список использованных источников и литературы .………………… 31
Приложение ……………………………………………………………… 33

Работа содержит 1 файл

Конституционное.doc

Глава I Общая характеристика судебной власти ……….…………… 6

Глава II Верховный Суд Республики Беларусь и место в системе

2.1. Порядок формирования, структура …………………………..11

Список использованных источников и литературы .………………… 31

Актуальность темы курсовой работы.

Объектом исследования в курсовой работе является судебная власть. Предметом исследования курсовой работы является судебная инстанция - Верховный Суд Республики Беларусь.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно, объективно, всесторонне раскрыть тему курсовой работы.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

- дать понятие судебной власти;

- рассмотреть порядок формирования, структуру и компетенцию Верховного Суда;

- а также, место Верховного Суда в системе общих судов.

Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, во-вторых, специальная юридическая литература. Значительный вклад в разработку вопросов, о судебных инстанциях в Республике Беларусь внесли выдающиеся юристы, профессора, судьи, в частности, профессор И. И. Мартинович, кандидат юридических наук А. А. Данилевич и другие. При разрешении поставленных задач для достижения цели исследования использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.

Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, два раздела с подразделами к ним, заключение, список использованных источников и приложение. Курсовая работа выполнена на 38 листах компьютерного текста.

Общая характеристика судебной власти

Судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам, полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективного влияния законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом [3. с. 67].

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей, судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах.

Исключительность судебной власти - следующий ее признак. Судебную власть вправе осуществлять только суды. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Республики Беларусь, принадлежит только суду, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия. Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти. Обособленность судебной власти означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо.

Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти. Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел.

Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах.

Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Республики Беларусь и другими законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами.

Верховный Суд Республики Беларусь и место в системе общих судов

Одним из проявлений суверенитета государства на своей территории является наличие высшего судебного органа, принимающего последнее, окончательное решение по подсудным ему делам и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов. В Республике Беларусь таким органом для общих судов является Верховный Суд.

Правовая основа Верховного Суда:

 Конституция Республики Беларусь (извлечение)

Раздел IV. Глава 6. Суд

 Кодекс Республики Беларусь от 29 июня 2006 г. №139-З

 Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З

 Указ Президента Республики Беларусь от 25 января 1999 г. N 54

 Приложение 15 к Налоговому кодексу Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 71-3

Ставки государственной пошлины с исковых заявлений и жалоб, подаваемых в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, а также за выдачу копий судебных актов этой коллегии .

Особенности правового статуса Верховного Суда Республики Беларусь:

- осуществляет надзор за судебной деятельностью всех общих судов республики. Процессуальными формами этого надзора является рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам с целью проверки законности и обоснованности постановлений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями, и исправления допущенных ими судебных ошибок;

- является высшей надзорной инстанцией в системе общих судов, которая принимает окончательное решение по уголовным, гражданским и административным делам;

- дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел, и осуществляет контроль за их исполнением. Это является основной не процессуальной формой надзора Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих судов;

- рассматривает по первой инстанции дела особой сложности и особого общественного значения;

- имеет самую разветвленную, по сравнению с другими судами, организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и Президиум) и обширный и многочисленный аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа;

- обеспечивает специализированное отраслевое рассмотрение дел по четырем направлениям: уголовному, гражданскому, военному и патентному, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе [18; с. 98].

Таким образом, надзор Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих органов правосудия является важной организационной гарантией правильности функционирования всей судебной системы и преследует цель обеспечения законности в деятельности всех ее органов. В то же время, несмотря на свой статус высшего судебного органа, Верховный Суд в соответствии с Конституцией не обладает правом законодательной инициативы.

от 31 марта 1993 года N ВС-17/14

О ВЕРХОВНОМ СУДЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона РБ от 07.12.2000 N 113-з, вступающего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Верховный Суд Республики Башкортостан

Верховный Суд Республики Башкортостан - высший орган судебной власти Республики Башкортостан, осуществляемой в форме гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Верховный Суд Республики Башкортостан в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Башкортостан, настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Башкортостан. Для Верховного Суда Республики Башкортостан являются обязательными и акты законодательства Российской Федерации, изданные по вопросам, переданным Республикой Башкортостан Российской Федерации по Договору с Российской Федерацией.

Верховный Суд Республики Башкортостан призван обеспечивать правильное и единообразное применение законов при осуществлении правосудия, всемерную охрану прав и свобод граждан, законных интересов государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, создание правового государства и укрепление правопорядка.

Статья 2. Порядок избрания Верховного Суда Республики Башкортостан

Верховный Суд Республики Башкортостан избирается Государственным Собранием Республики Башкортостан в составе Председателя, первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан, председателей коллегий, судей Верховного Суда Республики Башкортостан и заседателей Верховного Суда Республики Башкортостан.

Количественный состав Верховного Суда Республики Башкортостан устанавливается Государственным Собранием Республики Башкортостан.

Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан, первый заместитель, заместители Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан, председатели коллегий, судьи Верховного Суда Республики Башкортостан избираются Государственным Собранием Республики Башкортостан по представлению Президента Республики Башкортостан.

В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан судьи Верховного Суда Республики Башкортостан избираются сроком на 10 лет.

Заседатели Верховного Суда Республики Башкортостан избираются Государственным Собранием Республики Башкортостан сроком на пять лет.

Впервые избранные судьи и заседатели Верховного Суда Республики Башкортостан приносят присягу.

Статья 3. Законодательная инициатива Верховного Суда Республики Башкортостан

В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан Верховному Суду Республики Башкортостан принадлежит право законодательной инициативы в Государственном Собрании Республики Башкортостан.

Статья 4. Осуществление Верховным Судом Республики Башкортостан правосудия и надзора за судебной деятельностью

Верховный Суд Республики Башкортостан в пределах своих полномочий рассматривает дела:

в качестве суда первой инстанции;

в кассационном порядке;

в апелляционном порядке;

в порядке надзора;

по вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд Республики Башкортостан осуществляет надзор за судебной деятельностью местных судов Республики Башкортостан.

Статья 5. Осуществление Верховным Судом Республики Башкортостан иных полномочий

Верховный Суд Республики Башкортостан:

изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства Республики Башкортостан, возникающим при рассмотрении судебных дел;

разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Башкортостан;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством Республики Башкортостан.

Статья 6. Состав Верховного Суда Республики Башкортостан

Верховный Суд Республики Башкортостан действует в составе:

1. Пленума Верховного Суда Республики Башкортостан;

2. Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан;

3. Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан;

4. Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан.

Статья 7. Состав суда при рассмотрении гражданских и уголовных дел

Верховный Суд Республики Башкортостан в качестве суда первой инстанции рассматривает дела в составе судьи и заседателей за исключением дел, отнесенных законом к единоличному рассмотрению судей.

Заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи.

Дела по кассационным жалобам и протестам рассматриваются в судебных коллегиях Верховного Суда Республики Башкортостан в составе трех судей.

Статья 8. Открытое разбирательство дел в Верховном Суде Республики Башкортостан

Разбирательство дел в Верховном Суде Республики Башкортостан открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, установленных законом.

Решения и приговоры Верховного Суда Республики Башкортостан провозглашаются публично от имени Республики Башкортостан.

Статья 9. Независимость судей, заседателей Верховного Суда Республики Башкортостан и их неприкосновенность

Судьи и заседатели Верховного Суда Республики Башкортостан независимы и подчиняются только Конституции и законам Республики Башкортостан.

Неприкосновенность судей и заседателей Верховного Суда Республики Башкортостан, а также иные гарантии их независимости устанавливаются законодательством Республики Башкортостан, а также законодательством Российской Федерации, изданным по вопросам, переданным Республикой Башкортостан по Договору Российской Федерации.

Глава II. ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Статья 10. Состав Пленума Верховного Суда Республики Башкортостан

Пленум Верховного Суда Республики Башкортостан действует в составе Председателя, первого заместителя, заместителей Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан, председателей судебных коллегий, судей Верховного Суда Республики Башкортостан.

В заседании Пленума участвуют Председатель Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан, Прокурор Республики Башкортостан и Министр юстиции Республики Башкортостан.

В работе Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан могут принимать участие председатели и судьи местных судов, члены Научно - консультативного совета при Верховном Суде Республики Башкортостан, представители государственных и общественных организаций, научных учреждений и высших учебных заведений.

Статья 11. Порядок созыва Пленума Верховного Суда Республики Башкортостан

Пленум Верховного Суда Республики Башкортостан созывается не реже одного раза в шесть месяцев. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, Председатель Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан, Прокурор Республики Башкортостан и Министр юстиции Республики Башкортостан уведомляются не позднее чем за пятнадцать дней до заседания.

Проекты руководящих разъяснений направляются членам Пленума, Председателю Высшего арбитражного суда Республики Башкортостан, Прокурору Республики Башкортостан и Министру юстиции Республики Башкортостан не позднее чем за десять дней до заседания.

Пленум Верховного Суда Республики Башкортостан правомочен принимать решения при наличии не менее двух третей его состава.

Статья 12. Полномочия Пленума Верховного Суда Республики Башкортостан

Пленум Верховного Суда Республики Башкортостан:

рассматривает и решает вопросы о внесении предложений в Государственное Собрание Республики Башкортостан в порядке осуществления законодательной инициативы и толковании законов Республики Башкортостан;

заслушивает доклады о работе Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан и доклады председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Башкортостан;

рассматривает заключения Конституционного Суда Республики

Башкортостан о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Башкортостан Конституции Республики Башкортостан;

утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан секретаря Пленума Верховного Суда Республики Башкортостан из числа судей Верховного Суда Республики Башкортостан;

утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан состав Научно - консультативного совета при Верховном Суде Республики Башкортостан;

осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством Республики Башкортостан.

Статья 13. Рассмотрение Пленумом Верховного Суда Республики Башкортостан вопросов, внесенных на обсуждение

Вопросы, внесенные в соответствии с настоящим Законом на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Башкортостан, Прокурором Республики Башкортостан или Министром Юстиции Республики Башкортостан, заслушиваются соответственно по их докладам или по докладам уполномоченных ими лиц. В обсуждении этих вопросов могут участвовать также лица, приглашенные на заседание Пленума Верховного Суда Республики Башкортостан.

Для подготовки проекта постановления Пленум в необходимых случаях образует редакционную комиссию, к работе которой могут привлекаться члены Научно - консультативного совета и иные лица.

Постановление Пленума Верховного Суда Республики Башкортостан считается принятым, если за него подано большинство голосов членов Пленума, участвующих в голосовании.

Статья 14. Руководящие разъяснения и постановления Пленума Верховного Суда Республики Башкортостан

Руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Республики Башкортостан по вопросам применения законодательства Республики Башкортостан обязательны для местных судов, других органов и должностных лиц, применяющих Закон, по которому дано разъяснение.

Статья 15. Постановления Пленума Верховного Суда Республики Башкортостан, протокол его заседаний

Постановления Пленума и протокол подписываются Председателем Верховного Суда и Секретарем Пленума Верховного Суда Республики Башкортостан.

Глава III. ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Статья 16. Состав Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан

Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан действует в составе Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан, первого заместителя, заместителей Председателя, председателей судебных коллегий и судей Верховного Суда Республики Башкортостан в количестве, определяемом Государственным Собранием Республики Башкортостан.

Состав Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан утверждается Государственным Собранием Республики Башкортостан по представлению Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан, согласованному с Президентом Республики Башкортостан.

В работе Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан участвуют Прокурор Республики Башкортостан и Министр юстиции Республики Башкортостан.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Аграрное и земельное право

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

ДЕМИЧЕВ Дмитрий Михайлович,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории права Белорусского государственного экономического университета. E-mail: demichev_d@bseu.by

Краткая аннотация: в статье исследуется правовые основы формирования, организации и деятельности Верховного Суда Республики Беларусь как важнейшей составной части системы правосудия, выявляются особенности функционирования судов общей юрисдикции в новых условиях реформирования судебной системы, осуществляемой в стране в 2013-2014 гг. Анализируются законодательные новеллы, реализация которых позволит повысить эффективность правосудия в стране.

The legal basis for the formation, organization and operation of the Supreme Court as an essential part of the justice system is investigated in this article, the features of the functioning of courts of general jurisdiction in the new conditions of judicial reform carried out in the country in 2013-2014 are identified. The legislative innovations, implementation of which will improve the efficiency of justice in the country are analyzed.

Ключевые слова: ветви власти; судебная власть; судебная система; разделение властей; общие суды; суды общей юрисдикции; хозяйственные суды; экономические суды; правосудие; судоустройство; Конституция; Верховный Суд; Высший Хозяйственный Суд; Президент; Парламент-Национальное собрание.

Branch; the judiciary; the judicial system; the separation of powers; courts of law; common law courts; commercial courts; economic courts; justice; judiciary; the Constitution; the Supreme Court; the Supreme Economic Court; the President; the Parliament-the National Assembly.

деление единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения свободы и неприкосновенности личности. Как теория, данный принцип появился более трехсот лет назад.

В настоящее время в качестве конститу-

1 Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А. Конституционная экономика: Учебник для юрид. и экон. вузов / П.Д. Баренбойм [ и др.]; Росс. экон. академия им. Г.В. Плеханова, Ин-т экономики переходного периода. М.: Юстицинформ, 2006. С. 203.

ционной основы и конституционного принципа осуществления государственной власти принцип разделения властей реализуется на практике в большинстве демократических стран. Данный принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира с учетом исторических особенностей каждого государства и объективно выражается в специализации государственных органов по видам деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией, самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий, обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. При этом ни одна из трех ветвей власти не может принять на себя функции другой, и в то же время не может действовать изолированно друг от друга.

1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 1. 1/0; 2004. № 188. 1/6032.

2 Привилей - в широком смысле - грамота, официальный документ. В развитии права ВКЛ выделяется два периода: привилей-ный (до начала XVI в.) и статутовый (XVI в.). Привилей - документ, изданный от имени Великого князя, в котором он предоставлял лицу или группе лиц в определённых территориальных пределах какие-либо права и привилегии.

ностных лиц повета. Подкоморский суд рассматривал дела о земельных спорах.

На организацию и становление судебной власти в Беларуси существенное влияние, особенно в первые годы Советской власти после свершения Великой Октябрьской социалистической революции, оказывало законодательство России. Однако для распространения действия нормативных правовых актов РСФСР на территорию ССРБ2 должны были издаваться соответствующие постановления Центрального Исполнительного Комитета ССРБ. Указанное положение было прописано в Декрете Президиума ЦИК ССРБ от 21 января 1922 г., в соответствии с которым все постановления и распоряжения СНК РСФСР, признаваемые по Союзному договору между РСФСР и ССРБ от 16 января 1921 г., обязательны для Белоруссии, а все декреты, постановления ВЦИК, его Президиума и СНК РСФСР обязательны для ССРБ только в том случае, если они подтверждены в установленном порядке и опубликованы3.

2 ССРБ - с 31 января 1919 г. Социалистическая Советская Республика Белоруссия.

3 Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского

Правительства ССРБ. 1922. № 1. Ст. 1.

Начало же созданию судебной системы на территории современной Беларус

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Читайте также: