Особенности участия адвоката в производстве по делам об административных правонарушениях

Обновлено: 16.05.2024

Адвокат в административном производстве поможет эффективнее защитить ваши права и обеспечит вести судебный процесс к объективному рассмотрению с учётом ваших доказательств.

Административное право законодательно представлено в двух кодексах: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).

В КоАП РФ имеется множество статей, где прописаны право на адвоката (право на защитника), перечислены права адвоката (защитника): лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право пользоваться юридической помощью защитника (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ); для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в таком производстве может участвовать защитник (ч.1 ст.25.5 КоАП РФ); в качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (ч.2 ст.25.5 КоАП РФ); защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (ч.4 ст.25.5 КоАП РФ); защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом (ч.5 ст.25.5 КоАП РФ). В КоАП РФ имеется специальная статья 25.5, регламентирующая деятельность адвоката (защитника) в производстве по административному делу.

В КАС РФ нет специальных статей в отношении адвоката (защитника). Есть единственная норма ч.4 ст.57 КАС РФ, где указано, что полномочия адвоката на ведение административного дела в суде удостоверяются в соответствии с федеральным законом.

Согласно ч.4 ст.29.6 КоАП РФ административное дело в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, рассматривается не позднее 48 часов с момента его задержания. При таких условиях за короткое время административно задержанному трудно сориентироваться и вызвать на помощь нужного адвоката и заключить с ним соглашение об оказании юридической помощи. Однако, если административно задержанный заявит в суде о необходимости ему помощи адвоката, то суд обязан предоставить ему такую возможность (Определение Конституционного суда РФ от 09.02.2016г. №214-О).

Любому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должны быть независимо от совершенного административного правонарушения и предусмотренного за него административного наказания, разъяснены процессуальные права, предоставленные ему как участнику производства по делу об административном правонарушении, и без каких-либо необоснованных ограничений обеспечена действительная возможность пользоваться ими, в том числе прибегая к юридической помощи защитника (адвоката) с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Соблюдение установленных ч.4 ст.29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено применение административного ареста или административного выдворения, не должно приводить к ограничению права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, пользоваться помощью защитника (адвоката), а потому судья (орган, должностное лицо), рассматривающие дело об административном правонарушении, не вправе ссылаться на них как на безусловное обстоятельство, препятствующее реализации этого права.

Вполне возможно, что за отведенные 48 часов административно задержанное лицо и чуть более позже приглашенный адвокат не успеют в полной мере подготовиться к суду: вызвать свидетелей, собрать доказательства. Однако, при квалифицированном подходе адвокат составит необходимые ходатайства с указанием важнейших моментов, влияющих на объективное и законное разрешение дела, и заявить их в судебном процессе. Некоторые ходатайства о вызове свидетелей, истребовании доказательств и другие невозможно в ходе судебного заседания реализовать до конца в виду ограниченного времени судебного разбирательства, так как с момента административного задержания до вынесения решения суду предоставлено лишь 48 часов, и суд откажет в их удовлетворении. Ходатайства и вынесенные по нему определения об отказе в удовлетворении ходатайства будут приобщены к административному делу. Продолжая борьбу за правду, можно обжаловать незаконность вынесенного судом решения и уже появится немного времени и возможность к следующему судебному заседанию собрать и добыть недостающие, на ваш взгляд, ключевые доказательства вашей невиновности и представить их в вышестоящем суде. При таких обстоятельствах у вышестоящего суда не будет оснований предполагать и утверждать, что представленные вами новые доказательства выдуманы, что искусственно созданы вами уже после правонарушения в целях уклонения от ответственности, что приглашенных в суд свидетелей склонили дать угодные показания и суд вынужден будет считаться с представленными доказательствами, в добыче которых суд первой инстанции отказал, не удовлетворив ходатайства.

В случае обжалования постановления по делу об административном правонарушении вышестоящий суд проверит правомерность и законность определения об отказе в удовлетворении ходатайства, учтет новые доказательства и может вынести одно из пяти видов решений, предусмотренных ст.30.7 КоАП РФ.

Адвокат в административном производстве поможет эффективнее защитить ваши права и обеспечит вести судебный процесс к объективному рассмотрению с учётом ваших доказательств.Адвокат в административном производстве поможет эффективнее защитить ваши права и обеспечит вести судебный процесс к объективному рассмотрению с учётом ваших доказательств.

Что включает производство по делам об административных правонарушениях и какие стадии выделяют в его рамках.

Совокупность процессуальных мероприятий, которые проводят во время рассмотрения дела о нарушении закона, называют производством об административных правонарушениях. Этот процесс включает множество стадий, начиная от возбуждения дела и до пересмотра постановления, если стороны не согласны с решением. Далее подробно разберем каждую из них.

Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях

Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях

Производство об административных правонарушениях проводится для полного, объективного и своевременного изучения обстоятельств случившегося, вынесения решения по делу и определения причин, которые побудили гражданина нарушить закон.

Выделим его отличительные черты:

  • краткость (оно проходит в сжатые сроки по сравнению с расследованием уголовных дел);
  • отсутствие стороны обвинения;
  • большое количество лиц, которые по закону могут осуществлять производство по делу.

В КоАП РФ производству по делам об административных правонарушениях посвящен раздел 4. В нем рассматриваются общие положения, перечисляются участники процесса, их права и обязанности. Также в административном кодексе есть глава о предмете доказывания и оценке доказательств. Отдельно рассматриваются обеспечительные меры, возбуждение и рассмотрение дел. Завершается раздел вопросами правовой помощи по подобным делам и пересмотрам решений по ним.

Согласно Конституции, производство по делам об административных правонарушениях находится в ведении РФ и отдельных регионов. Если субъекты правомочны лишь устанавливать подведомственность рассмотрения нарушений закона, то на федеральном уровне определяется:

  • порядок производства;
  • порядок исполнения решений должностных лиц;
  • подсудность дел (судам, комиссиям по делам несовершеннолетних, федеральным госорганам).

Перечислим главные принципы административного производства:

  • законность;
  • состязательность (подозреваемый не обязан доказывать, что он не виноват);
  • гласность (дела рассматривают открыто, информация доступна всем желающим);
  • объективность (дело рассматривают во всех деталях, не вставая на чью-либо сторону);
  • равенство сторон перед законом;
  • эффективность (сжатые сроки и минимальные государственные затраты).

Важно знать, что при определенных обстоятельствах производство по делу не проводится. Это значит, что, если их установят, уже начавшиеся мероприятия прекращают, а планируемые не начинают.

К таким обстоятельствам относят следующие:

  • отсутствует событие правонарушения;
  • нет состава правонарушения (например, подозреваемому нет 16-ти лет);
  • нарушитель действовал в состоянии крайней необходимости;
  • издан акт амнистии;
  • положения закона, в которых установлено наказание за правонарушение, утратили силу;
  • истек срок давности;
  • нарушитель скончался;
  • материалы дела передали прокурору.

Участниками административного производства являются:

  • нарушитель;
  • пострадавший;
  • законные представители сторон;
  • защитник;
  • уполномоченный по правам бизнесменов;
  • свидетели;
  • понятые;
  • специалисты и эксперты;
  • переводчики;
  • прокурор.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Выделяют несколько стадий производства об административных правонарушениях:

  • возбуждение дела;
  • рассмотрение всех обстоятельств произошедшего;
  • вынесение постановления;
  • исполнение решения;
  • при необходимости — пересмотр вердикта.

Рассмотрим каждую из них подробнее. Основаниями для возбуждения дела служат:

Считается, что дело возбуждено, когда:

  • составлен протокол о применении мер обеспечения производства;
  • составлен протокол или постановление прокурора;
  • вынесено определение о возбуждении дела.

Все должностные лица и органы, которые могут рассматривать дела, перечислены в гл. 23.1- 23.61 КоАП РФ (всего их насчитывается 60) Кодекса об административных правонарушениях. Лица, имеющие право оформлять протоколы, названы в ст. 28.3.

Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:

  • дату и место оформления;
  • должность и ФИО должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • данные о свидетелях и пострадавших;
  • обстоятельства дела;
  • время и место нарушения;
  • указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
  • письменное объяснение подозреваемого.

Если протокол составлен неточно, недостатки устраняют в течение 3-х дней. После этого документ снова направляют судье. На это отведены сутки. Если суд решает прекратить дело, он выносит постановление.

Переходим ко второй стадии. Это рассмотрение обстоятельств случившегося — главный этап производства по делам об административных правонарушениях. В него входят подготовка материалов и их оценка должностным лицом. Оно выясняет:

  • относится ли дело к его компетенции;
  • грамотно ли составлен протокол;
  • не заинтересованы ли должностные лица в определенном исходе дела (не являются ли родственниками сторон);
  • есть ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • необходимы ли дополнительные данные для рассмотрения;
  • поданы ли от сторон ходатайства.

После окончания подготовки материалов дела к рассмотрению выносится определение. В нем указывают:

  • место и время рассмотрения;
  • данные о вызове сторон;
  • указание на перенос рассмотрения при такой необходимости;
  • сведения об ошибках в протоколе и его возврате на доработку;
  • информацию о передаче материалов по подведомственности.

Если лицо, которое должно присутствовать при рассмотрении дела, не явилось в суд или госорган, оформляют постановление о приводе.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Перейдем к месту рассмотрения дела. Оно рассматривается по месту совершения или жительства нарушителя либо по месту нахождения госоргана. Если подозреваемому пока нет 18 лет, дело рассматривается по месту его жительства. Если нарушение связано с транспортным средством, рассмотрение может осуществляться по месту его регистрации.

Далее разберем сроки. Дела рассматриваются в течение 15 дней со дня получения протокола и других материалов об административном правонарушении.

Если в процессе будут выявлены дополнительные обстоятельства, период могут продлить, но не более чем на 30 дней. Об этом сообщают в постановлении.

Если наказанием по делу может служить арест, его рассматривают в день получения протокола. Сюда относится мелкое хулиганство, распитие спиртного на улице и т.п. Дела в отношении лиц, подвергнутых ранее наказанию по КоАП РФ, рассматривают в течение 48 часов с момента помещения под стражу.

Именно на стадии расследования должностное лицо или уполномоченный орган решают, виновен гражданин (или юрлицо) или нет. Также определяется санкция.

Дело рассматривают в присутствии нарушителя. Без него это может происходить, только если точно известно, что гражданина уведомили о времени и месте, но от него не поступило ходатайство об отложении разбирательства. Обязательно должны присутствовать при рассмотрении лица, задержанные за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения, а также дважды задержанные за нарушения по КоАП РФ в течение года. Если нарушитель не явился, хотя должен был, наказание вынести не могут. Вот как происходит рассмотрение дела:

  • должностное лицо объявляет информацию о себе и о деле, о нарушителе и статье, по которой он преступил закон;
  • определяется, кто явился на заседание, а кто его пропустил;
  • проверяются полномочия представителей, защитника;
  • должностное лицо уточняет, уведомили ли стороны о процессе;
  • сторонам объясняют права и обязанности;
  • рассматриваются заявления участников и заинтересованных лиц, отводы.

Рассмотрение дела могут отложить, если:

  • судья заявил отвод;
  • отводы были заявлены в отношении экспертов, переводчиков;
  • необходимы дополнительные материалы по делу;
  • нарушитель не явился, и вынесено постановление о принудительном приводе;
  • дело передано по подведомственности.

Если рассмотрение дела продолжается, оглашается информация из протокола. На этом этапе главное — оценка доказательств. Важно рассмотреть и оценить следующие обстоятельства:

  • было ли событие административного правонарушения;
  • кто его совершил, и какие факты на это указывают;
  • виновен или невиновен гражданин;
  • есть ли факторы, смягчающие ответственность;
  • характер и размер ущерба;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу.

Должностное лицо берет объяснение с подозреваемого в нарушении закона, показания пострадавшей стороны, опрашивает свидетелей, принимает во внимание заключение экспертов. Доказательствами также являются показания технических средств, результаты экспертиз, документы, фото и видео, звукозаписи и т.д.

Из всех приведенных доказательств делается вывод о виновности или невиновности гражданина. Окончание расследования фиксируется в одном из утвержденных документов. Если это коллегиальный орган, например, комиссия по делам несовершеннолетних, составляется протокол. В нем указывают:

  • дату и место рассмотрения материалов дела;
  • наименование госоргана и состав;
  • обстоятельства случившегося;
  • сведения о явившихся участниках;
  • результаты рассмотрения отводов и ходатайств;
  • показания участников;
  • исследованные документы.

Протокол подписывает председатель заседания и секретарь.

Еще один финальный документ — постановление. Его выносит суд. В нем может говориться о назначении административного наказания или прекращении производства по делу об административном правонарушении. В постановлении содержится следующая информация:

  • должность, адрес и ФИО лица, подписавшего постановление по делу об административном правонарушении;
  • дата рассмотрения и место;
  • данные о правонарушителе;
  • обстоятельства, которые установили во время рассмотрения дела;
  • ссылки на статьи КоАП РФ, в которых установлена ответственность;
  • решение об административном правонарушении;
  • порядок обжалования постановления об административном правонарушении.

Также в документе прописывается, какие вещи были изъяты, и дается решение по ним, за исключением случаев возмездного изъятия имущества или его конфискации.

Постановление подписывает судья или уполномоченное на это должностное лицо.

Виды производства об административных правонарушениях

Выделяют 3 вида производств по делам об административных правонарушениях. Их классифицируют в зависимости от объема и сложности: обычное, особое, упрощенное.

Классический вид производства по административным правонарушениям — это обычное производство. Оно подразумевает четыре стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, исполнение постановления и его пересмотр.

При особом порядке включается еще один этап — административное расследование. Особое производство применяется, если:

  • вынесенное ранее решение обжаловано;
  • дело возбуждено прокурором;
  • дело возбуждено в отношении специальных субъектов: прокуроров, судей, депутатов.

Упрощенный процесс, напротив, предполагает, что все стадии укладываются в одну. Для назначения наказания не нужен протокол. Санкция может быть определена прямо на месте выявления правонарушения.

Упрощенный порядок применяется, если за правонарушение грозит только предупреждение или штраф. В таком случае должностное лицо сразу выносит постановление о назначении наказания.

Резюме

Для расследования дела об административном правонарушении осуществляется производство. Это совокупность действий по выяснению обстоятельств случившегося и вынесению справедливого и объективного решения.

Производство об административном правонарушении включает 4 стадии:

  • возбуждение дела — установление обстоятельств нарушения, оформление результатов расследования, направление составленного протокола на рассмотрение;
  • рассмотрение дела — анализ материалов, оценка обстоятельств и доказательств, ознакомление заинтересованных лиц с решением;
  • исполнение решения — возбуждение исполнительного производства, взаимодействие судебных приставов с нарушителем, исполнение наказания;
  • пересмотр постановления — обжалование, проверка законности, вынесение решения.

Комментарии

сколько стоит составить обжалование ?

Помогите пожалуйста , если возможно составить заявление о рассмотрении в моем присутствии , так как я намерен обжаловать действия сотрудника Гибдд и не согласен с решением суда по административному правонарушению в отношении меня.

Как я понял из материалов дела ( их копий )

Суд определил (от 29.08.2017г августа ) Принять к производству материал об Административном правонарушении , рассмотрение назначить на 4.09.2017г в 9.00

Из числа лиц, указанных в ст.25.1-25.10 КоАП РФ, в судебное заседание вызвать лицо, в отношении которого ведеться производство по делу. Почтовых отправлений, повесток итд не было отправлено , секретарь сказала , что достаточно и того что время и место указано в протоколе! в тот же день я 4.09.17 я приехал к ним и написал заявление на предоставления копий материалов дела , потому как ранее они не могли его принять , так как материалы не поступили , и устно обещали позвонить по моему номеру указанному в протоколе и известить меня о наличии материалов дела , и о дате и времени слушания!

Понятие и структура адвокатуры РФ

В течение всего периода становления адвокатуры ее роль в государстве и системе органов государственной власти была особой. Этот институт не является государственным, но при этом невозможно представить систему правосудия без адвокатуры. Закон об адвокатуре предусматривает, что адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 1 ст. 3 Закона об адвокатуре).

Определение понятия адвокатской деятельности содержится в п. 1 ст. 1 Закона об адвокатуре. Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном Законом об адвокатуре, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.

Необходимость адвокатуры закреплена конституционно: ч. 1 ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, а также предоставление такой помощи бесплатно в установленных законом случаях.

Применительно к уголовному процессу Конституция РФ предусматривает, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ).

Реализация указанного права заключается в том, что даже в случае, если у гражданина нет возможности оплатить помощь адвоката (защитника), такой защитник предоставляется ему в порядке ст. 51 УПК РФ. Отказ от защитника возможен только в порядке ст. 52 УПК РФ.

В целом можно утверждать, что основными признаками института адвокатуры являются его независимость от государства, законодательное признание необходимости данного института, осуществление деятельности квалифицированными специалистами на профессиональной основе.

С вопросом независимости адвокатуры связано понятие адвокатской тайны. Любые сведения, полученные адвокатом в связи с предоставлением юридической помощи, составляют адвокатскую тайну (ст. 8 Закона об адвокатуре). Адвокатскую тайну можно рассматривать и как гарантию доверия к адвокату со стороны доверителя, и как гарантию независимости адвоката — никто не может требовать разглашения адвокатской тайны.

Адвокатура существует как отдельный, независимый от государства институт, но при этом законодательно предусмотрено ведение реестра адвокатов и система самоуправления адвокатуры.

Реестр адвокатов ведется территориальным органом исполнительной власти в области юстиции (п. 1 ст. 14 Закона об адвокатуре). Все лица, которым присвоен статус адвоката , включаются в указанный реестр. Таким образом, всегда возможно проверить наличие статуса адвоката у конкретного лица.

Предусмотрено обязательное объединение адвокатов в рамках негосударственной некоммерческой организации — адвокатской палаты субъекта РФ (ст. 29 Закона об адвокатуре). В каждом субъекте РФ может быть организована только одна палата. Все адвокатские палаты субъектов РФ объединены в Федеральную палату адвокатов РФ (ст. 35 Закона об адвокатуре).

Каждый адвокат , являясь членом адвокатской палаты субъекта РФ, может осуществлять деятельность в одной из предусмотренных законом форм (ст. ст. 20 — 24 Закона об адвокатуре): адвокатский кабинет, коллегия адвокатов , адвокатское бюро, юридическая консультация.

Будучи членом только одной адвокатской палаты, адвокат при этом вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения (п. 5 ст. 9 Закона об адвокатуре).

Кто может осуществлять адвокатскую деятельность?

Адвокатом является только лицо, получившее в установленном порядке право осуществлять адвокатскую деятельность (ст. 2 Закона об адвокатуре). Лицо, получившее статус адвоката , не имеет права вступать в трудовые отношения в качестве работника, а также занимать государственные должности, должности субъектов РФ, муниципальные должности. Исключение составляют научная, преподавательская, творческая деятельность, работа в качестве руководителя адвокатского образования, работа на выборных должностях в адвокатской палате субъекта РФ, Федеральной палате адвокатов , общероссийских и международных объединениях адвокатов .

Для приобретения статуса адвоката необходимо сдать экзамен квалификационной комиссии Адвокатской палаты субъекта РФ. Лицо, претендующее на статус адвоката , должно соответствовать следующим требованиям (ст. 9 Закона об адвокатуре):

— наличие высшего юридического образования (по аккредитованной программе) или ученой степени по юридической специальности;

— стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет или в качестве стажера адвоката в течение от 1 года до 2 лет (п. 1 ст. 28 Закона об адвокатуре);

Примечание. виды деятельности, включаемые в стаж работы по юридической специальности, установлены п. 4 ст. 9 Закона об адвокатуре.

Примечание. У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента его получения.

Примечание. Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката в порядке, установленном Законом об адвокатуре, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории РФ в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Порядок допуска к квалификационному экзамену установлен ст. 10 Закона об адвокатуре. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценке знаний претендентов, а также перечень вопросов, предлагаемых претендентам, разрабатываются и утверждаются советом Федеральной палаты адвокатов (ст. 11 Закона об адвокатуре; Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката , утв. Советом Федеральной палаты адвокатов 25.04.2003 (протокол N 2), Перечень вопросов для включения в экзаменационные билеты при приеме квалификационного экзамена от лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката (для устного собеседования), утв. Советом Федеральной палаты адвокатов 28.01.2016).

Претендент, не сдавший квалификационный экзамен, допускается к повторной процедуре сдачи квалификационного экзамена не ранее чем через год.

Статус адвоката присваивает квалификационная комиссия (в срок не более трех месяцев со дня подачи заявления), для вступления в силу решения о присвоении статуса адвокат должен принять присягу.

Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката (п. 3 ст. 12 Закона об адвокатуре).

Основания приостановления и прекращения статуса адвоката предусмотрены ст. ст. 16, 17 Закона об адвокатуре.

Порядок привлечения адвоката к участию в судебном процессе

По общему правилу адвокат представляет интересы доверителя на основании заключенного соглашения об оказании юридической помощи (ст. 25 Закона об адвокатуре). Соглашение может быть заключено как в интересах доверителя, так и в интересах указанного им лица.

Участие адвоката в разных видах судебного процесса имеет свои особенности, в том числе связанные с обязательным участием адвоката или защитника.

Участие адвоката в уголовном процессе

В уголовном процессе адвокат может участвовать в качестве представителя потерпевшего, гражданского истца или частного обвинителя (ст. 45 УПК РФ), а также защитника (ст. 49 УПК РФ). Такое участие возможно на основании соглашения или в рамках обязательного участия адвоката .

Примечание. Обязательное участие адвоката в уголовном процессе чаще всего связано с выступлением в качестве защитника. Но предусмотрен случай обязательного участия адвоката как представителя потерпевшего: по ходатайству законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста шестнадцати лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. В этом случае участие адвоката в качестве представителя такого потерпевшего обеспечивается дознавателем, следователем или судом ( ч. 2.1 ст. 45 УПК РФ).

Наиболее существенной является роль адвоката в уголовном процессе в качестве защитника, так как по общему правилу в качестве защитников допускаются именно адвокаты . Закон предусматривает исключение из указанного правила: по определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката (ч. 2 ст. 49 УПК РФ).

Можно утверждать, что защитник является самостоятельной процессуальной фигурой в уголовном процессе, действует в интересах подзащитного, но от своего лица. Полномочия защитника в рамках уголовного дела предусмотрены ч. 1 ст. 53 УПК РФ.

С важностью роли адвоката — защитника в уголовном процессе связана невозможность отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого (ч. 7 ст. 49 УПК РФ).

Существенным моментом, связанным с участием адвоката в уголовном процессе, является наличие случаев обязательного участия защитника. Как уже было сказано выше, право на помощь защитника гарантировано ч. 2 ст. 48 Конституции РФ.

— подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

— лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь;

— обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в порядке, установленном гл. 40 УПК РФ;

— подозреваемый заявил ходатайство о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме в порядке, установленном гл. 32.1 УПК РФ.

Выше обращалось внимание на значение адвокатской тайны как гарантии независимости адвоката . УПК РФ закрепляет следствие из указанного правила: адвокат не может быть допрошен в качестве свидетеля по обстоятельствам, известным ему в связи с обращением за оказанием к нему юридической помощи (п. п. 2, 3 ч. 3 ст. 56 УПК РФ).

Важно также знать, что тайну составляют и данные предварительного расследования: защитник не вправе разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с осуществлением защиты, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. За разглашение данных предварительного расследования защитник несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ (ч. 3 ст. 53 УПК РФ).

Также необходимо упомянуть, какие документы являются основанием для допуска адвоката к участию в уголовном процессе. Адвокат допускается к участию в уголовном деле в качестве защитника по предъявлении удостоверения адвоката и ордера (ч. 4 ст. 49 УПК РФ). Форма ордера утверждена Приказом Минюста России от 10.04.2013 N 47.

На практике возникают случаи, когда адвокату , помимо ордера и адвокатского удостоверения, требуется предъявление иного документа. Так, при посещении подзащитного, находящегося под стражей, адвокаты сталкиваются с необходимостью предоставить постановление следователя о допуске адвоката к защите. Указанный подход поддерживается судебной практикой (Апелляционное определение Московского городского суда от 26.07.2016 по делу N 33а-16240/2016; Апелляционное определение Московского городского суда от 18.05.2016 по делу N 33а-15386/2016).

Участие адвоката в гражданском процессе

Преимущественно участие адвоката в гражданском процессе осуществляется на основании соглашения с доверителем. Адвокат может представлять интересы любых лиц, участвующих в деле. Законом не предусмотрено монополии адвокатов на представление интересов в гражданском процессе — представителями в суде могут быть любые дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела (за исключением лиц, указанных в ст. 51 ГПК РФ).

Случаи обязательного участия адвоката в гражданском процессе менее распространены, чем в уголовном процессе, но они тоже существуют.

Так, суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях. Адвокат , назначенный судом в качестве представителя ответчика, вправе обжаловать судебные постановления по данному делу (ст. 50 ГПК РФ).

Важно учитывать, что адвокат , действующий на основании соглашения в гражданском процессе, является представителем своего доверителя, а не самостоятельной процессуальной фигурой, все действия он совершает не от своего имени, а от имени представляемого им лица.

Полномочия адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 5 ст. 53 ГПК РФ).

Однако ордер не дает права на совершение всех действий от имени доверителя. Некоторые полномочия (указанные в ч. 1 ст. 54 ГПК РФ) могут быть подтверждены только доверенностью. В связи с этим в гражданском процессе часто бывает целесообразным подтверждение полномочий адвоката одновременно ордером и доверенностью.

Участие адвоката в арбитражном процессе

В арбитражном процессе адвокат также участвует в качестве представителя одной из сторон на основании соглашения. Как и в гражданском процессе, здесь отсутствует адвокатская монополия на представление интересов: представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Требования, предъявляемые к представителям, не распространяются на патентных поверенных по спорам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, арбитражных управляющих при исполнении возложенных на них обязанностей в деле о банкротстве, а также иных лиц, указанных в федеральном законе (ч. 3 ст. 59 АПК РФ).

Участники арбитражного процесса являются субъектами предпринимательской деятельности, которые принимают на себя соответствующие риски в связи с ведением этой деятельности. Следствием этого является то, что арбитражное процессуальное законодательство не предусматривает обязательного участия адвоката в процессе (участие адвоката по назначению). Выбор представителя является исключительно прерогативой сторон.

В доверенности должны быть перечислены все полномочия, в том числе (как и в гражданском процессе) те, которые могут быть подтверждены только путем выдачи доверенности (ч. 2 ст. 62 АПК РФ).

Участие адвоката в административном производстве

Представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности (ч. 1 ст. 55 КАС РФ).

По общему правилу в рамках административного судопроизводства вступление адвоката в процесс осуществляется по инициативе доверителя на основании соглашения.

В данном виде судопроизводства предусмотрены случаи обязательного участия адвоката (ч. 4 ст. 54 КАС РФ). Адвокат назначается в качестве представителя, если представитель отсутствует у следующих лиц:

— административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;

— административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке;

— в других предусмотренных федеральным законом случаях (например, при решении вопроса о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке — ч. 6 ст. 277 КАС РФ).

Полномочия адвоката в качестве представителя в суде удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а в случаях, предусмотренных КАС РФ, также доверенностью (ч. 4 ст. 57 КАС РФ). При этом ряд полномочий (ч. 2 ст. 56 КАС РФ) может быть предусмотрен только в доверенности.

Участие адвоката в производстве по делам об административных правонарушениях

В соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

В вопросе 10 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.03.2015) Верховный Суд РФ указал, что анализ ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ позволяет прийти к выводу, что она носит общий характер и распространяет свое действие на все стадии производства по делу об административном правонарушении, включая стадию обжалования вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Таким образом, при применении ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ следует иметь в виду, что данная норма, в отличие от требований гражданского процессуального законодательства, не содержит положений о необходимости подтверждения полномочий адвоката на подачу жалоб на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях заверенной в установленном порядке доверенностью, а право адвоката на подписание и подачу таких жалоб может быть подтверждено только ордером на исполнение поручения без дополнительного подтверждения этих полномочий в доверенности.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении (ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ).

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ (ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ).

В министерстве юстиции России сообщили, что в ближайшее время на обсуждение будет вынесен проект Процессуального КоАП. В частности, предлагается гарантировать гражданину, которому грозит административный арест, право на бесплатного адвоката. В таком случае адвоката мог бы получить, например, водитель, которого обвиняют в оставлении места ДТП.

"Согласно пункту 5.2.3 Концепции нового КоАП требуется рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях, в частности, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста, для оказания квалифицированной юридической помощи, гарантированной статьей 48 Конституции Российской Федерации, - пояснили в ведомстве. - При этом в случаях, когда у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нет адвоката, а его участие в деле является обязательным, участие адвоката могло бы обеспечиваться путем его назначения по аналогии с тем, как это предусмотрено статьей 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".

В связи с этим в проекте Процессуального КоАП предлагается закрепить возможность оказания квалифицированной юридической помощи бесплатно в случаях, когда за совершение административного правонарушения может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.

"В указанных случаях по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ему может быть назначен адвокат, оплата труда которого будет осуществляться за счет бюджетных средств, - рассказывают в ведомстве. - Следует отметить, что установление возможности предоставления бесплатной юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, необходимо в целях реализации постановления Европейского Суда по правам человека от 19 ноября 2015 г. по делу "Михайлова против Российской Федерации" (Mikhailova v. Russia), что отражено в докладе Правительства Российской Федерации о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2018 год".

"О необходимости обязательного участия адвоката в случаях применения к гражданам административного задержания говорили давно. Это общемировая практика и четко выраженная позиция Европейского суда, - сказал "РГ" вице-президент Федеральной палаты адвокатов Михаил Толчеев. - Административные правонарушения по своей природе сходны с уголовно-наказуемыми, но представляют меньшую опасность. Не во всех нормативных системах есть разграничение на уголовно-наказуемые и административно-наказуемые деяния. Поэтому не с этим связывается право на предоставление помощи адвоката. Возможность получения квалифицированной юридической помощи должна быть реально обеспечена в тех случаях, когда человеку самостоятельно этот вопрос решить затруднительно. Когда он лишен свободы действовать по своему усмотрению, будучи подвергнут административному задержанию".

Государство, продолжает вице-президент ФПА, в лице профессиональных юристов предъявляет публичное обвинение в совершении правонарушения, пусть и административного характера. "В такой ситуации человек должен иметь реальную, а не декларативную возможность защищаться от такого обвинения с помощью профессионала, - говорит Михаил Толчеев. - Цели публичного преследования не должны решаться за счет того, что человек не имеет возможности пригласить адвоката и в этой ситуации, его право на защиту должно быть обеспечено. Административное задержание возможно по правонарушениям, мерой ответственности за которые может выступать административный арест. То есть принудительное кратковременное лишение лица свободы. Эта категория дел наиболее близка к преступлениям. Обвинение в их совершении от лица государства должно предполагать возможность получения квалифицированной юридической помощи вне зависимости от того, есть ли у человека объективная возможность ее получить. В отсутствие такой возможности - эта гарантия должна быть реализована за счет государства".

Ранее стало известно, что министр юстиции России Константин Чуйченко предложил провести повторное обсуждение проектов КоАП и Процессуального КоАП.

Читайте также: