Особенности судебной системы сша и ее роль в формировании источников права

Обновлено: 14.05.2024

Федеральные суды подразделяются на две группы. Перваягруппа — традиционные федеральные суды (их называют федеральными судами общего права). Они действуют как окружные суды; их решения можно обжаловать в апелляци­онные суды, решения которых, в свою очередь, могут быть обжа­лованы в Верховный суд США. Существует около ста окружных судов, в которых работает около 500 судей; многие из судов имеют по несколько отделений и насчитывают до 20 судей. Судьи рассматривают дела, как правило, единолично; но по некоторым редким категориям дел действует коллегии из трех судей.

Верховныйсуд СШАсостоит из председателя и 8 членов суда. Они назначаются президентом и утверждаются Сенатом пожиз­ненно. Сенат наиболее требовательно подходит к утверждению именно судей Верховного суда. Тщательно проверяются не только профессиональная подготовка, но и политические взгляды.

Верховный суд работает в сессионном порядке. Руководит работой Верховного суда председатель на основе федерального законодательства и Правил, принятых самим судом. Особую роль в деятельности Верховного суда играет Генеральный солиситор, который назначается Президентом по совету и с согласия Сената для представления в федеральных судах интересов Соединенных Штатов.

Федеральные апелляционные суды (действует 13 апелляцион­ных судов) рассматривают апелляции на решения районных феде­ральных судов, за исключением тех дел, которые подведомственны Верховному суду США. Помимо этого апелляционные суды пере­сматривают постановления судов по налоговым делам и решения независимых агентств, наделенных квазисудебными функциями.

Судьи федеральных апелляционных судов назначаются прези­дентом по совету и с согласия Сената пожизненно. Их численный состав колеблется от 4 до 23 судей. По предписанию Верховного суда его председатель и судьи на время перерыва в работе суда могут быть временно направлены в окружные апелляционные суды. Деятельностью последних руководят главные судьи, кото­рые назначаются на 7-летний срок из числа судей не старше 70 лет, имеющих наибольший стаж пребывания в должности.

В апелляционных судах дела рассматриваются, как правило, коллегией из 3 судей, которые заседают в главных городах, за которыми они закреплены. Они выполняют роль промежуточной инстанции между Верховным судом США и окружными судами.

Районные федеральные суды (существуют 89 таких судов) действуют во всех штатах, члены которых назначаются президен­том по совету и с согласия Сената пожизненно. В состав район­ных федеральных судов входят в зависимости от числа судебных дел от 1 до 27 судей. Деятельностью этих судов руководят пред­седатели (при наличии в составе суда не менее 3 судей), которые назначаются на 7-летний срок из числа судей не старше 70 лет, имеющих наибольший стаж пребывания в должности.

Окружной суд является основным звеном федеральной судеб­ной системы. В зависимости от границ между штатами террито­рия США разделена на округа. Окружные суды рассматривают гражданские и уголовные дела по первой инстанции, а также в их компетенцию входит рассмотрение жалоб на действия админи­стративных органов. Один раз в году его заседание должно про­ходить в районе округа.

Вторая группа федеральных судов — специальные федераль­ные суды, учрежденные на основании различных законов: суды некоторых территорий и округов; суды, рассматривающие дела, связанные с ответственностью государства (Палата Претензий); суды, рассматривающие налоговые, таможенные и патентные дела. У некоторых из этих судов исключительная компетенция (например, суд по внешней торговле), но в ряде случаев у истца есть выбор.

Судебная система штатов имеет свою систему судов. Каждый штат имеет свою собственную судебную систему. В одних штатах судебная система состоит из двух ступеней, в других (примерно в трети штатов) — из трех.

Суд, возглавляющий судебную систему в 39 штатах, называет­ся Верховным судом, а в остальных штатах имеет другие наиме­нования (Апелляционный суд). Разнообразные специальные суды могут существовать как в области гражданского, так и в области уголовного права.

На территории ряда штатов действуют суды промежуточной юрисдикции, созданные для рассмотрения жалоб на приговоры и решения судов первой инстанции и других судебных учреждений. Иногда в штатах создается отдельный уголовный апелляционный суд. В ряде случаев суды промежуточной юрисдикции функциони­руют на правах апелляционных отделений Верховного суда штата. В их состав входят от 10 до 50 судей. Слушание дел обычно про­водят коллегии из трех судей.

Основное звено судебной системы штатов — суды общей юрисдикции, которые выступают под разными названиями, на­пример: в штате Нью-Йорк — это верховные суды, в штате Ка­лифорния — высшие суды, но чаще всего они называются окруж­ными судами. Как правило, они рассматривают по первой инстан­ции уголовные дела по всем преступлениям, предусмотренным законодательством соответствующего штата, кроме малозначи­тельных уголовных проступков, и гражданские дела с любой суммой иска, кроме тех категорий дел, для разбирательства ко­торых созданы специализированные суды.

В каждом штате действуют суды ограниченной юрисдикции, которые рассматривают дела о малозначительных преступлениях, наказываемых штрафами либо краткосрочным лишением свобо­ды, а также гражданские дела с небольшой суммой иска, чаще всего до 1000 долларов. Они носят названия муниципальных, го­родских, полицейских судов, иногда судов графств, судов общих сессий.

Во многих штатах либо самостоятельно, либо при окружных судах действуют также суды специальной юрисдикции,рассмат­ривающие дела по налогам, по земельным спорам, по делам о наследовании, по претензиям к властям штатов, о нарушении правил дорожного движения и др.

Юрисдикция органов административной юстиции в США сво­дится к разрешению споров между гражданами и органами ис­полнительной власти по фактам принятия правил, приказов, а также действия или бездействия органа исполнительной власти.

Дополнительный материал

Раздел 6. СЕМЬЯ СМЕШАННОГО ПРАВА

Общие положения

Семья смешанного права включает в себя правовые системы, имеющие общие закономерности развития и сходные признаки, находящиеся между романо-германским и общим правом. Их еще называют гибридными правовыми системами, сочетающими эле­менты местных источников права и заимствованные правовые положения как у романо-германского, так и у общего права. Но, несмотря на это, они считаются самостоятельной правовой семьей.

Согласно определению, данному Ф.П. Уэлтоном, смешанные юрисдикции (смешанные правовые системы) — это правовые системы, в которых романо-германская правовая традиция напол­нилась до некоторой степени англо-американским правом.

Таким образом, по сути, все правовые системы являются смешанными, однако использование этого термина по отношению к данной конкретной правовой системе подчеркивает: в ее рамках сочетаются одновременно заимствования элементов правовых систем романо-германского и общего права.

В семью смешанного права входят латиноамериканское право и скандинавское право.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Судебная система — это совокупность судов различных видов, действующих в государстве, функционирование которых предусмотрено законодательством страны. Каждый из судов наделен конкретными полномочиями, позволяющими разрешать определенные конфликтные ситуации.

Становление американской судебной системы относится к колониальному периоду. Оно осуществлялось под влиянием институтов общего права и права справедливости, уже сформировавшихся в Англии. В судах общего права виновное лицо должно было возместить и компенсировать причиненный ущерб. Суды права справедливости уполномочены на вынесение судебного приказа, который обязывал к совершению конкретных действий, или фиксировал необходимость воздержаться от этих действий.

Институты общего права указывали на необходимость того, чтобы при разрешении дел судьи руководствовались принятыми ранее судебными решениями по подобным делам, которые рассматривались равной или вышестоящей инстанцией. Если общее право не позволяло вынести решение для разрешения спора, то применялось право справедливости, основу которого составляло вынесение судом судебного приказа.

Если пострадавшее лицо хотело получить судебный приказ и денежную компенсацию, то оно должно было в первую очередь обратиться в суд права справедливости, и только после — в суд общего права.

В начале XIX века в США система общего права и система права справедливости воссоединились.

С принятием Декларации независимости в каждом отдельном штате нормы общего права применялись по-разному. Это право не имело общефедерального характера. В североамериканских штатах была предпринята попытка кодификации норм общего права и норм права справедливости, для чего были созданы сборники судебных решений, которые могли иметь широкое толкование.

Готовые работы на аналогичную тему

Во втор. половине XIX века число сборников судебных решений судов штатов и федеральных судов составило 4 тыс. томов, что стало одним из факторов становления современного прецедентного права. Становление правовой системы продолжилось после принятия федеральной Конституции в 1787 году.

Особенности судебной системы США

В Соединенных Штатах существует две параллельные, не пересекающиеся судебные системы — федеральная судебная система и судебная система отдельных штатов. Основной характерной особенностью судов и американского правосудия является наличие в стране единой общенациональной судебной системы.

К окружным федеральным судам относятся суды общей юрисдикции, которые рассматривают дела в первой инстанции. Их основу представляет федеральное законодательство. Отправление правосудия окружными федеральными судами в сфере гражданских правоотношений распространяется практически на все категории дел, которые отнесены к ведению федеральных судов (исключение составляют дела, прямо подсудные Верховному суду или претензионным судам).

Федеральная судебная система со штатами никакими формальными отношениями не связана и не может осуществлять административного контроля над судами штатов.

Федеральная судебная система состоит из следующих инстанций:

  • 94 окружных суда, каждый из которых в своем составе имеет 1 окружного судью (рассматривает и разрешает дело), присяжных (принимают решение по делу); мировых судей (помогают окружному судье подготовить дело к суду, проводят процессы по делам о проступках);
  • 13 апелляционных судов, в их числе 11 окружных апелляционных судов (каждый из них состоит из трех судей, рассматривающих жалобы на решения окружных судов, специализированных судов, апелляции на решения федеральных административных органов), 1 федеральный окружной апелляционный суд и 1 апелляционный суд Колумбии;
  • Верховный суд — высшая инстанция, состоящая из 9 судей.

Федеральная судебная система содержит специализированные суды, рассматривающие отдельные категории дел, отнесенные к их компетенции (суд по внешней торговле, суд по налогам и др.).

Каждый штат имеет собственную структуру судебной власти. Судебная системам штата включает высший судебный орган штата, суды первой инстанции, апелляционные суды.

Судебные прецеденты

Судебные решения федеральной судебной системы и судов штата по определенному делу могут иметь характер судебного прецедента, если эти решения берут за основу при рассмотрении подобных дел в будущем.

Судебные прецеденты занимают важнейшее место в законодательстве и системе источников права, что определяется рядом факторов:

Прецедентное право в Соединенных Штатах имеет свои особенности, в частности, приспособление к изменению социально-экономических и политических условий на всех этапах становления государства.

В США судебные прецеденты применяются согласно концепции stare dicisis, включающей определенные правила применения прецедентов:

  • судебные прецеденты, рассмотренные Верховным судом, являются обязательными для всех нижестоящих судов;
  • судебные прецеденты, принимаемые судами одного штата, не являются обязательными для применения судами иного штата, принимаемые решения являются разумно обоснованными, убедительными;
  • судебные прецеденты, рассматриваемые судами федеральной судебной системы, не обязательны для применения судами штатов, и наоборот (исключение составляют случаи совпадающей юрисдикции).

Судебные прецеденты, рассмотренные каким-либо одним федеральным апелляционным судом, не являются обязательными для другого федерального суда, они несут убеждающую силу. Прецеденты судов первой инстанции не носят обязательный характер. В правовой системе существуют судебные прецеденты толкования, то есть такие судебные решения, которые направлены на толкование правовых норм.

Федеральные суды подразделяются на две группы. Перваягруппа — традиционные федеральные суды (их называют федеральными судами общего права). Они действуют как окружные суды; их решения можно обжаловать в апелляци­онные суды, решения которых, в свою очередь, могут быть обжа­лованы в Верховный суд США. Существует около ста окружных судов, в которых работает около 500 судей; многие из судов имеют по несколько отделений и насчитывают до 20 судей. Судьи рассматривают дела, как правило, единолично; но по некоторым редким категориям дел действует коллегии из трех судей.

Верховныйсуд СШАсостоит из председателя и 8 членов суда. Они назначаются президентом и утверждаются Сенатом пожиз­ненно. Сенат наиболее требовательно подходит к утверждению именно судей Верховного суда. Тщательно проверяются не только профессиональная подготовка, но и политические взгляды.

Верховный суд работает в сессионном порядке. Руководит работой Верховного суда председатель на основе федерального законодательства и Правил, принятых самим судом. Особую роль в деятельности Верховного суда играет Генеральный солиситор, который назначается Президентом по совету и с согласия Сената для представления в федеральных судах интересов Соединенных Штатов.

Федеральные апелляционные суды (действует 13 апелляцион­ных судов) рассматривают апелляции на решения районных феде­ральных судов, за исключением тех дел, которые подведомственны Верховному суду США. Помимо этого апелляционные суды пере­сматривают постановления судов по налоговым делам и решения независимых агентств, наделенных квазисудебными функциями.

Судьи федеральных апелляционных судов назначаются прези­дентом по совету и с согласия Сената пожизненно. Их численный состав колеблется от 4 до 23 судей. По предписанию Верховного суда его председатель и судьи на время перерыва в работе суда могут быть временно направлены в окружные апелляционные суды. Деятельностью последних руководят главные судьи, кото­рые назначаются на 7-летний срок из числа судей не старше 70 лет, имеющих наибольший стаж пребывания в должности.

В апелляционных судах дела рассматриваются, как правило, коллегией из 3 судей, которые заседают в главных городах, за которыми они закреплены. Они выполняют роль промежуточной инстанции между Верховным судом США и окружными судами.

Районные федеральные суды (существуют 89 таких судов) действуют во всех штатах, члены которых назначаются президен­том по совету и с согласия Сената пожизненно. В состав район­ных федеральных судов входят в зависимости от числа судебных дел от 1 до 27 судей. Деятельностью этих судов руководят пред­седатели (при наличии в составе суда не менее 3 судей), которые назначаются на 7-летний срок из числа судей не старше 70 лет, имеющих наибольший стаж пребывания в должности.

Окружной суд является основным звеном федеральной судеб­ной системы. В зависимости от границ между штатами террито­рия США разделена на округа. Окружные суды рассматривают гражданские и уголовные дела по первой инстанции, а также в их компетенцию входит рассмотрение жалоб на действия админи­стративных органов. Один раз в году его заседание должно про­ходить в районе округа.

Вторая группа федеральных судов — специальные федераль­ные суды, учрежденные на основании различных законов: суды некоторых территорий и округов; суды, рассматривающие дела, связанные с ответственностью государства (Палата Претензий); суды, рассматривающие налоговые, таможенные и патентные дела. У некоторых из этих судов исключительная компетенция (например, суд по внешней торговле), но в ряде случаев у истца есть выбор.

Судебная система штатов имеет свою систему судов. Каждый штат имеет свою собственную судебную систему. В одних штатах судебная система состоит из двух ступеней, в других (примерно в трети штатов) — из трех.

Суд, возглавляющий судебную систему в 39 штатах, называет­ся Верховным судом, а в остальных штатах имеет другие наиме­нования (Апелляционный суд). Разнообразные специальные суды могут существовать как в области гражданского, так и в области уголовного права.

На территории ряда штатов действуют суды промежуточной юрисдикции, созданные для рассмотрения жалоб на приговоры и решения судов первой инстанции и других судебных учреждений. Иногда в штатах создается отдельный уголовный апелляционный суд. В ряде случаев суды промежуточной юрисдикции функциони­руют на правах апелляционных отделений Верховного суда штата. В их состав входят от 10 до 50 судей. Слушание дел обычно про­водят коллегии из трех судей.

Основное звено судебной системы штатов — суды общей юрисдикции, которые выступают под разными названиями, на­пример: в штате Нью-Йорк — это верховные суды, в штате Ка­лифорния — высшие суды, но чаще всего они называются окруж­ными судами. Как правило, они рассматривают по первой инстан­ции уголовные дела по всем преступлениям, предусмотренным законодательством соответствующего штата, кроме малозначи­тельных уголовных проступков, и гражданские дела с любой суммой иска, кроме тех категорий дел, для разбирательства ко­торых созданы специализированные суды.

В каждом штате действуют суды ограниченной юрисдикции, которые рассматривают дела о малозначительных преступлениях, наказываемых штрафами либо краткосрочным лишением свобо­ды, а также гражданские дела с небольшой суммой иска, чаще всего до 1000 долларов. Они носят названия муниципальных, го­родских, полицейских судов, иногда судов графств, судов общих сессий.

Во многих штатах либо самостоятельно, либо при окружных судах действуют также суды специальной юрисдикции,рассмат­ривающие дела по налогам, по земельным спорам, по делам о наследовании, по претензиям к властям штатов, о нарушении правил дорожного движения и др.

Юрисдикция органов административной юстиции в США сво­дится к разрешению споров между гражданами и органами ис­полнительной власти по фактам принятия правил, приказов, а также действия или бездействия органа исполнительной власти.

Дополнительный материал

Раздел 6. СЕМЬЯ СМЕШАННОГО ПРАВА

Общие положения

Семья смешанного права включает в себя правовые системы, имеющие общие закономерности развития и сходные признаки, находящиеся между романо-германским и общим правом. Их еще называют гибридными правовыми системами, сочетающими эле­менты местных источников права и заимствованные правовые положения как у романо-германского, так и у общего права. Но, несмотря на это, они считаются самостоятельной правовой семьей.

Согласно определению, данному Ф.П. Уэлтоном, смешанные юрисдикции (смешанные правовые системы) — это правовые системы, в которых романо-германская правовая традиция напол­нилась до некоторой степени англо-американским правом.

Таким образом, по сути, все правовые системы являются смешанными, однако использование этого термина по отношению к данной конкретной правовой системе подчеркивает: в ее рамках сочетаются одновременно заимствования элементов правовых систем романо-германского и общего права.

В семью смешанного права входят латиноамериканское право и скандинавское право.


Общие сведения об устройстве американской судебной системы

Судебная власть – неотъемлемый институт любого цивилизованного государства. В Соединенных Штатах Америки создана и действует своеобразная модель правосудия, основанная на прецеденте – решениях, принятых в прошлом по аналогичным делам. При этом она обладает своей спецификой, связанной с федеративным устройством страны, что делает американскую судебную систему очень интересной для изучения.

Анализ литературных источников позволяет заключить, что судебной системой США называется совокупность органов власти, осуществляющих судопроизводство на территории этой страны или руководящих нижестоящими органами правосудия. Особенностью американского судоустройства является наличие разных судебных органов, осуществляющих правосудие по местам, на уровне штатов и на федеральном уровне, а также регуляторных агентств.

Под последними понимается отдельное звено американских судебно-юрисдикционных органов, наделенных полномочиями принимать решения по разным вопросам, обязательным к исполнению на всей территории страны, а также обеспечивать их исполнение.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Регуляторные агентства разделяются по предмету своей юрисдикции (например, агентство по ценным бумагам, строительству, делам ветеранов) и по уровню своей юрисдикции (федеральный и местный). По сути, они играют роль контролирующих органов, уполномоченных выносить решения по делам соответствующей отраслевой принадлежности.

Федеральные суды США

Устройство американской судебной системы обуславливается административно-территориальным делением страны. Высшим звеном судебной системы являются федеральные суды, рассматривающие и разрешающие широкий круг споров, исходящих из положений конституции и федерального законодательства. В частности, они разбираются в спорах с участием служащих, иностранных подданных и дипломатов, граждан разных штатов, между штатами и т.д.

Одновременно в пределах федерального звена, судебные органы имеют свою иерархию, что отличает их от судебной системы прочих стран.

Федеральное звено делится на три подзвена:

  • Высшая судебная инстанция, занятая в основном апелляционным производством – Верховный суд США. Конституцией определяется ряд дел, которые Верховный суд рассматривает по правилам первой инстанции;
  • Федеральные апелляционные суды, пересматривающие решения нижестоящих судов в порядке апелляции;
  • Федеральные районные и специализированные суды. Благодаря большому количеству последних, судебная система США отличается от российской. К специализированным органам правосудия относится, в частности, налоговый суд, рассматривающий дела, связанные с уплатой федерального подоходного налога. Характерно, что в него может обратиться налогоплательщик, причем до принятия решения по делу он освобождается от уплаты спорного налогового обязательства. Среди прочих специализированных судов можно назвать претензионный суд, рассматривающий имущественные иски к правительству, суды о несостоятельности, занятые рассмотрением дел о признании банкротом, суды по вопросам международной торговли, к компетенции которых относятся дела внешнеэкономического содержания и т.д.

Суды штатов как низовое звено американской судебной системы

Штаты – следующее после целого государства административно-территориальное звено. Суды штатов, таким образом, находятся ниже федеральных. Несмотря на то, что Россия тоже имеет федеративное устройство, администрация любого штата располагает беспрецедентно широкими полномочиями по самостоятельной регулировке судопроизводства в своем штате. В США это приводит к серьезной разнице в решениях по похожим делам, особенно с учетом англо-саксонских прецедентных традиций.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Суды штатов рассматривают подавляющее большинство дел, вытекающих, однако, из правоотношений, основанных на местном, а не любом законодательстве. Вследствие указанной выше специфики, суды штатов создаются и действуют согласно законам штата, а не федеральному законодательству. К их компетенции относятся споры между гражданами одного штата, а низшим звеном являются низовые (мировые) суды, в т.ч. специализированные: по делам несовершеннолетних, по наследственным спорам, семейные, полицейские и т.д.

Подобно федеральным судам, суды штата в пределах своего звена имеют отдельную иерархию. Вторым уровнем судов штатов являются апелляционные суды, рассматривающие жалобы на решения судов 1 инстанции, а решения апелляционных судов обжалуются в высшем суде штата (3 уровень).

Внутренняя иерархия каждого судебного звена, наличие нескольких апелляционных инстанций и специализированных судов делает американскую судебную систему трудной для нашего понимания. А если принять во внимание разницу между местным и федеральным законодательством, специфическое территориальное деление (штаты, округи, графства) и своеобразные источники права в виде судебного прецедента, то американская система правосудия становится перспективной темой для серьезного научного исследования.

Аннотация: в данной публикации рассматриваются специфические вопросы о судебных системах России и США. Приведены аргументы положительных и отрицательных аспектов в развитии судебной системы.

Streszczenie: w ten papier adresy szczegółowe pytania dotyczące systemów sądowych w Rosji i Stanach Zjednoczonych. Są argumenty, pozytywne i negatywne aspekty rozwoju systemu sądownictwa.

Ключевые слова: судебная система, государство, смертная казнь, конституционно-правовая природа, модернизация, Всероссийский съезд, Совет Европы, Верховный Суд, Апелляционный суд.

Słowa kluczowe: sądownictwa, Państwa kary śmierci konstytucyjne i prawne charakter, modernizacja, Kongres,

Rady Europy, sąd najwyższy, sąd apelacyjny.

Судебная власть – это специфически независимая ветвь государственной власти, осуществляемого путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве.

Каждому государству присуща своя судебная система. Ее особенности зависят от многих факторов, исторического прошлого государства, его правовой системы, формы территориального устройства, политического режима, правосознания населения и др. А если говорит о судебной системе США правовой основой судебной системе является Конституция 1787 г. и Закон о судоустройстве 1789 г. В России в отличие от США принято большое количество законов, регулирующих вопросы судоустройства.

Многие исследователи находят, что судебная система США более прогрессивна и указывают, потому что, с помощью судебных процедур удается в наиболее справедливых формах определить меру свободы и меру ответственности гражданина в его сложных отношениях с другими людьми, обществом и государством. Другие правоведы имеют на это свою точку зрения, и они считают, что американская правовая система и входящее в нее гражданское процессуальное право находятся в состоянии глубокого кризиса и упадка и переживают сейчас далеко не лучшие времена.

Кроме отличий в судебной системе США и России присутствуют схожие признаки, например:

- судебная система США и России, согласно принципу разделения властей, признается самостоятельной ветвью власти по отношению к власти законодательной и исполнительной;

- Конституция США и Конституция РФ не устанавливают подробно, какой должна быть судебная система страны[5].

Что касается структуры судебной системы, то здесь тоже все не так просто. Судебная система США отличается от российской судебной системы своим дуализмом, что является ее очевидной особенностью. Соединенные Штаты принято относить к числу государств с умеренно централизованным судоустройством, предполагающим параллельное функционирование двух самостоятельных судебных систем: федеральной судебной системы и судебной системы 50 штатов, округа Колумбия и четырех федеральных территорий. Федеральную судебную систему США образуют Верховный Суд США, апелляционные и окружные суды, ряд специальных судов. Данные судебные органы рассматривают дела, связанные, прежде всего с применением федерального законодательства либо споры между лицами, проживающими в разных штатах. За небольшим исключением все федеральные суды являются судами с общей юрисдикцией. Федеральные судьи занимаются гражданскими и уголовными делами, рассматривают публичные и частноправовые споры, споры между физическими лицами, корпорациями и государственными учреждениями, рассмотрением жалоб на решения административных органов, а также и другими правовыми вопросами. В США не существует отдельных конституционных судов, потому что все федеральные суды и судьи уполномочены рассматривать все вопросы, затрагивающие конституционность федеральных законов и действий правительства, которые возникают в рассматриваемых ими делах.

Районные суды. Это низшее звено федеральной судебной системы, рассматривают уголовные и гражданские дела в качестве суда первой инстанции. Апелляционные (окружные) суды осуществляют проверку решений районных судов, а также рассматривают жалобы на решения ряда административных (квазисудебных) органов (например, Национального управления трудовых отношений). Особой юрисдикцией наделен Апелляционный суд федерального округа Колумбия.

Верховный Суд США. Этот Суд занимает высшее место в иерархии судебных органов, а по своему положению равнозначен в системе органов власти Конгрессу и Президенту, состоит из девяти судей (один из которых главный судья), является высшей судебной инстанцией. Согласно Конституции судьи назначаются Президентом по совету и с согласия Сената пожизненно. Они могут быть смещены с должности только в результате применения процедуры импичмента. В отличие от российских судов такого уровня внутри Верховного суда США не предусмотрены коллегии, вследствие чего все судьи участвуют в рассмотрении каждого дела; от перегруженности Суд спасает так называемая письменная форма рассмотрения дела, когда Суд обходится без вызова сторон, допроса свидетелей и прочих действий, затягивающих процесс. Решения принимаются по большинству голосов и носят окончательный характер, в случае несогласия с большинством каждый судья вправе опубликовать свое особое мнение. Верховный Суд США обладает всей совокупностью властных судебных полномочий, которые в Российской Федерации распределены между двумя специальными высшими судебными инстанциями: Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ. Специальные федеральные суды. Таких судов несколько: претензионный суд (рассматривает имущественные иски к Конгрессу и правительству США), суд по таможенным и патентным делам, налоговый суд, суд по делам военнослужащих. Эти суды имеют отдельную компетенцию с правом вынесения окончательных приговоров и решений. Но в отношении всех таких приговоров и решений сохраняется апелляционная юрисдикция Верховного суда США. Несмотря на то, что федеральные суды имеются в каждом штате, они являются не единственной инстанцией, куда могут обратиться по судебным разбирательствам. Наоборот, большинство правовых споров, которые поступают в американские суды, подлежат рассмотрению в судебных системах штатов, которые существуют в каждом из 50 штатов. Судебная система штатов чрезвычайно разнообразна, поскольку в каждом субъекте она определяется на основе собственной конституции и местных законов. В компетенцию судов штатов входят все гражданские дела и дела о преступлениях, нарушающих законы штатов[4, с.32]. Судебная система штатов состоит из трех или четырех инстанций:

низовые суды (мировые суды, полицейские суды и т. д.), рассматривающие мелкие уголовные и гражданские дела;

суды первой инстанции (суды графств, округов, городские суды и др.), разбирающие подавляющее большинство гражданских и уголовных дел;

апелляционные суды, осуществляющие надзорную функцию по отношению к нижестоящим судам. Решения носят окончательный характер;

высшие (верховные) суды, являющиеся высшей судебной инстанцией штата. Они обладают апелляционной юрисдикцией по отношению к решениям нижестоящих судов, а также осуществляют предварительный конституционный надзор.

Кроме того, судебные системы штатов включают в себя специальные суды штатов (по делам о наследстве, опеке, по семейным делам).

Необходимо отметить, что судебная система РФ до 22.02.14 года имела в составе два высших судебных органа – Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, а также орган конституционного контроля - Конституционный Суд РФ. На сегодняшний день согласно Конституции РФ, функции Высшего Арбитражного Суда РФ переданы Верховному Суду РФ, образованному в соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014г. Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ – это два абсолютно независимых друг от друга части российской судебной системы. Каждой из двух частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешиваются деятельность друг друга[6].

Конституционный Суд РФ – это орган судебной власти, предназначенный для правовой охраны конституции РФ. По своему значению Конституционный Суд РФ относится к высшим судебным органам и в отличие от Верховного Суда РФ не возглавляет систему конституционных судов. Конституционный Суд РФ осуществляет судебную власть конституционным судопроизводством.

В настоящее время Верховный Суд РФ действует в составе: Пленума, Президиума, Апелляционной коллегии, Судебной коллегии по административным делам, Судебной коллеги по гражданским делам, Судебной коллеги по уголовным делам, Судебной коллеги по экономическим спорам, Военной коллегии и Дисциплинарной коллегии[3].

В отличие от России в США нет специального органа конституционного контроля. Россия является единственной странной, где официально узаконен конституционный контроль, и имеется обособленный орган конституционного контроля, входящий в систему судебной власти. В США же конституционный контроль осуществляет Верховный Суд США, а в штатах верховные суды штатов. Однако официально такой контроль на них не возложен ни Конституцией, ни каким-либо другим актом.

В заключение хотелось бы отметить, что, проблемы формирования и функционирования судебной власти в России становятся предметом изучения многих отечественных ученных. Нашей стране необходимо взять какие-то черты судоустройства с судебной власти США. Опыт США подтверждает, что развитый самоконтроль судебной власти и самоуправление судейских органов обеспечивают рост самостоятельности судебной власти и независимости судей, что является важнейшим условием повышения эффективности реализации судами своей основной функции – защиты прав человека. Тем менее судебная власть России меняется в лучшую сторону, повышается доверие граждан с каждым годом[12].

Список литературы

4. Бибило В.Н. Судебные системы зарубежных государств: Учебно-методическое пособие для студентов юридических специальностей БГУ. Минск: БГУ, 2012.

5. Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М.: Норма, 1997.

7. Гумбольдт В. фон. О пределах государственной деятельности. Челябинск: Социум, 2009.

9. Пилипенко Ю.С., Каримуллин Р.И. российская судебная система в контексте нового ФКЗ // Журнал российского права. 1998 № 1.

Читайте также: