Особенности судебной системы российской империи на территории западных губерний

Обновлено: 15.05.2024


Аннотация
Статья посвящена внутренней политике Александра I в западных губерниях Российской империи. На основе имеющихся источников определяется позиция императора по отношению к национальным окраинам и их будущему. Научная новизна работы заключается в отсутствии публикаций по данной теме.


Abstract
The article is devoted to domestic policy of Alexander I in the western provinces of the Russian Empire. On the basis of available sources the emperor's attitude to national margins and their future is determined. The scientific novelty of the work lies in the absence of scientific papers on the subject.

Так, указом от 9 сентября 1801 г. Литовская губерния была упразднена, а на ее месте образовались Виленская и Гродненская (ранее Слонимская). Немного позднее, в марте 1802 г., территория Белорусской губернии была поделена между Могилевской и новообразованной Витебской. Так, при Александре I, почти все западные губернии были восстановлены в своих границах, установленных при Екатерине II, а их количество увеличилось до семи: Могилевская, Витебская, Виленская, Гродненская, Минская, Волынская и Вознесенская [1].

Александру I, как и его предшественникам, приходилось разрешать религиозные конфликты, связанные, в первую очередь, с католиками и униатами. В царствование Александра I католичество и ее служители пользовались в России не только терпимостью, но и покровительством. При ненарушимой свободе богослужения для исповедников этой веры, латинское духовенство сохранилось в полном составе, сохранило за собой огромные имения, имело больше всего епархий по сравнению с другими конфессиями на территории западных губерний. При вступлении на престол, император возвратил католического архиепископа Сестренцевича, сделал его председателем преобразований римско-католической коллегии для управления католиками и униатами, поручил составить новое положение об управлении католической и униатской церквями в России, в силу которого униаты по-прежнему оставались под властью католиков. Поводом к освобождению из-под власти латинян стало совращение к 1803 г. в Белоруссии большого числа униатов в латинский обряд. Архиепископ Лисовскй послал в Петербург из своего клира священника Иоанна Красовского с жалобой на католиков за совращение униатов. Лисовский ходатайствовал перед русским правительством, чтобы управление униатской церковью было вовсе отделено от латинского духовенства. Вследствие этого в 1804 г. последовало высочайшее повеление, чтобы в римско-католической коллегии, в которой ранее не было ни одного униата, присутствовали один епископ и три заседателя от униатов по выбору трех епархиальных начальников, и каждому из этих членов присвоено по два голоса, чтобы уравнять их с членами латинский епархий. Указом от 16 июля 1805 г., римско-католическая коллегия была разделена на два департамента: один заведовал делами католическими, другой – униатскими. С освобождением униатской церкви от католической, начинается заметное ее оживление. В первую очередь, это связано с очищением от латинских нововведений и приближению к православной. Сам униатский митрополит Лисовский всю свою деятельность на митрополичьей кафедре посвятил тому, чтобы очистить униатскую церковь от намеренных искажений, произведенных в ней латинством, охраняя восточные обряды и внутреннее устройство [2, с. 342-345].

Вместе с тем, иезуиты, добившись в 1814 г. торжественного постановления своего ордена папою, стали смелее совращать и перекрещивать православных в католичество и дошли, наконец, до такой крайности, что совратили в латинство племянника главноуправляющего духовными делами несовершеннолетнего князя Александра Голицына, о чем было доведено до сведения государя. Поэтом 16 декабря 1815 г. последовало высочайшее повеление о высылке иезуитов из Петербурга и запрещении им въезда в обе столицы, а в 1820 г. они совсем были изгнаны и столицы [2, с. 342-345].

Таким образом, А. Чарторыйский, на протяжении 20 лет (1803-1823) совершенно открыто приступил к деятельному насаждению польской культуры, а позднее кременецкого лицея. Деятельность министра принесла обильные плоды, дающие основание историкам признать, что никогда, даже во времена Речи Посполитой, западные губернии не подвергались столь систематической и умелой полонизации, как подверглись в эти годы благодаря А. Чарторыйскому и его сотрудников.

Наиболее успешным был план А. Чарторыйского, попечителя Виленского округа, предложившего создание Польского государства на территории герцогства Варшавского и западных губерний. Предложения проекта включали в себя создание Польского королевства на основе конституции, в включением всех польских территорий, отошедших к Российской Империи, за исключением белорусских. При этом все должностные лица будут представлены поляками.

Александр I, ознакомившись с проектом, решил принять его, но при условии, если Польское Королевство всегда присоединится к Российской Империи, а русский император навеки будет считаться польским королем. Более того, поляки должны были порвать все отношения с Францией и предоставить в распоряжение 50-тысячный корпус в случае войны с Наполеоном. После этого император дал наказ Чарторыйскому связаться с наиболее могущественными жителями польских земель, чтобы удостовериться в их желании восстановить свое государство под властью русского императора. В то время как Л.Л. Беннигсен разрабатывал стратегическую наступательную операцию в герцогство Варшавское, князь Ю. Понятовский, сотрудничавший с А. Чарторыйским, рассказал Наполеону о замыслах Российской Империи. Проект А. Чарторыйского остался нереализованным [7].

Проекты восстановления Польского государства и Великого Княжества Литовского были частью военно-стратегических планов правительства Российской Империи. При этом если воссоздание Польского государство подразумевало план наступательной войны, то образование ВКЛ – войны оборонительной.

Успешное окончание войны, заседание Венского конгресса свидетельствуют о реализации польского плана, в результате которого на территории Российской Империи создалось новое автономное государство – Царство Польское.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Губернская реформа 1775 года

240 лет назад, 18 ноября 1775 г., был издан манифест о новом областном делении России. Российская империя разделилась на 50 губерний. Первые 8 губерний были образованы по указу Петра I в 1708 году. Императрица Екатерина II продолжила реформу. Вместо губерний, уездов и провинций вводилось деление страны на губернии (300-400 тысяч человек) и уезды (20-30 тысяч человек), в основе лежал принцип численности податного населения.

Во главе администрации стоял наместник или генерал-губернатор, подведомственные Сенату и прокурорскому надзору, возглавляемому генерал-прокурором. Во главе уезда стоял капитан-исправник, который выбирался 1 раз в 3 года уездным дворянским собранием. Губернское деление просуществовало в России до 1920-х годов, когда губернии были заменены на области, края и округа.

Областная реформа Петра

С конца 1708 г. Пётр начал осуществлять губернскую реформу. Осуществление этой реформы было вызвано необходимостью совершенствования системы административного деления, которое во многом устарело к началу XVIII века. В XVII веке территория Московского государства делилась на уезды — округа, имевшие с городом тесные хозяйственные связи. Во главе уезда стоял воевода, присланный из Москвы. Уезды по своему размеру были чрезвычайно неравномерны — иногда очень крупные, иногда очень маленькие. В 1625 году число уездов составляло 146, помимо которых существовали волости. К XVIII веку отношения между центром и провинцией стали крайне сложными и запутанными, а управление уездами из центра — крайне громоздким. Другой важной причиной проведения областной реформы Петра I была необходимость создания новой системы финансирования и материального обеспечения вооруженных сил для успешного ведения войны.

В 1719 году царем Петром была проведена ещё одна реформа административного деления. Губернии были разделены на провинции, а провинции, в свою очередь — на дистрикты. Во главе провинции стоял воевода, а во главе дистрикта — земский комиссар. Согласно этой реформе высшей областной единицей Российской империи становилась провинция, а губернии выполняли роль военных округов. В 1719 г. была учреждена Ревельская губерния. 1725 г. Азовская губерния была переименована в Воронежскую.

В дальнейшем, вплоть до 1775 года, административное устройство оставалось относительно стабильным с тенденцией к разукрупнению. Так, в 1744 году были образованы две новые губернии — Выборгская и Оренбургская. Губернии образовывались в основном на новых территориях, в ряде случаев происходило выделение нескольких провинций старых губерний в новые. К октябрю 1775 года территория России делилась на 23 губернии, 62 провинции и 276 уездов.


Реформа Екатерины II

Необходимость реформы была связана с теми же причинами, что и во времена Петра. Реформа Петра была незавершенной. Необходимо было укрепить местную власть, создать четкую систему. Крестьянская война под предводительство Пугачева также показала необходимость укрепления власти на местах. Дворяне жаловались на слабость местных властей.

Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было решение налоговых и полицейских дел. Кроме того, в основу деления был положен чисто количественный критерий — численность населения. На территории губернии проживало около трехсот-четырехсот тысяч душ, на территории уезда — около двадцати-тридцати тысяч душ. Старые территориальные органы ликвидировались. Упразднялись провинции, как территориальные единицы.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации находился земский исправник (капитан-исправник), избираемый уездным дворянством, и коллегиальный орган управления — нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя). Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах была учреждена должность городничего. Руководство несколькими губерниями передавалось генерал-губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на территории генерал-губернаторства, если там в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайное положение, непосредственно обращаться с докладом к царю.

Таким образом, губернская реформа 1775 г. усилила власть губернаторов и разукрупнила территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью при Екатерине II были проведены и другие реформы: создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система. Из негативных моментов можно отметить отсутствие экономического значения, рост бюрократического аппарата и сильный рост расходов на него. В целом расходы на содержание бюрократического аппарата за годы правления Екатерины II выросли в 5,6 раз (с 6,5 млн. руб. в 1762 г. до 36,5 млн. руб. в 1796 г.) — намного больше, чем, например, расходы на армию (в 2,6 раза). Это было больше, чем в любое другое царствование в течение XVIII—XIX столетий. Поэтому в дальнейшем систему губернского управления постоянно совершенствовалась.


Губе́рния — высшая единица административно-территориального деления в России (Российской империи, Российской республике, РСФСР, СССР) с 1708 по 1929 год, оформившаяся при Петре I в процессе организации абсолютистского государства.

Содержание

Первоначальное деление при Петре I

Первые 8 губерний образованы по указу Петра I в ходе Областной реформы 1708 года:

В 1713—1719 образованы: Нижегородская, Астраханская, Рижская губернии, а Смоленская разделена между Московской и Рижской.

Организация губернского управления оформилась в 1713—1719. Первоначально (1710) губернии делились на доли, с 1719 — на 47 провинций, последние — на дистрикты. Во главе губернии стоял губернатор (в Ингерманландской и Азовской — генерал-губернатор), провинции — воевода, дистрикта — земский комиссар. Под руководством губернатора создавался разветвлённый административно-бюрократический аппарат; губернатор выполнял административную, полицейскую, финансовую, судебную функции и были командующими войсками в подведомственных им губерниях.

Реорганизация при Екатерине II

Вторая губернская реформа

В 1796—1797 проведена вторая губернская реформа, в ходе которой упразднены наместничества.

В XIX веке происходит размежевание административно-территориальных организаций на 2 группы: на основной территории Европейской России сохраняется общегубернская организация (в 1860-е — 51 губерния); на национальных окраинах (кроме Остзейского края — 3 губернии) создаётся система генерал-губернаторств. Кроме этого, во 2-й половине XIX — начале XX века было образовано 20 областей — административных единиц, соответствующих губерниям. Как правило, области располагались на приграничных территориях. Продолжается дальнейшая централизация и бюрократизация местного управления. Происходит упрощение местного аппарата с усилением его прямого подчинения лично губернатору.

Реформы 1860—1870-х, особенно земская, городская и судебная, вводили буржуазное начало выборного всесословного представительства в организацию местного управления и суда. Выборные органы земского самоуправления (в 34 губерниях) заведовали местным хозяйством, в городах — городские думы и управы. Земская (1890) и городская (1892) контрреформы усилили сословно-дворянское представительство в местном самоуправлении и подчинение его администрации. Введение института земских начальников (1889) как носителей дворянско-помещичьего права (назначались из дворян) с их административными, судебными и финансовыми функциями сводило на нет крестьянское самоуправление.

XX век



Губернский аппарат местного управления оставался в силе до XX века. Во время столыпинской реакции (1907—1910) были восстановлены чрезвычайные методы управления. Усилилась роль полицейских органов (охранка) и сословно-дворянских организаций (Совет объединённого дворянства).

После Февральской революции 1917 Временное правительство сохранило всю систему губернских учреждений, только губернаторы были заменены губернскими комиссарами (в уездах — соответственно уездные комиссары), однако с преобладанием дворянско-помещичьего состава. Одновременно с этим формировалась система Советов, противостоящая местным властям Временного правительства.


После Октябрьской революции 1917, было сохранено первоначальное губернское деление, но ликвидирован весь старый губернский аппарат и установилены новые органы Советской власти во главе с губернским исполнительным комитетом (губисполком), выбиравшимся на губернском съезде Советов.

К 1917 было 78 губерний, 25 из них в 1917—1920 отошли к Польше, Финляндии, странам Балтии. Губернско-территориальное деление ликвидировано в 1924—1929 в связи с районированием СССР и заменено делением на области, края и округа.


Губе́рния — высшая единица административно-территориального деления в России (Российской империи, Российской республике, РСФСР, СССР) с 1708 по 1929 год, оформившаяся при Петре I в процессе организации абсолютистского государства.

Содержание

Первоначальное деление при Петре I

Первые 8 губерний образованы по указу Петра I в ходе Областной реформы 1708 года:

В 1713—1719 образованы: Нижегородская, Астраханская, Рижская губернии, а Смоленская разделена между Московской и Рижской.

Организация губернского управления оформилась в 1713—1719. Первоначально (1710) губернии делились на доли, с 1719 — на 47 провинций, последние — на дистрикты. Во главе губернии стоял губернатор (в Ингерманландской и Азовской — генерал-губернатор), провинции — воевода, дистрикта — земский комиссар. Под руководством губернатора создавался разветвлённый административно-бюрократический аппарат; губернатор выполнял административную, полицейскую, финансовую, судебную функции и были командующими войсками в подведомственных им губерниях.

Реорганизация при Екатерине II

Вторая губернская реформа

В 1796—1797 проведена вторая губернская реформа, в ходе которой упразднены наместничества.

В XIX веке происходит размежевание административно-территориальных организаций на 2 группы: на основной территории Европейской России сохраняется общегубернская организация (в 1860-е — 51 губерния); на национальных окраинах (кроме Остзейского края — 3 губернии) создаётся система генерал-губернаторств. Кроме этого, во 2-й половине XIX — начале XX века было образовано 20 областей — административных единиц, соответствующих губерниям. Как правило, области располагались на приграничных территориях. Продолжается дальнейшая централизация и бюрократизация местного управления. Происходит упрощение местного аппарата с усилением его прямого подчинения лично губернатору.

Реформы 1860—1870-х, особенно земская, городская и судебная, вводили буржуазное начало выборного всесословного представительства в организацию местного управления и суда. Выборные органы земского самоуправления (в 34 губерниях) заведовали местным хозяйством, в городах — городские думы и управы. Земская (1890) и городская (1892) контрреформы усилили сословно-дворянское представительство в местном самоуправлении и подчинение его администрации. Введение института земских начальников (1889) как носителей дворянско-помещичьего права (назначались из дворян) с их административными, судебными и финансовыми функциями сводило на нет крестьянское самоуправление.

XX век



Губернский аппарат местного управления оставался в силе до XX века. Во время столыпинской реакции (1907—1910) были восстановлены чрезвычайные методы управления. Усилилась роль полицейских органов (охранка) и сословно-дворянских организаций (Совет объединённого дворянства).

После Февральской революции 1917 Временное правительство сохранило всю систему губернских учреждений, только губернаторы были заменены губернскими комиссарами (в уездах — соответственно уездные комиссары), однако с преобладанием дворянско-помещичьего состава. Одновременно с этим формировалась система Советов, противостоящая местным властям Временного правительства.


После Октябрьской революции 1917, было сохранено первоначальное губернское деление, но ликвидирован весь старый губернский аппарат и установилены новые органы Советской власти во главе с губернским исполнительным комитетом (губисполком), выбиравшимся на губернском съезде Советов.

К 1917 было 78 губерний, 25 из них в 1917—1920 отошли к Польше, Финляндии, странам Балтии. Губернско-территориальное деление ликвидировано в 1924—1929 в связи с районированием СССР и заменено делением на области, края и округа.

Читайте также: