Особенности судебной системы израиля

Обновлено: 26.04.2024

В соответствии с Основным законом Государства Израиль "О судопроизводстве" 1984 года(*) судебные полномочия предоставлены Верховному Суду, окружным и мировым судам, а также иным судам, созданным на основании законов Государства Израиль (Книга законов. 1110. 8.3.1984. С.78). Прямо перечисленные в Основном законе суды обычно обозначаются в литературе как "общие суды" или "суды с неограниченными полномочиями", в то время как все иные суды идентифицируются термином "специальные суды" или "суды с ограниченной компетенцией" (Cohn Haim H. The Law. Jerusalem: Bialik Institute, 1991). В законодательных источниках разграничение судов на две крупные группы стало возможным путем употребления для их обозначения слов-синонимов. Рассмотрим особенности отдельных судов подробнее.

Высшую ступень в иерархии обычных судов занимает Верховный Суд Израиля, расположенный в Иерусалиме. Судьи Верховного Суда, так же как и судьи нижестоящих судов с неограниченными полномочиями, назначаются Президентом страны пожизненно в соответствии с решением (рекомендацией) комиссии по выборам судей (в ее состав входят 9 человек: председатель и два судьи Верховного Суда, Министр юстиции и иной Министр по выбору Правительства Государства Израиль, два депутата Кнессета и два представителя Адвокатуры). На сегодняшний день в состав Верховного Суда входят 14 судей.

Верховный Суд действует как высшая апелляционная инстанция системы обычных судов: рассматривает апелляции, поданные на решения, приговоры и определения окружных судов по уголовным, гражданским и административным делам. Он не только применяет, но и создает нормы права (судебные прецеденты), которые становятся обязательными для нижестоящих судов при рассмотрении аналогичных дел.

Помимо обычных задач, Верховный Суд выступает в роли Высшего Суда Справедливости (БАГАЦ), когда "видит необходимость оказания помощи ради достижения справедливости и счастья, а также по вопросам, которые не входят в компетенцию ни одного другого суда Израиля" (Основной закон Израиля "О судопроизводстве" 1984 года // Книга законов. 1110. 8.3.1984. С.78).

Хайм Коэн отмечает, что в Израиле, как правило, нет споров между физическим лицом и компанией, между государством и ее гражданами, для которых не определена подведомственность. Однако в практической деятельности обнаруживаются пробелы законодательства. Это в первую очередь относится к делам, подведомственность которых прямо не установлена законом (хотя должна быть там прямо закреплена в соответствии с основными законами страны), в частности: исключительно политическим делам, не связанным с иными вопросами; делам, вытекающим из обычаев, обрядов или обыкновений соответствующего народа и т.п. (Cohn Haim H. Op. cit.). К таким делам также относятся споры о детях, при условии, что один из родителей проживает в стране, не являющейся участницей Конвенции о защите прав ребенка (Закон о Гаагской конвенции (возвращение похищенных детей) 1991 года // Книга законов. 1355. 28.3.1991. С.148).

Процедура рассмотрения дела в Высшем Суде Справедливости начинается подачей прошения, в котором излагаются фактические данные и требования, а также доказательства, что стороной, заинтересованной в разрешении конфликта, до обращения в БАГАЦ предприняты все возможные меры для самостоятельного решения спора и отсутствует иная, чем обращение в Высший Суд Справедливости, возможность для его решения. Высший Суд Справедливости также вправе проверить законность и обоснованность окончательных решений, принятых судами с ограниченной компетенцией. Для примера, если Общегосударственный суд по трудовым спорам вынес решение по делу, с которым категорически не согласна одна из сторон, такое лицо вправе обратиться в БАГАЦ с прошением об истребовании дела из системы трудовых судов для проверки его законности и обоснованности. По результатам рассмотрения истребованного дела Высший Суд Справедливости может подтвердить решение специального суда, изменить или отменить его полностью или в части.

Следующим звеном в структуре обычных судов являются окружные суды. Их насчитывается пять по количеству округов: в Иерусалиме, Тель-Авиве, Хайфе, Беер-Шеве (Южный округ) и Назарете (Северный округ). Окружные суды рассматривают по существу гражданские иски стоимостью, превышающей 2500 тыс. шекелей, что составляет примерно 650 тыс. долларов США (Приказ суда "Об увеличении суммы гражданского иска в мировых судах" 2001 года // Сборник правил. 6105. 21.5.2001. С.796), за исключением споров, вытекающих из владения или пользования недвижимым имуществом; иски о ликвидации компаний, о банкротстве физических лиц, а также иные гражданско-правовые вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции мировых судов; особо тяжкие уголовные преступления, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок, превышающий, как правило, семь лет (для отдельных преступлений - пять лет). Окружной суд также рассматривает апелляции на решения, приговоры и определения мировых судов. Решения, принятые окружным судом в качестве суда первой инстанции, разрешено обжаловать только в Верховном Суде Израиля.

Окружным судам предоставлено право рассматривать и разрешать любые дела, не входящие в круг исключительных полномочий других судов. Однако "когда право судить предоставлено нескольким судам "параллельно", окружной суд принимает дело к своему рассмотрению только при условии, что не начата судебная процедура в другом суде, имеющем "параллельную" юрисдикцию (Cohn Haim H. Op. cit.).

Определенный интерес представляет судебная реформа 2000 года, проводимая в целях передачи отдельных полномочий Высшего Суда Справедливости по рассмотрению и разрешению подведомственных ему дел окружным судам. В результате принятия Закона "О судах по административным вопросам" 2000 года окружные суды получили право заседать в качестве судов по административным вопросам (Книга законов. 1739. 11.6.2000. С.190). В соответствии со ст.2 упомянутого акта к предмету ведения таких судов отнесен перечень дел, объект обсуждения которых - конфликт между гражданином (компанией) и органом власти (государственным органом, муниципальным органом, а также физическим лицом, наделенным законом властными полномочиями).

Судьями суда по административным вопросам являются председатель окружного суда, а также другие назначенные им судьи из состава окружного суда. Срок полномочий судей по административным делам ограничен четырьмя годами (с правом продления), а истечение этого срока не означает автоматическое прекращение обычных полномочий судьи как судьи окружного суда.

Фундаментом системы обычных судов являются мировые суды. Законодатель предоставил им полномочия по рассмотрению и разрешению по существу гражданских и уголовных дел, перечисленных в ст.51 Закона "О судах" 1984 года. В частности, мировые суды вправе рассматривать споры, вытекающие из владения или пользования недвижимым имуществом.

В структуру мирового суда входят суд по семейным вопросам, мелким искам, по нарушениям правил дорожного движения, муниципальным спорам и др. При беглом взгляде можно ошибочно предположить, что все они имеют самостоятельную, независимую от мирового суда систему. Однако анализ законов показывает, что все названные суды входят в структуру мирового суда, так же как и секретариаты по гражданским или уголовным делам, а решения, принятые ими в рамках полномочий, установленных законом, могут быть обжалованы заинтересованными сторонами в окружном суде (а при необходимости - в Верховном Суде).

Создание в рамках мирового суда "специализированных", "узких" судов обеспечивает более быстрое, всестороннее и квалифицированное рассмотрение и разрешение конкретных дел. Процедуры возбуждения и ведения дел в этих судах разработаны с учетом их специфики, однако их полномочия ограничены рамками законов. Например, суд по мелким искам рассматривает гражданские дела, сумма иска которых не превышает 16 500 шекелей. Специальные процессуальные правила ведения дел в данном суде позволяют оперативно разрешить возникший спор.

В качестве структурного подразделения мирового суда на основании закона 1995 года (Закон "О судах по семейным вопросам" 1995 года // Книга законов. 1537. 7.8.1995. С.386) созданы суды по семейным вопросам. При разработке правил ведения дел в данном суде учитывалась необходимость защиты прав несовершеннолетних детей, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, предусмотрен порядок участия органов опеки и попечительства в рассмотрении данной категории дел.

В систему мировых судов входит также Бюро исполнительного производства, задача которого - исполнение денежных решений (в том числе о возмещении судебных расходов), принятых как обычными судами, так и судами с ограниченными полномочиями (Закон "О Бюро исполнительного производства" 1967 года // Книга законов. 507. 14.8.1967. С.116).

В Израиле создана и эффективно функционирует двузвенная система судов по трудовым спорам: Общегосударственный суд по трудовым спорам и окружные суды по трудовым спорам. Их деятельность регулируется Законом "О судах по трудовым спорам" 1969 года (Книга законов. 553. 27.3.1969. С.70) и другими подзаконными актами (например, Процедурными правилами ведения дел в судах по трудовым спорам 1991 года // Сборник правил. 5394. 24.10.1991. С.345).

Отличительной чертой судов по трудовым спорам является участие общественных представителей в рассмотрении дел. Например, трудовые споры в суде низшей инстанции рассматриваются по существу коллегиально в составе судьи и двух общественных представителей: одного со стороны работника и другого со стороны работодателя, а в Общегосударственном суде по трудовым спорам, как правило, в составе трех судей и двух общественных представителей. Порядок назначения судей в суды по трудовым спорам аналогичен процедуре назначения судей общих судов. А вот общественные представители работников и работодателей назначаются на должности совместными решениями министров юстиции и труда Израиля сроком на три года.

В исключительной компетенции судов по трудовым спорам находятся иски: вытекающие из конфликта между работниками и работодателями по заключению и исполнению трудовых договоров; работодателей против пенсионных фондов и, наоборот, по поводу членства в фондах и выплат пенсионных отчислений; между сторонами договора о киббуце (земледельческая коммуна) по вопросам действительности договора, его действия, толкования, исполнения и прекращения; между работниками или работодателями против профсоюзов работников или работодателей по вопросам членства и действий последних в сфере труда; иски, одной из сторон которых является государственный институт социального страхования; иные иски, перечисленные в законе.

Решение окружного суда по трудовым спорам разрешено обжаловать в Общегосударственный суд по трудовым спорам, где апелляция рассматривается профессиональным составом судей без участия общественных представителей.

Еще одной особенностью рассматриваемого государства является функционирование исторически сложившейся и широко разветвленной системы религиозных судов. Законодательной основой создания и распределения полномочий между гражданскими и религиозными судами является акт времен английской метрополии: "Высказывания короля на совете о государстве Израиль" (1922-1947 гг.). В соответствии со ст.51 названного акта дела по вопросам "личного состояния" передаются в "суды религиозных заветов". К ним относятся вопросы брака, развода, алиментов, опеки и попечительства, порядок использования имущества недееспособного или временно отсутствующего лица.

В Израиле представлены суды четырех основных конфессий (религиозных школ): суд друзов, мусульманский суд, раввинский суд и суд верующих христиан. Законы страны легализовали структуру религиозных судов и индивидуальную процедуру рассмотрения дел, в том числе порядок принятия, обжалования и исполнения судебных решений. Для примера, общегосударственный Закон "О религиозном суде друзов" 1962 года определил, что принятые им решения можно обжаловать в Апелляционный религиозный суд друзов.

Нередки ситуации, когда заинтересованное в судебном рассмотрении дела лицо не имеет точного представления, какой суд вправе вынести решение по существу по вопросу "личного состояния". Такая проблема существует, например, в случае, когда необходимо рассмотреть иск о разводе лиц разной веры. Для решения возникшей проблемы каждая из сторон вправе обратиться в Верховный Суд Израиля для определения подведомственности конкретного дела.

Несмотря на значительное сужение поля применения религиозных и обычных норм, религиозное право по-прежнему остается не только духовным заветом, но и доктриной права в отдельных сферах общественной жизни.

Не останавливаясь подробно на военных судах (Апелляционный военный суд, военные суды округов), обозначим, что в их отношении законодатель также разработал индивидуальную процедуру формирования и функционирования. Внутри структуры военных судов созданы специализирующиеся в узких вопросах подразделения (суды), такие, как военный, военно-полевой, военно-морской, транспортный суды.

Судебная система Израиля не является чем-то незыблемым и неизменным. В литературе широко обсуждается необходимость ее реформирования. 8 мая 2001 г. состоялось заседание Кнессета, на котором рассмотрен в первом чтении проект закона "О Конституционном Суде Израиля", впрочем, в обществе нет однозначной поддержки идеи его создания. Кроме того, комиссией по проверке структуры обычных судов Израиля, созданной Верховным Судом, внесены предложения, основные идеи которых изложим в виде тезисов. Рекомендовано:

1. Реформировать структуру обычных судов и сформировать на их базе три инстанции:

а) по обсуждению и рассмотрению дел по существу в качестве первой инстанции (предложено новое наименование суда "центральный суд" или "первая инстанция");

б) апелляционный суд для обжалования решений и приговоров суда первой инстанции;

в) Верховный Суд, полномочия которого заключаются в рассмотрении: апелляций на решения апелляционного суда с разрешения Верховного Суда; дел особой важности (конституционной или общественной), которые нуждаются в рассмотрении по существу, в качестве верховной инстанции государства.

2. Передать большую часть полномочий окружного суда по рассмотрению дел по существу мировому суду (в частности, дела о банкротстве, ликвидации компаний, споры о недвижимом имуществе, гражданские иски независимо от их суммы), оставив в компетенции окружных судов лишь иски, требующие специальных знаний (налоговые споры, споры о правах на ценные бумаги и др.).

3. Предоставить мировым судам право рассмотрения всех дел, подсудность которых прямо не определена законом или для которых существует "параллельная" неисключительная подсудность других судов (на сегодняшний день это является прерогативой окружных судов).

4. Максимально разгрузить Верховный Суд от обязанностей, не связанных с рассмотрением дел особой важности по существу, и апелляций на решения апелляционных судов. Например, рекомендовано передать право принятия решений по апелляциям, поданным на решения административного суда, окружным судам.

"Российская юстиция", N 3, март 2002 г.

(*) Все источники переведены на русский язык автором.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовая система Израиля представляет собой подлинную лабораторию сравнительного права. Относительно ее принадлежности к той или иной правовой семье среди компаративистов нет единого мнения. Так, одни ученые-юристы, называя Израиль сударством теократическим, считают его право религиозным. Другие авторы полагают, что преобладающим является влияние права Османской империи. Наконец, третьи компаративисты относят правовую систему Израиля к семье общего права.

На наш взгляд, правовая система Израиля представляет собой типичную смешанную правовую систему. В ней находят свое воплощение элементы различных юридических традиций и правовых влияний, ибо на нынешней территории Израиля в течение многих веков сме-

нялись различные правовые системы, оставляя при этом значительный след в развитии израильского права.

Становление и развитие правовой системы Израиля происходило по общим законам, присущим становлению и развитию любой национальной правовой системы, хотя у этих процессов были и свои особенности.

Еврейское право не прекратило своего существования с падением древней еврейской государственности. Оно сохранялось в разбросанных по всему миру еврейских общинах. И обращение к древнему праву было тем строже, чем жестче главы общин и раввинат стремились сохранить узконациональную традицию и собственную правовую культуру.

Ориентация правоприменения на семейные, в значительной степени общинные ценности и начала сделала в итоге древнееврейское право узконациональным. Это обеспечило ему долгую жизнь и применение даже в странах, официальные доктрины которых негативно относились к иудаизму. Но с этими особенностями права связано и его незначительное распространение, помимо огромного литературного влияния через Библию и ее истолкования.

Древнееврейское право действует на территории Израиля вот уже несколько тысячелетий. Оно сохраняет свое значение, как и мусульманское право в отношении мусульман, и поныне в вопросах правового положения личности. Таким образом, религиозное право (иудейское и мусульманское) весьма значимо в современном семейном!

праве Израиля. Так, известный судья Верховного суда Израиля Ме-нахем Элон ссылался на древнееврейское право до 1980 г.

Исторически на становление правовой системы Израиля оказали свое влияние право Османской империи и английское общее право.

Турецкое право не было системой романо-германского права. Оно основывалось на Маджалле – первом кодифицированном акте мусульманских гражданско-правовых норм в Османской империи. В Маджалле формулировались мусульманские нормы по европейскому образцу. В 1926 г. она была заменена Гражданским кодексом, разработанным на основе швейцарского закона.

Впрочем, с XIX в. турецкое право находилось под значительным влиянием французского права. Уголовное, торговое и морское право строились по французской модели. Был переведен Кодекс Наполеона. Судьи исходили как из французского права, так и из мусульманского.

На территории Израиля Маджалла действовала вплоть до 1980 г. В 1969 г. около 900 ее статей все еще имели юридическую силу. Вместе с тем такая долгая жизнь Маджаллы не помешала английскому общему праву постепенно превратиться в настоящую философию права Израиля.




Следует отметить, что в большинстве своем должности судей подмандатного периода занимали англичане (заместителями которых были местные судьи, евреи и арабы). В спорных вопросах Маджалла применялась в последнюю очередь под влиянием принципа прецедента, т.е. stare decisis английского права.

Подмандатные судьи ссылались в своей практике на английское общее право. Такое влияние английского права наблюдалось главным образом в судебных толкованиях. Как в случае с подмандатным постановлением, созданным под влиянием действующего права Великобритании, например со Статутом о коммерческих обществах 1926 г., такие судебные толкования сближали правовую систему Палестины с существовавшей в английской метрополии. Это явление, впрочем, приобретало особо крупные масштабы, когда судьи ссылались на анг-

лийское общее право в более общем виде. Наконец, очень часто сами тексты подмандатных документов отсылали прямо к законодательству Великобритании. Например, термины и понятия толковались в ст. 4 уголовного закона 1936 г.

В период, когда Палестина была мандатной территорией Англии, в ее правовой системе определилась тенденция перехода от кодифицированного права к прецедентному. Судебная практика утвердилась в качестве источника права, поэтому был признан и принцип прецедента, хотя законодательного закрепления он так и не получил. Важным моментом являлось то, что за этот период успело вырасти поколение юристов, воспитанное в традициях английского общего права.

В 1948 г. государство Израиль получило независимость, и было законодательно закреплено, что в стране продолжает действовать то право, которое действовало на 14 мая 1914 г., если оно не противоречит новым правовым положениям. Для правовой системы Израиля были характерны частичное сохранение турецкого права, сохранение английского и подмандатного права и постепенная замена их оригинальным национальным правом. Израильское право еще долго находилось под влиянием английской философии права.

После получения Израилем независимости начался новый этап в развитии его правовой системы. Юристы не стремились сразу кардинально изменить ее. Велись дискуссии по поводу определения места национального права.

Начиная с 50-х годов в Израиле наступил период негативного отношения ко всему английскому. В частности, отмечалось, что суверенное государство не может подчиняться авторитету зарубежной правовой системы и положениям судейского права, созданным судьями других стран. Законы стали издаваться на иврите.

Английская судебная практика больше не имеет обязательного характера в Израиле. Вместе с тем на нее продолжают ссылаться, хотя она уже не имеет былого значения, в противоположность американ-

ской судебной практике, на которую все чаще и чаще ссылается Верховный суд Израиля. Иногда встречаются ссылки на решения по аналогичным вопросам, принятые в Канаде, Австралии, Германии, во Франции. Так, влияние французского права можно наблюдать в административном праве Израиля. Особенно сильное влияние права США наблюдалось в конституционном праве.

На начальном этапе своего становления национальная правовая система Израиля основывалась на подмандатном праве с последующими изменениями, вносимыми законодателем. В систему источников права входили:

1) закон, т.е. отдельные тексты турецкого права, подмандатные постановления, постановления временного Государственного совета и законы, принятые кнессетом – парламентом (впрочем, в Израиле пет писаной конституции);

2) английское общее право и право справедливости;

3) судебная практика, т.е. английская и палестинская судебная практика до 1948 г. и после 1948 г. – единственная израильская судебная практика.

Таким образом, постепенное становление национальной правовой системы Израиля шло на основе израильского прецедентного права, англо-американского и романо-германского права.

Романо-германская правовая традиция укрепилась в Израиле с развитием законодательства. С помощью законов о договорах, о земле, об обязательственных отношениях, о собственности стремились разрешить противоречия между османским и английским правом и установить единство, определенность в праве. Изменениям подверглись также нормы уголовного права и процесса. В 1982 г. был принят закон, запрещающий толковать закон в свете английского права или в соответствии с правилами английского толкования. Этот закон явился еще одним важным шагом в сторону романо-германского права.

Определенное влияние на развитие современной правовой системы Израиля оказывают и религиозные нормы. Идиш заменил английский язык в правотворчестве. Многие английские акты, принятые в период 1922–1948 гг., были переведены на идиш.

Стало развиваться собственно израильское прецедентное право. Принцип прецедента получил законодательное закрепление.

В современной правовой системе Израиля судебная практика является основным источником права. Так, ст. 20 закона о судебной власти 1984 г. гласит:

«(а)Все прецеденты, созданные Верховным Судом, обязательны для всех нижестоящих судов.

Судебная практика является источником израильского права наряду с кодифицированными актами. Вместе с тем при толковании законов используются способы и методы, характерные для романо-германского права.

Судебная практика сохранила черты английского общего права. Отсутствует дуализм судебной системы.

В судебную систему Израиля входят: во-первых, мировые суды, рассматривающие незначительные правонарушения, их 25; во-вторых, окружные суды, рассматривающие преступления, их четыре. Система суда присяжных полностью отсутствует.

Особенностью является то, что в Израиле значительную роль играет генеральный прокурор (атторней).

Судебная система Израиля как инструмент политической борьбы

Israel_Supreme_Court

Два конкурирующих центра израильской власти: Кнессет (на заднем плане) и БАГАЦ — на переднем


Марк Аврутин

Выражаясь предельно осторожно, можно сказать, что правовые нарушения начались почти одновременно с рождением нового государства.

Многие видели, что после первого выстрела, Игаль Амир был сбит с ног охранниками и поэтому не мог произвести больше ни одного выстрела. В протоколе внешнего осмотра, составленного в госпитале, были зафиксированы следы от трех пулевых ранений. Там же была зафиксирована ещё и большая потеря крови. Однако на площади, где стрелял Игаль Амир, не было обнаружено ни капли крови. Не было её и в амбулансе, на котором доставили Рабина в госпиталь. Где ж она пролилась? И после выстрела Амира Рабин даже не вздрогнул, а лишь обернулся назад, чтобы посмотреть, откуда и в кого стреляют.

Интересно, что обвиненный тогда в подстрекательстве к убийству Рабина Нетаньяху на следующий год выиграл выборы и стал премьер-министром. Значит, в это израильтяне не поверили, а вот в то, что убийцей Рабина был Игаль Амир, многие верят до сих пор, несмотря на массу противоречий, свидетельствующих о фальсификации судебного решения. На множество деталей суд не обратил никакого внимания – достаточно было признания самого Амира. То есть приговор был вынесен исключительно на основе самооговора. И Амир отбывает пожизненное наказание уже 25 лет.

Правоохранительная система, подделывая документы, продолжает шить дела, чтобы обвинить невиновных и скрыть настоящих преступников.

31 июля 2015 года из-за пожара в арабской деревне Дума погибла часть арабской семьи, включая детей. В конце ноября арестовали четырех еврейских юношей подозреваемых в поджоге дома. К арестованным применяли пытки, которых они не в силах были выдержать. Им выворачивали все суставы и избивали.

Prof. Aharon Barak confirme le népotisme de la Cour suprême - LPH INFO

Бывший председатель Верховного суда Аарон Барак в 2004 году признал оккупацию Израилем Иудеи и Самарии, написав:

ארכיון התנחלות עפרה

И в то же время БАГАЦ отклонил легализацию тысяч еврейских домов, построенных в Иудее и Самарии. Поэтому напрашивается вопрос: не является ли Высший Суд Справедливости врагом Израиля? Теперь палестинские арабы смогут продолжить подавать судебные иски на те земли, на которых построено около 4000 еврейских домов, хотя у них нет надлежащих документов о праве собственности на землю, которой они никогда не владели на законных основаниях!

Подобная деятельность прокуратуры и судебной системы ведут к потере доверия к ним израильского общества. Израильский суд, который гордится своей независимостью, – выносил обвинительные приговоры президенту, премьер-министру, министрам, депутатам Кнессета… На самом деле судьи, в первую очередь БАГАЦа, 100%-но зависимы от своей идеологии. Суд в Израиле давно превратился в инструмент, при помощи которого левые фактически правят страной, несмотря на то что большинство израильтян на выборах голосует за правых.

Все судьи Верховного суда, помимо покойного Эдмонда Леви, поддержали в свое время закон о размежевании. Сейчас судьи Верховного суда отменили Закон о легализации форпостов в Иудее и Самарии (Хок ха-Хасдара). Как известно, лишь один – Ноам Сольберг- нашел в себе силы пойти наперекор большинству. Все напрямую связано с политикой.

К результатам столкновения демократического большинства со старыми элитами можно отнести непрекращающиеся 20 лет ракетные обстрелы территории Израиля. За эти годы из Газы было выпущено 13655 ракет, которые стали причиной гибели 53 человек и ранений 883 человек. А сколько детей стали невротиками? Весь мир не только не возмущается ракетными обстрелами из Газы мирных городов и посёлков Израиля, но и радуется этому. ЦАХАЛ же отвечает бомбардировками пустующих объектов в Газе. Всё это говорит о том, что сдерживающая способность государства Израиля подорвана, а его жители находятся в опасности.

Сразу после этого инцидента по всей стране начались массовые беспорядки, перешедшие в погромы, организованные представителями


На написание данного поста повлияло отмечающееся в последнее время увеличение количества религиозных судов различных религий и верований, а также заметный рост их авторитета среди соответствующих слоёв общества. Я не буду акцентироваться в данном посте на вопросах, чем это вызвано: уменьшением ли авторитета официальной судебной системы, или необходимостью регулирования специфических сторон жизни какой-либо конкретной религиозной конфессии. Хотя, должен отметить, что данная тема тоже представляет серьёзный интерес.

Специалистом в иудаизме не являюсь, в силу чего прошу строго не судить. Так как тема очень интересна, всё же решил обозначить свои мысли по ней.

Израиль

Начну с более типичной для раввинских судов страны — Израиля.

Насколько известно, одной из особенностей израильской законодательной системы является то, что религия не отделена от государства. И хотя формально нельзя признать иудаизм государственной религией Израиля, так как он не получил законодательного закрепления, всё же в силу неотделения религии от государства, есть некоторые признаки официальности иудаизма. Хотя, соглашусь, что вопрос довольно спорный. По сути, я просто выразил свою позицию.

Справедливости ради хочу отметить, что раввинские суды не являются в Израиле единственными представителями религиозных судов. Наряду с ними имеются мусульманские, христианские и друзские суды. Но так как сейчас для меня основной интерес представляют именно раввинские суды, не буду уклоняться от темы.

На мой взгляд, важной особенностью израильских судов является то, что ведением и управлением религиозными судами занимается государство, что подчёркивает значимость этих судов (именно в Израиле). Насколько мне известно, данные функции принадлежат Министерству по делам религий.

Правовое регулирование данных судов осуществляется Законом о даянах от 1955 года (даян — судья раввинского суда) и Законом о компетенции раввинских судов от 1953 года. Соответствующие положения имеются и в законах о судебной системе.

К исключительному ведению раввинских судов отнесены собственно, религиозные вопросы, а также вопросы брака и развода евреев (граждан или жителей Израиля), в том числе о выплате алиментов или содержания жене и детям.

Немного остановлюсь на вопросах заключения и расторжения брака, так как они же рассматриваются раввинскими судами в Российской Федерации. Данные дела разрешаяются по законам Торы. В случае подачи иска о разводе, у суда имеются полномочия рассматривать и другие вопросы, связанные с этим делом. Например, споры о детях и т. п. Если, конечно, данные вопросы уже не находятся на разрешении другого суда.

Также раввинский суд имеет равные полномочия с окружным судом в вопросах опекунства, усыновления, наследования и иным подобным делам. Эти вопросы могут разрешаться в раввинском суде, если имеется согласие сторон на это.

Судебная система раввинских судов в Израиле включает в себя две инстанции. Первая инстанция — окружной суд и специальный суд по гиюру (гиюр - принятие иудаизма). Вторая инстанция — Большой раввинский апелляционный суд, расположенный в Иерусалиме.

Россия

В Российской Федерации также имеются раввинские суды. Так, например, в Москве находится суд, именуемый Главным раввинским судом России. Как указано на официальном сайте суда, в его компетенцию входят: свадьбы (хупа), разводы (гет), принятие иудаизма (гиюр), а также вынесение различных религиозных постановлений.

Сам суд состоит из главы суда, трёх судей и секретаря. Рассмотрение дел основывается также, насколько понимаю, не на материальных и процессуальных нормах законодательства Российской Федерации, а на специфических, свойственных данному суду религиозных нормах. Иное бы сделало бессмысленным само существование данного суда, так как и создан он, в первую очередь, для решения вопросов религии и основных, так или иначе связанных с ними значимых проблем. Разрешение указанных дел зиждется именно на основании религиозных установлений.

Как видно, кроме исключительно религиозных вопросов, суд рассматривает вопросы семейного права, которые наиболее связаны с религией — вопросы брака. Насколько понял из перечня полномочий, он значительно ограничен в сравнение с таким же в израильской системе. Вопросы семейного права, подведомственные суду, представлены лишь сферами заключения брака (свадьбы) и расторжения брака (разводы). Все иные вопросы из семейных отношений, которые отнесены к разрешению раввинского суда в Израиле, в России рассматриваться не могут. Это, полагаю основывается на различиях законодательства РФ и Израиля.

Хотел бы обратить внимание на то, что, в сравнение с аналогичными судами в Израиле, раввинские суды в Российской Федерации не имеют подобной государственной значимости и поддержки. Не имеют они и правового обеспечения в законодательстве Российской Федерации. В силу вышеуказанного отсутствует и механизм исполнения постановлений суда.

Проблема

В связи с существованием своеобразной параллельной системы религиозных судов, представляющей некую ограниченную альтернативу официальной государственной судебной системе, лично у меня возникает двойственное мнение. С одной стороны, существование религиозных судов, разрешающих узкий перечень вопросов, не представляет серьёзной угрозы авторитету официальной судебной власти. Кроме того, можно, с ОЧЕНЬ серьёзными допущениями провести альтернативу данных судов с третейскими судами. Повторяю, с очень серьёзными. Если стороны не возражают против разрешения их вопроса (например, расторжения брака), то, никаких преград для этого на первый взгляд, и нет. В том числе, ни правовых, ни морально-этических.

С другой стороны, вполне возможно (и такая возможность достаточно велика), что существование и развитие религиозных судов может привести к постепенному расширению их полномочий и выходу за пределы разрешения только сугубо специфических правоотношений. Здесь же необходимо учитывать определённую закрытость данных организаций от общества в целом, в силу ориентации только на представителей определённой части общества.

Взять те же вопросы расторжения брака (развода). Как известно, они в большинстве случаев сопряжены с имущественными спорами, и спорами относительно отношений с детьми. Разрешение данных вопросов возможно во внесудебном порядке тяжущимися супругами самостоятельно — путём заключения соответствующих соглашений. Но, по моему личному убеждению, всё же и обсуждение проблемы, и окончательный письменный документ — соглашение, должны базироваться на положениях действующего семейного российского законодательства, а не на специфических нормах. Обратное может привести к тому, что разрешение семейных дел будет происходить в каждом случае неодинаково и зависеть от конфессиональной принадлежности супругов. Более того, сами причины и мотивы принятия того или иного варианта соглашения могут противоречить российскому законодательству в соответствующей части.

Поэтому всё же, на мой взгляд, рост и развитие религиозных судов представляет некоторую угрозу не только авторитету (предвижу ухмылки определённой части коллег) официальной судебной власти, но и законодательству, так как его применение в некоторой части может быть заменено регулированием в соответствии с религиозными нормами.

Хотелось бы услышать мнение коллег по данному вопросу.

P.S.: 1) Полагаю необходимым отметить, что данный пост направлен лишь на исследование правовой составляющей существования как религиозных судов в целом, так и раввинских, в частности, и содержит размышления относительно возможности и допустимости сосуществования их с официальной судебной системой Российской Федерации, а также дальнейшего развития указанных судов. Никоим образом не хотел обидеть адептов никаких религий.

2) Строго прошу не судить. Как указывал, специалистом в данной сфере не являюсь, просто тема очень интересна, в силу чего и решил по ней пройтись.

Читайте также: