В каком году состоялся суд над патриархом никоном

Обновлено: 08.05.2024

5 августа 2006 года в столице Мордовии Саранске был открыт памятник знаменитому представителю мордовского народа. Впрочем, в указанных выше словах даётся лишь указание, что село принадлежало к заселённым мордвой. Кстати, если верить Аввакуму, то Никон не мог родиться в Вельдеманове, т.к. оно не расположено "между Мурашкина и Лыскова". Скорее всего, отец-мариец вскоре после рождения Никона переехал в мордовское село Вельдеманово. Видимо, это произошло после смерти матери Никона, т.к. известно, что будущего Патриарха воспитывала мачеха, которая ненавидела его, била и чуть не уморила его голодом. Этим и объясняется жёсткий характер Никиты-Никона. В 12 лет Никита сбежал из дома от мачехи и стал послушником в Макарьевом Желтоводском монастыре. По просьбам умирающего отца в 20-летнем возрасте Никита вернулся домой, женился и стал священником, сначала в селе Лыскове, а потом в Москве. Семейная жизнь Никиты продлилась 10 лет, пока 3 его сына не умерли. Потрясённый этим, Никита решает уйти из мира. Никита договаривается с женой, что они оба примут монашеский постриг. Она становится монахиней Московского Алексеевского Коломенского монастыря, а он уезжает в Соловецкий монастырь и в 31-летнем возрасте постригается в монахи под именем Никона. Спустя 4 года, поссорившись с главой монастырского скита, Никон бежит на материк в лодке с мужиком-помором. Однако в буре они едва не погибают и спасаются, пристав к Кий-острову (Онежская губа Белого моря). В честь своего спасения спустя много лет Патриарх Никон строит здесь Крестный монастырь.

После бегства с Соловков Никон поступает в Кожеозерский монастырь, где через 4 года становится игуменом. В 1646 году Никон познакомился с молодым царём Алексеем Михайловичем, который велел Никону остаться в Москве в чине архимандрита Новоспасского монастыря. 11 марта 1649 Никон был возведён в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого. 15 апреля 1652 умер Патриарх Иосиф и новым Патриархом стал любимец царя - Никон, который стал потакать мечтам Алексея Михайловича стать наследником Византийских императоров, наместником Бога на земле, защитником всего православия. В 1649 году Иерусалимский патриарх Паисий, приехав в Москву, пожелал Алексею Михайловичу стать новым Моисеем и спасти православных христиан от пленения турками. Еще одним важным фактором политической жизни того времени было присоединение Украины к России. Богослужение украинской Церкви, реформированной митрополитом Петром Могилой, имело сходство с греческим богослужением. Среди православного мира русская Церковь выглядела изолированной, потому Москва никак не могла стать центром мирового православия.

Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Рисунок 17 века

Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Рисунок 17 века

Через полгода после восшествия на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, Никон начинает реформы русского православия. На сторону Патриарха Никона встали Константинопольский Патриарх Афанасий Цареградский, Патриарх Сербский Гавриил, Патриарх Антиохийский Макарий, побывавашие в начале 50-х годов 17-го века в Москве. Сторонники реформ опирались на точку зрения, что за много веков в России православие было искажено. Целью реформы было возращение к исконному византийскому православию. Однако такая точка зрения была не безупречной. Когда Русь принимала христианство, каноны православия еще не были едины. В самой Византии в то время конкурировали два варианта церковных обрядов. Русь приняла вариант с двоеперстием, сугубой аллилуйей, однако в самой Византии в итоге этот обряд был вытеснен троеперстием, трегубой аллилуей и другими отличиями. Как верно указывали противники реформ (протопоп Аввакум и другие), русский обряд сохранил больше чистоты от первоначального православия, чем новое греческое православие. Исследования церковных историков XIX—XX веков (Н. Ф. Каптерева, Е. Е. Голубинского, А. А. Дмитриевского и др.) подтверждают правоту старообрядцев: заимствования производились из новогреческих, а не византийских источников.
Известный лингвист и историк русского и церковнославянского языков Борис Успенский писал:

Оплотом старообрядчества стал бывший приют Никона - Соловецкий монастырь. В. Петрушко в "Курсе лекций по истории Русской Церкви" так описывает отношение соловецких монахов к Никону:

"К сожалению, заметное место среди справщиков при Патриархе Никоне занял и такой одиозный деятель, как Арсений Грек. Справщики в большинстве своем были людьми не только учеными, но и безупречно нравственными. Арсений же на их фоне выглядел не только отъявленным авантюристом, но и совершенно аморальным типом, чья скандальная репутация сильно повредила Никоновским реформам и способствовала их дискредитации. Грек Арсений, рожденный в Османской империи, дважды изменял Православию, перейдя сначала в униатство, а затем в ислам. Арсений бежал из Турции в Западную Русь, откуда перебрался в Москву. Но когда в Российской столице стали известны подробности его биографии, афериста отправили в ссылку на Соловки. В Соловецком монастыре Арсений Грек буквально изумил тамошних монахов своей исключительно богатой эрудицией и столь же феноменальной нечестивостью. Здесь, на Соловках, Арсения и заприметил в 1652 г. Новгородский митрополит Никон, приехавший в монастырь за мощами св. Митрополита Филиппа (Колычева). Никон взял ученого грека в Москву и поместил его в основанную Епифанием Славинецким в Чудовом монастыре латино-греческую школу. Личность Арсения и его участие в книжной справе впоследствии вызвали сильные нарекания со стороны противников реформ. Особенно негодовала Соловецкая братия. Иноки были до крайности раздражены на Никона за то, что он вывез из Соловецкой обители мощи очень почитаемого здесь св. Филиппа. Но в их памяти прочно запечатлелся и другой факт: одновременно будущий Патриарх увез с Соловков и привлек к делу справы Арсения. Оба этих неприятных для соловецкой братии события оказались тесно сопряженными в сознании иноков. Впоследствии, когда начались реформы, негативное отношение к ним на Соловках было в значительной степени сформировано обидой на Никона и отвращением к Арсению. Именно в этом крылась основная причина оппозиционного настроя Соловецкой братии, вылившаяся потом в знаменитое "Соловецкое осадное сидение".

Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. Художник Сергей Милорадович

Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году. Художник Сергей Милорадович

Влияние Соловецкого монастыря было сильным на всём Русском Севере, где реформированное православие не смогло одолеть старообрядчество вплоть до начала XX века.

Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Художник А.Д. Кившенко

Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Художник А.Д. Кившенко

Помимо противников среди старообрядцев, у Никона появились и политически противники в лице бояр, недовольных вмешательством Никона в государственные дела и его большим влиянием на царя. Противникам Никона удалось добиться охлаждения отношений Патриарха и царя. Никон в качестве безмолвного протеста был вынужден оставить кафедру 10 июля 1658 года: не отказавшись от предстоятельства Русской Православной церкви, он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Неизвестный художник. 1660–1665 годы

Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Неизвестный художник. 1660–1665 годы

Патриарх Никон в обыкновенном домашнем одеянии. Рисунок 17-го века

Патриарх Никон в обыкновенном домашнем одеянии. Рисунок 17-го века

Патриарх Никон. Рисунок 17-го века

Патриарх Никон. Рисунок 17-го века

Патриарх Никон. Художник М. Самония

Патриарх Никон. Художник М. Самония

В ноябре 1666 года открылся так называемый Большой Московский собор с участием двух патриархов: Паисия Александрийского и Макария Антиохийского. Оба патриарха на тот момент считались лишёнными кафедр решением Собора в Константинополе, но в Москве известие о том получили уже после суда над Никоном. 12 декабря 1666 года состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря. Царь не пришёл на заседание Собора. Никон был лишён не только патриаршего достоинства, но и епископского сана и сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь.
Примечательно, что в последние годы своего патриаршества Никон пересмотрел свои взгляды на истинность новогреческого обряда: никоновские издания вновь печатались после сличения текста со старыми греческими и древними славянскими списками. На Соборе 1666 года Никон неожиданно отозвался о греческих книгах как об испорченных еретиками. Однако дело Никона было продолжено уже без него.

Суд на Патриархом Никоном. Художник A.Земцов

Суд на Патриархом Никоном. Художник A.Земцов

Суд над Патриархом Никоном. Художник Сергей Милорадович

После смерти царя Алексея Михайловича престол перешёл к его сыну Фёдору Алексеевичу, который сочувствовал Никону. В 1681 году бывшему Патриарху, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля, в устье реки Которосли.



Сергей Милорадович Суд над патриархом Никоном. 1885.

В ноябре 1666 года прибыли в Москву патриархи. Торжества в честь их длились целый месяц. Наконец, приступили к делу. Паисий Лигарид, которому поручено было исполнять обязанность докладчика, сумел подготовить патриархов, настроить их против Никона.
В начале декабря Никон был привезен в Москву. Перед отъездом из монастыря он приобщением и елеосвящением приготовился к собору, словно к смерти, сказал поучение братии и простился с нею. Повезли его ночью с такою тайной, что он даже в сильном раздражении спросил везших его, уж не хотят ли его задавить, как митрополита Филиппа.
Никогда еще не бывало в Москве такого собора, какой состоялся теперь. Два восточных патриарха (антиохийский - Макарий и Паисий - александрийский), 10 митрополитов и множество других духовных лиц заседали на этом соборе.
Никон явился сюда во всем величии патриаршего сана, с преднесением креста, так что все и сам царь должны были встать при его входе. Царь указал ему на место наряду с архиереями. Никон огляделся и, увидев, что не было для него особенного почетного патриаршего места, сказал:
- Благочестивый царь, я не принес своего места с собою; буду говорить стоя!
Все восемь часов, пока продолжалось заседание, Никон простоял, опершись на свой посох.



А. Земцов Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон на суде. 1892.

На соборе дело приняло такой вид, как будто бы между царем и патриархом шла тяжба, а собор должен был совершить суд. Сам государь со слезами на глазах, взволнованным голосом начал жаловаться на самовольное удаление патриарха, на восьмилетнюю смуту в церковных делах и заявил, что никакой вражды не питал к Никону.
Будь Никон уступчивее, смирись он хотя немного, и, кто знает, быть может, тут же на соборе совершилось бы примирение между прежними друзьями. Но Никон, во всем блеске своего величия, опершись на посох, гордо стоял пред царем и собором. Много горечи и обиды накопилось в его душе; не смирение и любовь, а чувство обиды говорило в сердце его! На обвинения он отвечал обвинениями, объяснил, что ушел от гнева государя, а патриаршества не оставлял. Царь предъявил собору перехваченное письмо Никона к византийскому патриарху и жаловался на обидные выражения. Никон отвечал, что послание писал он к своему собрату тайно и не виноват, что написанное тайно сделалось явным. На чтении и разборе письма собор остановился долго. Делались замечания, спорили, обвиняли патриарха в самовольстве, гордости, превышении власти. В жару спора Никон делал резкие замечания, тем более что он не мог не видеть, что к нему придираются, хотят его обвинить во что бы то ни стало.
На втором заседании, когда речь зашла о побоях, нанесенных боярином Хитрово патриаршему посланному, антиохийский патриарх Макарий заявил, что боярин вполне прав, так как он исполнял царскую службу, и при этих словах сам встал с места и благословил его. Сильно напали на Никона за его резкий отзыв о Паисий Лигариде, за обвинение его в неправославии. Никон, крайне раздраженный спором, выразил тут же сомнение в достоинстве собора и в праве собравшихся лиц судить его и даже усомнился в православии греческого Номоканона, напечатанного в Италии.
12 декабря в патриаршей крестовой были прочтены Никону обвинения: выставлялось на вид, что он смутил Русское царство, вмешивался в гражданские дела; что давал своему монастырю гордые названия Вифлеема, Голгофы, Иерусалима; что злоупотреблял анафемой, Номоканон называл еретической книгой; что мучил иноков мирскими наказаниями и пытками.
Его объявили лишенным патриаршества и священства, только иночество было оставлено за ним.
Затем был исполнен обряд снятия сана. При этом Никон спросил:
- Почему вы действуете здесь, в монастырской церкви, тайно, как воры? При всем народе в соборе умоляли меня принять патриаршество. Пойдем и теперь в ту же великую церковь.
Патриархи сами сняли с него клобук и панагию. Не смог снести всего этого молча бывший всесильный владыка, не сдержал своего сердца.
- Жемчуг-то с клобука поделите меж собою,- заговорил он,- придется вам по нескольку золотников. Бродяги. ходите повсюду за милостыней, чтобы султану заплатить дань!
Решено было отвезти Никона в заточение в Ферапонтов монастырь.
- Никон, Никон!- говорил он, садясь в сани.- Отчего все это тебе приключилось? Не говори правды, не теряй дружбы сильных. Устраивал бы ты богатые трапезы да вечерял бы с ними - не было бы тебе этого!
========
Из книги Родная старина. Отечественная история в рассказах и картинах(С XVI до XVII столетия).
Сост. В. Д. Сиповский.
Похоже на книгу для внеклассного чтения для гимназистов. Часть информации списана у Зебелина и Костомарова.

Патриарх Никон, парсуна XVII в.

Никон (1605–17.08.1681), в міру Никита Минов, Патриарх Московский и всея Руси (1652–1667), родился в с. Вельдеманово около Нижнего Новгорода в крестьянской семье. Не вынеся жестокого обращения мачехи, ушел в монастырь, откуда вернулся по настоянию отца в возрасте 17 лет. За это время хорошо изучил церковные службы, в монастырской библиотеке приобрел обширные познания, набрался духовного опыта, удивляя братию силой своего характера и строгостью жизни. По желанию отца стал самостоятельным хозяином, женился и, будучи грамотен, занял место священника. Истово исполнявший обязанности пастыря, Никон получил известность и был приглашен в Москву.

Смерть в один год трех его детей была воспринята им как указание свыше. В Анзерском скиту, недалеко от Соловецкого монастыря, он принял монашество под именем Никона (супруга по согласию с мужем также ушла в монастырь). В 1643 г. стал игуменом Кожеозерского монастыря. В 1646 г. приехавший в Москву, Никон понравился Царю Алексею Михайловичу и был им поставлен архимандритом Новоспасского монастыря, где была родовая усыпальница Романовых. Царь часто приезжал в обитель молиться за упокой своих предков. В свою очередь Никон должен был каждую пятницу являться к Государю для доклада о нуждах бедных, обиженных и угнетенных. Совместная благотворительность сближала их еще сильнее. Никон вошел в число ревнителей благочестия, собранных духовником Царя для борьбы с пороками духовенства.

В 1648 г. был возведен в сан митрополита и направлен в Новгород, где, наряду с духовными обязанностями, Никон, по поручению Алексея Михайловича, наблюдал и за мірским управлением. Во время Новгородского восстания в 1650 г. Никон проклял руководителей мятежа и укрыл воеводу. В 1652 г. стал инициатором перенесения из Соловецкого монастыря в Москву мощей свт. Филиппа и его прославления. В том же году по царской воле был избран шестым Патриархом Московским и всея Руси, на что Никон согласился не сразу, а лишь после долгих уговоров Царя и духовенства.

Патриарху Никону выпало возглавить Русскую Церковь в ту эпоху, когда на Русь все шире стали проникать западные апостасийные соблазны. Русские дворяне, забыв урок Смутного времени, все больше завидовали вольностям и роскоши своих "коллег" в соседней Польше. Боярская аристократия стала превращаться в силу, стремившуюся в своих эгоистичных интересах ослабить и политическую власть Царя, и духовную власть Церкви. Это отразилось, в частности, в нововедениях "Уложения" 1649 г., которые отменяли церковные привилегии.

Никон решил всему этому воспрепятствовать. Он хотел воспитать в Алексее Михайловиче благочестивого сильного Царя, служащего Богу и Церкви, который только так и может выполнять царскую роль удерживающего. Влияние Патриарха Никона на молодого Царя поначалу было огромным, правил страною фактически Патриарх, впрочем, обладая для этого и государственным умом (именно благодаря Никону произошло воссоединение Малой России с Великой в 1654 г.).

Однако в борьбе с боярством он не нашел верных средств для достижения своего идеала. Прямолинейность Патриарха в отстаивании независимости церковных властей от светских, полемические перегибы в толковании смысла симфонии как духовного превосходства священства над царством с переносом этого подчинения также и в область государственного управления, властные манеры Никона при усвоенном титуле "Великого Государя" (таком же, как у Царя), чуть ли не папистское подчеркивание в себе земного "образа Христа" (а в других архиереях лишь "образа апостолов") – все это создавало удобную почву для обвинений в стремлении возвыситься над Царем.

С точки зрения идеала симфонии двух властей, если у Ивана Грозного в борьбе против эгоистичного боярства были срывы в сторону игнорирования мнения Церкви, то у Никона в аналогичной борьбе – в сторону вторжения Патриарха в дела Царя.

Одним из важных дел с целью сделать Москву воистину Третьим Римом, вселенским православным царством, было намерение Никона привести русское богослужение в соответствии с традицией греков и других поместных Церквей. С этой целью им по поручению Царя было предпринято исправление ошибок в богослужебных книгах, что вызвало недоверие духовенства к приглашенным греческим правщикам. Но не это стало причиной церковного раскола, а его поощрение как желавшим вольностей боярством (чтобы ослабить влияние Патриарха), так и восточными патриархами, желавшими утвердить былой статус Второго Рима. Приложил усилия и тайный католик П. Лигарид, прибывший в Москву и достигший влияния. Об этом и о роли Патриарха Никона в церковном расколе говорится в соответствующей статье в нашем календаре (13/25 мая).

Все это, вместе с боярскими интригами, довело в 1658 г. отношения Никона с Царем до разрыва. Он удалился из Москвы в основанный им Воскресенский монастырь на Истре, где создал удивительный по замыслу храмовый комплекс Нового Иерусалима, стремясь воссоздать на Руси святыни Палестины. В 1666 г. состоялся неканоничный суд над Патриархом по подложным документам, низложивший его до простого монаха и сославший в Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри. Перед смертью (1676 г.), Алексей Михайлович попросил прощения у Никона. Тот простил бывшего "собинного друга" Алексея, но не простил как Патриарх – Царя.

В 1681 г. по приказу нового Царя Федора Алексеевича Никон получил возможность вернуться в Воскресенский монастырь. День своего освобождения Никон предузнал заранее по внутреннему предчувствию, велев своей келейной братии собраться в путь. По дороге навстречу ему выходили насельники окрестных монастырей, стекавшиеся местные жители благоговейно просили архипастырского благословения. Но силы уже окончательно оставляли Никона, и 17 августа 1681 в обители Всемилостивого Спаса он мирно почил в кругу своих верных сподвижников и духовных чад.

Царь Феодор Алексеевич сам нес на плечах гроб с телом покойного в Новый Иерусалим, а после, незадолго до собственной кончины, испросил усопшему разрешительные грамоты четырех восточных патриархов, восстанавливавшие Никона в патриаршем достоинстве и признававшие церковные его заслуги. Эти грамоты прибыли в Москву в 1682 г., через год после смерти Патриарха Никона. Подлинный же судья ему – Сам Господь Бог, который не оставит без внимания и его ошибки, и его благочестивые цели.

Основанный Патриархом Никоном Воскресенский монастырь на р. Истре – Новый Иерусалим, где покоится его тело

Основанный Патриархом Никоном Воскресенский монастырь на р. Истре – Новый Иерусалим, где покоится его тело


Патриарх Никон фактически управлял русской Церковью с 1652 по 1658 год, то есть шесть лет. Согласился стать Патриархом при условии, что царь и бояре не будут вмешиваться в дела церковного управления, в чем царь Алекскй Михайлович дал тогда же клятву в Успенском соборе. Действуя по согласию с Восточными Патриархами и с царем, стал предпринимать меры по приведению богослужебных книг, церковных чинов и обрядов в соответствие с греческими. Все меры предпринимал только после утверждения их на Поместных Соборах 1654, 1655 и 1656 годов.

М.В.Зызыкин приводит многочисленные случаи практически дословных совпадений тех оценок личности Патриарха и его поступков, которые приведены в ученых трудах наших историков и которые со временем укрепились в общественном сознании, с оценками его врагов: отлученного от Церкви католика-содомита Лигарида, расстриженных протопопов Ивана Неронова и Аввакума, тяготевшего к расколу Вятского епископа Александра. Обвинительный приговор суда над Патриархом, суда неправедного с точки зрения юридической, и неканонического, с точки зрения церковного права, воспринимается до сих пор, как приговор, имеющий силу.

Строго говоря, этот приговор, утвержденный церковным Собором 1666/67 года и должен считаться имеющим силу, потому что он за 330 лет никем и никогда не был отменен или пересмотрен. Добавим, что мало, кто знает, в каких преступлениях был обвинен Патриарх, за что низложен из сана и сослан пожизненно в дальний монастырь. Эта неосведомленность сочетается с тем, что благодаря сочинениям тем же историков, суд над Патриархом продолжается до сих пор, потому что приведенные ими мнения, слухи и клеветы современников Патриарха, по мере тиражирования в исторических журналах и даже в газетах, добавили к официально предъявленным лживым обвинениям новые.

Вменяемые патриарху Никону жестокие гонения на первых расколоучителей случились в то время, когда он находился в ссылке в Ферапонтовом монастыре, а массовые гонения начались спустя 4 года после его смерти.

— на волне либерально-демократических реформ в 1906 г. св. Синодом;

— при советской власти в 1929 г. при митрополитн Сергии (Страгородском)

— и в 1971 г. на Поместном Соборе при Патриархе Пимене.

М.В. Зызыкин совершенно обоснованно говорит о том, что грамоты восточных Патриархов, присланные в 1682 г. в ответ на просьбу царя Федора Алексеевича о прощении Патриарха Никона, вовсе не снимают с него вины, а лишь позволяют восстановить его в сане Патриарха из милосердия, учитывая его смирение и многолетнее покаяние за совершенные против царя и Церкви грехи. Вопрос о пересмотре дела невинного страдальца-Патриарха поднимал на Поместном Соборе 1917 г. митрополит Антоний Храповицкий. При этом он указывал, что Святитель прославлен Богом удостоверенными чудесами, а потому достоин канонизации, как исповедник и Пастырь, положивший жизнь в борьбе за спасение Церкви от грозящего ей поглощения в государстве.

Но если даже считать, что этот грех искуплен кровью царя-страстотерпца и тысяч новомучеников, то уж во всяком случае, это искупление до сих пор не осознано и не осмыслено, как Божие возмездие за расправу над Первосвятителем. Тяжесть греха усугубляется тем, что одним из главных организаторов этой расправы явился отлученный от Церкви, скрытый католик и содомит, платный агент Римской Пропаганды Паисий Лигадид. Его участие делает это расправу кощунственной.

Таким образом, проблема, связанная с низвержением Патриарха Никона, возбуждает несколько вопросов:

1. Кем был Газский митрополит Паисий Лигарид: авторитетный богослов, полномочный представитель Восточных Патриархов, прибывший в Россию с миротворческими целями (таковым он представлял себя сам и таковым хотели видеть его царь, бояре и архиереи); или это был грек сомнительного православия, корыстолюбец и авантюрист, каковым его рисует нам Каптерев и ряд других историков; или, наконец, как считал Патриарх Никон, — это был скрытый католик, содомит, отлученный от Церкви Иерусалимским Патриархом Нектарием и лишенный сана.

От ответа на этот вопрос зависит и наше отношение к факту самого активного участия Лигарида в жизни русской Православной Церкви и в низвержении Патриарха Никона.

2. Насколько правильным был суд над Патриархом Никоном с канонической точки зрения по составу участников? По порядку ведения судебных заседаний и расследования обвинительных пунктов? Так как решения этого суда до сих пор остаются в силе, то до настоящего момента, пока не было и нет Церковного определения по этому поводу, мы должны на оба вопроса дать ответ положительный. Сам осужденный, Патриарх Никон, не признавал этот суд канонически правильным и никогда не считал себя лишенным сана. Именно сана, а не должности, которую он соглашался добровольно оставить еще в 1665 году.

По тщательном расследовании, М.В. Зызыкин приходит к выводу, что суд (именно, суд над Патриархом, но не Собор во всем объеме своих деяний) был неканоничен, неправеден и должен рассматриваться, как политическая расправа с неугодным Патриархом.

3. Вне зависимости от порочащего царя, бояр и архиереев участия во всем этом деле агента Римской Пропаганды, и вне зависимости от нарушения канонов и процессуальных норм, может и должен встать вопрос о том, был ли Патриарх Никон действительно виновен в тех преступлениях, которые послужили причиной столь жестокого наказания? На этот вопрос положительно ответили два восточных Патриарха, 11 иностранных и 14 отечественных архиерея во главе с Лигаридом в декабре 1666 г. В той или иной степени его вины признают и большая часть историков XIX века, во главе с С.М.Соловьевым и Каптеревым.

Среди этих обвинений особенно интересно одно: Патриарх Никон был обвинен в том, что позорил свое стадо, обвинив всех православных христиан от мала до велика в латинстве. Это обвинение напрямую связано с участием в деле Лигарида, и теперь мы перейдем к ответу на первый вопрос: кем же был Лигарид?

СВЕДЕНИЯ О ПАИСИИ ЛИГАРИДЕ

(Ссылка: М.В. Зызыкин:с.207-224, т.1; с.370-371, т.2 и с.127-129, т.3).

Сведения о Лигариде получены из двух источников: из документов по делу Патриарха Никона в русских Архивах и по опубликованным за границей документам из архива Конгрегации Пропаганды католической веры в Ватикане. При этом вторые были опубликованы раньше первых.

Биографические сведения о Лигариде собрал известный историк иезуит русского происхождения отец Пирлинг. Они таковы:

Пантелеимон Лигарид родился на о.Хиос в 1612 г.

В 13 лет поступил в коллегию св.Афанасия в Риме, где учились греки-униаты, и закончил ее в 1636г. В 1639поставлен в диаконы, затем в священники униатским митрополитом Рафаилом Корсаковым.

В 1641 – Лигарид уехал на Восток в качестве миссионера от Римской Пропаганды. За успешную пропаганду католичества в Константинополе Пропаганда расширила сферу его деятельности на Молдавию и Валахию. Здесь в 1649 г. он встретился с известным Арсением Сухановым. В беседе с ним одобрил русский обычай двоеперстия.

16 ноября 1651г. православный Иерусалимский Патриарх Паисий постриг Лигарида в монахи и отдал его на искус тому же Арсению Суханову. 16 октября 1652 г. патриарх Паисий посвятил Лигарида в митрополиты города Газы, где тот никогда не бывал.

В 1657г. Патриарх Никон приглашал Лигарида в Москву для участия в исправлении книг, так как был наслышан о его учености от того же Арсения Суханова. Но Лигарид тогда не приехал, так как по заданию Пропаганды был занят политическими интригами в Валахии.

В 1660 г. в первый раз отлучен от Церкви и лишен кафедры Иерусалимским Патриархом Нектарием. Выехал в Польшу и там служил в костеле.

Сведения о пребывании Лигарида в Польше были найдены католическим ученым Тейнером и были имопубликованы в Риме в 1859 г. Это документы отдела Нунциатуры в Польше. Среди них наибольший интерес представляет письмо Лигарида от 25 сентября 1668 г. (то есть спустя два года после низложения Патриарха Никона). В это время он получает письма от доминиканца отца Ширецкого и даже от самого короля Иоанна Казимира, которые поощряли Лигарида в работе по соединению Церквей, как будто он призван был служить Римской Церкви в Москве.

Православный царь Алексей Михайлович в это время был занят тем, чтобы добиться от Иерусалимского Патриарха отмены отлучения католика и содомита Лигарида, потому что это отлучение слишком компрометировало недавно завершившееся дело по низвержению Никона.

Факты и документы свидетельствуют о том, что с 1662 по 1668 годы (шесть лет) фальшивый митрополит Газский фактически был в Москве первым митрополитом, председателем Собора русских епископов в 1663 г., наложением своих нечистых рук участвовал в посвящении 5 русских епископов. Те же епископы и на суде над Патриархом участвовали, а двое (Питирим, переведенный Лигаридом в Новгородские митрополиты, иИоаким, поставленный им же в архимандриты Чудовские) стали позднее Московскими Патриархами.

Этот агент Римской Пропаганды сумел объединить разрозненные силы, и вскоре его почитали за высший авторитет все: царь, бояре и раскольники. По церковным канонам добровольный уход с кафедры невозможно было Патриарху Никону вменить в вину и на этом основании низложить его. Зная это, Лигарид принял меры к тому, чтобы возбудить против опального Патриарха целую серию уголовных дел (два из них по обвинению в убийстве), с тем, чтобы перед судом предстал не просто оставивший кафедру Патриарх, но уголовный преступник.

Вторым, не менее важным и не менее подлым, направлением деятельности Лигарида была возглавленная им же подготовка к Собору с участием 4-х восточных Патриархов. В течение четырех лет он готовил тексты грамот к восточным патриархам, переводил их ответы, добивался для себя от Костантинопольского патриарха Дионисия грамоты с удостоверением, что является его экзархом и полномочным представителем. За неимением таковой сделал подложную.

Он составил в 1664 г. 24 вопроса патриархам о канонических правилах, применимых к тем или иным нарушениям, совершенным епископом. В этих вопросах имя Патриарха Никона не называлось, но подразумевался именно он. Патриархи, давая ответы на эти вопросы из-за послушания царю, от которого все они в материальном отношении зависели, прекрасно сознавали, что даваемые ими ответы не могут служить основанием к обвинению, как за недоказанностью предъявленных обвинений, так и потому что суждения о виновности не могут быть вынесены заочно, без выяснения обстоятельств, без опроса свидетелей.

По этому поводу М.В.Зызыкин пишет: «Никон обвинял царя, бояр и духовенство вовсе не в прикосновении к латинскому учению, а совершенно ясно только в латинизации, поскольку они прибегали к благословению и инициативе Лигарида, то есть к его миссии, посланничеству и юрисдикции, следовательно, не абсолютно, а постольку, поскольку это соответствовало их действиям. А то, что Патриарх Никон написал в отношении принятия юрисдикции Лигарида, было верно (т.3, с.127).

Как стало очевидно после опубликования документов из Ватиканских архивов в 1858 г., Лигарид был не только отлученным и проклятым православным митрополитом, но состоял на службе в Конгрегации Пропаганды веры, получал от нее ежегодное жалованье и в Москву явился с целью совратить Церковь в унию.

Конечно, всех этих подробностей Патриарх Никон не знал, но для обличения нечестия духовенства из-за общения с католиком и содомитом, отлученным от Церкви, у него было достаточно оснований. Русские архиереи не послушали своего Пастыря и предпочли подписать жестокий и неправедный приговор своему Патриарху, поставить подписи рядом с подписями двух продажных и лишенных своих кафедр восточных Патриархов и скрытого католика-содомита.

В связи с этим встают следующие вопросы:

2. Подпадают ли под 11-е Апостольское правило люди, которые, если и молились с изверженным из клира, то только потому, что не знали о его извержении или не хотели верить свидетельствам?

3. Насколько серьезно с церковной точки зрения повреждение, которое произошло от наложения рук при посвящении русских архиереев католиком и содомитом, отлученным и проклятым вне зависимости от того, знали они об этом или нет?

4. Или за давностью времени и современного более либерального взгляда на исполнение канонов не стоит придавать какого-либо значения случившемуся в 1662-68 годах в среде русской иерархии? Может быть, католики не считаются еретиками?

В заключение раздела, посвященного личности Лигарида, перечислим другие случаи его участия в жизни Русской Церкви помимо посвящений и переводов архиереев:

1. С 1662 по 1666 год Газский митрополит участвовал во всех торжественных богослужениях, совершал литургии. При этом он постов не соблюдал и вкушал пищу до службы;

2. С другими архиереями участвовал в мироварении в 1667 г.;

3. Участвовал в избрании нового Патриарха Иоасафа II и в его поставлении;

4. Подпись Лигарида стоит под постановлениями Собора 1663 г., на котором он председательствовал; на обвинительном заключении суда над Патриархом Никоном; на всех других постановлениях этого Собора.

Так что Лигарид на Соборе 1666-67г. не только способствовал низвержению Патриарха Никона, но и отмене мудрых и дальновидных постановлений другого патриарха, Филарета. Надо думать, что они были утверждены не без канонических оснований и в течение нескольких десятилетий предохраняли русскую Церковь от таких казусов, вопиющим примером которого служил сам Лигарид. Восточные Церкви подобного правила обязательного перекрещивания католиков не имели, а потому, католик, посвященный в священники униатским архиереем, смог беспрепятственно (надо думать, и без покаяния) пролезть в Православную Церковь и очень быстро стать митрополитом.

О НЕЗАКОННОСТИ СУДА НАД ПАТРИАРХОМ НИКОНОМ

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО СОСТАВА

(Зызыкин, т.3, с.83-85, 133-134).

Четвертое лжесвидетельство низверженных патриархов было сделано ими, когда встал вопрос об отлучении Лигарида: еретик ли он, как утверждал Патриарх Никон, или православный Газский митрополит. Зная о его отлучении, они заверили Собор, что Иерусалимский Патриарх Нектарий Лигарида не отлучал, а Патриарх Никон лжет. После этого Патриарху Никону и было предъявлено обвинение в том, что он клевещет на свое стадо, обвиняя его в латинстве.

Общее заключение о суде: (на с.146,147, т.3)

1. Состав суда с точки зрения канонов был незаконным;

2. Суд не изучил дела и не принял объяснений обвиняемого по главному пункту (его уходу с кафедры в 1658 г.);

3. Суд не допросил свидетелей со стороны обвиняемого; они все были заблаговременно сосланы;

Вот, что пишет об этом сочинении Н. Гиббенет (т. 2, с.449):

В качестве примера приведу и источники подобных мнений о Святейшем Патриархе Никоне, которые до сих пор почитаются авторитетными и чистыми:

А вот слова Лигарида (приведены у Н. Гиббенета, т.2, с.454):

Так как вся эта гнусная ложь продолжает повторяться и до сих пор, то и проклятия неправедно осужденного и оклеветанного Святителя русской Православной Церкви лежат на всех повторяльщиках. Они не могут оправдаться тем, что были введены в заблуждение, потому что чаще всего в заблуждение впадают по собственному произволению. Заблуждение, как правило, отдает предпочтение клеветам и лжи, хотя истина доступна, и при желании каждый может найти ее в опубликованных документах, написанных на их основе книгах, а главное, в деяниях самого Патриарха Никона. Факты о роли платного агента Римской Пропаганды в деле низвержения Патриарха Никона известны, документы опубликованы, но воедино не собраны, а потому до сих пор ни самой Церковью, ни исторической наукой они достаточно не изучены, чтобы составить четкое представление об одной из попыток установления Унии в XVII веке и о том, какую роль играла Римская курия в заговоре против Патриарха Никона.

Цитаты из Зызыкина:

стр.346. Из письма патриарха Никона патриарху Дионисию:

стр.358. Никон сам ответил и на обвинение Лигарида в гордости: «Ты, ответотворче, говоришь, что Бог поставил одних — Апостолами, иных — Пророками; Он не дал всех даров одному, чтобы человек не возгордился и не исключил себя от Его благодати. Посмотри же, лицемер,

Из письма царю в декабре 1664 г. (ч.3, гл.2, стр.117):

Posted under 4. ПАТРИАРХ НИКОН И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ
Комментарии к записи СУД НАД ПАТРИАРХОМ НИКОНОМ отключены

Заседания Большого Московского собора прошли в 1666-1667 гг. На Соборе, созванном по решению самого царя Алексея Романова, прошел суд над патриархом Никоном. Патриарха решили сана и избрали нового главу Русской церкви.

1666-1667. Церковный собор. Осуждение патриарха Никона

Цели созыва Собора

Собор был созван для решения конкретных задач. Все они сводились к окончательному утверждению церковной реформы с повторным анафематствованием противников и старообрядцев, прозванных еретиками. Необходимо было осуществить церковный суд над:

  • отдельными лидерами староверов;
  • патриархом Никоном, чтобы низвергнуть его из сана по причине того, что он попал в опалу русскому государю.

Соответственно, затем требовалось избрание нового патриарха. Но еще одним ключевым вопросом, без которого невозможно было решить поставленные задачи, было установление четкой дисциплины, дополняющейся церковными правовыми нормами и управлением в РПЦ.

Ход первого заседания

В феврале 1666 г. в столицу прибыли все епископы, а также влиятельное духовенство. Поскольку греческие иерархи не появились в Москве, то и суд над Никоном без них не состоялся. На Соборе 1666 г. были выполнены такие действия:

  1. В крестовой палате патриарха все архиереи, дав положительный ответ, уточнили, можно ли считать греческих патриархов православными. Уточнялось, правильны ли их богослужебные книги и имел ли законность проведенный в 1654 г. Собор в Москве.
  2. 29.04.1666 г. выступил царь, указав чистоту православной веры, с чем согласилось духовенство.
  3. Затем начался процесс принятия покаяний от обвиненных в ереси и противодействии реформам. В крестовой палате после покаяния получил прощение епископ Вятский Александр. Протопоп Аввакум 15.05.1666 г. не раскаялся, как и диакон Благовещенского собора Феодор. Поэтому первого сослали в Пустозерский острог, а второго – в Николо-Угрешский монастырь. Покаяние было принесено протопопом Суздальским Никитой, монахом Ефремом Потёмкиным, иеромонахом Сергием, иеромонахом Григорием. Поп Лазарь не покаялся. Его предали анафеме и отправили в Пустозерский острог.
  4. Последним деянием 02.07.1666 г. Собор вынес порицание всем, кто не принял реформу церкви. После этого определили основные изменения в богослужении и церковной жизни.

Ход первого заседания

Второй этап заседания Собора

По существующим свидетельствам 01.11.1666 г. в столицу Русского царства прибыли два патриарха. Это были Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский. Это дало возможность начать 28.11.1666 г. суд над патриархом Никоном. Его доставили из заточения, в котором он был в Воскресенском монастыре. Никона осудили на соборе и лишили сана. После лишения патриаршего куколя и панагии Никона в статусе обычного монаха сослали в Ферапонтов монастырь. Грамота с осуждением датирована 12.12.1666 г. К числу преступлений Никона отнесены:

  • нанесение обиды русскому царю после удаления патриарха в Воскресенский монастырь из-за удара чиновника, нанесенного патриаршему слуге;
  • отсутствие покаяния Никона и совершение им хиротонии в новом месте, глумление над божественным и святым;
  • предание анафеме Паисия и Макария за посещение ими Собора и суда над Никоном;
  • оскорбление государя в письмах на имя других патриархов;
  • лишение епископа Павла Коломенского сана без утверждения собором;
  • нанесение побоев своему духовному отцу.

После лишения Никона сана Собор выбрал нового патриарха. Им стал Иоасаф, которого определил сам Алексей Михайлович. Возведение Иоасафа на патриарший престол состоялось 31.01.1667 г.

Читайте также: