Особенности прохождения государственной службы в аппарате арбитражных судов

Обновлено: 25.06.2024

Организационное обеспечение деятельности арбитражного суда по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда и руководство деятельностью аппарата арбитражного суда осуществляет председатель соответствующего суда.

Аппарат арбитражного суда в соответствии со ст. 45 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ:

  • организует предварительный досудебный приём лиц, участвующих в деле;
  • принимает и выдаёт документы, удостоверяет копии документов арбитражного суда, производит рассылку и вручение документов, проверяет уплату государственной пошлины, судебных расходов, подлежащих внесению на депозитный счёт арбитражного суда, а также арбитражных штрафов;
  • содействует судьям в подготовке дел к рассмотрению в судебных заседаниях;
  • ведёт учёт движения дел и сроков их прохождения в арбитражном суде, осуществляет хранение дел и документов;
  • изучает и обобщает судебную практику;
    подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, проводит информационно-справочную работу;
  • ведёт статистический учёт в сфере деятельности арбитражного суда;
  • осуществляет материально-техническое обеспечение арбитражного суда, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппарата арбитражного суда;
  • организует работу по обращению к исполнению судебных актов арбитражного суда.

Положение об аппарате арбитражного суда утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. Для целей изучения специальных вопросов, возникающих при рассмотрении конкретных дел, относящихся к компетенции специализированного арбитражного суда, в его аппарате формируется группа советников, обладающих квалификацией, соответствующей специализации данного суда.

Общая численность работников аппаратов арбитражных судов (без учёта персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. Структура, численность работников и штатное расписание аппарата арбитражного суда определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в пределах общей численности работников аппаратов арбитражных судов и бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Работники аппарата арбитражного суда являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Работники аппарата арбитражного суда могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.

Права и обязанности работников аппарата арбитражного суда, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе. Указанным работникам аппарата арбитражного суда присваиваются классные чины государственной гражданской службы РФ.

Права и обязанности работников аппарата арбитражного суда, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются трудовым законодательством РФ. Финансирование арбитражных судов производится за счёт средств федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Размер расходов на содержание арбитражных судов округов, специализированных арбитражных судов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ устанавливается Верховным Судом РФ с учётом мнения Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Численность судей и работников аппаратов арбитражных судов округов, специализированных арбитражных судов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ устанавливается Верховным Судом РФ в пределах общей численности судей и работников аппаратов арбитражных судов в РФ.

Организационно-правовые проблемы государственной службы в аппаратах судов общей юрисдикции

Хориноев, Анатолий Орхокович. Организационно-правовые проблемы государственной службы в аппаратах судов общей юрисдикции : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.14. - Москва, 2005. - 233 с. : ил.

Содержание к диссертации

Глава I Государственная служба в аппаратах судов 17

1. Правовые основы государственной службы в аппаратах судов 17

2. Особенности государственной службы в аппаратах судов 58

3. Должность государственной службы как основной структурно-функциональный элемент организации и осуществления государственной службы в аппарате суда 64

4. Принципы государственной службы и их реализация в деятельности аппарата суда 79

Глава II Организация работы с кадрами государственных служащих в аппаратах судов общей юрисдикции 120

1. Факторы и значение кадровой работы в аппарате суда 120

2. Основы кадровой работы в аппарате суда 125

3. Прохождение государственной службы в аппарате суда 149

4. Мероприятия по обеспечению профессионализма и компетентности государственных служащих в аппарате суда 175

Введение к работе

Роль и значение государственной службы в аппарате судебной власти в Российской Федерации возрастают в органической связи с повышением роли и значения самой судебной власти как самостоятельной ветви государственной власти, призванной путем осуществления правосудия обеспечить реализацию прав и свобод человека и гражданина.

Президент РФ в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ неоднократно касался как проблем государственной службы в целом, так и проблем и задач осуществления судебной власти. В частности, в Послании*. Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. особо отмечалось, что уже многое сделано на пути создания независимого суда, обеспечены дополнительные гарантии прав человека посредством принятия новых уголовно-процессуального, гражданского процессуального и

1 См. Лебедев В. М. Становление и развитие судебной власти. М. 2000.

2 СЗ РФ, 2001, №49, ст 2643.

арбитражного процессуального кодексов, но на этом нельзя останавливаться.

В выступлениях на VI Всероссийском съезде судей Президентом Российской Федерации В. В. Путиным было подчеркнуто, что прочная, современная, демократическая судебная система — это одна из главных составляющих развития страны, один из главных рычагов демократического развития нашего государства .

Очевидно, что решение проблем дальнейшего развития судебной власти, закрепления её самостоятельности и независимости касается всех звеньев судебной системы — Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов. В этой системе суды общей юрисдикции занимают особое место с точки зрения как их подсистем и количества, так и объема компетенции, имея в виду рамки подсудности всех уголовных дел, а также гражданских, трудовых дел, ' дел об административных правонарушениях и иных дел, отнесённых соответствующим процессуальным законодательством к их компетенции. Следует отметить и тот факт, что в системе судов общей юрисдикции действуют как федеральные судьи, в том числе военные, так и судьи субъектов Российской Федерации (мировые судьи). Всё это предопределяет специфику государственной службы в аппаратах этих судов.

Необходимость исследования государственной службы в системе судебной власти, и, прежде всего, в судах общей юрисдикции подтверждается рядом статистических данных, которые были озвучены на семинаре председателей региональных судов, состоявшемся в Москве в конце января 2004г. В 2003 г. численность федеральных судей в 2718 судах общей юрисдикции составила 23172 человека, а число судебных участков мировых судей составило 6558, произошло увеличение численности судей по

3 Российская газета, 17 мая 2003 г.

сравнению с 2000г. на 38,4% (в абсолютных показателях - на 6430 судей). При этом за данный период количество судей судов субъектов РФ увеличилось на 36,8% (с 3116 человек до 4262 человек). Рост численности судей районного уровня происходил несколько медленнее, но также впечатляющими темпами — на 31,7% (с 13666 до 18003 судей). Одновременно происходил рост числа государственных служащих, осуществляющих службу в аппаратах судов. В 2003 г. численность этого аппарата составила 52892 человека, из них в аппаратах судов регионального уровня трудятся 6068 человек, в районных судах - 45257. То есть, по сравнению с 2000г. наблюдается рост численности служащих аппаратов федеральных судов на 82,3%, в том числе на областном уровне на 128,4%, на районном уровне — на 71,7%. А бюджет всех судов России составил около тридцати миллиардов рублей в год 5 . Приведённые данные отнюдь не означают бездумное раздувание штатов и расходование денег налогоплательщиков. Все мероприятия направлены на повышение эффективности деятельности судебной ветви государственной власти. Вместе с тем и рост аппарата, и ' увеличение финансирования предъявляют повышенные требования как к лицам, непосредственно осуществляющим правосудие, — судьям, так и к лицам, обеспечивающим этот процесс, — государственным служащим аппаратов судов.

При этом надо отметить, что пока ещё недостаточное внимание уделяется кадровому обеспечению вспомогательных служб в системе правосудия. Представляется, что в решении этой проблемы содержится немалый резерв для укрепления и совершенствования качества работы судебной системы в целом.

Учитывая изложенное, автор данной диссертации избрал в качестве цели научного исследования разработку проблемы организации государственной службы в аппаратах судов общей юрисдикции и обеспечения судов общей юрисдикции кадрами государственных служащих.

5 Российская газета. 2004.27 и 28 января.

При этом в основном использовались материалы практической деятельности судов общей юрисдикции в Республике Бурятия.

дифференцированного регулирования с учётом её специфических особенностей.

Диссертационное исследование содержит анализ организационно-правовых вопросов статики и динамики государственной службы, её правового регулирования применительно к современному этапу развития судебной системы и российской государственности. Исследование осуществлено на основе изучения нормативной базы и практики организации и осуществления государственной службы в аппаратах судов, с привлечением практического материала, социологических и статистических данных.

7 Программа утверждена постановлением Правительства РФ от 20.11.2002 г. №805//ФЗ РФ. 2001. №49.
ст.4623.

Правовые основы государственной службы в аппаратах судов

Правовые основы государственной службы в аппаратах судов общей юрисдикции можно рассматривать в двух аспектах. Первый из них касается положений принципиального характера, общих в целом для всех видов государственной службы, имея в виду общие принципы государственной службы и общий правовой статус государственных служащих. Второй аспект — особенности государственной службы в системе судебной власти. В настоящем параграфе рассматриваются общие вопросы государственной службы, и, прежде всего, её законодательное регулирование.

Поэтому представляется важным дать характеристику развития системы законодательства о государственной службе, нормативного правового регулирования вопросов организации и осуществления государственной службы в аппаратах судебной ветви государственной власти, выявить пределы такого регулирования, а также предметы нормотворчества субъектов Федерации по данным вопросам.

Поэтому вполне обоснованным представляется принятие специального федерального закона об организации и прохождении государственной гражданской службы и о статусе государственных служащих в системе судебной власти.

Особенности государственной службы в аппаратах судов

Каждый орган государственной власти имеет аппарат государственных служащих, специфика которого органически связана со статусом органа государственной власти. Применительно к органам судебной системы специфика аппарата судов заключается прежде всего в том, что этот аппарат и его должностные лица и иные государственные служащие не осуществляют функции судебной власти в смысле главной ее функции — правосудия. Аппарат судов имеет своей целью обеспечить надлежащее обслуживание деятельности судей по осуществлению правосудия, имея ввиду финансовое, материально-техническое обеспечение, решение организационных вопросов, информационное, в том числе справочно-подификационное и иное юридическое обслуживание. В целом — эта деятельность государственных служащих может быть охарактеризована как вспомогательная по отношению к функции правосудия. Вместе с тем служба в аппарате суда для большинства служащих обуславливает необходимость высокой квалификации в сфере юриспруденции, как правило, наличие высшего юридического образования, а для отдельных младших должностей — средне-специального юридического образования.

К сожалению, законодательство о государственной службе этой специфики не учитывает. Поскольку более 80% всей численности государственных служащих составляют лица, работающие в органах исполнительной власти, законодатель отдает предпочтение регулированию специфики работы государственной службы именно в органах исполнительной власти. Это находит проявление как в формировании принципов, прав и обязанностей служащих, так и в решении вопросов о прохождении государственной службы.

Суды, реализуют особую государственную функцию — правосудие, наделены государственно-властными полномочиями, осуществляют в своей совокупности судебную власть как одну из трёх ветвей государственной власти. Они образуются в особом, установленном законом порядке, уже исходя из самого названия судов, они имеют территориальный масштаб деятельности и, наконец, обладают внутренней структурой, обеспеченной правовыми связями лиц, входящих в судебный корпус.

Государственная служба в аппаратах федеральных судов и мировых судей представляет собой профессиональную деятельность граждан Российской Федерации, занимающих определённые должности, государственной гражданской службы, направленную на обеспечение исполнение полномочий судей. Осуществление правосудия должно быть обеспечено соответствующим вспомогательным аппаратом, состоящим из государственных служащих.

Факторы и значение кадровой работы в аппарате суда

Основы кадровой работы в аппарате суда

Читайте также: