Особенности пенсионного обеспечения судей судов рф

Обновлено: 09.05.2024

Те, кто проработал судьей не менее 20 лет имеет право на пожизненное содержание за счет государства. Для остальных предусмотрены разные виды пенсий.

Какие пенсии бывают у судей

Все знают, что во всем мире судьи находятся на особом положении. Это связано с независимостью судебной власти и обеспечением максимальной беспристрастности судей. Простыми словами — чем выше у них зарплата и социальные гарантии, тем меньше вероятность, что они будут брать взятки и выносить несправедливые решения. Конечно, на практике это срабатывает далеко не всегда, но зарплата и соцпакет у действующих российских судей внушительные. Да и пенсионные гарантии у них тоже приличные.

Существует три варианта развития событий при выходе бывшего судьи на пенсию, которые влияют на тип и размер этой пенсии:

  • с должности судьи с выслугой от 20 лет и более;
  • с должности судьи или другой государственной должности по выслуге лет;
  • с другой работы, при судейском стаже менее 10 лет.

Рассмотрим детально каждый из вариантов.

Если у вас есть вопросы по льготам и оформлению инвалидности и доплатам в 1200 рублей к пенсии за стаж при перерасчете пенсии - для Вас бесплатная консультация по номеру телефона горячей линии со специалистами по социальным вопросам - 8 800 350 09 51 . Позвоните и решите свой вопрос. Это быстро и бесплатно!

Пожизненное содержание для судей

Это самый желаемый вариант для бывшего судьи на пенсии. Потому что, при судейском стаже от 20 лет и более ему назначат не обычную пенсию, а пожизненное содержание в размере:

  • 80% ежемесячного вознаграждения судьи, занимающего соответствующую должность;
  • 1% содержания за каждый дополнительный год стажа, однако не свыше 85% от вознаграждения судьи на аналогичном посту.

То есть, проработав судьей 25 лет человек получит пенсию в размере 85% от денежного вознаграждения действующего судьи. Например, для судьи обычного районного суда (не в Москве и Санкт-Петербурге) это будет около 120 000 рублей. Кроме того, при выслуге 25 лет судья уйдет не на пенсию, а в почетную отставку, и ему выплатят выходное пособие в размере его денежного содержания, умноженного на количество отработанных лет. Несложно посчитать, что для суммы содержания в 150 000 рублей выходное пособие составит 3 750 000 рублей. Квартира и прочие социальные выгоды сохраняются в полном объеме.

Пенсия судье по выслуге лет

Если у судьи нет 20 лет судейского стажа, но хватает выслуги для назначения государственной пенсии по выслуге лет, то размер его пенсии будет зависеть от нескольких факторов:

размера денежного содержания на последней занимаемой должности;

  • выслуги лет;
  • профессионального стажа;
  • квалификационного класса.

Чем больше человек проработал судьей и чем выше его квалификационный класс, тем на большую сумму пенсионного обеспечения он может рассчитывать. За квалифицированный класс доплата начисляется в процентном соотношении:

  • за 9 класс — 30%;
  • за 8 класс – 40%;
  • за 7 – 50%;
  • за 6 — 60%;
  • за 5 — 70%;
  • за 4 — 80%;
  • за 3 и выше — 90%.

Также добавляют за выслугу лет. Так, судья, проработавший на своей должности от 2 до 5 лет, получает дополнительно к своей пенсии 15%, проработавший от 5 до 10 лет – 25%, от 10 до 15 лет – 30%, от 15 до 20 – 40%, от 20 и более – 50%.

В результате судья районного суда получит пенсию в размере 100 000 рублей. И дополнительные льготы, например ежегодные бесплатные путевки в санаторий с бесплатным проездом. И даже бывший мировой судья может получать пенсию не менее 70-80 тысяч рублей при невысоком классе и отсутствии дополнительных регалий.

Пенсия по старости

И самый худший вариант, когда судейский стаж менее 10 лет и с государственной службы человек ушел. В этом случае ему назначат страховую пенсию на общих основаниях через Пенсионный фонд. И она будет чуть выше, чем у остальных граждан только за счет высоких заработков во время работы судьей.

Пенсионный фонд напоминает, что в ноябре пенсионеры могут получить перерасчет пенсии и получить доплату в 1200 рублей. Если у вас есть вопросы по льготам и пособиям и доплатам в 1200 рублей к пенсии за стаж при перерасчете пенсии - для Вас бесплатная консультация по номеру телефона горячей линии со специалистами по социальным вопросам - 8 800 350 09 51 . Позвоните и решите свой вопрос. Это быстро и бесплатно!

Поделитесь в комментариях, что вы думаете о данных изменениях и предложениях?

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина И.Д. Смелянского вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. Гражданин И.Д. Смелянский оспаривает конституционность пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые устанавливают варианты определения расчетного размера трудовой пенсии для оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года исходя из продолжительности общего трудового стажа и содержат перечни включаемых в нее периодов, а также следующих положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в жалобе части статей названного Федерального закона ошибочно именуются пунктами):

части 1 статьи 11, согласно которой в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации;

части 8 статьи 13, согласно которой при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица;

части 4 статьи 30, закрепляющей возможность исчисления периодов работы (деятельности), имевших место до дня вступления в силу данного Федерального закона, с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Как следует из представленных материалов, заявителю, 15 июня 1960 года рождения, с 15 июня 2017 года была установлена страховая пенсия по старости как лицу, после аварии на Чернобыльской АЭС переселенному из зоны отселения. При этом в страховой стаж И.Д. Смелянского не был засчитан период учебы в медицинском институте, поскольку данному периоду не предшествовали его работа в качестве рабочего или служащего либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, как того требовал действовавший в то время абзац тринадцатый пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590). Расчетный размер пенсии был исчислен из заработной платы за шестьдесят месяцев подряд, а невозможность определения расчетного размера пенсии из заработной платы заявителя за работу на территории Республики Крым в 2000 - 2001 годы территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации аргументировал отсутствием за данный период сведений индивидуального персонифицированного учета. Правильность такого расчета была подтверждена судами общей юрисдикции, рассматривавшими исковое заявление И.Д. Смелянского.

По мнению заявителя, оспариваемые положения вступают в противоречие со статьями 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 39 и 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой при назначении после 1 января 2015 года страховых пенсий гражданам Российской Федерации, проживающим в Республике Крым, исключают возможность зачета в страховой стаж при исчислении пенсии периодов обучения в высшем учебном заведении, которые включались в общий трудовой стаж согласно законодательству Союза ССР и Украины, и не предусматривают определение размера пенсии из среднего заработка за 2000 - 2001 годы, подтвержденного документами, выдаваемыми работодателями, чем создают для таких лиц худшие условия реализации пенсионных прав по сравнению как с гражданами Российской Федерации, работавшими в указанный период на территории Российской Федерации, так и с гражданами Российской Федерации, проживающими в Республике Крым, которые являлись получателями пенсий на 31 декабря 2014 года.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).

Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).

Положения статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.

Установленные названными законоположениями правила включают в себя несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц (пункты 3, 4 и 6) как одного из обязательных элементов механизма конвертации ранее приобретенных пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал, предоставив самим застрахованным лицам право выбора наиболее выгодного для них варианта (пункт 2).

Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, закреплен положениями пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости.

Такое правовое регулирование является элементом механизма реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение, направленного на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав при изменении системы пенсионного обеспечения, предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.

В равной степени на решение названных задач направлены также часть 8 статьи 13 и часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливающие порядок реализации права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления продолжительности страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ.

Что касается закрепленного в части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" правила о включении в страховой стаж застрахованных лиц периодов их работы при условии начисления и уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, с соблюдением которого связывается реализация права на получение страховой пенсии в надлежащем объеме и которому корреспондирует законодательно закрепленная обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, то оно призвано обеспечивать нормальное функционирование финансового механизма обязательного пенсионного страхования и, в конечном счете, выплату застрахованным лицам страховых пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.

Разрешение же вопроса об изменении порядка исчисления страховых пенсий для граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Крым, которым страховые пенсии назначаются после 1 января 2015 года, на чем, как видно из жалобы, настаивает заявитель, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смелянского Игоря Давыдовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

На Ваше обращение, касающееся сохранения статуса судьи в отставке и материальных гарантий (в частности, пенсионного обеспечения или ежемесячного пожизненного содержания) при осуществлении иной трудовой деятельности, включая возможность участия судей в отставке в качестве арбитра (третейского судьи) в рамках арбитража (третейского разбирательства), в пределах компетенции рассмотрено в Департаменте уголовного, административного и процессуального законодательства Министерства юстиции Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президент Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, в компетенцию Минюста России не входит разъяснение действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.

Согласно статье 15 Закона о статусе судей за лицом, пребывающим в отставке, наряду со званием судьи сохраняются как гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, так и право на иные гарантии и льготы, установленные Законом о статусе судей и иными нормативными правовыми актами.

Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание (Пункт 5 статьи 15 Закона о статусе судей).

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 15 Закона о статусе судей судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 3 Закона о статусе судей, сохраняет Гражданство Российской Федерации и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

Исходя из требований пункт 3 статьи 3 Закона о статусе судей судье запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Исключение из этого правила определено для судей, пребывающих в отставке и имеющих стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигших возраста 55 (для женщин - 50) лет, которые могут работать в организациях. учреждения, а также на должности перечисленных в пункте 4 статьи 3 Закона о статусе судей.

Так, пунктом 4 статьи 3 Закона о статусе судей (в редакции от 25 декабря 2008 г. № 274-Ф3), предусмотрено, что судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лег либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также работать в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (Представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.

Таким образом, судья, пребывающий в отставке, может осуществлять перечисленные в приведенной правовой норме виды деятельности в тех случаях, когда он отвечает определенным критериям по стажу судебной работы и возрасту. При этом Закон о статусе судей не препятствует судье, ушедшему в отставку и не намеренному сохранять ВЫСОКИЙ статус судьи, заниматься по-своему усмотрению любыми видами деятельности, так как Закон о статусе судей закрепляет право, а не обязанность судьи на отставку, предусматривая прекращения отставки по просьбе судьи, не желающего соблюдать установленные для судей запреты и ограничения (Отделение Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2011г. № КАС11-671).

В соответствии с правовой позицией верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 17 сентября 2010 г. № ГКПИ10-950, прекращение отставки судьи не является мерой дисциплинарной ответственности.

Как отмечено в решении Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2010 г. №9 ГКПИ09-1707 судье, отставка которого прекращена, в том числе по собственному желанию, отставка в последующем не восстанавливается, ежемесячное пожизненное содержание не выплачивается. В этом случае по достижении определённого возраста он имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 9 статьи 15 Закона о статусе судей).

В частности, пунктом 4 статьи 3 Закона о статусе судей в редакции статьи 1 Федерального закона № 409-Ф3 Предусматривается, что на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктами 1, 11 и 12 пункта 3 данной статьи (В частности, требование о том, что судья не вправе замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром (пункт 1). Также отмечаем, что согласно пункту, I части 1 статьи 22 Ф3-382 об арбитраже если стороны не договорились об ином, расходы, связанные с решением спора в арбитраже, включают в себя гонорары арбитров. Как следует из части 2 статьи 22 Ф3-382 об арбитраже, в рамках арбитража администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, третейским судом или постоянно действующим арбитражным учреждением (как это установлено правилами постоянно действующего арбитражною учреждения), определяется, какие из указанных в части 1 данной статьи расходов подлежат оплате сторонами непосредственно и какие - через постоянно действующее арбитражное учреждение (в том числе в составе арбитражного сбора, предусмотренного правилами постоянно действующего арбитражного учреждения).

Директор Департамента уголовного, административного и процессуального законодательства



В соответствии с этим законом судьей считается физическое лицо, наделенное особым статусом, при этом может осуществлять суд над гражданами государства и занимает соответствующую профессиональную должность.

Пенсия судей напрямую зависит от их профессионального стажа. Это означат, что чем больше он проработал на этой должности, тем на большую пенсионную сумму он может рассчитывать. Причем это же правило касается и зарплаты. К зарплате добавляются проценты за определенный квалификационный класс, доплата за выслугу лет, за профессорское звание и так далее.

За тот или иной квалифицированный класс доплата начисляется в процентном соотношении. Так, за девятый класс начисляется 30%, за восьмой – 40%, за седьмой – 50% и так далее. То же самое касается и добавки к зарплате за выслугу лет. Так, судья, проработавший на своей должности от 2 до 5 лет, получает дополнительно к своей зарплате 15%, проработавший от 5 до 10 лет – 25%, от 10 до 15 лет – 30%, от 15 до 20 – 40%, от 20 и более – 50%.

Все эти факторы в дальнейшем будут влиять и на размер пенсии судей в РФ.

Какая пенсия у судей в России в 2021 году: размер

Судья, который ушел в отставку, получает пенсию на общих основаниях. Кроме этого, важную роль имеет и рабочий стаж, который есть у профессионального работника. В случае если у судьи стаж работы 20 лет либо превышающий эту цифру, то он вправе осуществлять выбор: пенсия на общих основаниях или же пожизненное содержание. Последнеее происходит ежемесячно, облагается налогом и составляет средства в размере 80% от суммы, которую получает работающий специалист в течение каждого месяца.

Каждый из вариантов зависит от того, ушел ли судья в отставку, уволился либо был уволен. Получить пожизненное содержание невозможно, если бывший судья имеет маленький стаж работы (по законодательству Российской Федерации – меньше чем 20 лет). В таком случае для такого человека оформят пенсию, которую начисляют большинству граждан страны в соответствии с законом о начислении пенсий в обыкновенном порядке.

Судьи, ушедшие в отставку или покинувшие должность, вправе получать один из типов выплат:

На назначение какого-либо типа обеспечения оказывает влияние ряд факторов:

  1. Гражданин проработал судьей меньше 10 лет, затем ушел в отставку. Далее он продолжил работать, но уже вне юрсферы. Достигнув пенсионного возраста, он вправе рассчитывать лишь на страховую пенсию по старости. Время работы в суде засчитают в страховой или трудовой стаж (если в данный период не уплачивались страховые взносы).
  2. Судья в отставке получает пенсию при уходе со службы в госорганах с наличием минимальной выслуги лет. Тогда время судейства засчитывается в выслугу, гражданин получает пенсионное гособеспечение.
  3. Третий (самый благоприятный) вариант, когда стажа достаточно, чтобы получить пожизненное содержание.

Эта выплата включает в себя:

  • 80% ежемесячного вознаграждения судьи, занимающего соответствующую должность;
  • 1% содержания за каждый дополнительный год стажа, однако не свыше 85% от вознаграждения судьи на аналогичном посту.

Лицо может оформить лишь одну пенсию, кроме судей, которые получили инвалидность из-за военной травмы. Эти граждане вместе с пожизненным содержанием получают также страховую пенсию по инвалидности.

На размер содержания судей в отставке влияет их место работы. Его рассчитывают на основе процентов от оклада главы Конституционного суда РФ. Так, с 2013г. его оклад равен 32 тыс. 752 руб.

Не стоит забывать и о большом количестве надбавок – прежде всего, за квалифкласс. Так, за присваиваемый в самом начале карьеры 9-й квалифкласс добавит 30% к должностному окладу, высший же увеличит его до 150%.

Все о пожизненном содержании бывших судей

Чтобы получить такую привилегию, работнику юридической сферы придется выполнить ряд условия. Сюда относится и стаж, превышающий 20 лет на данной должности.

Есть исключение, когда реально обойти закон об определенном стаже. Можно проработать и менее 20 лет, но лишь при условии достижения пенсионного возраста. Либо же судья, достигший пенсионного возраста, проработавший на должности не менее 10 лет, плюс не менее еще 15 на любой другой должности, связанной с юридической сферой.

Сколько зарабатывает судья в России в месяц в зависимости от чина в 2021 году

Существует определенная иерархия судей, которая составлена с учетом места их работы и обязанностей. Неудивительно, что уровень ежемесячного дохода напрямую зависит от того, на какой ступени находится специалист.

Доходы самого главного судьи страны в рублях

Судья, которому доверили вести дела в Верховном Суде, наделен огромными полномочиями и несет не меньшую ответственность за принятие справедливых решений. Поскольку назначение на подобный пост происходит только путем голосования членов Совета Федерации, а специфика работы предусматривает рассмотрение крайне серьезных и запутанных дел, то и оплата труда будет соответствующей. Средняя зарплата судьи Верховного Суда составляет около 300 тыс. рублей в месяц.


Сколько получает в месяц мировой судья

Согласно иерархии, мировой судья является наименьшей квалификационной категорией и заседает в местных судебных органах.

В его юрисдикции находятся малозначимые дела, которые рассматриваются по упрощенной процедуре, и уголовные разбирательства в первой инстанции.

Поэтому получает служитель закона на подобной должности не более 50-80 тыс. рублей в месяц.

Зарплата федерального юриста

Назначается на должность непосредственно президентом России и находится немного выше, чем его коллеги – мировые судьи. При этом он рассматривает более сложные дела, поэтому государство выплачивает ему в среднем за месяц 140 тыс. рублей.



Федеральный юрист зарабатывает больше мирового судьи

Сколько зарабатывает арбитражный судья

Занять кресло в Арбитражном суде означает значительно продвинуться в карьере, поскольку его сотрудники занимаются рассмотрением дел, непосредственно связанных с предпринимательской и экономической сферой. Поскольку на плечи судей ложится огромная ответственность, то и заработная плата должна ей соответствовать. Согласно последним данным, их средний ежемесячный доход составляет около 200 тыс. рублей.

Есть ли разница в уровне выплат для Москвы и других регионов

Многие граждане полагают, что начисление зарплат судей происходит на региональном уровне, как в других профессиях. Но это убеждение ошибочно, поскольку фонд заработной платы формируется непосредственно из федерального бюджета.

Поэтому судья, работающий в Мурманском суде и его коллеги в Сибири, Саратове, Архангельске будут получать одинаково.

Но стоит отметить, что это не касается служителей Фемиды, которые заседают в московских судах. Для них базовая ставка составляет 64% от оклада коллег в высших судебных органах.

Зарплаты воспитателя детсада в России и Европе, или почему за нашими детьми никто не следит

Так сколько же начисляют бывшим судьям в качестве пенсии

Четыре пятых от ежемесячной зарплаты получают граждане, проработавшие не менее 20 лет на должности судьи или до 10 лет плюс 15 лет – в юридической сфере на другой профессии.

Гражданам, проработавшим на посту судьи меньше чем 20 лет, но достигшим пенсионного возраста, пенсия начисляется прямо пропорционально годам, в течение которых он работал.

Если гражданин проработал на посту судьи более чем 20 лет, то кроме четырех пятых от ежемесячной зарплаты ему будут начисляться по одному проценту об общей суммы за каждый дополнительно проработавший им год.

Следует обратить внимание, что работать и получать пожизненное содержание невозможно. Кроме того, нельзя оформить и получить сразу несколько видов пенсий. Но сюда не относятся пенсии, которые выплачиваются в связи с инвалидностью.

Что повышает сумму материального обеспечения?

  • выслуга лет;
  • ученая степень (кандидат юрнаук, доктор наук);
  • звание профессора, доцента, заслуженного юриста РФ;
  • в случаях, отмеченных в законе, – знание иностранных языков и их использование в работе (у судей КС РФ +20%)

Выслуга лет – это значительное увеличение оклада судьи:

от 2 до 5 лет +15%
от 5 до 10 лет +25%
от 10 до 15 лет +30%
от 15 до 20 лет +40%
свыше 20 лет +50%

Степени и звания дают +5-10%:

кандидат юрнаук или доцент 5%
доктор юрнаук или профессор 10%
заслуженный юрист РФ 10%

В определенных законодательством случаях все выплаты умножают на районный коэффициент. Это может быть работа на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и т.д.

Служители Фемиды, если они достигли пенсионного возраста и проработали в юрсфере 25 лет, из которых хотя бы 10 лет – на посту судьи, могут получить пожизненное содержание в 100%-ном размере.

Порядок оформления документов для получения ПСС



Чтобы оформить пожизненное обеспечение, необходимо обратиться в компетентный орган, который привязан к месту, где он трудоустроен.

Будут необходимы следующие документы:

  • заявление для оформления пожизненного обеспечения;
  • паспорт (либо другие документы, подтверждающие личность гражданина);
  • документы, которые подтвердят трудовой стаж на должности судьи либо других юридических специальностях (к таким документам в первую очередь относится трудовая книжка), различные звания и присвоенные классы.

Размер пенсии судьям в отставке

Размер содержания судьи в отставке зависит от места работы. Вознаграждение, на базе которого оно рассчитывается, составляет какой-либо процент от Председателя Конституционного Суда РФ (КС РФ). Так, с 2013 года его оклад составляет 32 тысячи 752 рубля.

Существует большое количество надбавок. В первую очередь, за квалификационный класс. Так, за присваиваемый в самом начале службы девятый класс добавляет 30% к должностному окладу, высший же увеличивает его в полтора раза (150%).

Основаниями повышения суммы материального обеспечения являются:

  • выслуга лет;
  • ученая степень (кандидат юридических наук или доктор наук);
  • звание профессора, доцента, заслуженного юриста России;
  • в случаях, указанных в законе, – знание иностранных языков и их использование при исполнении своих обязанностей (у судей КС РФ +20%)

Выслуга лет – это существенное увеличение оклада судьи:

от 2 до 5 лет+15%
5-10 лет+25%
10-15 лет+30%
15-20 лет+40%
более 20 лет+50%

Различные степени и звания добавляют от пяти до десяти процентов:

кандидат юридических наук или доцент5%
доктор юридических наук или профессор10%
заслуженный юрист РФ10%

В установленных законодательством случаях все выплаты умножаются на районный коэффициент. Это может быть работа в безводных, пустынных местностях, на Крайнем Севере, Дальнем Востоке.

Судьи, если они достигли общеустановленного пенсионного возраста и проработали в юридической сфере 25 лет, из которых не меньше 10 – судьей, могут претендовать на пожизненное содержание в 100% размере.

Данные правила применяются для всех судей любого уровня. Соответственно, точная сумма зависит от того, в каком суде проработал человек, какой оклад ему установлен.

У районного

В соответствии с приложением к Закону РФ о статусе судей в районных судах получают в отношении оклада Председателя КС РФ:

председатель72% (23581,44 руб.)
заместитель председателя70% (22926,4 руб.)
судья67% (21943,84 руб.)

Помимо этого, начисляется ежемесячное денежное вознаграждение. Так, получают:

районный судьяеще 2,2 своих оклада, то есть 48276,45 рубля
председатель и его заместитель2,3, то есть 54237,31 и 52730,22 рубля

У федерального

Федеральные судьи – собирательное понятие. В него входят практически все должностные лица, за исключением мировых судей. К ним относятся представители:

  • КС РФ, ВС РФ;
  • верховных судов субъектов;
  • судов ГФЗ, автономных образований;
  • районных и приравненных к ним по статусу;
  • арбитражей.

В зависимости от уровня судебного органа, должностной оклад составляет в отношении ставки Председателя КС РФ:

от 85 до 100%в Верховном Суде (ежемесячное поощрение – 5,9-7,9 оклада)
от 72 до 80%в судах субъектов (+2,2-2,3 оклада)
от 82 до 90%в арбитражных судах (+2,2 или 2,3 оклада)
от 77 до 85%в судах ГФЗ, судов субъектов-миллионников и окружных военных судов (+2,2-2,3 оклада)
от 67 до 70%в районных, межрайонных и горсудах (+2,2-2,3 оклада)
от 72 до 77%в районных и гарнизонных судах ГФЗ (+2,2-2,3 оклада)

У мирового

Мировые судьи подразделяются на работающие:

в Москве, Санкт-Петербурге64% от оклада – 20961,28 рубля
в иных муниципальных образованиях60% от оклада – 19651,2 рубля

Денежное поощрение составляет для обоих категорий 2,2 оклада мирового судья.

Все остальное начисляется по общим правилам за достижения в научной деятельности, работу в тяжелых условиях, стаж. Так, даже мировой судья может получать не менее 70-80 тысяч рублей при невысоком классе и отсутствии привилегий.


Ключевые слова: пенсионное обеспечение, судебная система, судья, правовой статус, отставка, стаж.

Интерес исследования темы обусловлен тем, что пенсионное обеспечение в нашей стране служит одним из многих видов социального обеспечения. А непосредственно право на его реализацию относится к числу важнейших социальных прав, закрепленных как в Конституции Российской Федерации, так и другими нормативно правовыми актами. В условиях реформирования пенсионной системы РФ напрямую происходит нарушение данного права граждан, носит это явление гипермассовый характер, что вынуждает не только обычных граждан, но и такую категорию лиц, как судьи Верховного Суда Российской Федерации (далее ВС РФ), использовать все способы защиты для его восстановления [14].

Одной из гарантий независимости судьи, в соответствие со ст. 9 Федерального Закона от 26.06.1992 N 3132–1 (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) "О статусе судей в Российской Федерации", является заслуженный уровень социального обеспечения судей, включая пенсионное обеспечение по возрасту [1, ст. 19].

С одной стороны, существует довольно много законов, затрагивающих вопросы социального обеспечения судей, но все же, думается, этого недостаточно для полного регулирования данного аспекта. Так как частые нарушения, допускаемые в процессе реализации прав судей ВС РФ на пенсионное обеспечение, обусловливаются совершенно различными факторами.

Стоит отметить правовой статус судей, связанный напрямую с осуществлением ими властно-публичной деятельности — отправлением правосудия, и это является решающим моментом в возникновении правоотношений по социальному обеспечению. Правовое закрепление элементов статуса судей — носителей судебной власти нашло себя в Конституции РФ [3, с. 152]. Большое значение в вопросах пенсионного обеспечения судей уделяется основаниям прекращения полномочий судьи, а также соблюдению требований, предъявляемых Законом о статусе судей к судьям, пребывающим в отставке.

Федеральное законодательство устанавливает право на пенсионное обеспечение таким категориям судей ВС РФ как судье, отставка которого прекращена, и судье, пребывающему в отставке.

Из-за данной ссылки возникает еще одна проблема.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" устанавливает, что в базу для начисления страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, суммы денежного содержания и другие выплаты, которые получают федеральные и мировые судьи — не включаются [6, ст. 9].

Из этого явствует следующее, что не подлежит включению в стаж судебной работы, в общий страховой стаж на общих основаниях весь период работы гражданина судьей, тем самым нарушая положения Конституции РФ [7, с. 19].

Наряду с этим отметим, получается, по меньшей мере, путаница, разве "судьи, отставка которых прекращена", — не являются носителями судебной власти РФ? Ответ на этот вопрос оказался на поверхности, если у судьи прекращена отставка в связи с повторным избранием на должность, то он будет являться полноправным носителем статуса судьи ВС РФ, а вот если произошло прекращение отставки по таким основаниям как: невыполнение требований, предъявляемых к отставному судье (например, он избран депутатом в какой-либо законодательный орган, либо занимается предпринимательской деятельность и др., либо совершил дисциплинарный проступок, умаляющий авторитет судебной власти РФ), то нет. Прекращение отставки по этим и другим основаниям осуществляется решением квалификационной коллегии по месту прежней работы или постоянного жительства лица, а также Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Как показывает статистика работы квалификационных коллегий судей, только за период 2003 г. — 2015 г. из корпуса действующих судей перешло в ранг судей в отставке свыше двенадцати с половиной тысяч граждан [8]. В годичном эквиваленте количество удаленных или ушедших в отставку судей разделяются следующим образом: 2003 г. — 2190 судей; 2004 г. — 2988 судей; 2005 г. — 1485 судей; 2006 г. — 864 судьи; 2007 г. — 1164 судьи; 2008 г. — 1213 судей; 2009 г. — 1103 судьи; 2010 г. — 1270 судей; 2011 г. — 1352 судьи; 2012 г. — 1113; 2013 г. — 1028; 2014 г. — 1132; 2015 г. — 1279. Если сравнивать с общей штатной численностью судейского корпуса РФ, которая не превышает 30 тыс. судейских должностей, число судей в отставке в 12,5 тыс. человек остается достаточно объемным.

Это относится не только к такому социальному слою общества как судейский корпус, это касается и всех граждан нашей страны, и, вследствие чего, вопрос отставки судьи, как значимый фактор для общества, переходит из разряда казусных в разряд предельно значимых, требующих особого внимания и правового регулирования.

Следует отметить, и еще один важный аспект проблемы статуса судьи в отставке — в последнее время в судах все чаще стали рассматриваться споры, одной из сторон которых, выступают судьи в отставке, либо бывшие судьями в отставке, отставка которых прекращена [15, с. 9]. Предметом прений, как правило, являются разногласия по поводу обеспечения их гражданских и трудовых прав. Парадокс заключается лишь в одном, это явление судебного разбирательства, в котором бывший судья судится с государством, носителем, чьей власти он был.

К сожалению, глубокое исследование правового статуса гражданина, который носит звание судьи в отставке, не проводилось правоведами, ни нашло отражения в редких публикациях, в которых лишь слегка затрагивается тема правового положения судьи в отставке [9, с. 12].

Отдельные вопросы пенсионного обеспечения отдельных категорий работников рассматривались Бубновой М. О., Горбань Ж. А., Гусейновым К. Н., Кондратьевой З. А., Мирельской Е. Е., Тальковой Э. Г., Шайхатдиновым В. Ш. и многими другими исследователями юридических наук, а также проводились некоторые философские и экономические исследования в данной области, которые были в дальнейшем опубликованы в виде статей, монографий, диссертаций, учебников и пособий.

По нашему мнению, залог социальной стабильности в обществе — это устойчиво функционирующая пенсионная система, если она функционирует неудовлетворительно, то это порождает опасную социальную напряжённость в российском обществе.

По нашему мнению, данные формулировки нормативных актов будут способствовать увеличению социальной справедливости при решении вопроса о предоставлении льготного пенсионного обеспечения судьям, а также являться стимулом для работы в должности судьи. А возможность назначения ежемесячного пожизненного содержания лицам, не проработавшим в должности судьи требуемого количества лет, будет исключена.

Безусловно, проблемы в правовом регулировании пенсионного обеспечения судей должны быть решены путем планомерной законотворческой работы, в том числе, путем издания унифицированного нормативного правового акта, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения лиц, занимающих государственные должности. К сожалению, предпосылок для принятия такого закона в настоящее время пока недостаточно, единый концептуальный подход к решению вопросов пенсионного обеспечения указанных субъектов права социального обеспечения отсутствует. Однако, высокая общественная значимость деятельности, осуществляемой публичными субъектами, высокий статус, которому лица, занимающие государственные должности, в том числе судьи Российской Федерации, должны соответствовать, соблюдение обширного перечня требований, условий и ограничений, — требуют адекватного перечисленным условиям их деятельности социального, в том числе, пенсионного обеспечения.

Читайте также: