Судебная защита прав граждан на получение социальных услуг

Обновлено: 28.04.2024

Вид контроля – региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, в том числе за обеспечением доступности
для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры и предоставляемых услуг (далее – государственный контроль).

Государственный контроль осуществляется в отношении юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей – поставщиков социальных услуг, осуществляющих социальное обслуживание на территории Московской области, включенных в Реестр поставщиков социальных услуг Московской области, формирование которого осуществляется Министерством (далее – организации).

Непосредственное исполнение регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания осуществляется управлением
по вопросам социального обслуживания населения и реабилитации инвалидов Министерства и управлением по делам семьи, детей и демографического развития Министерства.

2. Цели проведения обобщения и анализа правоприменительной практики и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований

Целью проведения обобщения и анализа Министерством социального развития Московской области (далее – Министерство) правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере социального обслуживания
и наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований
при осуществлении государственного контроля (далее – обобщение правоприменительной практики) является:

1) обеспечение единства практики применения законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (далее – обязательные требования);

2) обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Министерства путем опубликования;

3) снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности заинтересованных лиц о практике применения обязательных требований;

4) совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.

3. Основные задачи обобщения правоприменительной практики

3.1. Задачами обобщения правоприменительной практики являются:

выявление проблемных вопросов применения Министерством обязательных требований;

выработка с привлечением широкого круга заинтересованных лиц оптимальных решений проблемных вопросов правоприменительной практики
и их реализация;

выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

выявление избыточных контрольно-надзорных функций, подготовка
и внесение предложений по их устранению;

подготовка предложений по совершенствованию законодательства.

4. Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования

в сфере государственного контроля

В отчетный период приняты нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования в сфере социального обслуживания:

Согласно внесенным изменениям указанные услуги будут предоставляться одиноко проживающим инвалидам, одиноко проживающим гражданам пожилого возраста, одиноко проживающим супружеским парам из числа Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Трудовой Славы, Героев Социалистического Труда, Героев Труда, инвалидов боевых действий.

Социальные услуги на дому бесплатно, без учета условий критерия одинокого проживания будут предоставляться следующим категориям граждан:

участникам и (или) инвалидам Великой Отечественной войны;

лицам, работавшим на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов,
на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; членам экипажей судов транспортного флота, интернированным в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лицам, награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

бывшим несовершеннолетним узникам фашизма;

супругам погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны или участников Великой Отечественной войны, не вступившим в повторный брак.

Также внесены изменения в части наделения Правительства Московской области полномочиями по определению, при необходимости, перечня организаций социального обслуживания.

Основная роль принадлежит общественному совету. Он формируется специально для проведения указанной оценки в целях осуществления общественного контроля.

Совет определяет перечень организаций для проведения независимой оценки качества, требования к организации-оператору, которая исследует общественное мнение, утверждает результаты этого исследования, а также готовит предложения по улучшению качества работы организаций.

В 2018 году Министерством приняты нормативные акты, регулирующие осуществление Министерством данного вида государственного контроля (надзора):

5. Правоприменительная практика организации

и проведения государственного контроля

Государственный контроль реализуется, в том числе, посредством организации и проведения проверок в отношении организаций.

Осуществление контрольно-надзорной деятельности проводится на основании планов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При подготовке плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерство руководствовалось требованиями:

Проект плана проходит процедуру согласования с прокуратурой Московской области на предмет законности включения в него объектов регионального государственного контроля (надзора).

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, проект ежегодного плана проведения плановых проверок направляется Министерством в прокуратуру Московской области на бумажном и электронном носителях.

Прокуратурой Московской области после рассмотрения проекта ежегодного плана проведения плановых проверок на предмет законности включения в него организаций в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносятся предложения об устранении выявленных замечаний
и о проведении по возможности в отношении отдельных организаций совместных плановых проверок, в том числе, о необходимости совмещения сроков проведения проверок различными надзорными органами в отношении одной организации
на одну дату.

После рассмотрений предложений прокуратуры Московской области
и согласования с иными контролирующими органами сроков проведения проверок Министерством до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в прокуратуру Московской области направляется утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок.

Министерством обеспечена доступность информации о подконтрольных объектах, подлежащих проверкам. На официальном сайте Министерства в сети Интернет размещена информация:

о плане проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствующий период;

о совокупности обязательных требований к субъектам проверок,

о результатах проведения плановых и внеплановых проверок и статистика результатов проведения проверок,

доклад о проведении регионального государственного контроля (надзора)
в сфере социального обслуживания.

Организация проведения проверок.

В 2019 году проведено 37 плановых проверок.

В ходе проведенных проверок выявлено 49 нарушений законодательства
в сфере социального обслуживания, из которых:

несоблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов
и других маломобильных групп населения при предоставлении социальных
услуг – 9;

отсутствие в договоре на предоставление социальных услуг существенных условий – 18;

отсутствие лицензии при осуществлении деятельности – 1;

отсутствие положений о структурных подразделениях (отделениях и т.д.) поставщика социальных услуг - 3;

несоблюдение норм питания при предоставлении социальных услуг – 1;

несоответствие структуры поставщика социальных услуг (структурные подразделения, отделения и т.д.) структуре, указанной в уставе поставщика социальных услуг - 2;

несоответствие положения о попечительском совете примерному положению о попечительском совете организации социального обслуживания – 3.

Срок проведения Министерством плановых проверок не превышал пяти рабочих дней. Министерством в 2019 году не допущено нарушения сроков проведения плановых проверок.

Контрольно-надзорные мероприятия проведены Министерством
с соблюдением прав организаций, в соответствии с законодательством о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. В 2019 году случаев обжалований действий должностных лиц Министерства при проведении проверок не было.

По результатам проверок должностными лицами Министерства, проводящими проверку, составлялся акт проверки. Акт проверки оформлялся непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручался руководителю либо уполномоченному представителю организации под расписку об ознакомлении, либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Меры прокурорского реагирования к должностным лицам Министерства
в связи с их действиями не применялись.

Случаев невозможности проведения плановых проверок в 2019 году не было. Воспрепятствования законной деятельности должностных лиц по проведению проверок или уклонение от проверок со стороны проверяемых организаций
в 2019 году также не было.

В случае выявления при проведении проверки нарушений организациями обязательных требований, должностным лицом Министерства, проводящим проверку выдается организации предписание об устранении выявленного нарушения обязательных требований с указанием срока устранения нарушения.

Министерством осуществлялся своевременный контроль за выполнением выданных предписаний. С целью пресечения нарушений законодательства Министерством в 2019 году выдано 18 предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере социального обслуживания. Все выявленные нарушения устранены.

Факты оспаривания в суде организациями оснований и результатов проведения в отношении них мероприятий по контролю в 2019 году отсутствуют.

Проверки, результаты которых признаны недействительными в 2019 году, отсутствуют.

В ходе проведения проверок в 2019 году в деятельности организаций нарушений обязательных требований представляющих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан не выявлено.

При осуществлении государственного контроля административные штрафы
не налагались.

Материалы о выявленных нарушениях в уполномоченные органы
для возбуждения уголовных дел не передавались.

Анализ причин возникновения нарушений в сфере социального обслуживания показывает, что основными из них являются:

недостаточный уровень правовых знаний и правовой культуры руководителей и должностных лиц учреждений;

неудовлетворительное экономическое и финансовое состояние ряда учреждений.

В целях предотвращения нарушений требований действующего законодательства в сфере социального обслуживания Министерством осуществлялись следующие мероприятия:

проведение семинаров, круглых столов и иных информационно-просветительских и обучающих мероприятий с целью разъяснения применения действующих нормативных правовых актов (согласно утвержденному плану);

на официальных сайтах Министерства и учреждений социального обслуживания, подведомственных Министерству, в сети Интернет, а также
на информационных стендах размещены нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования в сфере социального обслуживания;

проведение обучения сотрудников учреждений социального обслуживания
по утвержденным тематическим планам, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, аттестация;

6. Предложения по совершенствованию законодательства

Предложения по совершенствованию административного законодательства для включения в кодекс Российской Федерации об административных нарушениях.

МОСКВА, 12 февраля. /ТАСС/. Председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев сориентировал суды на защиту социальных прав граждан. Об этом говорится в полном тексте выступления главы ВС РФ на совещании судей, распространенного пресс-службой в среду.

Лебедев напомнил судьям, что в соответствие со ст. 7 Конституции Российская Федерация "является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану жилищных, трудовых, пенсионных прав граждан, охрану их жизни и здоровья".

При этом он подчеркнул, что "судебная практика и правовые позиции Верховного суда РФ по этим категориям дел характеризуются высокой социальной ориентированностью правосудия". Так, по 290 тыс. рассмотренных в 2019 году судами дел о взыскании невыплаченной зарплаты суды удовлетворили требования по 97% дел на общую сумму 13 млрд рублей. Кроме того, суды удовлетворили требования граждан по 45% жалоб о признании увольнения незаконным, 76% требований о возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, 88% требований о предоставлении гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, 92% требований, связанных со страхованием жизни и здоровья, и 92% - о компенсации морального вреда, связанного с причинением вреда жизни и здоровью.

"Верховный суд РФ обратил внимание судов на то, что право на компенсацию морального вреда в связи с врачебной ошибкой имеет не только пациент, но и его супруг, а также близкие родственники", - отметил Лебедев. Суды общей юрисдикции, рассмотрев 2 тыс. дел о защите интеллектуальной собственности, в 89% поддержали требования правообладателей, арбитражные суды, рассмотрев 21 тыс. таких споров, поддержали требования правообладателей в 75% случаев.

Инвалиды и пенсионеры

Лебедев подчеркнул, что суды "также учитывают гарантии трудоустройства людей с ограниченными возможностями, для которых работодатель обязан не только создать квотируемые рабочие места, но и обеспечить фактическое заполнение этих рабочих мест". А отказ в заключении трудового договора женщинам в связи с беременностью или наличием детей запрещен. За год рассмотрены 70 тыс. исков граждан к Пенсионному фонду РФ и негосударственным пенсионным фондам, удовлетворены 77% требований.

Отдельно Лебедев напомнил о правовой позиции Верховного суда, согласно которой пенсионеры имеют льготу в виде освобождения от уплаты госпошлины по искам к пенсионным фондам не только при подаче иска, но и на всех стадиях рассмотрения дела (в вышестоящих судах).

Споры с госорганами

В порядке административного судопроизводства в 2019 году суды при рассмотрении споров граждан с госорганами и должностными лицами удовлетворили 55% исков граждан о защите жилищных прав, 81% требований в сфере социального обеспечения и социального страхования, 64% требований в сфере здравоохранения.

Из 146 тыс. дел об оспаривании решений, действий и бездействия государственных и муниципальных органов и должностных лиц удовлетворено 45% требований. Из 2,9 тыс. дел, связанных с защитой избирательных прав граждан, удовлетворены 30% требований.

А чаще всего судьи выносят решения в пользу заявителей по жалобам об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков (в 98% случаев).

Военнослужащие

Военные суды при рассмотрении споров о защите социальных прав военнослужащих удовлетворили 74% требований, направленных на обеспечение положенными видами довольствия, и 45% - о защите жилищных прав военнослужащих.

В 47% случав военные суды признавали правоту военнослужащих, оспаривавших действия, бездействие или решения воинских должностных лиц и органов военного управления, затрагивавших их права. За минувший год военные судьи рассмотрели 9,5 тыс. таких споров.

Кредиты и банкротства

Говоря о самой массовой категории исков в судах - о взыскании долгов по кредитам (7 млн из 19,6 млн всех гражданских дел) Лебедев заметил, что одной из причин такого числа споров по выплатам кредитов является неполнота информации, предоставляемой гражданам обо всех условиях кредита и его погашения. Он отметил, что с 1 сентября вступят в силу изменения в законе, устанавливающие перечень сведений, которые должны предоставляться, и предусматривающие частичный возврат страховой премии при досрочном погашении кредита.

Кроме того, он добавил, что с 1 января 2021 года уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг начнет рассматривать требования граждан к кредитной организации в досудебном порядке. Введенное с 1 июня прошлого года досудебное рассмотрение уполномоченным требований граждан в сфере ОСАГО сократило число споров граждан со страховщиками по ОСАГО в судах на 40% (на 108 тыс.), пояснил Лебедев.

Кроме того, в этом году Верховный суд подготовит постановление пленума по вопросам применения к гражданам закона о банкротстве и обзор судебной практики по спорам, связанным с установлением требований к проходящему процедуру банкротства. Лебедев подчеркнул, что процедура банкротства граждан является социально значимой, потому что "позволяет должнику восстановить социально-экономические связи" после аннулирования прежних долгов. "Верховный суд неоднократно обращал внимание судов на недопустимость формального подхода к рассмотрению этой категории дел", - сказал Лебедев.

В частности, высшая судебная инстанция указала, что банк не вправе ссылаться на неразумность действий заемщика, не рассчитавшего свои возможности по выплате кредита, если кредит был выдан на основании достоверной информации, предоставленной заемщиком (признание неразумности действий заемщика приравнивало его действия к недобросовестным и лишало возможности быть получить признание банкротом со списанием всех долгов, которые он не в состоянии выплатить - прим. ТАСС).

Совещание судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов РФ проходило по видео-конференц-связи из Верховного суда РФ с 230 зданиями судов, что позволило судьям по всей стране в режиме реального времени увидеть выступление руководства Верховного суда.

1. Право на уважительное и гуманное отношение гарантируется каждому человеку независимо от его гражданства, пола, расы, национальности, социального и иного положения. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; человеку гарантируется равенство всех перед законом, защита личной неприкосновенности, охрана достоинства личности и право на жизнь (ст. 19-22 Конституции РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 21 Конституции РФ никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

2. Получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;

3. Выбор поставщика или поставщиков социальных услуг. Получатель социальной услуги имеет право самостоятельно выбирать поставщика социальной услуги исходя из личных предпочтений и основываясь на полученной от поставщика информации о его деятельности, видах и особенностях оказания предоставляемых услуг.

4. Отказ от предоставления социальных услуг. Отказ от предоставления социальных услуг также является правом, которое принадлежит всем категориям получателей социальных услуг. Однако заметим, если получатель социальных услуг недееспособен или является несовершеннолетним, то отказ от социальных услуг должен идти от законных представителей такого лица - опекунов, попечителей, родителей, усыновителей. При этом в обязательном порядке учитывается мнение самого получателя социальных услуг.

5. Защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законам, при этом в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

6. Участие в составлении индивидуальных программ. Получатель социальных услуг имеет право участвовать в составлении индивидуальной программы. Законодатель не устанавливает конкретный порядок такого участия. Однако уже при обращении за получением социальной услуги, в заявлении получатель социальной услуги указывает список желаемых поставщиков социальных услуг, виды и формы социального обслуживания. Очевидно, что при составлении индивидуальной программы обязательно учитывать мнение получателя социальных услуг и (или) его законных представителей о поставщике социальной услуги, видах и форме оказания услуги и т.п.

7. Обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход. Поставщик социальных услуг обязан обеспечить пребывание получателя социальных услуг в условиях, полностью отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм. Для этого помещения должны быть оборудованы надлежащем образом и отвечать всем требованиям по освещенности, уровню шума, составу воздуха и т.п. Поставщик социальных услуг обязан укомплектовать свои штаты работников специалистами соответствующей квалификации и в достаточном количестве для обеспечения ухода за получателями социальных услуг и ухода за помещениями, в которых пребывают клиенты поставщика. Надлежащим уходом считается такой уход, который отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, обеспечивает гуманное и уважительное отношение к получателю услуг, и не ведет к ухудшению состояния его здоровья в силу отсутствия удовлетворения основных потребностей. Поставщик социальных услуг обеспечивает необходимое отвечающие всем требования по составу продуктов и калорийности питание получателей социальных услуг, а также социально-бытовой уход.

8. Свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время. Получатель социальных услуг, который находится на стационарном или полустационаром социальном обслуживании, имеет право на свободное посещение его законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время.

ОБЯЗАННОСТИ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Получатели социальных услуг обязаны:

1) предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг;

2) своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг;

3) соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться и в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

В соответствии со ст. 20 Закона о БЮП право на получение всех видов бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее – малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество, либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Адвокаты в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи консультируют граждан, а также составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом РФ, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;

16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Кроме того, адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел:

а) о расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) о признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжении и прекращении договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселении из указанного жилого помещения;

в) о признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

а) о взыскании алиментов;

б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, – по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре;

6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, – по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

Необходимо иметь в виду, что региональным законодательством могут быть дополнительно предусмотрены иные категории граждан, которые вправе получать бесплатную юридическую помощь, а также случаи, по которым такая помощь может быть оказана.

Читайте также: