Особенности мусульманского судопроизводства шариатские суды рассматривали

Обновлено: 13.05.2024

орган правосудия в мусульманском государстве, возглавляемый кади. Его организация и юрисдикция, а также процессуальные правила регулируются фикхом, прежде всего теми его институтами, которые касаются статуса кади, доказательств, свидетельских показаний и записи судебных дел. На протяжении веков Ш.с. были основным институтом, применявшим мусульманское право. До XIX в. они занимали центральное место в судебных системах исламских стран. В настоящее время в ряде из них (напр., в Египте, Тунисе, Ливии) ликвидированы и их функции перешли к общегражданским судам. Однако во многих странах сохраняются или вновь создаются самостоятельные Ш. с.

орган правосудия в мусульманском государстве, возглавляемый кади. Его организация и юрисдикция, а также применяемые им процессуальные правила рассмотрения дел регулируются фикхом, прежде всего теми его институтами, которые касаются статуса кади, доказательств, свидетельских показаний и записи судебных дел. С момента становления мусульманского государства Ш.с. были основным институтом, применявшим мусульманское право. До XIX в. они занимали центральное место в судебных системах исламских стран. С середины XIX в. в результате образования в большинстве из них светских судов, которые начали применять законодательство европейского образца, роль Ш.с. стала падать и постепенно свелась к рассмотрению вопросов, касавшихся личного статуса мусульман - брака, семьи, наследования, опеки, попечительства и т.п.
В настоящее время в ряде стран (например, в Египте, Тунисе, Ливии) Ш.с. ликвидированы и их функции перешли к общегражданским судам. Однако во многих странах сохраняются или вновь создаются самостоятельные Ш.с. В Саудовской Аравии, Йемене, Иране, Пакистане, некоторых странах Персидского залива Ш.с. остаются центральным звеном судебной системы, решая широкий круг дел, в том числе и уголовных.
В царской России в районах традиционного распространения ислама действовали Щ.с. (суды кади), применявшие нормы шариата и адата, не противоречившие законодательству. После 1917 г. они были ликвидированы, но затем в ряде районов Северного Кавказа восстановлены. Они действовали параллельно с общегражданскими судами и рассматривали брачно-семейные, наследственные, а также незначительные гражданские и уголовные дела. К концу 20-х гг. эти суды были ликвидированы. В настоящее время в Чечне создается система Ш.с.

орган правосудия в мусульманском государстве, возглавляемый кади. Его организация и юрисдикция, а также применяемые им процессуальные правила рассмотрения дел регулируются фикхом, прежде всего теми его институтами, которые касаются статуса кади, доказательств, свидетельских показаний и записи судебных дел. С момента своего возникновения в период становления мусульманского государства (см. Халифат) на протяжении веков Ш.с. были основным институтом, применявшим мусульманское право. До 19 в. они занимали центральное место в судебных системах исламских стран. С середины прошлого столетия в результате образования в большинстве из них светских судов, которые начали применять законодательство европейского образца, роль Ш.с. стала падать и постепенно свелась к рассмотрению вопросов, касавшихся личного статуса мусульман — брака, семьи, наследования, опеки, попечительства и т.п. В ряде стран (например в Египте, Тунисе, Ливии) Ш.с. ликвидированы и их функции перешли к общегражданским судам. Однако во многих странах сохраняются или вновь создаются самостоятельные Ш.с. В большинстве случаев они решают дела, связанные только с личным статусом мусульман (например в Сирии, Ираке, Ливане, Иордании, а также в ряде государств Азии и Африки, где мусульмане составляют заметное меньшинство). В Саудовской Аравии, Йемене, Иране, Пакистане, некоторых странах Персидского залива Ш.с. остаются центральным звеном судебной системы, решая широкий круг дел, в т.ч. и уголовных. В царской России в районах традиционного распространения ислама действовали Ш.с. (суды кади), применявшие нормы Ш. и адата, не противоречившие законодательству. После 1917 они были ликвидированы, но затем в ряде районов Северного Кавказа восстановлены. Они действовали параллельно с общегражданскими (народными) судами и рассматривали брачно-семейные, наследственные, а также незначительные гражданские и уголовные дела. Применявшиеся ими нормы Ш. и адата не могли противоречить законодательству. К концу 20-х гт. эти суды были ликвидированы. Лит.: МецА Мусульманский ренессанс. М., 1966; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманские суды в странах Арабского Востока. — Гсюударственный аппарат. М., 1984. Л.Р. Сюкияйнен

Реже - "диван шарий": арабская калька с русских выражений "шариатский суд", "шариатская канцелярия", сокращенно "шарсуд" - судебная инстанция, учрежденная в послереволюционной России для мусульман Северного Кавказа. Основным источником права для шариатских судов признавались нормы шариата. На западе региона махкамы шария следовали ханафитскому толку фикха, на востоке - шафиитскому (среди мусульман-суннитов) и джафаритскому (среди мусульман-шиитов).

Восстановление шapиaтa в полном объеме было одним из главных лозунгов революции 1917 года на Северном Кавказе. Решение о создании первых махкам шария приняли I Съезд горских народов Кавказа во Владикавказе в мае 1917 г. и I Съезд народов Терека в Моздоке в январе 1918 г. Городские суды (араб. "махаким/дававин ал-мадина") открылись во Владикавказе, Грозном, Нальчике, Темир-Хан-Шуре и других крупных городах, сельские суды (араб. "махаким/дававин ал-карйа") - в отдельных селениях в горах, предгорьях и на равнине. К ним перешли функции так называемых словесных и народных судов, которые до революции разбирали уголовные и отчасти поземельные дела согласно местному обычному праву (адат), а гражданско-семейные и наследственные споры - по шapиaтy.

В годы гражданской войны эти суды были преобразованы в военно-шариатские суды, игравшие роль военно-полевых трибуналов. "Положение о военно-шариатском суде" утверждено в январе 1919 года Советом министров Горской республики. Эти суды продолжали работать при сменявших друг друга военных режимах: турецких оккупационных властях, под властью полковника Л.Ф.Бичерахова и Добровольческой армии генерала А.И.Деникина. Независимо от них с сентября 1919 по март 1920 г. в чеченском селении Ведено, дагестанских селениях Анди, Ботлих и некоторых других действовали махкамы шария Северо-Кавказского эмирата шайх ал-ислам Узун-хаджи. На территориях, контролируемых большевиками, в 1919-1920 годах работали революционно-шариатские суды. Махкамы шария использовались для расправы над политическими врагами. Так, в июле 1919 г. главный военно-шариатский суд Темир-Хан-Шуры приговорил к смертной казни У. Буйнакского и других советских работников Дагестана, арестованных деникинцами. В свою очередь, в марте 1920 года при большевиках члены этого суда были расстреляны по приговору Темир-Хан-Шуринского революционно-шариатского суда.

После окончания гражданской войны в каждой советской автономии была создана своя иерархия шариатских судов. Основные принципы их деятельности закрепили "Положение о шариатских судах" Дагестанского Ревкома и ЦИК ДАССР от июня 1920 и июля 1922 гг., постановление "О введении шариатского судопроизводства" в Горской АССР от апреля 1921 г., законы о шариатских судах, разработанные в Адыгейской, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Северо-Осетинской, Чеченской и Ингушской автономных областях, на которые распались Горская АССР и Кубано-Черноморская республика.

В Дагестанской АССР организация шариатского правосудия была трехступенчатой. Ее низовой уровень составляли сельские и городские суды - "шариатские тройки" из двух членов и председателея (дибира). Они рассматривали иски о разделе имущества размером до 300 рублей (в ценах 1922 года), гражданские и наследственных споры на сумму до 100 рублей, мелкие уголовные и поземельные дела. Апелляции на их решения подавались в окружные суды (араб. "махаким/дававин ан-нахийа") в составе "шариатской тройки", писца и рассыльного. Эти же суды рассматривали гражданские и наследственные споры, дела о разделе имущества на сумму до 1 тысячи рублей, поземельные тяжбы между селениями, убийства и другие тяжкие преступления. Кассационной инстанцией для махкам шария всех уровней были Шариатский подотдел и следственные комиссии при Народном комиссариате юстиции ДАССР.

В Горской АССР и образовавшихся из нее автономиях система шариатского правосудия была иной. Основным его звеном были не сельские и городские суды, а окружные "шариатские тройки" во главе с кади (эфенди). Они разбирали гражданские и наследственные споры на сумму до 200 рублей, кражи размером до 50 рублей, другие мелкие уголовные правонарушения, а также составляли "списки порочных лиц", т. е. преступников-рецидивистов, подлежавших административной высылке за пределы региона или заключению в концентрационный лагерь. Наиболее широкими полномочиями шариатские суды обладали в Чечне и Ингушетии, где их решения могли быть обжалованы только в Верховном суде РСФСР, которому был поручен надзор за деятельностью махкам шария. В Кабардино-Балкарии и Адыгее кассационной инстанцией для махкам шария был местный Народный комиссариат юстиции. Наконец, в Кубано-Черноморской республике вместо махкам шария была учреждена должность кади в составе местных народных судов. Шариатские суды ежегодно разбирали от 30-50 (на Северо-Западном Кавказе) до 70-80% (a Дагестане и Чечне) всех судебных дел.

Если в начале 1920-х гг. Советская власть пыталась привлечь на свою сторону мусульманское большинство населения Северного Кавказа, признав шариат "правомочным обычным правом" (И. В. Сталин), то накануне коллективизации окрепшее Советское государство решило уничтожить шариатское судопроизводство. В Горской АССР махкамы шария несколько раз то запрещали, то вновь открывали, пока окончательно не ликвидироваливали в августе-декабре 1922 года (на территории современной Северной Осетии с мусульманским меньшинством). В остальных автономиях в 1922-1924 годах их сняли с государственного обеспечения и перевели на содержание мусульманских общин, желавших судиться по шариату. Тяжкие уголовные правонарушения, поземельные тяжбы, дела по опеке над вдовами и сиротами, а также иски, в которых одна из сторон отказывалась обращаться в шарсуд, передавались в народные суды. В январе 1925 года махкамы шария были отменены в Адыгее и Кабардино-Балкарии, в январе 1926 года - в Ингушетии и Чечне, а в апреле-октябре 1927 года - в Дагестане. В 1928 году в УК РСФСР была введена Х глава "О преступлениях, составляющих пережитки родового быта". По ее ст. 203-204 уличенные в участии в махкамах шария на год ссылались в концентрационный лагерь.

После распада СССР на волне движения за мусульманское возрождение началось восстановление шариатских судов. Несколько десятков их учреждено в сельских и городских мусульманских общинах Дагестана и Чечни, единичные - в Адыгее, Карачае (Моздок), Кабарде (Нальчик) и Северной Осетии (Владикавказ). В 1996 году из Уголовного Кодекса РФ были изъяты статьи 212 и 235, приравнивавшие применение норм шариата к тяжкому преступлению, однако шариатские суды так и не были признаны в РФ. Их узаконили только в Чеченской Республике Ичкерия, где в 1996 г. рецепирован уголовный кодекс Судана, в целом основанный на нормах шариата, и в Ингушетии, где в декабре 1997 г. принят закон о мировых судьях, обязывающий их "руководствоваться нормами адата и шариaтa" (ст. 3). В отличие от 1920-х годов сегодня шариатский суд чаще всего представляет имам (дибир/эфенди) соборной мечети, который по пятницам председательствует на заседаниях совета старейшин общины и выполняет обязанности местного кади. Обычно эти суды ограничиваются разбором мелких уголовных и брачно-семейных дел, нотариальным оформлением завещаний. Наряду с шариатскими судами у мусульман Северного Кавказа работают российские народные и общественные третейские суды.

К судье или к мулле

Коммерсанты Амир и Расул из Казани (имена по их просьбе изменены) обратились не в светский суд, а в духовный. Один одолжил другому 300 тысяч рублей и спустя несколько месяцев потребовал их вернуть. Расписка была, но без срока возврата долга. Расул сказал Амиру, что все отдаст позже, потому что собирается в хадж (паломничество в Мекку, которое каждый мусульманин обязан совершить хотя бы раз в жизни), а стоит это недешево.

В итоге они решили обратиться в шариатский суд, и там им объяснили, кто прав.

"Священное паломничество в Мекку обязательно, только если человек может оставить достаточную сумму на содержание семьи и не имеет долговых обязательств. Пророк Мухаммед нам, мусульманам, намекнул, что нужно в первую очередь отдать долги, пусть даже пропустив хадж", — сказал им казый (судья в исламском праве).

Российские мусульмане достаточно часто решают споры при посредничестве духовного, а не светского судьи. Возникает логичный вопрос: каким статусом обладают в стране шариатские суды и способны ли они заменить государственные учреждения? Особенно с учетом того, что в России, по разным оценкам, проживают от 15 до 25 миллионов мусульман.

И вопрос этот нешуточный. О проблеме шариатских судов, которые постепенно все больше "влезают на поле" светского законодательства, горячо спорят в Европе. Две недели назад на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы раскритиковали как страны ЕС (Великобритания, Греция), так и мусульманские государства, участвующие в ПАСЕ (Турция, Албания, Азербайджан), за нежелание решать проблему "двойного судопроизводства". Это способствует конфликтам между общинами и светскими властями.

Кроме того, в Европе многих беспокоят так называемые зеленые зоны — кварталы, живущие исключительно по законам шариата. Туда чужакам опасно даже просто заходить. Такие кварталы есть, например, в городах Швеции и Германии.

"Самосуд не пройдет"

Спор о шариатских судах в России подогрел конфликт муфтията Ингушетии с местными депутатами о соглашении, закрепляющем границы этой республики с Чечней. В конце прошлого года в Назрани представители местного духовенства вызвали парламентариев на "исламский суд": хотели выяснить, кто и почему голосовал за договор о границах.

Впрочем, в Координационном центре мусульман Северного Кавказа, куда входит большинство муфтиятов региона, рвение ингушских имамов не оценили. Муфтиев встревожило, что вопросу о чечено-ингушской границе "искусственно придали религиозный характер".

"Самосуд отдельных групп лиц, семей или кланов не имеет ничего общего с шариатом. Шариатский суд в Ингушетии может иметь компетенцию в рамках действующего законодательства России, посреднически решать миром спорные житейские ситуации. Вопросы регулирования административных границ между субъектами федерации, а также проверка конституционности принимаемых органами власти страны решений в компетенцию такого суда не входят", — заявили муфтии Северного Кавказа.

Вот только как в таком случае определить, что по шариату, а что по конституции? Ведь порой незнание границ между религиозным и светским законом чревато проблемами. Так было, например, в 2010 году с петербургской религиозной организацией "Аль Фатх", глава которой Джамалиддин Махмутов самовольно — без согласования с местным муфтиятом — учредил шариатский суд для решения, в том числе и светских вопросов. Он действовал из благих побуждений: считал, что это разгрузит светских судей. Прокуратура вынесла ему предупреждение, напомнив, что в стране судебную власть осуществляют только государственные суды и "никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя их функции".

Об этом, как говорят муфтии, должен помнить каждый верующий.

Втайне от посторонних

"Работа с проблемами людей" — так характеризуют казыи то, чем занимаются. По выходным у кабинета Абдуллы Адыгамова, шариатского судьи города Казани, не протолкнуться. Правда, посторонним о своих бедах верующие распространяться не любят.

Однако так далеко не везде. Исламские суды в России не выносят решений, обязательных для исполнения в государственном порядке. Они, как подчеркивает Адыгамов, имеют право лишь консультировать — поэтому и никаких наказаний не предусмотрено.

"Человек может к нам прислушаться и последовать совету или не прислушаться и пойти в светский суд, или вообще так и не решить проблему", — говорит он.

Заседания шариатского суда проходят за закрытыми дверями. Казый не раскрывает имена обращающихся к нему людей — чаще всего по их же просьбе.

Как правило, одного заседания для рассмотрения конкретной проблемы недостаточно. И судья консультирует верующего столько, сколько необходимо.

"Бывает, мы многие месяцы поддерживаем связь с человеком, чтобы быть в курсе, как идет решение проблемы", — отмечает секретарь совета улемов (мусульманских богословов) Республики Татарстан, проректор Российского исламского университета Рустам Нургалиев.

Закон о шариатском суде

Самая большая проблема, с которой сталкиваются муфтияты, по словам Нургалиева, — низкий уровень религиозного просвещения мусульман. Отсюда, например, стремление некоторых прибегнуть к далекими от норм ислама методам восстановления справедливости.

"Однажды мне показали решение шариатского суда времен Республики Ичкерии (самопровозглашенное государство на территории Чечни, существовавшее в 1990-е годы. — Прим. ред.). Оно меня как теолога, мягко говоря, шокировало — очень некомпетентное и ошибочное. Предполагалось наказание в виде ударов палкой. Хотя оформлено все по правилам, сразу было видно, что принимали его крайне некомпетентные люди", — подчеркивает богослов.

Отсюда и стереотип о том, что шариатские суды — это про унижение женщин. Хотя на деле , по словам собеседников агентства, в России все иначе: те же семейные вопросы решаются весьма гуманно.

"Вот, например, часто так бывает: согласно законам России муж с женой разведены, а по исламским нормам — нет. Как здесь будет рассуждать казый? По государственному законодательству люди имеют право на сожительство, и если они сожительствуют, являясь при этом духовными мужем и женой, то в этом с точки зрения ислама проблемы нет. Но это решают сами люди — задача казыя заключается лишь в том, чтобы объяснить, как их поступки расцениваются по нормам ислама", — рассуждает Нургалиев.

Шариатские суды, подчеркивает он, — один из инструментов досудебного урегулирования проблем. Правда, их статус в российском законодательстве не прописан. Хотя такие попытки были.

"Екатерина II ввела очень изящное, на мой взгляд, правило. Магометане — так раньше называли мусульман — могли обратиться как в царский, близкий к христианским канонам, так и в шариатский суд. И вердикты обоих судов признавались", — говорит Нургалиев.

Но в современной России, по его мнению, для придания шариатским судам четкого законодательного статуса нужно накопить достаточный опыт. В настоящее время, отмечает эксперт, такие суды действуют преимущественно в Поволжье и на Северном Кавказе.

Впрочем, в Госдуме думают иначе.

"У нас меры по досудебному урегулированию споров — медиации — давным-давно прописаны и предусмотрены законом. На мой взгляд, действующего законодательства достаточно", — заключает депутат.

Многие страны Азии и Африки, не вошедшие в континентальную и англо-американскую правовые семьи, принято относить к семье религиозно-традиционного права. Это обусловлено тем обстоятельством, что их правовые системы содержат единство религиозных и правовых предписаний; большинство споров о праве разрешаются в соответствии с традиционными, ориентированными на социальный статус нормами поведения [105, с.70].

Остановимся подробнее на особенностях осуществления судейского усмотрения в странах мусульманского права.

Мусульманское право, будучи частным правом, отличается от других правовых систем отношением к существующей политической власти.

Закон во всех других системах признается таковым только тогда, когда он установлен политической властью. Другими словами он всегда является продуктом органов политической власти и государственного аппарата. Напротив, в исламском праве государство и политическая власть сами являются продуктом закона [148, с.5]. При этом, мусульманское (исламское) право является одной из сторон религии ислама и продолжает быть одной из крупных систем современного мира, которая охватывает более 50 афро-азиатских государств (от Марокко до Индонезии).

Основными источниками мусульманского права являются Коран (священная книга ислама) и Сунна (традиции, связанные с посланцем аллаха). Это так называемые фундаментальные источники. Кроме того, существуют и другие источники – адилля иттихад (второстепенные источники), которые носят преимущественно правоприкладной характер[149, с.43].

Среди них следует выделить иджтихад, который относится к второстепенным источникам мусульманского (исламского) права. Если предводитель или судья не могли найти надлежащей нормы в Коране или Сунне, то они могли в соответствии с логикой и общим духом Корана и Сунны принимать собственные решения по усмотрению, которые по сходным ситуациям в будущем становились своеобразными источниками мусульманского права или иджтихадом. Вместе с тем, применяемые в определенных условиях коллективные права (иджтихад), предназначенные для принятия правового решения, приводят к иджме.

Кроме того, к источникам мусульманского права относят шариат, а также фикх.

Шариат означает правильный путь к цели и представляет всеобъемлющий кодекс правил поведения и поступков мусульманина, совокупность юридических норм, неукоснительное соблюдение которых должно привести мусульманина в рай. При этом шариат – это законы, доводимые до людей через священные основные тексты Корана и Сунны.

Шариат включает в себя божественные указания в трех сферах:

1) общие правила, мировоззрение ислама, определяющие позицию и поведение, придающие всем действиям индивида осмысленность и целенаправленность;

2) правила, определяющие внутреннее поведение человека, т.е. мир чувств и духовной деятельности;

3) кодекс практического поведения гражданина в личной, семейной, общественной, экономической и других сферах жизни.

Эта последняя часть шариата известна под названием фикх. Оно основано на фундаментальных принципах, содержащихся в Коране, конкретизированных и продемонстрированных на конкретных примерах из жизни Святого Пророка. Вместе с тем, если шариат – свод законов мусульманского права, то фикх – это теория мусульманского права. В задачу данной теории входит разработка принципов использования и толкования Корана и Сунны с целью практического воплощения их норм в жизнь мусульманской общины, общества, государства. На фикх возложена задача по теоретическому обоснованию и осмыслению шариата [149, с.46-47].

Однако, мусульманская доктрина не едина в отношении ценности других источников права, так как с их помощью можно более свободно использовать aqe (разум) и za’y (личное мнение), то есть расширяется выбор применяемых норм права по усмотрению. Так, одни юристы осуждали, чтобы личное мнение (za’y) стало основой судебного решения, при этом мысль о том, что тот или иной орган законодательной власти компетентен регламентировать все сферы общественной жизни, была отвергнута. Здесь все же необходимо подчеркнуть приоритет техники в фикхе, а иногда и предпочтение, отдаваемое судье и его решению по усмотрению, когда речь идет о современных социальных реалиях.

Расхождения же в оценке этих источников скорее формальны, так как на практике все школы опирались на один из этих источников, например на истихсан (правовое предпочтение) – исключение из общего правила в общих интересах. Но ни обычай, ни судебная практика не являются источниками права, судебная практика не связывает судью. Решения кади (судьи), весьма многочисленные, никогда не рассматривались мусульманскими юристами в качестве источников права и их решения – это только суждения морального плана, могущие подвергнуться всяческим пересмотрам в целях улучшения [92, с.314]. Другими словами мусульманское право предоставляет судьям широкие дискреционные полномочия по решению спорных вопросов. При этом формально мусульманские юристы не считают обычай источником права, но иногда к нему прибегают для дополнения и уточнения применяемого принципа права или правовой нормы. Кроме того, в основу решения кади (судьи) может быть положена фетва (официальное суждение муфтия или иного религиозного авторитетного деятеля по тому или иному юридическому или культовому вопросу, которое является ответом на запрос кади или любого физического лица). Вынесение фетвы базируется на принципах ислама, на прецедентах судебной практики. Эти фетвы сводятся в сборники, благодаря которым происходит приспособление норм мусульманского права и практики к потребностям современной жизни. С определенной долей условности фетву муфтиев можно отнести к второстепенным источникам мусульманского права [149, с.50], а ее применение или не применение – это вопрос, который отводится на усмотрение кади (судьи).

В достижении наиболее точного и оптимального баланса между законно­стью и справедливостью большая роль в мусульманском праве принадлежит суду. Вся деятельность суда, согласно мусульманско-правовой науке, должна быть направлена на утверждение принципа справедливости. Справедливость как верховный постулат, цель в фундаментальном начале правосудия, и лежит в основе судейского усмотрения в процессе правоприменения.

Деятельность суда согласно мусульманско-правовой науке тесно была связана с деятельностью пророка Мухаммеда, который первоначально лично рассматривал практически все споры, возникавшие как среди членов мусульманской общины, так и между ними и немусульманами, обладая неограниченным субъективным усмотрением.

Однако мы считаем, что данное утверждение не означает, что правосудие и судопроизводство в мусульманском праве рассматриваются как часть рели­гиозных дел по осуществлению ритуальных действий. Суду и правосудию, таким образом, придается большое значение в жизни мусульман, которое требует торжество справедливости в общине, ее безопасность.

Среди исламских правоведов существуют различные суждения по поводу доказательств, на которые должен опираться судья при вынесении решения. Сторонники одной точки зрения утверждают, что в уголовных делах доказательство ограничивается признанием обвиняемого и показаниями свидетеля, а иные доказательства могут использоваться только в делах гражданского характера. Сторонники другой точки зрения полагают, что доказательства не должны ограничиваться показанием свидетелей, истец (или обвинитель) должны предоставить все, что может подтвердить правоту его обвинения (объективные доказательства, вещественные доказательства) [148, с.23].

Поскольку право является источником и основой решения споров и пре­кращения препирательства и окончательным установлением, определяющим права и гарантирующим их соблюдение тем, кто ими обладает, в мусульман­ском праве были разработаны соответствующие основоположения и нормы, которые препятствуют посягательствам и самовластию людей с больными душами и защищают общину от попирания прав и всевозможных притесне­ний. Пример для этого является следующий хадис:

Этот хадис является одной из основ установлений и наиболее важным источником, к которому следует обращаться судье при оценке фактических обстоятельств дела. Он выдвигает в качестве необходимого условия предоставление аргументов для подтверждения обоснованности исков и определяет, что может считаться приемлемым аргументом для подающих иски и жалобы и выдвигающих обвинения, и на что может полагаться судья в попытках ус­тановления законных прав в процессе вынесения сообразующегося с ними решения.

При этом исламское право фиксирует ряд условий, которым должны отвечать доказательства, чтобы стать основой обвинения (допустимость доказательств). Во-первых, доказательства должны быть убедительными, т.е. ясно и исчерпывающе подтверждать совершение преступления. Во-вторых, доказательство должно сохранять свою убедительность до вынесения приговора. В-третьих, представление доказательств не должно откладываться, не должно быть запоздалым, иначе оно может показаться сомнительным. Несоблюдение данных условий приводит к недействительности доказательств. По поводу того, какой длительности может быть задержка, чтобы доказательство не потеряло свою силу или не стало считаться сомнительным, существуют различные точки зрения среди мусульманских юристов. Так, одни предлагают исчислять этот срок в один месяц, другие – в полгода, а третьи полагают, что судья сам по своему усмотрению может определить приемлемый срок, допускающий задержку (опоздание) доказательства, учитывая обстоятельства конкретного дела и сложившиеся обычаи. Эти сроки применимы ко всем видам основных преступлений, предусмотренных Кораном, кроме пьянства, где задержка может привести к исчезновению запаха алкоголя – одного из неоспоримых доказательств [148, с.24-25].

Однако полное и объективное разрешение дела была важнейшей обязан­ностью кази (судьи). Задача судьи найти такое законное решение, которое удовле­творяет критерий справедливости, имеет для него приоритетное значение над его иной деятельностью.

По преданию, если судья вынесет решение, проявив усердие, т.е., исполь­зуя в процессе поисков решения все свои знания, и решение окажется правильным, ему полагается двойная награда, если же он вынесет решение, проявив усердие, и ошибется, то ему полагается одна награда [159, с.43]. Мусульманское право дает судье возможность самому оценивать доказательства. Так, правоведческие школы ханафитов и части шафиитов считают, что судья должен собирать и оценивать доказательства сам, и ему не разрешается принимать доказательства, направленные ему другим судьей. Кроме того, судья по всем предметам, ему не вполне известных, обязан требовать мнения и советы сведущих в деле лиц.

В мусульманском судопроизводстве принимаются три рода доказательств:

1. Признание, икрор.

2. Свидетельство, шаходат.

3. Присяга, эмин[161, с.33].

В исламе часть наказаний являются фиксированными, т.е. твердо установленными, а другие гибкими, изменяющимися. Как отмечает Ж.Н. Баишев, карательная система ислама основана на следующей классификации наказаний:

а) хадд – фиксированные наказания

б) кисас и дийя – возмездие и выкуп за кровь (т.е. за убийство или телесное повреждение)

в) тазир – наказание по усмотрению суда

а) наказать преступника соразмерно тяжести его вины;

б) предотвратить повторение совершения им преступления;

в) предостеречь других от совершения подобного преступления;

г) перевоспитать преступника.

В своей основе природа наказания носит карательный, профилактический и воспитательный характер. Среди наказаний ислама есть такие специфические виды, как отсечение руки, забивание камнями до смерти и сечение кнутом. Хотя следует отметить, что подобные наказания назначаются только за совершение самых тяжких преступлений, которые должны быть неопровержимо доказаны. В соответствии с предписаниями ислама доказательства факта этих преступлений должны носить бесспорный характер и не оставлять ни тени сомнения. Всякое сомнение рассматривается в пользу обвиняемого и влечет за собой его оправдание. Однако, если преступление неопровержимо доказано, обвиняемый должен понести наказание. В Коране и Сунне установлены наказания за убийство, грабеж, супружескую неверность, воровство и ложное обвинение в супружеской неверности. Убийство наказывается смертной казнью, но наследники убитого могут отказаться от нее и за денежную компенсацию (выкуп) простить преступника. Наказание за другие перечисленные преступления не может быть заменено выкупом; за них назначается строго фиксированное наказание. Кроме того, следует отметить, что наложение наказаний, предусмотренных исламом, оговаривается рядом условий – определение степени вины за преступление и оценка обстоятельств, при которых оно было совершено [148, с.20-21].

Таким образом, судейское усмотрение в мусульманских странах сходно с романо-германской правовой семьей, в том, что оно предполагает расширительное толкование норм Корана. Прецедент не свойственен мусульманскому праву даже в большей степени, чем континентальному, так как ни в коем случае недопустимо ссылаться на решения и акты человека, а только на священное писание ислама.

Читайте также: