Особенности конституционного судебного процесса в субъектах российской федерации

Обновлено: 04.05.2024

Правовые основы и юрисдикция уставных (конституционных) судов в субъектах Российской Федерации. Различие в уставах и требованиях к кандидатам на должность судей уставных судов, толкование конституций (уставов) субъектов и основных региональных законов.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.03.2012
Размер файла 25,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Содержание

1. Правовые основы существования уставных (конституционных) судов в субъектах Российской Федерации

2. Уставные (конституционные) суды в субъектах Российской Федерации

3. Значение конституционной юстиции в осуществлении власти в субъектах Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Одним из признаков истинно демократического государства является наличие в стране действенного конституционного контроля. Именно органы конституционного контроля обеспечивают истинное главенство конституции в государстве.

В России активный процесс создания органов конституционного контроля начался после распада СССР.

30 октября 1991 года Съездом народных депутатов РСФСР впервые был избран Конституционный Суд РСФСР. Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации в статье 125 определила полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда.

Сегодня Конституционный Суд Российской Федерации является единственным судебным органом страны, осуществляющим конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства.

Но на этом процесс создания конституционной юстиции в России не остановился - в настоящее время законодательство страны предусматривает возможность создания органов конституционного (уставного) контроля во всех субъектах Российской Федерации. Опыт формирования органов конституционной юстиции в Российской Федерации и ряде ее субъектов свидетельствует, что эффективной формой защиты Конституции и основных законов субъектов Федерации, осуществления конституционного контроля является функционирование в них Конституционных (Уставных) судов субъектов Российской Федерации. Однако, процесс формирования конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации сложен и не однозначен.

Актуальность выбранной темы обуславливается противоречиями и отсутствием в законодательстве Российской Федерации и субъектов Российской Федерации единства подходов к созданию органов конституционной юстиции, формированию и деятельности Конституционных (Уставных) судов субъектов Российской Федерации, к объему их полномочий.

Целью настоящей работы является исследование практики создания конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации, а именно:

1.Анализ правовых основ существования уставных (конституционных) судов в субъектах Российской Федерации;

2. Изучение имеющихся в субъектах Российской Федерации уставных (конституционных) судов;

3. Значение конституционной юстиции в осуществлении власти в субъектах Российской Федерации.

1. Правовые основы существования уставных (конституционных) судов в субъектах Российской Федерации

Уставные (конституционные) суды субъектов Российской Федерации - это специальные суды субъектов РФ, осуществляющие судебную власть путем рассмотрения и проверки нормативных актов органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, органов местного самоуправления, распоряжений и постановлений высшего должностного лица субъекта федерации и регионального законодательного (представительного) органа на предмет их соответствия Конституции (Уставу) и законам субъекта РФ.

Именно уставным (конституционным) судам принадлежит право официального толкования Устава субъекта РФ. По своей сути уставной (конституционный) суд является аналогом Конституционного Суда РФ на уровне субъекта федерации.

Правовые основы существования уставных (конституционных) судов содержатся как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъектов федерации.

Тем не менее, даже создание конституционных (уставных) судов предусмотрено уставами далеко не всех субъектов РФ. Так создание конституционной юстиции предусмотрено основными законами Воронежской, Кемеровской, Пермской, Свердловской, Томской, Челябинской областей, Краснодарского, Красноярского краев, города Санкт-Петербурга.

В большинстве своем уставы субъектов РФ допускают лишь возможность, а не обязанность создания органов конституционной юстиции. Так в Новосибирской области, Иркутской области и Алтайском крае предусмотрено создание Уставной судебной палаты.

Создание Конституционных (Уставных) судов субъектов Российской Федерации предусмотрено в конституциях и уставах 56 субъектов Российской Федерации, приняты законы о Конституционных (Уставных) судах в 21 субъекте Российской Федерации. Однако от закрепления в конституции или в уставе субъекта Российской Федерации до принятия специального закона о Конституционном (Уставном) суде субъектов Российской Федерации и до его реального создания проходит длительный период времени.

- акты, принятые конституционными (уставными) судами носят государственный властный характер, обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации;

- итоговые решения конституционных (уставных) судов , принятые в пределах их компетенции, окончательные, немедленно вступающие в силу после их провозглашения, они не могут быть отменены органами исполнительной власти и пересмотрены судом;

- акты региональной конституционной юстиции обладают непосредственным действием и не требуют их утверждения другим органом или должностным лицом.

2. Уставные (конституционные) суды в субъектах Российской Федерации

По состоянию на 16.03.2012 конституционные (уставные) суды действуют в семнадцати субъектах РФ:

1. Конституционный суд Республики Адыгея

2. Конституционный суд Республики Башкортостан

3. Конституционный суд Республики Бурятия

4. Конституционный суд Республики Дагестан

5. Конституционный суд Республики Ингушетия

6. Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики

7. Конституционный суд Республики Карелия

8. Конституционный суд Республики Коми

9. Конституционный суд Республики Марий Эл

10. Конституционный суд Республики Саха (Якутия)

11. Конституционный суд Республики Северная Осетия - Алания

12. Конституционный суд Республики Татарстан

13. Конституционный суд Республики Тыва

14. Конституционный суд Чеченской Республики

15. Уставный суд Калининградской области

16. Уставный суд Свердловской области

17. Уставный суд города Санкт-Петербурга

Юрисдикция органов конституционного (уставного) контроля в различных субъектах Российской Федерации различна. В соответствии с законами большинства субъектов Российской Федерации (Республик Адыгея, Бурятия, Коми, Марий Эл, Кабардино-Балкария и города Санкт-Петербурга) решения Конституционного (Уставного) суда субъекта Российской Федерации являются окончательными, не могут быть пересмотрены, не подлежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провозглашения. Однако имеются и исключения. Например, в законе о Конституционном суде Республики Башкортостан установлено, что итоговое решение может быть пересмотрено Конституционным судом Республики Башкортостан по собственной инициативе в случаях, если: изменилась конституционная норма, на основании которой было принято решение; открылись новые существенные обстоятельства, не известные в момент принятия решения. В законе о Конституционном суде Республики Дагестан предусмотрено, что решение может быть пересмотрено Конституционным судом по собственной инициативе, если открылись новые обстоятельства, не известные на момент принятия решения, которые могут существенно повлиять на его сущность, или изменилась конституционная норма, на основании которой было принято решение. Аналогично решается вопрос в республиках Карелия, Саха (Якутия).

Различен и количественный состав органов конституционного контроля. Например, Устав Кемеровской области предусматривает, что уставной суд является постоянно действующим органом, состоящим из 6 судей, назначаемых на паритетных началах областным Советом и Губернатором области сроком на 5 лет. По Уставу Челябинской и Свердловской областей судьи уставного суда назначаются на данную должность законодательным (представительным) органом области по представлению высшего должностного лица субъекта федерации.

Так же различны и требования, предъявляемые к кандидатам на должность судей уставных (конституционных) судов. Общими являются лишь наличие гражданства Российской Федерации и достижение определенного возраста (35 лет - в Кемеровской и Новосибирской, 30 лет - в Свердловской и Челябинской областях), наличие стажа работы по юридической специальности (не менее 10 лет в Свердловской области, 5 лет в Кемеровской области. В Уставе Кемеровской области установлен ценз оседлости (проживание на территории области не менее 5 лет).

Так, включение в компетенцию региональной конституционной юстиции таких полномочий, как разрешение споров о компетенции и споров по жалобам граждан и запросам судов, может вызвать расхождение в оценке содержания и разграничения компетенции Конституционного Суда РФ и органов конституционного контроля субъектов РФ.

Во многих субъектах Российской Федерации толкование региональных конституций (уставов) является исключительной компетенцией Конституционных (Уставных) судов субъектов Российской Федерации. Лишь в Тюменской области правом толкования наделены Уставный Суд и областная Дума. И поскольку законом об Уставном Суде области не установлена обязательность решений Суда для всех органов государственной власти, возможно возникновение коллизий, когда Уставный Суд и областная Дума дадут различное толкование одной и той же нормы.

Конституционные (Уставные) суды субъектов Российской Федерации раскрывают смысл и содержание многих правовых понятий и терминов конституций и уставов субъектов, не нашедших конкретизации в действующем законодательстве либо противоречащих ему. Таким образом, Конституционные (Уставные) суды субъектов Российской Федерации выступают инициаторами восполнения пробелов в законодательстве субъекта Российской Федерации, исходя из логики и смысла основного закона. В акте толкования нередко разрешается фактически ранее не урегулированный в законодательстве вопрос.

Анализ законодательства субъектов РФ позволяет выделить следующие группы регионов:

а) субъекты РФ, которые вообще не разрешают вопросы по определению полномочий уставных судов: Архангельская, Самарская, Смоленская, Читинская области;

б) регионы, законодательство которых, упоминая о наличии у суда субъекта РФ собственной компетенции, делает отсылку к специальному закону, в котором она должна быть установлена; (см. Конституцию Республики Алтай (ст.126), уставы Красноярского края (ч.1 ст. 76), Курганской (ст. 126) и Сахалинской (ч.1 ст.141) областей;

е) регионы, использующие выше указанный вариант правового регулирования, но при этом выделяющие также субъекты (физические и юридические лица), которые имеют право обращаться в конституционный (уставной) суд; (см. конституции республик Удмуртии (ч.2 ст. 105), Марий Эл (ч.3 ст. 95), Коми (ст. 96), Дагестана (ст.113).

В настоящее время конституционные (уставные) суды созданы и действуют лишь в 17 субъектах Российской Федерации. Процесс развития региональной конституционной юстиции продолжается. В январе 2010 года начал свою деятельность Конституционный Суд Республики Ингушетия. В то же время большая часть субъектов Российской Федерации предпочитает обходиться без региональной конституционной юстиции, в том числе при наличии соответствующей правовой базы в их конституциях, уставах и даже принятых специальных законах.

3. Значение конституционной юстиции в осуществлении власти в субъектах Российской Федерации

С созданием конституционного (уставного) суда субъекты Российской Федерации обретают собственный орган, призванный посредством конституционного судопроизводства обеспечивать защиту конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, поддержание верховенства и непосредственного действия конституции (устава) субъекта Российской Федерации в системе регионального законодательства. Осуществление в субъекте Российской Федерации конституционного (уставного) правосудия одновременно служит показателем его приверженности федеративным принципам построения российского государства.

Конституционные и уставные суды субъектов РФ, хотя процессуально и не подчинены Конституционному Суду РФ, однако они связаны между собой функционально, действуют в рамках единого правового пространства, в котором законодательство Российской Федерации и законодательство субъектов Российской Федерации находится в иерархической взаимосвязи. Таким образом, уставные (конституционные) суды субъектов Российской Федерации обеспечивают, в первую очередь, единообразие применения федеральных конституционных норм на территории всей страны. Однако Российская Федерация еще не достигла достаточного уровня взаимодействия между конституционными (уставными) судами и Конституционным Судом РФ. Этот процесс находится в развитии.

Другой важнейшей формой обеспечения конституционной законности в субъектах Российской Федерации является толкование конституций (уставов) субъектов РФ конституционными уставными судами, поскольку одной из составных частей содержания конституционной законности является единообразное применение конституционного законодательства гражданами, должностными лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. В этом процессе конституционные и уставные суды субъектов РФ играют ведущую роль. Толкование конституций и уставов субъектов Российской Федерации, даваемое в порядке конституционного судопроизводства, является официальным и общеобязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, о чем прямо указывается в законодательстве о региональных органах конституционного контроля. Толкование региональных основных законов представляет собой особый вид деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, посредством которого осуществляется не только правовая охрана учредительных актов субъектов РФ, но и обеспечение конституционной законности.

Таким образом, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации являются полноправными органами государственной власти субъектов. Они являются формой судебной власти, независимы и самостоятельны. Их независимость определяется не только объемом их полномочий, но и тем, что они неподотчетны каким-либо другим органам, включая законодательный орган.

Заключение

уставной конституционный суд региональный

Деятельность региональных органов конституционной юстиции показывает, что конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации еще не в полной мере используют свой потенциал. Имеются суды, которые в достаточной степени реализуют возможности конституционного судопроизводства и вполне эффективно осуществляют предоставленные им полномочия. Вместе с тем некоторые конституционные (уставные) суды субъектов Федерации имеют низкие показатели своей деятельности. Деятельность существующих уставных (конституционных) судов имеет резервы оптимизации, среди которых - повышение качества предварительного рассмотрения обращений, распространение сведений о состоянии и возможностях регионального конституционного правосудия через СМИ и иные источники информации, развитие сотрудничества между конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации на основе взаимных соглашений, использование научно обоснованных рекомендаций, активизация взаимодействия с Конституционным Судом Российской Федерации.

Вообще, функционирование конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации не происходит обособленно. Оно зависит от нормативной базы и осуществляется наряду с уголовным, гражданским и административным судопроизводством. В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации функционируют свои органы законодательной и исполнительной власти, но во многих из них нет своих органов конституционной (уставной) юстиции.

Список использованной литературы

3. Абдурашидова З.А. Конституционное судопроизводство в субъектах Российской Федерации // Государственное строительство и право: Сборник научных статей РАГС. Вып. 1 (7). / Под общ. ред. Г.В. Мальцева, Е.Ю. Догадайло - М.: Изд-во РАГС, 2004. - С. 135-137. - 0.3 п.л.

4. Ибрагимова М.А. Проблемы формирования конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации //Юридические науки. 2008. № 5, С. 23-27

5. Мироновский О.Б. Правовой статус конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Автореф. дис.канд.юрид. наук. М., 2001. С. 16.

6. Подерган Е.С. Причины задержки развития уставного правосудия в сложносоставных субъектах Российской Федерации //Конституционное и муниципальное право. 2005. № 7.

Подобные документы

Становление органов конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации. Компетенция конституционных (уставных) судов. Субъектов Российской Федерации. Акты конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

курсовая работа [51,6 K], добавлен 11.04.2004

Федеральный закон и законы субъектов Федерации. Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Конституционные (уставные) суды и их компетенция. Порядок формирования конституционных (уставных) судов. Численный состав, судьи.

реферат [27,0 K], добавлен 16.07.2008

Характеристика общетеоретических и правовых основ институционализации уставных судов субъектов Российской Федерации. Особенности рассмотрения отдельных категорий дел в конституционных судах. Компетенция региональных органов конституционной юрисдикции.

дипломная работа [79,8 K], добавлен 23.03.2012

Юридическая природа конституционных и уставных судов субъектов РФ. Законодательно закрепленные основные принципы их функционирования. Порядок их образования и полномочия. Юридическая сила судебных актов. Развитие конституционной юстиции в субъектах РФ.

курсовая работа [27,2 K], добавлен 10.11.2012

Понятие и сущность конституционного (уставного) правосудия субъектов Российской Федерации. Особенности нормативно-правового и организационно-правового регулирования деятельности конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации.

дипломная работа [82,1 K], добавлен 08.09.2016

Общетеоретические и конституционно-правовые основы институционализации конституционных судов субъектов Российской Федерации, определение их места и значения в судебной системе. Особенности рассмотрения отдельных категорий дел и пределы компетенции.

дипломная работа [112,9 K], добавлен 21.03.2012

История развития конституционного уставного законодательства в субъектах Российской Федерации. Порядок принятия и изменения региональных конституций и уставов. Юридические свойства основного закона субъектов Российской Федерации как системная целостность.

  1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
  2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства .
  3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Судебную систему Российской Федерации составляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается .

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, постоянно проживающие в Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Судьям судов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

  1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
  2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
  1. Судьи несменяемы.
  2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
  1. Судьи неприкосновенны.
  2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.
  1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
  3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Об осуществлении полномочий и назначении новых судей Конституционного суда РФ в связи с вступлением в силу ст. 1 Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ см. ст. 3 указанного Закона.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

  1. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты ;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

  1. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

  1. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .
  2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .
  3. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации") .


Процесс создания конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации далек от своего завершения. На сегодняшний день реально функционирует 16 конституционных (уставных) судов субъектов РФ:

– конституционные суды республик: Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карелия, Коми, Марий Эл, Саха (Якутия), Северная Осетия — Алания, Татарстан, Тыва, Чеченская Республика;

– конституционные суды областей: Калининградская и Свердловская;

– конституционный суд города федерального значения: Санкт-Петербург.

Еще 28 субъектов Российской Федерации (4 республики, 1 город федерального значения, 1 автономный округ, 20 областей, 2 края) предусмотрели в собственных конституциях и уставах возможность создания данных судов.

В Республике Бурятия деятельность конституционного (уставного) суда приостановлена в 2013 г., в Челябинской области в 2014 г. конституционный (уставной) суд упразднен [8].

Основная проблема конституционной юстиции в регионах связана с несовершенством законодательной базы. На сегодняшний день отсутствует единое правовое регулирование данной сферы на федеральном уровне. По мнению В. В. Игнатенко, А. А. Петрова и С. В. Праскова, парадокс заключается в том, что тем регионам, где такие суды функционируют, зачастую приходится действовать в условиях фрагментарности, запутанности и противоречивости федеральной нормативной правовой основы существования этих судов [4]. При этом отсутствие конституционных (уставных) судов во многих субъектах Российской Федерации осложняет деятельность существующих конституционных (уставных) судов и приводит к различиям в уровне судебной защиты конституционных прав и свобод граждан в зависимости от места их жительства.

Помимо несовершенства законодательной базы, сложности с учреждением конституционных (уставных) судов связаны с новизной института судебного конституционного контроля в целом для самих граждан как потенциальных заявителей, а также организационными и финансовыми факторами (финансирование осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта) [6].

М. А. Мокшина связывает проблемы развития регионального конституционного судопроизводства со слабой интенсификацией процесса развития конституционной (уставной) юстиции в субъектах РФ, причинами которой называет:

– федеральную сдержанность, тормозящую расширение географии конституционной (уставной) юстиции в субъектах РФ;

– неопределенность роли и места конституционных (уставных) судов в системе судебных органов РФ и в системе органов государственной власти субъектов РФ;

– отсутствие кадров, обладающих высокими профессиональными навыками в этой области, в субъекте РФ;

– материально-финансовые проблемы субъектов РФ;

– недостаточная загруженность конституционных (уставных) судов некоторых субъектов РФ;

– нежелание органов государственной власти включать новый контролирующий орган в сложившуюся систему взаимодействия ветвей власти, а также опасение идти на самоограничение и установление судебного контроля за региональной нормотворческой деятельностью;

– недостаточность методического и информационного обеспечения организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ со стороны федеральных органов государственной власти [7].

Неопределенность в вопросе компетенции конституционных (уставных) судов в субъектах РФ приводит к проблемам разграничения их компетенции с другими судами — Конституционным Судом РФ, арбитражными судами и судами общей юрисдикции по актуальным направлениям: соотношение компетенции по защите прав и свобод человека, принятие дублирующих решений по рассмотрению нормативных правовых актов субъекта Федерации на предмет соответствия федеральному законодательству и конституции (уставу) субъекта РФ, а также в рассмотрении споров о компетенции между органами власти на региональном уровне [6, c. 20–21].

М. А. Мокшина предлагает создать единую систему федеральных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов субъектов РФ на основе Конституции РФ, конституций, уставов субъектов РФ, определяющих статус конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, разработать и принять специальный федеральный закон, определяющий основы правового статуса конституционных (уставных) судов субъектов РФ [7, c. 117].

С. М. Габиева, О. А. Османова, М. Ю. Габиева, рассматривая в перспективе конституционные (уставные) суды субъектов РФ как гарантов обеспечения конституционной законности, предлагают наделить конституционные (уставные) суды субъектов РФ такими дополнительными общими полномочиями, как осуществление мониторинга регионального законодательства; проверка соответствия законов субъектов Федерации федеральным законам; участие в процедуре отрешения от должности высшего должностного лица субъекта Федерации и т. д. [3].

Для решения существующих проблем необходимо наделить конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации такими дополнительными общими полномочиями, как:

– осуществление мониторинга регионального законодательства;

– право законодательной инициативы в пределах своего ведения;

– проверка соответствия законов субъектов Федерации федеральным законам;

– рассмотрение споров о компетенции между органами государственной власти субъектов Федерации;

– участие в процедуре отрешения от должности высшего должностного лица субъекта Федерации.

Основные термины (генерируются автоматически): суд субъектов РФ, Российская Федерация, суд, субъект РФ, субъект Федерации, региональное законодательство, высшее должностное лицо, государственная власть, единая система, законодательная база.

1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и его заместителя .

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой сенаторов Российской Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации :

а) федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации ;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации .

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет :

а) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;

б) по запросам судов - конституционность законов и иных нормативных актов, указанных в пунктах "а" и "б" части 2 настоящей статьи, подлежащих применению в конкретном деле .

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

5.1. Конституционный Суд Российской Федерации:

а) по запросу Президента Российской Федерации проверяет конституционность проектов законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации, законов до их подписания Президентом Российской Федерации;

б) в порядке, установленном федеральным конституционным законом, разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка Российской Федерации;

в) по запросу Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом, проверяет конституционность законов субъекта Российской Федерации до их обнародования высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) .

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании .

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации либо Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления .

8. Конституционный Суд Российской Федерации осуществляет иные полномочия, установленные федеральным конституционным законом .

Читайте также: