Как выбрасывают суда на берег для утилизации

Обновлено: 13.05.2024

Современные стальные корпуса кораблей построены с расчетом на то, что они будут выходить в море в течение нескольких десятилетий, прежде чем их ремонт становится нерентабельным. После своей жизни, более 90 процентов мировых океанских контейнеровозов в итоге оказываются на берегах Индии, Пакистана, Индонезии или Бангладеш, где спрос на сталь довольно высок, охрана окружающей среды не является приоритетом государства и труд простых рабочих очень дешев.

Старые корабли выкидываются прямо на отмели у берегов, а затем раздираются молотками, зубилами, болгарками и паяльными лампами до тех пор, пока не будут разделаны на мелкие части, чтобы затем быть проданными на металлолом. Работа эта очень тяжелая, и низкооплачиваемые работники сталкиваются со значительными рисками от опасных условий труда и вредного для здоровья воздействие материалов, таких как асбест и тяжелые металлы.

Работник на верфи окутан пылью и паром от разделительной стены, которую он разрезает автогеном внутри корпуса судна на участке по разделке судов Гаддани, где обрели свой конец 127 судов, в 40 км к западу от Карачи, Пакистан. Мир фактов таков, что на верфи по разделке судов Гаддани работают около 10 000 работников, в том числе сварщики, уборщицы, крановщики и супервайзеры. Для разделки среднего размера транспортного морского судна, водоизмещением около 40000 тонн, примерно 50 работников будут трудиться около трех месяцев. Работники на верфи трудятся в режиме шестидневной рабочей недели и получают зарплату около 300 долларов в месяц, из которых половина уходит на еду и аренду лачуги возле верфи.

Пакистанская работник тянет провод, который он присоединит к толстой цепи, которая в свою очередь будет использоваться, чтобы отделить плиту выброшенного на берег судна.

Индийский работник на верфи в Мумбаи, Индия, 27 декабря 2012 года.

Чернорабочий использует газовый автоген для распила на отдельные части судна на верфи Гаддани в Пакистане 25 ноября 2011 года.

Верфь Читтагонг, Бангладеш.

Рабочий поднимается по лестнице, во время работы на борту судна, разделяя его на металлолом в Гаддани 24 ноября 2011 года.

Работник пакистанской верфи использует автоген для резки металла внутри корпуса судна, выброшенного на берег в Гаддани 11 июля 2012 года.

Рабочий моет руки в Читтагонге от 19 августа 2009 года. В Читтагонге производится утилизация судов, прибрежная полоса на протяжении 20 км. сильно загрязнена. Количество аварий и жертв на верфи считается самым высоким в регионе.

Индийская женщина толкает металлолом через илистый берег во время отлива в Мумбаи 21 декабря 2006 года. Обычные люди также собирают мелкий металлолом, в обили выбрасываемый морем на берег и продают компаниям по утилизации отходов.

Рабочие натягивают трос для разделки судна на металлолом на верфи Гаддани.

Работники с помощью самодельного подвесного устройства забираются на корабль в Гаддани рано утром, 25 ноября 2011 года.

Работники пакистанской верфи удаляют бочки с маслом внутри корпуса судна, выброшенного на берег в Гаддани.

Работник стоит на разделываемом судне на верфи Чилингчинг, Джакарта, Индонезия.

Пакистанский работник на верфи работает на разделке выброшенного на берег судна в Гаддани, Пакистан.

Верфь по разделке судов Аланг в Индии.

Работники видны через прорезь в части корабля на верфи в Читтагонге, Бангладеш, 19 августа 2009 года.

Работники разбирают первый индийский авианосец INS Vikrant на верфи в Мумбаи, Индия, 22 ноября 2014 года. Авианосец военно-морского флота был приобретен у Великобритании в 1957 году, и сыграл ключевую роль в ходе индо-пакистанской войны 1971 года. Авианосец был списан в 1997 году.

Работники на перекуре во время работы на верфи в Читтагонге, Бангладеш, 16 июля 2013 года.

Рабочие стоят на самодельной кабельной каретке, которая транспортирует их на корабль, для разделки его на металлолом на верфи Гаддани.

Работник улыбается на верфи в Чилингчинге, Джакарта, Индонезия, 23 марта 2010 года.

Работник спускается из металлического каркаса корабля в конце его смены на верфи Гаддани.

Рабочие на сталелитейном заводе делают стальные стержни из лома в Дакке, Бангладеш. В то время как цены на металлолом в мире возросли в последнее время, рабочие на металлургическом заводе в Бангладеш зарабатывают в среднем по пятьдесят центов в час.

Работник верфи моется в конце своей смены в Гаддани 10 июля 2012 года.

Работники отдыхают после работы в корабле в Читтагонге, Бангладеш, 19 августа 2009 года.

Работники верфи на судне, выброшенном на берег в Гаддани 10 июля 2012 года.

Рабочие взбираются по железной цепи и лестнице на корабль на верфи Гаддани в Пакистане 24 ноября 2011 года.

Разборщики корабля катят бочки с маслом с корабля, который разобран на металлолом в портовом городе Читтагонг, Бангладеш, 24 июля 2008 года.

Останки судна на утилизации судов на разборке Шитакундо, примерно в 16 км от Читтагонг, Бангладеш, 19 апреля 2009 года.

Курниах собирает ржавый металлолом на пляже рядом с верфют по разборке кораблей Танджунг Приок в Джакарте, Индонезия, 16 апреля 2010 года. Курниах говорит, что она может заработать около 2 долларов после сбора около 100 кг металлолома в день. Ржавый металлолом продается посредникам, которые будут продавать его уже на завод.

Работники пакистанской верфи работают на судне, выброшенном на берег и демонтируемом на участке Гаддани, Пакистан, 11 июля 2012 года.

Работник пакистанской верфи залезает на якорную цепь судна, выброшенного на берег и демонтируемого на участке Гаддани, Пакистан, 11 июля 2012 года.

Как в России началась работа по подъему и утилизации затонувших судов


Курс – на Магадан

Первой начнут очищать акваторию Дальневосточного федерального округа (ДФО), а пилотным регионом выступит Магаданская область. В бухте Нагаева, на берегу которой стоит Магадан, затоплено около двух десятков кораблей. Всего в акваториях Дальнего Востока обнаружено 580 затопленных кораблей, из которых 235 нужно поднять и утилизировать.

В принятом документе четко расписаны мероприятия, сроки, ответственные. Например, уже до 1 марта 2021 года Минтранс, Росморречфлот, администрации морских портов и бассейнов внутренних водных путей вместе с регионами ДФО должны сформировать перечень подлежащего подъёму имущества.

В той же бухте Нагаева президент Владимир Путин еще в 2014 году поручал очистить кладбище кораблей. И даже были попытки поручение выполнить. Однако опять застопорилось: Минтранс не дал денег, региональным властям это оказалось не по силам, возникли правовые коллизии с собственниками затонувших судов.



Экология и безопасность

Кому они мешают, эти суда-утопленники? Есть среди экспертов по подводному миру и альтернативное мнение: поднимать корабли не нужно, особенно те, что лежат на дне столетиями и образовали своеобразную экосистему.

Но у большинства специалистов мнение однозначное: затонувшие корабли опасны для судоходства, негативно влияют на экологическую ситуацию (особенно это касается утечек топлива и машинного масла), выделяют токсичные вещества – ртуть, свинец и другие. В затонувших военных кораблях остаются снаряды.


А кто хозяин?

Затянувшийся на десятилетия процесс поднятия затонувших кораблей чиновники разного уровня объясняют несовершенством законодательства, отсутствием финансирования - как у собственников судов, так и у государства. Да и самого собственника отыскать и заставить его отвечать за свое имущество – дело практически безнадежное.

Теперь вся надежда на Государственную Думу и новый закон, который должен прописать порядок удаления затонувшего имущества. В Дорожной карте указаны сроки: февраль- июнь 2021 года.

Наверное, тогда же и будут подсчитаны и заложены на эти цели финансовые средства.

По оценкам экспертов, подъем среднего рыболовецкого сейнера обходится примерно в 10 миллионов рублей. Хотя в каждом конкретном случае могут быть свои цифры.


Как поднять

Подъем и утилизация судов – одни из самых сложных и опасных производственных процессов в мире.

За 10 лет (данные приведены на 2017 год) со дна Волжского бассейна было поднято почти 2000 плавсредств. Механизм их подъема и утилизации разработан в рамках программы по очистке Волги, которая рассчитана до 2025 года.

Два года назад новостные ленты сообщали, что Петербургский Крыловский государственный научный центр приступил к разработке универсального средства подъема различных затонувших объектов. В проекте это было судно катамаранного типа, способное поднимать из-под воды объекты массой до 14 тысяч тонн. Планировалось построить судно уже в нынешнем году, о дальнейшем развитии проекта пока не сообщается.


Утилизация: подходы и стандарты

Несмотря на развитые технологии, разбор судов часто происходит вручную.

Судам, отслужившим свой век, одна дорога - на металлолом. Это позволяет использовать вторично огромные массы металла. По данным организации Shipbreaking Platform, в 2019 году на утилизацию было продано 674 морских судов и платформ.

В странах ЕС строгие стандарты, по которым судна могут демонтироваться только на специализированных объектах. В России, кстати, тоже действуют подобные правила. Есть Соломбальская судостроительная верфь в Архангельске, в Находке, но чаще всего поднятые корабли утилизируют на месте, в портовых доках.

Ученые Олалекан Адекола (США) и Джахир Ризви (Великобритания) предложили экономичный и экологичный метод демонтажа судов. Авторы разработки рекомендуют разбирать корабли на специальной четырехслойной платформе, изготовленной из бетона, гальки и песка. Все слои платформы имеют разную степень проницаемости, что позволяет на каждом уровне улавливать разные загрязняющие вещества. Кроме того, для изготовления подложки требуются натуральные и недорогие материалы, которые впоследствии можно пустить в переработку.


С кладбища – в музей

Извлеченные из морских и речных глубин корабли могут еще послужить людям не только в качестве металлолома. Есть идеи превращать затонувшие корабли в музеи. Не один год готовится проект такого музея в Кронштадте, но, судя по всему, до его открытия еще далеко - это требует немыслимых затрат, энергии инициаторов и массу разных факторов.

Экологи давно озаботились вопросом о сохранении природы в местах прикола судов. Они наносят ущерб окружающей среде, выделяя вредные вещества. Утилизация кораблей в Турции, Индии, Пакистане и иных городах — серьезная проблема.

Необходимость утилизации

Когда морское судно отслужило свой срок, его оставляют на приколе вблизи места приписки. Но неподвижный корабль с течением времени оказывает неблагоприятное влияние на состояние окружающей среды.

На старых судах отключена система локации, что представляет опасность для других кораблей. Они могут сгореть, в результате чего произойдет выброс вредных веществ в атмосферу.

утилизация судна

Вес судна не позволяет перемещать их на большие расстояния по суше. Они несколько лет стоят в акваториях, создавая угрозу для морских обитателей и людей. Поэтому их нужно незамедлительно разбирать.

Проблема переработки судов сегодня стоит остро, так как сама разборка опасна.

Как происходит процесс

Около 85% судов сдается в лом в Индии, Пакистане, Турции и Бангладеше.

Сегодня утилизация кораблей не имеет определенной технологии. Особенно в Индии разборку морских судов выполняют рабочие без квалификации, специальных инструментов и одежды.

Работа всегда сопровождается большим риском травм, в год на разборе корабля на металлолом гибнут десятки людей.

Процесс утилизации таит в себе опасность для окружающей среды и жизни человека. Работы ведутся в несколько этапов.

Подготовка

Разделка судов на металлолом осуществляется только после изучения технической документации. Важно понять, из чего состоит корабль, для каких целей использовался.

Отсутствие информации о судне приводит к возгоранию и другим печальным последствиям при выполнении работы.

Демонтаж

Старое плавучее средство сажают на мель. Место разбора находится вблизи железной или автомобильной дороги. Это уменьшает время на доставку и вывоз оборудования.

Процесс демонтажа занимает от 5 до 10 дней в зависимости от размеров судна. Работы завершены, когда отсоединены все кабели, узлы и агрегаты. От корабля остается только корпус.

Демонтаж судна

Выполняется оценка судна на металлолом. Сплавы могут содержать дорогие металлы, которые после переработки используют повторно.

Разделка

Вокруг судна устанавливают строительные леса, и с помощью газовых резательных аппаратов расчленяют на секции.

Судоразделка

После этого их перемещают на некоторое расстояние друг от друга и открепляют листы, блоки. Затем части режут на мелкие, что позволяет перевести их наземным транспортом.

Для утилизации военных судов или торговых специальных аппаратов, приспособлений, инструментов не существует. Применяются лебедки, гидравлические ножницы, газовые резаки. Для перемещения частей используются платформы, краны и манипуляторы.

Сортировка

На металлолом отправляют не все судно, так как при производстве применяются ценные материалы. Их выделяют из общей массы, чтобы в последующем использовать повторно.

Для этого отдельные части проходят сортировку. Материалы, не представляющие ценность, отправляются на металлолом.

Чем опасны старые суда

Отслужившие свой срок корабли неблагоприятно воздействуют на морских обитателей и людей. Экология вокруг акватории, где они стоят, ухудшается с каждым днем:

  1. Загрязнение воды. На корпусе отслаивается покрытие, ржавеет металл, выделяется свинец, ртуть и другие вредные вещества. Все это оседает на дне и разносится на отдаленные участки.
  2. Риск пожара. Кроме естественного загрязнения, суда становятся причиной возгорания. На них отсутствует система тушения огня, потому они полностью выгорают, выбрасывая в атмосферу токсичные вещества.
  3. Вероятность столкновения. Если корабль непрочно сидит на мели, то тайфун или шторм спровоцирует его перемещение в открытое море. Без системы навигации он представляет опасность, и в темное время суток может привести к столкновению в открытом море.

Поэтому утилизация судов, которые вышли из строя, проводится в кратчайшие сроки.

Утилизация кораблей в стране

Вопрос о разборке отслуживших судов на металлолом и в России стоит остро. Правительство решает его с помощью урегулирования законодательной базы. В 2012 году было принято постановление о технологии утилизации кораблей. Оно предусматривает учет аспектов, удовлетворяющих требования по защите окружающей среды. Согласно постановлению, работы должны осуществляться в специально отведенных местах.

утилизация старого судна

Разбор судна выполняется компаниями, которые обязуются:

  • провести комплекс мероприятий в соответствии с законом;
  • использовать исправную технику;
  • обучать специалистов;
  • соблюдать меры безопасности;
  • передавать заказчику документы с указанием перечня работ.

Но резка кораблей и разборка производится в течение 3-10 месяцев, без соблюдения требований. Это связано с объемом и стоимостью работ. В России остро заявляет о себе проблема заброшенных кораблей. Собственники, которые не в силах оплатить утилизацию просто бросают их.

Стоимость работ велика и не каждый владелец корабля в силах оплатить все расходы по разборке и транспортировке судна. Государству необходимо принять еще несколько законов, разработать технологии, которые позволят минимизировать отрицательное воздействие на окружающую среду и человека.

Утилизация кораблей – трудоемкий и серьезный процесс. Опасность представляют атомные подлодки и судна с ядерными установками. Их разбор должен выполняться тщательнее, внимательнее, с применением специального оборудования и соблюдением норм безопасности.

Экологи утверждают, что работы по утилизации нужно проводить в странах, имеющих выход в море. Это позволит избежать глобальной экологической катастрофы. Но сегодня подобное невозможно ввиду дороговизны разбора, необходимости применять технику, опасности для жизни рабочих. Правительству предстоит принять ряд законов, регулирующих деятельность компаний по утилизации. Выполнение регламента позволит снизить риски и предотвратить последствия.


В случае, когда крупное плавательное средство вышло из строя, а его ремонт невозможен, требуется утилизация и переработка. Оставлять старые корабли и баржи пришвартованными в портах запрещено и крайне опасно: в числе материалов, используемых в процессе судостроения, – сурьма, ртуть, свинец и др. С течением времени обшивка плавательного средства начинает разлагаться, а входящие в ее состав элементы попадают в воду и оседают на дно. Тяжелые металлы губительны для экосистемы, поэтому вышедшие из строя корабли следует обязательно утилизировать.

При этом старые суда подвержены возгоранию: легко воспламеняемый пластик, остатки топлива, масла могут загореться, что приведет к выбросу токсичных веществ в воздух. Утилизация списанных кораблей обязательна для владельцев плавательных средств, что регламентировано Постановлением Правительства РФ № 620 от 12 августа 2010 года.

Подготовительный этап

Резка корабля на металлолом

Первый этап сдачи судна – его правильная подготовка. Специалисты должны проанализировать состав материалов, из которых построено судно, определить степень их опасности и радиационной активности посредством спектрального и химического анализа. Полученные данные позволят предотвратить вероятность взрыва или возгорания при проведении работ.

Процедура утилизации

Следующий этап – разделка судна на металлолом. Для этого во время прилива плавательное средство заводят на мель, а после отлива приступают к демонтажным работа. Разборку производят, полностью снимая оборудование и обшивку, и оставляют только корпус.

  • разделка корпуса судна на лом;
  • резка секций на листы и блоки;
  • вынос составных частей корпуса на берег;
  • резка полученных элементов на мелкие части;
  • сортировка и отправка на переработку.

В судостроении используют ценные металлы и сплавы, поэтому можно сдать судно на металлолом и выручить существенную сумму. По окончании демонтажа и резки материалы сортируют с учетом состава и степени засоренности, после чего сдают в пункты приема для дальнейшей переработки, переплавки и применения в качестве вторичного сырья при производстве металлоизделий.

Особенности демонтажа кораблей на металлолом

Разделка судов на металлолом происходит также на плаву и в доке. До начала работ специалисты составляют технологический план, а затем обследуют закрытые емкости. Это необходимо для обнаружения, извлечения, нейтрализации горючих остатков топлива, газовоздушных смесей, масел, взрывоопасных химических веществ.

Рабочая площадка, независимо от месторасположения, должна быть ограждена. Оборудование для резки и подъемные механизмы устанавливают в строго запланированных местах с учетом расчетных нагрузок. Палубные надстройки, крупные элементы палубы и корпуса демонтируют в лом. Прочие крупные элементы после резки переносят в сухие доки, где разделывают и сортируют для последующей сдачи. В процессе работ объекты поддерживают автокраном, а затем перемещают посредством подъемной и грузовой техники.

Стоимость утилизации

Цена утилизации плавательного средства зависит от многих факторов, включая его размер, типа, дату производства, особенности эксплуатации. Окончательную стоимость определяют с учетом необходимости проведения дополнительных работ, таких как:

  • откачивание нефтепродуктов;
  • вывоз мусора;
  • буксировка к месту разделки;
  • аренда дока;
  • срочность проведения работ;
  • доставка к месту утилизации и т.д.

Корабли на металлолом принимают с учетом фактической массы, рассчитанной по окончании разделки и демонтажных работ. Полученный металлолом взвешивают, вычисляя стоимость материалов с учетом объема засора. Также на сумму выручки от сдачи повлияет размер судна и его разновидность. Сдать на металлолом можно плавательные средства всех типов, включая пассажирские корабли, сухогрузы, плавучие краны, баржи, катера, понтоны, сухогрузы и танкеры.

Особенности утилизации судов в России

Постановление Правительства России № 620 в редакции 2012 года устанавливает: любые плавательные средства необходимо утилизировать по истечении допустимого срока эксплуатации (около 30 лет). Способ проведения работ должен отвечать требованиям по защите окружающей среды, прописанных в соответственном законе.

Утилизация судна с продажей металлолома

Процедура сдачи кораблей на металлолом состоит из нескольких важных этапов:

  • поиск специализированной компании, чья деятельность лицензирована Росприроднадзором и Комитетом экономического развития;
  • подготовка пакета документов (свидетельство права собственности, судовой и машинный журнал, судовая санитарная книга и др.);
  • проведение экспертной оценки судна;
  • заключение договора с компанией;
  • получение денег от сдачи судна;
  • передача плавательного средства на утилизацию.

Сдать корабль, судоход и баржу на металлолом можно целиком или в разобранном виде.

Продажа водных судов на лом

Продажа корабля на металлолом – процедура демонтажа, разборки и утилизации судна, находящихся в критическом состоянии, не подлежащего восстановлению после аварии или поломки, списанного по истечении срока службы. Продать судно целиком или сдать лом, полученный от разборки, – сложный выбор. Он зависит от возможности проведения демонтажа, его стоимости и состояния судна (суда, пораженные коррозией, принимают по низкой цене из-за большого объема засора и дополнительных затрат на буксировку, демонтаж, переработку).

Чем сложнее условия разборки, тем выше цена проведения работ. Однако обычно стоимость демонтажа и разборки корабля ниже по сравнению с доходом, полученным от сдачи металлолома. Это позволяет покрыть расходы на утилизацию и получить существенную прибыль от продажи лома. Оптимальное решение – комплексные услуги демонтажа и приема лома, заказанные в одной компании.

Металлы в плавательных средствах

Разборка и утилизация водных судов на специальные предприятия позволяют извлечь и повторно использовать большие объемы металла. Полученное вторсырье используют в металлургии, судостроении, машиностроении и т.д. Основной вид вторсырья, получаемого в результате разборки, – достаточно дорогостоящая сталь. Использование лома при выплавке стали снижает расходы энергии и спрос на железную руду.

Корабельные провода на металлолом

Ценные цветные металлы содержатся в корабельном оборудовании. Например, в электрических проводах, которые предварительно обжигают для сдачи чистого лома. Но такая методика применяется преимущественно в кустарных условиях. Специализированные компании извлекают медные, латунные и бронзовые сплавы посредством сепараторов, шредеров, вибрирующих столов, колонн воздушной флотации и вихревых токов. Аналогичным способ перерабатывают электронные компоненты.

Выкуп списанных кораблей

Ужесточение требований Ростехнадзора к процессу эксплуатации водных судов привело к массовым списаниям кораблей, катеров, баржей. Утратив право целевого использования судна, владелец стремился скорее снять его с баланса, чтобы снизить налоговую нагрузку, не платить за аренду причала и т.д.

В короткие сроки избавиться от списанного корабля можно, продав его как крупногабаритный неразделанный, несортированный, засоренный лом. Цена выкупа будет ниже по сравнению со сдачей лома, полученного в результате демонтажа. Но плавательное средство весит несколько тонн, поэтому доход от сдачи будет достаточно высоким. Специалисты знают примерное содержание цветных и черных металлов в разных типах судов, поэтому предлагают взаимовыгодные условия владельцам. При наличии на корабле или барже вторично годных к применению деталей стоимость возрастает, поскольку их цена учитывается при приеме.

Дополнительные услуги при сдаче корабля на лом

Деятельность нашей компании лицензирована, а в распоряжении сотрудников – необходимые материалы для проведения следующих работ:

  • демонтаж плавательных средств;
  • резка крупногабаритных конструкций в металлолом;
  • разбор и утилизация списанного плавательного средства (плавучего крана, баржи, танкера, сухогруза, дебаркадера, катера, понтона и др.).

Проведение работ по утилизации, демонтажу и разборке возможно на собственных площадках нашей компании и территории заказчика. Также производим демонтаж, разборку, сортировку и хранение запчастей и узлов, оставшихся после того, как владелец сдал корабль на лом. При необходимости утилизируем запчасти и оборудование в металлолом. Поможем клиентам правильно оформить документы на списание корабля и предложим лучшие цены при выкупе.

Читайте также: