Особенности функционирования военных судов в рф доклад

Обновлено: 16.05.2024

Российские военные суды осуществляют правосудие в вооруженных силах, других воинских формированиях и в организациях, в которых предусмотрена военная служба.

Первые трибуналы появились еще в Римской империи, но свой зловещий ореол они получили позже – в эпоху Святейшей инквизиции. В новое время такое название получили специализированные военные суды, действующие в вооруженных силах, на освобожденных или оккупированных территориях.

Общая информация

Боевые действия почти всегда делают невозможной нормальную работу судебной системы. Возникает серьезная проблема с содержанием задержанных и арестованных, еще сложнее выполнять привычные для мирного времени наказания – лишения свободы или исправительные работы.

Поэтому во время войны правосудие осуществляется особыми органами – военно-полевыми судами и трибуналами. Они действуют только в период боевых действий или сразу после их окончания. Нередко такие структуры создаются командирами армейских частей и подразделений или комендантами населенных пунктов.

В 2018 году военные суды России праздновали столетний юбилей с момента своего образования.

Война определяет специфику данных органов юстиции. В компетенцию трибуналов входят преступления, совершенные военнослужащими или лицами, которые приравнены к ним. В первую очередь это военные преступники и дезертиры.

Военно-полевые суды могут рассматривать дела гражданских лиц и некомбатантов. Подобные органы занимаются мародерами, саботажниками, паникерами, пособниками противника. Военно-полевой суд считается чрезвычайным органом, который нередко действует вне норм существующего законодательства.

Боевые действия накладывают серьезный отпечаток на деятельность органов юстиции. В этот период дела, как правило, рассматриваются по упрощенной процедуре, а наказания отличаются особой жестокостью. Широко практикуется смертная казнь, нередко ее осуществляют прилюдно.

Приговоры военно-полевых судов и трибуналов нельзя обжаловать в апелляционных инстанциях, в некоторых случаях их утверждает командующий подразделением.

История

Трибунал не всегда бывает военным. Это особый суд, осуществляющий свою деятельность в чрезвычайных ситуациях и по специальной процедуре. Поэтому во многих аспектах он является антагонистом обычным судам общей юрисдикции.

Сам термин пришел к нам из Древнего Рима. В то время так называли особое возвышение, на котором проходили судебные процессы. Нынешнее значение он получил в период Средневековья, когда были созданы особые трибуналы инквизиции. Им были подведомственны дела о богохульствах, ересях, колдовстве.

После французской революции врагов нового режима судил революционный трибунал – он стал главным двигателем террора. Трибунал отправил на гильотину королеву Марию-Антуанетту, герцога Орлеанского, Шарлотту Корде и тысячи других менее известных граждан. Подсудимым запрещалось пользоваться услугами адвокатов, а единственным наказанием в подобных судах была смертная казнь.

Дореволюционная Россия

В России военный трибунал появился в эпоху царствования Петра I. Это произошло в 1716 году, позже для них был разработан специальный уголовный кодекс.

Согласно петровскому положению, существовало три вида военных судов:

Трибуналы состояли из председателя, шести или двенадцати членов, секретаря, пристава и аудитора. На указанные должности в основном назначали офицеров и только аудитор должен был обладать юридическими познаниями. Поэтому качество принятых решений было крайне низким. Подобные суды имели право рассматривать дела не только военнослужащих, но и гражданских лиц.

Судебная реформа Александра II кардинально изменила систему военных судов Российской империи.

В 1867 году был принят новый военно-судебный устав, а структура органов армейской юстиции – реформирована. В ее состав вошли полковые и окружные суды, а также Главный военный суд. В состав двух последних органов входили профессиональные военные юристы, которых на должности утверждал лично император.

В СССР часто писали о жестокости царской военной юстиции, но с этим тяжело согласиться. В период с 1866 по 1905 год все суды империи вынесли всего 40 смертных приговоров. Исключением стал период революции 1905 года, во время которой власти решились на создание военно-полевых судов, подчинявшихся генерал-губернаторам. За восемь месяцев своего существования они вынесли более тысячи смертных приговоров. Существование подобных органов вызвало волну негодования в обществе, поэтому их работа была прекращена.

С началом Первой мировой войны в России были восстановлены военно-полевые суды, а в 1917 году Временное правительство вернуло смертную казнь.

Советский период

После прихода к власти большевиков в армии была развернута система революционных трибуналов. В феврале 1919 года появилось специальное положение, которое регламентировали их работу. Решения данных органов не подлежали обжалованию и приводились в исполнение в кратчайшие сроки. Кроме воинских преступлений, они занимались делами о контрреволюционной деятельности.

Революционные трибуналы имели право назначать любую меру наказания. Они действовали до 1922 года и принимали активное участие в репрессиях периода Гражданской войны.

Революционные трибуналы отличались крайней жестокостью.

В СССР военные трибуналы действовали на основе специального положения Конституции, ряда законов СССР и актов союзных республик. Судей для данных органов избирал Президиум Верховного Совета из числа военнослужащих с соответствующим образованием. Заседатели выбирались прямо в частях открытым голосованием. Трибунал в армии занимался преступлениями, которые совершили военнослужащие. Надзор за данным органом осуществлял Верховный суд страны.

В первый же день войны был принят указ о работе военных трибуналов в районах боевых действий, а в также передачи им всех дел, в которых рассматривались преступления, совершенные против общественного порядка, обороноспособности страны и государственной безопасности.

Это было суровое время. За период Великой Отечественной войны трибуналами были осуждены более 2,5 млн советских граждан, из них 217 тыс. – были расстреляны. Большая часть из них – гражданские лица, которых судили за контрреволюционную деятельность, распространение слухов, уход с работы или мелкие кражи. Число казненных по приговорам трибуналов во время ВОВ сопоставимо с потерями союзников в Европе.

В 1943 году в СССР появились военно-полевые суды. Они рассматривали дела о преступлениях нацистов на советской территории, шпионаже и измене Родине. В подсудность к военным судам также попали дела о пособниках оккупантов.

Подобные органы образовывались при дивизиях действующей армии, приговоры утверждал командир подразделения, обычно они приводились в немедленное исполнение. Приговоренных к казни вешали, причем предписывалось снимать тела только через несколько дней.

Трибуналы рассматривали дела в упрощенном порядке, судьям часто приходилось выезжать прямо на передовую и проводить там процессы. Нередко они приговаривали военнослужащих к отправке в штрафные батальоны.

Военные трибуналы продолжили свою работу и после окончания войны. Например, именно по приговору такого органа был расстрелян генерал-изменник Власов и его ближайшие соратники. Аналогичная участь постигла и целый ряд других известных коллаборантов. Позже военный трибунал судил американского летчика-шпиона Френсиса Пауэрса .

Важные изменения в статусе военных судов и трибуналов произошли после смерти Сталина. В 1958 году было принято новое постановление, которое регулировало работу данных органов. Главной целью военных судов этот документ определял борьбу с посягательствами на обороноспособность ВС СССР.

В 1980 году система военных трибуналов была сформирована в частях ограниченного контингента советских войск в Афганистане . Действуя в очень сложных условиях, их сотрудники много сделали для укрепления дисциплины и боеготовности войск, защиты прав военнослужащих и местных граждан. Многие из них впоследствии были награждены орденами и медалями.

Современная Россия

В апреле 1992 года все военные трибуналы страны были реорганизованы в военные суды. Подобное решение стало не просто переименованием, а коренной сменой парадигмы работы данных органов.

В 1999 году был принят конституционный закон, регламентирующий работу судов в армии. Сегодня они являются неотъемлемой частью единой судебной системы нашей страны.

Любой военный суд упраздняется и создается федеральным законом. Его нельзя ликвидировать, если дела, которыми он занимался, не переданы в юрисдикцию другого аналогичного органа.

Судьи неподотчетны и независимы в своей работе, любое вмешательство в их деятельность влечет уголовную ответственность, которая предусмотрена российским законодательством.

Любой приговор или решение военного суда обязательны для исполнения всеми органами власти, самоуправления и военного управления, должностными лицами, коммерческими структурами и общественными организациями. Они имеют силу на всей территории страны.

Военные суды осуществляют правосудие в российской армии, а также в организациях, где есть военная служба. В их подсудность входят все дела о преступлениях, которые совершили сотрудники ВС, ФСБ , ФСО, СВР России , кроме того, они рассматривают жалобы военнослужащих на данные органы.

Юрисдикция окружных военных судов распространяется на один или несколько субъектов Российской Федерации .

Перед подобным органом могут предстать гражданские лица, если в момент преступления они находились в сговоре с военнослужащими, нарушившими закон. Кроме того, граждане, уже уволенные со службы, имеют право обжаловать в суде действия военного ведомства или отдельных должностных лиц, которые нарушили права указанных лиц во время прохождения службы или нахождения на сборах.

Делопроизводство в военных судах ведется на русском языке. Лица, которые не владеют им, имеют право выступать на родном или другом языке. Также они могут пригласить переводчика.

В настоящее время судейские должности могут занимать и гражданские лица, но предпочтение все-таки отдается офицерам с юридическим образованием.

Деятельность военных судов во время мобилизации регламентированы специальными законами.

Структура

Расположение военных судов определяется местами дислокации частей, формирований и учреждений ВС РФ . Они находятся в местах, которые открыты для граждан.

В структуру военных судов РФ входят:

  • Гарнизонные. Располагаются в месте дислокации одного или нескольких гарнизонов.
  • Окружные. Их юрисдикция распространяется на территорию одного или группы субъектов страны.
  • Коллегия Верховного суда РФ .

Военная коллегия – это высшая инстанция по отношению ко всем военным судам. В ее состав входит председатель, его заместитель и другие судьи. Данный орган рассматривает жалобы на решения судов низших инстанций. Также коллегия может пересматривать старые дела в связи с вновь появившимися обстоятельствами.

Военные суды расположены не только на российской территории. За пределами нашей страны они могут вести все дела, которые обычно рассматривают суды общей юрисдикции.

Наиболее известные трибуналы

Нюрнбергский процесс

Самым известным трибуналом в истории, несомненно, является Нюрнбергский процесс, на котором было осуждено руководство гитлеровской Германии .

Нюрнбергский трибунал судил верхушку Третьего Рейха.

Уже к середине войны стало очевидно, что ее нельзя окончить обычным мирным договором или капитуляцией. В 1943 году, во время Московской конференции, союзники приняли декларацию об ответственности гитлеровского режима за военные преступления. Летом 1945 года был создан Международный трибунал, перед которым предстали 24 лидера нацистского режима.

Создание такого органа – это прецедент, которого не знала история человечества. Поэтому участникам процесса пришлось с нуля разрабатывать практически все, от устава трибунала до процессуальных механизмов.

Вина подсудимых не вызывала сомнения еще до начала процесса. Его главной интригой была мера наказания, которую им присудят. В итоге, 12 человек были приговорены к смертной казни через повешение, остальные – получили пожизненные сроки или длительное тюремное заключение.

Нюрнбергский трибунал был не столько юридическим, сколько политическим процессом. С точки зрения права, гитлеровцы ничего нарушали – до этого момента развязывание войны не считалось преступлением.

Критики процесса отмечают, что организаторам суда в Нюрнберге самим можно было инкриминировать значительную часть обвинительного списка. Например, США и Англии – бомбежки Дрездена и других немецких городов, весьма сомнительные с военной точки зрения. А СССР в начале войны сам тесно сотрудничал с гитлеровской Германией .

Токийский процесс

Токийский процесс, по сути, стал продолжением Нюрнбергского трибунала. Когда союзникам понадобилось осудить руководство разгромленной Японии , то они использовали принципы, разработанные ранее для Нюрнберга . Правда, были между этими процессами и некоторые различия.

В Токио сторону обвинения уже представляло 11 государств, причем представители США руководили им. Суд начался в мае 1946 года и затянулся практически на полтора года. Перед ним предстало 25 обвиняемых, из которых семь – были приговорены в смертной казни, остальные – к пожизненному заключению или длительным тюремным срокам.

В тот момент уже начиналась Холодная война, поэтому Токийский трибунал проходил в атмосфере жесткого противостояния между СССР и Западом. После его окончания Советский Союз организовал свой собственный процесс над японцами.

Трибунал по Руанде

В середине 90-х годов в Руанде произошли массовые убийства, которые позже были признаны геноцидом. За несколько месяцев было убито от 500 тыс. до 1 млн человек. Страшная бойня стала продолжением многолетнего конфликта между тутси и хуту – двумя народностями, проживающими в стране. Особую роль в развязывании геноцида сыграли местные средства массовой информации.

Многие виновные в геноциде до сих скрываются от правосудия. В самой Руанде за участие в убийствах было арестовано более 120 тыс. человек.

Трибунал по Югославии

Распад социалистической системы в Восточной Европе привел к началу масштабного конфликта – войне в Югославии. Она продолжалась почти десять лет и сопровождалась массовыми убийствами и этническими чистками. В вооруженных конфликтах между сербами, боснийцами, хорватами и македонцами погибло около 100 тыс. человек.

Международный трибунал по бывшей Югославии работал более десяти лет.

Трибунал по событиям в Югославии заработал в 1993 году. Инициатором данного процесса стал Совбез ООН . Среди стран, поддержавших это решение, была и Россия . За время работы суда было рассмотрено более 160 дел, а количество осужденных за преступления против человечности превысило 90 человек.

Суд по бывшей Югославии часто и по разным поводам критикуют. Его обвиняют в ангажированности, плохой организации, дороговизне. Тем не менее, трибунал в Гааге стал первым процессом, когда преступников судил не победитель, а международное сообщество.

Изначально планировалось, что процесс расставит все точки в конфликте, поможет найти справедливость и примирит народы. Увы, этого не случилось. Подсудимые, получившие приговоры в трибунале, становились национальными героями в своих странах, что совсем не способствовало примирению сторон.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них


Аннотация
Данная статья посвящена обзору системы военных судов и их место в российской судебной системе.

Военный суд Российской Федерации – Федеральный суд, являющийся частью судебной системы Российской Федерации и имеющий общую юрисдикцию, в которой вооруженные силы Российской Федерации, другие вооруженные силы, федеральные законы осуществляют юрисдикцию в органах, регулирующих военную службу, а также иные полномочия, предусмотренные федеральными и федеральными законами [3].

В систему военных судов входят кассационный военный суд, апелляционный военный суд, окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды.

В случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Исключительной властью Федерального закона является возможность создания и упразднения военных судов. Военный суд не может быть упразднен до тех пор, пока вопросы, относящиеся к его юрисдикции, не будут одновременно переданы в ведение другого суда. Верховный Суд Российской Федерации устанавливает численность судей военных судов из общего числа судей федерального суда общей юрисдикции, установленного федеральным законом О федеральном бюджете.

Создание военных судов осуществляется в свободно доступных местах по территориальному признаку в зависимости от места дислокации войск и учреждений Вооруженных сил Российской Федерации, военных организаций и учреждений.

Полномочия Верховного Суда Российской Федерации относятся к компетенции военного суда, что предусмотрено статьями 9 или 10 закона, в соответствии с которыми Военная коллегия Верховного суда является непосредственным Высшим судом по отношению к окружному (а также военно-морскому) военному суду. В состав коллегии входят председатель, заместитель председателя, председатель судебной коллегии и другие судьи Верховного Суда Российской Федерации. Председателем Военного совета является заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Военные суды и отделения военных университетов осуществляют правосудие в военных судах и военных университетах. Работники этих учреждений отвечают за обеспечение организационных процессов, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, осуществление мероприятий по систематизации законов и другие задачи суда. Руководитель аппарата военного суда и аппарата военной коллегии является руководителем соответствующего аппарата. Председатель Военного суда несёт ответственность за обеспечение контроля за деятельностью аппарата военного суда [4].

Судьи военных судов имеют те же права, что и судьи судов общей юрисдикции. Судьи военных судов полностью обеспечены независимостью судей и подчиняются только Конституции и федеральным законам [5].

Количество военных судов и количество военных судей зависит от условий работы военных судей. Больше судей требуется в районах с высокой концентрацией войск или там, где войска действуют в экстремальных условиях. Согласно статье 3.1 закона, о которой уже говорилось, численность военных судов и численность судей устанавливаются Верховным судом Российской Федерации (количество военных трибуналов к военным судам).

Основным элементом военно-судебной системы является гарнизонный военный суд. Они действуют как суд первой инстанции. Гарнизонный суд, которому подсудны все уголовные, административные и гражданские дела, состоит из председателя, его заместителя и других судей, за исключением случаев, когда они подсудны высшему окружному (военно-морскому) военному суду и военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Юрисдикция гарнизонного военного суда распространяется на районы дислокации одного или нескольких гарнизонов. Основным критерием отнесения дела к подсудности гарнизонного военного суда является территориальная подсудность. Этот принцип характерен как для уголовных, так и для гражданских и административных дел, которые рассматриваются гарнизонным военным судом.

Вторым звеном системы военных судов являются окружные (флотские) военные суды. Согласно п. 1 ст. 14 характеризуемого Закона, окружным (флотским) военным судам подсудны по первой инстанции уголовные дела об особо тяжких преступлениях, за которые в условиях мирного времени законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, а также гражданские дела, связанные с разглашением государственной тайны.

Военные суды округов (флотов) осуществляют свои функции как суды второй и надзорной инстанций. Согласно п. 2 ст. 14 характеризуемого Закона, окружной (флотский) военный суд рассматривает законность и обоснованность вынесенных гарнизонными военными судами и не вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений. Согласно п. 3 ст. 14 характеризуемого Закона, окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции.

Согласно п. 1 ст. 13 характеризуемого Закона, окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которых дислоцируются воинские части и учреждения. Согласно п. 2 ст. 13 Закона, окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей.

Выделяя особенности работы военного суда сегодня, можно отметить две основные. Первая особенность, частично объясняемая названием органа, заключается в преобладании действий, осуществляемых в целях защиты прав и представления законных интересов военнослужащих. Первоначально военные суды рассматривали в основном уголовные дела, а данные о количестве обращений в военные суды за защитой прав военнослужащих были незначительными и не превышали тысячи. Спустя десять лет, уже в 2003 году, военный суд рассматривал около 100 тысяч таких заявлений военнослужащих. По статистике, уголовные дела составляют 10% от общей судебной работы военных судей.

Осуществление военными судами судебных функций становится все более реституционным, основанным на правах человека.

Еще одной особенностью является повышенный уровень открытости в действиях военных судов. Успешно решен вопрос о взаимодействии военного суда со всеми средствами массовой информации. Во всех округах и военно-морских судах созданы и работают внештатные пресс-службы, которые могут поддерживать деловые отношения с газетными учреждениями, теле-и радиостудиями. Эти вопросы всегда находятся на контроле военно-судебной подсистемы, регулярно анализируются, а затем в военный суд направляются информационные письма и методические рекомендации.

В целом, в настоящее время в России идет реорганизация судебной системы, результатом которой будет сокращение количества военных судов, начнут работу апелляционные и кассационные суды.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Особенности организации и деятельности военных судов в Российской Федерации определены Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ “О военных судах в Российской Федерации”. Они входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они располагаются в открытых для свободного доступа местах, а их количество и численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ.

Военные суды осуществляют правосудие в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

– нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

– нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;

– нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Подсудность дел военным судам. Военным судам подсудны гражданские, уголовные и административные дела. В частности, они рассматривают и разрешают:

1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принимаемых ими решений;

2) уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы либо военных сборов;

3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, не подсудные военным судам.

Военные суды рассматривают жалобы на применение лицом, производящим дознание, следователем или прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление указанными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.

Система и полномочия военных судов. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. В составе Верховного Суда РФ действует Военная коллегия, которая является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Она образуется в составе Председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ. В ней могут быть образованы судебные составы.

Военную коллегию возглавляет Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ, который по должности является заместителем Председателя Верховного Суда РФ. Он назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатель Военной коллегии:

1) организует деятельность Военной коллегии;

2) участвует в рассмотрении дел Военной коллегией и председательствует в судебных заседаниях;

3) решает в случае необходимости вопрос о передаче дела из одного судебного состава в другой судебный состав;

4) контролирует работу аппарата Военной коллегии, являющегося структурным подразделением аппарата Верховного Суда РФ, назначает и освобождает от должности работников аппарата Военной коллегии;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законом, и исполняет обязанности, возложенные на него Председателем Верховного Суда РФ.

Председатель Военной коллегии имеет заместителя, который выполняет как процессуальные функции судьи, так и организационные обязанности, возложенные на него Председателем Верховного Суда РФ и председателем Военной коллегии.

Судьи Военной коллегии распределены по судебным составам, которые возглавляет председатель. В пределах своей компетенции председатель судебного состава:

1) организует работу судебного состава;

2) участвует в рассмотрении дел судебным составом и председательствует в судебных заседаниях судебного состава;

3) контролирует работу аппарата судебного состава;

4) исполняет обязанности, возложенные на него председателем Военной коллегии.

Полномочия Верховного Суда РФ по рассмотрению дел, подсудных военным судам. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.

Военная коллегия рассматривает в первой инстанции:

1) дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающиеся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Военная коллегия пересматривает судебные решения окружных (флотских) военных судов в порядке кассации, а также решения военных судов в порядке надзора и свои решения и приговоры по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Окружной (флотский) военный суддействует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения. В его состав входят председатель, его заместители и судьи.

В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии и судебные составы.

Окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни; дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу; дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции, а также пересматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского), военного суда, вступивших в силу.

Президиум окружного (флотского) военного суда действует в составе председателя, его заместителей, заместителей председателя – председателей судебных коллегий и судебных составов.

– рассмотрением гражданских, административных и уголовных дел в кассационном и надзорном порядке;

– рассмотрением вопросов организации работы и осуществлением координации работы судебных коллегий и судебных составов;

– утверждением председателей судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;

– определением численности судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;

– рассмотрением вопросов организации работы аппарата суда, утверждением по представлению председателя суда структуры и штатного расписания аппарата суда, численности его работников и положения об аппарате суда.

Заседания президиума окружного (флотского) военного суда проводятся не реже одного раза в месяц по инициативе председателя суда.

Судебные коллегии и судебные составы окружного (флотского) военного сударассматривают:

– в первой инстанции дела, отнесенные законом к их подсудности;

– дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу;

– дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых соответствующими судебной коллегией, судебным составом и вступивших в силу.

Председатель окружного (флотского) военного суда назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей.

Председатель окружного (флотского) военного суда вправе:

– приносить протесты на решения соответствующих гарнизонных и окружных (флотских) военных судов, вступившие в силу; участвовать в рассмотрении дел;

– созывать заседания президиума суда и вносить на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательствовать на заседаниях президиума;

– контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность и освобождать от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе;

– осуществлять иные полномочия.

Гарнизонный военный суд. Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Он образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

Гарнизонному военному суду по первой инстанции подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда.

Председатель гарнизонного военного суда назначается на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Председатель гарнизонного военного суда:

- вправе участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;

- организует деятельность суда;

- распределяет обязанности между судьями;

- контролирует работу администратора и аппарата суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе, утверждает положение об аппарате суда; представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.

Военные суды – составная часть судебной системы РФ. Они относятся к федеральным судам общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Особенности военных судов:

· создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;

· имеют свою, специальную подсудность;

· производство в военных судах ведется только на русском языке.

Военным судам подсудны дела в отношении определенных категорий лиц:

· Военнослужащие – лица, проходящие военную службу по призыву или добровольно (по контракту) в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, и органах (МВД, ФСБ, Служба военной разведки, МЧС и др.) и имеющие воинские звания.

· Граждане, проходящие военные сборы.

В отношении указанных категорий лиц военные суды рассматривают следующие категории дел: гражданские и административные дела о защите нарушенных и/или оспариваемых их прав, свобод и охраняемых законом интересов от действий/бездействий органов военного управления, военных должностных лиц и принятых ими решений; дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются указанные лица; дела об административных правонарушениях, совершенных этими лицами.

Дела о преступлениях указанных лиц подсудны военным судам независимо от того, находятся они на военной службе или на военных сборах в данный момент или уже уволены, главное, что преступление было совершено ими в период прохождения воинской службы или нахождения на военных сборах. Жалобы принимаются и рассматриваются военными судами и после увольнения этих лиц с военной службы и ли прохождения военных сборов.

Военные суды, кроме того, рассматривают материалы и принимают решения о применении в отношении подсудных лиц в качестве меры пресечения заключения под стражу или домашнего ареста, о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, рассматривают жалобы на действия и решения следователя и прокурора и т.д.

Система военных судов включает три звена:

· первое (низшее) звено – гарнизонные военные суды;

· второе (среднее) звено – окружные (флотские) суды;

· третье (высшее) звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ – высший орган системы судов общей юрисдикции, полномочия и его структура.

ВС РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных ФЗ процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст.126 Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией РФ ВС РФ может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ устанавливаются ФКЗ.

ВС РФ действует в составе Пленума, Президиума, Кассационной коллегии, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии. Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия утверждаются Пленумом ВС РФ из числа судей ВС РФ. Судебные коллегии ВС РФ подразделяются на судебные составы по 6-8 судей ВС РФ.

Полномочия ВС РФ:

1) осуществление правосудия: ВС РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела, подсудные судам общей юрисдикции, в качестве суда кассационной инстанции, в порядке надзора, ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств, а в случая, предусмотренных ФЗ, - также в качестве суда первой инстанции.

2) иные полномочия ВС РФ: изучает и обобщает судебную практику; анализирует судебную статистику; на основе обобщения судебной практики и анализа судебной статистики дает судам разъяснения по вопросам судебной практики; участвует в процедуре отрешения Президента РФ от должности, давая заключение о наличии в его действиях признаков государственной измены или иного тяжкого преступления в случаях выдвижения соответствующего обвинения Гос.Думой Фед.Собрания РФ (ч.1 ст.93 Конституции РФ); реализует право законодательной инициативы по вопросам его ведения (ст.104 Конституции РФ); принимает участие в работе над проектами законов в комитетах и комиссиях Гос.Думы и Совета Федерации Фед.Собрания РФ; осуществляет прямые связи с судебными органами других государств и международными правовыми организациями.

Пленум Верховного Суда РФ, полномочия и его состав. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, их значение.

Пленум ВС РФ действует в составе Председателя Суда, его заместителей и всех судей ВС РФ.

1) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Разъяснения оформляются в виде постановления Пленума и носят рекомендательный характер, но являются важным ориентиром для судей при осуществлении ими правосудия, способствуют единству судебной практики.

2) утверждает по представлению Председателя ВС РФ составы судебный коллегий и кандидатуру секретаря Пленума ВС РФ;

3) утверждает по представлению Председателя ВС РФ состав Научно-консультативного совета при ВС РФ;

4) рассматривает и решает вопросы о внесении в уполномоченные гос. органы преставлений в порядке осуществления законодательной инициативы и о толковании законов.

6) рассматривает представления Председателя ВС РФ о несоответствии постановлений Пленума ВС РФ действующему законодательству или другим постановлениям Пленума ВС РФ;

7) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Пленум ВС РФ не обладает судебными полномочиями.

Пленум созывается не реже одного раза в 4 месяца.

Заседание Пленума правомочно при наличии не менее двух третей полного состава. В заседаниях Пленума принимают участие Генеральный прокурор РФ и министр юстиции РФ.

Участие Генерального прокурора РФ обязательно. На заседания Пленума могут приглашаться и другие лица, например, судьи нижестоящих судов, члены Научно-консультативного совета при ВС РФ и др. Они вправе принимать участие в обсуждении вопросов, включенных в повестку заседания Пленума.

Постановления Пленума ВС РФ принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в голосовании.

Постановления Пленума подписывает Председатель ВС РФ и секретарь Пленума – судья ВС РФ.

Президиум Верховного суда

Президиум ВС РФ состоит из 13 судей: Председатель ВС РФ, его заместителей, входящих в состав Президиума по должности, и нескольких наиболее квалифицированных и опытных судей ВС РФ. Члены Президиума ВС РФ утверждаются на должность Советом Федерации Фед.Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Президиум ВС РФ является высшей судебной инстанцией в РФ по делам, отнесенным законом к введенью судов общей юрисдикции. Основным его полномочием является проверка законности, обоснованности и справедливости вступивших в законную силу решений, постановленных нижестоящими судами, в порядке надзора. Постановление Президиума ВС РФ, вынесенное в порядке надзора является окончательным. Возможность устранения ошибок, допущенных при рассмотрении дел Президиумом ВС РФ может быть реализована при пересмотре постановлений в порядке возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств самим Президиумом.

Другие полномочия Президиума ВС РФ:

· рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

· рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата ВС РФ;

· оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту работу с Министерством юстиции РФ;

· осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заседания Президиума проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Постановление Президиума ВС РФ принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании. При равенстве голосов судей надзорная жалоба или представления считаются отклоненными. Однако при рассмотрении Президиумом ВС РФ надзорной жалобы или представления по уголовному делу, по которому в качестве меры наказания назначена смертная казнь, надзорная жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосует менее двух третей членов Президиума ВС РФ, присутствующих на заседании. Президиум ВС РФ выносит постановление которое подписывается Председателем ВС РФ.

Читайте также: