Основные принципы деятельности судов в странах снг

Обновлено: 11.05.2024

Становление суверенной государственности в союзных республиках после распада СССР неизбежно коснулось организации и порядка функционирования судебной власти в данных новых государствах Основы судебной системы, как правило, закрепляются в конституциях этих государств, которые посвящают специальные разделы и главы судебной системе (гл.

6 Конституции Республики Беларусь; гл. 5 Конституции Грузии; раздел VII Конституции Республики Казахстан; гл. 6 Конституции Кыргызской Республики и др.).

В соответствии с конституциями стран СНГ правосудие в них осуществляется конституционными судами, верховными судами общей юрисдикции, высшими арбитражными судами, а также местными судами и военными судами. Соответствующие главы в конституциях этих стран закрепляют общепризнанные принципы правосудия, на которых строится судебная система в каждой конкретной стране. Организационная структура судебной системы в

странах СНГ примерно одинакова. Однако в некоторых государствах она имеет существенные отличия.

Так, к органам судебной власти в Республике Армения отнесен Конституцией Совет правосудия, председателем которого является президент Республики, а его заместителями - министр юстиции и генеральный прокурор. Данный орган выполняет в основном функции, относящиеся к подбору и расстановке кадров, присвоению классных чинов судьям и работникам прокуратуры и т. д. (ст. 94, 95 Конституции). Помимо Конституционного суда судебную систему Республики Армения составляют суды первой инстанции, которые являются судами общей юрисдикции, апелляционные суды и Кассационный суд (ст. 92 Конституции). Имеются также особенности в структуре судебной системы Республики Молдова. Так, в соответствии с п. 1, 2 ст. 115 Конституции правосудие в Республике осуществляется Высшей судебной палатой, Апелляционной палатой, трибуналами и судами, а для отдельных категорий дел в соответствии с законом могут действовать специализированные суды.

Кроме того, по Конституции к судебной власти отнесен Высший совет магистратуры, который в соответствии со ст. 123 Конституции обеспечивает, согласно правилам судоустройства, назначения, перемещения, повышения судей и применение к ним дисциплинарных мер. Аналогичный орган примерно с такими же полномочиями есть и на Украине - Высший совет юстиции (ст. 131 Конституции). Все конституции стран СНГ запрещают создание чрезвычайных судов.

Конституционные положения о судебной системе развиваются и конкретизируются в текущем законодательстве каждой из стран СНГ: Закон Республики Беларусь № 3514-ХИ "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" 1995 года; Закон Республики Молдова "О судоустройстве" № 514 от б июля 1995 г.; Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О судах Республики Казахстан" от 20 октября 1995 г. № 2581, а также Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, "О судах и статусе судей в Республике Казахстан" от 20 декабря 1995 г. № 2694 и др. Однако следует заметить, что судебные системы ряда государств СНГ в настоящее время находятся в начальной стадии реформирования. Там еще не приняты новые законодательные акты о судоустройстве.

Особое место в конституционном законодательстве стран СНГ уделяется правовому регулированию организации и деятельности органов конституционного контроля. Наименование органов конституционного контроля в странах Содружества в основном одинаково - это Конституционный суд. Исключение составляют такие страны, как Республика Казахстан и Туркменистан. В Ка-захстане органом конституционного контроля является Конституционный совет (раздел VI Конституции Республики Казахстан). В Туркменистане функции органа конституционного контроля выполняет, в соответствии с п. 8 ст. 67 Конституции Туркменистана,

Меджлис - Парламент Туркменистана. В указанной статье говорится: "К ведению Меджлиса относится: . 8. определение соответствия Конституции и законам нормативных актов органов государственной власти и управления".

Порядок формирования, структура и порядок деятельности конституционных судов в странах СНГ, в зависимости от государства, могут в значительной степени отличаться.

Однако в большинстве государств СНГ эти судебные органы формируются парламентом по представлению президента. Так, например, в Азербайджанской Республике члены Конституционного суда назначаются Мили Меджлисом по представлению президента (ст. 152 Конституции); в Республике Армения из 9 членов Конституционного суда четверых назначает президент, а пять членов - Национальное Собрание (ст. 99 Конституции); по Конституции Республики Беларусь председатель и пять членов Конституционного суда назначаются президентом и шесть судей - Сенатом (ст. 116 Конституции); в Грузии трех членов Конституционного суда назначает президент, трех избирает Парламент и трех назначает Верховный суд (п. 2 ст. 88 Конституции); в Республике Казахстан два члена Конституционного совета назначаются президентом, два -Председателем Сената и два - Председателем Мажилиса, президентом также назначается председатель Конституционного совета (п. 3 ст. 71 Конституции); в Кыргызской Республике судей Конституционного суда избирают Законодательное собрание и Собрание народных представителей и т. д.

Как правило, органы конституционного контроля в странах СНГ осуществляют свои контрольные полномочия по проверке конституционности нормативно-правовых актов по запросам граждан (Конституция Грузии, ст. 89), организаций и госу-дарственных органов (Конституция Республики Армения, ст. 101; Конституция Республики Беларусь, ст. 116; Конституция Азербайджанской Республики, ст. 152 и др.). Вместе с тем в некоторых государствах, таких, как Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан, конституционные суды этих государств самостоятельно по собственной инициативе осуществляют надзор за конституционностью нормативно-правовых актов.

Законодательство ряда государств СНГ устанавливает для кандидатур на должность члена конституционного суда специальный возрастной ценз. Как правило, 35 лет нижний и 65-75 лет верхний предельный возраст. Однако в Азербайджанской Республике Конституция не устанавливает специального возрастного ценза для судей Конституционного суда и на них распространяется общий для всех судей возрастной ценз - не моложе 25 лет (ст.

Срок полномочий судей и членов конституционного суда, в зависимости от страны, колеблется от 5 до 15 лет. В некоторых государствах СНГ, как, например, в Армении, судья и член Конституционного суда несменяемы и занимают свою должность до

достижения 65 лет (судья) и 70 лет (член Конституционного суда) — ст. 96 Конституции. В отдельных странах СНГ экс-президенты автоматически становятся пожизненными членами органа конститу-ционного надзора (например, п. 1 ст. 71 Конституции Республики Казахстан). Члены конституционного суда обладают неприкосно-венностью на весь срок своих полномочий.

В государствах СНГ применяется в основном последующий конституционный контроль. Однако относительно международных договоров в большинстве стран осуществляется предварительный конституционный контроль. Так, в соответствии с п. 2 ст. 100 Конституции Республики Армения Конституционный суд устанавливает соответствие Конституции международных договоров до их ратификации. Предварительный конституционный контроль осуществляется в Республике Казахстан. Согласно подп. 2 и 3 п. 1 ст. 72 Конституции Республики Казахстан Конституционный совет рассматривает до подписания президентом принятые Парламентом законы, а также рассматривает до ратификации международные договоры на соответствие их Конституции.

К основным полномочиям органа конституционного надзора в странах СНГ относятся: решение вопроса о соответствии конституции законов и других нормативных актов, а также международных договоров; официальное толкование норм конституции; решение вопроса о правильности проведения выборов президента; дача заключения по вопросу об отрешении президента от должности; принятие решения о конституционности правоприменительной практики, которая затрагивает конституционные права граждан; рассмотрение споров по разграничению компетенции между государственными органами и др.

Назначение и полномочия верховных судов, высших арбитражных судов в странах СНГ во многом схожи. Как правило, в конституциях и законодательных актах о судебной системе этих государств закреплено, что верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и другим делам, отнесенным к ведению судов общей юрисдикции, осуществляет надзор за работой нижестоящих судов общей юрисдикции, а также дает разъяснения по практике деятельности этих судов.

К компетенции высших арбитражных судов национальное законодательство в странах СНГ относит разрешение споров между хозяйствующими субъектами (например, ст.

Структура прокуратуры и ее функции в своей основе одинаковы во всех странах СНГ. Конституции предписывают органам прокурорского надзора следить за точным и единообразным исполнением законов и других нормативно-правовых актов государственными органами и должностными лицами, органами местного самоуправления и местными исполнительными органами, а также предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями и гражданами. Во всех упомянутых странах это

централизованная система органов прокуратуры, возглавляемая генеральным прокурором.

Генеральный прокурор назначается, как правило, главой государства с согласия парламента или одной из его палат. В ряде конституций стран СНГ срок полномочий генерального прокурора не оговаривается, а в остальных странах срок полномочий прокурора равняется 5 годам.

В соответствии со статьей 32 Устава СНГ «Экономический суд действует в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках Содружества.

К ведению Экономического суда относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Суд может разрешать и другие споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов.

Экономический суд вправе толковать положения соглашений и иных актов Содружества по экономическим вопросам.

В соответствии с Положением об Экономическом Суде СНГ организация, порядок деятельности, компетенция Экономического Суда СНГ определяются межгосударственными соглашениями и вышеназванным Положением. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемым Пленумом Экономического Суда СНГ.

К ведению Экономического Суда СНГ относится разрешение межгосударственных экономических споров:

  • возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества (далее — акты Содружества) и других его институтов;
  • о соответствии нормативных и других актов государств-участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

Соглашениями государств-участников Содружества к ведению Экономического Суда СНГ могут быть отнесены другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.

Часть вторая пункта 3 Положения об Экономическом Суде СНГ расширила предметную юрисдикцию Экономического Суда СНГ посредством включения государствами-участниками Содружества юрисдикционных оговорок о передаче Экономическому Суду СНГ других споров, связанных с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.

В настоящее время в рамках Содружества принято 39 международных правовых актов, содержащих оговорки, предусматривающие юрисдикцию Экономического Суда.

Включение в текст договоров юрисдикционных оговорок привело к расширению компетенции Экономического Суда СНГ и увеличению числа государств, правомочных обращаться в Экономический Суд СНГ.

Так, в число государств-членов Договора о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года, принявших обязательства решать спорные вопросы, связанные с толкованием и выполнением Договора путем переговоров или путем обращения в Экономический Суд СНГ (статья 31), входят также и государства, не являющиеся участниками Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Туркменистан.

Споры рассматриваются Экономическим Судом СНГ по заявлению заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов Содружества.

Экономический Суд СНГ не может отказаться от разрешения спора за отсутствием или неясностью подлежащей применению нормы права.

По результатам рассмотрения спора Экономический Суд СНГ принимает решение, в котором устанавливается факт нарушения государством-участником соглашений, других актов Содружества и его институтов (либо отсутствие нарушения) и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий. Государство, в отношении которого принято решение Экономического Суда СНГ, обеспечивает его исполнение.

Решение Экономического Суда СНГ должно соответствовать положениям соглашений и иным актам Содружества Независимых Государств, а также применимым нормативным актам.

Экономический Суд осуществляет толкование:

  • применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов;
  • актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества.

Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

Экономический Суд СНГ имеет право запрашивать необходимые для рассмотрения дел материалы от органов государств-участников, субъектов хозяйствования и должностных лиц. Требования Экономического Суда СНГ, предъявляемые в пределах его компетенции, являются обязательными.

Судопроизводство в Экономическом Суде СНГ осуществляется на языке межгосударственного общения, принятом в Содружестве.

Обращение в Экономический Суд СНГ не облагается пошлиной. Средства, взысканные в виде судебных издержек, определяемых Экономическим Судом СНГ, со стороны спора, направляются на возмещение расходов Экономического Суда СНГ. Расходы на судебные издержки при рассмотрении запросов о толковании возлагаются на Экономический Суд СНГ.

Решения Экономического Суда СНГ и постановления его Пленума подлежат обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда СНГ от 6 июля 1992 года.

Судопроизводство в Экономическом Суде СНГ осуществляется в соответствии с Регламентом Экономического Суда СНГ.

Приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся в Милане с 26 августа по 6 сентября 1985 года, и одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 года

Учитывая, что в Уставе Организации Объединенных Наций народы мира заявляют, в частности, о своей решимости создать условия, при которых может соблюдаться справедливость, с тем чтобы обеспечить международное сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам без каких-либо различий,

учитывая, что во Всеобщей декларации прав человека воплощены, в частности, принципы равенства перед законом, презумпции невиновности и права на справедливое и гласное судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом, учрежденным в соответствии с законом,

учитывая, что Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах гарантируют осуществление этих прав и что, кроме того, Пакт о гражданских и политических правах гарантирует также право быть судимым без неоправданной задержки,

учитывая, что все еще часто имеет место несоответствие между представлением об этих принципах и фактическим положением,

учитывая, что при организации и отправлении правосудия в каждой стране следует руководствоваться этими принципами и что следует предпринимать усилия для их полного претворения в жизнь,

учитывая, что нормы, касающиеся осуществления функций судьи, должны быть нацелены на то, чтобы обеспечивать судьям возможность действовать в соответствии с этими принципами,

учитывая, что на судей возлагается обязанность принимать окончательное решение по вопросам жизни и смерти, свободы, прав, обязанностей и собственности граждан,

учитывая, что шестой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в своей резолюции 16 просил Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней включить в число первоочередных задач разработку руководящих принципов, касающихся независимости судей и отбора, профессиональной подготовки и статуса судей и прокуроров,

учитывая, в этой связи, что надлежит в первую очередь рассмотреть вопрос о роли судей в системе правосудия и важности их отбора, подготовки и поведения,

правительствам следовало бы принимать во внимание и уважать в рамках своего национального законодательства и практики, доводить до сведения судей, адвокатов, работников исполнительных и законодательных органов и широкой общественности следующие основные принципы, сформулированные с тем, чтобы помочь государствам-членам в решении задач обеспечения и укрепления независимости судебных органов. Принципы сформулированы главным образом для профессиональных судей, однако при необходимости они в равной степени применимы и к непрофессиональным судьям, если таковые имеются в наличии.

Независимость судебных органов

1. Независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в конституции или законах страны. Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов.

2. Судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей бы то ни было стороны и по каким бы то ни было причинам.

3. Судебные органы обладают компетенцией в отношении всех вопросов судебного характера и имеют исключительное право решать, входит ли переданное им дело в их установленную законом компетенцию.

4. Не должно иметь места неправомерное или несанкционированное вмешательство в процесс правосудия, и судебные решения, вынесенные судами, не подлежат пересмотру. Этот принцип не препятствует осуществляемому в соответствии с законом судебному пересмотру или смягчению приговоров, вынесенных судебными органами.

5. Каждый человек имеет право на судебное разбирательство в обычных судах или трибуналах, применяющих установленные юридические процедуры. Не должно создаваться трибуналов, не применяющих установленных должным образом юридических процедур, в целях подмены компетенции обычных судов или судебных органов.

6. Принцип независимости судебных органов дает судебным органам право и требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблюдения прав сторон.

7. Каждое государство-член обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции.

Свобода слова и ассоциаций

8. В соответствии со Всеобщей декларацией прав человека члены судебных органов, как и другие граждане, пользуются свободой слова, вероисповедования, ассоциаций и собраний; однако, пользуясь такими правами, судьи должны всегда вести себя таким образом, чтобы обеспечить уважение к своей должности и сохранить беспристрастность и независимость судебных органов.

9. Судьи обладают свободой организовывать ассоциации судей или другие организации и вступать в них для защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судебной независимости.

Квалификация, подбор и подготовка

10. Лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию в области права. Любой метод подбора судей должен гарантировать от назначения судей по неправомерным мотивам. При подборе судей не должно быть дискриминации в отношении данного лица по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения; однако требование о том, чтобы кандидат на юридическую должность был гражданином соответствующей страны, не должно рассматриваться в качестве дискриминационного.

Условия службы и срок полномочий

11. Срок полномочий судей, их независимость, безопасность, соответствующее вознаграждение, условия службы, пенсии и возраст выхода на пенсию должны надлежащим образом гарантироваться законом.

12. Судьи, назначаемые или выборные, имеют гарантированный срок полномочий до обязательного выхода на пенсию или истечения срока полномочий, где таковой установлен.

13. Повышение судей в должности, где существует такая система, следует осуществлять на основе объективных факторов, в частности способностей, моральных качеств и опыта.

14. Распределение дел между судьями в судах, к которым они относятся, является внутренним делом судебной администрации.

Профессиональная тайна и иммунитет

15. Судьи обязаны хранить профессиональную тайну в отношении своей работы и конфиденциальной информации, полученной в ходе выполнения ими своих обязанностей, за исключением случаев открытого судебного разбирательства, и не должны принуждаться к даче показаний по таким вопросам.

16. Без ущерба для какой-либо дисциплинарной процедуры или какого-либо права на апелляцию или компенсацию со стороны государства в соответствии с национальными законами судьям следует пользоваться личным иммунитетом от судебного преследования за финансовый ущерб, причиненный в результате неправильных действий или упущений, имевших место при осуществлении ими своих судебных функций.

Наказание, отстранение от должности и увольнение

17. Обвинение или жалоба, поступившие на судью в ходе выполнения им/ею своих судебных и профессиональных обязанностей, должны быть безотлагательно и беспристрастно рассмотрены согласно соответствующей процедуре. Судья имеет право на ответ и справедливое разбирательство. Рассмотрение жалобы на начальном этапе должно проводиться конфиденциально, если судья не обратится с просьбой об ином.

18. Судьи могут быть временно отстранены от должности или уволены только по причине их неспособности выполнять свои обязанности или поведения, делающего их несоответствующими занимаемой должности.

19. Все процедуры наказания, отстранения от должности и увольнения должны определяться в соответствии с установленными правилами судебного поведения.

20. Решения о дисциплинарном наказании, отстранении от должности или увольнении должны быть предметом независимой проверки. Этот принцип может не применяться к решениям верховного суда или к решениям законодательных органов, принятым при рассмотрении дел в порядке импичмента или при соблюдении аналогичной процедуры.

Цель освоения дисциплины

введение магистрантов в углубленное изучение специальности, в результате которого они смогут продвинуться в теоретическом освоении феномена судебной власти в парадигме российской Конституции 1993 года и основных идей конституционализма, актуальных для современного демократического общества.

Магистрант должен научиться: а) применять основные теоретические и методологические подходы к исследованиям в области судебной власти, б) использовать научную и учебную литературу о судебной власти, сравнительно-правовые материалы, систематическое и историко-правовое толкование нормативных конституционных и отраслевых текстов в их сопоставлении с практикой действующих институтов судебной власти, в) глубоко понимать систему и сущность правовых понятий, опосредующих научные изыскания и правоприменение в данной области, в том числе в целях проведения собственных научных исследований

Планируемые результаты обучения

Знает конституционные основы судебной власти в Российской Федерации, принципы правосудия, состав и структуру судебной системы России, а также современные тенденции ее развития – в разрезе действующего законодательства о судебной системе и правоприменительной практики;

Умеет сопоставлять и критически анализировать правовое регулирование институтов судебной власти и его реализацию, выявлять и понимать формы, причины и последствия их рассогласованности, а также возможные пути оптимизации;

Содержание учебной дисциплины

Конституционное признание высшей ценности личности, ее прав и свобод, организации власти на основе принципа разделения властей, самостоятельности судебной власти и подчинения власти праву - как необходимые составляющие правового государства. Понятие судебной власти и ее роль в качестве противовеса законодательной и исполнительной власти. Осуществление судебного контроля как функция судебной власти. Суд - единственный носитель судебной власти. Разрешение правовых конфликтов в целях обеспечения прав и свобод граждан – основная задача судебной власти. Основные черты судебной власти - самостоятельность, полнота и исключительность. Специфика задач суда по обеспечению прав и свобод каждого в сравнении с обязанностями других органов государственной власти по признанию, соблюдению и охране прав и свобод. Отличие способов реализации судебной власти от правоустановительной, правоприменительной и правоохранительной деятельности органов законодательной и исполнительной власти. Наличие правового спора, потребность в установлении имеющих юридическое значение фактов и инициатива заинтересованных лиц как предпосылки судебного производства. Монополия судебной власти в сфере осуществления правосудия путем рассмотрения правовых конфликтов в судебных заседаниях – при соблюдении принципов процессуальной справедливости.

Значение норм Конституции РФ об основах конституционного строя, об основных правах и свободах граждан и о судебной власти (главы первая, вторая и седьмая Конституции РФ) для становления и функционирования судебной системы. Отнесение регулирования судоустройства, полномочий, порядка организации и процессуальной деятельности судов, а также статуса судей к исключительному ведению федерации. Создание судебной системы и судов на основе Конституции РФ и закона. Осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Значение наделения судов компетенцией по разрешению правовых споров во всех сферах жизнедеятельности общества, государства и личности для реализации задач судебной власти по обеспечению судебной защиты прав и свобод.

Принципы правосудия, их понятие и значение в правовом регулировании судебной деятельности. Непосредственное действие принципов правосудия и правовые последствия их нарушения. Система и классификация принципов правосудия. Конституционные и отраслевые принципы. Организационно-статусные принципы (создание судов на основе закона, законный состав суда, независимость и самостоятельность судов, финансирование судов из федерального бюджета в целях полного и независимого осуществления правосудия, несменяемость и неприкосновенность судей). Функциональные – или процессуальные – принципы (осуществление правосудия на началах равенства перед законом и судом; состязательность и равноправие сторон, запрет заочного рассмотрения дела, гласность, обеспечение обвиняемому права на защиту, презумпция невиновности, ведение судопроизводства на государственном языке Российской Федерации, участие представителей народа в правосудии, в том числе присяжных и арбитражных заседателей). Субъективные юстициарные права, закрепленные в главе второй Конституции РФ, и их значение в качестве принципов правосудия. Взаимосвязь принципов правосудия, самостоятельное значение и несводимость друг к другу каждого из них. Процессуальные принципы правосудия, носящие межотраслевой, отраслевой, общестадийный и внутристадийный характер. Значение классификации принципов правосудия для их теоретического анализа. Принципы правосудия и статус судей. Международные стандарты независимого и справедливого правосудия и их роль в истолковании регулирования и применении принципов правосудия в национальной правовой системе.

Верховный Суд Российской Федерации как высший судебный орган Российской Федерации. Состав, порядок формирования, структура Верховного Суда Российской Федерации. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители. Президиум Верховного Суда Российской Федерации, его состав, порядок образования и полномочия. Коллегии Верховного Суда Российской Федерации, состав, порядок образования и полномочия. Пленум Верховного Суда Российской Федерации, его состав и полномочия. Предметная и инстанционная подсудность дел Верховному Суду. Организационные полномочия и руководство судебной практикой. Законодательство о судах общей юрисдикции. Федеральные суды и мировые судьи субъектов федерации в системе судов общей юрисдикции. Признаки, характеризующие единство судебной системы – ее конституционные основы, единообразное применение законов, соблюдение правил судопроизводства, обязательность исполнения на всей территории РФ вступивших в законную судебных постановлений, единство статуса судей, финансирование федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. Мировые судьи. Их место в судебной системе как первого звена судов общей юрисдикции. Особенности территориальной организации и порядок образования судебных участков. Подсудность дел мировым судьям. Районный суд. Его структура, состав, порядок образования, полномочия. Межрайонные суды. Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономного округа; состав, структура и полномочия. Председатели верховных судов республик и равных им судов в других субъектах РФ, их заместители. Президиум верховных судов республик и равных им судов - состав, порядок образования, полномочия. Судебные коллегии, судебные составы, порядок образования, полномочия. Постоянные судебные присутствия. Кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, их полномочия, структура и территориальные пределы деятельности. Военные суды, их место в судебной системе как специализированных судов в системе судов общей юрисдикции; окружные (флотские) военные суды; гарнизонные военные суды. Особенности территориальной организации и подсудности. Суд с участием присяжных заседателей. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям. Порядок составления списков и отбора присяжных заседателей.

О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения об образовании Совета председателей верховных (высших) судов государств - участников Содружества Независимых Государств

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 октября 2021 г. № 1744

МОСКВА

О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения об образовании Совета председателей верховных (высших) судов государств - участников Содружества Независимых Государств

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Одобрить представленный Министерством юстиции Российской Федерации согласованный с Министерством иностранных дел Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Верховным Судом Российской Федерации проект Соглашения об образовании Совета председателей верховных (высших) судов государств - участников Содружества Независимых Государств (прилагается).

Представить Президенту Российской Федерации предложение о подписании указанного Соглашения.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

СОГЛАШЕНИЕоб образовании Совета председателей верховных (высших) судов государств - участников Содружества Независимых Государств

Государства - участники Содружества Независимых Государств, именуемые в дальнейшем Сторонами,

придавая большое значение постоянному развитию судебных систем и совершенствованию законодательства Сторон в сфере осуществления правосудия,

стремясь к дальнейшему укреплению межгосударственного правового сотрудничества в судебной сфере и расширению механизмов оказания взаимной правовой помощи между судебными органами Сторон,

исходя из объективной потребности объединения усилий в обеспечении исполнения решений судов одной из Сторон на территории другой Стороны и регулярного обмена опытом применения национального законодательства и норм судопроизводства при осуществлении правосудия,

придавая большое значение проведению совместных регулярных встреч и консультаций судов в целях выработки согласованных подходов в решении вопросов гармонизации законодательства и судебной практики по его применению,

осознавая важность организационного оформления сотрудничества для обеспечения его стабильного развития,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Стороны образовывают Совет председателей верховных (высших) судов государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Совет).

Совет осуществляет свою деятельность на основании Положения о Совете председателей верховных (высших) судов государств - участников Содружества Независимых Государств, предусмотренного приложением к настоящему Соглашению и являющегося неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Статья 2

Стороны информируют депозитария о высших судебных органах каждой из Сторон, ответственных за реализацию настоящего Соглашения, в течение 30 дней с даты подписания настоящего Соглашения.

Статья 3

По согласию Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, являющиеся его неотъемлемой частью, оформляемые соответствующими протоколами.

Статья 4

Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием последнего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

С даты вступления в силу настоящего Соглашения для Сторон, являющихся участниками Соглашения об образовании Совета председателей высших арбитражных, хозяйственных, экономических и других судов, разрешающих дела по спорам в сфере экономики, от 7 октября 2002 г., в отношениях между этими Сторонами данное Соглашение прекращает свое действие.

Статья 5

Настоящее Соглашение открыто для присоединения любого государства - участника Содружества Независимых Государств, разделяющего его цели и принципы, путем передачи депозитарию документа о присоединении. Для присоединяющегося государства настоящее Соглашение вступает в силу:

а) по истечении 30 дней с даты получения депозитарием документа о присоединении при условии, что на момент сдачи депозитарию документов о присоединении настоящее Соглашение вступило в силу;

б) с даты вступления в силу настоящего Соглашения при условии, что на момент сдачи депозитарию документов о присоединении настоящее Соглашение не вступило в силу.

Статья 6

Каждая из Сторон вправе выйти из настоящего Соглашения, письменно уведомив об этом депозитария.

Настоящее Соглашение прекращает свое действие в отношении такой Стороны через 6 месяцев с даты получения депозитарием соответствующего уведомления.

Совершено в г. " " 202 г. в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.

За Азербайджанскую РеспубликуЗа Российскую Федерацию
За Республику АрменияЗа Республику Таджикистан
За Республику БелоруссияЗа Туркменистан
За Республику КазахстанЗа Республику Узбекистан
За Киргизскую РеспубликуЗа Украину
За Республику Молдова

____________

Приложениек Соглашению об образовании Совета председателей верховных (высших) судов государств - участников Содружества Независимых Государствот " " 2021 г.

ПОЛОЖЕНИЕо Совете председателей верховных (высших) судов государств - участников Содружества Независимых Государств

I. Общие положения

1. Совет председателей верховных (высших) судов государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Совет) является межгосударственным органом Содружества Независимых Государств и образован для выработки согласованных принципов и правил сотрудничества между судами, его организационного обеспечения и содействия практической реализации.

2. В состав Совета входят председатели верховных (высших) судов государств - участников Соглашения об образовании Совета председателей верховных (высших) судов государств - участников Содружества Независимых Государств от " " г. (далее - Соглашение) либо лица, исполняющие их обязанности (далее - члены Совета).

3. Совет руководствуется в своей деятельности Уставом Содружества Независимых Государств, международными договорами и решениями, принятыми в рамках Содружества Независимых Государств, настоящим Положением.

4. Совет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств, другими органами Содружества Независимых Государств, при необходимости - с секретариатами международных организаций, а также с судебными и другими органами государственной власти государств - участников Содружества Независимых Государств.

II. Основные направления деятельности и функции Совета

5. Основными направлениями деятельности Совета являются:

определение приоритетных направлений и форм сотрудничества судебных органов в сфере осуществления правосудия, защиты прав и законных интересов лиц, проживающих (находящихся) на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств;

содействие реализации международных договоров и иных актов в сфере правового сотрудничества, принятых в рамках Содружества Независимых Государств, и выработка предложений о мерах по совершенствованию правового регулирования межгосударственных отношений в рамках Содружества Независимых Государств;

совершенствование механизмов оказания правовой помощи, организация и координация взаимодействия судебных органов государств - участников Содружества Независимых Государств в области оказания правовой помощи, признания и разрешения исполнения судебных актов;

содействие обмену информацией о применении судами государств - участников Содружества Независимых Государств международных актов и национального законодательства, о правилах судопроизводства и организации деятельности судов;

организация сотрудничества в осуществлении подготовки и повышения квалификации судей и работников судов;

содействие сотрудничеству национальных судебных органов с Экономическим Судом Содружества Независимых Государств в выработке единых подходов к применению международных договоров государств - участников Содружества Независимых Государств.

6. Основными функциями Совета являются:

обмен информацией о национальном законодательстве и судебной практике государств - участников Содружества Независимых Государств по актуальным проблемам правового регулирования, об организации и опыте работы судебных органов;

рассмотрение практики применения национальными судами международных договоров о правовой помощи и правовых отношениях, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств, выработка предложений по повышению эффективности их реализации;

выработка согласованных позиций и рекомендаций по вопросам осуществления правосудия, представляющим взаимный интерес для судебных органов государств - участников Содружества Независимых Государств;

рассмотрение предложений национальных судов и других органов государственной власти государств - участников Содружества Независимых Государств о совершенствовании взаимодействия между судами;

разработка проектов международных договоров в сфере правового сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств и предложений по его совершенствованию;

взаимодействие с органами Содружества Независимых Государств и другими международными организациями по актуальным вопросам развития сотрудничества в сфере осуществления правосудия.

Совет может осуществлять иные функции, направленные на выработку согласованных принципов и правил сотрудничества между судами, его организационного обеспечения и содействия его практической реализации.

III. Права Совета

принимать в рамках своей компетенции решения и разрабатывать рекомендации, направленные на развитие сотрудничества и взаимодействия между судами государств - участников Содружества Независимых Государств, на реализацию решений Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества Независимых Государств, а также международных договоров, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств;

вносить в установленном порядке подготовленные Советом проекты документов по вопросам, входящим в его компетенцию, на рассмотрение Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества Независимых Государств;

обращаться с запросами о толковании применения положений международных договоров, других актов Содружества Независимых Государств и его институтов в Экономический Суд Содружества Независимых Государств;

создавать для выполнения своих функций временные или постоянные рабочие группы, при необходимости утверждать положения о них, осуществлять общее руководство их деятельностью;

запрашивать у судебных и других органов государств - участников Содружества Независимых Государств, а также у органов Содружества Независимых Государств информацию, необходимую для выполнения своих функций.

IV. Организация деятельности Совета

8. Заседания Совета проводятся в государствах - участниках Соглашения, как правило, поочередно в порядке русского алфавита наименований государств, по мере необходимости, но не реже одного раза в два года.

Внеочередные заседания Совета могут созываться по инициативе одного или нескольких членов Совета при согласии не менее половины общего состава Совета. Такое заседание проводится, как правило, в государстве инициатора его созыва.

В случае необходимости и при наличии технической возможности заседания Совета могут проводиться в дистанционной (с использованием видео-конференц-связи) форме.

Член Совета, не имеющий возможности участвовать в заседании, вправе делегировать своего представителя, полномочия которого должны быть подтверждены.

Заседания Совета правомочны, если в них принимает участие не менее половины членов Совета или их представителей.

В заседаниях Совета с правом совещательного голоса принимают участие председатель Экономического Суда Содружества Независимых Государств, секретарь Совета, представитель Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.

С согласия членов Совета в заседаниях могут принимать участие в качестве наблюдателей представители судов, руководители которых не являются членами Совета, представители других органов и организаций государств - участников Содружества Независимых Государств, международных организаций.

9. Председательство в Совете осуществляется поочередно каждым государством-участником в лице представляющего его члена Совета на основе принципа ротации в порядке русского алфавита наименований государств, как правило, в течение двух лет, если иное не будет установлено Советом.

Предшествующий и последующий председатели Совета являются его сопредседателями.

В случае временного отсутствия председателя Совета его обязанности возлагаются на одного из сопредседателей.

10. Председатель Совета:

организует работу Совета и осуществляет общее руководство Советом, организует и координирует выполнение решений Совета;

представляет Совет во взаимоотношениях с органами Содружества Независимых Государств, органами государственной власти государств - участников Содружества Независимых Государств и международными организациями по вопросам, связанным с деятельностью Совета;

определяет время проведения очередного заседания по согласованию с другими членами Совета, осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Совета;

организует и проводит заседание Совета;

подписывает решения и протокол заседания Совета;

представляет для утверждения Советом кандидатуру секретаря Совета и осуществляет руководство деятельностью секретариата Совета;

выполняет иные функции, необходимые для обеспечения работы Совета.

11. Решения принимаются на заседаниях Совета.

Каждое государство - участник Соглашения имеет в Совете один голос. В случае участия в составе Совета двух или более членов Совета от одного государства при принятии решения ими должна быть представлена согласованная позиция, которая учитывается как один голос.

Решения Совета по процедурным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета.

Решения Совета по другим вопросам принимаются консенсусом и носят рекомендательный характер. Консенсус определяется как отсутствие официального возражения хотя бы одного из присутствующих на заседании членов Совета, выдвигаемого им как представляющее препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу.

Любой член Совета может заявить о незаинтересованности в том или ином вопросе, что не является препятствием для принятия решения, а также присоединения к принятому решению в будущем.

12. Совет может принимать регламент своей работы.

13. Секретариат Совета один раз в два года представляет в Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств информацию о деятельности Совета.

14. Рабочим языком Совета является русский язык.

V. Секретариат Совета

15. Организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Совета осуществляется его секретариатом.

Функции секретариата выполняет структурное подразделение суда, руководитель которого является председателем Совета, совместно со структурным подразделением Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.

Руководителем секретариата (секретарем Совета) является представитель подразделения суда, на которое возложено выполнение функций секретариата, а заместителем руководителя секретариата - представитель Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств.

организует и обеспечивает проведение заседаний Совета в порядке, предусмотренном настоящим Положением и регламентом работы Совета;

организует работу Совета между заседаниями;

осуществляет согласование и подготовку материалов к рассмотрению на заседаниях Совета;

формирует проект повестки дня заседания Совета, рассылает участникам заседания проект повестки дня и проекты документов, вносимые на рассмотрение Совета;

обеспечивает своевременное оформление и направление решений, принятых в рамках Совета;

организует работу рабочих групп, созданных в соответствии с решениями Совета;

осуществляет контроль за выполнением решений Совета, информирует членов Совета об исполнении принятых Советом решений;

взаимодействует в пределах своей компетенции с органами отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств, судебными и другими органами государственной власти государств - участников Содружества Независимых Государств;

выполняет другие функции по поручению председателя Совета.

17. Секретарь Совета назначается решением Совета.

обеспечивает выполнение возложенных на секретариат функций;

ведет и подписывает протокол заседания Совета.

18. Учет и хранение документов Совета осуществляет структурное подразделение Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств, представитель которого входит в состав секретариата Совета.

VI. Финансирование

19. Расходы, связанные с финансированием проведения заседания Совета, осуществляются за счет средств, предусматриваемых в национальном бюджете принимающего государства - участника Соглашения на обеспечение деятельности верховного (высшего) суда.

20. Расходы на командирование членов Совета осуществляются за счет средств, предусматриваемых в национальных бюджетах направляющих государств - участников Соглашения на обеспечение деятельности верховных (высших) судов. Расходы на командирование участников заседания Совета осуществляются за счет средств направляющих органов и организаций.

Читайте также: