Какой бог осуществлял суд над душами умерших

Обновлено: 25.05.2024

После смерти человека все его оболочки (Ка, Ба, Эб, Ах) отделялись от тела (Сах) и покидали его на 70 дней. Пока на земле парасхиты и бальзамировщики превращали Сах в мумию, энергетические оболочки странствовали в воздушном надземном пространстве, поднимались в высшие сферы, достигали Луны, Планет и Солнца.

В этот промежуток душа Ка время от времени возвращается к своему телу и следит за правильностью выполнения всех обрядов родственниками и бальзамировщиками. В противном случае Ка умершего будет оскорблено и превратится в злого духа-двойника (привидение), который будет вечно преследовать свой род, насылая бедствия на головы потомков.

Душа-Ба после смерти покидала тело-Сох и, выпорхнув через рот, отлетала на Око Ра, то есть на Солнце, где и находилась все 70 дней, до дня похорон. В это время жрецами совершался обряд поисков Ока Уджат.

Похороны мумии

Через 70 дней происходило окончательное погребение мумии. Похоронная процессия, сопровождаемая горестными стонами и плачем, переплывала Нил и высаживалась на западном берегу.

Прикосновение жезлом с наконечником в виде головы барана к губам изображенного на деревянном гробе лика Осириса возвращало усопшему его душу-Ба и создавало его Ах.

Умерший вновь обретал способность есть, пить, а главное — говорить. Ведь ему придется называть немало имен и произносить множество заклинаний по пути через Царство Мертвых в Величественный Храм Двух Истин, и там на Загробном Суде выступать с речью.

В погребальной камере устанавливали амулеты и фигурки бога воздуха Шу, чтобы умерший не задохнулся в Загробном Царстве. В стены помещали четыре оберега, отгоняющих от покойного злых духов, возжигали четыре светоча. Затем дверь склепа опечатывали печатью некрополя, закладывали глыбами и заваливали щебенкой.

Второе рождение человека

Все богини, связанные с деторождением (Исида, Хатхор, Рененутет, БЭС, Таурт, Месхент и Хекет), принимали участие во втором рождении умершего.

Миновав эти Врата, усопший выходил на две извилистые тропы, разделенные Огненным озером с мысами и заливами, где его подстерегали чудовища, злые духи и про чие бедствия. Пройти по тропе мимо озера могли только посвященные, которые знали заклинания и имена всех опасностей. Непосвященные становились добычей злых духов и теряли свое Сах.

По пути умерший должен был перейти 14 холмов, символизирующих 14 душ-Ка бога Ра. Незнание имен и заклинаний какого-либо божества на любом из холмов приводило к утрате умершим его души-двойника (Ка). Это вновь вовлекало душу-Ка в круг земных воплощений.

Семь пристанищ-арит символизировали 7 душ-Ба бога Ра. В ариту мог войти только тот, кто знал имена стражей, привратников, глашатаев каждого из 7 пристанищ. Не помнящий имен и заклинаний мог потерять в одном из пристанищ свою душу-?а, которая там и оставалась до следующего воплощения.

Так как у каждого пристанища было по три охранительных божества, то, соответственно, имелось по три пилона с воротами. Пройти 21 пилон мог лишь помнящий все имена и заклинания.

Зал Загробного Суда

Войдя в центральный неф Чертога, умерший представлялся богу Ра и присутствующим богам, которые вершили Загробный Суд.

Среди богов непременно присутствовали боги Великого Сонма (Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Гор, Исида, Нефтида, Хатхор, Сет, бог божественной воли Ху и бог разума Сиа) и боги Малого Сонма (42 бога, по количеству областей-номов Египта). Умерший произносил оправдательную речь перед каждым из сонмов.

Когда собеседование заканчивалось, вперед выступали дух-хранитель Шаи, богиня Месхент, богиня доброй судьбы Рененутет и душа-проявление умершего Ба. Они свидетельствовали о характере покойного, его добрых и злых мыслях, словах и делах.

Богини Нейт, Нефтида, Исида и Серкет-скорпион выступали с оправдательной речью в защиту покойного.

Приняв во внимание результаты взвешивания души-Эб Тотом и Анубисом, свидетельства души покойного, доводы обвинителей Месхент, Шаи, Рененутет и защитников Исиды, Нефтиды и Нейт, Великая Эннеада выносила вердикт.

Провозглашение приговора

Умерший целовал порог, благословлял части двери и нефа Святыни, и представал перед Осирисом, восседав шим в окружении Исиды, Нефтиды, Маат, писаря Тота и четырех сыновей Гора в цветке лотоса.

Тот объявлял о прибытии умершего, очищенного от всяких грехов и причисленного к лику святых. Побеседовав с прибывшим милостиво, боги отправляли его в Обитель Вечного Блаженства (Поле Тростника, или Поле Удовлетворения) в сопровождении духа-хранителя Шаи. Путь в обитель блаженных духов (Ах) преграждали последние Врата, которые следовало назвать по имени и произнести заклинания бога-хранителя.

Что символизируют испытания?

С точки зрения посвященного, суть этих иносказательных описаний состоит в следующем.

Преодоление Первых Врат Дома Осириса означает окончательную смерть, в то время как невозможность миновать их предполагает либо выход из клинической смерти, либо состояние оцепенения, комы или летаргического сна. Это преграда лишь для тела-Сах и души-Ка; остальные души легко преодолевают этот предел.

Первая череда испытаний (две Тропы у Огненного озера) имела своей целью либо вернуть душу-тело (Сах) умершего в круг земных воплощений, либо избавить его от них. Опасности и чудовища, овладевающие Сах, символизируют возвращение Сах в земной мир, то есть обретение нового тела. Успешное прохождение Троп избавляет Сах от нового воплощения в телесном облике.

Вторая череда испытаний (14 холмов и их божества) имеет целью определить дальнейшую судьбу оболочки Ка (души-индивидуальности). Неудача при прохождении этих испытаний ввергала душу Ка в новое воплощение на Земле в определенный месяц в виде мужского или женского существа. Успешное прохождение 14 холмов избавляло душу Ка от возвращения в земную юдоль.

Третья череда испытаний (7 арит и 21 пилон) имела целью решить участь души-проявления Ба. Если душам умершего не удалось войти в какое-то из пристанищ, то душа Ба оставалась в предыдущей арите. Она обрекалась на вселение в нечто вещественное на одном из семи священных светил (Солнце-Земле, Луне- Земле, Сатурне, Венере, Юпитере, Меркурии и Марсе). Успешное прохождение 7 арит освобождало душу-Ба от вселения в тела на планетах.

Иносказательное пожирание души-сердца (Эб) чудовищем Аммой означает возвращение души Эб в круг переселения душ, скорее всего, соединение этой души с отставшими на прежних этапах испытаний душами Ба, Ка и Сах.

Успешный вход в Святая Святых Храма Двух Истин знаменует обожествление умершего, уподобление его духа (Ах) блаженным духам богов (те же Ах). Дух может остаться среди родственных ему духов Сонма Богов и стать соучастником их бытия.

Если же дух Ах преодолел Последние Врата на пути к Полю Удовлетворения, то он обретет вечное блаженство, не познает более мук переселения из тела в тело и избавляется от страданий воплощения.

Такова древнеегипетская концепция посмертной участи душ, поражающая своей сложностью и детальной разработанностью. Ее создателями могли быть лишь великие посвященные.

Египетские народные представления о посмертной жизни

Египетские народные представления о том, какая жизнь ждала умершего на Поле Тростника, никакого отношения к жреческому мистическому опыту не имеют. Перед нами действительно примитивное описание загробной жизни как более счастливого варианта земной.

Другого невозможно было ожидать, ведь никакой великий посвященный не сможет словесно выразить то состояние, которого достигают святые духи-Ах в вечном блаженстве. Никакой человеческий язык, ни иносказательно, ни по аналогии, ни даже приблизительно, не в состоянии передать те ощущения, чувства и мысли, которые ду­х-Ах переживает в Обители Вечного Блаженства. О неизреченном возможны лишь притчи. Одну из таких притч являет собой описание Поля Тростника.

Там умершего якобы ждет такая же жизнь, какую он вел и на Земле, только избавленная от страданий и неприятностей, счастливее и лучше. Его дух ни в чем не будет знать недостатка. Семь Хатхор, бог зерна Непри, скорпион-Серкет и другие боги сделают его пашни и пастбища исключительно плодородными, стада тучными, птицу многочисленной и жирной. Все работы на полях станут выполнять работники-ушебти. Так, в сытости, довольстве, любовных утехах, пении и плясках пройдут миллионы лет блаженного бытия духа-Ах. Этот приземленный идеал явно импонировал простому люду и рабам, а посвященные не стремились опровергнуть его или предложить свою версию.

С этим богом у древних египтян связано большое количество верований, религиозных культов и мифов.

Возрождение Осириса

Одним из самых главных мифов Древнего Египта, на котором строился весь религиозно-заупокойный культ этой страны, является легенда об убийстве и последующем воскрешении бога Осириса.

Наиболее точно и достоверно этот миф был описан древнегреческим философом и летописцем Плутархом. Согласно его рассказу Осирис изначально был смертным человеком – царем Египта. Правил он народом вместе со своей женой Исидой, которая так же являлась его сестрой. При нем население Египта научилось выращивать зерновые культуры, жить в мире и чтить своих богов. Свое влияние среди обычных жителей он завоевывал своей добротой и справедливостью, а не угрозами и оружием как другие фараоны. В результате чего был любим и почитаем, что вызывало жуткую зависть у его брата Сета. Решил Сет извести родного брата, для этого изготовил он саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он подойдет, сам же с самого начала снял точные мерки Осириса.

Осирис решил подержать идею брата и лег в саркофаг, который естественно оказался ему точно в пору, в это время Сет и еще семьдесят два заговорщика подбежали и закрыли крышку, а сверху для большей надежности даже запаяли свинцом. После чего бросили саркофаг с Осирисом в Нил.

Но саркофаг не утонул, а поплыл далее по течению. Вблизи Библоса, его вынесло на берег, на этом месте тут же выросло прекрасное дерево. Исида, которая очень любила своего мужа, предпринимает успешную попытку по поискам своего мужа, находит саркофаг и возвращает его в Дельту, где собирается совершить обряд похорон по всем правилам. Но Сет оказался очень коварным, он выкрадывает тело брата, разрубает его на множество кусочков и разбрасывает их по всему Египту.

Верховный суд Осириса

Так согласно ей после того как человек умер его душа попадала в загробный мир, который представлялся чем-то вроде места где происходило дальнейшее распределение – в ад или рай. Решал же все этом мире верховный суд из сорока двух богов, во главе них стоял Осирис именно он делал окончательное заключение, так как судя по всему вершился суд согласно коллегиально вынесенному приговору.

От решения суда Осириса зависела дальнейшая судьба души – она могла быть отправлена в рай, к свету, или сердце съедалось безжалостным чудовищем Аммут. Причем в первом случае, душа через некоторое время могла воскреснуть вновь в другом человеке, а во втором она умирала окончательно. Именно из-за боязни верховного суда Владыки загробного царства, в Древнем Египте Осирис был так почитаем, а его культ насчитывал самое большое количество храмов и жрецов.

Культ Осириса

Осирис почитается египтянами еще со времен самого древнейшего царствования фараонов, причем первоначально он считался богом изобилия и плодородия, от его милости, как принято, было верить зависели все наводнения Нила и последующий богатый урожай. Несколько позднее он стал восприниматься как бог воскрешения и владыка Загробного мира.

В начале Египетской истории правящие фараоны отождествлялись с самим богом, а их сыновья с Гором сыновьями Осириса.

Одним из главных территориальных центров культа этого божества являлся Абидос – столица восьмого нома в Древнем Египте. Местом паломничества на этих территориях была гробница одного из королей самой первой династии правителя Джосера, в последующие века, она почиталась как место упокоения самого Осириса. Ежегодно на протяжении нескольких тысяч лет в Абидосе проводился праздник, посвященный этому божеству. Так же принято было считать, что именно в этом городе была захоронена голова бога, после того как его на куски разрубил собственный брат.

Примечательно, так же то, что культ Осириса был настолько силен, а сам бог так почитаем, что в эпоху нового царства он вышел за пределы Древнего Египта и распространился по странам Нубии, Ливии, Греции, Междуречья и т.д.

Осирис и миф о его чудесном воскрешении в образе бога соединили в себе самые различные периоды Египетской истории. Культ царя-фараона, почитание бога который умирает и воскресает, точно так же как Нил с его отливами и наводнениями, луна, загробный мир, верховный суд все это как губка впитывается религиозными представлениями, которые получают свое последовательное развитие в периоды становления Египетского общества.

Своими корнями миф Осириса уходит глубоко в эпоху зарождения родового общества, из обрядов, верований и представлений, которого впоследствии развиваются и характерные для культа этого бога черты, вроде неразрывной связи культа царя-правителя-фараона и культа бога, который имеет возможность влиять на силы природы и их результаты. При этом культ царя загробного мира тесно переплетается с теми временами когда Осириса почитали как бога плодородия, из-за чего в религии и жреческих обрядах, а так же в самом мифе, силы природы, которые благоволят к богу проступают особенно четко.

Стоит так же разобраться с непременной атрибутикой, без которой не встретишь изображений Осириса. Корона Атеф, головной убор Осириса изготовлена из папируса, священная ладья бога так же выполнена из стеблей этого тростника, а в его символ царской власти вставлены она в другую связки тростника.

Стоит так же отметить, что на всех изображениях Осирис прорисован с каким-либо растением – перед его престолом из пруда растут либо лотос, либо деревья с виноградной лозой, виноградная лоза так же может обвивать балдахин и трон, на котором сидит бог, а иногда и его самого.

Гробница Осириса так же всегда изображается с зеленью – то недалеко от нее растет дерево, на ветвях которого сидит душа Осириса, то дерево вырастает прямо из гробницы, а то из нее растут сразу четыре дерева.

тибетская книга мертвых
БАРДО

Мысли, что ты все равно умрешь, обесценивают наши земные цели. Величайший страх об исчезновении навсегда, потери связи с близкими, незаконченности земных дел, непостижения многих сторон многогранного бытия сковывает человека. Что-то побуждает нас верить в существование души, духовный мир, новое воплощение.

индийский йогин Падмасамбхава
Падмасамбхава

Вера в Жизнь после Смерти была и осталась прочной в Тибете. Народ, забытый всеми цивилизациями сохранился, как в скорлупе. Чтобы увидеть жителей Тибета, горы, где по мифам живут боги, почувствовать связь миров, поменять направление своего сознания, нужно преодолеть испытания. Переплыть океан, пролететь над континентами, подняться на перевалы, встретиться с черными безднами, абсолютным холодом, белыми шапками величественных гор. Для большинства это остается мечтой.

Человек, испытывая состояние переживания, приходит к пониманию жизни и смерти, переживает страх и стрессы. Книга это искренний призыв к бесстрашию перед непознанными глубинами человеческой психики. Говорят, когда в периоде духовных терзаний ты доберешься до Тибета, в голове все станет на свои места. Ты поймешь, как надо жить, кто ты и зачем живешь на Земле.

Тибет – духовная цивилизация

История Тибета насчитывает 2300 лет, когда страной управляли воинствующие династии. Верования были анимистическими, ритуалы проводили шаманы-жрецы. Культурный культ был направлен на царскую династию. Царь, вызываемый шаманом, спускался с Небес по лестнице. Туда же и поднимался, когда его призывали боги обратно. Шаман, обращаясь к многочисленным духам природы, поддерживал порядок, призывал к власти нового царя. Незыблемой казалась власть царей, почитаемых как богов. Жить на Тибетском нагорье физически тяжело. Там нужно родиться, имея предков, которые в седьмом колене были адаптированы к экстремальному климату высокогорья с разряженным воздухом, пониженным давлением, холодом и ветрами. Процесс культурной трансформации происходил с VIII века. Прекратились войны. На основе санскрита был создан для тибетцев письменный язык, переведены буддийские тексты, построены многочисленные храмы. Структура индо-буддийских монашеских школ была перенесена в Тибет из Индии и способствовала образованию. Непротивленческая мораль буддизма распространилась в Тибете. Войны не вернулись больше в эту страну. Выросла монастырская иерархия и власть. Возрастала роль духовного образования. Охранять демилитаризованные зоны Тибета взялись монголы, среди которых по соглашению тибетские монахи должны были распространять буддизм. Тибетцы перетрансформировали и воинствующих монголов, что невероятно по их природе. Духовный лидер тибетцев – Далай-лама.

Архаический, мистический взгляд народа Тибета на будущее – единственная ниточка, связывающая поколения людей с цивилизациями прошлого. Древние культы Египта и Месопотамии забыты. Только монахи Тибета наблюдают за смертью, сохраняя ясный взгляд на нее. Они видят ее в космическом подтексте.

книга мертвых

Книга Бардо Тедол сравнима с текстом суфлера, который читают умершему, идущему по дороге в царстве духов. Лама помогает не пропустить важные этапы пути, подняться как можно выше в том мире. Если и упасть до сансары, то выбрать лучшее место нового рождения в стране, где сильна вера. Открыть дверь с судьбой следующей жизни на более высоком уровне.

Краткое описание текста

Все мысли, стоит только подумать, будут пролетать галлюцинациями, звуковыми знаками. Узнавание световых и звуковых знаков и видений начинается с вершины и двигается вниз. На пути возникают двери. Новое зарождение в мире людей или животных требует чрева. Не кидайся в первую попавшуюся дверь. Будет рядом гореть 6 тусклых огней. Не окунись в них, соблазнившись ровным тусклым светом вместо ясного пламени. Попадешь в миры, где нет защиты. Не распознав пламени, скользнешь вниз в сферу животного инстинкта и нового рождения.

бардо
Бардо

Миссия книги – помочь умершему распознать все иллюзии и истинные знаки на этом неведомом ранее пути, не сбившись, не испугавшись, не поторопившись выйти на возможность освобождения или появления в новой, более удачной жизни. Читая книгу, ощущаешь ее достоверность, веришь, что кто-то побывал за этой дверью.

египетская книга мертвых

Текст напоминает современный квест, содержащий молитвы, заговоры, мистические обряды, которые помогут человеческой сущности пройти все опасности потустороннего мира и вернуться на Землю. Победить смерть, чтобы в новом теле продолжить жизнь вместе со своими родственниками. Путь в Землю Осириса сложный. Дух странствовал, продвигаясь на Запад, вместе с Солнцем. Внутри последнего лабиринта были двери, которые охраняли Змеи. Эти двери они открывали тому, кто отгадает загадки. Ключи к этим загадкам описаны в тексте.

Цивилизация Древнего Египта просуществовала 3000 лет. Ни одна цивилизация древнего мира не существовала так долго как египетская. Египет развивался отдаленно от других континентов. Поэтому все религиозные процессы формировались там уникально, без воздействия других религиозных верований. В Египте не было единой религии. Почитались около тысячи богов. Для всех территорий Египта были почитаемы: Бог Ра – основоположник мира, бог Солнца и Земной тверди, покровитель царской власти и воинской мощи; Осирис – покровитель душ умерших, умирающей и воскресающей природы; Исида – богиня материнства, судьбы, возродительница из мертвых; Маат – богиня правосудия и справедливости, бог солнца – Атон.

Культ мертвых в Египте

бог смерти в египте

египетская книга мертвых

Суд Осириса

Вот такая демократичная концепция веры. Положение умершего в загробном мире было очень важным для родственников и потомков умершего. Они заботились о могиле, соблюдали обряды. Бессмертию, как форме памяти, придавалось огромное значение. Разграбление могил считалось страшным грехом. Разрушение мумифицированного тела вело к смерти духа. На этот случай рядом с саркофагом ставили статую умершего, очень похожую на него, чтобы дух мог найти свое пристанище во второй жизни. Стены гробницы и сам саркофаг были разрисованы сценами из Книги, напоминавшими, как отвечать на вопросы богов. Тех, кто совершил в жизни тяжкие преступления, карали второй смертью. Уничтожали памятник, рисунки, разрушали мумию, чтобы его дух не смог вернуться. Произнося приветствие Осирису и 42 богам, присутствовавшим на суде, умерший заверял, что он не виновен.

Я не совершал грехов против людей.
Я не противостоял моим семье и роду.
Я не обманывал там, где обитают Обе Истины.
Я не знал людей, которые были бы незначительными.
Я не творил зла.
Я не думал ежедневно о работе, что должна быть сделана для меня.
Я не выставлял свое имя для почестей.
Я не пытался направлять служащих.
Я не преуменьшал бога.
Я не лишал обманом бедного человека его имущества.
Я не сделал того, что боги отвергают.
Я не поносил раба перед его господином.
Я не причинял боль.
Я не оставил никого голодным.

Значение древних памятников письменности

Обе книги созданы, без сомнения, великими посвященными в таинства людьми, имеющими опыт путешествия в иные миры. Посвящение в эти знания им передали не люди. Земные мудрецы свои сверхъестественные знания передавали людям богобоязненно иносказательно. Человек, не посвященный в тайны религий, будет читать книги, как сказки, буквально, не почерпнув никакой информации и не проникнувшись смыслом. Посвященные в таинства имели хоть раз в жизни выход, странствие и возвращение души. Другие могли посещать его по-своему желанию, с целью исследования и запоминания подробностей пути. Многая часть этого опыта была не высказана. Она была сакральной. Небольшая часть высказана иносказательно. Лишь малая толика досталась для общей доступности. Этот мистический способ получения знаний имеет не меньшее общественное основание. Людей посвященных мало, а великих посвященных – единицы. Полученные мистическим способом знания, заслуживают такого же внимания, как и знания, полученные общедоступным эмпирическим путем. Изучение жизни души после смерти физического тела ведется учеными разных стран.

Идеи этих книг одинаковы: понять и принять существование иного мира; считать земную жизнь подготовкой к вечной жизни; вселить веру в совершение ритуалов, действий связанных с умершим, чтобы помочь ему воскреснуть. Нравственная задача древних текстов — сохранение памяти о своих предках, желания живущих помочь им пройти сложный путь к возрождению.

Советами книг современным людям можно пользоваться прямо сейчас, еще при жизни. Проснуться от дремоты привычного коллективного морока, окунуться в свое самосознание, понять свое предназначение, выделить жизненные приоритеты, не бояться поменять свою судьбу. Жизнь, она не начинается с рождения и не заканчивается смертью. Так учит древнее Знание. Живите своей жизнью, она у вас одна!

Вы когда-нибудь задумывались о том, чем была жизнь древних египтян? На мой взгляд, она напоминала долгую и церемонную подготовку к смерти, где особенную роль играл бог Анубис. Конечно, здесь не идёт речь о страхе уйти из жизни, напротив, в Древнем Египте погребение было своего рода “мостом” между двумя разными мирами, в каждом из которых человек будет жить.

Чтобы душа не сбилась с пути, а тело сохранило свой внешний облик, египтяне взывали о помощи к великому Анубису, который повелевал в потустороннем царстве. Каким был этот бог: пугающим или мудрым, справедливым или излишне суровым?

Тайна рождения Анубиса

У каждого из египетских богов был свой центр, а в случае с Анубисом в этом качестве выступал город Асьют, где культ божества получил широчайшее распространение. Бога не просто почитали – люди считали, что лишь благодаря ему они получили тайные знания об искусстве бальзамирования и мумифицирования тел.

Анубис был не просто покровителем усопших и их душ, но и верным помощником, проводником, помощью которого хотел заручиться каждый. Неудивительно, что Асьют был центром паломничества, известным местом во всём Древнем Египте.

Надо сказать, что Анубис – достаточно загадочный бог. О тайне его рождения есть несколько версий, однако более поздний, приобретший популярность миф, стал главным свидетельством этой части биографии божества.

Согласно преданию, прекрасная Нефтида, владычица мира мёртвых, невзлюбила своего злого супруга Сета за всё зло, что он причинял людям и богам. Она без памяти влюбилась в своего старшего брата Осириса, который тогда был великим правителем Египта.

К огорчению Нефтиды, Осирис желал видеть рядом с собой лишь свою любимую супругу Исиду. Тогда хитрая богиня приняла облик его жены, разделив ложе со своим возлюбленным. Вероятно, именно от этого союза и родился Анубис.

Правда, после его рождения Нефтида испугалась гнева Сета и бросила младенца в камышовых зарослях. Исида, которой Анубис приходится племянником, нашла малыша и воспитала его как своего ребёнка. Именно Анубис помог своей тётушке в поисках частей тела Осириса, убитого Сетом, после чего стал богом погребальных церемоний и ритуалов.

Статуя Анубиса в Ватикане, обнаруженная в Анцио на земле, принадлежащей семье Памфилий в 1749 году, была подарена папе Бенедикту XIV и передана в Григорианский Египетский музей в 1839 году

Анубис входит в число самых древних и важных божеств египетского пантеона
Статуя Анубиса в Ватикане (около 100-138 года н.э.), обнаруженная в Анцио на земле,
принадлежащей семье Памфилий в 1749 году, была подарена папе Бенедикту XIV
и передана в Григорианский Египетский музей в 1839 году

Анубис – помощник и проводник

Греки называли Анубиса “психопомп”, что в дословном переводе означает “проводник”. Хочу отметить, что это определение наиболее верное по отношению к богу. Он был посредником между двумя разными мирами, помогал душам преодолеть дорогу к потустороннему царству, где каждый умерший представал перед судом божеств.

Интересно, что даже внешность Анубиса говорит о его качествах помощника и проводника. Он изображался молодым стройным мужчиной с головой шакала. Это животное выступало символам верности, самоотверженности, поддержки.

Изначально египтяне не слишком почитали шакалов, которые всю ночь выли или рылись среди погребений. Но с развитием мифологии у животных появился божественный покровитель. Теперь появление шакалов неподалёку от мест захоронения говорило о помощи Анубиса людям.

В храмах бога содержались шакалы и собаки, которые после своей смерти подвергались бальзамированию. Их тела были священной собственностью Анубиса, который возрождал души псов после смерти.

В отличие от тела шакалов, кожа Анубиса на изображениях всегда имеет чёрный цвет. Некоторые историки предполагают, что это могло указывать на оттенок мумифицируемой плоти, но я придерживаюсь мнения иных исследователей.

Чёрный цвет отождествлялся с землёй и илом, что появлялся после разлива Нила. Он говорит о грядущем возрождении и обновлении. Вероятно, и в облике Анубиса чёрный – это вестник того, что совсем скоро душа умершего человека сможет переродиться и продолжить свой путь.

Анубис - бог-шакал из мира мёртвых

Стела Ипи. Сцена поклонения сановника Ипи богу умерших — Анубису.
Стела датируется второй половиной XIV в. до н.э.
Местонахождение: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

Великий защитник душ

Что же делал Анубис? Древние египтяне верили, что в момент смерти происходит отделение ка (бессмертной души) от ба (жизненной силы). В этот момент ка отправляется к загробному миру, где её встречает бог-шакал, что будет сопровождать душу в царство могущественного Осириса, повелителя мёртвых.

Вместе с Анубисом душа садится в ладью, что отправляется по реке тьмы. В любой момент ка может поглотить огромный змей Апоп, что скрывается в водах, но Анубис говорит умершему тайные слова, что защищают его. На берегах тёмной реки множество чудовищ, однако верный Анубис остаётся рядом, защищая душу.

За время своего плавания ладья преодолевает семь различных ворот, охранниками которых являются боги. Лишь благодаря особенным заклинаниям Анубиса ка может благополучно прибыть к правителю потустороннего мира.

Перед Осирисом и судом из богов (на нём Анубис также играет важную роль) душа узнает, что ждёт её. В зависимости от поступков и жизни человека он будет либо отправлен в царство покоя и наслаждения, либо его сердце передадут на растерзание чудовищу мира мёртвых.

Анубис был также покровителем магов и лекарей, которым периодически приходилось совершать обряды над умирающими или умершими людьми. В Древнем Египте этот бог был одним из самых главных в пантеоне, нередко он приравнивался к могущественному Гору. И если власть последнего распространялась на мир живых, то Анубис становился защитником и покровителем людей после того, как они покидали царство солнца и жизни.

Сегодня представления древних египтян могут показаться нам наивными, однако не стоит забывать, что в далёком прошлом этот народ сумел создать высокоразвитую культуру и великое государство.

Роль Анубиса в Древнем Египте нельзя преувеличить. Он был поддержкой для каждого человека в том неизвестном мире, о котором и в наш век продвинутых технологий мы знаем очень мало.

Читайте также: