Органы опеки и попечительства это органы прокуратуры суда внутренних дел местного самоуправления

Обновлено: 25.06.2024

В соответствии со ст. 8 вышеуказанного закона к полномочиям органов опеки и попечительства относятся установление опеки или попечительства: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; установление опеки или попечительства; осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона; информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов.

В соответствии со ст. 121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного

отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Проверка показала, что вопреки требованиям названного федерального и регионального законодательства, а также постановления Правительства края от 16.04.2013 № 165-п специалистами опеки и попечительства администрации Березовского района контроль за сохранностью жилья, принадлежащего сиротам, осуществляется не должным образом.

Согласно п. 4 постановления Правительства края от 16.04.2013 № 165-п (далее - постановление) плановые проверки проводятся на основании разрабатываемого уполномоченными органами местного самоуправления ежегодного плана проведения плановых проверок. В ежегодном плане проведения плановых проверок указываются следующие сведения: фамилии, имена, отчества, места жительства детей-сирот; основание проведения плановой проверки; дата начала и сроки проведения плановой проверки.

В нарушение указанных требований в ежегодном плане проведения плановых проверок не указаны: фамилии, имена, отчества, места жительства детей-сирот; основание проведения проверок.

В соответствии с п. 6 постановления уполномоченные органы местного самоуправления не позднее чем за 30 рабочих дней до наступления даты начала плановой проверки, определенной ежегодным планом проведения плановых проверок, в письменной форме направляют детям-сиротам уведомления о дате начала и сроках проведения плановой проверки.

Кроме того, в нарушение указанных требований уведомления о дате начала и сроках проведения плановой проверки детям-сиротам не направлены, фактически график не исполнен (в текущем году жилые помещения, принадлежащие сиротам, в целях установления данных об их сохранности, обследования проведены только в отношении 2-х детей-сирот).

Кроме этого, органом опеки и попечительства не запрашивается информация из службы судебных приставов о взыскании задолженности, образовавшейся по алиментам сирот и мерах, принимаемых к должникам приставами-исполнителями. Данных об объеме задолженности по алиментам, при фактическом ее наличии, в личных делах также не имеется. Отсутствуют в личных делах опекаемых и актуальные сведения о получении ими пенсии по утрате кормильца, данные о проведении сверки с отделением Пенсионного фонда отсутствуют по причине их не проведения.

Также установлено, что не всеми опекунами в орган опеки и попечительства представлен отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного, в связи с чем в истекшем периоде 2018 года прокурором района в отношении 6 опекунов (граждан) возбуждены дела об административных правонарушениях по ст. 19.7 КоАП РФ, все лица привлечены к административной ответственности, в Березовский районный суд направлено 27 исков в интересах опекаемых об обязании опекуна предоставить отчет о хранении, об использовании и управлении имуществом опекаемых. Вместе с тем проверка показала, что органы опеки и попечительства надлежащим образом надзор за деятельностью опекунов и попечителей не осуществляют. Так, на момент проверки отчеты не сданы 10 опекунами.

Причинами выявленных нарушений явилось ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей сотрудниками органа опеки и попечительства и отсутствие со стороны администрации контроля за исполнением законодательства, направленного на защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой граждан. По результатам проверки главе района внесено представление, которое находится на рассмотрении.

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД СОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ И НЕ ПОЛНОСТЬЮ ДЕЕСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ

Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун.

Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд признает его дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

Гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство.

Он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки.

Совершать другие сделки он может лишь с согласия попечителя. Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред. Попечитель получает и расходует заработок, пенсию и иные доходы гражданина, ограниченного судом в дееспособности, в интересах подопечного с разрешения органа опеки и попечительства.

Если основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали, суд отменяет ограничение его дееспособности.

На основании решения суда отменяется установленное над гражданином попечительство.

Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.

Опека над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, устанавливается органами опеки и попечительства (ст. 32 ГК РФ).

Опекунами над недееспособным совершеннолетним гражданином могут быть только совершеннолетние дееспособные граждане, не лишенные родительских прав и не имеющие на момент установления опеки судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (п. 2 ст. 35 ГК РФ).

Чтобы установить опеку над совершеннолетним недееспособным гражданином, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте документы для обращения в органы опеки и попечительства

Для установления опеки над совершеннолетним недееспособным гражданином его близкими родственниками (родители, бабушки, дедушки, братья, сестры, внуки), с которыми указанный гражданин проживал совместно не менее 10 лет на день подачи заявления о назначении опекуном, необходимо подготовить следующие документы (п. 4(1) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 927):

  • заявление о назначении опекуном;
  • копия паспорта;
  • документы, подтверждающие родство с совершеннолетним подопечным;
  • копию свидетельства о браке (если близкий родственник, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
  • выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном; (справки ф. 7,9, правоустанавливающие документы на жилое помещение);
  • справка об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выдаваемая органами внутренних дел; (можно получить через МФЦ)
  • справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выдаваемая соответствующими уполномоченными органами (запрашивается органом опеки и попечительства);
  • справка, подтверждающая получение пенсии, выдаваемая территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации или иными органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, - в отношении гражданина, выразившего желание стать опекуном, являющегося пенсионером;
  • заключение органов опеки и попечительства об отсутствии фактов ненадлежащего обращения близкого родственника, выразившего желание стать опекуном, с совершеннолетним подопечным в период до достижения им возраста 18 лет в случае, если опека или попечительство устанавливаются в связи с достижением совершеннолетия. Межведомственный запрос не направляется в случае, если орган опеки и попечительства располагает указанными сведениями.

Иным гражданам, выразившим желание стать опекунами, необходимо подготовить следующие документы (п. 4 Правил):

    о назначении опекуном, поданное в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа;
  • копия паспорта;
  • справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения);
  • медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном (форма 164-У);
  • копию свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
  • выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства гражданина, выразившего желание стать опекуном; (справки ф. 7,9, правоустанавливающие документы на жилое помещение);
  • справка об отсутствии у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан, выдаваемая органами внутренних дел; (можно получить через МФЦ)
  • справка о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выдаваемая соответствующими уполномоченными органами (запрашивается органом опеки и попечительства);
  • документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном, подготовки (при наличии).

Справка. Подготовка гражданина, выразившего желание стать опекуном

Подготовка гражданина, выразившего желание стать опекуном, осуществляется органом опеки и попечительства по установленной примерной программе бесплатно и включает (п. 14 Правил; Примерная программа, утв. Приказом Минтруда России от 12.02.2020 N 58н):

· ознакомление с правами, обязанностями и ответственностью опекуна, установленными законодательством РФ и законодательством соответствующего субъекта РФ;

· посещение обучающих семинаров и тренинговых занятий по вопросам психологии и основам медицинских знаний;

· обеспечение психологического обследования для оценки психологической готовности исполнять обязанности опекуна - с согласия потенциального опекуна;

  • автобиографию;
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна).

Справка с места работы или иной документ, подтверждающий доходы опекуна, принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья - в течение трех месяцев со дня его выдачи (п. 6 Правил).

Для оформления личного дела подопечного недееспособного (при установлении опеки) необходимы будут также следующие документы:

Шаг 2. Представьте документы в орган опеки и попечительства

Документы представляются в орган опеки и попечительства по месту жительства будущего опекуна вместе с предъявлением паспорта РФ (п. п. 4, 5 Правил).

Шаг 3. Получите в органе опеки и попечительства акт об обследовании

Шаг 4. Получите в органе опеки и попечительства решение о возможности быть опекуном

Орган опеки и попечительства через 15 дней после представления заявителем вышеперечисленных документов и акта об обследовании принимает решение о назначении заявителя опекуном либо выдает заключение о возможности заявителя быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном (п. 9 Правил).

В акте органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном может быть указан срок действия его полномочий, определяемый конкретным периодом или указанием на наступление определенного события (разд. IV Руководства по соблюдению обязательных требований в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных граждан, утв. Рострудом).

Заключение о возможности заявителя быть опекуном действительно в течение двух лет со дня его выдачи (п. 11 Правил).

Заключение органа опеки и попечительства является основанием для получения заявителем направления на посещение совершеннолетнего подопечного.

Заявителю может быть отказано в назначении его опекуном с указанием причин отказа. В этом случае возвращаются все представленные им документы и разъясняется порядок обжалования решения об отказе в назначении опекуном (абз. 5 п. 9 Правил).

Когда назначается предварительная опека?

В случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе назначить предварительную опеку и временного опекуна.

Что для этого требуется?

Опекуном или попечителем может быть временно назначен только совершеннолетний дееспособный гражданин. Установление предварительной опеки или попечительства допускается при условии предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни.

Какие права и обязанности временного опекуна или попечителя?

Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

Сколько может длиться предварительная опека или попечительство?

Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения шести месяцев со дня установления предварительной опеки, временный опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до восьми месяцев.

Куда надо обращаться для установления предварительной опеки или попечительства?

Для установления предварительной опеки и попечительства необходимо обращаться в орган опеки и попечительства по месту жительства гражданина, которому требуется опекун.

Контроль за деятельностью опекуна

В целях осуществления надзора за деятельностью опекунов или попечителей орган опеки и попечительства по месту жительства совершеннолетних подопечных проводит плановые и внеплановые проверки:

При установлении опеки или попечительства посторонними гражданами над совершеннолетними подопечными плановые проверки проводятся:

а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя;

б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя;

в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя.

При установлении опеки или попечительства над совершеннолетним подопечным его близким родственником из числа родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, детей и внуков, которые постоянно совместно с ним проживали не менее 10 лет на день подачи заявления о назначении опекуном, плановые проверки проводятся в виде посещения совершеннолетнего подопечного:

а) 1 раз в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя;

б) 1 раз в 3 года в течение последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна или попечителя.

Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.

В случае если действия опекуна или попечителя осуществляются с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) наносят вред здоровью, физическому, психологическому и нравственному состоянию совершеннолетнего подопечного, а также если выявленные в результате проверки нарушения невозможно устранить без прекращения опеки или попечительства, орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня проведения проверки:

а) принимает акт об освобождении опекуна или попечителя от исполнения возложенных на него обязанностей либо об отстранении его от их исполнения, который направляется опекуну или попечителю;

б) осуществляет меры по временному устройству совершеннолетнего недееспособного гражданина (при необходимости);

в) принимает решение о помещении совершеннолетнего недееспособного гражданина под надзор в медицинскую организацию или в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме.

При смене совершеннолетним подопечным места жительства орган опеки и попечительства по старому месту жительства совершеннолетнего подопечного направляет его личное дело в течение 3 дней со дня получения соответствующей информации от опекуна или попечителя в орган опеки и попечительства по новому месту жительства совершеннолетнего подопечного. Орган опеки и попечительства по новому месту жительства совершеннолетнего подопечного не позднее дня, следующего за днем получения личного дела совершеннолетнего подопечного, обязан поставить совершеннолетнего подопечного на учет в установленном порядке.

Семейный кодекс > Раздел IV СК РФ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ > Глава 12 СК РФ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ > Статья 78. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей

1. При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

2. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

Комментарии к ст. 78 СК РФ

1. Основным принципом деятельности органов опеки и попечительства является обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных (ст. 121 СК РФ, ст. 5 Закона об опеке и попечительстве). Согласно п. 1 ст. 8 СК РФ, одна из форм защиты семейных прав в случаях, предусмотренных СК РФ, осуществляется органами опеки и попечительства (см. комментарий к ст. 8 СК РФ). Развивая данное положение, п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что в спорах, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Ряд статей СК РФ предусматривает обязательное участие органа опеки и попечительства в делах по спорам, связанным с воспитанием детей. Так, основываясь на анализе статей СК РФ, посвященных правоотношениям родителей и детей, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 разъясняет, что к таким спорам, в частности, относятся споры:

а) о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ);

б) об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ);

в) об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ);

г) о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ);

д) о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ);

е) о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ);

ж) о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ);

з) о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ);

и) об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ);

к) об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ).

Таким образом, в указанных случаях рассмотрение судами дел данной категории без участия органа опеки и попечительства не представляется возможным. Указанное требование соответствует ст. 47 ГПК РФ, которая указывает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для достижения целей, указанных в ч. 1 ст. 47 ГПК РФ (ч. 2 ст. 47 ГПК РФ).

Орган опеки и попечительства привлекается к рассмотрению спора о воспитании ребенка определением суда. Кроме того, орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском для защиты интересов ребенка по собственной инициативе, например, о лишении родительских прав - п. 1 ст. 70 СК РФ; ограничении родительских прав - ст. 73 СК РФ; об отмене усыновления - ст. 142 СК РФ.

Следует учитывать и разъяснение Верховного Суда РФ о том, что суды не должны оставлять без внимания выявленные при рассмотрении дел данной категории факты несвоевременного принятия органами опеки и попечительства мер к защите прав и охраняемых законом интересов детей, неправильного отношения к несовершеннолетним со стороны работников детских воспитательных учреждений, школ и других учебных заведений, а также родителей; суды обязаны реагировать на эти нарушения путем вынесения частных определений в адрес соответствующих органов и организаций (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов детей, орган опеки и попечительства должен обследовать условия жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, представить суду соответствующий акт и основанное на нем заключение по существу спора; это заключение подлежит оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).

Вместе с тем, в силу ст. 86 ГПК РФ, заключение органа опеки и попечительства является лишь одним из доказательств, которое оценивается судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Поэтому в случае несогласия с заключением органа опеки и попечительства по существу разрешаемого спора, связанного с воспитанием детей, суд мотивирует принятое решение со ссылкой на иные доказательства.

В установленных законом случаях представляемое суду заключение органа опеки и попечительства должно учитывать мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет (см. комментарий к ст. 57 СК РФ).

Однако, как показал анализ судебной практики, при рассмотрении дел, связанных с воспитанием детей, суды не всегда выполняют требования п. 2 ст. 31 ГК РФ, ст. 47 ГПК РФ и ст. 78 СК РФ, предусматривающие обязательное участие органа опеки и попечительства при рассмотрении дел этой категории, не учитывают и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10. В этой связи отсутствие заключения органа опеки и попечительства, отвечающего указанным выше требованиям закона, явилось основанием к отмене судом кассационной инстанции Кемеровского областного суда ряда решений, в частности, Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка по делу по иску прокурора к Х.О.Б. об ограничении родительских прав; Березовского городского суда по делу по иску С.А.В. о порядке осуществления родительских прав в отношении ребенка, проживающего отдельно; Кировского районного суда г. Кемерово по делу по иску К.А.С. о восстановлении в родительских правах и решений других судов .

Справка Кемеровского областного суда от 20 февраля 2006 г. N 01-19/123 о практике рассмотрения судами области гражданских дел в 2005 году по кассационным и надзорным данным // СПС "Гарант".

75 лет Победы

Открытые данные Санкт-Петербургаурга

Карта убитых дорог

Правовой портал Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Единый портал обращений граждан

Яндекс.Погода

Горячая линия для обращений ЦКК

Опека и попечительство Задачи и полномочия отдела опеки и попечительства

ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ

ОТДЕЛА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Местной администрации
МО МО Гагаринское

В компетенцию органа опеки и попечительства входит защита прав и интересов детей в возрасте от рождения до 18 лет, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья

Задачами органа опеки и попечительства является:

1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органа опеки и попечительства относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

(п. 12 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

(п. 13 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

2. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.

3. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

"Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

"Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017)

Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 17.11.2010 N 927
(ред. от 19.11.2016)"Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан"

Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.09.2015) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"

Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 N 432(ред. от 10.02.2014)"О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации"

Читайте также: