Определить вид отношения между понятиями адвокат и автолюбитель

Обновлено: 03.05.2024

Какое правило постановки вопросов нарушено?
К какому виду суда по стадии рассмотрения дел относится данный суд: первой или кассационной инстанции?
-Вопросы необходимо ставить корректно
-Вопрос должен быть простым
-Вопрос формулируется кратко и ясно
-Следует отличать обычную постановку вопроса от риторической
-В сложных разделительных вопросах необходимо перечислять все альтернативы (+)

Слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия
-Омонимы (+)
-Термин
-Синонимы

Виды совместимости между суждениями:
-эквивалентность (+)
-подчинение (+)
-противоречие
-частичная совместимость (+)
-противоположность

Кто из мыслителей открыл закон достаточного основания и сформулировал его сущность?
-Фихте
-Аристотель
-Демокрит
-Гегель
-Лейбниц (+)

(…) – это преобразование суждения, в результате которого субъектом становится понятие, противоречащее предикату, а предикатом – субъект исходного суждения.
-Обращение
-Противопоставление предикату (+)
-Превращение

Что такое достаточное основание?
-Любая непротиворечивая мысль, которая приводится для обоснования другой мысли
-Любая истинная мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность другой мысли (+)
-Любая правильная мысль, из которой выводится новая правильная мысль

Соответствие термина и определения:
-объем одного понятия полностью в объем другого понятия
-отношение подчинения (+)
-объемы понятий полностью совпадают, хотя их содержание различно
-отношение равнообъемности (+)
-объемы понятий частично совпадают
-отношение пересечения (+)

Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности предметов, составляющих единое целое:
-соотносительные
-конкретные
-общие
-собирательные (+)

Что представляет собой данная уловка: с моим мнением, которое может быть и неправильным, согласился руководитель нашего учреждения, однако ко всем возражениям я внимательно прислушаюсь
-Аргумент к невежеству
-Аргумент к жалости
-Аргумент к человеку
-Аргумент к авторитету (+)

Приведите в соответствие
-потеря тезиса, логическая диверсия
-ошибки в отношении тезиса (+)
-основное заблуждение, предвосхищение основания
-ошибки в отношении аргументов (+)
-мнимое следование, аргумент к авторитету
-ошибки в отношении демонстрации (+)

По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов
-Деление понятия (+)
-Расчленение целого на части

Свойства отношений, которые являются логическим основанием умозаключений из суждений с отношениями
-нелинейность
-пропорциональность
-симметричность (+)
-транзитивность (+)
-параллельность
-рефлексивность (+)

Как называется совокупность умозаключений, на которых строится гипотеза?
-Форма гипотезы (+)
-Основание гипотезы
-Предположение

Положение, истинность или ложность которого требуется доказать
-Тезис (+)
-Демонстрация
-Аргумент

Какое из приведенных определений раскрывает логическую сущность гипотезы?
-Это одна из форм научно-творческого познания и логического мышления, содержание которой составляет осознанное, зафиксированное противоречие между непознанной или необъясненной еще стороной объекта познания и уже имеющимся знанием
-Это систематизированное исследовательское и незавершенное знание, истинность которого невозможно проверить эмпирически или она вовсе не рассматривается существенным признаком
-Это вероятностное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии производства и науки не может быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него необъяснимые (+)
-Это логическое рассуждение, в процессе которого обосновывается истинность или ложность какой-либо мысли с помощью других положений, проверенных наукой и конкретной практикой

Риторический вопрос:
-утверждение или отрицание в форме вопроса (+)
-открытый вопрос
-закрытый вопрос
-выражает побуждение к действию

Основные формы мышления:
-восприятие
-суждение (+)
-умозаключение (+)
-представление
-понятие (+)

Два противоположных утверждения, каждое из которых является достаточно обоснованным, называются
-софизмом
-паралогизмом
-аргументом
-парадоксом (+)

Какие признаки являются существенными для перечисленных ниже предметов?
КАРАНДАШ
Синий (+)
Длина 10см (+)
Имеет грифельный стержень (+)
Имеет деревянный корпус (+)
Оставляет след на бумаге (+)
Затачивается лезвием (+)

(…) – это условно-разделительное умозаключение, которое содержит две альтернативы.
-Дилемма (+)
-Тетралемма
-Трилемма

Силлогизм – это умозаключение на основе:
-вывода из двух простых категорических суждений (+)
-превращения суждения
-обращения суждения

По какой фигуре силлогизма построены данные умозаключения?
Петров обязан носить форму, потому что он военнослужащий
по 3-й фигуре
по 4-й фигуре
по 1-й фигуре (+)
по 2-й фигуре

Слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие
-Омонимы
-Термин (+)
-Синонимы

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия:
-ограничение
-определение (+)
-обобщение
-деление

Тождество мысли о предмете означает…
-Сохранение смысла предмета мысли и смысла высказывания о нем на протяжении всего мыслительного процесса
-Сохранение смысла предмета мысли на протяжении всего мыслительного процесса.
-Сохранение смысла высказывания о предмете мысли на протяжении всего мыслительного процесса (+)

Укажите верное определение первого правила посылок
Хотя бы одна из посылок должна быть…
-общим суждением
-отрицательным суждением
-утвердительным суждением (+)

Определите виды вопросов
По своей структуре вопросы бывают…
-Сложные (+)
-Открытый
-Восполняющие
-Узловые
-Простые (+)

Непреднамеренная логическая ошибка – (…)
-паралогизм (+)
-софизм
-тавтология

(…) — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, воспринимаемого ранее.
-Познание
-Восприятие
-Представление (+)

Неумышленная, непреднамеренная логическая ошибка – это
-тезис
-парадокс
-паралогизм (+)
-софизм

Кто из мыслителей открыл закон противоречия и сформулировал его сущность?
-Аристотель (+)
-Лейбниц
-Гегель
-Демокрит
-Кант

(…) – умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств.
-Научная индукция (+)
-Популярная индукция

Участник аргументации, выдвигающий и отстаивающий определенное положение:
-аудитория
-оппонент
-пропонент (+)
-субъект
-полемист

Приведите в соответствие:
форма мышления, в которой отражается связь предмета и его признака, и которая может быть либо истинной, либо ложной
-суждение (+)
-форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках
-понятие (+)
-форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение
-умозаключение (+)

Частноутвердительное и частноотрицательное суждения находятся в отношении (…)
-противоположности
-частичной совместимости (+)

Основание деления:
-результат деления понятия
-признак, по которому производится деление (+)
-делимое понятие

По какой фигуре силлогизма построены приводимые умозаключения?
Осмотр места происшествия имеет одной из задач обнаружение следов преступление
Осмотр места происшествия — следственное действие
—————————————————————————————-
Некоторые следственные действия — обнаружение следов преступления
-по 2-й фигуре
-по 1-й фигуре
-по 4-й фигуре
-по 3-й фигуре (+)

Приведите в соответствие:
-общеутвердительное суждение - A (+)
-частноутвердительное суждение - I (+)
-общеотрицательное суждение - E (+)
-частноотрицательное суждение - O (+)

Какое условие получения истинности вывода в умозаключении можно считать необходимым и первоочередным?
-Знание и умение применять логические законы
-Учет всех результатов предшествующего познания
-Соблюдение в процессе рассуждения правил вывода (+)

Способ логической связи элементов доказательства
-Тезис
-Демонстрация (+)
-Аргумент

(…) — это целостный образ предмета, возникающий при непосредственном воздействии его на органы чувств.
-Восприятие (+)
-Познание
-Представление

Согласны ли вы, что особенность умозаключений, в форме которых протекает демонстрация, состоит в том, что нуждающееся в обосновании суждение, выступающее тезисом доказательства, является заключением и формулируется заранее, а суждения об аргументах, которые служат посылками, остаются неизвестными и подлежат восстановлению?
-Нет
-Да (+)

Определите виды вопросов
Какие учебные дисциплины студенты-юристы изучают в первом семестре?
-Восполняющий (+)
-Наводящий
-Сложный
-Скрытый
-Открытый

Человек, выражающий несогласие с выдвинутым тезисом, — это:
-оппонент (+)
-арбитр
-пропонент
-лектор

Дайте правильное определение большего термина категорического силлогизма
-Понятие, которое в заключении является предикатом (+)
-Понятие, которое входит в обе посылки и отсутствует в заключении
-Понятие, которое в заключении является субъектом

Средний термин простого категорического силлогизма:
-в заключении является субъектом
-в заключении является предикатом
-входит в обе посылки и отсутствует в заключении (+)
-является частью каждой посылки и заключения

Негативная предпосылка вопроса — это…
-Осознание разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности
-Исходная информация, необходимая и достаточная для постановки вопроса и необходимая, но недостаточная для его разрешения
-Убеждение, что существует по крайней мере один истинный ответ на него
-Требование найти, сообщить или уточнить неизвестное
-Убеждение в существовании хотя бы одного ложного ответа на него (+)

Тавтология: ошибочное определение, в котором
-определяющее понятие повторяет определяемое (+)
-ошибочное определение, в котором неизвестное понятие определяется через другое неизвестное понятие
-ошибочное определение, раскрывающее понятие через его противоположность
-ложное по содержанию определение

Какое место занимает гипотеза среди других форм развития научного знания?
-Гипотезой завершается эмпирический этап познания
-Гипотезой начинается теоретический этап познания (+)
-Гипотезой завершается теоретический этап познания
-Гипотезой начинается эмпирический этап познания

Приведите в соответствие:
-совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии
-содержание понятия (+)
-множество предметов, которое мыслится в понятии
-объем понятия (+)
-определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки
-класс, или множество (+)

Основная функция индуктивных выводов в процессе познания:
-сравнительный анализ
-объяснение
-генерализация (+)
-систематизация
-классификация

Согласно первому правилу простого категорического силлогизма, в силлогизме должно быть только (…) термина
-два
-три (+)
-четыре

К какому виду индукции относится следующая схема рассуждения?
S1 — Р
S2 — P
S3 — P
S1 , S2 , S3. . . относятся к классу S
————————————————
-Вероятно, каждый элемент класса S — Р
-Неполная индукция (+)
-Полная индукция

В чем сущность апагогического опровержения тезиса?
-Ложность тезиса обосновывается путем определения истинности всех возможных альтернатив тезису
-Ложность тезиса обосновывается путем определения истинности антитезиса (+)
-Ложность тезиса обосновывается непосредственно аргументами

Доказательство, заключающееся в обосновании истинности или ложности положения, находящегося в определенном логическом отношении с тезисом, называется…
-Косвенным (+)
-Прямым

Согласно закону тождества всякая мысль в процессе рассуждения …
-должна продолжать предыдущую
-не должна противоречить предыдущей
-должна быть тождественна самой себе (+)
-должна быть обоснована

Законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, их суть. Конкретные и абстрактные понятия, их примеры. Отношения между понятиями по содержанию, классификация, признаки. Виды суждений по количеству и качеству атрибутивных суждений.

Рубрика Экономико-математическое моделирование
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 07.02.2009
Размер файла 32,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Отредактируйте данные высказывания в соответствии с законом тождества.

Если они пили пиво в ларьке, в котором находился потерпевший, то они пили пиво в ларьке, в котором находился потерпевший.

2. Исходя из закона непротиворечия, определите, могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений.

¦ Большая часть машин находилась на железнодорожной платформе. На железнодорожной платформе не осталось ни одной машины.

, неверно, что А и не - А.

Закон противоречия говорит о противоречивых высказываниях - отсюда ее название. Но он отрицает противоречие, объявляет его ошибкой и тем самым требует непротиворечивости - отсюда другое распространенное имя - закон непротиворечия.

Если применить понятия истины и лжи, закон непротиворечия можно сформулировать так: никакое высказывание не является вместе истинным и ложным.

А: Большая часть машин находилась на ж/д платформе.

-А: Большая часть машин не находилась на ж/д платформе.

Обращение: На ж/д платформе не находилась большая часть машин. Или это же самое высказывание можно сформулировать так:

На ж/д платформе не осталось ни одной машины

Неверно, что (большая часть машин находилась на железнодорожной платформе и на железнодорожной платформе не осталось ни одной машины).

Из закона непротиворечия, следует, что данные пары суждений не могут быть одновременно истинными.

3. Исходя из требований закона исключенного третьего, определите, могут ли быть одновременно ложными следующие суждения.

¦ Съемки фильма еще не закончились. Съемки фильма уже начались.

Закон исключения третьего, устанавливает связь между противоречащими друг другу высказываниями. Он утверждает: из двух противоречивых высказываний одно является истинным.

А v -А, или (А или не А)

А: Съемки фильма еще не закончились.

-А: Съемки фильма уже закончились.

А v -А Съемки фильма еще не закончились или они уже закончились.

Данные суждения могут быть одновременно ложными.

(Начало и окончание действия это не одно и тоже).

4. Укажите конкретные и абстрактные понятия.

Учащийся- тот, кто учится в каком - нибудь учебном заведении Ожегов С. И, Толковый словарь- М.: Русский язык, 1989, С.691 .

Героизм - героический дух, образ действий, присущий герою. Ожегов С. И, Толковый словарь- М.: Русский язык, 1989, С.106

5. Определите вид отношений между следующими понятиями.

Человек, студент, юрист.

Наказание, лишение свободы, ссылка, высылка.

Халатность, черта характера.

Упомянем две простые операции с понятиями. Одна из них, называемая ограничением понятия, предписывает переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Обратная операция носит название обобщения понятий.

1) Человек, студент, юрист

Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

Студент - человек, обучающийся в Высшем учебном заведении.

Юрист - человек, обладающий специальными знаниями в области юридических наук.

Определим отношения между данными понятиями и изобразим их с помощью круговых схем.

2) Наказание, лишение свободы, ссылка, высылка.

Наказание - мера воздействия против совершившего преступления, проступок, назначаемая по приговору суда.(ст.43 УК РФ)

Лишение свободы - уголовное наказание, заключающееся в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления над ним надзора.(ст.53 УК РФ)

Ссылка -уголовное наказание, состоящее в удалении осуждённого из места его жительства с обязательным поселением в определённой местности на срок, указанный в приговоре.

Высылка - вид уголовного наказания, заключающийся в удалении осуждённого из места его жительства с запрещением проживания в определённых местностях..

Наказание бывает в виде лишения свободы, ссылки и высылки, но нет основания деления - общего признака. Здесь случай внеположной несоединимости, т.е. отношение между такими понятиями, у которых родовой признак общий (наказание), а видовые понятия разные (лишение свободы, ссылка и высылка).

Определим отношения между данными понятиями и изобразим их с помощью круговых схем.

Ссылка

3) Халатность, черта характера.

Халатность - небрежный и недобросовестный в отношении своих обязанностей.

Черта характера - психическое или духовное свойство человека, обнаруживающееся в его поведении.

6. Определите вид суждения, по количеству и качеству следующих атрибутивных суждений найдите субъект, предикат и связку, укажите кванторное слово.

¦ Сокровища оружейной палаты являются государственным достоянием.

¦ Все благородные мысли находят себе сочувствие.

¦ Волки похожи на собак.

Суждение -- форма мышления, в которой отражаются отношения между предметами и их признаками посредством утверждения или отрицания. Простое суждение имеет субъект, предикат и связку.

По объему субъекта суждения бывают единичными, частными и общими.

По содержанию предиката суждения делятся на атрибутивные, существования и отношения.

По качеству связки суждения бывают утвердительными и отрицательными.

Основной называется классификация суждений одновременно и по качеству связки, и по количеству субъекта. Здесь выделяется 4 вида суждений; А -- общеутвердительные, Е --общеотрицательные -- частноутвердительные и 0 -- частноотрицательные.

1) Сокровища оружейной палаты являются государственным достоянием.

Сокровища оружейной палаты (S) являются (связка) государственным достоянием (Р).

2) Все благородные мысли находят себе сочувствие.

Все (кванторное слово) благородные мысли (S) находят (связка) себе сочувствие (Р)

3) Волки похожи на собак.

Волки (S) похожи (связка ) на собак (Р).

7. При помощи логического квадрата укажите истинность или ложность А, I, Е, О при истинности или ложности А, I, Е, О.

¦ Если О ложно, то Е - , I - , А -

Подпротивные высказывания (О и I) не могут быть одновременно ложными, но могут быть одновременно истинными. Если О - ложно , то I - истинно.

Противоречащие высказывания (А и О; I и Е) не могут быть одновременно истинными и ложными; если одно из них истинно, то другое ложно. I - истинно, значит Е - ложно; О - ложно, значит А - истинно.

А - истинно Е - ложно

I - истинно О - ложно

Противные высказывания (А и Е) , в отличие от противоречащих, могут быть вместе ложными, но не могут быть вместе истинными.

В отношении подчинения находятся попарно высказывания А и I, Е и О. Из подчиняющего высказывания логически следует истинность подчиненного, а из ложности подчиненного следует ложность подчиняющего.

8. Сделайте вывод путем обращения (если это возможно); проверьте правильность обращения с помощью круговых схем.

(А) Все люди (8 +) являются смертными (Р-).

(I) Некоторые смертные (Р-) являются людьми (8 +).

Никто из людей не был на Марсе.

Краткость - сестра таланта.

Обращение есть способ преобразования суждения (или непосредственное умозаключение) путем перестановки терминов местами. Важнейшее условие получения истинного результата из истинного исходного суждения -- сохранить ту же распределенность терминов или по крайней мере не расширять объем какого-либо термина (сужать можно).

1) Никто из людей не был на Марсе - общеотрицательное высказывание (Все S не есть Р)

О: Некоторые люди не были на Марсе

2) Краткость - сестра таланта - общеутвердительное высказывание.(Все S есть Р).

(I) Сестра таланта (Р) - кратка (S)

9. Постройте силлогизм АII для 3 фигуры.

Силлогизм - это дедуктивное умозаключение, в котором из двух категорических высказываний выводится новое категорическое высказывание.

Разновидности простого категорического силлогизма, отличающиеся друг от друга количеством и качеством посылок и вывода, называются его модусами.

Фигуры отличаются положением среднего термина. Но помимо того или иного расположения терминов силлогизма, его посылки и вывод обладают еще количеством и качеством, т. е. могут относиться к одному из 4-х типов простых суждений -- А, Е,], О. Так вот, если два силлогизма построены по одной и той же фигуре, но отличаются количеством и качеством своих посылок и выводов, то они принадлежат к разным модусам. Средневековые схоласты каждый модус обозначали отдельным словом, причем слова подбирались таким образом , чтобы первая гласная буква в нем указывала количество и качество большей посылки, вторая гласная -- количество и качеств"меньшей посылки, а третья гласная -- количество и качество вывод возьмем, например, модус «ВагЬага. -- Это слово показывает, что „ссылки и вывод в силлогизмах, построенных по этому модусу, являются общеутвердительными суждениями -- А А А. В модусе Cе1агепt большая посылка является общеотрицательным суждением с меньшая посылка -- общеутвердительным суждением А, вывод --общеотрицательным суждением Е.

1 фигура 2 фигура 3фигура 4 фигура

ААА, ЕАЕ ААJ AAJ

ЕАЕ АЕЕ JAJ AEE

АJJ ЕJ0 AJJ JAJ

ЕJ0 АОО EAO EAO

Силлогизм АII для 3 фигуры:

Все бамбуки (М) цветут один раз в жизни (Р).

Все бамбуки (М) - многолетние растения (S).

Некоторые многолетние растения цветут один раз в жизни.

10. Определите посылки и заключение в следующих условно-категорических умо-заключениях, постройте схему вывода, определите модус.

¦ Если спутник Земли пролетает над Южным полюсом, то он пролетает над Ан-тарктидой. Спутник Земли пролетает над Южным полюсом. Следовательно.

Если спутник Земли пролетает над Южным полюсом (А), то он пролетает над Антарктидой (В).

Спутник Земли пролетает над Южным полюсом (А). Следовательно он летит над Антарктидой (В). ). Если А. то В. А - утверждающий модус. (В).

11. Определите виды индуктивных умозаключений, найдите посылки, заключение, установите состоятельность вывода.

Пример: Свидетелями по делу Беляева являются граждане М, Л., К. Во вторник были допрошены свидетели П. и Н. (посылка), на следующий день - остальные свидетели Л. и К. (посылка). Следовательно, допрошены все свидетели по делу Беляева (заключение).

Если из-под стеклянного купола выкачать воздух, то звук электрического звонка, помещенного под купол, перестанет быть слышным. Следовательно, наличие воздуха является причиной распространения звука.

В зависимости от полноты исследования различают полную и неполную индукцию. Полная индукция - это умозаключение, в котором общее заключение делается на основе изучения всех предметов и явлений данного класса. В этом случае рассуждение имеет следующую схему:

Только S 1 , S 2 , S 3 , . S n составляют класс К

Каждый элемент К - Р

Неполная индукция - это умозаключение, в котором на основе повторяемости признака у некоторых явлений определенного класса делается вывод о принадлежности этого признака всему классу явлений. Неполная индукция имеет следующую схему рассуждений:

S 1 , S 2 , S 3 , . составляют класс К

Вероятно, каждый элемент К - Р

По способам обоснования заключения различают следующие виды неполной индукции: популярную и научную.

В популярной индукции на основе повторяемости одного и того же признака у некоторой части однородных предметов и при отсутствии противоречащего случая делается общее заключение, что все предметы этого рода обладают этим признаком. Степень вероятности заключения в популярной индукции невысока, так как неизвестно, почему дело обстоит так, а не иначе.

Выводы популярной индукции - часто начальный этап формирования гипотезы. Главная ценность данного вида умозаключения состоит в том, что оно является одним из эффективных средств здравого смысла и дает ответы во многих жизненных ситуациях, причем нередко там, где наука безмолвствует. На основе популярной индукции народ вывел немало примет, пословиц и поговорок. Например: "Когда туман, с неба вниз опускаясь, ложится на землю, значит к доброй погоде, а ежели с вечера туман от земли или воды поднимается, на утро - жаркий день".

Научной индукцией называется умозаключение, в посылках которого наряду с повторяемостью признака у некоторых явлений класса содержится также информация о зависимости этого признака от определенных свойств явления.

Если в популярном объективном обобщении вывод опирается на повторяемость признака, то научная индукция не ограничивается такой простой констатацией, а систематически исследует само явление, которое рассматривается как сложное, состоящее из ряда относительно самостоятельных компонентов или обстоятельств. Применение научной индукции позволило открыть и сформулировать научные законы, например, физические законы Архимеда, Кеплера, Ома и др.

В нашем задании мы имеем дело с научной индукцией.

Если из-под стеклянного купола выкачать воздух (посылка), то звук электрического звонка, помещенного под купол, перестанет быть слышным. (Заключение) Следовательно, наличие воздуха является причиной распространения звука. (заключение)

ЛИТЕРАТУРА

Ивин А.А. Логика./ Учебник. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 1999.- 320 с.

Курбатов В.И. Логика./ Уч. пособ. для студ. ВУЗов. - Ростов- на- Дону: Феникс, 1996.- 320 с.

Подобные документы

Специфика логики, ее методологические принципы и законы, значение и польза. Логика диалектическая и формальная. Гипотеза: ее понятие, структура, виды, построение, этапы развития и опровержение. Понятие следственной версии. Примеры логической формы мысли.

реферат [102,0 K], добавлен 02.07.2008

Задачи эконометрики, ее математический аппарат. Взаимосвязь между экономическими переменными, примеры оценки линейности и аддитивности. Основные понятия и проблемы эконометрического моделирования. Определение коэффициентов линейной парной регрессии.

контрольная работа [79,3 K], добавлен 28.07.2013

Классификация систем (по отношению ко времени и среде, обусловленности поведения, сложности), их основные свойства. Виды процессов в динамических системах. Кибернетические системы и законы их функционирования. Особенности нелинейных динамических систем.

презентация [204,4 K], добавлен 19.12.2013

Системы, модели и их классификация. Управление: виды, принципы и законы. нформация: ее количественное измерение, неопределенность, семиотика. Экономическая система и ее идентификация. Основные принципы анализа и синтеза моделей экономических систем.

учебное пособие [380,5 K], добавлен 08.11.2008

Исследование источников неопределенности в управлении сложными процессами. Неточность задания значений входных данных. Определение основных причин неопределенности. Характеристика понятия нечеткого множества. Описания нечетких моделей в принятии решений.

презентация [67,3 K], добавлен 15.10.2013

Нечеткие множества. Основные понятия нечеткой логики, необходимые для моделирования процессов мыслительной деятельности человека. База правил. Формы многоугольных функций принадлежности. Гауссова функция. Системы нечеткого вывода в задачах управления.

реферат [844,8 K], добавлен 16.07.2016

Элементы математического анализа: производная, определенный интеграл и ряды. Арифметические операции и функции комплексной переменной. Основные понятия и определения теории вероятности, статистики и комбинаторики. Законы распределения вероятностей.

Задание 1. Дайте полную логическую характеристику понятий:

адвокат - данное понятие конкретное, собирательное, положительное, соотносительное, несобирательное, непустое, общее, субстанционное

Задание 2. Подберите понятия перекрещивающиеся, подчиненные и подчиняющие понятия, а также соподчиненные и противоречащие данному понятию: высшее учебное заведение.

перекрещивающееся – университет мба

подчиняющее – учебное заведение

соподчиненное – нельзя подобрать

противоположное – нельзя подобрать

противоречащее – нельзя подобрать

Задание 3. Определите логические отношения между понятиями и выразите их с помощью круговых схем (кругов Эйлера):

1) закон, законность, свод законов, уголовный кодекс, Конституция России;

2) государство, федеративное государство, монархическое государство, часть государства;

1) закон (А); законность (В), свод законов (С), уголовный кодекс (D), Конституция РФ (E)


2) государство (А), федеративное государство (В), монархическое государство (С), часть государства (D);


Задание 4. Произведите последовательную многоступенчатую операцию обобщения и ограничения понятий: героин

Операция обобщения: героин - наркотик – тяжелый наркотик

Операция ограничения: героин- героин из Средней Азии

Задание 5. Установите вид операции с понятием: деление, расчленение на части или определение. Проведите полный анализ деления или определения (в примере деления установите вид деления, делимое понятие, члены деления и основание деления, в примере определения укажите вид определения, проведите анализ определения через род и видовое отличие). Определите, является ли операция правильной, если нет – укажите, какие правила нарушены.

1) Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.

2) Правонарушение – это общественно опасное деяние.

1) Преступления делятся на умышленные, неосторожные и должностные.

Деление, делимое – преступления, члены деления – умышленные, неосторожные и должностные, основание деления – вид преступления.

Деление избыточное, лишний член деления должностные

2) Правонарушение – это общественно опасное деяние.

Определяемое – правонарушение, определяющее - общественно опасное деяние.

Определение неполное, так как правонарушение – это общественно опасное деяние, за которое законом предусмотрена ответственность.

Задание 6. В данных высказываниях найдите субъект, предикат, кванторное слово и связку. Определите количество и качество суждений. Приведите суждение к явной логической форме, дайте объединенную классификацию суждений. Установите распределенность субъекта и предиката и изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера.

1) Некоторые законы ограничивают права граждан.

2) Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, представлено не было.

1) Некоторые законы ограничивают права граждан:

Предикат – права граждан

Кванторное слово – есть

Некоторые S есть Р


Субъект и предикат не распределены

2) Никаких прямых доказательств, подтверждающих точку зрения обвинения, представлено не было.

Субъект – прямое доказательство

Предикат – подтверждающие точку зрения обвинения

Кванторное слово – не есть

Связка – представлено не было

Ни одно S не есть Р

Субъект и предикат распределены


Задание 7. Установите вид сложного сужения, составьте его символическую запись. Если рассмотренная в судебном заседании совокупность доказательств не убедила судей в виновности или невиновности подсудимого, то ими может быть принято решение об отправлении этого дела на доследование. Уголовное наказание заключается в ограничении или лишении осужденного определенных прав.

Если рассмотренная в судебном заседании совокупность доказательств не убедила судей в виновности или невиновности подсудимого, то ими может быть принято решение об отправлении этого дела на доследование.

Задание 8. Определите вид демонстративного умозаключения (или непосредственное умозаключение, или простой категорический силлогизм, или умозаключение из сложных суждений), если необходимо сделайте заключение. Проверьте правильность умозаключения.

1) Каждый грамотный человек обнаружит такую ошибку, поэтому всякий, кто ее обнаруживает, является грамотным.

2) Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин N. не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как он хулиганского поступка не совершал.

3) Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин N. контрабандой не занимался. Следовательно, …

4) Если убийство совершено с целью сокрытия другого преступления, оно признается совершенным при отягчающих обстоятельствах. Убийство гражданина Н. не является преступлением, совершенным с целью сокрытия другого преступления. Значит, оно не может быть признано совершенным при отягчающих обстоятельствах.

5) Если я воспользуюсь на экзамене шпаргалкой, то экзаменатор может заметить, и провал обеспечен. А если я буду надеется только на свою память, то уж что-нибудь я всегда отвечу, т.е. не провалюсь. Я всегда имею выбор: воспользоваться шпаргалкой или надеется только на свою память. Значит, …

1) Каждый грамотный человек обнаружит такую ошибку, поэтому всякий, кто ее обнаруживает, является грамотным.



полученная формула является правильной, значит по содержанию является истиной.

2) Лица, совершившие хулиганский поступок, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин N. не может быть привлечен к уголовной ответственности, так как он хулиганского поступка не совершал.




АEE (верно, 2-я фигура)

Умозаключение правильное, заключение достоверно.

3) Лица, занимающиеся контрабандой, привлекаются к уголовной ответственности. Однако, гражданин N. контрабандой не занимался. Следовательно, …

Гражданин N. не может быть привлечен к уголовной ответственности




АEE (верно, 2-я фигура)

Умозаключение правильное, заключение достоверно.

4) Если убийство совершено с целью сокрытия другого преступления, оно признается совершенным при отягчающих обстоятельствах. Убийство гражданина Н. не является преступлением, совершенным с целью сокрытия другого преступления. Значит, оно не может быть признано совершенным при отягчающих обстоятельствах.


Умозаключение из сложных суждений



Заключение по содержанию является неопределенным, так как полученный модус является не правильным, в рассуждении нарушено правило отрицания модуса.

5) Если я воспользуюсь на экзамене шпаргалкой, то экзаменатор может заметить, и провал обеспечен. А если я буду надеется только на свою память, то уж что-нибудь я всегда отвечу, т.е. не провалюсь. Я всегда имею выбор: воспользоваться шпаргалкой или надеется только на свою память. Значит, …

Допуск к зачету каждого студента осуществляется только при наличии отчетности по КАЖДОМУ семинарскому занятию. Понимая, что для Вашего отсутствия могут быть уважительные причины, даю возможность получения необходимых баллов. Для этого каждый студент, пропустивший семинар, либо получивший на семинаре оценки 1 и 2, обязан выполнить домашнее задание.

Студент по каждой теме семинара должен выполнить ВСЕ упражнения, при этом выбрать для ответа НЕ МЕНЕЕ ПОЛОВИНЫ вопросов по каждому упражнению.

Выполненное задания пересылается мне на электронную почту в формате WORD. Если какие-то задания требуют символов, отсутствующих в WORD, можно писать от руки, сканировать и скан выслать мне.

Семинар №1. ПОНЯТИЕ

НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

Понятия делятся на следующие виды: 1) единичные и общие, 2) конкретные и абстрактные, 3) положительные и отрицательные, 4) безотносительные и соотносительные. Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими.

В особую группу выделяются собирательные понятия. В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле.

Дать полную логическую характеристику понятию (упражнение 6) — значит определить, к какому из перечисленных видов оно относится. Логическая характеристика помогает уточнить содержание и объем понятия, выработать навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.

Упражнение 1. Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие — нере­гистрирующими; выделите собирательные понятия.

1. «Московский юридический институт" — единичное понятие.

2. «Высшее учебное заведение" — общее (нерегистрирующее) понятие.

3. «Балтийский флот РФ" единичное (собирательное) понятие.1.1. Юридическое лицо. 1.2. Ивановская область. 1.3. Преступное деяние. 1.4. Депутат. 1.5. Русская правда". 1.6. Бригада морской пехоты. 1.7. Рабочий класс. 1.8. Источник права. 1.9. Организация Объединенных Наций.. 1.10. Правовая норма. 1.11. Наука. 1.12. Радар. 1.13. Молодежь. 1.14. Реплика. 1.15. Москворецкий мост. 1.16. Участник обороны Одессы. 1.17. Студент МЮИ. 1.18. Следователь Степанов. 1.19. Декабрист. 1.20. Воздушный флот.

Упражнение 2. Установите, в каком смысле — собирательном или разделительном — употребляются выделенные понятия.

1.«Граждане Российской Федерации имеют право на образова­ние" — понятие употребляется в разделительном смысле.

2.«Граждане Российской Федерации проживают на территории, равной 17 млн кв. км" — понятие употребляется в собирательном смысле.

2.1. Человек осваивает космос. 2.2. Человек имеет право на граж­данство. 2.3. Искусство принадлежит народу. 2.4. Искусство — форма общественного сознания. 2.5. Развивающиеся страны, где проживает более двух миллиардов человек, являются регионом бедности. 2.6. Ничто не возвышает человека больше,' чем знания. 2.7. Полноводны и могучи реки Сибири. 2.8. В странах Азии проживает более половины всего человечества. 2.9. Судьи и народные заседатели независимы и подчиняются только закону. 2.10. Все функции государства органически взаимодействуют между собой. 2.11. Книга — лучший подарок. 2.12. Закон состав­ляет основу системы права государства. 2.13. Республики бывшего СССР стали суверенными государствами. 2.14. Крупные ученые всегда были в известной мере поэтами (Паустовский). 2.15. Мыс­лящий и работающий человек есть мера всему (Вернадский).

Упражнение 3. Укажите конкретные и абстрактные понятия.

1. «Юридический закон" — конкретное понятие.

2. «Невменяемость" — абстрактное понятие.

3.1. Политическая система. 3.2. Преступность. 3.3. Стратегия. 3.4. Диктатура. 3.5. Двуличие. 3.6. Трезвость. 3.7. Адвокат. 3.8. Ра­венство. 3.9. Космический корабль. 3.10. Бескорыстие. 3.11. Родина. 3.12. Гражданское мужество. 3.13. Противоречие. 3.14. Спутник. 3.15. Зазнайство. 3.16. Самоотверженность. 3.17. Взаимодействие.

Упражнение 4. Укажите положительные и отрицательные понятия.

1. «Законный" — положительное понятие.

2. «Незаконный" — отрицательное понятие.

4.1. Верность. 4.2. Безволие. 4.3. Беспорядок. 4.4. Гуманизм. 4.5. Произвол. 4.6. Ненависть. 4.7. Контроль. 4.8. Антифашист. 4.9. Антиквар. 4.10. Анархия. 4.11. Ананас. 4.12. Аноним. 4.13. Недееспособность. 4.14. Принципиальность. 4.15. Антипатия. 4.16. Компетентность. 4.17. Халатность.

Упражнение 5. Выясните, являются ли данные понятия безотноси­тельными или соотносительными.

1. «Народный суд" — безотносительное.

2. «Начало" — соотносительное понятие.

5.1. Причина. 5.2. Рабочий. 5.3. Верх. 5.4. Политика. 5.5. Истец. 5.6. Ускорение. 5.7. Копия. 5.8. Положение. 5.9. Проблема. 5.10. Опасность. 5.11. Взяткодатель. 5.12. Форма. 5.13. Право. 5.14. Племянник. 5.15. Практика.

Упражнение 6. Дайте полную логическую характеристику поня­тиям.

6.1. Государство. 6.2. Западная граница государства. 6.3. Невиновность. 6.,4. Учитель. 6.5. Демонтаж. 6.6. Законность. 6.7. Кража. 6.8. Бескорыстие. 6.9. Отечество. 6.10. Министерство юстиции. 6.11. Подвиг. 6.12. Мужество космонавта Леонова. 6.13. Социальная справедливость. 6.14. Судимость. 6.15. Созвездие Большой Медведицы. 6.16. Рота. 6.17. Случайность. 6.18. Атеист. 6.19. Невменяемость. 6.20. Сонет. 6.21. Фронт.

Семинар №2. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и нес­равнимые.

В логических отношениях могут находиться только срав­нимые понятия, которые делятся на совместимые и несовместимые.

Существуют три вида отношений совместимости: 1) равнообъем-ность, 2) пересечение (перекрещивание), 3) подчинение (субординация) и

три вида отношений несовместимости: 1) соподчи­нение (координация), 2) противоположность (контрарность), 3) про­тиворечие (контрадикторность).

Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

Упражнение 7. Определите вид отношения между совместимыми понятиями и изобразите его с помощью круговых схем (кругов Эйлера).

1. Преступление (А). Уголовное правонарушение (В). Равнообъемность.

2. Европейское государство (А). Федеративное государство (В). Пересечение (перекрещивание).

3. Наказание (А). Ссылка (В). Подчинение (субординация).


Упражнение 8. Подберите понятия, равнозначные данным.

Упражнение 9. Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным.

9.1. Студент. 9.2. Военнослужащий. 9.3. Народный судья. 9.4. Арендатор. 9.5. Рекордсмен. 9.6. Браконьер. 9.7. Инженер. 9.8. Нормативный акт. 9.9. Академия. 9.10. Киноактер. 9.11. Депутат. 9.12. Акция. 9.13. Апелляция. 9.14. Закон. 9.15. Первопроходец.

Упражнение 10. К данным понятиям подберите подчиненные и подчиняющие понятия.

10.1. Учебник. 10.2. Повесть. 10.3. Озеро. 10.4. Форма правления. 10.5. Мичман. 10.6. Завод. 10.7. Дипломат. 10.8. Понятие. 10.9. Награда. 10.10. Писатель. 10.11. Прокурор. 10.12. Унитарное госу­дарство. 10.13. Химический элемент. 10.14. Комедия. 10.15. Хозяйственное преступление.

Упражнение 11. Укажите, какие понятия выражают отношение рода и вида и какие — целого и части.

11.1. Образное выражение, поговорка.

11.2. Система права, гражданское право.
11.3. Элементарная частица, позитрон.

11.4. Батальон, рота.

11.6.Учебное заведение, лицей.

11.7. Военно-морской флот, линкор.

11.8. Драматическое произведение, комедия.

11.9. Галактика, созвездие.

11.10. Институт, факультет.

11.12. Преступление, умышленное преступление.

11.14.Политическая структура, партия.

11.15.Государственная власть, парламент.

Упражнение 12. Определите вид отношения между несов­местимыми понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.

Пример:


Печать (А). Телевидение (В). Средство массовой информации (С). Соподчинение (координация).

12.1. Преступление, должностное преступление, хозяйственное преступление. 12.2. Известность, неизвестность. 12.3. Прямая линия, кривая линия. 12.4. Партийность, беспартийность. 12.5. Революционер, контрреволюционер. 12.6. Виновность, невиновность. 12.7.Наводнение, стихийное бедствие, землетрясение. 2.8.Правда, ложь. 12.9. Юрист, прокурор, следователь, адвокат.12.10. Сильный, слабый. 12.11. Истина, заблуждение. 12.12.Честь, бесчестье. 12.13. Дисциплинарное взыскание, выговор, замечание. 12.14. Зависимость, независимость. 12.15. Обвинительный приговор, оправдательный приговор.

Упражнение 13. Подберите понятия, находящиеся в отношении со­подчинения к данным (родовым) понятиям.

13.1. Преступление. 13.2. Наказание. 13.3. Налог. 13.4. Городской транспорт. 13.5. Высшее учебное заведение. 13.6. Офицер. 13.7. Приговор. 13.8. Спортивная игра. 13.9. Сделка. 13.10. Смычковый инструмент. 13.11. Художественная литература. 13.12. Хищение. 13.13. Право. 13.14. Ученое звание. 13.15. Форма государственного устройства.

Упражнение 14. Подберите понятия, противоположные и противо­речащие данным.

14.1. Большой. 14.2. Научный. 14.3. Бедный. 14.4. Холодный климат. 14.5. Легкая работа. 14.6. Верность. 14.7. Законный. 14.8. Красивый поступок. 14.9. Гармоничный. 14.10. Смелый. 14.11. Глубокий. 14.12. Друг. 14.13. Наличный расчет. 14.14. Правда. 14.15. Истина.

Упражнение 15. Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем.


Упражнение 16. Определите вид отношения между понятиями и схемы, соответствующие этим отношениям.

Пример:

Организатор, пособник, соучастник преступления. Отношение соподчинения, схема 4.

16.1. Противоречие, конфликт. 16.2. Действие, бездействие. 16.3. Пролог, эпилог. 16.4. Гуманный, негуманный. 16.5. Коммерсант, делец. 16.6. Народный, антинародный. 16.7. Артиллерист, комендор. 16.8. Судебный исполнитель, филателист. 16.9. Крестьянское поселение, село. 16.10. Воздушный флот, авиация. 16.11. Налог, оброк. 16.12. Дипломат, посол, консул. 16.13. Договор, сделка. 16.14. Гармония, дисгармония. 16.15. Судебное решение, приговор, судебное определение.

НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

НАПОМИНАНИЯ ИЗ ТЕОРИИ

Определение понятий

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением или дефиницией.

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым (дефиниендумом); понятие, раскрывающее содержа­ние определяемого понятия, — определяющим (дефиниенсом).

Различают явные и неявные, номинальные и реальные определения. Основным видом явного определения является определение через род и видовое отличие, которое состоит из определяемого понятия (А) и определяющего понятия; в последнем различают родовое понятие, или род (В), и видовой признак (с). Разновидностью определения через род и видовое отличие является генетическое определение.

Определение подчиняется следующим правилам:

1. Определение должно быть соразмерным (А = Вс). Нарушение этого правила ведет к логическим ошибкам: а) слишком широкое определение (А Вс).

2. Определение не должно заключать в себе круга. Разновидностью круга в определении является тавтология.

3. Опрделение должно быть ясным. Нарушение этого правила ведет к логической ошибке, которая называется определением неизвестного через неизвестное, (х через у).

4. Определение не должно быть отрицательным.

Упражнение 21. Укажите вид определения: номинальное или ре­альное, явное или неявное; выделите определение через род и ви­довое отличие, а также приемы, заменяющие определение.

Примеры:

2.Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение граж­данских прав или обязанностей. Реальное, явное определение — через род и видовое отличие.

3.Это — схема (S—Р) любого атрибутивного суждения. Остенсивное определение.

21.1.Логика — это наука о формах, в которых протекает челове­ческое мышление, и законах, которым оно подчиняется.

21.3.Газета — печатное периодическое издание, в котором пуб­ликуются материалы о текущих событиях.

21.4.Этот знак (V) — квантор общности; символизирует выраже­ния: вес, каждый, всегда и т.п.

21.5.Нормативный акт — это правовой акт государства, в котором содержатся предписания — нормы права, регулирующие общественные отношения определенного вида.

21.6.Грабеж — похищение государственного, общественного или личного имущества граждан, совершенное открыто.

21.7.Концерн — форма монополистического объединения с очень высоким уровнем концентрации и централизации капитала и производства.

21.8.Подстрекателем является соучастник преступного деяния, склонивший к совершению преступления.

21.9.Философская наука, изучающая мораль как форму общественного сознания, называется этикой.

21.10.Цилиндр — геометрическое тело, образованное вращением прямоугольника вокруг одной стороны.

21.11.Общественные отношения, урегулированные нормами адми­нистративного права, называются административными правоотно­шениями.

21.12.Слово, употребленное в переносном значении, называется метафорой.

21.13.Случайность — форма проявления необходимости.

21.14.Наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в сложных машинах, живых организмах и обществе называется кибернетикой.

21.15.Инструмент для измерения на местности вертикальных и горизонтальных углов называется теодолитом.

21.16.Сознание — особое свойство высокоорганизованной материи.

21.17.Народ — автор и актер собственной жизненной драмы.

Упражнение 23. Произведите анализ определений через род и ви­довое отличие; укажите определяемое и определяющее понятие, в последнем — род и видовое отличие.

Пример:

Суд (А) — орган государства (В), рассматривающий гражданские и уголовные дела в соответствии с установленными процессуальны­ми правилами (с). А — определяемое понятие, Вс — определяющее. В — род, с — видовое отличие.

23.1.Держава — большое независимое государство, ведущее са­мостоятельную политику.

23.2.Клика — группа людей, стремящихся к достижению каких-либо корыстных, неблаговидных целей.

23.3.Бунт — стихийное восстание.

23.4.Халатность — должностное преступление, состоящее в нсвы­полнении или ненадлежащем выполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, причинившее существенный вред государствен­ным или общественным интересам либо охраняемым законом пра­вам и интересам граждан.

23.5.Девиз — краткое изречение, выражающее руководящую идею поведения, деятельности.

23.6.Реформа — преобразование какой-либо стороны обществен­ной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

23.7.Дееспособность — способность лица приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести от­ветственность за совершенные правонарушения.

23.8.Сепаратизм — политическое движение за отделение части государства и создание нового государственного образования.

23.9.Коллизионная норма — правовая норма, определяющая пра­во какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому и иному правоотношению международного характера.

23.10.Фреска — живописная картина, выполненная водяными красками по сырой штукатурке.

23.11.Проступок — противоправное деяние, влекущее по закону дисциплинарную или административную ответственность.

23.12.Вакансия — незамещенная должность.

23.13.Биологические ритмы — циклические колебания интенсив­ности и характера процессов жизнедеятельности животных и рас­тительных организмов.

23.14.Инсинуация — клеветническое измышление с целью опорочить кого-либо.

23.15.Акцепт — согласие принять предложение контрагента о заключении договора.

Упражнение 24. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено; дайте правильное определение).

Пример:

Студент — это учащийся. Неправильное определение. Ошибка слишком широкого определения (А

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: