Когда были проведены реформы судебной системы англии

Обновлено: 11.05.2024

Особенностью судебной системы Великобритании, по оценкам исследователей, является ее крайняя децентрализованность, а отсюда — сложность и некоторая запутанность соподчиненности ее звеньев.

Низшая судебная инстанция по гражданским делам -это помощники судей в графствах (рассматривают малозначительные дела с ценой иска менее 11 ф. ст.). Более крупные гражданские дела (с ценой иска до 1 тыс. ф. ст.) рассматривают суды графств.

Те уголовные дела, которые не подсудны общественным магистратам (гражданам, не являющимся профессиональными судьями) и мировым судьям (в городах), рассматриваются Судом короны, созданным в 1971 г. Отметим, что участие присяжных в деле предусматривается лишь на уровне Суда короны, в других английских уголовных судах присяжных нет. Заседание суда присяжных проводится под председательством судьи с участием обычно 12 присяжных, но ныне допускается участие в процессе 10 или 11 присяжных. Суд короны рассматривает по первой инстанции и обязательно с участием присяжных дела о преступлениях, преследуемых по обвинительному акту (т.е. о наиболее серьезных преступлениях). В компетенцию Суда короны также входит рассмотрение апелляции на приговоры и решения магистратских судов.

Более сложные гражданские и уголовные дела может рассматривать по первой инстанции коллегия Высокого суда.

К категории высших (высоких) судов, которые вправе создавать судебные прецеденты, относятся Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд, состоящий из гражданского и уголовного отделении.

В Великобритании есть административные суды (трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции.

Главными пунктами судебной реформы, объявленной лейбористами, стало упразднение поста лорд-канцлера Великобритании в прежнем виде и решение об учреждении впервые в истории государства Верховного суда Великобритании. Лорд-канцлер был одновременно главой судебной системы Великобритании (он же назначал всех судей), председателем верхней палаты парламента и членом кабинета министров. Сложившееся исторически, такое объединение властных полномочий противоречило принципу разделения властей.

Одного лорда-канцлера в новом государственном устройстве Великобритании призваны заменить сразу четыре института.

Высшей судебной инстанцией в судебной системе Великобритании станет полноценный Верховный суд. Право назначения судей передается специальной независимой комиссии по судебным назначениям. За судебно-правовые вопросы в правительстве Великобритании отвечает новый министр конституционных дел. Главой верхней палаты парламента — палаты лордов — согласно проводимой реформе является избранный палатой председатель палаты.

Лейбористы, защищаясь от жесткой критики своей реформаторской деятельности в важнейших вопросах государственного строительства представителями оппозиционной партии, официально назвали свои инициативы шагом к открытости и модернизации британской конституции.

Конституционная реформа существенно изменила порядок формирования верхней палаты парламента, но полномочия палаты лордов в целом серьезно не изменились. По-прежнему палата лордов — высшая судебная инстанция страны, при этом она обладает законодательными полномочиями в качестве верхней палаты парламента. Теоретически палата лордов является инстанцией, выносящей вердикт в порядке импичмента в отношении высших должностных лиц страны (первый случай импичмента имел место место в 1376 г. в отношении лорда Летимера, а последний по времени — в 1804 г. в отношении виконта Мэлвилла за приписываемые ему злоупотребления в должности казначея морского флота). Главные конституционные изменения осуществляются по вопросам организации высших судебных органов государства. Однако реформирование судебной системы еще не завершено.

14.1. Конституция Франции. Ее характерные черты и особенности

Франция имеет давнюю конституционную историю. Со времени Великой буржуазной революции конца XVIII века в этом государстве было издано 17 конституций и конституционных хартий.

После Второй мировой войны в 1946 г. была принята Конституция Франции, которая закрепляла Четвертую республику парламентского типа правления. Однако многие политические силы (включая популярного генерала де Голля) выступали за сильную исполнительную власть в лице президента республики. После затяжного кризиса, вызванного колониальными войнами и нестабильностью политической системы, они убедили народ в необходимости коренной реформы французского государственного устройства, выразившейся п разработке и принятии новой Конституции.

На всеобщем референдуме 28 сентября 1958 г. около 80% французов проголосовали за новый Основной Закон страны. Действующая Конституция заложила Пятую республику, учредила новую систему организации высших органов государственной власти, которая в научной литературе получила наименование президентско-парламентской (смешанной) формы правления.

Впервые в республиканской истории Франции конституционный текст не разрабатывался Учредительным собранием. Законом от 1 июня 1958 г. его подготовка была делегирована генералу Шарлю д 30 31 32 33 . 53

Читайте также: