Охарактеризуйте основные положения судебной реформы 1860 1870 почему она считалась

Обновлено: 28.04.2024

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§17. Реформы 1860—1870-х гг.: Социальная и правовая модернизация

Каким переменам в жизни России способствовали реформы 1860—1870-х гг.?

После отмены крепостного права — главного фундамента государства — потребовалось проведение целого ряда преобразований во всех сферах жизни страны.

1. Земская реформа

К началу 1860-х гг. в стране действовала система управления на местах, основы которой были заложены ещё в конце XVIII—начале XIX в. Руководство губерниями и уездами осуществляли чиновники, назначавшиеся в столице. Остальное население было отстранено от принятия любых решений, касающихся хозяйственной жизни, систем здравоохранения, просвещения и др.

Быть избирателем по землевладельческой курии могли владельцы не менее 200 десятин земли или другого недвижимого имущества на сумму не менее 15 тыс. рублей, а также владельцы промышленных и торговых предприятий, приносящих доход не менее 6 тыс. рублей в год. Мелкие землевладельцы, объединяясь, выдвигали на выборах лишь уполномоченных.

Избирателями городской курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 тыс. рублей, а также владельцы недвижимой собственности на сумму от 600 рублей (в небольших городах) до 3,6 тыс. рублей (в крупных городах).

Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми: сначала сельские сходы выбирали представителей на волостные сходы. На волостных сходах избирали сначала выборщиков, которые затем выдвигали представителей в уездные органы самоуправления. На уездных собраниях избирались представители от крестьян в губернские органы самоуправления.

Земские учреждения делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы — земские собрания. Члены земских собраний выбирали исполнительные органы — земские управы. Круг вопросов, которые решали земские учреждения, был ограничен местными делами (строительство и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности и т. д.). За законностью их деятельности следил губернатор. Материальной основой существования земств был специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество: земля, дома, фабрично-заводские предприятия и торговые заведения.


Земское собрание. Художник К. А. Трутовский

Несмотря на то что в земствах благодаря сложной системе выборов преобладали представители дворянства, их деятельность была направлена на улучшение положения широких народных масс. Вокруг земств сгруппировалась наиболее энергичная, демократически настроенная интеллигенция. Земства занимались улучшением местной жизни: развитием образования и народного здравоохранения, улучшением дорожной сети, агрономической помощью крестьянам и др.

Земская реформа не проводилась в Архангельской, Астраханской и Оренбургской губерниях, в Сибири, в Средней Азии — там, где дворянское землевладение отсутствовало или было незначительным. Не получили органов местного самоуправления также польские, литовские, белорусские земли, жители Правобережной Украины и Кавказа.

2. Городская реформа

Выборы были также не всеобщими. Правом выбора в новые органы управления пользовались мужчины, достигшие возраста 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели делились на три курии в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов. В первую курию входили наиболее крупные владельцы недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1 /8 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие ещё 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу (и это обеспечивало преобладание в ней крупных собственников).

Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение городской думы. Для контроля за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган — губернское по городским делам присутствие.


В городе второй половины XIX в.

Городские органы самоуправления появились в 1870 г. сначала в городах центральных российских губерний. В 1874 г. реформа была проведена в городах Закавказья, в 1875 г. — в Литве, Белоруссии и Правобережной Украине, в 1877 г. — в Прибалтике. Она не распространялась на города Средней Азии, Польши и Финляндии.

Несмотря на многие ограничительные моменты, городская реформа, как и Земская, способствовала приобщению широких слоёв населения к решению вопросов управления. Это служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

3. Судебная реформа

Проведённая в 1864 г. Судебная реформа стала самой последовательной из реформ 1860—1870-х гг. Эта реформа была построена на следующих принципах: равенство всех сословий перед законом, гласность суда, независимость судей, состязательность обвинения и защиты, несменяемость судей и следователей, выборность некоторых судебных органов.

Реформа сохранила Сенат как высшую судебную инстанцию. Были созданы три типа судов: мировой суд, окружной суд и судебная палата.

Мировой суд (в составе одного человека — мирового судьи) рассматривал мелкие уголовные и гражданские дела. Мировые суды создавались в городах и уездах. Мировые судьи выбирались уездными земскими собраниями или городскими думами. Для судей устанавливался высокий образовательный и имущественный ценз. При этом они получали довольно высокую заработную плату — от 2,2 до 9 тыс. рублей в год.

Окружной суд (в составе председателя и двух членов) создавался в каждой губернии. Члены окружного суда назначались императором и рассматривали сложные уголовные и гражданские дела. Рассмотрение уголовных дел происходило с участием двенадцати присяжных заседателей. Присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной репутацией, проживавший в данной местности не менее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от 2 тыс. рублей. Списки присяжных утверждались губернатором.

Судебная палата в составе четырёх членов и трёх сословных представителей (предводитель дворянства, городской голова и волостной старшина) учреждалась одна на несколько губерний. Она рассматривала особо важные уголовные и почти все политические дела, а также апелляции по поводу решения окружного суда, вынесенные без участия присяжных заседателей (приговоры, вынесенные судом присяжных, обжалованию не подлежали).

Реформа устанавливала гласность судебных процессов: судебные заседания проходили открыто, в присутствии публики; отчёты о процессах, представлявших общественный интерес, печатали газеты. Устанавливалась состязательность сторон: на судебном разбирательстве был обязан присутствовать прокурор (представитель обвинения) и адвокат (защитник интересов обвиняемого). В русском обществе возник необычайный интерес к адвокатской деятельности. На этом поприще прославились выдающиеся юристы Ф. Н. Плевако, А. И. Урусов, В. Д. Спасович, К. К. Арсеньев, заложившие основы русской школы адвокатов-ораторов.

Новая судебная система сохраняла ряд сословных пережитков (крестьян судили волостные суды, особые суды предусматривались также для духовенства, военных и высших чиновников).

В некоторых национальных районах претворение в жизнь Судебной реформы затянулось на десятилетия. В так называемом Западном крае её проведение началось только в 1872 г. с создания мировых судов, при этом мировые судьи не избирались, а назначались на три года. Окружные суды здесь были введены лишь в 1877 г., при этом католикам запрещалось занимать судебные должности. В Прибалтике реформа стала претворяться в жизнь только в 1889 г.

Лишь в 1890-е гг. Судебная реформа была проведена в Архангельской губернии и Сибири, а также в Средней Азии и Казахстане. Здесь тоже происходило назначение мировых судей, которые одновременно выполняли функции следователей, не был введён суд присяжных.

4. Военные реформы

О необходимости проведения коренных реформ в армии стало ясно после поражения России в Крымской войне. Разработка реформ проводилась под руководством военного министра Д. А. Милютина.

В 1860-е гг. было предпринято реформирование военно-учебных заведений. Вместо закрытых военных учебных заведений (кадетских корпусов) были созданы военные гимназии. Окончившие их могли продолжать образование в специальных профессиональных учебных заведениях — военных училищах (они подразделялись по родам войск — пехотные, артиллерийские и др.). Высшими военными учебными заведениями были академии (Артиллерийская, Морская, Генерального штаба и др.). Создавались также низшие юнкерские училища, в которые принимали представителей всех сословий.

Важнейшей реформой стало введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности. Рекрутская система таким образом была отменена. Отныне армия комплектовалась иначе. Призыву подлежали лица всех сословий, всё мужское население с 20 лет (позднее — с 21 года). Общий срок службы для сухопутных войск устанавливался в 15 лет (из них 6 лет — действительной службы, 9 лет — в запасе). На флоте срок службы составлял 10 лет (7 — действительной, 3 — в запасе). Однако для тех, кто имел образование, срок действительной службы сокращался.

Окончившие начальные училища служили 4 года, а те, кто имел высшее образование, — полгода.

От службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи. Освобождённые от призыва зачислялись в ополчение, формировавшееся лишь во время войны. Не подлежали призыву духовные лица всех вероисповеданий, представители некоторых религиозных сект и организаций, народы Севера, Средней Азии, часть жителей Кавказа и Сибири.

В армии были отменены телесные наказания (наказание розгами сохранялось только для штрафников), улучшено питание, переоборудованы казармы, вводилось обучение солдат грамоте.


Д. А. Милютин


На войну. Художник К. А. Савицкий

Происходило перевооружение армии и флота: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, началась замена чугунных и бронзовых орудий стальными; на вооружение были приняты скорострельные винтовки системы Бердана (берданки), усовершенствованные русскими инженерами. Изменялась система боевой подготовки. Был издан ряд новых уставов, наставлений, учебных пособий, которые ставили задачу учить солдат лишь тому, что необходимо на войне, значительно сократив время на строевую подготовку.

Д. А. Милютин создал централизованную систему организации армии. Отныне страна делилась на военные округа (всего 15), командующие округов подчинялись военному министру. Это упрощало управление армией, повышало возможности мобилизации войск в случае войны.

В результате реформ Россия получила массовую армию, соответствовавшую требованиям времени. Значительно усилилась боеспособность войск.

5. Реформы в области народного просвещения


У дверей школы. Художник Н. П. Богданов-Бельский


Здание высших женских курсов В. И. Герье в Москве

Реформа коснулась и высшего образования. В 1863 г. был утверждён новый устав для университетов, отменивший прежний (1835) и вернувший им самостоятельность в управлении — автономию.

Руководство университетом поручалось совету профессоров, который избирал ректора и деканов, утверждал учебные планы, решал финансовые и кадровые вопросы. В стране на этот момент действовало 7 университетов — в Петербурге, Москве, Казани, Киеве, Харькове, Дерпте (Тарту), Варшаве.

В 1870-е гг. высшее образование в России стало доступным для женщин. Поскольку выпускницы гимназий не имели права поступать в университеты, для них были открыты высшие женские курсы в Москве, Петербурге, Казани, Киеве. Женщин стали допускать и в университеты, но в качестве вольнослушателей. Однако, поскольку образование было платным, получить его могли немногие.

В период правления Александра II в России были проведены либеральные реформы, затронувшие все стороны общественной жизни.

Земская и городская реформы сыграли важную положительную роль, заложили основы системы самоуправления. Благодаря реформам первоначальные навыки управления и общественной работы получили значительные слои населения. Реформы закладывали начатки, пусть весьма робкие, гражданского общества и правового государства. Вместе с тем они сохраняли сословные преимущества дворян, а также имели ограничения для национальных районов страны.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

5. Какие ограничения в доступе к образованию устраняла реформа системы просвещения? 6. Перечислите, какие новшества появились в военной сфере в 1860—1870-е гг.

Думаем, сравниваем, размышляем

Великие реформы — преобразования в экономической, политической и социальной сферах, проведённые в 1860—1870-х гг. в Российской империи во время царствования императора Александра II (1855-1881 гг.). Особо важными стали крестьянская, земская, городская, судебная, военная, образовательная реформы.


Отмена крепостного права 1861 г.

Причины реформы

  1. Главной причиной на тот момент была военно-техническая отсталость России, которая основывалась на крепостнической системе.
  2. Крепостное право препятствовало индустриальному развитию страны и всей экономике: отсутствовал рынок рабочей силы.
  3. Царское правительство опасалось новых крупных крестьянских восстаний по типу выступления по предводительством Е.И. Пугачёва.

Подготовка реформы


Чтение манифеста 19 февраля 1861 года. Г.Г. Мясоедов

Для Александра II важным элементом реформы должна была стать инициатива самих дворян. Об этом он намекнул своему другу и Виленскому генерал-губернатору В.Н. Назимову. Помещики в Северо-Западном крае, наблюдая за результатами безземельного освобождения крестьян в Прибалтике, были не против того же самого и у себя. Поэтому вскоре В.Н. Назимов от лица дворян своего генерал-губернаторства обратился к Александру II с прошением о создании комиссии по отмене крепостного права. 20 ноября 1857 г. последовал рескрипт В.Н. Назимову о создании губернских комитетов по выработке проектов предполагаемой реформы. Вскоре были даны рескрипты и другим генерал-губернаторам.

В 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный. В нём была сосредоточена основная работа по выработке положений реформы. В 1859 г. учреждались Редакционные комиссии, где должны были рассматриваться проекты губернских комитетов. Главой Редакционных комиссий стал Я.И. Ростовцев.

Значимую роль в разработке реформы сыграл Н.А. Милютин, который входил в кружок тётки царя — великой княгини Елены Павловны. С правительственной стороны активное участие принимал министр внутренних дел С.С. Ланской.


Чтение Манифеста. Б. Кустодиев

Временнообязанные крестьяне — крестьяне, которые получили личную свободу после отмены крепостного права в 1861 г., но не выкупили землю у помещика (20%) и продолжали пользоваться наделом за оброк или барщину. Окончательно крестьян временнообязанное состояние было отменено в 1881 г.

Итоги реформы

  1. Крепостническая система была ликвидирована. Однако реформа стала компромиссом между помещиками и крестьянами и носила половинчатый характер. Так, в период временнобязанного состояния крестьяне хоть и были свободными, продолжали нести те же повинности, что и прежде. Кроме того, недостаточный земельный надел вынуждал некоторых крестьянин арендовать землю у помещика, что вновь напоминало дореформенные отношения.
  2. Реформа хоть и носила буржуазный характер, но сохраняла такие архаические черты, как крестьянская община с круговой порукой, помещичье землевладение.
  3. Из-за естественного прироста населения во второй половине XIX в. возникла новая крестьянская проблема — малоземелье. Она стала наиболее острой на рубеже XIX-XX вв. и так и не была решена царским правительством вплоть до 1917 г.
  4. После реформы произошли ряд восстаний крестьян в Казанский и Пензенской губерниях. Однако то, чего больше всего опасались — крупного выступления — не произошло.
  5. С ликвидацией крепостнической системой в прошлое уходил старый административный строй, основанных на старом сословном строе. Следовательно, крестьянская реформа повлекла за собой дальнейшие изменения в сфере государственного управления, что вылилось в земскую, городскую и судебную реформы.

Земская реформа 1864 г.

Заседание земства в провинции. К.А. Трутовский

Причины реформы . С появлением нового свободного сословия необходимо было внести изменения в местное управление. Также правительство надеялось частично возместить помещикам утрату прежней власти.

Суть реформы . В губерниях и уездах создавались земства — всесословные выборные органы местного самоуправления. Земства были независимы от административной власти, однако губернатор мог отменить их любое решение. В их ведении находились исключительно вопросы местного хозяйственного значения : строительство дорог, школ, больниц, развитие местной промышленности, торговли и т.д.

Выборы в земства были ограничены имущественным цензом, поэтому в земствах преобладали помещики. Тем не менее с разорением дворян, в них стал повышаться удельных вес крестьян и других групп. Выборы происходили по трём куриям: землевладельческой, городской и крестьянской.

Городская реформа 1870 г.

Городская реформа 1870 г. была аналогична земской с той лишь разницей, что изменения происходили в городах.

Создавались всесословные органы городского самоуправления — городские думы. Они решали вопросы благоустройства города : учреждением школ, больниц, развития местной торговли и промышленности, организации городских рынков, установления противопожарных мер и т.д.

Выборы в городские думы были ограничены имущественным цензом. Создавались три выборные курии по принципу выплаты налогов. Преимущество получали крупные налогоплательщики, т.е. крупная буржуазия. Городские думы, как и земства, были независимы от администрации, но находились под их строгим контролем.

Реформы местного самоуправления способствовали развитию местного хозяйства, промышленности и торговли, а также повышению уровню образования и медицины на местах.

Судебная реформа 1864 г.

Так, они предусматривали всесословность суда (равенство всех сословий перед законом), несменяемость судей, независимость их от администрации, гласность (открытость судебных заседаний), состязательность судопроизводства (наличие адвоката и прокурора). Для сложных уголовных судебных вводился институт присяжных заседателей. Присяжным мог стать подданный России в возрасте от 25 до 70 лет с безупречной репутацией, проживавший в данной местности не менее двух лет и владевший недвижимостью на сумму от 2 тыс. рублей.

Создавалась новая система судопроизводства. Высшей судебной инстанцией становился Сенат. В городах и уездах создавались мировые суды, которые рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела. Окружные суды занимались крупными уголовными и гражданскими делами. Уголовные дела рассматривались вместе с судом присяжных. Апелляции решений окружных судов могли подаваться в судебную палату.

Несмотря на передовой характер реформы, сохранялся ряд пережитков в виде Особых судов: волостной для крестьян, военный — в армии, консистория — для духовенства.

Военная реформа 1861-1874 гг.


Причины . Поражение в Крымской войне показало несостоятельность русской армии, её вооружения и кадрового офицерского состава.

Инициатором и руководителем реформы стал военный министр Д.А. Милютин.

  1. В начале 1860-х гг. началось перевооружение : замена гладкоствольного оружия нарезным, введение системы стальных артиллерийских орудий, развитие и совершенствование парового флота.
  2. Расширилась сеть военно-учебных заведений для подготовки офицерского состава. Создавались юнкерские училища и военные гимназии. Вводились новые военные уставы, по которым из армии удалялись муштра и палочная дисциплина.
  3. По указу от 1 января 1874 г. вводилась всеобщая воинская повинность. Она заменяла собой рекрутскую систему комплектования армии и распространялась на всё мужское население, достигшее 20 лет (с 1888 г. — 21). Срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках (+9 лет в запасе) и 7 лет — на флоте (+3 года в запасе). Создавалась система льгот для лиц, имеющих образование, для единственных сыновей и кормильцев в семье.

Реформа образования и печати

В связи с увеличением террористических актов в конце 1870-х гг. царское правительство отказалось от реформ и начало закручивать гайки и ужесточать режим (на Александра II было совершено всего 6 покушений). Так, в 1879 г. был введён институт временных генерал-губернаторов, которых наделили чрезвычайными полномочиями.


Портрет М.Т. Лорис-Меликова. А.К. Айвазовский

После покушения на императора в Зимнем дворце в 1880 г. Александр II издал указ о создании о Верховной распорядительной комиссии, которую возглавил харьковский генерал-губернатор М.Т. Лорис-Меликов. Учреждённый орган сосредоточил основные нити контроля и управления страной. Одним из важных решений, актуальных до сих пор, стало присоединение III отделения полиции к Министерству внутренних дел. Это позволило более успешно вести борьбу с террористами.

Подводя итог, стоит сказать, что при Александре II были проведены важнейшие реформы, прозванные впоследствии Великими. Они способствовали прогрессивному внутреннему развитию страны. Завершить преобразования не удалось. Во многом это было связано с деятельностью революционных организаций. Император Александр III (1881-1894 гг.) взошёл на престол при более чем печальных обстоятельствах — гибели своего отца. Этот факт сильно повлиял на характер его правления.

Судебная реформа была проведена в России в 1864 году. Общий смысл реформы заключался в расширении возможностей судов, ведение равного для всех судопроизводства, а также в создании судов новых типов. Действительно, в ходе этой реформы были созданы суды двух видов: коронные, то есть государственные и мировые. Слово мир в России в 19 веке означало не только земной шар или отсутствие войны, как сегодня, но еще и общину. Поэтому мировой суд — это на самом деле суд общинный. Членов этих судов избирали, правда, не всенародным голосованием, а посредством выборов, проводившихся земскими и городскими законодательными собраниями, органами местного самоуправления. Таким образом, в стране возникла ситуация, когда граждане сами могли влиять на тех людей, которые осуществляли функции судопроизводства.

Либеральные реформы 1860 - 1870 годов

Судебная реформа

Официально провозглашалась независимость судей и их несменяемость. Это означало, что отстранить судью от исполнения обязанностей можно только в том случае, если судья сам совершит преступление. Таким образом, власть не должна была влиять на мировые суды. Но такое положение вещей сохранялось недолго. Власти начали довольно быстро перемещать судей с места на место, а в 1885 году министр юстиции, даже, получил особое право убирать тех судей, которые были неугодны властям, их могли уволить, по сути, без объяснения причин.

Да и функции мировых судов были не очень большими. Им доставались мелкие дела, тогда, как серьезные дела уголовных преступлений доставались коронным, профессиональным государственным судам. Формально в ходе судебной реформы 1864 года провозглашалась всесословность, то есть представители всех сословий должны были обращаться в одни и те же суды. На практике же этот принцип постоянно нарушался. В России продолжали существовать особые суды – волостные, которые занимались крестьянскими делами, суды для духовенства, суды для военных, а суд над высшими членами общества осуществлял сенат.

Появление новых участников в судебных процессах

Огромное значение имело появление в судебном процессе новых участников — судебных следователей, адвокатов и присяжных заседателей. До 1864 года судебное следствие и суд не были разделены, то есть судья одновременно должен был заниматься расследованием дела, поиском преступника, фактически, его поимкой, а затем и определением для него меры наказания. Все это, вне всякого сомнения, влияло на объективность судей. Но, действительно, зачем было тратить большие силы на поиски и поимку преступника для того, чтобы потом его оправдать из-за внезапно возникших сомнений.

Теперь же появился институт судебных следователей, которые должны были сами расследовать дело и представлять суду уже готовые документы, а судья, сохраняя нейтралитет, мог просто рассмотреть эти бумаги и решить, виновен человек на самом деле или нет.

Появление адвокатов

Еще одним очень важным моментом реформы было появление адвокатов или, как их называли до 1939 года, присяжных поверенных. Адвокатами называли профессиональных правозащитников, которые могли выступать в судах с целью защиты людей, которые доверили им ведение своего дела. Институт адвокатуры в России до 60 годов просто-напросто не существовал, а подавляющее большинство жителей страны, конечно, не знали всех тонкостей права, ну что там говорить, они вообще не были знакомы с законодательством, и поэтому эффективно защищать себя не могли.

Что до крестьян, так они вообще были неграмотны. Появление адвокатуры позволило судам вести дела уже на более профессиональной основе, то есть получалось, что не только государственная власть, карающая власть, вооруженная знанием законодательства, но и та сторона, в отношении которой выдвинуто обвинение, тоже понимает сущность судебного процесса и может аргументировано, профессионально защищаться.

Суды присяжных

В ходе судебной реформы Александра II, кроме профессиональных судей, появились еще и суды присяжных. Они состояли не из лиц, получивших
юридическое образование, ответственных перед государством, а из простых людей, так называемых обывателей, которые давали присягу в том, что они станут судить честно и беспристрастно. Такие суды присяжных были возможностью для жителей Российской империи самим повлиять на процесс судопроизводства в стране. Такие суды просуществовали в Российской империи до самого конца ее истории до 1917 года. В советские времена они были заменены народными судами, а в 1993 году они были восстановлены и действуют в Российской федерации вплоть до сегодняшнего дня.

Однако, судебная реформа при всей ее прогрессивности не касалась, пожалуй, самой важной категории рассматриваемых в судах дел. Это дела политические. Начиная с 1871 года, следствие по политическим делам осуществляли не обычные следователи, а жандармерия. А начиная с 1878 года, решение таких дел было передано военным судам. Нетрудно догадаться, каким образом велось следствие, и какие приговоры выносились в таких судах. Безусловно, выведение политических дел из-под юрисдикции профессиональных и, тем более, судов присяжных, было шагом, который очень серьезно тормозил судебную реформу Александра II, тем не менее, свое положительное значение она, безусловно, имела. Институт адвокатов, к примеру, существует в России и в наши дни.

Военные реформы

Важнейшее значение имела также серия военных реформ, проводившихся в России с 1861 по 1876 год. Инициатором этих реформ и человеком, который лично отвечал за их проведение, был военный министр Александра II Дмитрий Алексеевич Милютин. Все преобразования в военной сфере, проводившиеся на протяжении почти 20 лет, можно условно разделить на три группы: первым направлением была централизация управления армией. В 1864 году российская империя была разделена на 15 военных округов, напрямую подчинявшихся военному министерству.

Через три года, в 1867 году, под ведение военного министерства были переданы, так называемые, специальные войска, ранее имевшие свои собственные органы управления, такие, как артиллерийские или гвардейские. Все это было закреплено введением военного судебного устава, который создавал единую систему судопроизводства в армии. Военную систему в плане судопроизводства возглавлял главный военный суд, а в военное время это был главный военный полевой суд.

Комплектование армии

Вторая линия реформ была связана с изменением принципа комплектования армии. Сроки военной службы для рекрутов в начале 1860 годов были сокращены с 20 до 12 лет. Кроме того, по-другому стали готовить и офицеров. Были открыты или преобразованы военные учебные заведения, такие как, например, существующая до наших дней Академия генерального штаба. Но если артиллерийская, медицинская и другие военные академии были предназначены в первую очередь для дворян, то основная масса офицерства оканчивала открытые юнкерские школы и училища. Туда принимали не только дворян, но и представителей всех сословий.

Безусловно, это увеличивало кадровый потенциал армии. Человек, который не принадлежал к дворянскому званию, тоже мог подниматься по служебной лестнице и делать военную карьеру. Наконец, в 1874 году принцип комплектования армии был изменен кардинально. Это и была третья линия военных реформ, проводившихся в эпоху правления Александра II. С ненавистной рекрутчиной, просуществовавшей почти два века, было покончено.

Всеобщая воинская повинность

В 1874 году в России вводилась всеобщая воинская повинность. Согласно принятому закону в армию призывались мужчины в возрасте 20 лет. Но дело в том, что таких мужчин было очень много. Повинность, безусловно, была всеобщей, но в армии могли служить явно не все. Например, в 1874 году, году проведения реформы, из 725 тысяч потенциальных призывников служить пошло всего 150 тысяч. В российской армии была проблема не в нехватке солдат, а, наоборот, в избытке. России просто было не прокормить такую большую армию, которую потенциально могло бы выставить население.

Из-за этого была введена широкая система льгот. От службы в армии освобождались, к примеру, единственные сыновья, единственные кормильцы в семье. Были, разумеется, освобождения по болезни. В армии могли не служить те, чьи старшие братья уже служили или в настоящее время служат в армии. Благодаря этому, планы по призыву в Российской империи выполнялись и перевыполнялись каждый год.

Значение введения всеобщей воинской повинности заключалось в первую очередь в повышении качества людей, которые призывались на службу в армию. Формально численность русской армии после этой реформы сократилась на 40 процентов, но зато ее боеспособность повысилась. Людей в армии учили читать и писать, а для тех, кто призывался, уже имея образование, водились различные льготы. Например, человек, который имел начальное образование, служил гораздо меньше, чем обычный человек.

Если стандартные сроки службы составляли 6 лет в армии и 7 лет на флоте, то человек с начальным образованием служил четыре года. Человек со средним образованием еще меньше, а человек, который к моменту призыва в армию получил высшее образование, должен был служить всего шесть месяцев.

Техническое перевооружение армии

В ходе военной реформы началось и техническое перевооружение армии. Хотя шло оно, конечно, очень медленно. Уже тогда гладкоствольные ружья стали заменять нарезными, хотя еще во времена первой мировой войны немалая часть солдат была вооружена винтовками, сделанными по образцам середины 19 века. Улучшилось и техническое снабжение войск. В 1876 году была введена военно-конская повинность. Население должно было снабжать за свой счет армию лошадьми. При отсутствии автомобилей и сравнительно небольшим тогда количестве железных дорог, это был единственный способ обеспечить маневренность армии и возможность быстрой переброски войск с одного участка на другой.

Строились и паровые суда, хотя это тоже было делом очень непростым, и даже в конце 19 века какая-то часть военного флота России все еще была парусной.

Если земская, городская судебные реформы довольно справедливо критикуются за несколько непоследовательный характер, то вот военную реформу оценивают историки более чем положительно. В результате этой военной реформы в России была создана мощная боеспособная армия, которая сумела выиграть русско-турецкую войну 1877 — 1878 годов и сыграть заметную роль в военных кампаниях начала 20 века.

Реформы в области образования

Наконец, третья группа реформ, которые мы рассматриваем сегодня — это реформы в области образования или, как тогда говорили, народного просвещения. Необходимость таких реформ была вызвана, в первую очередь, низким уровнем грамотности в стране. Считается, что к началу правления Александра II число неграмотных превышало 80 процентов.

Еще одной важной задачей, которую предстояло решить в ходе этих реформ, была задача создания системы всесословного образования. Если человек не принадлежал к привилегированному сословию, то до эпохи Александра II образование получить ему было крайне сложно, а высшее образование так и попросту невозможно. Конечно, Россия нуждалась в большом количестве умных, образованных людей, которые имели бы возможность получить образование, невзирая на их социальный статус.

Принятие университетского устава

Проведение этой реформы началось в 1863 году с принятия нового университетского устава. Этот устав возвращал университетам автономию, которую ликвидировал в 1835 году император Николай I. Университеты теперь сами могли решать свои финансовые и хозяйственные вопросы, набирать профессоров, принимать такие учебные планы, которые считали нужным, пусть, даже, и согласовывая их с министерством народного просвещения.

Уже существовавшим тогда в стране университетам при Александре II добавились еще два: Новороссийский в Одессе и Варшавский университет. Число студентов в других университетах также росло. Высшее образование в России до Александра II получало пять с половиной тысяч человек в год, а число студентов к концу его правления увеличилось до 16,5 тысяч человек.

Появление доступного образования

В следующем, 1864 году были изданы устав гимназии и положение о народных училищах. Согласно этим документам в стране, по сути, создавалось доступное всесословное образование. Если до 1864 года образование можно было получать только в государственных учебных заведениях, то теперь стало можно создавать частные, пусть даже и под присмотром министерства народного просвещения. Количество начальных и средних учебных заведений в России за годы правления Александра II увеличилось в три с половиной раза и достигло 22700 учебных заведений. К концу 19 века количество учебных заведений выросло до 100 тысяч, а обучалось в них одновременно более миллиона человек.

Нас с вами эти цифры не должны удивлять. Дело в том, что школы второй половины 19 века были совсем не похожи на современные школы. В земских школах одновременно училось несколько десятков ребят, а в некоторых из них количество учеников не превышало 10.

Гимназии при Александре II были разделены на классические и реальные. Классические гимназии давали гуманитарное образование, тогда как реальные гимназии давали естественнонаучное или математическое образование. Таким образом, теперь можно было не просто учиться, но учиться тому, чему реально хотелось. Таким образом, получается, что практически все жители Российской империи имели возможность изучать те предметы, которые были направлены их интересы. Оставалась, правда, вроде бы небольшая проблема. Дело в том, что образование было платным, и для подавляющего большинства жителей Российской империи оно оставалось недоступным.

Для неимущих, в первую очередь, для крестьян, оставались только церковно-приходские или появившиеся чуть позже земские школы. Но, конечно, по уровню образования сравниться с гимназиями они никоим образом не могли, а самое главное такие школы не выдавали документа об образовании, то есть продолжить обучение по окончании церковно-приходской школы было практически невозможно.

Создание системы женского образования

Важным нововведением эпохи Александра II было создание в России системы женского образования. В 1862 году было издано положение, согласно которому можно было открывать женские гимназии. До этого времени девочки могли получать только домашнее образование. Считалось, что женское образование стране не нужно. Через семь лет, когда первые девушки стали оканчивать гимназии, появилась в России и система высшего женского образования, так называемая система курсов. Одними из первых таких курсов были Лубянские женские курсы в Санкт-Петербурге. Потом в Петербурге появились еще и Бестужевские курсы, а в Москве в 1872 году были созданы высшие женские курсы профессора Герье.

Таким образом, реформы Александра II затронули практически все общество. Просвещенные люди надеялись, что это только начало, что император продолжит свои либеральные преобразования и, даже, вполне возможно дарует стране конституцию.


Годы правления Александра II были отмечены масштабными либеральными преобразованиями, которые существенно повлияли на дальнейшее развитие страны.

Реформы Александра II

Одной из важнейших реформ стала судебная реформа 1864 года.

Толчком к проведению либеральных реформ 1860-х в целом и судебной реформы 1864 года в частности стал кризис во всех областях жизни российского общества того периода, который особенно ярко проявился после поражения в Крымской войне 1853-1856 годов.

Экономическая, политическая, военная несостоятельность страны была очевидна. Вот как отзывался о ситуации в государстве на тот момент историк, цензор, действительный член Академии наук А.В. Никитенко:

Все это указывало на необходимость срочных преобразований различных институтов государственного аппарата, в том числе и судебной системы.

В дореформенной судебной системе существовало огромное количество недостатков:

  • сословный характер суда,
  • закрытые судебные процессы,
  • долгое рассмотрение дел и низкая скорость вынесения приговоров,
  • запутанная система судебных инстанций.

В свете этих и других проблем реформа судебной системы представлялась крайне важной.

Разработка судебной реформы

Еще при Николае I поднимался вопрос о необходимости модернизации судебной системы. Однако Николай I, как и в других вопросах, понимая необходимость реформ, так на них и не решился.

Отмена крепостного права в $1861$ г. сделала промедление с введением реформы уже невозможным, т.к. создавалось новое общество, под которое необходимо было привести и судебную систему.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Разработкой и редактированием законопроектов занялась специально созданная Государственная канцелярия, а самим текстом реформы – специальный совет, включивший ведущих общественных деятелей.

В $1862$ г. появился первый проект судебной реформы. В $1864$ г. были предоставлены новые Судебные уставы, именно они и были утверждены. После одобрения уставов их постепенно стали внедрять в практику.

Подготовка реформы

В 1858 году императору подал свой проект судебной реформы граф Д.Блудов. Как оказалось позже, он уже обращался с этим предложением к Николаю I, однако его инициатива тогда была проигнорирована. Александр II приказал провести Государственный Совет для обсуждения идей Блудова. Его проект не приняли, однако было объявлено о сборе законопроектов реформ судебной системы, что свидетельствовало о решительности императора. Одно из первых преобразований (кстати, идея Блудова) – передача процедуры следствия из ведения полиции в специально созданный институт судебных следователей.

В 1862 году Государственная канцелярия создала специальную группу из чиновников, юристов, судей и преподавателей права, которые готовили новый Судебный Устав, который и стал основной судебной реформы Александра 2. В 1864 году он был готов и подписан императором. Эта дата и считается началом судебной реформы.

Судебная реформа Александра 2

Во многих учебниках и справочниках годов реформы считается именно 1864 год, однако, в действительности реформа растянулась на более чем 30 лет, и закончилась только в 1899.

Основные минусы дореформенной судебной системы

Историки выделяют следующие минусы судебной системы Российской империи до 1864 года:

  • Сложный и многоступенчатый характер судебных инстанций. Существовала очень запутанная система, по выражению современников, даже судьи не всегда понимали, на каком уровне иерархии они находятся и кому подчиняются.
  • Скорость вынесения приговора. Дело могло очень долго переходить из инстанции в инстанцию, затем возвращаться по решению судьи на пересмотр в предыдущую и так далее. Были случаи, когда дела рассматривались до 20 лет.
  • Отсутствие четко выраженной судебной системы. Губернаторы имели сильное влияние на суды, поэтому по их указу дело могло быть закрыто или возвращено на предыдущую инстанцию.
  • Закрытый характер суда. Судебные процессы были тайные, а многие решения оставались загадкой для общественности.
  • Сословный характер судов. Существовали суды для купцов и горожан, дворян и чиновников, что сказывалось на принятии решения.
  • Письменное рассмотрение дела. Судьи очень часто не видели подсудимых, не слушали показания, а просто на основании бумаг выносили приговор.
  • Низкая зарплата судей, что способствовало развитию коррупции.

Таким образом, наличие большого количества проблем в судебной системе заставило Александра 2 заняться подготовкой ее реформирования.

Изменения судебных органов

Судебная реформа Александра 2 1864 года меняла главное – иерархию судов и их полномочий. Причем система была переделана полностью. В результате сформировалась такая система:

  • В государственном масштабе создавался главный судебный орган – Сенат. Он состоял из двух частей: мировые суды и общие. Первые рассматривали дела меньшей степени важности, вторые – все остальные.
  • Низшей судебной единицей становился мировой судья. Это единоличная должность в небольшом населенном пункте.
  • Мировые судьи объединялись в мировой съезд, он охватывал, как правило, территорию уезда.
  • Для более важных дел в масштабах губернии создавались окружные суды.
  • Окружные суды объединялись в судебные округа в границах всей империи. Во главе этих округов стояли судебные палаты.
  • Для управления судебными палатами в Сенате было создано два департамента: уголовный и гражданский. Однако в конце 1860-х годов Сенат стал полноценным судебным государственным органом империи.

Изменения по судебной реформе

Кроме создания новой иерархии судов были созданы новые институты:

  • Суд присяжных. Был создан институт присяжных заседателей, который принимал участие в вынесении судебного приговора. Попадание в суд присяжных было ограничено несколькими цензами: оседлости (нужно было жить в указанной местности минимум 2 года), возраста (от 25 до 70 лет), а также имущественный (иметь собственность на сумму не менее 2 тысяч рублей).
  • Институт адвокатуры. Теперь на судебном заседании у обвиняемого появилась возможность использовать адвоката.
  • Институт нотариуса. В его ведение переходило рассмотрение документов, установление их подлинности и прочее.

Большинство судебных должностей становились выборными и имели органичный термин пребывания на должности (от 3 до 5 лет). Однако для расследования политических преступлений сохранялась жандармерия. Также император оставлял за собой право вмешательства в рассмотрение важных судебных дел.

Новые принципы судебного процесса

Благодаря судебной реформе Александра 2 судебный процесс в Российской империи был перестроен на совершенно новые принципы:

  • Суд приобрел состязательный характер. Он заключался в соперничестве между адвокатом и прокурором. Вину или правоту подсудимого нужно было доказывать на судебном процессе. Интересный факт: после проведения данной реформы на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство.
  • Суд стал открытым. Только в особо редких случаях вход на судебное заседание был ограничен. В большинстве случаев могли прийти представители общественности и СМИ.
  • Было ограничено использование смертной казни (решение об этой мере наказания принимали только Сенат и военный суд), а также полностью отменялись телесные наказания.

Кроме того, благодаря реформе судебная система России стала иметь единый централизованный характер, а суды избавились от пережитка средневековья, то есть сословности. Все сословия России получали равные перед законом права.

Последствия реформы и ее значение

Значение судебюной реформы 1864 года

Судебная реформа Александра 2 была одним из важнейших начинаний императора. Сложно переоценить значимость этого изменения в стране, поскольку та система правопорядка, которая была заложена в 1864 году использовалась вплоть до Революции. Более того, именно эта система (ее основные принципы и институты) применяется и по сей день (разумеется, с изменениями и учетом реалии текущих дней).

В результате реформа 1864 года решила одну из главных проблем – субъективность судей. Если раньше судья мог на закрытом заседании (без обвиняемого, его адвоката, присяжных и других) единолично принять решение, часто даже спорное, но безоговорочное, то теперь появлялись не только надзорные органы, но и новые правила судебной системы, что реально позволяло обвиняемому защищаться, а не уповать только на милость судьи.

Судебная реформа стала одним из лучших редикальных и демократических преобразований в России, который были проведены в 1860-1870 года.

Судебная реформа 1864 года

Список правителей России

Император Павел 1

Золотые паравозы Троцкого

©Использование материалов сайта запрещено. При использовании ссылка на источник обязательна!

Читайте также: