Обжалование результатов выборов в судебном порядке в зарубежных странах

Обновлено: 03.07.2024

Наталья Владимировна Кормушкина

Шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ОТРАСЛЬ ПРАВА, НАУКА, УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Конституционное право как отрасль права– система внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным принуждением), которые содержатся в различных правовых актах – конституциях, законах, декретах президента – и регулируют определенную группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности).

Конституционное право как особая отрасль права в зарубежных странах регулирует основы связей в отношениях: личность – коллектив – государство – общество.

Нормы конституционного права – общеобязательные правила, установленные нормативными правовыми актами – законами, указами и др. (либо путем судебного прецедента, конституционного обычая).

В конституционном праве доминируют отношения субординации (подчинения), отношения же координации (согласования) применяются реже.

Конституционное право как наука – совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

Вклад в науку внесли:

1) Платон, Аристотель и другие (Греция), Цицерон, Гай и др. (Древний Рим);

2) Г. Гроций, Ш. Л. Монтескье, Дж. Локк и др. (Декларация независимости США 1787 г. и др.);

3) У. Беджгот (Великобритания), Ж. П. Эсмен (Франция) – в XIX в.;

4) Ф. Ардан (Франция), Ф. Снайдер (Канада) и др. – в настоящее время.

Основные направления и школы в современной науке конституционного права:

1) радикалистское направление – конституционное право рассмотрено с позиций классовой борьбы и нередко – с позиций диктатуры определенного класса или блока классов;

2) либеральное направление – конституционное право – выражение социального контракта между различными группами населения, правящими и управляемыми;

3) юридическая школа (до 20-х гг. XX в.) – изучение государства, его органов, прав человека;

4) политологическая школа (середина XX в.) – изучение не столько норм конституционного права, сколько реальной роли институтов государственности, политических институтов;

5) теологическая школа – исследования мусульманских юристов, труды пронизаны идеями халифата – справедливого правления;

6) марксистская школа – представлена с позиций классовой борьбы и нередко – с позиций диктатуры определенного класса или блока классов.

Конституционное право как учебная дисциплина – предмет преподавания в высшей школе.

В высших юридических учебных заведениях изучаются лишь основы действующего конституционного права зарубежных стран и основы науки о нем, причем речь идет далеко не обо всех существующих государствах, даже в порядке упоминаний.

Курс конституционного права зарубежных стран состоит из Общей и Особенной частей. В первой, Общей, части изучаются основные институты конституционного права в зарубежных странах в обобщенном и сравнительном плане, во второй, Особенной – основы конституционного права отдельных стран: крупных государств мира, представителей различных правовых систем, некоторых соседей России (стран СНГ).

2. ПРЕДМЕТ, ИСТОЧНИКИ И СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Предмет изучения конституционного права – общественно-политические процессы и явления, основы жизни общества, государства, коллектива, личности.

В экономической сфере – основы отношений собственности; в социальной – основы социальной роли государства; в политической – создание и роль политических партий, организация государства и т. д.; в идеологической – может допускать плюрализм идеологий или одну из них в качестве официальной (марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэ-

Источники конституционного права в зарубежных странах – нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения.

Главный источник – конституция (исключение – некоторые мусульманские государства).

К другим источникам относятся:

1) законы – конституционные, органические (регулируют институт в целом), обыкновенные (отдельные вопросы), чрезвычайные (в особых сложившихся условиях, на короткий срок); внутригосударственные публично-правовые договоры;

2) регламенты парламентов и их палат – организация и процедура работы парламентов;

3) акты главы государства и исполнительной власти;

4) акты органов конституционного контроля – официальные толкования конституции;

5) судебные прецеденты – решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам;

6) конституционный обычай – сложившееся в практике правило, имеющее устный характер и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения (Великобритания, Новая Зеландия);

7) религиозные источники (в некоторых мусульманских странах – Коран);

8) правовая доктрина (решения по конституционным вопросам, основанные не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);

9) международно-правовые акты.

На локальном уровне действуют свои источники конституционного права (конституции штатов в США, Конституция Занзибара в Танзании). В городах – свои городские уставы, хартии городов, регулирующие местное самоуправление.

Систему конституционного права составляют институты права.

Институт конституционного права – система согласованных норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения в пределах данной отрасли права. Институты конституционного права в зарубежных странах: институты экономической системы общества, социальной системы, политической системы, основ духовной жизни общества, правового статуса личности, формы государства, избирательного права, референдума, парламента, главы государства, правительства, основ местного самоуправления и др.

Нередко членения бывают и более дробными, внутри более крупных (комплексных) институтов выделяются другие (например, институт автономии, правового положения депутата, институт ответственности правительства), которые рассматриваются как подинституты, а последние могут дробиться и дальше.

Названные выше институты существуют не во всех зарубежных странах.

3. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ, ВИДЫ КОНСТИТУЦИИ

Конституция в формальном смысле – закон, обладающий высшей юридической силой и поэтому принимаемый и изменяемый в особом по сравнению с обычными законами порядке.

Конституция в материальном смысле – совокупность норм, регулирующих организацию государственной власти.

Сущность конституции – внутреннее содержание конституции, проявляющееся во внешних формах ее существования. Сущность конституции:

1) конституция – это выражение общей воли народа, общественный договор (естественная школа права);

2) конституция – выражение высшей правовой нормы (нормативистская школа права);

3) конституция – акт общества как корпоративного целого (у институционалистов);

4) конституция – документ, устанавливающий правила политической игры;

5) конституция – отражение определенного соотношения политических сил.

Классификации конституций:

а) писаные (т. е. содержащиеся в одном или нескольких документах, принятых в установленном именно для конституций порядке, и имеющие соответствующую письменную форму – большинство конституций);

б) неписаные (т. е. такие, важная составная часть которых не отражена в официальных источниках, – Великобритания);



Деятельность


Государственный надзор


Государственный надзор за деятельностью СРО оценщиков


Порядок обжалования решений, действий (бездействий) Росреестра

Порядок обжалования решений, действий (бездействий) Росреестра

В досудебном порядке могут обжаловаться действия (бездействие) и решения должностных лиц Росреестра (территориальных органов):

- территориальных органов – руководителю территориального органа и (или) в Росреестр;

Росреестра – руководителю Росреестра (лицу, его замещающему), в том числе в связи с непринятием основанных на законодательстве Российской Федерации мер в отношении действий или бездействия должностных лиц территориальных органов;

- руководителя Росреестра (лица, его замещающего), в том числе в связи с непринятием основанных на законодательстве Российской Федерации мер в отношении действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов.

Обращение может быть подано как письменно, так и устно (на личном приеме).

Заявители также могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) должностных лиц Росреестра (территориального органа), нарушении положений Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики:

- по электронной почте органов, исполняющих государственную функцию.

- наименование органа, фамилию, имя, отчество (отчество - при наличии) и должность лица (при наличии информации), решение, действие (бездействие) которого нарушает права и законные интересы заявителя;

- суть нарушенных прав и законных интересов, противоправного решения, действия (бездействия);

При личном приеме заявитель предъявляет документы, удостоверяющие его личность и (или) подтверждающие его полномочия.

Заявитель вправе подать заявление о прекращении рассмотрения его обращения.

Заявитель в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество (отчество – при наличии) соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (отчество – при наличии), полное наименование – для юридического лица, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

Дополнительно в обращении могут быть указаны:

- обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность;

- иные сведения, которые заявитель считает необходимым сообщить.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Контроль за исполнением государственной функции со стороны саморегулируемых организаций и их объединений является самостоятельной формой контроля и осуществляется путем направления обращений в Росреестр (территориальные органы), а также путем обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе проведения проверок в вышестоящие органы государственной власти и судебные органы.

Руководитель саморегулируемой организации или иное должностное лицо саморегулируемой организации имеют право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Росреестра (его территориального органа), повлекшие за собой нарушение прав саморегулируемой организации (его должностного лица), при исполнении государственной функции, в административном (досудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6) избирательная кампания – это комплекс мероприятий, во время которых избирательные объединения и кандидаты ведут предвыборную агитацию, а избиратели знакомятся с кандидатами и их предвыборными программами;

7) голосование. В ходе голосования избиратели выражают свою волю. Ограниченный вотум – избиратель может голосовать за неполное число кандидатов, избираемых по многомандатному округу. Кумулятивный вотум – избиратель в многомандатном округе обладает количеством голосов, равным количеству подлежащих избранию кандидатов(или превышающим его), и может распределять эти голоса между кандидатами по своему усмотрению. Плюральный вотум – цензовая система, при которой устанавливается комплекс обязательных и дополнительных требований к избирателям, соответствие дополнительным требованиям дает избирателю дополнительные голоса;

8) подведение итогов голосования;

9) объявление результатов голосования. После того как итоги выборов подведены, соответствующий компетентный орган государства должен сделать их доступными избирателям, для чего о результатах голосования сообщается в СМИ;

10) обжалование результатов выборов. Данная стадия избирательного процесса не является обязательной, поскольку зависит от того, как были организованы выборы и были ли в них допущены серьезные нарушения.

Референдум – способ принятия государственных решений или решений в сфере местного самоуправления путем голосования лиц, обладающих правом участия в референдуме.

С точки зрения конституционного регулирования вопросов, которые могут быть вынесены на референдум (предмет референдума), они могут быть разделены на 2 группы:

1) вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум;

2) вопросы, вынесение которых на референдум отнесено на усмотрение государственных органов или избирателей.

Вопросы, которые не подлежат вынесению на референдум:

1) налогообложения, бюджета и другие финансовые вопросы;

2) амнистии и помилования;

3) ратификации международных договоров. Исходя из особенностей политической ситуации,

исторических традиций, уровня политической культуры и других обстоятельств каждый законодатель создает свой перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум.

Обычно право участия в референдуме предоставляется всем избирателям, обладающим активным избирательным правом по выборам в нижнюю или единственную палату парламента, а на региональных и местных референдумах – в соответствующий орган регионального представительства или местного самоуправления.

Порядок организации и проведения референдума следующий.

Инициатива проведения референдума может исходить от правительства, групп депутатов, регио-

Xнальных органов власти, групп избирателей, палат парламента и т. д.

Решение о назначении референдума принимает:

1) глава государства;

Виды референдума:

1) общегосударственный и местный референдум;

2) обязательный и факультативный (петиционный, т. е. по инициативе избирателей со сбором подписей);

3) конституционный и обыкновенный. В первом случае на референдум выносится проект конституции (во Франции в 1958 г.) или поправка к конституции. Обыкновенным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конституционного значения (в Швейцарии по вопросу о вступлении в ООН);

4) допарламентский (до принятия закона парламентом), послепарламентский (после того как закон принят парламентом и вынесен им на утверждение путем референдума), внепарламентский (когда законы принимаются на референдуме при отсутствии или в обход парламента);

5) утверждающий (или ратифицирующий) (путем референдума избиратели утверждают решение парламента) и отменяющий;

6) решающий и консультативный.

Существуют и иные классификации: конституционный, законодательный, международно-правовой референдум (обычно по вопросам границ, участия в международных организациях), административный референдум (по вопросам устройства территории государства, о системе его органов и т. д.).

Результаты референдума оформляются как итог подсчета голосов и определение результата. Нередко никаких иных актов о собственном референдуме не принимается: на основе его результатов издаются необходимые законы и акты исполнительной власти, вносятся определенные положения в конституцию или учитываются его итоги.

18. МЕСТО И РОЛЬ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН, ПОЛНОМОЧИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА

Глава государства – единоличный высший государственный орган, представляющий данное государство на международной арене.

Его место в системе органов власти определяется формой правления:

1) в президентской республике он взаимодействует с парламентом и судебной властью как представитель исполнительной власти;

2) в смешанной республике нередко стоит над всеми властями;

3) в парламентарной республике его роль вторична по сравнению с ролью главы правительства;

4) в абсолютной монархии монарх объединяет в своих руках все важнейшие полномочия;

5) в дуалистической монархии он делит власть с парламентом, но при этом обладает возможностью парализовать деятельность последнего;

6) в парламентарной монархии монарх исполняет в основном представительские функции;

7) в республике советского типа играет важную политическую роль, когда этот пост занимает руководитель коммунистической партии (например, в КНР).

Монарх – глава государства в странах с монархической формой правления, лицо, замещающее пост главы государства в порядке престолонаследия.

В конституции могут содержаться различного рода запреты в отношении монарха (запрет быть главой другого государства, покидать страну без разрешения парламента и др.).

Правовой статус монарха зависит от формы правления.

Президент – глава государства в странах с республиканской формой правления. Обычно пост главы государства в республиках замещается путем выборов, исключение составляют только некоторые африканские государства.

Объем полномочий президента зависит от формы правления в его стране.

Глава государства наделен полномочиями:

1) по верховному представительству (участие в торжественных государственных церемониях в качестве главного действующего лица, выступление с обращениями к нации, совершение действий от имени страны), к этой же группе примыкает его право оказывать покровительство учреждениям культуры;

2) в сфере внешней политики;

3) связанными с деятельностью парламента (осуществляет назначение парламентских выборов, созыв и роспуск парламента, участие в законодательном процессе благодаря праву законодательной инициативы, праву вето, промульгации законов);

4) в сфере государственного управления;

5) в области обороны и безопасности (он является Главнокомандующим вооруженными силами, председателем Совета обороны по должности, объявляет чрезвычайное, военное положение);

6) связанными с судебной властью (участие в деятельности высших органов судейского сообщества, назначение на высшие судебные должности);

19. ПОНЯТИЕ ПАРЛАМЕНТА И ЕГО СТРУКТУРА

Парламент – орган народного представительства и высший законодательный орган страны.

Выборы – совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти. Выборы – это способ формирования органов государственной власти, цель которых состоит в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а публичная власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей.

Социальная роль выборов:

– это институт прямой демократии, высшее непосредственное выражение народом своей власти;

– в юридическом смысле акт выборов есть акт вручения народом своим представителям права на осуществление своей власти;

– это демократический способ формирования представительных органов власти и местного самоуправления;

– это легитимный способ конституирования системы власти, а также ее реформирования;

выборы можно рассматривать как форму управления государственными делами.

Выборы объявляются указом главы государства и с, предусмотренного в этом акте, срока начинается избирательная кампания, которая завершается в день, предшествующий дню голосования.

Выборы проводятся по избирательным округам. Если от округа избирается один депутат, то такой округ называется одномандaтным, а если несколько депутатов – многомандатным.

Избирательный округ подразделяется обычно на избирательные участки, представляющие собой территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. По избирательным участкам проводится регистрация избирателей.

Для осуществления действий, связанных с избирательной кампанией, учреждаются органы по проведению выборов.

Выделяют две системы регистрации избирателей. При постоянной системе регистрации избиратель, раз зарегистрировавшись, более не обязан являться для регистрации.

При периодической системе регистрации в установленные законом сроки старые избирательные списки аннулируются, избиратели регистрируются вновь и составляются новые избирательные списки.

Способы выдвижения кандидатов в депутаты, т. е. определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты:

1. Для регистрации в качестве кандидата необходима подача в надлежащий орган заявления подписанного самим кандидатом; иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями, установленного числа избирателей.

2. Выдвижение кандидата осуществляется посредством официального представления отимени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей.

3. Выдвижение кандидатов осуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов, поэтому сама процедура выдвижения кандидатов называется первичными выборами – праймериз.

Голосование, т. е. подача голосов за выдвинутых кандидатов, обычно осуществляется лично. Законодательство отдельных стран допускает в некоторых случаях голосование по почте, по доверенности (для отсутствующих избирателей), а также голосование представителей за неграмотных и больных.

Важнейшей гарантией свободного волеизъявления является тайное голосование, предусматривающее порядок подачи голосов, при котором избиратель заполняет бюллетень в изолированном помещении и лично опускает его в урну. В настоящее время тайное голосование введено во всех демократических странах.

Голосование является этапом, завершающим избирательную кампанию, после чего приступают к подсчету голосов и определению результатов выборов. Результаты голосования определяются по мажоритарной системе абсолютного большинства, относительного большинства или пропорциональной избирательной системе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов

Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов 1. Непредоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума,

Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства

Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства 1. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей,

СТАТЬЯ 448. Организация и порядок проведения торгов

СТАТЬЯ 448. Организация и порядок проведения торгов 1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми.В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов 1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми.В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов

Статья 448. Организация и порядок проведения торгов 1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми.В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для

Статья 342. Порядок проведения совещания и голосования в совещательной комнате

Статья 342. Порядок проведения совещания и голосования в совещательной комнате 1. Совещанием присяжных заседателей руководит старшина, который ставит на обсуждение вопросы в последовательности, установленной вопросным листом, проводит голосование по ответам на них и

СТАТЬЯ 448. Организация и порядок проведения торгов

СТАТЬЯ 448. Организация и порядок проведения торгов 1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми.В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для

Статья 5. 25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов

Статья 5. 25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов Федеральным законом от 21.07.2005 №93-ФЗ в абзац первый части 1 статьи 5.25 внесены изменения, вступающие в силу c 6 августа 2006 года: из указанного абзаца исключены слова «избирательным

Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов

Статья 5.25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов 1. Непредоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии, комиссии референдума для ознакомления избирателям, участникам референдума,

Статья 342. Порядок проведения совещания и голосования в совещательной комнате

Статья 342. Порядок проведения совещания и голосования в совещательной комнате 1. Совещанием присяжных заседателей руководит старшина, который ставит на обсуждение вопросы в последовательности, установленной вопросным листом, проводит голосование по ответам на них и

17. Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования

17. Организация и порядок проведения выборов, определение результатов голосования Организация и порядок проведения выборов объявляются указом главы государства.С предусмотренного в (конституции) законе срока начинается избирательная кампания, которая завершается за 1

Статья 69 Организация и порядок проведения землеустройства

Статья 69 Организация и порядок проведения землеустройства 1. Статья достаточно подробно регулирует отношения, связанные с организацией и проведением землеустройства (о понятии и видах землеустройства, землеустроительных документах см. ст.68 Кодекса и комментарий к ней),

35. Голосование и определение результатов голосования

35. Голосование и определение результатов голосования Голосование на выборах исключает возможность контроля над волеизъявлением избирателя, т. е. является тайным и проводится в календарный выходной день. Продолжительность голосования должна быть не менее 10

Читайте также: