Обжалование ответов на обращения в суд рб

Обновлено: 14.05.2024

Юрист рассказывает, на какие нормы законов ссылаться, как составлять заявление и правильно обжаловать неправильные действия госорганов.

Краткий обзор общих положений

Именно КАС РФ регулирует, помимо прочего, порядок судопроизводства при рассмотрении судами дел о защите нарушенных прав граждан, которые возникли из административных правоотношений ( ст. 1, 2 ).

В этой связи гражданин может оспорить следующие действия государственных органов:

  • нормативные правовые акты полностью или в части (НПА);
  • акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами (акты разъяснения);
  • решения, действия (бездействие) органов государственной власти, некоммерческих организаций (если они наделены отдельными государственными полномочиями).

Указанные споры именуются административными делами, не путать с делами об административных правонарушениях.

Однако самой распространенной ситуацией, с которой чаще всего сталкивается гражданин, — это ситуация, когда он вынужден обжаловать действия или бездействие органов государственной власти или должностных лиц органов власти, процедура которой регламентирована в совокупности общими положениями КАС РФ и особенностями, предусмотренными главой 22 КАС РФ .

На дела об административных правонарушениях КАС РФ не распространяется, в этом случае нужно обращаться к положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) .

Но в то же время, в силу данных разъяснений Верховным Судом в Обзоре судебной практики № 1 за 2021 год , гражданин вправе оспорить действия, совершенные при производстве по делу об административном правонарушении и приведшие к нарушению его прав, в порядке главы 22 КАС РФ в том случае, если производство по делу об административном правонарушении прекращено или не было возбуждено и указанные действия влекут правовые последствия для гражданина, а иной порядок их оспаривания законом не предусмотрен.

Всякому гражданину гарантировано право обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. Принуждение к отказу от такого права недействительно.

Административный истец (заявитель) может изменить основание или предмет административного иска до вынесения судебного акта, которым завершается спор по административному делу ( ст. 46 ). Предмет иска — это конкретное требование заявителя к ответчику, а основание иска — фактические обстоятельства и норма права, на которых основано указанное требование.

Законодателем предусмотрена также подача коллективного административного искового заявления в случае многочисленности группы, однородности предмета спора и оснований требований, а также при общем ответчике или соответчиках ( ст. 42 ).

Граждане по административному делу вправе знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, предоставлять доказательства, задавать вопросы в судебном процессе, заявлять ходатайства, давать объяснения, приводить свои доводы, возражать против ходатайств других участвующих, пользоваться прочими процессуальными правами как сторона в административном деле ( ст. 37 , 38 , 45 ).

Относительно предоставления доказательств КАС РФ содержит правила, регулирующие их использование ( глава 6 ).

В суд надлежит предоставлять только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения конкретного дела (принцип относимости).

Доказательства — это полученные в соответствии с законом (не могут быть использованы доказательства, добытые с нарушением закона) сведения о фактах, на основании которых суд установит наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования (принцип допустимости).

При ссылке на обстоятельства, лежащие в основании требований, истец обязан их доказать ( ст. 62 ).

Гражданин может ходатайствовать перед судом об истребовании недостающих у него доказательств ( ст. 63 ), при этом обстоятельства, которые суд признает общеизвестными, можно не доказывать.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному в суде делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию.

По заявлению обратившегося в суд лица суд может применить меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов истца (прав гражданина) и их защита будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер, а также указанные меры должны быть соотносимы и соразмерны заявленным требованиям истца ( глава 7 ).

Суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, принять иные меры.

Суд может применить нескольких мер предварительной защиты по одному административному иску, но до предъявления административного искового заявления в суд и принятия его к производству судьей меры предварительной защиты не принимаются.

Тем не менее, ходатайство о применении мер предварительной защиты можно подавать вместе с административным исковым заявлением либо просто ходатайствовать об этом в самом иске.

Подсудность спора и определение надлежащего ответчика

Чтобы определиться, в какой именно суд подать административное исковое заявление, нужно обратиться к главе 2 КАС РФ , которая регулирует подведомственность и подсудность административных дел.

Как правило, в качестве суда первой инстанции по указанным делам является районный суд за некоторыми исключениями ( ст. 19 , 20 , 21 КАС РФ ).

Заявление к государственном органу подается по месту нахождения госоргана, к должностному лицу — по месту нахождения органа, в котором указанное лицо служит.

Если место расположения госоргана не совпадает с территорией, на которой он наделен полномочиями, или где исполняет возложенные обязанности должностное лицо, заявление подается в суд этого района, где действуют указанные полномочия.

Заявление к федеральному органу власти по вопросу деятельности территориального органа можно подать по месту нахождения последнего.

Заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц, кроме судебных приставов-исполнителей, можно подавать в суд по месту жительства истца-гражданина.

Заявление к нескольким ответчикам, расположенным в разных местах, подается по адресу одного из них ( ст. 26 ).

Если гражданин подал в суд административный иск не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, то есть неправильно выбрал ответственный орган власти или ответственное должностное лицо, суд, с согласия истца, заменит ненадлежащего ответчика надлежащим. А если истец не согласен, суд привлекает ответственное должностное лицо вторым ответчиком ( ст. 43 ).

Сроки обжалования

В случае пропуска срока оспаривания по причинам, которые суд может признать уважительными, пропущенный срок подлежит восстановлению ( ст. 95 ).

В силу разъяснений Верховного Суда РФ, такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока, например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, болезнь, беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также иные обстоятельства, лишавшие лицо возможности обращения в суд в установленный законом срок, оцененные судом как уважительные (п. 30 постановления пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11 ).

Также, как указано в постановлении пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 , в качестве соответствующих причин могут рассматриваться такие обстоятельства, как неполучение процессуальных документов в связи с нарушением правил доставки почтовой корреспонденции, ввиду отсутствия в месте жительства, обусловленного болезнью, нахождением в командировке, отпуске, переездом в другое место жительства и другие.

Пропуск срока подачи заявления не является основанием для отказа в принятии его к производству судом. Причины пропуска подлежат выяснению судом в предварительном судебном заседании или в самом судебном заседании.

Если пропуск срока подачи заявления связан с нерассмотрением или несвоевременным рассмотрением жалобы, поданной в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, то указанная причина является уважительной, и срок подлежит восстановлению.

Срок может быть восстановлен и по иной уважительной причине, признанной таковой судом.

Признание причины пропуска неуважительной является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, но не отказа в принятии к производству заявления гражданина.

Верховный Суд РФ разъяснял об обязанности судов при подаче истцом заявления с пропуском срока принимать меры на выяснение обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд, а также исследовать фактические обстоятельства административного дела (п. 42 Обзора судебной практики № 4 за 2020 год).

Таким образом, причины пропуска процессуального срока будут признаны уважительными в случае объективности их возникновения и непреодолимости, но необходимо показать суду наличие причинно-следственных связей между пропуском срока и объективными обстоятельствами, в связи с которыми он пропущен.

Требования к заявлению

Законодательством предусмотрен открытый перечень требований, которые могут содержаться в заявлении, но в основном это заявления:

  • о признании незаконным полностью или в части решения, принятого госорганом, либо совершенного им действия (бездействия);
  • об обязанности госоргана принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав гражданина;
  • об обязанности госоргана воздержаться от совершения определенных действий.

Соответствующим образом можно как раз и озаглавить административное исковое заявление.

Важно учитывать позицию Верховного Суда РФ, согласно которой гражданин вправе соединить в одном административном исковом заявлении несколько требований, связанных между собой, но не допускается рассмотрение в рамках дел об оспаривании нормативных правовых актов иных административных исковых требований (п. 53 постановления пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36).

Сами требования к форме и содержанию заявления подробно изложены в статье 125 КАС РФ .

Одно из главных требований в том, что заявителю нужно указать, какие именно права нарушены, и в чем конкретно выражается нарушение, наличие причинно-следственной связи между нарушением прав и действиями должностного лица.

Если этого не будет сделано, суд сам уведомит о поступивших требованиях, направив иным лицам копии заявлений, которые вместе с заявлением должен предоставить в таком случае сам истец (п. 1 ч. 1 ст. 126 ).

Важно отметить, что к заявлению нужно прикладывать документ об оплате государственной пошлины, иначе суд оставит заявление без движения, пока заявитель не предоставит указанный документ.

Также необходимо предоставить документы в подтверждение обстоятельств, на которые ссылается гражданин.

Полный перечень документов, которые надлежит прикладывать к заявлению, указан в статье 126 КАС РФ .

Возвращение заявления судом, отказ в принятии к производству и оставление без движения административного иска

В течение трех дней со дня получения заявления суд должен решить вопрос о его принятии либо об отказе в принятии ( ст. 127 ).

Законодатель приводит незакрытый общий перечень оснований для отказа в принятии заявления:

  • заявление подлежит рассмотрению в порядке иного судопроизводства;
  • заявление подано лицом в защиту иных лиц, когда такое право законодательство не предоставляет заявителю;
  • из поданного заявления не следует, что действием или бездействием госоргана затрагиваются или нарушаются права гражданина;
  • если уже имеется решение суда по данному спору между теми же сторонами.

Законодатель предусмотрел незакрытый общий перечень оснований для возвращения заявления ( ст. 129 ):

  • не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, если законодательством такой порядок является обязательным;
  • дело неподсудно данному суду;
  • заявление подано недееспособным лицом;
  • заявление не подписано или подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или подачу в суд;
  • в производстве этого или иного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
  • поступило заявление о возвращении заявления;
  • не исправлены недостатки заявления в срок, установленный судом в определении об оставлении заявления без движения.

При возвращении заявления истец не лишен возможности повторно обратиться в суд с этим же требованием, в отличие от ситуации при отказе в принятии заявления, которое препятствует впоследующем повторно обращаться по этим же требованиям.

При подаче заявления с нарушениями требований к форме и содержанию административного искового заявления суд оставляет его без движения и предоставляет заявителю разумный срок для исправления недостатков ( ст. 130 ).

Особенности порядка оспаривания действий или бездействия органов государственной власти

Заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав ( ст. 219 ).

При оспаривании бездействия госоргана заявление может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных должностных лиц органа власти сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.

Специальный срок установлен для оспаривания действий или бездействия судебного пристава-исполнителя, составляющий десять дней, исчисляемый со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав.

Оспаривание действий или бездействия судебного пристава-исполнителя производится в районном суде по месту нахождения структурного подразделения, в котором исполняет возложенные обязанности должностное лицо.

Помимо общих требований к административному иску, статьей 220 предусмотрены дополнительные требования к заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, с которыми рекомендуется ознакомиться при составлении административного иска.

В заявлении необходимо указать наименование госоргана или должности госслужащего, принявшего оспариваемое решение, реквизиты документа, принятого должностным лицом, указать, в чем заключается нарушение прав гражданина, какому законодательному акту не соответствует действие или бездействие госоргана, сформулировать конкретное требование к госоргану, сообщить о сведениях об обжаловании в административном порядке действия органов власти или должностного лица.

При рассмотрении административного дела суд должен проверить законность действий госоргана и выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора в полном объеме. Это своего рода судебный контроль органов исполнительной власти, когда судья, не ограничиваясь доводами и основаниями заявления, вправе проверить действия должностного лица комплексно (ч. 8 ст. 228 ).

В частности, суд должен выяснить факт нарушения прав гражданина и соблюдение сроков обращения в суд (бремя доказывания лежит на заявителе), полномочия должностного лица, принявшего оспариваемое решение, основания и порядок принятия оспариваемого решения, соответствие содержания решения законодательным нормам, регулирующим указанные спорные отношения (бремя доказывания лежит на должностном лице).

В случае непредоставления госорганом вышеуказанных доказательств суд самостоятельно истребует их, в случае последующего непредоставления суд может наложить судебный штраф и принять иные меры ответственности.

При оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя заявитель освобожден от уплаты госпошлины.

Размер государственной пошлины за подачу административного искового заявления о признании действий или бездействия иных должностных лиц незаконными для физических лиц составляет 300 рублей.

Общий организационный срок рассмотрения заявления составляет месяц. Однако срок не является пресекательным, и не всегда удается уложиться в эти временные рамки по ряду причин. Например, разбирательство может выйти за пределы месячного срока при неоднократном отложении судебного разбирательства ( ст. 152 ).

По результатам рассмотрения дела суд принимает одно из решений:

  • об удовлетворении полностью или в части заявленных требований;
  • об отказе в удовлетворении требований заявления.

Решение суда вступает в законную силу по истечении месячного срока на апелляционное обжалование, исчисляемого со дня принятия судебного акта, если решение в итоге не обжаловано. (ч. 5 ст. 227 , ст. 186 , ч. 1 ст. 298 ).

Закон Республики Беларусь от 28 октября 2008 года
"Об основах административных процедур"

Статья 30. Порядок обжалования административного решения

1. Заинтересованное лицо и третье лицо обладают правом на обжалование административного решения в административном (внесудебном) порядке.

2. Административная жалоба направляется в вышестоящий государственный орган (вышестоящую организацию) либо в государственный орган, иную организацию, к компетенции которых в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь относится рассмотрение таких жалоб (далее – орган, рассматривающий жалобу).

3. Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется после обжалования такого решения в административном (внесудебном) порядке, если иной порядок обжалования не предусмотрен законодательными актами.

В случае отсутствия органа, рассматривающего жалобу, административное решение уполномоченного органа может быть обжаловано непосредственно в суд.

Обжалование административного решения в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.

Статья 31. Срок подачи административной жалобы

1. Административная жалоба может быть подана в орган, рассматривающий жалобу, в течение одного года со дня принятия обжалуемого административного решения.

2. Орган, рассматривающий жалобу, вправе восстановить срок подачи административной жалобы в случае пропуска такого срока по уважительной причине (тяжелая болезнь, длительная командировка и др.).

Статья 32. Форма и содержание административной жалобы

1. Административная жалоба подается в письменной либо электронной форме.

2. В административной жалобе, подаваемой в письменной форме, должны содержаться:

наименование органа, рассматривающего жалобу;

сведения о заинтересованном лице и третьем лице (далее, если не указано иное, – лицо, подавшее административную жалобу):

фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания) – для гражданина;

наименование и место нахождения – для юридического лица;

наименование уполномоченного органа, принявшего обжалуемое административное решение;

суть обжалуемого административного решения;

основания, по которым лицо, подавшее административную жалобу, считает обжалуемое административное решение неправомерным;

требования лица, подавшего административную жалобу;

перечень документов и (или) сведений (при их наличии), представляемых вместе с административной жалобой;

подпись гражданина, либо подпись руководителя юридического лица или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать административную жалобу, либо подпись представителя лица, подавшего административную жалобу.

3. Административная жалоба в электронной форме подается через единый портал электронных услуг с использованием средств идентификации, указанных в абзацах третьем и четвертом части первой пункта 6 статьи 14 настоящего Закона.

В административной жалобе, подаваемой в электронной форме, должны содержаться сведения, указанные в абзацах втором–восьмом пункта 2 настоящей статьи.

В случае подачи административной жалобы в электронной форме не требуется подписания электронной цифровой подписью документов и (или) сведений, прилагаемых к ней, если иное не предусмотрено законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

1. Административные жалобы подлежат регистрации в день их подачи.

2. Административные жалобы, поступившие в нерабочий день (нерабочее время), регистрируются не позднее чем в первый следующий за ним рабочий день.

Статья 34. Оставление административной жалобы без рассмотрения

1. Административная жалоба оставляется без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации в случае, если:

рассмотрение административной жалобы не относится к компетенции государственного органа, иной организации;

административная жалоба подана неуполномоченным лицом;

административная жалоба подана по истечении установленного срока и не содержит ходатайства о восстановлении пропущенного срока.

2. Административная жалоба в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации может быть оставлена без рассмотрения в случае, если:

не соблюдены требования к содержанию административной жалобы;

в органе, рассматривающем жалобу, уже имеется решение по этой административной жалобе.

3. В случае оставления административной жалобы без рассмотрения лицу, подавшему административную жалобу, возвращаются документы и (или) сведения, представленные вместе с административной жалобой, за исключением случаев подачи административной жалобы в электронной форме.

4. После устранения недостатков, явившихся причиной оставления административной жалобы без рассмотрения, административная жалоба может быть вновь подана в орган, рассматривающий жалобу.

Статья 34 1 . Отзыв административной жалобы

1. Лицо, подавшее административную жалобу, вправе отозвать свою административную жалобу в любое время до окончания ее рассмотрения.

Отзыв административной жалобы, поданной в письменной форме, осуществляется посредством подачи заявления в письменной форме в орган, рассматривающий жалобу.

Отзыв административной жалобы, поданной в электронной форме, осуществляется посредством подачи заявления в электронной форме через единый портал электронных услуг либо письменной форме в орган, рассматривающий жалобу.

2. В случае отзыва административной жалобы орган, рассматривающий жалобу, прекращает ее рассмотрение по существу и возвращает лицу, подавшему административную жалобу, документы и (или) сведения, представленные вместе с административной жалобой, за исключением случаев подачи административной жалобы в электронной форме.

ГЛАВА 8
РАССМОТРЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЖАЛОБЫ

Статья 35. Единоличное и коллегиальное рассмотрение административной жалобы

Административная жалоба рассматривается единолично работником органа, рассматривающего жалобу, а в случаях, предусмотренных законодательством об административных процедурах, либо по решению органа, рассматривающего жалобу, – коллегиальным составом такого органа.

Статья 36. Пределы рассмотрения административной жалобы

1. Орган, рассматривающий жалобу, обязан рассмотреть ее с учетом имеющихся и дополнительно представленных документов и (или) сведений.

2. Орган, рассматривающий жалобу, не связан доводами административной жалобы, проверяет законность и обоснованность обжалуемого административного решения в полном объеме.

Статья 37. Срок рассмотрения административной жалобы

Административная жалоба рассматривается в месячный срок со дня ее регистрации. Законодательством об административных процедурах могут быть предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения административных жалоб.

Статья 38. Последствия подачи административной жалобы

Подача административной жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого административного решения.

ГЛАВА 9
РЕШЕНИЕ ПО АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЖАЛОБЕ

Статья 39. Виды решений по административной жалобе

При рассмотрении административной жалобы органом, рассматривающим жалобу, принимается одно из следующих решений:

об оставлении административной жалобы без рассмотрения;

об оставлении административного решения без изменения, а административной жалобы без удовлетворения;

об отмене административного решения и принятии нового административного решения;

о направлении административной жалобы в уполномоченный орган для повторного рассмотрения заявления заинтересованного лица с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению.

Статья 40. Форма и содержание решения по административной жалобе

Решение по административной жалобе принимается в письменной форме, и в нем должны содержаться:

дата и регистрационный номер решения;

наименование органа, рассматривающего жалобу;

сведения о лице, подавшем административную жалобу:

фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), место жительства (место пребывания) – для гражданина;

наименование и место нахождения – для юридического лица;

дата и регистрационный номер обжалуемого административного решения, принятого в письменной форме;

наименование уполномоченного органа, принявшего административное решение;

суть обжалуемого административного решения;

основания, по которым лицо, подавшее административную жалобу, считает обжалуемое административное решение неправомерным, фактические обстоятельства, установленные при рассмотрении административной жалобы (не указываются в решении об оставлении административной жалобы без рассмотрения);

правовые основания и суть принятого решения по административной жалобе;

подпись работника органа, рассматривающего жалобу, к компетенции которого относится подписание такого решения.

Статья 41. Отмена административного решения и принятие нового административного решения. Направление административной жалобы в уполномоченный орган для повторного рассмотрения заявления заинтересованного лица

1. Орган, рассматривающий жалобу, отменяет административное решение и принимает новое административное решение в случае, если решение вопроса, изложенного в заявлении заинтересованного лица, относится к компетенции органа, рассматривающего жалобу.

2. Орган, рассматривающий жалобу, направляет административную жалобу в уполномоченный орган для повторного рассмотрения заявления заинтересованного лица с указанием допущенных нарушений и предложениями по их устранению в случае, если решение вопроса, изложенного в заявлении заинтересованного лица, относится к исключительной компетенции уполномоченного органа, решение которого обжалуется.

3. Основаниями для отмены административного решения и принятия нового административного решения, а также для направления административной жалобы в уполномоченный орган для повторного рассмотрения являются:

неполное выяснение уполномоченным органом обстоятельств, имеющих значение для осуществления административной процедуры;

несоответствие содержания административного решения материалам, полученным при рассмотрении заявления заинтересованного лица;

нарушение или неправильное применение законодательства при рассмотрении заявления заинтересованного лица.

Статья 42. Уведомление о принятом решении по административной жалобе. Вступление в силу решения по административной жалобе

1. Решение по административной жалобе выдается лицу, подавшему административную жалобу, либо направляется нарочным (курьером), по почте, в виде электронного документа не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.

2. Решение по административной жалобе вступает в силу со дня его принятия, если иной срок не установлен в таком решении.

Р АЗДЕЛ IV
ИСПОЛНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕШЕНИЯ И РЕШЕНИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЖАЛОБЕ. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ГЛАВА 10
ИСПОЛНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕШЕНИЯ И РЕШЕНИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЖАЛОБЕ

Статья 43. Порядок исполнения административного решения и решения по административной жалобе

1. Вступившие в силу административное решение и решение по административной жалобе обязательны для исполнения.

2. Уполномоченный орган и орган, рассматривающий жалобу, вынесшие соответствующее решение, обязаны обеспечить его исполнение.

3. Исполнение административного решения, решения по административной жалобе может осуществляться посредством выдачи заинтересованному лицу справки или другого документа, производства записи в соответствующем регистре, реестре, протоколе, банке данных, ином документе или информационном ресурсе, а также предоставления денежных средств, иного имущества и (или) услуг.

Исполнение таких решений может быть обусловлено совершением заинтересованным лицом определенных действий.

Статья 44. Срок исполнения административного решения и решения по административной жалобе

1. Административное решение подлежит исполнению в пределах срока осуществления административной процедуры.

2. Решение по административной жалобе подлежит исполнению в пятидневный срок со дня вступления в силу, если в самом решении или законодательством об административных процедурах не предусмотрен иной срок его исполнения.

Алгоритм обжалования постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя в 2021 году

Выявление граждан, которые имеют право предъявить жалобу на постановление, иные действия исполнителя судебного органа.

Участниками процедуры являются:

  • судья;
  • граждане, чьи права ущемлены посредством исполнения предписаний судебного постановления;
  • прокурор.
  1. Выявление структуры и сотрудника оной, который намерен обжаловать постановление, иные действия исполнителя судебной структуры.

В качестве участников на данном этапе выступают:

  • глава отдела принудительного исполнения судебного органа;
  • глава судебного органа столицы Республики Беларусь, области;
  • глава судебного органа республиканского значения.
  • Оформление протеста в ответ на постановление, иные действия исполнителя судебного органа.
  1. Проверка временного отрезка, что предназначен для предоставления протеста.
  • на постановления сроком в 10-ть дней с даты получения оных;
  • иные действия, а также бездействие сроком в 10-ть дней после их свершения главой отдела судебной исполнительной структуры принудительного характера, что касается предписаний, изложенных в документации, принятой к исполнению.
  1. Вынесение постановления по итогам изучения протеста в ответ на постановление, иные действия должностного лица структуры судебной власти. При чём выносятся постановления…
  • о том, что постановление, иное действие законно и протест отклонить;
  • о том, что протест признан полностью или частично; в подобной ситуации глава структуры, в ведении которой принудительное исполнение, может вынести следующие решения:

* признать постановления целиком или часть оных, протест в ответ на которые признан, недействительными;

* признать постановления, протест в ответ на которые признан, недействительными и обязать судебного служащего, что занимался вынесением подобных постановлений, вынести новые;

* признать постановления, протест в ответ на которые признан, недействительными и вынести новые;

* признать постановления, протест в ответ на которые признан, недействительными и принять меры для ликвидации подобных нарушений.

  1. Обращение с протестом в судебную инстанцию. Граждане вправе обращаться по данному поводу в следующие судебные структуры:
  • что занимаются решением экономических вопросов;
  • районного, городского значения.

Выявление граждан, которые имеют право предъявить жалобу в ответ на постановление, иные действия должностного лица структуры судебной власти

Список граждан, имеющих право подать жалобу в ответ на вышедшее постановление, иные действия или на факт бездействия служащего суда, главы структуры исполнительной власти принудительного характера, исключение составит только глава суда республиканского значения, изложен в статье 124-ой Закона РБ № 439 – 3, датированный 24-м октября 2016 г.

Протест предоставляется в алгоритме, что представляет собой подчинение главе государственной структуры принудительного исполнения, вышестоящему главе той же структуры, а в ситуации несогласия с действиями оных, обращаться в судебную инстанцию.

Внимание!

Жалоба на постановления, принятые главой суда республиканского значения, иные действия оного направляется непосредственно в судебный орган.

Выявление структуры и сотрудника оной, который намерен обжаловать постановление, иные действия исполнителя судебной структуры

Алгоритм опротестования посредством подчиненности можно найти в статье 125-ой Закона № 439 – 3.

Жалобы на постановления, иные действия, а также бездействие служащего суда района, города, районного, что находится в центре района отделения принудительного исполнения, предоставляются главе рассматриваемого отдела принудительного исполнения. К примеру, если протест подан как ответ на действия служащего суда, что занят в отделе принудительного исполнения столичного региона, то протест адресуется главе отделения структуры принудительного исполнения столичного района.

Жалобы, что поданы на постановления, иные действия, факт бездействие, когда того требовали обстоятельства, главы отдела принудительного исполнения района, города, районного в центре региона, что связаны с выполнением предписаний исполнительной документации, протесты в ответ на принятые постановления, иные действия исполнителя судебной власти органа принудительного исполнения, что находится в ведении главного управления юстиции области, столицы исполкома предоставляются главе органа принудительного исполнения областного масштаба, столицы. К примеру, если жалоба поступила на постановление, что было вынесено главой отделения принудительного исполнения столичного района или действия служащего отделения принудительного исполнения управления принудительного исполнения главного управления юстиции столичного исполкома областного значения.

В обеих ситуациях протест адресуется главе управления принудительного исполнения главного управления юстиции столичного исполкома областного значения.

Жалобы в ответ на принятые постановления, иные действия, бездействие, когда должны приниматься меры, главы органа исполнения суда по столице, области, которые касаются исполнения предписаний соответствующей документации, иного служащего судебного исполнения, что трудится в главном управлении принудительного исполнения, Минюст РБ адресуются главе органа судебного исполнения республиканского масштаба.

Внимание!

Гражданин, желающий обжаловать постановления, иные действия имеет право отозвать протест до того, как решение в отношении оного не принято.

Оформление протеста в ответ на постановление, иные действия исполнителя судебного органа

К форме, сути протеста, что был предоставлен в порядке подчинённости изложены в статье 126-ой Закона № 439 – 3.

Внимание!

Госпошлина не оплачивается за предоставление протеста в рассматриваемую государственную структуру.

Проверка временного отрезка, что предназначен для предоставления протеста

В статье 127-ой Закона № 439 – 3 указано время, что отведено на предоставление протеста при соблюдении порядка подчиненности.

Внимание!

В установленный временной период не входят выходные, праздничные дни согласно статье 29-ой того же закона. Так, при предоставлении жалобы в сроки исчисляются посредством подсчёта рабочих дней.

Также возможен сценарий развития событий, когда жалоба подлежит возврату без рассмотрения, а касается это ситуаций перечисленных в статье 129-ой Закона 439 – 3.

Протест, что подан, рассматривается главой соответствующей государственной структуры в срок, равный не больше 10-ти раб. дней по статье 130-й того же закона.

Время предоставления жалобы может быть остановлено в ситуации поступления запроса о недостающей документации, информации, что существенны в процессе рассмотрения протеста в правильном ключе, до тех пор, пока запрошенные бумаги, информация не поступят.

Вынесение постановления по итогам изучения протеста в ответ на постановление, иные действия исполнителя судебной структуры

Принятие решения в отношении поданной жалобы осуществляется согласно статье 131-ой Закона 439 – 3.

По итогам рассмотрения протеста уполномоченный чиновник, занимавшийся рассмотрением оного, принимает постановление, что в следующий день, не позже, подлежит направлению участникам дела, по которому подана жалоба, гражданину, что подал протест, исполнителю судебной инстанции, главе структуры принудительного исполнения, чьи постановления, иные действия были причиной подачи жалобы.

Постановление уполномоченного должностного лица в ответ на признание жалобы в отношении принятого целого постановления, части оного, должно быть исполнено своевременно тем органом, служащим, в отношении постановления, иных действий которого выражен протест.

Обращение с жалобой в судебную инстанцию

Алгоритм предоставления протеста в судебную структуру можно найти в статье 132-й Закона 439 – 3.

Жалобы в ответ на принятые постановления, иные действия главы органа исполнения суда республиканского масштаба предоставляются в орган суда, который находится в главном управлении принудительного исполнения Минюст белорусского государства, что указано в ч. 3-ьей, 4-ой статьи 132-ой Закона 439 – 3.

Обжалование постановлений, иных действия служащего суда, что вынесены по итогам рассмотрения поданных протестов на вынесенные постановления, иные действия исполнителя судебного органа предоставляются в судебную инстанцию, в ведении которой решение экономических вопросов областного, столичного, районного, городского судебного органа, что находится по месту расположения рассматриваемого органа принудительного исполнения.

Внимание!

Обжалование происходит посредством обращения в экономический суд областного значения, столицы в ситуациях:

В ситуациях, которые не указаны, обжалование осуществляется посредством обращения в судебную инстанцию районного, городского значения.

Для того чтобы подать протест в орган суда, следует уплатить госпошлину, равную 1-ой базовой величине (БВ) согласно подпункту 2.3 пункта 2-ого приложения 14-ого, пункта 2-ого приложения 16-го к НК РБ (Налоговому кодексу).

К сведению!

Информация получена в НК РБ в редакции до 01.01.19.

Обращение с протестом в суд, что занимается решением экономических дел

Алгоритм предоставления жалобы судебную структуру, в ведении которой ведение экономических дел представлен в ХПК РБ.

Принятые постановления, иные действия, бездействие, когда необходимо было принятие мер служащим суда, его главой, что касаются исполнения предписаний соответствующей документации возможно опротестовать:

  • участниками дела, иными гражданами, права, интересы которых были ущемлены или прокурором посредством обращения в судебную инстанцию по экономическим делам;
  • в ситуации несогласия с принятыми постановлениями главы исполнительной структуры или вышестоящего начальника, что были вынесены по итогам рассмотрения протеста на подобные постановления, действия; алгоритм подачи освещён в ч. 1-ой, 2-ой статьи 266-й 3 Хозяйственного процессуального кодекса (ХПК).

Предоставление протестов возможно на протяжении 10-ти дневного срока с даты предоставления постановлений главы исполнительной инстанции, что принято по итогам изучения жалобы в ответ на постановления, иные действия судебного служащего, главы исполнительной структуры, что предоставлена согласно алгоритму, установленному действующим законодательством Республики Беларусь.

Постановления, принятые главой исполнительного органа суда белорусского государства опротестовать позволяется в десятидневный срок с даты получения оных.

Действия, факт бездействия, когда должны были приниматься меры главы главного органа принудительного исполнения РБ граждане вправе опротестовать в десятидневный срок с даты свершения подобных действий или с даты, когда гражданин, подающий протест и неосведомлённый о времени и месте свершения действий, узнал о свершении оных.

Протесты в ответ на постановления, иные действия служащего суда, главы исполнительной структуры, что касаются исполнения предписаний соответствующей документации, должны подчиняться требованиям, что изложены в ч. 1-ой, 2-ой статьи 159-ой, ч. 1-ой статьи 160-й кодекса.

  1. Указание названия документации к исполнению, что касается постановления, на которое подана жалоба, иные действия служащего суда, главы исполнительной структуры, номер документации и число выдачи оной, требования, что там содержаться;
  2. Название судебной инстанции, другой уполномоченной структуры, ФИО чиновника, выдавшего документацию исполнительного характера.

Внимание!

В качестве приложения к жалобе прилагается документация, доказывающие факт отправки дубликата данной жалобы участникам дела, исполнителю судебного органа, главе этого органа на постановления, иные действия, что стали причиной поступившего протеста согласно алгоритму, установленному действующим законодательством Республики Беларусь.

Через 10 дней, не позже протест рассматривается судебной инстанцией, что занимается экономическими делами.

О том, где и когда будет рассмотрена жалоба уведомляются:

1) гражданин, от которого исходил протест;

2) прокурор, который принял протест;

3) участники дела, по которому и подана жалоба;

4) исполнитель судебной власти, глава исполнительной инстанции, постановления, принятые которыми, или действия со стороны оных, а также бездействие, когда должны были быть приняты меры которых опротестовываются;

5) глава исполнительной государственной структуры принудительного характера, что вынес постановление по итогам рассмотрения протеста, предоставленного в последовательности согласно законодательству белорусского государства.

В ситуации неявки граждан, что были оповещены о времени, месте рассмотрения жалобы, не причина отмены заседания поданному поводу.

По итогам рассмотрения протеста экономический суд, принимает соответствующее решение.

Если жалоба признана, то судебная инстанция, занимающаяся решением экономических вопросов, устанавливает меры, что должны быть приведены в исполнение теми в отношении действий которых выражен протест.

Суд по экономическим делам вправе отказать в принятии жалобы к исполнению тогда, когда действия государственных служащих, против которых выражен протест находятся в рамках полномочий служащих.

Обращение с протестом в судебную инстанцию в районе, городе

Специфические признаки рассмотрения протестов в ответ на принятые постановления, иные действия исполнителя судебной инстанции, главы исполнительной структуры принудительного характера, что установлены согласно статье 132-ой Закона 439 – 3 будут рассмотрены в судебной инстанции районного, городского значения, нормы рассмотрения которых представлены в параграфе 9-м гл. 29-ой ГПК РБ(Гражданского процессуального кодекса).

Таким образом, принятые постановления, действия могут быть опротестованы согласно ч. 1-ой, 2-ой статьи 360 3 -ой вышеупомянутого кодекса:

  • участниками дела, иными гражданами, права/интересы ущемлены при исполнении предписаний соответствующей документации, прокурором в судебной инстанции по месту расположения исполнительной структуры принудительного характера;
  • в ситуации несогласия с постановлениями, вынесенными уполномоченными органами при рассмотрении протеста.

Жалобы предоставляются в десятидневный срок с даты получения постановлений, принятых уполномоченными лицами.

Постановления главы исполнительного органа суда республиканского значения обжалуются в десятидневный срок со дня получения оных. Действия того же должностного лица могут быть опротестованы в десятидневный срок с даты свершения оных или с даты, когда гражданин, выражающий протест, не осведомлённый о том, где и когда совершены данные действия, узнало об этом факте.

Возобновление сроки возможно в соответствии с алгоритмом, изложенном в статье 154-ой Гражданского кодекса.

В статье 3604-ой того же кодекса можно найти информацию, которая должна содержаться в протесте. Требования к подобным жалобам по поводу реквизитов документации, приложения дубликатов к оной.

  1. Название документации к исполнению, которая касается обжалуемого постановления, иных действий должностных лиц, номер документации к исполнению, когда выдачи, требования, что изложены в бумаге;
  • название судебной инстанции, иной структуры, ФИО государственного служащего, который выдал данную документацию.

К протесту прилагается документация, что доказывает факт направления дубликата данного протеста и иных необходимых бумаг участникам дела, служащему судебной структуры, главе оной постановления, принятые которыми, иные действия, ставшие причиной подачи жалобы по итогам рассмотрения жалобы, что была предоставлена с учётом алгоритма, который был установлен действующим законодательством РБ.

Возврат протеста на принятое постановление, иные действия исполнителя судебного органа, главы оного без рассмотрения в ситуации, когда обнаруживается факт, что данный протест подан при нарушении условий, отражённых в ч. 2-ой, 3-ьей статьи 360 4 , статей 109-й, 110-й Гражданского процессуального кодекса.

Не позднее 10-ти дней с даты предоставления в судебную инстанцию жалоба рассматривается согласно нормам статьи 3605-й кодекса.

Если сравнивать нормы Хозяйственного процессуального кодекса и Гражданского процессуального кодекса, что отражают опротестование принятых постановлений, иных действий исполнителя судебной инстанции, главы оной, то, по крайней мере, сегодня оные одинаковые.

Зачастую граждане и юридические лица сталкиваются с необходимостью получения официального разъяснения норм законодательства от государственных органов в соответствии с их компетенцией. Статья посвящена вопросу о том, можно ли обжаловать в судебном порядке данное государственным органом разъяснение, если заявитель считает его необоснованным.

Обращение в государственный орган за получением разъяснения должно осуществляться в соответствии с Законом об обращениях. Его действие распространяется на обращения граждан и юридических лиц. Исключение составляют (ст. 2 Закона об обращениях граждан):

1) обращения, подлежащие рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах;

2) обращения работника к нанимателю;

3) иные обращения, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения;

4) переписка государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами.

Закон об обращениях граждан устанавливает требование об обязательном досудебном обжаловании ответа на обращение в вышестоящую организацию при наличии таковой. Ответ организации на обращение может быть обжалован в суд в следующих случаях:

1) после его обжалования в вышестоящую организацию;

2) при отсутствии вышестоящей организации у организации, давшей ответ на обращение.

Критерием выбора суда, в который подается жалоба на ответ на обращение о разъяснении законодательства, является сфера, в которой нарушены права и законные интересы заявителя. Если такие права и законные интересы нарушены в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, ответ на обращение обжалуется в суде, рассматривающем экономические дела, в соответствии с ХПК. В иных случаях жалобу подают в соответствующий районный (городской) суд в порядке, установленном ГПК (часть первая ст. 266-2 ХПК, п. 5 ст. 335 ГПК).

Необходимым условием, позволяющим заявителю обжаловать в судебном порядке ответ государственного органа или должностного лица на обращение, является нарушение прав и законных интересов заявителя. Такое нарушение может заключаться в невозможности осуществить право заявителя или в незаконном возложении на него обязанности в результате дачи государственным органом или должностным лицом ответа на обращение. Вопрос о том, возможны ли возникновение препятствий в реализации прав заявителя или возложение на него каких-либо обязанностей в результате получения разъяснения законодательства, спорный и, скорее всего, предполагает отрицательный ответ.

С одной стороны, разъяснение законодательства не является распорядительным актом государственного органа, лишающим гражданина или юридическое лицо прав или возлагающим на них обязанности. Иными словами, разъяснение законодательства ничего не предписывает гражданину или юридическому лицу и ни к чему их не обязывает.

В одном из судебных постановлений суд указал, что, поскольку ответ на обращение заявителя является лишь мнением государственного органа и не носит обязательный характер, заявитель в случае несогласия с данным ему ответом вправе не руководствоваться им (постановление апелляционной инстанции экономического суда Могилевской области от 02.12.2014).

С другой стороны, гражданин или юридическое лицо принимают решение о том, каким образом реализовать свои права и какие обязанности выполнять, основываясь на полученном от государственного органа разъяснении законодательства. Несмотря на то что указанное решение заявитель принимает самостоятельно, он может, руководствуясь разъяснением государственного органа, принять неверное решение, что повлечет для него негативные последствия.

Например, полагая, что они обладают определенным правом, гражданин или юридическое лицо могут реализовать данное право в нарушение законодательства и быть привлеченными к ответственности за данное нарушение. Или же, полагая, что они обязаны воздержаться от совершения определенных действий, являющихся необходимыми для реализации их прав и законных интересов, гражданин или юридическое лицо не совершают данные действия и соответственно оказываются ущемленными в своих правах.

Разъяснение о том, что при определенных условиях невозможно получить лицензию на осуществление того или иного вида деятельности, еще не является отказом в выдаче лицензии конкретному заявителю. Однако это может повлечь принятие потенциальным лицензиатом решения не обращаться в лицензирующий орган в установленном порядке для получения лицензии. Тем самым дача государственным органом неверного разъяснения законодательства препятствует реализации заявителем права на свободный выбор видов осуществляемой им деятельности.

Кроме того, неоднократная дача государственным органом неверных разъяснений норм законодательства способна породить ненадлежащую правоприменительную практику в обществе в целом, нарушая права не только заявителя, но и неограниченного числа субъектов. В любом случае часть первая ст. 353 ГПК и часть первая ст. 266-2 ХПК дают гражданам и юридическим лицам право обратиться в суд с жалобой на действия государственного органа или должностного лица. В процессе рассмотрения жалобы суд в каждом конкретном случае оценивает, насколько полученное гражданином или юридическим лицом разъяснение законодательства нарушает их права или законные интересы.

Требования к содержанию жалобы

Дела, возникающие из административно-правовых отношений, возбуждаются в суде по жалобе. Жалоба в обязательном порядке должна содержать (ст. 340 ГПК):

1) предмет жалобы, каковым является несогласие заявителя или прокурора с действиями (бездействием) государственного органа, организации или должностного лица. В жалобе должны быть указаны конкретные действия (бездействия), с которыми не согласен заявитель. В рассматриваемом случае предметом жалобы является несогласие заявителя с разъяснением законодательства, данным ему в ответе на обращение;

2) мотивы (основания) жалобы, которыми могут служить юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности действий государственных органов, организаций или должностных лиц;

3) наименование суда, в который подается жалоба;

4) наименование и место жительства (место нахождения) заявителя, а также его представителя, если жалоба подается представителем, их контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии);

5) наименование и место нахождения государственного органа, фамилию, имя отчество, должность, место работы должностного лица, действие (бездействие) которых обжалуется, их контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии);

6) наименование документа (жалоба);

7) перечень приложений;

8) подпись заявителя или его представителя и дату подачи жалобы;

9) доказательства, подтверждающие каждый из мотивов жалобы;

10) другие данные, вытекающие из ГПК и иных законодательных актов, необходимые для решения вопроса о принятии жалобы (соблюдение досудебного порядка обжалования и т.п.).

Кроме того, жалоба может включать требования о совершении судьей действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству, о рассмотрении дела в отсутствие заявителя и т.п. Если жалоба подается представителем, к ней прилагается документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В жалобе на ответ государственного органа о разъяснении законодательства заявитель должен указать мотивы, по которым он не согласен с разъяснением. Сложно предположить, какие именно это могут быть мотивы, поскольку предполагается, что заявитель не является компетентным в области применения соответствующих норм законодательства.

В одном из решений по делу об обжаловании ответа налогового органа на обращение юридического лица суд определил, что данный ответ не подлежит признанию недействительным, поскольку:

1) налоговый орган в пределах своих полномочий имел право давать ответ на обжалуемое обращение, т.е. не вышел за пределы своих полномочий;

2) нарушений порядка рассмотрения обращения со стороны налогового органа судом не было выявлено;

3) по существу ответа налогового органа судом оценка не дается, поскольку данный ответ не имеет силы ненормативного правового акта, обязательного для исполнения (решение хозяйственного суда Минской области от 26.02.2013).

Еще в одном судебном постановлении суд прямо указал, что в соответствии со ст. 266-2 ХПК проверка судом ответа государственного органа на предмет соответствия изложенных в нем выводов действующему законодательству не входит в предмет доказывания по данной категории дел (постановление апелляционной инстанции экономического суда Могилевской области от 02.12.2014).

Вместе с тем в судебной практике встречаются примеры, когда суд, рассматривая дело об обжаловании ответа государственного органа на обращение, все-таки дает оценку выводам государственного органа с точки зрения их соответствия законодательству.

Суд отказал заявителю в признании недействительным ответа налогового органа, поскольку налоговым органом на поставленный заявителем вопрос ответ дан по существу обращения с соблюдением требований Закона об обращениях граждан. При этом суд сопоставил выводы налогового органа, изложенные в ответе на обращение, с нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь, Налогового кодекса Республики Беларусь, актами законодательства о бухгалтерском учете. По итогам такого сопоставления суд пришел к выводу, что ответ налогового органа на обращение заявителя не противоречит законодательству и налоговым органом указаны верные ссылки на нормы законодательства в обоснование своего ответа (решение хозяйственного суда Витебской области от 11.02.2013).

Наиболее оптимальными мотивами жалобы могут послужить фактические обстоятельства, свидетельствующие о неверном разъяснении государственным органом законодательства применительно к ситуации конкретного заявителя. Например, основанием жалобы может послужить то, что, давая ответ на обращение, государственный орган не исследовал все обстоятельства, изложенные в обращении и являющиеся важной исходной базой для дачи ответа. Основанием жалобы могут стать в т.ч. факты, свидетельствующие о расхождении данного государственным органом разъяснения законодательства с правоприменительной практикой.

В жалобе может также содержаться указание на определенные средства защиты прав заявителя или иных лиц посредством:

1) отмены, изменения действий государственного органа, организации или должностного лица. В рассматриваемом случае заявитель может в качестве отмены действия государственного органа требовать признания ответа на обращение несоответствующим законодательству (незаконным);

2) установления его обязанности совершить определенное действие. Например, применительно к неверному разъяснению законодательства, связанному с неполным выяснением государственным органом обстоятельств, имеющих значение для ответа на обращение, заявитель может требовать обязать государственный орган изучить все указанные обстоятельства и дать ответ с учетом такого изучения;

3) иным предусмотренным законом способом.

Обжалование ответа на обращение о разъяснении законодательства в порядке хозяйственного судопроизводства также осуществляется посредством подачи в суд жалобы. Такая жалоба должна содержать (ст. 159, часть вторая ст. 266-2 ХПК):

1) наименование суда, рассматривающего экономические дела, в который подается жалоба;

2) фамилии, собственные имена, отчества (наименования) лиц, участвующих в деле (заявителя и соответствующего государственного органа, иной организации, должностного лица), их место жительства (место пребывания) или место нахождения, банковские реквизиты, контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии);

3) обстоятельства, на которых основаны требования заявителя;

4) доказательства, подтверждающие основания требований;

5) требования заявителя со ссылкой на акты законодательства (о признания ответа на обращение о разъяснении законодательства незаконным, об установлении обязанности государственного органа или должностного лица дать заявителю новый ответ с учетом более детального изучения изложенных в обращении обстоятельств).

6) сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, поскольку необходимость соблюдения такого порядка установлена Законом;

7) перечень прилагаемых к заявлению документов;

8) дату ответа на обращение;

9) указание на то, какие права и законные интересы заявителя нарушаются ответом или его отдельными положениями, требования каких законодательных или иных нормативных правовых актов нарушены ответом.

В заявлении об обжаловании ответа государственного органа или должностного лица о разъяснении законодательства заявитель должен указать обстоятельства, в связи с которыми он не согласен с разъяснением. Это могут быть фактические обстоятельства, свидетельствующие о неверном разъяснении государственным органом или должностным лицом законодательства применительно к ситуации конкретного заявителя и (или) о расхождении такого разъяснения с правоприменительной практикой.

К жалобе прилагается копия ответа на обращение, который обжалуется. Заявление может содержать:

– сведения о совершении судом, рассматривающим экономические дела, действий, необходимых для подготовки дела к судебному разбирательству;

– иные сведения, необходимые для правильного разрешения спора.

Сроки для обращения в суд

Жалоба может быть подана в суд:

– в месячный срок, исчисляемый со дня получения гражданином отказа вышестоящего государственного органа, юридического лица, организации либо должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был получен на нее ответ, а при отсутствии обязательного внесудебного порядка обжалования – со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права (ст. 355 ГПК);

– не позднее месяца со дня получения заявителем ответа вышестоящей организации на обращение (при отсутствии обязательного досудебного порядка обжалования – со дня получения заявителем ответа организации) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы на ответ на обращение в вышестоящую организацию, если заявителем не был получен на нее ответ (часть третья ст. 266-2 ХПК).

Пропущенный по уважительным причинам срок для подачи жалобы может быть восстановлен судом (часть вторая ст. 355 ГПК, часть четвертая ст. 266-2 ХПК).

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит решение:

1) об обоснованности жалобы и обязанности устранить допущенное нарушение, если суд признает обжалуемые действия (бездействие) неправомерными, ущемляющими права гражданина. Например, суд может возложить на государственный орган, иную организацию обязанность более полно и всесторонне исследовать обстоятельства, изложенные в обращении, и по итогам такого исследования дать новое разъяснение соответствующих норм законодательства. Решение суда по жалобе для устранения допущенных нарушений направляется руководителю государственного органа, юридического лица, организации, должностному лицу, действия которых были обжалованы, либо в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, юридическому лицу, в организацию, должностному лицу в течение 3 дней со дня вступления решения в законную силу. Об исполнении решения суда по жалобе должно быть сообщено суду и заявителю не позднее чем в месячный срок со дня получения решения суда;

2) об отказе в удовлетворении жалобы, если суд установит, что обжалуемые действия были совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий государственного органа, юридического лица, организации либо должностного лица.

Выводы

Применительно к обжалованию ответа на обращение о разъяснении законодательства решение суда об отказе в удовлетворении жалобы представляется наиболее вероятным, особенно если она основана исключительно на том, что государственный орган неправильно применил нормы законодательства. Это связано с тем, что разъяснение законодательства в той или иной области находится в компетенции государственного органа, и, давая такое разъяснение, государственный орган действует в пределах своих полномочий.

Вместе с тем законодательством государственному органу предоставлены полномочия на разъяснение законодательства лишь в соответствующей отрасли управления. Так, часть третья ст. 357 ГПК и часть восьмая ст. 266-2 ХПК прямо указывают, что одним из оснований вынесения решения об отказе в удовлетворении жалобы является дача государственным органом ответа на обращение в пределах его полномочий. Если государственный орган даст разъяснение законодательства, не регулирующего отношения в данной отрасли, то такое действие государственного органа выйдет за пределы его полномочий. Следовательно, на наш взгляд, в такой ситуации имеются основания для удовлетворения жалобы. В данном случае судом на государственный орган может быть возложена обязанность в новом ответе на обращение дать заявителю разъяснение только тех норм законодательства, которые регулируют отношения в соответствующей отрасли, а по вопросам, выходящим за рамки данной отрасли, рекомендовать гражданину обратиться в другой государственный орган или иную организацию.

Читайте также: