Обязанности бортинженера воздушного судна

Обновлено: 13.06.2024

Авиатранспорт – одно из эффективнейших средств грузовых и пассажирских перевозок. В мире насчитывается обширный парк авиалайнеров, грузовых самолетов и вертолетов. Однако при этом их надо готовить к полетам особенно тщательно.

При этом пассажирские самолеты работают фактически без остановки. Любой простой – убытки для авиакомпании. Так что готовить к полетам их должны исключительно квалифицированные техники и бортмеханики.

Кто такой бортмеханик?

Бортмеханик – это член летной команды, который проводит техническое обслуживание самолетов, вертолетов, а также других воздушных судов. Именно от него зависит, как полетит воздушное судно и полетит ли вообще.

Довольно часто между собой путают работу бортинженера и бортмеханика. И в этом нет ничего удивительного, поскольку профессии весьма похожи.

В обоих случаях требуется обязательное профильное образование в авиационном учебном заведении, в обоих предполагается, что специалист будет обслуживать воздушное судно. Но при этом именно бортмеханик работает в составе летного экипажа. Его задача – следить за состоянием воздушного судна как на земле, так и в небе.

Обязанности бортмеханика

В сферу деятельности данного члена экипажа можно включить следующее:

  • проверка исправности всего оборудования, устранение выявленных неисправностей;
  • подготовка соответствующей документации;
  • отладка работа радиооборудования;
  • проверка оборудования и систем после проведения испытаний;
  • подготовка оборудования к проведению испытаний.

Профессиональные требования к бортмеханику

Необходимо отметить, что для всех специалистов в области авиации выдвинуты достаточно высокие стандарты знаний и навыков. Данная сфера не предполагает возможности обучаться в процессе или восполнять пробелы знаний на практике. Поэтому отбор кандидатов очень строг, так что высокая актуальность этой отрасли позволяет подбирать кадры, которые будут максимально соответствовать всем требованиям.

Для того, чтобы работать в качестве бортмеханика необходимо иметь законченное профильное образование, иметь налёт на комплексном тренажере.

Специалисту данного профиля необходимо знать следующее:

  • устройство двигателей, топливных систем и других механизмов;
  • принципы использования оборудования;
  • техника пожарной безопасности на воздушном судне;
  • методы выявления неисправности устройств;
  • система связи и сигнализации, принятая в отрасли.

Где выучиться на бортмеханика?

Принято выделять гражданскую и военную авиацию, следовательно, выучиться на интересующую профессию можно как в военном училище, так и в высшем учебном заведении. При этом необходимо отметить, что выпускники военных образовательных учреждений по истечению определенного количества времени могут уволиться из армии и пойти работать по своему профилю, но уже в гражданскую авиацию. А вот совершить подобный переход из гражданской авиации в военную крайне сложно. В связи с этим абитуриенту гораздо лучше будет изначально определиться с направлением работы. То же самое касается выбора техники: одни бортмеханики обслуживают вертолеты, другие – самолеты.

Еще одной особенностью военных училищ является то, что вне зависимости от направления большое внимание уделяется физической подготовке поступающего. В это же время гражданские вузы не выдвигают таких жестких требований для своих абитуриентов по направлению бортмеханик.

Устроиться бортмехаником может только человек с профильным среднеспециальным или высшим образование. Это одна из немногих профессий, где невозможно построить карьеру без соответствующего образования. Также сейчас можно наблюдать тенденцию того, что на должность бортмеханика все чаще принимают лиц именно с высшим образованием.

Карьерные перспективы при работе бортмехаником

Поскольку в этой профессии крайне важны знания, а также практический опыт, то почти все бортмеханики начинают с деятельности наземного техника. Постепенно по мере развития мастерства специалиста ожидает повышение.

Уже будучи на должности бортмеханика, член экипажа начинает совершать полеты. Чем больше опыт и шире кругозор специалиста, тем сложнее маршруты он получает. Конечно, в этом случае необходимо учитывать и дополнительные знания бортмеханика. Например, если он владеет английским или другим иностранным языком, то может совершать и международные рейсы.

Еще одним вариантом развития карьеры бортмеханика является профессиональное становление как бортинженера. Эта должность еще более ответственная и получить ее могут только те, кто прошел дополнительную подготовку.

Кроме того, бортмеханик всегда может перейти и на стезю преподавания. При этом его навыки понадобятся не только в профильных учебных заведениях, но и в образовательных центрах авиакомпаний, которые готовят бортпроводников.

Таким образом, можно сделать вывод, что вариантов для дальнейшего развития и самосовершенствования у данных специалистов предостаточно. Им необходимо лишь здраво оценивать возможности своего здоровья и достоинства с недостатками различных направлений.

Медицинские противопоказания при работе бортмехаником

Ко всем членам летного экипажа предъявляются серьезные требования по состоянию здоровья. Они регулярно должны проходить медицинские комиссии, чтобы подтверждать свою пригодность к летной работе.

К медицинским противопоказаниям можно отнести:

  • заболевания сердечно-сосудистой системы;
  • заболевания органов дыхания;
  • заболевания опорно-двигательного аппарата;
  • нервные и психические расстройства;
  • заболевания зрения и слуха.

Для того, чтобы работать бортмехаником необходимо иметь определенные черты характера:

  • ответственность;
  • исполнительность;
  • внимательность;
  • наблюдательность;
  • оперативность;
  • стрессоустойчивость.

Уровень заработной платы профессии бортмеханик

Технический персонал авиации на сегодняшний день имеет весьма высокие заработные платы, что прямо объясняет, почему на квалифицированных специалистов нет острого спроса. Сотрудники компаний удовлетворены своими окладами и не хотят менять место работы. В среднем бортмеханик зарабатывает около 100 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии бортмеханик

К положительным аспектам профессии можно отнести:

  • престижность;
  • перспективы карьерного роста;
  • высокий уровень заработной платы.

В число минусов стоит включить:

  • высокий уровень ответственности;
  • частые стрессы;
  • физические перегрузки.

Должностная инструкция бортового инженера (бортового механика)

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции бортового инженера (бортового механика).

Должностная инструкция бортового инженера (бортового механика) должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности бортового инженера (бортового механика), права бортового инженера (бортового механика), ответственность бортового инженера (бортового механика).

В должностной инструкции бортового инженера (бортового механика) должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности

  • Выполняет работы по предварительной и предполетной подготовке воздушного судна к полету.
  • Обеспечивает сохранность закрепленного инструмента и его исправность, своевременно оформляет бортовую эксплуатационную документацию.
  • Осуществляет проверку наличия на борту воздушных судов документации, необходимого количества топлива, масла, спецжидкостей, газов, а также осмотр кабины экипажа и заключительный внешний осмотр воздушного судна.
  • Осуществляет в полете управление двигателями и бортовыми системами воздушных судов, контроль за их работой, проверку по показаниям приборов и светосигнальных табло соответствия работы двигателей и бортовых систем воздушных судов нормативным показателям на всех этапах полета; своевременное определение отклонений в функционировании силовых установок и бортовых систем воздушных судов.
  • Своевременно информирует командира воздушного судна об обнаруженных отклонениях и дает рекомендации по их устранению, устраняет в полете появившиеся и доступные для устранения неисправности двигателей и бортовых систем воздушных судов.
  • Определяет появление аварийной ситуации в полете и обеспечивает взаимодействие членов экипажа при устранении обнаруженных неисправностей.
  • Осуществляет контроль работы средств заправки, проверяет соответствие марки авиатоплива, масла и спецжидкостей и наличие разрешения к применению на конкретном типе воздушного судна, контролирует их расход в полете и остаток.
  • При выполнении полетов в условиях чрезвычайных ситуаций организует размещение грузов на воздушном судне.
  • Участвует в осмотрах авиационной техники и в работах по выявлению, анализу и устранению причин ее неисправностей, принимает меры по их предупреждению.
  • Ведет бортовой журнал воздушного судна и другую отчетно-учетную документацию.
  • Участвует в проведении поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ.

Бортовой инженер (бортовой механик) при выполнении своих должностных обязанностей должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам развития воздушного транспорта;
  • нормативные и методические документы, регламентирующие летную работу;
  • порядок организации работ по летной и технической эксплуатации авиационной техники и управлению воздушным движением;
  • эксплуатационные характеристики авиационной техники;
  • требования, предъявляемые к уровню профессиональной подготовки бортовых инженеров;
  • методику летной подготовки и обучения летного состава;
  • руководство по поиску и спасанию;
  • наставления, регламентирующие организацию поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации

Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж летной работы не менее 3 лет.


Раньше большинство более крупных самолетов проектировались и строились с должностью бортинженера. Для гражданских самолетов США, которым в составе экипажа требуется бортинженер, FE должен иметь сертификат бортинженера FAA с характеристиками возвратно-поступательного, турбовинтового или турбореактивного двигателя, соответствующими данному воздушному судну. В то время как четырехмоторный Douglas DC-4 не требовал FE, сертификаты типа FAA на последующие четырехмоторные поршневые самолеты (DC-6, DC-7, Constellation, Boeing 307 и 377) и ранние трех- и четырехдвигательные самолеты. Реактивные двигатели (Боинг 707, 727, ранний 747, DC-8, DC-10, L-1011) требовали бортинженера. Позже были спроектированы двух-, трех- и четырехмоторные реактивные самолеты (Airbus A320, MD-11, 747-400 и более поздние версии) с достаточной автоматизацией, чтобы исключить эту позицию.

Содержание

История

Первым военным самолетом США с FE был Консолидированный PBY который был принят на вооружение ВМФ в 1936 году. Панель КЭ располагалась в пилоне между фюзеляжем и крылом. FE не имел органов управления зажиганием, дроссельной заслонкой и воздушным винтом, поэтому для запуска двигателей также требовался человек в кабине. [1]

Первым коммерческим наземным самолетом с бортовой станцией был Боинг 307 Стратолайнер, но только десять были построены до начала Вторая Мировая Война. Во время войны Авро Ланкастер и Хэндли Пейдж Галифакс бомбардировщики использовали FE, так как на этих больших самолетах работал только один пилот. Первая военная операция союзников во время Второй мировой войны с участием ФЭ произошла в феврале 1941 г. Шорт Стирлинг; это был первый четырехмоторный бомбардировщик войны, совершенный РАФ. [2]

Обязанности


FE также несут ответственность за предполетный и послеполетный осмотр воздушного судна, а также за правильность расчета веса и балансировки воздушного судна для обеспечения центр тяжести в пределах допустимого. [4] На самолетах, где станция FE расположена на одной кабине экипажа сразу за двумя пилотами (все западные трех- и четырехместные палубные самолеты), они также контролируют траекторию полета, скорость и высоту самолета. Значительная часть их времени тратится на перекрестную проверку выбранных пилотами. FE - системный эксперт самолета с обширными механическими и техническими знаниями в области авиационных систем и характеристик самолета. [4] На некоторых военных самолетах (Локхид С-5 Галактика, Боинг E-3 Sentry, Макдоннелл Дуглас KC-10) FE сидит за вторым пилотом в кабиналицом наружу для управления панелью переключателей, приборов и индикаторов или вперед для управления дросселями, органами управления освещением и управлением полетом. На Туполев Ту-134 FE находится в носовой части самолета. На других западных военных самолетах, например на Локхид Р-3 Орион и Lockheed C-130H ГеркулесFE расположены между пилотами, немного позади них (а в случае моделей C-130A-H - немного выше). На P-3 Orion, E-6B Mercury и E-3 Sentry FE отвечает за запуск и остановку двигателей в начале и в конце каждого полета, а также во время остановок в полете, которые выполняются для экономии топлива. дальние операции. В некоторых вооруженных силах FE самолета также имеет право производить и сертифицировать ремонт самолета, когда он находится вдали от своей базы. Это может устранить необходимость в технических ремонтных бригадах для сопровождения самолета в короткие сроки.

На гражданских самолетах FE расположен так, что они могут контролировать передние приборы, выбор пилота и регулировать рычаги тяги, расположенные на центральной опоре; кресло FE может перемещаться вперед и назад, а также может поворачиваться в сторону на 90 градусов, что позволяет им смотреть вперед и устанавливать мощность двигателя, затем перемещаться на корму и вращаться вбок для контроля и настройки панели систем. FE является бортовым экспертом по системам самолета и отвечает за поиск и устранение неисправностей и предлагает решения для аварийных ситуаций в полете и ненормальных технических условий, а также за вычисления. взлететь и посадка данные. Сиденье FE на современных самолетах имеет полный диапазон движений (из стороны в сторону, вперед-назад, поворот, вверх и вниз), чтобы приспособиться ко многим положениям, необходимым для контроля и управления системами самолета.

Основная философия кабины экипажа из трех человек во многих летных операциях, в случае возникновения аномалии или аварийной ситуации, заключается в том, что капитан должен передать фактический полет самолета первому помощнику (второму пилоту). Капитан и FE вместе рассматривают и выполняют необходимые действия, необходимые для локализации и устранения проблемы. Это распределяет рабочую нагрузку и обеспечивает систему перекрестной проверки, которая максимизирует безопасность. Капитан является менеджером и принимает решения (пилот не летает, PNF), первый помощник или второй пилот является фактическим летчиком самолета (пилот летит, PF), а FE читает контрольные списки и выполняет действия. требуется под эгидой капитана. Могут быть случаи, когда роли пилотов во время аварийной ситуации меняются местами, то есть второй пилот становится PNF, а капитан становится PF; один такой пример был на A300 Самолеты серии B, когда произошла полная потеря электроэнергии, подаваемой генератором, после чего резервные приборы, которые питались, были только на стороне капитана, требуя, чтобы капитан был PF, а PNF и FE для решения проблемы.

В течение Вторая Мировая Война многие США бомбардировщик самолет включал должность бортинженера. Тем не менее, эта должность также выполняла функции наводчика, обычно управляющего верхней башней, как и в случае с Боинг Б-17 Летающая Крепость. На некоторых коммерческих авиалайнерах с бортинженером FE является третьим в команде после капитана и первый офицер.

Устранение

Начиная с 1980-х годов, разработка мощных и малых интегральные схемы и другие достижения в компьютеры а цифровые технологии устранили необходимость в бортинженерах авиалайнеров и многих современных военных самолетов. Некоторые из последних самолетов, построенных со станциями FE, были раннего производства. Боинг 767, Туполев Ту-154с, и военные варианты Боинг 707, такой как E-3 Часовой и E-6 Меркурий.

На самолетах с двумя пилотами в кабине экипажа датчики и компьютеры автоматически контролируют и настраивают системы. [3] На борту нет технического эксперта и третьей пары глаз. При возникновении неисправности, отклонения от нормы или аварийной ситуации это отображается на электронной панели дисплея. Один пилот выполняет полет, а другой пилот начинает читать и выполнять Руководство по быстрой реакции (QRH) для решения проблемы. Современные технологические достижения в современной авиации снизили зависимость от человеческого контроля над системами. [3]

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции бортового инженера (бортового механика), образец 2022 года. Должностная инструкция бортового инженера (бортового механика) должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности бортового инженера (бортового механика), права бортового инженера (бортового механика), ответственность бортового инженера (бортового механика).

Должностная инструкция бортового инженера (бортового механика) относится к разделу "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта".

В должностной инструкции бортового инженера (бортового механика) должны быть отражены следующие пункты:

Должностные обязанности бортового инженера (бортового механика)

1) Должностные обязанности. Выполняет работы по предварительной и предполетной подготовке воздушного судна к полету. Обеспечивает сохранность закрепленного инструмента и его исправность, своевременно оформляет бортовую эксплуатационную документацию. Осуществляет проверку наличия на борту воздушных судов документации, необходимого количества топлива, масла, спецжидкостей, газов, а также осмотр кабины экипажа и заключительный внешний осмотр воздушного судна. Осуществляет в полете управление двигателями и бортовыми системами воздушных судов, контроль за их работой, проверку по показаниям приборов и светосигнальных табло соответствия работы двигателей и бортовых систем воздушных судов нормативным показателям на всех этапах полета; своевременное определение отклонений в функционировании силовых установок и бортовых систем воздушных судов. Своевременно информирует командира воздушного судна об обнаруженных отклонениях и дает рекомендации по их устранению, устраняет в полете появившиеся и доступные для устранения неисправности двигателей и бортовых систем воздушных судов. Определяет появление аварийной ситуации в полете и обеспечивает взаимодействие членов экипажа при устранении обнаруженных неисправностей. Осуществляет контроль работы средств заправки, проверяет соответствие марки авиатоплива, масла и спецжидкостей и наличие разрешения к применению на конкретном типе воздушного судна, контролирует их расход в полете и остаток. При выполнении полетов в условиях чрезвычайных ситуаций организует размещение грузов на воздушном судне. Участвует в осмотрах авиационной техники и в работах по выявлению, анализу и устранению причин ее неисправностей, принимает меры по их предупреждению. Ведет бортовой журнал воздушного судна и другую отчетно-учетную документацию. Участвует в проведении поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ.

Бортовой инженер (бортовой механик) должен знать

2) Бортовой инженер (бортовой механик) при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам развития воздушного транспорта; нормативные и методические документы, регламентирующие летную работу; порядок организации работ по летной и технической эксплуатации авиационной техники и управлению воздушным движением; эксплуатационные характеристики авиационной техники; требования, предъявляемые к уровню профессиональной подготовки бортовых инженеров; методику летной подготовки и обучения летного состава; руководство по поиску и спасанию; наставления, регламентирующие организацию поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации бортового инженера (бортового механика)

3) Требования к квалификации. Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж летной работы не менее 3 лет.

Должностная инструкция бортового инженера (бортового механика) - образец 2022 года. Должностные обязанности бортового инженера (бортового механика), права бортового инженера (бортового механика), ответственность бортового инженера (бортового механика).


Раньше большинство более крупных самолетов проектировались и строились с должностью бортинженера. Для гражданских самолетов США, которым в составе экипажа требуется бортинженер, FE должен иметь сертификат бортинженера FAA с характеристиками поршневого, турбовинтового или турбореактивного двигателя, соответствующих данному самолету. В то время как четырехмоторный Douglas DC-4 не требовал FE, сертификаты типа FAA на последующие четырехмоторные поршневые самолеты (DC-6, DC-7, Constellation, Boeing 307 и 377) и ранние трех- и четырехдвигательные самолеты. Реактивные двигатели (Боинг 707, 727, ранний 747, DC-8, DC-10, L-1011) требовали бортинженера. Меньшие двухдвигательные самолеты (DC-9, 737) никогда не были достаточно сложными, чтобы требовать бортинженера, в то время как более поздние двух-, трех- и четырехдвигательные самолеты (Airbus A300, MD-11, 747-400 и более поздние) были разработаны с достаточным автоматика для устранения позиции.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Первым военным самолетом США, на котором был установлен FE, был Consolidated PBY, который был введен в военно-морскую службу в 1936 году. Панель FE была расположена в пилоне между фюзеляжем и крылом. FE не имел органов управления зажиганием, дроссельной заслонкой и воздушным винтом, поэтому для запуска двигателей также требовался человек в кабине.

Первым коммерческим наземным самолетом, оснащенным бортовой станцией, был Boeing 307 Stratoliner , но до начала Второй мировой войны было построено только десять . Во время войны бомбардировщики Avro Lancaster и Handley Page Halifax использовали FE, поскольку на этих больших самолетах использовался только один пилот. Первая военная операция союзников во время Второй мировой войны с участием FE произошла в феврале 1941 года с использованием Short Stirling ; это был первый четырехмоторный бомбардировщик войны ВВС Великобритании .

Обязанности


FE также несут ответственность за предполетный и послеполетный осмотр воздушного судна и обеспечение правильного расчета веса и балансировки воздушного судна для обеспечения того, чтобы центр тяжести находился в установленных пределах. На самолетах, где станция FE расположена на одной кабине экипажа сразу за двумя пилотами (все западные трех- и четырехместные палубные самолеты), они также контролируют траекторию полета, скорость и высоту самолета. Значительная часть их времени тратится на перекрестную проверку выбранных пилотами. FE - системный эксперт самолета с обширными механическими и техническими знаниями в области авиационных систем и характеристик самолета. На некоторых военных самолетах ( Lockheed C-5 Galaxy , Boeing E-3 Sentry , McDonnell Douglas KC-10 ) FE сидит за вторым пилотом в кабине , лицом к борту, чтобы управлять панелью переключателей, датчиков и индикаторов, или вперед, чтобы управлять дросселями, средствами управления освещением, средствами управления полетом. На Ту-134 Туполев находится в носовой части самолета. На других западных военных самолетах, таких как Lockheed P-3 Orion и Lockheed C-130H Hercules , самолеты FE располагаются между пилотами, немного позади них (а в случае моделей C-130A-H - немного выше). . На P-3 Orion, E-6B Mercury и E-3 Sentry FE отвечает за запуск и остановку двигателей в начале и в конце каждого полета, а также во время остановок в полете, которые выполняются для экономии топлива. дальние операции. В некоторых вооруженных силах FE самолета также имеет право производить и сертифицировать ремонт самолета, когда он находится вдали от своей базы. Это может устранить необходимость в технических ремонтных бригадах для сопровождения самолета при кратковременном развертывании.

На гражданских самолетах FE расположены так, чтобы они могли контролировать передние приборы, выбор пилота и регулировать рычаги тяги, расположенные на центральной подставке; кресло FE может перемещаться вперед и назад, а также может поворачиваться в сторону на 90 градусов, что позволяет им смотреть вперед и устанавливать мощность двигателя, затем перемещаться на корму и поворачиваться вбок, чтобы контролировать и настраивать панель систем. FE является бортовым экспертом по системам воздушного судна и отвечает за поиск и устранение неисправностей и предложения решений для аварийных ситуаций в полете и ненормальных технических условий, а также за расчет данных о взлете и посадке . Сиденье FE на современных самолетах имеет полный диапазон движений (из стороны в сторону, вперед-назад, поворот, вверх и вниз), чтобы приспособиться ко многим положениям, необходимым для контроля и управления системами самолета.

Основная философия кабины экипажа из трех человек во многих летных операциях, в случае возникновения аномалии или аварийной ситуации, заключается в том, что капитан передает фактический полет самолета первому помощнику (второму пилоту). Капитан и FE вместе рассматривают и выполняют необходимые действия, необходимые для локализации и устранения проблемы. Это распределяет рабочую нагрузку и обеспечивает систему перекрестной проверки, которая максимизирует безопасность. Капитан является менеджером и принимает решения (пилот не летает, PNF), первый помощник или второй пилот является фактическим пилотом самолета (пилот летит, PF), а FE читает контрольные списки и выполняет действия. требуется под покровительством капитана. Могут быть случаи, когда роли пилотов во время аварийной ситуации меняются местами, т. Е. Второй пилот становится PNF, а капитан становится PF; один из таких примеров был на самолете A300 B-Series, когда произошла полная потеря электроэнергии, подаваемой генератором, после чего резервные приборы, которые были запитаны, были только на стороне капитана, требуя, чтобы капитан был PF, а PNF и FE должны решить проблему.

Во время Второй мировой войны многие американские бомбардировщики занимали должность бортинженера. Однако эта должность также выполняла функции наводчика, обычно управляющего верхней башней, как это было в случае с Boeing B-17 Flying Fortress . На некоторых коммерческих авиалайнерах с бортинженером FE является третьим в команде после капитана и первого помощника .

Устранение

Начиная с 1980-х годов, разработка мощных и небольших интегральных схем и другие достижения в области компьютеров и цифровых технологий устранили необходимость в бортинженерах на авиалайнерах и многих современных военных самолетах. Некоторыми из последних самолетов, построенных со станциями FE, были несколько ранних серийных Boeing 767 и Airbus A300 , Tupolev Tu-154 и военные варианты Boeing 707 , такие как E-3 Sentry и E-6 Mercury .

На самолетах с двумя пилотами в кабине экипажа датчики и компьютеры автоматически контролируют и настраивают системы. Нет бортового технического эксперта и третьей пары глаз. При возникновении неисправности, отклонения от нормы или аварийной ситуации это отображается на электронной панели дисплея. Один пилот выполняет полет, а другой пилот начинает читать и выполнять краткое справочное руководство (QRH) для решения проблемы. Современные технологические достижения в современной авиации снизили зависимость от человеческого контроля над системами.

Читайте также: