Должен ли судебный эксперт состоять в реестре экспертов техников

Обновлено: 30.06.2024

В последние несколько лет экспертное сообщество негодует — межведомственная аттестационная комиссия исключает из реестра экспертов-техников большое количество специалистов, а включает в этот реестр значительно меньше.

На данный момент ситуация исправляется, но весы еще не уравнялись, и сейчас происходит естественная убыль тех экспертов-техников, которые были включены в реестр ранее. Как мне видится, ошибки при составлении экспертных заключений вызваны в основном тем, что эксперт-техник при обращении к нему потерпевшего, так или иначе хочет составить своё заключение с наибольшей выгодой для клиента. Так было, так есть и так будет в любой сфере человеческой деятельности. В сфере ОСАГО эксперты-техники от страховых компаний занижают размер восстановительного ремонта, а независимые специалисты наоборот завышают её. Проводимые судебные экспертизы как бы должны показывать объективный результат, но происходит это не всегда.

Но не будем о причинах исключения из реестра, разберем основные причины, почему попасть в реестр трудно. Я их вижу две: 1 — нежелание сделать свою работу качественно, зачем, ведь раньше я делал так, как считал нужным, и нормально было, а теперь делать нужно так, как считает нужным МАК, и ничего тут не попишешь. 2 причина — невнимательность, ноги которой растут из первой причины.

Коллеги профессионалы возможно будут ругать меня за то, что помогаю начинающим специалистам сдать квалификационную работу, типа пусть сами учатся, но мне кажется, что на данный момент в обучении экспертов-техников есть провал в части прохождения аттестации — никто не учит их подготавливать заключение на аттестацию, как того требует МАК.

По многочисленным просьбам коллег, исключенных из государственного реестра экспертов-техников, а также претендентов на квалификацию эксперт-техник в данной статье опишу алгоритм оформления аттестационного заключения, которое было прислано для прохождения аттестации мне. Если есть конструктивные замечания, можете оставлять их на аппрайзере, я с радостью исправлю инструкцию.

Инструкция по составлению экспертного заключения для прохождения аттестации в межведомственной аттестационной комиссии экспертами-техниками

1. Начинается подготовка с получения и внимательного прочтения письма, присланного МАК, ниже приведен текст и выделены основные моменты, на которые следует обратить внимание.


В этом письме есть 11 важных моментов:

Теперь перейдем к составлению самого экспертного заключения

  1. Оформление заключения. Открываем положение 433, смотрим 8 пункт, в котором указано, что должно содержать ЭЗ:
  • Полное наименование экспертной организации – так как оно указано в учредительных документах или выписке из ЕГРЮЛ.
  • Организационно-правовую форму – тоже полностью, а не, например, ООО или ИП.
  • Место нахождения экспертной организации – по документам адрес.
  • Для ИП - место жительства, дату государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об указанной государственной регистрации.
  • Порядковый номер и дату составления заключения.
  • Основание для проведения экспертизы транспортного средства (с реквизитами) – смотрим выше, находим пункты 2 и 3, где указано, что является основанием для производства экспертизы. Всё это с реквизитами каждого документа (номер, если есть, и дата) должно быть указано в основаниях:
  • Договора на проведение экспертизы.
  • Регистрационных документов на транспортное средство.
  • Документов о дорожно-транспортном происшествии, переданных потерпевшим страховщику (либо их копии).
  • Справки о дорожно-транспортном происшествии (при её наличии).
  • Иных документов, оформленных по факту и обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия
  • Фамилию, имя, отчество (при наличии) потерпевшего – полностью.
  • Перечень и описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования в ходе экспертизы – указываем все, полученные от МАК документы, а также полные данные транспортного средства, включая пробег и дату начала эксплуатации – указывая дату, обосновываем её принятие (см. пример моего заключения).
  • Дату повреждения транспортного средства (дату дорожно-транспортного происшествия).
  • Данные транспортного средства страхователя (с указанием на факт его осмотра либо указанием документа, из которого получена информация о транспортном средстве).
  • Сведения о документах, в том числе о страховых полисах обязательного страхования гражданской ответственности потерпевшего и виновного в дорожно-транспортном происшествии, рассмотренных в процессе экспертизы, и полные наименования страховых организаций, их выдавших.
  • Вопросы, требующие разрешения в процессе проведения экспертизы – берем из образца скачанного заключения.
  • Перечень нормативного, методического, информационного, программного и другого обеспечения, использованного при проведении экспертизы – указываем все источники информации – сайты по ЗЧ, программные продукты по расчету, обязательно данные о том, как начертили схему, с использованием какой программы, какого решения.
  • Описание проведенных исследований – описываем, как проводится исследование по каждому вопросу.
  • Ограничения и пределы применения полученных результатов экспертизы – указываем в конце заключения.
  • Выводы об обстоятельствах, по которым эксперту-технику (экспертной организации) не были поставлены вопросы, но которые им (ею) были установлены в процессе проведения экспертизы – у меня таких выводов не было, поскольку никакого криминала не нашел, может быть у вас будут.
  • Выводы в целом по экспертизе и каждому из поставленных вопросов – вопрос-ответ в конце заключения.

Все необходимые моменты должны быть в заключении обозначены именно такими определениями, как указано в 433 положении ЦБ, не нужно придумывать лишнего – менять фразы.

  1. Составление акта осмотра. Открываем пункт 1.1. Единой методики, смотрим, что должен содержать акт осмотра.
  • Основание для проведения осмотра – договор, заявление.
  • Дата осмотра.
  • Место и условия проведения осмотра – указываем исходя из фото.
  • Данные регистрационных документов транспортного средства.
  • Сведения о владельце транспортного средства (фамилия, имя, отчество) – полностью.
  • Сведения о соответствии (несоответствии) идентификационных характеристик и параметров транспортного средства информации, содержащейся в регистрационных документах.
  • Дата повреждения транспортного средства.
  • Информация о пробеге транспортного средства с указанием источника данной информации.
  • Дата начала эксплуатации транспортного средства.
  • Сведения о комплектации транспортного средства.
  • Информация о повреждениях транспортного средства (характеристиках поврежденных элементов с указанием расположения, вида и объема повреждения), а также предварительное определение способа устранения повреждений и трудозатрат на выполнение не нормированных изготовителем транспортного средства ремонтных воздействий – определяем по размерам, согласно приложениям к ЕМ, описание следов также строго по приложению.
  • Информация о дефектах эксплуатации транспортного средства, повреждениях доаварийного характера, следах ранее проведенного ремонта, а также других факторов, влияющих на результаты экспертизы – тут очень внимательно исследуем, зафиксированные на фотографиях следы, обратите внимание на механизм следообразования. Я нашел на передке исследуемого ТС следы контакта от нескольких объектов и ударов, у вас наверняка тоже будет как-то так.
  • Предварительное установление принадлежности повреждений транспортного средства к рассматриваемому дорожно-транспортному происшествию – указываем, соответствует или нет.
  • Данные по определению технического состояния транспортного средства либо его остатков – указываем, в каком состоянии находится ТС – хорошее, удовлетворительное, новое и т.п., классификацию лучше брать тоже не из головы, а, например, из методики минюста.
  • Информация о возможных скрытых повреждениях (с указанием примерного места расположения и характера повреждений).
  • Информация о пробах и элементах транспортного средства, взятых для исследования (с описанием причины, вида и цели исследования) – если пробы не брались (кому они вообще нужны в ОСАГО, вообще не понятно, если нужна идентификация на втором ТС – намного легче установить наличие контакта по частным количественным признакам в следах), не указываем этот пункт.
  • Фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись лица, осуществившего осмотр транспортного средства – обращаю внимание, даже в ЕМ нет указания на необходимость проведения осмотра экспертом-техником лично.
  • Фамилии, имена, отчества (при наличии), замечания и подписи лиц, присутствовавших на осмотре – тут у нас быть мог только собственник, ставим напротив его фамилии, указанной полностью, крестик.
  • Дата составления акта осмотра – а вот это очень интересный момент, на который я раньше не акцентировал внимание. Акт осмотра согласно ЕМ, может быть составлен в другое от проведения осмотра время. Так что лучше указывать две даты – дату проведения осмотра и дату составления акта осмотра, если они разные. У меня указана одна дата, что, если сильно копать, является ошибкой, поскольку нет одного из обязательных реквизитов документа. И в суде, если попадется трухлявый юрист с вашей стороны, то вторая сторона может за это зацепиться.
  1. Исследование обстоятельств ДТП.
  • Эту часть выполняем по предоставленным документам – у меня было извещение, в заключении описываем, какими инструментами (программами) пользовались для реконструкции и моделирования дорожной ситуации. Если какие-то моменты не указаны в извещении или явно указаны не верно, например, указаны разные стороны поврежденного автомобиля в двух документах, или на схеме указана одна сторона, а поврежденные детали указаны с другой стороны, то есть два варианта решения: 1) запросить дополнительную информацию в МАК (чего я делать не рекомендую – нечего людям голову лишний раз кружить, у них и так забот хватает) 2) ввести дополнительные данные из объяснений, полученных при осмотре. Как пример – указать что, на схеме в извещении указана не правильная сторона поврежденного автомобиля, или перепутана сторона поврежденных элементов, указанные данные получены при осмотре со слов собственника ТС.
  • В образце заключения указан какой-то не очень связный текст про классификацию видов столкновения, и про стадии столкновения. Не понятно, что хотел сказать составитель заключения. Я использовал классификацию столкновений, согласно транспортной трасологии, а также пояснил из каких стадий состояло исследуемое столкновение. Может кто-то еще чем дополнит важным.
  • Графическая модельная реконструкция делается красиво, я использовал бесплатный сервис автокадабра.
  • Причины повреждений определяем по признакам в следах, согласно учению о следах – трасологии. То есть, диагностируем каждый след – как образован, направление воздействия, соответствие направлению удара при ДТП, если не соответствует – указываем, почему не соответствует. У меня было несколько левых следов даже в зоне удара, обоснуете технически свою точку зрения – её примут;
  • Указанные в извещении о ДТП детали, по которым установлено отсутствие повреждений при осмотре, также должны быть отражены в заключении, у меня была противотуманная фара отмечена в извещении, но повреждений на фотках по факту не имела – отразил в заключении, что сломано крепление ПТФ на бампере, в акте осмотра не указывал;
  • Выводы по повреждениям описываем по каждой группе следов;
  • Технология и методы ремонта устанавливаются по приложению к ЕМ, номер 3 по-моему)));
  1. Расчетная часть. Пояснять её не имеет смысла, там и так всё понятно – считаем то, что относится к ДТП, не считаем то, что не относится, если все следы правильно определили, проблем возникнуть не должно. Если нужно исключать окраску, то лучше указать в акте осмотра, что окраски требует более 25% процентов поверхности детали. Если коллеги решат дополнить, напишите мне на аппрайзере или в инстаграмме.

Образец заключения находится по ссылке здесь .

Материалы, которые присылали из МАК, находятся здесь.

Н.В. Богомолова

Работа экспертных организаций как почти единственного механизма, который стоит на пути у некачественных проектов, который отвечает за надежность и безопасность решений, принятых в проектной документации, всегда будет исключительно важна как для государства и граждан, так и для профессионального сообщества. В этих условиях особенное внимание должно уделяться правовому регулированию деятельности экспертных организаций: в первую очередь, статусу эксперта и определению подходов к формированию экспертного корпуса как базису, на котором возводится все здание института строительной экспертизы.

Часть 4.6 статьи 49 устанавливает, что подготовку заключений государственной и негосударственной экспертизы вправе осуществлять физические лица, аттестованные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, то есть на данный момент - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Эта работа проводится в порядке, определенном Положением об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года № 271 по направлениям деятельности, указанным в квалификационном аттестате. В настоящее время действует Минстроем России утвержден Перечень направлений деятельности экспертов.

Во время разработки этих документов профессиональным сообществом довольно долго обсуждался вопрос того, должен ли государственный эксперт быть штатным сотрудником организации по проведению государственной экспертизы. В 2007 и 2009 годах этот вопрос получал, в основном, положительный ответ. Однако сегодня, как то устанавливает часть 1 статьи 49.1 Градостроительного кодекса, а также пункт 8 Положения об аттестации, любое физическое лицо может быть аттестовано на право подготовки заключений экспертизы при условии его соответствия следующим требованиям:

1) наличие высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта;
2) постоянное проживание в Российской Федерации;
3) наличие стажа работы в сфере подготовки проектной документации и (или) выполнения инженерных изысканий по соответствующему направлению деятельности не менее пяти лет или стаж работы на соответствующих должностях в органах либо в организациях, проводящих экспертизу проектной документации и (или) экспертизу результатов инженерных изысканий, не менее трех лет;
4) отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления.
5) обладание необходимыми знаниями в области законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (включая требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства) в части, касающейся соответственно выполнения инженерных изысканий в целях проектирования, строительства и эксплуатации этих объектов либо осуществления их проектирования, строительства и эксплуатации.

Отдельно необходимо отметить, что первое требование, а именно наличие высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленному направлению деятельности эксперта, довольно нечеткое. Ведь в настоящее время в общепринятой системе российского высшего образования существует разделение выпускников вузов на бакалавров (4 года обучения в вузе), специалистов (5 лет обучения) и магистров (6 лет в вузе). Разумеется, уровень профессиональной подготовки у этих выпускников очень разный, хотя все они формально считаются получившими высшее образование.

Квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий действует на всей территории Российской Федерации. Срок действия аттестата – 5 лет. Физическое лицо вправе обратиться в Минстрой России с заявлением о продлении срока его действия путем переаттестации. Согласно части 7 статьи 49.1 Градостроительного кодекса квалификационный аттестат может быть аннулирован тем же органом, который его выдал, то есть, Минстроем России, до истечения срока его действия. Основанием для аннулирования аттестата являются:

1) установление факта участия эксперта в экспертизе при наличии личной заинтересованности в ее результатах, в том числе, если в подготовке проектной документации и (или) выполнении инженерных изысканий участвовали эксперт лично или его близкие родственники (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки), супруг;
2) установление факта представления для прохождения аттестации документов, содержащих недостоверные сведения;
3) вступление в законную силу решения уполномоченных органов о привлечении лица, которому выдан квалификационный аттестат, к ответственности за правонарушения в сфере его профессиональной деятельности.

Аттестованные эксперты вносятся Минстроем России в соответствующий реестр в порядке, установленном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 16 марта 2012 года № 102. Этот реестр открыт для всех заинтересованных лиц и ведется в электронном виде на официальном сайте Минстроя России. В реестре содержатся следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество физического лица, которому выдан квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
2) номер квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
3) дата выдачи и дата окончания срока действия квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
4) направления деятельности эксперта, по которым он может осуществлять подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
5) отметка об аннулировании, приостановлении, выдаче дубликата квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае принятия Министерством регионального развития Российской Федерации соответствующего решения).

Пункт 13 Положения об аттестации определяет, что при наличии действующего квалификационного аттестата эксперт может представить документы для прохождения аттестации на получение права подготовки заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по другому направлению деятельности. Данное правило касается лиц, работающих в организации по проведению государственной экспертизы и обладающих необходимым стажем.

В настоящее время в Правительстве Российской Федерации на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений в Градостроительный Кодекс Российской Федерации. Эти изменения связаны с необходимостью повысить требования, предъявляемые к аттестации физических лиц на право подготовки заключения экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.

Например, непростым было принятие решения о стаже работы, необходимом для такой аттестации. Сегодня в проектных организациях этот стаж составляет пять лет, однако вносились предложения продлить его до десяти и даже пятнадцати лет. В конечном итоге, в рассматриваемый проект вошел вариант, согласно которому длительность стажа эксперта должна составлять не менее семи лет.

Споры вызывает не только стаж, но и порядок проведения самой аттестации. В настоящее время она проводится в двух формах: устный экзамен и письменное тестирование, где при ответе на вопрос следует выбрать верный вариант из нескольких предложенных. Конечно, устный экзамен раскрывает возможности претендента значительно полнее и нагляднее, чем тестирование. Экзаменационная комиссия состоит из представителей Минстроя и специалистов Главгосэкспертизы России. Экзаменаторы могут лично познакомиться с кандидатом, задать дополнительные вопросы, послушать, как потенциальный эксперт обосновывает свою точку зрения и какие аргументы он подбирает. Но, как считает сообщество, и письменное тестирование имеет право на существование – как дополнительный экзамен. Во время такого тестирования кандидаты могли бы решать практические задачи, которые позволяли бы получить дополнительные данные об уровне их профессиональных знаний и навыков.
Кроме того, в законопроекте установлен перечень оснований для аннулирования квалификационного аттестата. Такими основаниями, например, могут стать:

- установление судом двух и более фактов совершения экспертом нарушений, влекущих за собой создание угрозы причинения вреда жизни, здоровью человека, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Речь идет о нарушениях, совершенных за последние пять лет профессиональной деятельности в качестве эксперта, либо о нарушениях, которые повлекли причинение указанного вреда вне зависимости от того, когда такие нарушения были совершены. В частности, нарушением является подготовка экспертом положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий, не соответствующих требованиям технических регламентов, или положительного заключения экспертизы проектной документации, не соответствующей требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий;

- установление судом двух и более фактов нарушений эксперта за последние пять лет его профессиональной деятельности. Речь идет о таких нарушениях, как подготовка экспертом отрицательного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий при соответствии их требованиям технических регламентов, или отрицательного заключения экспертизы проектной документации при ее соответствии требованиям технических регламентов и (или) результатам инженерных изысканий.
При этом, если причиной аннулирования квалификационного аттестата стали нарушения, которые повлекли за собой причинения вреда жизни, здоровью человека, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повторная аттестация эксперта не допускается.

В соответствии со статьями 7 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

Требования к техническому эксперту (приложение N 1);

Порядок включения физических лиц в реестр технических экспертов и исключения физических лиц из реестра технических экспертов (приложение N 2).

2. Настоящий приказ вступает в силу в установленном порядке, но не ранее вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".

Министр А. Улюкаев

Требования к техническому эксперту

Технический эксперт должен соответствовать следующим требованиям:

а) иметь высшее, среднее или дополнительное профессиональное образование

по профилю, соответствующему заявленной области специализации техническо-

го эксперта в соответствии с перечнем областей специализации технических экспертов[1];

б) иметь опыт работы в области деятельности, соответствующей заявленной области специализации технического эксперта в соответствии с перечнем областей специализации технических экспертов[1] не менее двух лет.

Порядок включения физических лиц в реестр технических экспертов и исключения физических лиц из реестра технических экспертов

1. Настоящий Порядок разработан в целях реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Федеральный закон).

2. Для включения в реестр технических экспертов физическое лицо, претендующее на получение статуса технического эксперта (далее - претендент), подает в Федеральную службу по аккредитации заявление о включении в реестр технических экспертов.

В заявлении о включении в реестр технических экспертов претендентом указывается:

а) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество;

б) адрес места жительства;

в) данные документа, удостоверяющего личность;

г) номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты;

д) страховой номер индивидуального лицевого счета;

е) заявленная область специализации технического эксперта в соответствии с перечнем областей специализации технических экспертов[1] (далее - область специализации);

ж) согласие претендента на обработку его персональных данных;

з) дата составления заявления;

и) подпись претендента.

3. К заявлению о включении в реестр технических экспертов претендентом должны быть приложены:

а) копии документов о получении физическим лицом высшего, среднего или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему заявленной области специализации;

б) копии документов, подтверждающих наличие опыта работы в области деятельности, соответствующей заявленной области специализации.

4. Заявление о включении в реестр технических экспертов и прилагаемые к нему документы направляются претендентом в Федеральную службу по аккредитации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", федеральную государственную информационную систему в области аккредитации.

5. В случае отсутствия в заявлении информации, предусмотренной пунктом 2 настоящего Порядка, либо непредставления документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка, Федеральная служба по аккредитации в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных заявления и документов возвращает их без рассмотрения претенденту посредством заказного почтового отправления с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Федеральной службы по аккредитации, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", федеральную государственную информационную систему в области аккредитации.

6. Федеральная служба по аккредитации включает претендента в реестр технических экспертов и определяет область специализации технического эксперта на основании области специализации, указанной в заявлении о включении в реестр технических экспертов, в течение 10 рабочих дней со дня поступления в Федеральную службу по аккредитации указанного заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка.

7. Физические лица, привлекавшиеся Федеральной службой по аккредитации к работам в области аккредитации в качестве экспертов по аккредитации и технических экспертов с 19 октября 2012 г. и до вступления в силу Федерального закона, а также технические эксперты, рекомендованные федеральными органами исполнительной власти по запросу Федеральной службы по аккредитации до вступления в силу Федерального закона, включаются Федеральной службой по аккредитации в реестр технических экспертов с учетом проводившейся Федеральной службой по аккредитации оценки уровня их образования и опыта работы при включении в состав экспертных групп до вступления в силу Федерального закона. Федеральная служба по аккредитации уведомляет указанных лиц в течение 30 рабочих дней с момента их включения в реестр технических экспертов. В случае непоступления в течение 30 дней с даты уведомления от указанных лиц согласия на включение в реестр технических экспертов они подлежат исключению из реестра технических экспертов.

8. Положения пункта 7 настоящего Порядка не применяются в отношении экспертов по аккредитации, привлекавшихся Федеральной службой по аккредитации к работам в области аккредитации с 19 октября 2012 г. и до вступления в силу Федерального закона, действие аттестации которых по состоянию на дату вступления в силу настоящего Порядка прекращено.

9. В целях внесения сведений в реестр технических экспертов физические лица, включенные в реестр технических экспертов в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка, в течение 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего Порядка представляют в Федеральную службу по аккредитации информацию, предусмотренную абзацами четвертым - восьмым пункта 2 настоящего Порядка, и документы, предусмотренное пунктом 3 настоящего Порядка.

10. Технический эксперт подлежит исключению из реестра технических экспертов в следующих случаях:

а) подтверждение Федеральной службой по аккредитации факта нарушения требований, предусмотренных частями 6-8 статьи 11 Федерального закона;

б) подтверждение Федеральной службой по аккредитации двух и более фактов нарушений техническим экспертом требований законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, не предусмотренных частями 6-8 статьи 11 Федерального закона, в течение 1 года;

в) поступление в Федеральную службу по аккредитации заявления технического эксперта об исключении из реестра технических экспертов, которое составляется в свободной форме и может быть направлено заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", федеральную государственную информационную систему в области аккредитации;

г) непоступление в установленный срок от физического лица, включенного в реестр технических экспертов в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка, информации и документов, представление которых предусмотрено пунктом 9 настоящего Порядка.

11. Решение об исключении технического эксперта из реестра технических экспертов по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" - "в" пункта 10 настоящего Порядка, принимается Федеральной службой по аккредитации в течение 10 рабочих дней со дня подтверждения фактов, предусмотренных подпунктами "а", "б" пункта 10 настоящего Порядка, или поступления от технического эксперта заявления об исключении из реестра технических экспертов.

Уведомление о принятии решения об исключении технического эксперта из реестра технических экспертов направляется Федеральной службой по аккредитации физическому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Федеральной службой по аккредитации, через информационно-телекоммуникационные сети общего доступа, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", федеральную государственную информационную систему в области аккредитации.

Информация об исключении физического лица из реестра технических экспертов по основанию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 10 настоящего Порядка, размещается на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня принятия Федеральной службой по аккредитации соответствующего решения.


В итоге вы наняли автоюриста, который и порекомендовал вам заказать независимую трасологическую экспертизу, чтобы наконец доказать свою невиновность в случившемся ДТП…

В какой момент следует проводить трасологическую экспертизу?

Первое, что вам нужно знать — постараться провести экспертизу еще на стадии административного разбирательства (комиссии) в ГИБДД, где принимается решение о наличии в действиях участников ДТП состава того или иного административного правонарушения.

Как известно, выводы административной группы в ГИБДД, как правило, служат основанием для принятия судом решения о взыскании с одного из участников ДТП денежной компенсации за причиненный ущерб.

Кстати, с образцом ходатайства о проведении трасологической экспертизы можно ознакомиться и скачать тут

Сохраняйте автомобиль в неизменном состоянии до момента проведения экспертизы

Для того, чтобы эксперт смог провести трасологическую экспертизу обязательно сохраняйте свой автомобиль в неизменном виде:

  • Не мойте его.
  • Не соскабливайте остатки краски и эмали.
  • Требуйте от органов ГИБДД сохранность автомобиля — принадлежащего второму участнику аварии.

Что делать, если вам отказали в проведении трасологической экспертизы в ГИБДД?

Бывалым автовладельцам давно известно, что проведение трасологической экспертизы в органах ГИБДД скорее исключение, чем правило.

Так что же прикажете делать, если вам отказали в проведении экспертизы, а начальник ГИБДД вынес постановление по имеющимся материалам дела?

Ответ на данный вопрос очевиден: обращайтесь с иском в суд, где уже на первом заседании у вас будет возможность подать ходатайство о назначении трасологической экспертизы, которое суд, в отличие он ГИБДД, должен рассмотреть и в 90% случаев — удовлетворить.

Можно ли провести трасологическую экспертизу без дозволения ГИБДД?

Да, действительно, в случае, если у вас на руках будут все имеющиеся по делу материалы, а пострадавший в результате ДТП автотранспорт доступен для экспертного осмотра и обследования, то у нас с вами нет ни каких препятствий для проведения так называемой независимой трасологической экспертизы.

К сожалению в 90% случаев, проведение независимой трасологической экспертизы весьма и весьма затруднительно по следующим причинам:

  • нет полного пакета материалов дела (схемы места ДТП, фотографий с места ДТП)
  • отсудствует доступ к одному из автомобилей
  • одна или обе автомашины отремонтарованы

Фактически любой из вышеуказанных пунктов лишает автоэксперта-трасолога выполнить экспертизу и чем-либо вам помочь.

Дело близится к суду…

Формат судебной экспетизы пожалуй самый эффективный и результативный способ доказать свою невиновность в случившемся, и мы постараемся раскрыть и разобрать его по полочкам.

Как выбрать эксперта-трасолога?

Итак, я надеюсь, что перед подачей иска в мировой или районный суд вы уже изучили интернет и нашли несколько автоэкспертных бюро и автоэкспертов, которым стоит доверять.

Давайте проверим, все-ли вы учли при выборе трасолога?

Основные требования к автоэксперту

Обязательное наличие у трасолога высшего автомобильного, либо в худшем случае — инженерного образования.

Ставим под запрет людей, которые не имеют к инженерным наукам ни какого отношения.

Дело в том, что в отдельных автоэкспертных бюро скапливаются люди, не нашедшие себе применения по своему базовому гуманитарному образованию. Именно поэтому мы отсекаем различного рода неудачников: юристов, учителей, филологов, историков, экономистов и прочий гуманитарный люд, который нам с вами совершенно не подходит…

Проверяем наличие у эксперта диплома эксперта-трасолога

Примечание: ВУЗов, где подготавливают экспертов-автотрасологов великое множество, познакомиться с ними можно тут.

Проверяем факт нахождения эксперта в государственном реестре экспертов-техников

Желательно, чтобы эксперт состоял в государственном реестре экспертов-техников Минюста РФ.

Действительно, если ваш спор находится в рамках ОСАГО, от эксперта, который будет обследовать и исследовать автомашины в обязательном порядке будет требоваться, чтобы он состоял в реестре экспертов-техников при Министерстве Юстиции.

Наличие у экспетра-трасолога положительной судебной практики

Если вы не сможете найти нужного вам эксперта, то ваш эксперт, увы, не сильно востребован в данном судебном органе.

Наличие практики проведения трасологической экспертизы в рамках уголовных и гражданских дел можно проверить путем истребования лично у трасолога последних его работ — последних экспертных заключений, которые он выполнял за последний год или два.

Проверка репутации эксперта-трасолога на сайтах-отзовиках

Проверка адекватности эксперта-трасолога, ну и конечно же самой автоэкспертной организации является пожалуй самым последним этапом тестирования.

Даже не смотря на тот факт, что 90% найденных вами позитивных отзывов будут заказными, вы получите массу интересных фактов, которые вам придется учитывать при выборе эксперта-трасолога.

Чего не стоит требовать от трасологов?

Не нужно пытаться искать у экспертной организации какой-либо лицензии на право проведения трасологической экспертизы, ровно также как и требовать некого членства в Саморегулируемой организации экспертов.

Дело в том, что на середину 2018 года все ещё действует федеральный закон о судебно-экспертной деятельности, который не требует от эксперта и судебно-экспертного учреждения каких-либо лицензий и уж тем более не требует членства в разных НП или СРО.

Мы можем только предполагать, что через год, два или три ситуация изменится, однако об этом можно лишь только дискутировать, причем очень долго и без особого результата.

Трасологическая экспертиза

апрель 2018 года

Просим Вас принять во внимание тот факт, что стоимость трасологической экспертизы может варьироваться в зависимости от объема исследования, поэтому для уточнения стоимости экспертизы, просим Вас


В прошлой статье мы поговорили о том, как стать автоэкспертом и я обещал написать пост о перспективах экспертов-техников на рынке труда России. Ниже я расскажу свое виденье данного вопроса. Поехали…

  1. Не пускать в реестр всех подряд, устроив квалификационный экзамен.
  2. Убрать из реестра нечестных экспертов-техников.

Как мне позвонили из Министерства Транспорта РФ?

Внимание. Обучение проводится именно в Государственном ВУЗе и по окончании обучения Вы получите диплом государственного образца с гербовой печатью ВУЗа. Поверьте, это очень нравится работодателям. Работодатели уже научились отличать качественное обучение в государственном ВУЗе от обучения в коммерческой организации, главной целью которой является извлечение прибыли.

Внимание. Не волнуйтесь, если Вы проживаете в другом городе. Сегодня сеть интернет развита даже в самых маленьких населенных пунктах страны. А доступ в интернет — это все что Вам нужно, чтобы начать обучение. Все обучение в нашем ВУЗе — дистанционное, т.е. отпрашиваться с работы и приезжать к нам не надо. По завершении обучения мы отправим Вам диплом курьером или Почтой России.

Долго со мной разговаривать не стали, мой звонок совершенно точно не был никому интересен. Просто сказали, что если к Вам будут вопросы, вы первым об этом узнаете. Больше контактов с этими людьми не было.

Что будет дальше с экспертами-техниками?

Я прошел профессиональную переподготовку в 2012 году и с тех пор несколько раз задавал себе вопрос о необходимости экспертов-техников. Мне и сейчас непонятна их роль. Есть много людей с профильным высшим образованием, которые без труда могут делать экспертизы после ДТП. Никаких сложностей в расчетах нет, программные комплексы очень совершенны. Делать калькуляции можно научить и обезьяну …

И только через шесть лет после начала обучения кто-то понял, что наплодили целую гору бездарей и реестр решили почистить. Безусловно в скором времени экспертов в реестре поубавится, но и оставшимся работы будет не хватать.

Сегодня страховой рынок из частных рук плавно переходит к государству. Росгосстрах, который занимает фактически треть рынка ОСАГО — это государственная компания (после ситуации с группой Открытие). Скорее всего государственными станут и несколько других крупных страховых компаний. Уже сейчас есть Единая Методика, расчеты по которой производятся явно ни в пользу потерпевшего в ДТП, а также поправки к Закону об ОСАГО, где речь идет о натуральном возмещении ущерба, т.е. о ремонте автомобиля. Натуральное возмещение действует во всех Западных странах и США. Если эти поправки в полную силу заработают, то у экспертов-техников вообще не будет работы, т.к. считать будет просто нечего. В каждом сервисном центре будет сидеть человек (может даже ни эксперт-техник) и согласовывать со страховой объем ремонта. Сейчас это прекрасно работает по КАСКО и тоже самое будет в скором времени по ОСАГО. В этой связи перспективы экспертов-техников выглядят весьма туманными. На западном рынке экспертов-техников вообще нет и специалистов с подобным функционалом тоже нет.

Почему я уверен, что эксперты-техники прекратят свое существование?

Многие прочитав написанное выше со мной наверно не согласятся. Это их личное дело … Я просто описываю свою точку зрения и не претендую на то, что во всем прав. Вот еще один довод в пользу того, что эксперты-техники никому не нужны.

В одном из Постановление РФ говорится о том, что эксперт-техник должен проходить обязательную профессиональную переаттестацию через 5 лет своей работы. Повторюсь, мы закончили обучение в 2012 году, в этом же году я попал в реестр экспертов-техников и до сих пор у меня никто не спрашивал по поводу прохождения переаттестации. Я знаком с ребятами, которые отучились и начали работать на год раньше меня и там ситуация похожая. И вряд ли стоит думать, что про таких как я просто забыли … Наверно причина все же в другом …

В своем следующем посте я расскажу почему работать автоэкспертом намного интереснее и перспективнее, чем экспертом-техником. Не пропустите.

С уважением к Вам, Евгений Тарасов.

Ваши вопросы и комментарии

Добрый день.
Наткнулся на Вашу статью.
Вы как-то размыто всё написали. И неполно…Торопились видать.

Идите учиться на суд.эксперта. Это другой уровень…

Николай,спасибо за высказанное мнение. Мы считаем, что эксперты-техники вообще скоро исчезнут. Страховые активно направляют на ремонт, а заниматься некачественным ремонт предстоит экспертам по специальностям 10.2 и 13.2.

Читайте также: